Описание подвижной игры

Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви­жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо­гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.

Реклама:

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет. Моторные игры

Подвижные игры для детей

Игры с мячом для школьников

Педагогическая характеристика подвижных игр

Для чего детям нужны подвижные игры?

Подвижные игры приносят чрезвычайную пользу для здоровья детей, а так же благоприятно влияют на его личностное формирование и социализацию.
Подвижные игры в группе

Подвижная игра — это не просто игра, в которой нужно двигаться, ведь в этом случае ребенок просто мог бы бегать и прыгать по квартире. Здесь особое внимание уделяется творческому подходу к движениям в игре. Кроме того, очень часто подвижные игры сопровождаются мотивацией в виде сюжета. Зачастую, такие игры имеют определенные правила, будь то обычные правила безопасности и вежливости или четко установленные, специально придуманные для данной игры. Делятся активные игры на индивидуальные и групповые.

Индивидуальные игры зачастую организовываются самими детьми, каждый определяет для себя правила и условия игр, которые ребенок может изменять в процессе. Это стимулирует развитие фантазии и творческого мышления у ребенка.

Групповые подвижные игры примечательны тем, что в игре принимает участие сразу несколько участников, благодаря чему дети получают больше удовольствия и веселия. Этот тип игр является самым популярным среди детей. Групповые игры, в свою очередь, делятся на командные и некомандные. В них прослеживаются разные задачи. Если в некомандной игре упор делается на индивидуальные качества и дух соперничества, то в командных акцент сделан на достижения цели силами всей группы, совместную игру и взаимопомощь. Анализируя поведение вашего ребенка и его предпочтения в коллективных подвижных играх, вы сможете узнать, к какой профессиональной деятельности он будет склонен в будущем.

Цель подвижных игр

Основной целью подвижных игр является развитие в ребенке физических качеств: скорости, выносливости, ловкости, силы. И что очень важно, эти характеристики развиваются комплексно. Но цель активных игр не только в этом — вторичной, но не менее важной задачей является оценка особенностей поведения ребенка и возможность, исходя из нее, подкорректировать его воспитание, для более благоприятной интеграции в обществе.

Активные игры помогают решать комплексные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи за счет позитивного влияния на здоровье физических нагрузок и сюжета игры, который может нести образовательную информацию.

Игры подвижные: методика

Методика активных игр состоит из определенного плана, который включает в себя название игры, определенные программные задачи, цели, поставленные перед данной конкретной игрой, оборудования необходимого для игры, а так же сюжета. Кроме этого в методику включены правила игры, нюансы, связанные с ходом игры, например выбор ведущего, процесс руководства игрой, возможные ее усложнения и, наконец, анализ уже проведенной игры. Последнему стоит уделить особое внимание, ведь нужно подводить итоги проведенной игры исключительно на позитивных эмоциях, победителей нужно похвалить, а проигравших успокоить и мотивировать их к победам в будущем.

Использование подвижных игр

Использование активных игр может быть абсолютно разнообразным, все зависит от целей и задач, которые были поставлены для игры. Игра может использоваться в оздоровительных целях, например в детских лагерях или на оздоровительных базах, могут проходить игры, направленные на оздоровление игроков. Так же игры могут использоваться в учебно-воспитательных целях, как просто, так и в программах учебных заведений от детских садиков до ВУЗов. В ВУЗах подобные игры проводятся на парах по физической культуре. Это может быть как банальная игра в салки, так и игра с сюжетом. Использование подвижных игр так же возможно в узкоспециализированном спортивном кругу, например у волейболистов, баскетболистов и многих других спортсменов используются различные игры, направленные на улучшения командного духа, тактических и технических качеств игры, например игра «33» может использоваться баскетболистами для обрабатывания бросков в кольцо с разных дистанций.

Роль подвижных игр

Не стоит недооценивать роль активных игр на протяжении всех жизни человека. Было бы ошибочно думать, что такие игры созданы и применимы исключительно для детей. Если внимательно присмотреться к нашей жизни, мы можем заметить, что подобные игры сопровождают нас все время. Разве не такого типа игры проводятся на корпоративных тренингах в крупных компаниях и фирмах? Разве не с помощью подобных игр спортсмены улучают свои профессиональные качества? Роль подвижных игр очень значима для развития личных физических и социальных качеств у детей и подростков. Они помогают маленькому человеку научиться взаимодействовать с командой или добиваться личных высот в состязательной игре, что может очень пригодиться в будущем, когда на замену игре придет карьерная лестница, на которой так же нужно побеждать в соревновании с другими игроками-коллегами или работать в команде, если важен именно командный результат.

Немаловажным является и то, что при помощи подвижных игр, вы сможете определить, какой темп и образ жизни больше подходит вашему ребенку. Многие родители сталкивались с тем, что их ребенок крайне недоволен выбором ВУЗа или работы, которую ему посоветовали родители. Этого можно избежать, если с раннего детства организовывать коллективные и индивидуальные активные игры для вашего ребенка и анализировать его поведение. В каком типе игры он чувствует себя комфортнее и свободнее, а какие игры ему наоборот не травятся и портят настроение. Нужно попробовать с ребенком самые разные игры. Не стоит думать, что вашему ребенку действительно нравится играть в салки, может быть, он просто не играл в «царя горы» и довольствуется тем, что есть, как говориться на безрыбье и рак — рыба. Следите за своим ребенком, корректируйте его развитие, направляйте в то русло, которое ему ближе и вы будете приятно удивлены тем, каким здоровым, успешным и уверенным в себе вырастет ваш ребенок.

Тема 10. Определение и значение подвижной игры. Методика проведения для детей разных возрастных групп.

План

1. Определение подвижной игры.

2. Классификация подвижных игр.

3. Характеристика подвижных игр для детей разных возрастных групп.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения.

5. Методика проведения для детей разных возрастных групп.

Значение подвижной игры.

Подвижная игра – это сложная эмоциональная двигательная деятельность, обусловленная четко установленными правилами, дающими возможность выявить количественный итог или качественный результат. Значение подвижных игр

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физи­ческое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиоло­гические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благопрятные усло­вия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к раз­витию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать пре­пятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справ­ляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожи­данная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует разви­тию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, со­образительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои пред­ставления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарныев свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Определение и значение подвижной игры

Определение и значение подвижной игры

Классификация подвижных игр

Вариативность подвижных игр

Определение и значение подвижной игры

Чем же характеризуются подвижные игры? Приведите примеры. Подумайте, какое определение можно дать подвижной игре? Что это такое?

Подвижная игра– это сложная, двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами.

Какое значение имеют подвижные игры? Докажите на конкретных примерах.

Подвижные игры имеют неоценимое значениево всестороннем развитии личности:

1. Подвижная игра оказывает большое оздоровительное влияние на организм ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена веществ, повышает жизненный тонус. Оздоровительный эффект подвижных игр объясняется также положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Ребенок испытывает в игре чувство мышечной радости, удовлетворяет потребность в движении.

2. В процессе подвижных игр совершенствуются двигательные навыки. Дети учатся применять двигательные навыки в изменяющихся условиях и ситуациях.

В игре ребенок действует по собственной инициативе, выбирает нужный темп, движения чередует с отдыхом, поэтому он может многократно повторить движение, не утомляясь.

В игре ребенок выполняет разнообразные движения в комплексе, поэтому расширяется его двигательный опыт.

3. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки» надо проявить ловкость, а спасаясь от него, надо бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут много раз выполнить движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Выдающийся русский ученый, педагог А. Аркин отмечал, что «подвижная игра – основной рычаг физического развития детей».

В высказываниях Н.К. Крупской, подчеркивалось также значение игры для физического развития.


«Есть масса игр, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, укрепляют меткость глаза, развивают ловкость…».

Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Как вы это понимаете? Приведите примеры.

Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива, воспитываются нравственные качества.

Игровая деятельность всегда радует ребенка, влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике – великая воспитательная сила.

О большом значении игры во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорила Н.К. Крупская:

«Для ребят игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий.

Подчиняясь правилу игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, например: «волк» может ловить «гусей» только после слов «ну летите, как хотите, только крылья берегите», как бы не хотелось быстрее сорваться с места. Подчинение своих действий сигналам в игре воспитывает у детей выдержку, сознательную дисциплину. Преодоление неизбежных в игре препятствий воспитывает смелость, решительность, т.е. воспитывается воля.

В коллективных играх, часто от поведения одного играющего зависит положение товарища, успех группки играющих. Например, в игре «Чье звено скорее» каждый старается ни подвести товарища, таким образом, формируется чувство коллективизма. «Бездомный заяц» — смелость (перебежки), честность (закрыть глаза, признаться, что он пойман).

Во многих подвижных играх старших дошкольников (с мячом, скакалками) правила игры устанавливаются самими детьми (например, договариваются, что считать ошибкой, что нет). Уговор превращается в правило. Эти традиции имеют большое воспитательное значение. Они дисциплинируют поведение детей, воспитывают самостоятельность, умение считаться с мнением других.

Таким образом, подвижные игры являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности.

5. Подвижные игры также способствуют умственному развитию ребенка.

Обоснуйте.

В игре создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия понятий, ориентировок; игры способствуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мышления.

Исследования психологов показывает, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство (понятия: далеко, близко, развивает глазомер: впереди, сзади, налево, направо). В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, перед этим, все, одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, например: «Пока я считаю до пяти, вы Все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удара в бубен» и др.

Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей.

По данным Э. Я. Степаненковой, самостоятельное объяснение детьми содержания подвижной игры, ее правил, действий играющих, указание местоположения детей, игровых атрибутов и направление движений, связанных с пространственными обозначениями (терминологией), а также анализ проведенной игры служат активизации умственной деятельности.

Интеллектуальному развитию способствуют как содержание игр: о повадках животных, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике, так и задания: самостоятельно объяснить правила игры. Развивает речь (словарь).

6. Подвижные игры способствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.

В чем это проявляется?

(придумывают варианты игр, усложняют содержание), сообразительности, инициативы (самому принять нужное решение).

Какое значение подвижных игр в эстетическом воспитании детей?

7.Подвижные игры по содержанию и форме являются эстетической деятельностью (точность, слаженность, ловкость, выразительность движений). У детей появляется чувство удовольствия от самого двигательного процесса (от четкого построения).

Эстетическая характеристика обогащается игровыми зачинами диалогами, считалками.

Катился горох по верблюду,

Ты води, а я не буду;

***

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка

Ускакала от меня.

(К.И. Чуковский «Мойдодыр»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *