Опытно экспериментальная деятельность

Этапы опытно-экспериментальной работы

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7

1) выявить начальный уровень сформированности у учащихся искомого качества по выделенным показателям;

2) выявить возможности педагогического процесса данного конкретного образовательного учреждения для реализации разработанных педагогических условий (или программы формирующего эксперимента);

3) реализовать разработанные педагогические условия в рамках реально протекающего педагогического процесса (на каких-либо определенных уроках);

4) выявить конечный уровень сформированности у учащихся искомого качества по выделенным показателям;

6) проанализировать количественно и качественно результаты опытно-экспериментальной работы;

7) сделать выводы об эффективности проведенной работы и степени достоверности выдвинутой гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа проводится в три этапа: первый – констатирующий этап эксперимента (или констатирующий эксперимент); второй – формирующий этап эксперимента (или формирующий эксперимент); третий – контрольный этап эксперимента (или контрольно-констатирующий эксперимент).

На первом этапе проводится констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление состояния изучаемого объекта в данный момент. На констатирующем этапе эксперимента на основе результатов использованных методик обследования осуществляется сравнительный анализ начального состояния экспериментальной и контрольной группы по всем показателям. Для этого результаты по каждому учащемуся заносятся в сводную таблицу (см. табл. 6), определяется уровень сформированности искомого качества у каждого ученика, вычисляется коэффициент эффективности осуществляемого педагогического процесса.

На втором этапе осуществляется формирующий эксперимент (его называют в некоторых случаях созидательным или преобразующим), цель которого состоит в реализации разработанных педагогических условий, новых методов, приемов и пр. На формирующем этапе эксперимента (он часто именуется обучающим) осуществляется спланированное экспериментатором воздействие на экспериментальную группу, то есть реализуется так называемая программа эксперимента, содержание которой составляют новые методы, приемы, задания, упражнения и прочее тому подобное.


На третьем –контрольном – этапе эксперимента еще раз по тем же самым методикам обследования всех показателей проверяется состояние изучаемого объекта, достигнутое после проведения формирующего эксперимента, вновь сравниваются наличные состояния учащихся экспериментальной и контрольной группы. Результаты по каждому учащемуся опять заносятся в таблицу, опять определяется уровень каждого ученика и на основе разницы между уровневыми показателями исходного и полученного состояния испытуемых вычисляется коэффициент эффективности процесса. На этом этапе анализируются и обрабатываются полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, проверяется результативность разработанного комплекса педагогических условий, методов, приемов.

Разработанные критерии и их уровневые показатели представляются в таблице. В качестве примера приводим таблицу критериев, показателей и уровней сформированности у младших школьников самостоятельности. Как показывает научно-исследовательский опыт, в педагогических исследованиях наиболее целесообразно выделять три уровня диагностируемого явления и оценивать каждый показатель на высоком уровне 2 баллами; на среднем – 1 баллом; на низком – 0 баллов. Техника оценки каждого критерия по показателям представлена в табл. 3.

Таблица 3

Техника оценки уровня сформированности искомого
у младших школьников самостоятельности
по критериям и показателям

Знания о способах деятельности
Уровень Баллы по показателям
Полнота знаний о способах деятельности Прочность знаний о способах деятельности
Высокий
Средний
Низкий
Умение применять знания о способах деятельности
Уровень Баллы по показателям
Полнота умений применять все известные способы деятельности Прочность умений применять все известные способы деятельности
Высокий
редний
Низкий
Отношение к деятельности
Уровень Баллы по показателям
Отношение к процессу Отношение к результату Отношение к условиям
Высокий
Средний
Низкий
Мотивационная установка
Уровень Баллы по показателям
Желание самостоятельно осуществлять деятельность Интерес к самостоятельной деятельности
Высокий
Средний
Низкий

1.6.3. Заключение

Заключение должно содержать выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с целями и задачами, значимость полученных результатов. Не более 4 страниц. На основе заключения формируется доклад к защите.

В раздел «Заключение», которым завершается основная часть диплома, может войти лишь то, что было получено, доказано, обсуждено и описано дипломником в его работе, и ничто другое. Все выводы должны быть четко и кратко сформулированы, одни и те же положения в них не должны повторяться, а число выводов следует предельно ограничить. Любой вывод должен быть совершенно независимым в редакционном плане от предыдущего или последующего. Практика показывает, что ни один раздел ВКР не приходится так часто переписывать и переделывать, как этот. Выпускник здесь обязан, прежде всего, показать, что сумел поднять до уровня выводов только самые кардинальные вопросы проделанной работы.

Никакие объяснения, ссылки на собственный материал, а тем более на данные литературы в выводах недопустимы. Заключение должно носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в строгом соответствии с существующим ГОСТом. Литература указывается за последние 10 лет, 20-25 источников. (Приложение 4).

1.6.5. Приложение

В приложении могут содержаться конкретные практические наработки, иллюстрирующие материал основной части: конспекты, методические разработки, рекомендации, дидактический материал, фото, видеоматериалы, презентации, графики, и др. дополнительные справочные материалы (копии документов, выдержки из отчетов, статистические данные, схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.д.

Каждое приложение начинается с новой страницы.

ПРОГРАММАЭКСПЕРИМЕНТА

Тема: «Развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Актуальность

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Доказано, что формирование гендерного самосознания у детей происходит в период дошкольного детства. Человек формируется под воздействием двух факторов: заложенных природой задатков и средой проживания и воспитания. В первую очередь ответственность за воспитание будущих мужчин или будущих женщин лежит на семье. Ребенок, наблюдая гармоничные отношения в семье, вырастит самим собой: мальчик сумеет стать мужчиной, а девочка – женщиной. Но на сегодняшний день существует рад проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание.

Во-вторых родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.

В третьих не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

В четвертых большую часть времени (в среднем от 7 до 12 часов) дошкольник проводит в детском саду. И таким образом именно воспитатель, а также группа сверстников оказывает непосредственное влияние на формирование самосознания личности ребенка, его половой социализации.

На основании вышеизложенных проблем возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении мальчиков и девочек в условиях детского сада, с учетом их гендерных особенностей, что безусловно будет влиять на развитие и формирование у детей правильного гендерного самосознания.

Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален и требует всесторонней разработки и реализации на практике. Однако, к сожалению, пока в «Программе воспитания и обучения в детском саду» нет места дифференцированному подходу даже в разделе «Физическое воспитание». Некоторые педагоги лишь интуитивно реализуют такой подход, акцентируя внимание мальчиков на том, что они должны помогать девочкам, уступать им, не обижать, заступаться за них и т.п.

Замысел эксперимента

Проведенный опрос родителей и педагогов показал недостаточность теоретических знаний о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, поэтому необходимо разработать и апробировать модель развития компетентности педагога в реализации гендерного подхода к воспитанию дошкольников. Гендерная компетентность позволит воспитателю нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования, осуществлять дифференцированный подход к организации основных видов детской деятельности (познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной), формировать полоролевую социализацию, со знанием дела рассказывать родителям об особенностях воспитания детей разного пола. Затем необходимо создать условия для осуществления дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом их гендерной роли для развития детей в детском саду. Главным условием для реализации на практике работы по развитию правильного и адекватного гендерного самосознания у детей является также сотрудничество воспитателей, психолога и родителей в работе с детьми группы специального сопровождения (единственный ребенок в семье; ребенок из неполной семьи; дошкольник, имеющий отклонения в полоролевом развитии)

Цель: Создание единого гендерного пространства взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Создание предметно-игровой среды, отвечающей гендерным психофизиологическим особенностям детей.

2. Применение гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанной с обучением и воспитанием мальчиков и девочек.

3. Формирование опыта взаимодействия во всех видах деятельности между мальчиками и девочками с ориентацией на представления детей о гендерных особенностях поведения в детском саду и дома.

4. Организация просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их гендерной идентичности.

Гипотеза

Если осуществлять дифференцированный подход в воспитании и обучении детей с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада, а также и в семье, то у детей сформируется адекватное, правильное гендерное самосознание, которое будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, для подготовки ребенка к выполнению соответственно ее полу социальных ролей в будущем, и в первую очередь семейных ролей, т. е. будет способствовать осмысленной реализации на практике идеи всестороннего гармоничного развития нового человека.

Объект исследования: гендерное воспитание детей

Предмет исследования: дифференцированный подход с учетом половых различий детей

Методы и конкретные методики исследования:

· Наблюдение;

· Создание развивающей среды;

· Дифференцированный подход;

· Использование схем;

· Создание проблемной ситуации;

· Создание игровой ситуации;

· Анализ;

· Тестирование, опрос;

· Тематические творческие задания

Состав участников эксперимента:

Группа разработчиков:

Савельева К.Ю. – старший воспитатель;

Гордиенко Т.Н. – воспитатель;

Познякова Е.С. – воспитатель по изодеятельности;

Дьякончук Е.В. – музыкальный руководитель;

Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог

Группа воспитателей – экспериментаторов (Совет эксперимента)

Волкова И.В. – воспитатель;

Абрамова Е.Н. – воспитатель по физической культуре

Красильникова А.А. – музыкальный руководитель

Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в опытно-экспериментальной работе или привлекаемых к ней:

Савельева К.Ю., ст. воспитатель – координатор;

Гордиенко Т.Н., воспитатель – проводит занятия в клубе для мальчиков и девочек;

Познякова Е.С. – воспитатель по изодеятельности, проводит занятия в изостудии с учетом гендерных особенностей детей;

Абрамова Е.Н.,- воспитатель по физической культуре, проводит занятия с учетом гендерного подхода.

Дьякончук Е.В, Красильникова А.А. – музыкальные руководители, проводят музыкальные занятия, организуют и проводят праздники и развлечения с учетом гендерного подхода.

Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог, использует дифференцированный подход к детям, организует тематические задания с детьми по данному направлению. Проводит консультативные занятия с педагогами и родителями.

Сроки эксперимента

Время начала – 2007 год

Время предполагаемого завершения – 2012 год

Ожидаемые результаты

Критерием проверки гипотезы будут являться

-данные комплексной диагностики уровня развития и сформированности полоролевой социализации детей;

-данные диагностики об уровне компетентности в вопросе гендерного подхода у педагогов ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад

на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Существенная положительная динамика

в уровне развития и сформированности правильного, адекватного гендерного самосознания ребенка, оценка его действий в ближайшем социальном окружении оценка умений ребенка применять полученные знания в жизни будет свидетельствовать о том, что гипотеза о возможности получить новый подход к организации воспитательного процесса, реализуя принцип дифференцированного подхода на уровне целей, содержания и технологий воспитания и обучения, подтвердилась.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Для выявления на каждом этапе эксперимента возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо регулярное отслеживание хода эксперимента координаторами экспериментальной работы на местах (наблюдение, постоянный контакт координаторов и педагогов-экспериментаторов).

Прогноз негативных результатов Способы коррекции
Негативное реагирование родителей на нововведения. Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка эксперимента.
Негативное отношение воспитателей и специалистов ДОУ к нововведениям. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами эксперимента
Неэффективное использование некоторыми педагогами нового подхода к воспитанию и внедрение гендерных технологий. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.

Форма представления результатов эксперимента:

1. Изменение концепции эксперимента, программы развития ДОУ.

2. Создание новых учебных планов и программ.

3. Создание учебных пособий.

4. Апробация результатов эксперимента в других ДОУ.

5. Описание результатов экспериментального подхода в воспитательном процессе (публикации, научные труды и монографические работы).

6. Диссеминация результатов эксперимента (открытые мероприятия, контрольные проверки и др.)

Этапы опытно-экспериментальной работы

Этапы Основные задачи на каждом этапе Содержание деятельности Мероприятия по реализации содержания деятельности Сроки Ответственный
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Анализ затруднений педагогов, состояние и проблемы воспитательного процесса, обоснование их актуальности. Формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы развития гендерного самосознания у детей Провести опросы, анкетирование, тестирование среди родителей, педагогов. Определить уровень сформированности гендерного самосознания у детей. Сформулировать концепцию эксперимента сентябрь-ноябрь 2007 Савельева К.Ю. Рахимьянова Н.Р.
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ Разработка программы опытно-экспериментальной работы Постановка цели и определение задач эксперимента, формулирование гипотезы, ожидаемых результатов Утвердить программу эксперимента 2007 Савельева К.Ю.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Распределение управленческих функций, приглашение научного руководителя, оформление документов на экспериментальную площадку Организация научно-методического сопровождения эксперимента, подготовка пакета документов. Подача заявки на открытие экспериментальной площадки Разработка планов экспериментальной деятельности Заседание совета по экспериментальной работе Создание материально-технической базы эксперимента Проведение теоретического семинара с педагогами, участвующими в эксперименте. 2007-2008 Савельева К.Ю.
ПРАКТИЧЕСКИЙ Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результата, мониторинговые исследования Проведение эксперимента «Развитие гендерного самосознания у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Работа с кадрами: педсоветы, консультации, проведение круглых столов, коллективных просмотров Работа с детьми: клуб «Мальчиков и девочек», кружок «Юный художник», проведение праздников и развлечений, занятия с педагогом-психологом Работа с родителями: проведение разъяснительной работы с родителями, дети которых задействованными в эксперименте, клуб мам и пап, проведение фотовыставок Заполнения информационно-технологических карт (ИТК) Проведение диагностического обследования детей Анкетирование детей, родителей, педагогов 2008- 2011 Савельева К.Ю. Гордиенко Т.Н. Рахимьянова Н.Р.
ОБОБЩАЮЩИЙ Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента Анализ хода экспериментальной работы. Представление результатов эксперимента (аналитический отчет) Письменные отчеты на разных уровнях контроля за экспериментальной работой Подготовка докладов к научно-практическим конференциям, педсоветам, консультациям Оформление фотовыставки, информационных стендов, видеотек, библиотеки Проведение консультаций, семинаров-практикумов, коллективных просмотров Участие в областной конференции 2011-2012 Савельева К.Ю. Рахимьянова Н.Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *