ООП до

Структура основной образовательной программы ДОО

Екатерина Белоглазова
Структура основной образовательной программы ДОО

ООП ДОУ а соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) в дополнительный размер.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором представлены основные направления, условные обозначения, сокращения и пр.

В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (см. пункт 2.11: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Однако в ФГОС ДО нет жестких требований к порядку следования разделов. Авторы сочли более удобным и логичным в программе «От рождения до школы»расположить разделы в следующим порядке: целевой, организационный и содержательный разделы.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна включать следующие структурные элементы.

Целевой раздел.

• Пояснительная записка

• Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Содержательный раздел.

• Содержание образования по пяти образовательным областям.

• Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

• Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Организационный раздел.

Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждая из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Особенности написания разделов программы ДО

Пояснительная записка.

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

В пояснительной записки раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО ;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в образовательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации наличием приоритетных, направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.). спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимы и для разработки реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информации о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, в данном случае программы «От рождения до школы» 9оязательная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и пр.).

Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены;

• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

• Способы и направления поддержки детской инициативы;

• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями и воспитанниками;

• Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Содержание-психолого педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

Данный раздел ООП ДО выстаивается на основе примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной области.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов х семей и педагогов и, в частности,может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блогов на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и /или инклюзивное образование.

В данном разделе должно быть представлено содержание образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот раздел базируется на соответствующем разделе примерной программы «От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Организационный раздел.

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опарой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает преставления о том, в каких условиях реализуется ООП ДО.В данном разделе должны быть представлены:

• распорядок и/или режим дня;

• традиционные для дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

• требования к материальным техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основы аналитический раздел примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с приоритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновыватьнеобходимые изменения в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т. д.

Краткая презентация

(дополнительный раздел)

Краткая презентация ООП ДО является дополнительным разделам ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации).

В соответствии с ФГОС,в краткой презентации ООП До должны быть указаны:

• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

• используемые примерные программы;

• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьей и детьми.

ФГОС. Требования к основной структуре ООП. Требования к разделам ОП: содержание коррекционной работы; организационный раздел ООП консультация на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида

«Радуга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФГОС. Требования к основной структуре ООП. Требования к разделам ОП: содержание коррекционной работы; организационный раздел ООП»

Подготовила: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ГОЛОВЛЁВА Н.В.

февраль 2015г.

Нарушение речи — достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. К наиболее сложным относятся органические нарушения (алалия, дизартрия, ринолалия), к менее сложным — функциональные (дислалия). Наше ДОУ имеет комбинированную направленность и оказывает психолого – педагогическую (логопедическую) помощь детям в комбинированных группах, в которых созданы условия для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с нарушением психического развития , с тяжёлыми нарушениями речи, а так же для воспитанников у которых , в речевом развитии, в частности, в становлении у них правильного звукопроизношения, могут наблюдаться отдельные недостатки , что приводит к временным (ситуативным ) трудностям в освоении образовательной программы дошкольного образования. Таким воспитанникам рекомендовано оказывать психолого – педагогическую (логопедическую) и социальную помощь в рамках коррекционного блока в образовательной программе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения — это программа, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Ведущие цели Программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществ;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Требования ФГОС ДО к структуре ООП ДОУ:

  • Общие требования к ООП
  • Общие требования к содержанию ООП
  • Общие требования к структуре и разделам ООП

ООП ДОУ включает в себя две части:

1. Обязательная часть (60%) — предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях

2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%) — содержит выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

ООП ДОУ включает в себя следующие разделы:

  • Целевой
  • Организационный
  • Содержательный
  • Дополнительный

Целевой раздел ООП ДОУ:

  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения Программы

Пояснительная записка

  • Цели и задачи реализации Программы;
  • Принципы и подходы к формированию Программы;
  • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы:

  • Планируемые результаты освоения обязательной части Программы.
  • Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей инвалидов.

II. Содержательный раздел ООП ДОУ:

  • Образовательная деятельность ДОУ по образовательным областям (с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания)
  • Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов)
  • Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей — образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Образовательная деятельность ДОУ по образовательным областям Обязательная часть раздела содержит:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Образовательная деятельность ДОУ по образовательным областям

Часть, формируемая ДОУ,

содержит:

-различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

— специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции ДОУ.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей и инклюзивного образования

  • Цели и задачи коррекционной работы и инклюзивного образования.
  • Специальные образовательные условия коррекционной работы и инклюзивного образования

Цели и задачи коррекционной работы и инклюзивного образования:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы;
  • их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Специальные образовательные условия коррекционной работы и инклюзивного образования.

  • механизмы адаптации Программы для указанных детей;
  • использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития;
  • специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

III. Организационный раздел ООП ДОУ Материально-техническое обеспечение Программы:

  • Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
  • Распорядок и режим дня.
  • План проведения праздников, мероприятий.
  • Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

IV. Дополнительный раздел ООП ДОУ Краткая презентация Программы

  • Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОУ, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
  • Используемые парциальные программы;
  • Характеристика взаимодействия

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы.

2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

2.4. Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ3.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):

  • в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
  • в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

  • цели и задачи реализации Программы;
  • принципы и подходы к формированию Программы;
  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», зарегистрированы в Минюсте РФ 8 февраля 2010 года, вступили в силу 16 марта 2010 года) перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ — основных общеобразовательных программ .

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании» (утвержден Постановление м Правительства Российской Федерации N32661 от «10»июля 1992 года). Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» . Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого — где бы он ни проживал в нашей огромной стране — качественного образования.

Согласно Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утвержден Постановление Правительства Российской Федерации N 666 г. от «12» сентября 2008 г.; раздел II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения, п.21) «содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.».

По мнению О.В. Малахова, программа (греч.Programma объявление, предписание) это «способ пошаговой, поэтапной организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) процедур. Программа определяет не только содержание деятельности, но и описание системы адекватных методов, средств, приемов, а также оценку достижения ожидаемых результатов, информационное обеспечение. Образовательная программа — разработанный образовательный проект, отражающий единство личностно-развивающих целей образования; управленческий нормативный документ, предъявляемый образовательным учреждением родителям воспитанников, заказчикам образовательных услуг»

К.Ю. Белая определяет программу, как «документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования, модель воспитательно-образовательного процесса (излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой».

По мнению С. Кузьмина «образовательная программ ДОУ нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форморганизации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении».

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей). Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку она является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал. Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее — ФГТ). Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения (а основная общеобразовательная программа дошкольного образования — это именно программа образовательного учреждения), какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. №448.

В настоящее время утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в перспективе планируется разработать требования к условиям и результатам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями

В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее — ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять «содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей»

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

1. физическому;

2. социально-личностному;

3. познавательно-речевому;

4. художественно-эстетическому.

В соответствии с ФГТ Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она «обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья .

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс .

Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема Программы.

Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

— образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

— примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

— примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.

Процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.

Главными действиями для разработчиков образовательных программ являются выделить, выявить, описать специфическую составляющую образовательной программы, определяющую:

пути достижения цели образовательного процесса,

направления дальнейшего развития образовательного учреждения в течение того или иного отрезка времени.

По мнению О.Е. Лебедева «каждая образовательная программа единственна и уникальная своем роде, как уникальна и своеобразна образовательная и развивающая среда каждого дошкольного образовательного учреждения».

Программа должна соответствовать принципам:

— развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

— научной обоснованности и практической применимости;

— соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

— единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

— интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— комплексно-тематического построения образовательного процесса;

— совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа должна строиться на следующих методологических подходах:

1. Качественный подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.

2. Генетический подход (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур.

Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

4. Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский) к развитию психики человека.

Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С. Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С. Выготский, 1956) .

5. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.

В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования .

Таким образом, при разработке ООП дошкольного образования необходимо учитывать следующее:

— состояние развития воспитанников никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития;

— средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей;

— обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития»;

— общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка являются основными условиями полноценного развития ребенка. Причем, функциональное развитие нервной системы, с одной стороны, является условием личностного, интеллектуального и физического развития, а с другой стороны, зависит от их развития;

— все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Хочется обратить особое внимание на те новые представления о содержании и организации дошкольного образования, которые предложены в ФГТ. Они заключаются в следующем:

1. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности и интеграции образовательных областей:

1) «Физическая культура»,

2) «Здоровье»,

3) «Безопасность»,

4) «Социализация»,

5) «Труд»,

6) «Познание»,

7) «Коммуникация»,

8) «Чтение художественной литературы»,

9) «Художественное творчество»,

10) «Музыка».

2. Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3. Решать поставленные цели и задачи предлагается

— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались

Краткое содержание общеобразовательных программ дошкольного образования

Елена Вернер
Краткое содержание общеобразовательных программ дошкольного образования

Краткое содержание общеобразовательных программ дошкольного образования

Автор и название программы:

Возраст: От 2 месяцев до 8 лет

Цель: 1. Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2. Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.

Методические подходы проектирования программы:

Существенным моментом в педагогической работе является создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

— игровая мотивация,

— мотивация общения,

— мотивация личной заинтересованности.

Специфические Представление программы (содержательный раздел):

содержит:

— описание образовательной деятельности для каждой возрастной группы;

— технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями для каждой возрастной группы;

— технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства;

— описание способов поддержки детской инициативы;

— основные подходы к взаимодействию с семьями детей;

— описание основных подходов к организации педагогической диагностики;

— систему коррекционной работы в различных образовательных областях в соответствии с возрастом детей.

Сильные стороны программы:

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

Автор и название программы:

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Возраст: охватывает возрастной диапазон 2-7 лет

Цель: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Методические подходы проектирования программы:

Это комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

Специфические Представление программы (содержательный раздел):

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

Сильные стороны программы:

«Детство» — программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы построены однотипно, включают разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы. Основные инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением преподносимых знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природного мира).

Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Девиз программы: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Автор и название программы:

Возраст: В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 — 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 — 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/).

Цель: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Методические подходы проектирования программы:

Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др., который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т. п. В дошкольном возрасте реализация деятельностного подхода имеет свою специфику — ребенок развивается только в развивающейся деятельности, поэтому основное внимание педагога направляется не столько на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка и т. п., сколько на организацию самого процесса деятельности, который для самого ребенка имеет самоценное значение, и характеризуется многократными пробующими действиями с целью нахождения решения, что приносит ему большое эмоциональное удовлетворение и формирует новые познавательные мотивы.

2. Теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе. А. В. Запорожец подчеркивал непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А. В. Запорожец). Особенное звучание сегодня имеют два положения этой теории.

А. О развитии и саморазвитии ребенка. Последнее связано с необходимостью создания условий для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, способов, партнеров и т. п.). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребенка, его самодостаточность.

Б. О появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовлетворения от преодоления самими детьми тех или иных трудностей, возникающих в процессе решения разного рода проблемных задач. А. В. Запорожец и Т. П. Хризман, изучая развитие эмоциональной сферы детей, показали, что эмоциональная составляющая процесса преодоления играет особую роль в познавательной активности ребенка.

3. Фундаментальное положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольникспособен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно через создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельности. Роль взрослого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возраста влияние взрослого носит преимущественно непосредственный характер, а старшего — более опосредованный. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями:

А. Через организацию обучающегося детского сообщества (В. В. Рубцов, А. Г. Асмолов, которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того, что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка чувство самодостаточности и определенной независимости, без чего невозможно говорить о полноценном личностном развитии ребенка.

Б. Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М. Монтессори, А. П. Усова, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова). Работы по изучению «исследовательского поведения» детей (А. Н. Поддьяков) показали, что действуя с объектами, выстроенными в определенной системе, дети сами способны выделять скрытые свойства объектов и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

4. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО, выделяя три основных возраста (младенческий, ранний, дошкольный) с их спецификой развития на каждом этапе, которая прежде всего определяется типом ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

Специфические Представление программы (содержательный раздел):

Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений.

Сильные стороны программы:

Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в образовательном учреждении, которое связано с удовлетворением его основных потребности: в признании, в познании, в общении как с взрослыми, так и с ровесниками, в движении, в проявлении активности и самостоятельности.

В Программе особое внимание уделяется обеспечению признания ребенка детским сообществом как партнера по игре. Основной задачей педагога является формирование играющего детского сообщества, в котором каждый ребенок находит свое место и может легко встраиваться в игру.

Автор и название программы:

Возраст: 3—7 лет

Цель:- развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Методические подходы проектирования программы:

Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения.

Первое — концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребенка – это амплификация, т. е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе — теория деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Согласно их теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего, игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности, прежде всего игровой, становление развитых форм которой происходит к концу дошкольного возраста.

Третье — концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером и его сотрудниками. Под способностями, вслед за отечественными авторами (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер и др.) мы понимаем обобщенные способы ориентировки, обеспечивающие успешность в деятельности, успешность решения той или иной задачи. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы, в то же время – это могут быть словесно задаваемые правила и инструкции. Специфические Представление программы (содержательный раздел):

В программе уделяется большое внимание развитию творческих способностей ребенка.

Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное — в формировании замыслов и их реализации. Во многих разделах программы имеются задачи, направленные на развитие у детей возможностей на все более высоком уровне создавать и реализовывать собственные замыслы.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности, в основном в игровой форме. В игровой форме, в форме общения с взрослыми и сверстниками происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка – от детского экспериментирования (Н. Н. Поддъяков) до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы. Решение этих образовательных задач предлагается, в основном, через образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

В программе уделяется внимание развитию регуляторных способностей. Для этого предусмотрено проведение специальной образовательной работы, как с детьми, так и с окружающими их взрослыми. Развитие регуляторных способностей достигается в программе благодаря образовательной работе по всем разделам, благодаря особой позиции воспитателя, ориентированной на развитие детей, сотрудничество, личностноориентированное взаимодействие. В то же время, образовательная работа по разделу «Социальное развитие» ставит своей целью развитие саморегуляции детей и предполагает в результате развитие регуляторных способностей.

Сильные стороны программы:

Программа направлена на развитие способностей у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми.

Основное внимание авторы программы переносят с содержания обучения на его средства.

Задача, стоявшая перед авторами программы, заключалась в том, чтобы в каждом возрасте специально создавать образовательные ситуации и использовать ситуации естественной жизни детей, которые в максимальной степени развивают их общие способности.

Автор и название программы:

Возраст: — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы, средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа, старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Цель: Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Методические подходы проектирования программы:

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностногоотношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Специфические Представление программы (содержательный раздел):

Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Сильные стороны программы:

Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

— Патриотическая направленность Программы

— Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

— Нацеленность на дальнейшее образование

— Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей

— Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *