Опять двойка картина

Сочинение по картине «Опять двойка» Ф.П. Решетникова

Сочинение по картине «Опять двойка» (1952) советского художника Ф.П. Решетникова является одним из самых распространенных сочинений, которые пишут ученики второго и последующих классов.

Популярность этой картины объясняется не только школьной тематикой, но и ее четким, внятным композиционным решением.

Сочинение по картине «Опять двойка» − 5 класс

Вариант 1

Перед нами картина Решетникова “Опять двойка”. На ней изображено отношение к двоечнику в семье.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик — двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный рюкзак, в котором лежат коньки. У мальчика грустное лицо с оттопыренными ушами, светлые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака. Она будто просит: “Поиграй со мной”. В стороне сидит мама. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.

Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.

Вариант 2

На картине изображена семья, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой.

На переднем плане картины стоит мальчик, одетый в пальто, чёрные брюки и чёрные ботинки. У него светлые волосы, оттопыренные уши и грустное лицо. В руке у мальчика старый портфель, перевязанный верёвкой, в котором лежат коньки. На мой взгляд, мальчик использует портфель для драк и игр. Он пришёл домой грустный, потому что опять получил двойку.

Собака очень обрадовалась, когда мальчик пришёл домой. Она оперлась лапами на его грудь, взглядом умоляя пойти с ней погулять. Собака — дворняжка, белого окраса с коричневыми пятнами.

По середине картины на стуле сидит мама. Она очень неодобряюще смотрит на сына. Она очень расстроена, и у неё руки опустились от горя. Мама думает, что её опять вызовут в школу, а она так хотела, чтобы сын был отличником, как его старшая сестра.

Рядом с мамой на велосипеде сидит брат с весёлым лицом, который только и ждёт, когда старший брат пойдёт поиграть с ним. Младшему брату плевать на двойку.

На заднем плане картины стоит старшая сестра — круглая отличница. Она занята уроками. Сестра смотрит на брата свысока. Ей очень жаль маму.

Моё отношение к главному герою положительное. Я бы не отказалась побывать на его месте. Картина мне нравится. В ней описывается сцена из жизни любого школьника.

Вариант 3

На картине Ф.П. Решетникова “Опять двойка” изображена семья. Мальчик – главный герой картины – пришел домой из школы. Но он не весел, потому что у него двойка. Судя по названию картины, она уже далеко не первая. Мама мальчика очень огорчена. Так и кажется, что, узнав про плохую оценку, она всплеснула руками и бессильно опустилась на стул, где она и изображена. Мама смотрит на сына с укоризной, и мальчику стыдно. Он надулся и отвернулся, пряча глаза, потому что он и сам огорчен и понимает свою вину.

С осуждением смотрит на брата и старшая сестра, которая здесь же на столе разбирает свои учебники и тетради. Видно, что это аккуратная и прилежная девочка. Я думаю, что она хорошо учится, может быть, она отличница и расстраивается, что младший братишка получил неудовлетворительную оценку. На девочке аккуратная школьная форма, отглаженный красный пионерский галстук, волосы тщательно причесаны.

Еще на картине можно увидеть маленького мальчика – младшего братишку незадачливого ученика. Он катается на велосипеде и весело смеется, не понимая пока огорчения старших. Может быть, он думает, что сам будет учиться лучше, а может быть, и не знает пока ничего про школьные трудности старшего.

Из портфеля ученика высовываются коньки. Наверное, это намек, что причина плохих оценок – не отсутствие желания или глупость мальчика, а просто слишком сильное увлечение хоккеем.

Но мне кажется, герой картины так огорчен двойкой, что теперь он будет лучше заниматься, а кататься на коньках станет только в свободное время. Тогда он быстро исправит все плохие оценки.

Вариант 4

Из школы пришел ученик с еще одной двойкой. Дома его ждали, особенно большая собака. Но когда мама и старшая сестра узнали, что мальчик получил плохую отметку, то они очень огорчились.

Обрадовалась только собака, а младший брат на велосипеде улыбается, потому что не понимает, как это плохо получать двойки. Ведь он еще не учится в школе. А вот старшая сестра, наверное, отличница. Она готовится к урокам. У нее очень строгое лицо, она недовольна братом и переживает за маму.

Мама очень расстроилась из-за плохой учебы своего старшего сына, но она любит его и надеется, что он будет учиться хорошо. Мальчик тоже печальный, потому что он не хотел расстраивать своих родственников, но так получилось.

Он любит кататься на коньках, играть с друзьями. Это мешает ему хорошо учиться. Видно, что семья дружная и вместе они преодолеют все трудности.

Вариант 5

На картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка» изображены ученик-двоечник и его семья. Мальчик, получивший еще одну двойку, только что пришел домой и находится на переднем плане картины. Он одет в зимнее пальто, черные брюки и ботинки. В руках у него перевязанный портфель, из которого выглядывают коньки.

У мальчика растрепаны волосы и красные уши. Наверное, он не сразу пришел из школы домой, а катался на коньках и играл с ребятами. Мальчик грустный, он ни на кого не смотрит. Даже на любимую собаку, которая радостно встретила его и зовет погулять.

Дома очень чисто и красиво. Видно, что мама мальчика хорошая хозяйка. Она устало сидит на стуле у обеденного стола. На ней надет кухонный фартук. Скорее всего, она готовила обед и ждала своего сына из школы. Только вот он опять огорчил ее. Она с упреком смотрит на мальчика.

Посередине картины стоит старшая сестра двоечника, только она, в отличие от него, учится хорошо. На шее сестры завязан красный галстук, она пионерка. Сестра достала из аккуратного и чистого портфеля учебники и собирается делать уроки. Она смотрит на брата очень сердито и осуждающе.

Младший братишка катался на велосипеде и весело смотрит на брата. Он еще маленький и не может сочувствовать своему брату. Картина Ф.П. Решетникова очень правдивая. Нужно надеяться, что мальчик исправится и будет учиться на одни пятерки.

Вариант 6

Главный герой картины «Опять двойка» – грустный мальчик, стоящий на переднем плане. Причина его грусти в том, что он опять получил двойку, а может быть, даже прогулял школу. Весь его вид указывает на то, что ему стыдно. Однако потрепанный портфель, в котором поверх книг лежат коньки, говорит о том, что школьник не самый прилежный ученик. Скорее всего, он уже привык к тому, что его ругают, и многое пропускает мимо ушей.

Его поведение, конечно, огорчает семью. Настроение картины выражает приглушенная цветовая гамма. Выделяется только красный пионерский галстук старшей сестры главного героя. До прихода ученика все были чем-то заняты: сестра-отличница готовила уроки, мама хлопотала по дому, братишка катался на велосипеде.

Но появление двоечника заставил всех остановиться, все замерло и, кажется, что слышно, как тикают настенные часы. Все внимательно смотрят на провинившегося мальчика. Даже весело закрученный хвост верной собаки, радостно встречающей хозяина, не может поднять настроения персонажам картины. Только младший несмышленый братишка ехидно улыбается, радуясь оплошности брата. Эта картина очень поучительная. Она учит нас ответственно относиться к учебе и не подводить своих родных.

Сочинение по картине “Опять двойка” – 7 класс

Вариант 1

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» — замечательное произведение жанровой живописи, на котором с помощью цвета и света показаны сложные чувства людей.

Пространство картины условно разделяется на две части, границей между которыми является дверь, ведущая в другую комнату. Люди, находящиеся по правую сторону от этой грани, как бы объединены и цветом, и позами: их головы склонены друг к другу и видно, что они – заодно.

Яркий передник матери создает ощущение тепла. С ним перекликается окраска велосипеда младшего сына и алый галстук девочки, что вместе с позами подчеркивает близость этих детей к матери. Все трое находятся на светлом фоне, то есть у них все в порядке.

А по левую сторону, в самом темном углу – только один мальчик. Он провинился, и вся семья его осуждает. И вот мы видим, что в одежде провинившегося среднего братишки нет ничего красного. Его лицо обращено не к семье, а к зрителю, а взгляд погружен в себя. Спина прямая, он стойко переносит свой позор, и, кажется, не особенно страдает от угрызений совести. Выражение его лица скорее обреченное, чем виноватое. Вряд ли он может сам справиться с учебными трудностями.

Скорее всего, он нуждался когда-то в помощи, а мама не смогла ее оказать, потому что была слишком занята работой. Ведь недавно закончилась война и, скорее всего, это – одна из тех матерей, на чьи плечи легла тяжелая ноша — растить троих детей без отца, при этом восстанавливая страну после страшных испытаний. Именно поэтому она так грустно смотрит на сына. А старшая дочка старается ей помочь, ругая его вместо мамы.

Помятый портфель красноречиво показывает, что у мальчика есть, помимо учебы, другие радости в жизни – прогулки с друзьями, каток. Пес не зря так радуется своему хозяину. Видимо, от трудностей жизни тот спасается, найдя утешение в общении с четвероногим другом.

Вариант 2

Мы видим знаменитую картину художника Решетникова. В своем произведении он изобразил семью, которая ждет и встречает сына со школы. Передний план картины занимает мальчик. Он светловолосый, одет в черные брючки и ботинки, поверх на нем надето старое пальтишко. Его растрепанные волосы и лопоухость создают впечатление озорника и бездельника, он грустно смотрит в пол, мальчик явно чем-то расстроен. Его портфель изрядно потрепан, он даже перевязан веревкой, из него торчат не тетради и учебники, мы видим коньки. Мне кажется, свой портфель он использует, когда обороняется или зачинает драку. Из всех, кто нарисован на картине, мальчика встречает одна собака. Она встала на задние лапы, и как бы заигрывает, просит поиграть с ней.

Справа на стуле сидит мама мальчика. По ее взгляду можно догадаться, что она снова расстроена. Наверно потому, что ее опять вызывают в школу. Около нее, на велосипеде катается младший братишка, он улыбается, глядя на собаку. Он слишком мал, чтобы понять, что так сильно расстроило их мать. На задней части картины нарисована сестра. Она старшая из всех, и тоже недавно вернулась со школы. Она еще не успела снять школьную форму и красный пионерский галстук. Волосы ее аккуратно забраны в косу. Она готовиться начать выполнять домашние задания. Сразу складывается впечатление, что девочка эта отличница. Мне кажется, она жалеет маму, больше чем брата.

Я не считаю главного героя отрицательным персонажем. И мое отношение к нему ровное. Я считаю, что сестра в состоянии помочь разобраться младшему брату и подтянуть его по проблемным предметам. Мне очень понравилось это произведение, нигде я не видела. Что бы художник так точно смог изобразить настроение всей семьи.

“Опять двойка” — история, знакомая всем

Картина Федора Павловича Решетникова “Опять двойка” — одно из самых известных и любимых произведений советской живописи. Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь-не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что получил плохую оценку.

В этой картине самое главное — фигуры и лица людей, уже по их позам мы можем понять настроение. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства и мысли. На картине мы видим семью: маму и трех детей. Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. И эта реакция отражается на лице каждого.

Посередине комнаты стоит мальчик, вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный бечевкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. “Опять двойка” — это не про нее, эта девочка, скорее всего, отличница. Мама детей расстроена мальчиком. Возможно, она только что оживлено беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок и по его лицу стало ясно: “Опять двойка”. Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась.

Само название картины говорит о том, что с мальчиком — героем картины — такая история происходит довольно часто. Никто не удивлен, но почти все раздосадованы, в том числе и сам двоечник. В этот момент на его лице читается раскаяние: ” Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!” Лишь младший братишка посматривает на него с лукавым любопытством — что же будет дальше? И только собаке — верному другу — все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.

Давайте вспомним, когда была написана картина. Это 1952 год, прошло 7 лет после окончания Великой Отечественной войны. Из тех, кто изображен на картине, войну не застал только младший братишка. Сестра, судя по всему, родилась еще до войны. Главный герой — двоечник, был в войну маленьким ребенком, но, несомненно, знает и помнит, какие трудности пережили люди. Все же это счастливая семья — их отец вернулся с войны и тогда у них родился третий ребенок. Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей. Мальчик наверняка гордится своим отцом и не раз обещал ему исправиться. И вот повторяется досадное недоразумение. Конечно, все это не изображено на картине, но эта история легко угадывается, стоит только внимательнее посмотреть.

Описание картины Федора Решетникова «Опять двойка»

Вариант 1

Большинству советских школьников известна картина Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Многие ученики попадают в подобную ситуацию, когда получена плохая отметка, и нужно о ней сообщать родителям.

Данное полотно очень удобно для описания тем, что оно многоплановое. Интересно наблюдать, как устроен советский интерьер, отражающий образ жизни простых рабочих людей послевоенного времени (Картина написана в 1952 году).

Эта семья живёт не так уж плохо: в комнате хорошая мебель, ковёр на полу, велосипед у младшего мальчика. Дети неплохо по тем временам одеты. Видимо, семья не лишилась отца во время войны, и у детей есть всё необходимое, чтобы хорошо учиться. Но, как видно, старший мальчик не оправдывает ожиданий родителей. Он опять принёс из школы неудовлетворительную оценку.

Самое главное в картине – это невероятно выразительные фигуры и лица людей. Художник изобразил семью, которая встречает загулявшего двоечника. Из школы он вернулся не сразу, опасаясь наказания.

Старшая сестра, несомненно, отличница и активистка, уже успела сделать уроки и теперь осуждающе и строго смотрит на брата-двоечника. Он стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Но, к сожалению, он повторяется уже не в первый раз, потому что мать устала от такого поведения сына.

Сидя на стуле, она с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему.

А младшему братишке, который ещё не знает, что такое школа, весело от всего происходящего. И только верный пёс рад приходу хозяина. Ему совершенно безразлично, что он принёс в дневнике.

Художник изобразил эмоции и чувства, образ жизни детей тяжёлого послевоенного времени, которые помнят тяготы войны.

Вариант 2

В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.

Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.

Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.

Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.

Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.

Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.

С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.

По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.

Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.

Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.

Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.

К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.

Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.

Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.

Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.

Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.

Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».

Другая картина «Мальчишки» была написана в 1971 году и принадлежит кисти известного советского художника Федора Решетникова. Художник часто изображал детей на своих полотнах.

Федор Решетников, знаменитый и талантливый художник, родился на территории нынешней Украины. Отец его был иконописцем, но не смог сопровождать его на жизненном пути, так как рано ушел из жизни. Трехлетним мальчиком Федор остался круглой сиротой, потеряв обеих родителей. С тех пор о нем заботиться старший брат Василий.

Жизнь не баловала талантливого художника. Он начинает рано зарабатывать на жизнь, помогая своему брату. Позже Решетникову удается поступить на обучение на художественный факультет, где его способности не остались незамеченными. Мастера назовут виртуозом графического шаржа, а его работы получат высшие государственные награды.

Если вы любите курить хорошие сигары, тогда купить качественный табак в Москве вы сможете на сайте eurotabak.ru по выгодной цене.

К самым популярным полотнам мастера относится картина «Опять двойка». Истец увлекается детской тематикой в 40-50-х годах ХХ века. Известно, что когда-то он даже думал стать преподавателем. В этот творческий период появляется ряд полотен на детскую тематику. Произведение «Опять двойка» признано одним из лучших и считается хрестоматийным.

История написания

История написания картины довольно банальна. Это просто вырванный сюжет из жизни советского школьника. Хотя, по началу, эта работа художника должна была быть наполнена другим смыслом и выйти в мир под названием «Опять пятерка». Но для человека, увлекающегося сатирой, такое произведение было бы вне общих рамок.

Содержание полотна разработано на основе посещений мастером школы. Чтобы максимально удачно воплотись в своей работе замысел, Федор Павлович внимательно наблюдал за учениками и старался изучить их реакции на те или другие этапы учебного процесса. Изменить сюжетное направление полотна художника подтолкнула ситуация, когда отличник не смог справиться с заданием и, естественно, получил неудовлетворительную оценку.

Сюжетные особенности

Сюжет картины Решетникова «Опять двойка обрел большую популярность благодаря приближенности к реальной жизни учащихся. В свое время она выполняла функцию образца бытовой советской живописи, а репродукции ее украшали страницы советских учеников.

Датируется полотно 1952 годом. Основными персонажами являются члены одной семьи – мать и ее трое детей. На заднем фоне привлекают внимание две детали – часы-ходики с одной стороны двери и отрывной календарь с другой. Последняя деталь присутствует на еще одной работе художника, которая принесла ему славу – «Прибыл на каникулы». Основа полотна – быт обычной среднестатистической семьи. Подобная домашняя обстановка была характерна для большинства жилых помещений тех времен.

Главную роль художник отдал десятилетнему мальчику-подростку. По внешнему виду персонажа видно, что сегодня был не совсем удачный день для него. Возможно, он долгое время катался на коньках или играл с друзьями на улице, не особо торопясь домой после уроков. Небрежность мальчика свидетельствует о его неаккуратности. Одет он в расстегнутое зимнее пальто с оторванной пуговицей, наверное, оно защищало его не только от холода, но и от падений и ударов в играх со сверстниками. В одной руке школьник держит портфель, такое же потрепанный и перевязанный, как и пальто. Можно предположить, что функциональность портфеля была несколько расширена за счет использования его в качестве санок или мяча.

Из портфеля едва заметно выглядывают коньки. О весело проведенном времени на улице свидетельствуют щеки, что покрылись румянцем от мороза, покрасневшие уши и растрепанные волосы.

О переживаниях по поводу низкой оценки и общем душевном состоянии школьника можно судить по его потупившим глазам, опустившей голове и огорченном виде. Наверное, он предусматривает дальнейшее развитие ситуации и пытается вызвать сожаление у близких. Судя по обстановке, двойка не первая, а очередная, поэтому сценарий поведения мальчику знаком.

Возможно, горе-ученик неоднократно сталкивался с подобной неприятностью, и каждый раз обещал матери хорошо учиться, готовить домашние задание и слушаться учителей. Но, разве учеба – это единственная забота в его переполненной яркими красками, увлекательной молодой жизни. В подростковом возрасте школа и уроки уходят далеко из первого плана и иногда о них можно забыть. Наверное, это двойка стала причиной тому, что мальчик так задержался из школы, ведь гораздо приятнее поиграть во дворе, чем опять выслушивать недовольство матери и насмешки младших.

Единственным в этом доме встречает ученика с радостью собака. Молодой хозяин ей очевидно небезразличен. Белый с рыжеватыми окрасами песик очень уж хочет поиграть, упирается на грудь лапками, повиливает хвостом, смотрит преданными глазами и пытается лизнуть виновника.

Огорченная мать сидит, сложа руки. Она выглядит уставшей. Возможно, ей только-только удалось присесть, оставив домашние дела. Грустный вид школьника дает понять ей, что в школе опять проблемы. Мать не в силах заставить сына хорошо учиться, поэтому взирает на него полными тоски и упрека глазами. Все в комнате застыли в ожидании, тишину прерывает только тиканье маятника часов, сопение мальчика и едва слышные мамины вздохи.

Сестра школьника прямая противоположность двоечнику. Аккуратная, с заплетенными в косички волосами и красным шарфиком на шее, она выкладывает на обеденный стол, застеленный скатертью, учебники. Наверное, готовится выполнять домашнее задание. В ее взгляде улавливается упрек. Она осуждает брата за то, что тот постоянно приносит матери огорчения.

Возле женщины крутится еще один ее сын, младший, который возможно даже рад, что так сложилась ситуация. Не только ему одному достанется сегодня за проказы и детское баловство. Он с улыбкой поглядывает на старшего брата, который и стал причиной семейного совета.

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» воплощает реалии того времени, изображая обычную бытовую сцену. Ведь сколько школьников во все времена отдавали предпочтение не учебе, а детским и подростковым весельям.

На сегодняшний день она находится в Москве в Третьяковской галерее.

«Опять двойка»: Картина, ставшая «кошмаром» для всех советских школьников


Опять двойка. Ф. Решетников, 1952 год. | Фото: prospekt.media.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.

Прибыл на каникулы. Ф. Решетников, 1948 год. | Фото: imcreator.ru.

Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.

Эскизы к картине.

В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.
Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.

Опять двойка. Ф. Решетников, 1952 год. | Фото: oblgazeta.ru.

На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.

Эскиз собаки для картины «Опять двойка». | Фото: fs00.infourok.ru.

Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».

Переэкзаменовка. Ф. Решетников, 1954 год| Фото: ki.ill.in.ua.

Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.
Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти 20 ретро фотографий о жизни школьников в 1950-х годах — лишнее тому подтверждение.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Опять двойка

— Дыши носом, читай «Мурзилку»!
Губошлеп «Калина красная»
«Опять двойка — Новые приключения нашего специального корреспондента Мурзилки» — вышедший в 1957 году второй мультфильм режиссеров Евгения Райковского и Бориса Степанцева про маленького вихрастого журналиста. В отличие от персонажа художника Аминадава Каневского (жёлтый пушистик в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо), придуманного ещё в 1937 году и ставшего талисманом одноименного детского журнала, мультипликационный герой, созданный на конкурсной основе Анатолием Савченко более антропоморфный — мальчишка-лилипут. В этой серии главный герой проводит расследование, отчего произошли события, отраженные на картине «Опять двойка» Федора Решетникова (1952). Репродукции одного из главных представителей социалистического реализма того времени регулярно печатались во многих учебниках. Особенно триптих — «Прибыл на каникулы» (13 миллионов экземпляров открыток — наибольший тираж в СССР), «Опять двойка», «Переэкзаменовка», по которым то и дело школьники писали сочинения, проникая во внутренний мир расстроенной матери, гневной сестры, насмешливого брата, и, конечно, незадачливого сорванца.
Так как производство мультфильмов в пятидесятых было процессом штучным, каждая лента несла, кроме развлекательного, еще и педагогический, и познавательный смысл. Здесь юный зритель очередной раз приобщается к миру живописи Третьяковской галереи. Оживают картины Виктора Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Богатыри», неведомый «Урок географии» и, само собой, заглавная. И немножечко информации про то, что на экваторе — львы, кокосы и акулы, а на Северном полюсе — белые медведи, пломбир, и температура воды +1 градус. Это прямая линия. Второй слой менее бросается в глаза, но также присутствует. Оживающие картины собраны в Картинной Галерее (почему бы не сходить), органически вписаны несколько жестов регулировщика (движение запрещено — движение разрешено), подкрепленные соответствующими цветами светофора — лишний раз памятка младшим школьникам, на которые ориентирован мультфильм. Даже морж с блаженным видом потягивает из бутылки полезный растущему организму рыбий жир.
И, конечно, в том, что у школьника проблемы с успеваемостью виноваты не учителя (а на их придирки всегда сваливают свои неудачи подростки), не, упаси боже, генетика или природная неспособность усваивать знания (что нередко можно услышать сейчас), а собственное раздолбайство школяра. Недаром из разбухшего портфеля сыплются коньки, рогатки и подковы, а не карандаши и тетрадки. И вместо нравоучительного «Надо учиться!» мотивационный эпизод с альтернативной реальностью.
Но, если вы вдруг подумали, что мультфильм — очередная дидактическая поделка, предложу вам для раздумий некоторые моменты. Пятидесятые годы, трудящиеся в едином порыве строят социализм, а Мурзилка живет один в загородном доме со всеми удобствами. В гараже у него лошадь-кузнечик (!), автомобиль-жук (!!) и самолёт-стрекоза (!!!). Над Москвой из заводских труб валит непробиваемый солнечным лучом сумрачно-чёрный дым, заставляющий кашлять облака. Любопытен обратный порядок цветов на светофоре (красный внизу, и это уже не первый раз в советской анимации) и факт проникновения Мурзилки в закрытый музей через окно. Да и умение советского корреспондента трангрессировать и уменьшать людей (пусть и вымышленных) тоже может намекать. И, в духе современных веяний, отмечу словленный ляп. В начале крупно показывается дневник учащегося 1 «В» класса Иванова Вани с двойкой по географии. Во-первых, этот предмет вряд ли начинают изучать с самого начала школьной жизни, а во-вторых, оболтуса с картины зовут Коля, причем здесь Иванов Ваня или это пасхалка к маститому советскому мультипликатору, выпустившего в это время вечнозеленые «Двенадцать месяцев».
Не секрет, что рисованные мультипликационные фильмы настроены, в первую очередь, на пяти-пятнадцати-летних зрителей. Для которых школа занимает, как минимум, половину времени в жизни. Иногда одна фраза, сказанная забавным персонажем, въедается в сознание крепче многочисленных постулатов ответственных за воспитательную функцию. Кто не знает, что мудро ходить в гости по утрам или ребятам надо жить дружно. Но, почему-то, чтобы посмотреть школьную анимацию, нужно искать советские картины. Которые и сейчас пробуют учить очередное поколение, изнасилованное трансформерами и выбирающее мудрость Южного Парка. Мурзилка давно на пенсии, и в Третьяковскую Галерею тащат несмышленышей затюканные проверками классные руководители. Дыши носом.

Узнав, что в ЖЖ сейчас полным ходом идет замечательный совместный проект с Третьяковской галереей мы тоже решили поучаствовать с рецензией, пожалуй, на самую известную школьную картину на постсоветском пространстве — «Опять двойка» Федора Решетникова. В этом году ей исполняется 65 лет.

Фактически с момента написания ее стали публиковать в школьных учебниках, что очевидно должно было стимулировать детей на хорошую учебу. Возможно — это одна из причин популярности картины, на примере которой выросло не одно поколение.
Федор Павлович Решетников родился в начале 20го века в семе иконописца. Старший брат Федора, который после смерти отца занимался его воспитанием, также хорошо рисовал. Поэтому неудивительно, что талант отца унаследовал и Федор.

После гражданской войны он окончил художественно-техническое училище. Специализировался в графике прославляющей социализм. За свои успехи получил возможность участвовать в двух северо-ледовитых экспедициях, в том числе и знаменитой Челюскинской. Во время Великой Отечественной Решетников был военным корреспондентом.
В последние годы войны в его творчестве стали появляться картины с детьми. Скорее всего, после всех тягот и ужасов ВОВ пытливый глаз художника зацепился за новую жизнь, которую построят в будущем сегодняшние подростки. Так появились «Достали языка», «За мир», «Прибыл на каникулы».
В 1952 году возникла идея написать картину об отличнике – показательном мальчике, на которого все равняются. Федор договорился со знакомым учителем и его пустили на урок, чтобы он мог сделать наброски. В общем-то, неплохой по успеваемости класс, испугался неизвестного дядечку на задней парте. Пробежал слух о проверке из гороно. И когда к доске вызвали отличника, растерянный мальчик не только забыл ответы на вопросы учителя, но даже не смог воспроизвести подсказки класса. Федора настолько впечатлила эта ситуация, что он переквалифицировал картину в полотно о «двойке».
Ко всем своим картинам Решетников делал массу набросков, а персонажей всегда рисовал с яркой натуры. На первых пробах полотна учителем был мужчина.

Однако, после войны преподавали в основном женщины, поэтому уже на цветном рисунке Федор Павлович изобразил преподавательницу.

Далее он решил, что высшая степень огорчения ученика проявляется не у доски перед классом, а дома, когда он отчитывается за «неуд» перед родителями, которые возлагают на него столько надежд. И вот эта «домашняя» двойка она тяжелее. И наказание за нее всегда более долгое. Поэтому действо было перенесено из школы в домашний быт.

Получив, наконец, представление о композиции, Федор приступил к выбору персонажа. На роль «двоечника» попался местный парнишка – вратарь дворовой команды по футболу. Художник выхватил его прямо с матча — раскрасневшегося, взъерошенного, еще живущего игрой. Непривычная ситуация – позирование художнику придала мальчику необходимый растерянный вид.
Второй сильный образ картины, который противостоит печальному мальчугану – это домашний пес. Он радостно встречает мальчишку. Потому что для собаки, не важно, как учится пацан, главное – что он лучший друг. Для того чтобы собака стояла на задних лапах ее подманивали колбасой. В итоге, скормив палку мясного лакомства, Решетников получил нужную натуру.

С кого срисовывали остальных персонажей точной информации нет. Однако они вовсе не случайны. Как сказано ранее, Федору очень импонировали яркие образы послевоенных мальчишек – смелых, дерзких, активных. По внешнему виду «двоечника» заметно, что в приоритете для него не оценка, а насладиться всеми зимними радостями. Торчащие коньки из портфеля, румянец на щеках, потрепанное в снежных баталиях старенькое пальто. Это правильно, дети должны играть. Но и учиться хорошо так же должны.
Именно поэтому на картине присутствуют мама – огорчить которую, самая большая трагедия для сына. Сестра — отличница, которая своей прилежной учебой задает пример брату и осуждает его за то, что он не вовлечен в учебу. Младший брат, который радуется проступку старшего, что является обратной стороной ответственности. Ведь если старший не возьмется за ум и не станет хорошо учиться, каким вырастет малыш?
Картина является составной частью не оглашённого триптиха – «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка». Все три полотна связывает одна тема — мальчишки и учеба. Одним из оригинальных связующих элементов триптиха является то, что в «двойке» на стене висит «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» засветилась «двойка».

Таким образом, автор не только подчеркивает единство темы, но и задает правильный пример тем, кто плохо учится. Двоечнику – что настоящие мужчины с детства являются отличниками во всем – и в играх во дворе и в учебе – прямая отсылка к суворовцу из «каникул». А для мальчишки из «переэкзаменовки» «двойка» напоминает, как он плохо учился зимой. И теперь, летом, когда все наслаждаются каникулами, ему приходится зубрить предметы заново.

Картина Федора Решетникова настолько проникла в народ, что возникло устойчивое выражение «опять двойка», символизирующее человека, который накосячил и с понурым видом ждет наказания.
Любите искусство и получайте только пятерки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *