Организация самостоятельной работы

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УДК 371.21

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Цыбиктарова Эльвира Борисовна

учитель начальных классов МБОУ «Усть-Нерская гимназия», с. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия).

Начальная школа является фундаментом для дальнейшего развития учащихся в средних классах. Поэтому учащимся начальной школы учителю необходимо привить умение учиться. В статье описаны виды самостоятельной работы учащихся, а также возможные способы организации самостоятельной работы из опыта автора.

Ключевые слова: самостоятельная работы, учебный процесс, организация самостоятельной работы.

Роль самостоятельной работы в организации учебного процесса школьников трудно переоценить. С самого первого класса учителю необходимо приучать детей работать самостоятельно. Важно то, что мотивация у учащихся при этом должна быть внутренней, а не внешней. Стремление самостоятельно работать должно быть не по принуждению, не за оценку, а по велению воли, то есть нужно сделать так, чтобы самостоятельная работа стала потребностью ученика. От этого во многом зависит успеваемость учащихся.

При руководстве самостоятельными работами учитель должен дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Для этого учителю нужно хорошо знать индивидуальные особенности детей и уметь выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний .

При организации учебного процесса можно использовать такие виды самостоятельной работы учащихся, как работа с книгой, со справочной литературой, решение и составление задач, написание сочинений, эссе, наблюдения, выполнение лабораторных работ, работа с раздаточным материалом.

Так, например, при работе с книгой учащиеся отвечают на мои вопросы по содержанию текста, дают характеристику главным героям, составляют план работы, выделяют основную мысль текста, разбивают на параграфы предложенный текст.

В младшем школьном возрасте дети любят делиться впечатлениями, рассказывать истории. Поэтому с целью развития и коммуникативных навыков, и повторения орфографических правил мои ученики пишут небольшие сочинения, оформляют стенгазету на заданные темы.

Очень дети любят выполнять эксперименты своими руками. Здесь мы работаем с гербаризированным материалом, учащиеся объясняют природные явления, исходя из их жизненного опыта.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

    Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.

    Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.

    Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.

    Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.

    Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.

    Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

    Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.

    В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Задания для самостоятельной работы с источниками знаний при получении новой информации и овладении приёмами учебной работы, как и все другие учебные задания, могут быть различными.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Большое значение самостоятельные работы имеют и при повторении, закреплении и проверке знаний и умений.

Особенно ценные рекомендации даёт автор книги Н.Б.Истомина, посвящённые индивидуальным самостоятельным работам, которые рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких задач является эффективным в плане самостоятельного развития.

Следовательно, система образования в начальных классах должна стать тем звеном, где должен быть создан культ самостоятельной познавательной деятельности, культ формирования умений самостоятельно учиться.

Самостоятельная деятельность школьников в учебной дея­тельности связана с формированием у них навыков учебного тру­да. Самые главные из них являются планирование и самоконтроль. Умение планировать — это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др.

Самоконтроль предполагает умение школьников проконтроли­ровать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.

Литература

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков

    • Гостевая книга

Новости проекта Профилактика коронавируса АТТЕСТАТ СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

    • Графік правядзення класных гадзін у Субацкім дзіцячым садзе – сярэдняй школе
    • План мероприятий по подготовке и проведению празднования 75-годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне
    • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
    • Графік дзяжурства настаўнікаў па школе
    • Тэматычныя тыдні
    • Графік правядзення інфармацыйных гадзін
    • НАШИ ДЕТИ
    • Графік работы спартыўнай залы
    • Национальная комиссия по правам ребенка
    • Профилактика наркомании
    • Приказ о проведении конкурса детского рисунка «Подружись со спортом!»
    • Положение о проведении конкурса «Подружись со спортом»
    • Итоги конкурса «Подружись со спортом»
    • Антикоррупционное законодательство
    • План проведения районной Акции «80 добрых дел – юбилею района»
    • Линейка «Волковысскому району — 80»
    • План мероприятий
    • Мероприятия
    • Мероприятия по проведению акции «Единый день безопасности»
    • ГЕРБ УЧРЕЖДЕНИЯ
    • УСТАВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
    • ГИМН СУБОЧСКОЙ ШКОЛЫ
    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
    • ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ШКОЛЕ
    • УСЛОВИЯ ПРИЁМА В ШКОЛУ
    • Консультации для воспитателей дошкольного образования в летний период
    • Платныя адукацыйныя паслугі
    • Нарматыўныя прававыя акты
    • Бацькам дашкольнікаў
    • Прыём дзіцяці ў дашкольную групу
    • Нашы навіны
    • Мероприятия в рамках проекта по инновационной деятельности.
    • Об инновационном проекте
    • Православный вестник «Духовность»
    • Календарный план на 2019/2020 учебный год
    • План взаимодействия учреждения и храма в честь Воздвижения Креста Господня д.Колонтаи на 2019/2020 уч.год
    • 2020 год
    • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • “Падарожжа ў горад Нехварэйка”
    • Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
    • Абагульненне і сістэматызацыя ведаў па тэме : “Вымярэнне аб’ёма. Цеплавое расшырэнне. Тэмпература”
    • УРОК ПАЗАКЛАСНАГА ЧЫТАННЯ
    • Арганізацыя работы з вучнямі, якія маюць высокую матывацыю да навучання
    • методический бюллетень
    • МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА. ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
    • Мероприятие по профилактике суицида
    • Арганізацыя фізкультурна – аздараўленчай работы праз забеспячэнне індывідуальнага і дыферэнцыраванага падыходу да дзяцей з АПФР
    • Методические материалы
    • детская инициатива «Пути-дороги в мир здоровья»
    • Буклет
    • Методический вестник
    • Памятка для педагогов по использованию исследовательских методов обучения
    • Методические рекомендации. Самоанализ урока и внеклассного мероприятия
    • Рекомендации воспитателям дошкольного образования «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
    • Нетрадиционные формы и методы проведения уроков
    • Выкарыстанне сучасных адукацыйных тэхналогій пры вывучэнні прадметаў гуманітарнага цыкла
    • Индивидуализация и дифференциация обучения математике учащихся начальных классов
    • Особенности построения урока в классах со слабоуспевающими учениками
    • Пути формирования у школьников культуры труда как социальной так и личностной ценностей
    • Занятак па адукацыйнай вобласці “Дзіця і прырода”
    • Адкрыты ўрок па тэме «Адзінка вымярэння даўжыні- метр»
    • Адкрыты ўрок па тэме «Множанне ліку 1 і на лік 1»
    • Использование активных форм работы с детьми дошкольного возраста
    • Памятка для педагогов по работе с родителями
    • Рекомендации воспитателям дошкольного образования по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
    • ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Организация предметно – развивающей среды по развитию мелкой моторики в группе»
    • Методическая разработка первого урока на тему: «Нам мир завещано беречь». Дубровская О.В.
    • Классный час «Добро открывает сердца». Дубровская О.В.
    • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК “СЛАБОЕ ЗВЕНО”. Дубровская О.В.
    • Информационный час «Спасатель — профессия века». Дубровская О.В.
    • Информационный час «Эхо Чернобыля». Дубровская О.В.
    • Квест – игра «Калейдоскоп профессий». Дубровская О.В.
    • Классный час «В поисках будущей профессии». Дубровская О.В.
    • Классный час «Учитель – профессия на все времена». Дубровская О.В.
    • Тематический информационный час «Профессия – журналист». Дубровская О.В.
    • Классный час Игра «Формула успеха». Дубровская О.В.
    • Вечер встречи с выпускниками — 2017. Попко Т.В.
    • День учителя — 2017. Попко Т.В.
    • «Путешествие по стране Пионерия». Попко Т.В.
    • ПРаздник матери. Попко Т.В.
    • Приём в октябрята. Попко Т.В.
    • Торжественный сбор, посвященный дню рождения ПО «Дружба». Попко Т.В.
    • НАМ МИР ЗАВЕЩАНО БЕРЕЧЬ! Лицкевич И.В.
    • Чернобыль. Это не должно повториться…. Лицкевич И.В.
    • Танцевально-развлекательная программа «А, ну-ка, парни». Лицкевич И.В.
    • Конкурсно-игровая программа «Кто за здоровый образ жизни?». Лицкевич И.В.
    • «1 апреля – День дурака!». Лицкевич И.В.
    • Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста летом». Витус Я.В.
    • Приемы и методы повышения мотивации к обучению
    • Как создать портфолио дошкольника
    • РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ К ЭКЗАМЕНАМ
    • Расклад правядзення дадатковых адукацыйных паслуг на ІІ-ое паўгоддзе 2019/2020 нав.г.
    • Перечень платных услуг, оказываемых управлением образования Волковысского РИК
    • РАСКЛАД правядзення першага этапу раённай алімпіяды па вучэбных прадметах
    • Блог учителя немецкого языка Стасько Т.С
    • Расклад урокаў на ІІ-ае паўгоддзе 2019/2020 нав.г. I-IV класы
    • Расклад урокаў на ІІ-е паўгоддзе 2019/2020 н.г. V-XІ класы
    • Расклад правядзення факультатыўных заняткаў, грамадска карыснай працы, класных і інфармацыйных гадзін у ІІ паўгоддзі , V-XІ класы
    • Расклад факультатыўных заняткаў,класных і інфармацыйных гадзін і грамадска карыснай працы ў ІІ паўгоддзі, I-IV класы
    • Расклад работы спартыўных секцый у Субацкім дзіцячым садзе-сярэдняй школе .
    • САВЕТ г. ДАБРАГРАДА
    • Графік работы аб’яднанняў па інтарэсах
    • Статья 17.3. Кодекса РБ об административных правонарушениях Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива
    • Телефоны горячих линий
    • Антинаркотическое движение «ВЕК»
    • Операция «Внимание, дети!»
    • Об ответственности
    • Как успешно и без стресса сдать экзамены
    • Детская линия помощи
    • План бяспечнага шляху ў школу
    • Меры предосторожности на льду
    • КАЛЕНДАРЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ
    • школьная мода
    • Порядок действий в случае обнаружения факта насилия в семье
    • Критерии и показатели социально опасного положения
    • О недопустимости сжигания сухой растительности и мусора
    • Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся
    • ЧАС ЗЕМЛИ
    • ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ
    • К сведению родителей! О пожарах
    • Правила безопасного выезда за границу с целью трудоустройства
    • Трудоустройство через Интернет: риски и возможности
    • Компьютерные дети.
    • Рекомендации родителям по профориентации старшеклассников
    • Советы родителям по безопасности дорожного движения.
    • Советы родителям, чьи дети готовятся к олимпиаде
    • Профилактическая акция «Стоп-спайс!»
    • СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
    • О пагубном влиянии курительных смесей
    • О питании в учреждении образования
    • О порядке и сроках выдачи медицинской справки о состоянии здоровья
    • Прямая линия по правовым вопросам
    • Бацькоўскі камітэт
    • Школа будущих первоклассников.
    • Всё о курительных смесях
    • Советы родителям «Делать или не делать?»
    • ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Акция «ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ»
    • Народныя забаўлянкі, лічылкі, калыханкі
    • Уважаемые родители!
    • Факторы безопасного питания
    • Технологическая политика
    • Программа производственного контроля за качеством и безопасностью питания воспитанников
    • Спайс — не пряность
    • Как уберечь ребёнка от опасностей Интернета
    • Об оказании адресной помощи
    • Рекомендации родителям учащихся пятых классов
    • Советы психолога родителям первоклассников
    • Что необходимо приобрести родителям в детский сад к новому учебному году:
    • ПАМЯТКА
    • Профилактика микроспории
    • Набор учащихся в санаторные школы
    • Як рыхтаваць дзяцей старшай групы да школы
    • Памятка для родителей
    • Двенадцать советов родителям будущих первоклассников
    • КОНСУЛЬТАЦИЯ “ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОДВИЖНЫЙ РЕБЕНОК”
    • Памятка «Десять правил воспитания детей»
    • Интернет-форум
    • О предоставлении временного приюта
    • Да ўвагі бацькоў
    • ПАМЯТКА по профилактике детского травматизма
    • Памятка «Развиваем внимание дошкольника»
    • Дзень адкрытых дзвярэй
    • Областной Интернет-форум для родителей
    • Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
    • Родителям первоклассника
    • О ЗАПРЕЩЕНИИ КУПАНИЯ
    • Об оздоровлении
    • Рекомендации родителям пятиклассников:
    • Защититься от гриппа поможет прививка
    • Информация ГУО «Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» об оказываемых платных услугах в 2018/2019 учебном году
    • Всё о токсикомании
    • Рэжым работы групы падоўжанага дня
    • Как родителям помочь ребенку в учебе?
    • ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
    • ПАМЯТКА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    • КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЧИТЬСЯ
    • МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
    • ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
    • ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
    • О чём и как говорить детям о ВИЧ-инфекции
    • Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
    • У суботу працуюць
    • Анонс шестого школьного дня
    • Отчёт о шестом школьном дне
    • Графік правядзення тэматычных вечароў і дыскатэк у Субацкім дзіцячым садзе-сярэдняй школе
    • Планаванне работы ў 6-ты школьны дзень у Субацкім дзіцячым садзе-сярэдняй школе
    • Цыклаграма работы ўстановы адукацыі ў 6-ы школьны дзень
    • Графік работы спартыўнай залы ў шосты школьны дзень
    • Графік работы аб’яднанняў па інтарэсах у 6-ы школьны дзень
    • Графік работы бібліятэкі ў шосты школьны дзень
    • Графік работы кабінета інфарматыкі ў шосты школьны дзень
    • Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
    • РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ- ПРЕДМЕТНИКАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 5 КЛАССАХ
    • Об усыновлении и создании приёмной семьи
    • О предоставлении временного приюта
    • Насилие в семье можно остановить
    • Насилие в семье
    • Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде
    • Гражданам, пострадавшим от насилия в семье
    • ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
    • Права и ответственность несовершеннолетних
    • График работы педагога социального
    • Телефон доверия
    • Рекомендации родителям «Как мотивировать подростка к учебе ?»
    • Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации детей 1-4 классов
    • ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    • Закон Республики Беларусь о правах ребёнка
    • ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Акция «ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ»
    • Борьба с торговлей людьми
    • Правила безопасного выезда за границу с целью трудоустройства
    • Статья 17.3. Кодекса РБ об административных правонарушениях
    • эффективные правила воспитания
    • Жизнь – это…
    • Памятка для людей, находящихся рядом с подростком, решившим покончить жизнь самоубийством
    • Методические рекомендации для педагогов по изучению семьи ученика
    • Памятка для педагогов и родителей по выявлению употребления наркотиков несовершеннолетними
    • Устройство в замещающие семьи
    • Листовка. Акция «Дом без насилия»
    • САЙТ «ДЕРЖИСЬ ЗА ЖИЗНЬ»
    • Dadomy.by
    • График консультативной работы учителя-дефектолога ПКПП на 2019/2020учебный год
    • Расклад заняткаў групы інтэграванага навучання і выхавання
    • Расклад заняткаў у пункце карэкцыйна-педагагічнай дапамогі
    • Что должен знать и уметь ребёнок cтаршего дошкольного возраста?
    • Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
    • 15 советов родителям по развитию речи ребенка
    • Наши новости
    • БРСМ
    • БРПО
    • Волонтёры
    • Тимуровцы
    • Первичная профсоюзная организация
    • Белая Русь
    • Презентация первичной организации ОО «БРСМ»
    • трудовая акция «Чистый город»
    • Встреча с воинами-интернационалистами
    • День Пионерии
    • Конкурс пионерских агитбригад
    • Я не просто ребёнок — я теперь октябрёнок!
    • Аб рабоце бібліятэкі
    • Графік работы
    • Эмблема бібліятэкі
    • Журнал учета имеющихся в учреждении образования ЭСО
    • Увага! У бiблiятэку паступiлi новыя кнiгi
    • ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ Аб бібліятэчнай справе
    • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 10 советов в пользу чтения
    • Библиотекарь — родителям
    • Календарь знаменательных и памятных дат на 2019-2020 год
    • З кнігай дружыць
    • Правила пользования школьной библиотекой
    • В нашей библиотеке можно
    • Выбор профессии это серьезно
    • Интересные факты о книгах
    • 35 сайтов, которые сделают школьную жизнь интересной и увлекательной
    • Посвящение в читатели
    • Как встречали Новый год литературные герои
    • Беларусь библиотечная
    • План работы музея
    • Концепция развития музея
    • Положение о школьном музее
    • Оцифровка музейных экспонатов.Часть 1
    • Оцифровка музейных экспонатов. Часть 2
    • «Об обучении на педагогических специальностях на условиях целевого договора»
    • О целевой подготовке
    • ПОСТУПАЮЩИМ В ГРОДНЕНСКИЙ ПРОФФЕСИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
    • Поступающим в Белорусский государственный технологический университет
    • Поступающим в Гродненский политехнический колледж
    • Дистанционная профориентационная консультация
    • Из уст молодых специалистов.
    • «День открытых дверей» в Белорусском государственном университете транспорта.
    • День открытых дверей на факультете психологии учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
    • Набор учащихся в УО «Гродненский государственный профессионально- технический колледж бытового обслуживания населения»
    • ПРОГРАММА молодежного проекта «Волковысский Арбат»
    • Поступающим в военные учебные заведения
    • О поступлении на условиях целевой подготовки в медицинские колледжи и университеты
    • Занятия по профориентации
    • Встреча с представителями УО «ВИТЕБСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»
    • Профориентация в группе продленного дня
    • Тыдзень прафарыентацыі 11.11-16.11.2019
    • Поступление на следственно-экспертный факультет УО «Академия МВД Республики Беларусь»
    • УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
    • ЛЬГОТЫ, ПРАВА И ГАРАНТИИ
    • Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью с различными нарушениями
    • Социальные гарантии семьям, воспитывающим детей- инвалидов
    • Арганізацыйны Савет
    • Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
    • Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
    • День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь
    • ШАГ . 20.03.2019
    • Поздравляем!
    • Буклет
    • 8 марта
    • Мы против наркотиков
    • Чернобыль
    • Праспект №1
    • Проспект
    • ПРОСПЕКТ Октябрь 2019
    • Проспект Сентябрь 2019
    • О проекте
  • Справка о сайте

Голосование Чем, на ваш взгляд, определяется успешность школы? Голосование Какой вид отдыха ты предпочитаешь летом? Голосование Оцените школьный сайт. Голосование Нужен ли на школьном сайте форум?

Виды (классификация) самостоятельной работы учащихся. Методика проведения самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения математике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • 2) закрепление и уточнение знаний;
  • 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • 4) формирование умений и навыков практического характера;
  • 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

  • 1) обучающими;
  • 2) тренировочными;
  • 3) закрепляющими;
  • 4) повторительными;
  • 5) развивающими;
  • 6) творческими;
  • 7) контрольными.
  • 1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ — развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, а также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще непрочны. Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий репродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Цель этих работ — не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке.

2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в тетрадях, таблицами и т. п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют ее.

  • 3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.
  • 4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, .есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
  • 5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно-творческим конференциям, проведение в школе «дней математики», сочинение математических игр, сказок, спектаклей и др. На уроках — это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.
  • 6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих,— обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке (7, с.256).

Значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению нового учебного материала. Дидактическое значение самостоятельной учебной работы обусловливается тем, что в ее основе лежит активная познавательная деятельность каждого школьника по овладению знаниями. На необходимость умелой организации самостоятельного учения школьников в процессе овладения знаниями неоднократно указывали многие виднейшие педагоги. К.Д. Ушинский считал, например, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Известный русский педагог П.Ф. Каптерев (1849-1922) утверждал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества (4, с. 37-40).

При организации учебного процесса самоcтоятельная работа подразумевает, с одной стороны учебное задание, которое должен выполнить ученик, с другой — форму проявления соответствующей деятельности (мышления, запоминания, воображения), при выполнении учеником данного задания. При этом ребенок, в конечном счете, должен получить либо новые, ранее неизвестные ему знания; либо углубить и расширить сферы действия уже полученных знаний. Все это подразумевает индивидуальный подход к ребенку через внутри классную дифференциацию. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, которые можно реализовать через различные виды помощи ученику.

Рассмотрим это на примере задачи.

Мастер за один час работы делает 2 изделия. Сколько изделий он сделал за два дня, если в первый день он работал 3 часа, а во второй — 4?

Наиболее распространенными видами помощи являются:

1. Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения задачи) и оформления.

Запись решения в виде числового выражения. Запись решения в данной форме осуществляется поэтапно:

Можно выделить четыре приема поиска плана решения сюжетных задач:

  • — по модели;
  • — с помощью рассуждений «от вопpoca к данным и от данных к вопросу»;
  • — разбиение текста задачи на смысловые части;
  • — переформулировка текста задачи: замена данного в нем описания другим, сохраняющим все отношения, связи и количественные и качественные характеристики, но более явно их выражающим.

Для того чтобы проверить правильность решения, составьте и решите обратную задачу к данной по следующим этапам:

  • 1) подставьте в текст задачи найденное значение искомого, то есть вместо вопроса задачи поставьте в текст задачи ответ на него;
  • 2) выберите новое искомое;
  • 3) сформулируйте новую задачу;
  • 4) решите составленную задачу;
  • 5) сравните полученное число с той данной величиной прямой задачи, которая была выбрано в качестве искомой величины;
  • 6) на основе этого сравнения составьте соответствующее умозаключение о правильности решения прямой задачи.
  • 3. Наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи).
  • 4. Вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.
  • — Сколько изделий изготовлено мастером в первый день?
  • — Сколько изделий изготовлено мастером во второй день?
  • — Сколько изделий изготовлено мастером за два дня?
  • 5. План решения задачи.
  • 1) Найдите количество изделий, изготовленных мистером в первый день.
  • 2) Найдите количество изделий, изготовленных мастером во второй день.
  • 3) Найдите количество изделий, изготовленных мастером за два дня.

Организация индивидуальной работы через внутриклассную дифференциацию в учебном процессе подразумевает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание различных приемов, позволяющих повысить качество обучения и развития каждого ученика.

Самостоятельные работы по степени самостоятельности.

1. самостоятельные работы по образцу содержат задания репродуктивного типа которые позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для решения сюжетных задач, основанные на запоминании способов действий в кoнкpeтныx ситуациях. В данном случае самостоятельной работе учащихся предшествует показ учителем приемов учебной деятельности при решении сюжетных задач, сопровождаемый четкими объяснениями. Работа, выполненная учащимися, носит характер подражания, следовательно, она не развивает самостоятельности в обычном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения сюжетных задач.

На двух полках 79 книг на первой на 11 книг больше, чем на второй. Сколько книг на каждой полке?

Примем за 1 часть число, книг на второй полке. Тогда книги на первой полке составляют также одну часть и еще 11 книг. Если эти 11 книг убрать с первой полки, то на полках книг станет поровну. Следовательно, отняв от общего числа на обеих полках 11 книг, получим удвоенное число книг, находящихся на второй полке.

Запишем решение по действиям с пояснениями:

Эту задачу можно проверить, решив ее другим способом.

Способ 1. Если за 1 часть принять книги на первой полке, то чтобы на второй их стало столько же, надо на нее добавить 11 книг. И тогда решение будет таким:

Ответ: на первой полке 45 книг, на второй полке 34 книги.

Решите по приведенному образцу следующие задачи:

В двух вазах 25 яблок, в первой на 10 яблок больше, чем во второй.

Сколько яблок в каждой вазе?

В двух классах 50 человек, в первом классе на 2 ученика больше, чем во втором. Сколько учеников в каждом классе?

Самостоятельная работа с указаниями к ее выполнению готовится таким образом, чтобы указания давали лишь общее направление способа действия, и при этом учащиеся самостоятельно выделяли действия, которые направлены на выполнение предложенного задания. При изучении нового материала самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне, котopыe обучаемому предоставляются не непосредственно преподавателем, а косвенно — через специальным образом построенные структуру и содержание учебных заданий.

Самостоятельная работа вариативного характера позволяет на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения применительно к данным условиям задания. Подобные caмостоятельные работы предназначены для формирования знаний, умений и навыков, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразования структуры и содержания усвоенной ранее информации.

Разбейте следующие задачи по две, чтобы из них можно было составить одну задачу.

  • а) На уроках труда ученики сшили 7 зайчиков и 5 мишек. Сколько всего игрушек сшили ученики?
  • б) Первая бригада собрала 15 т огурцов, а вторая в 2 раза больше. Сколько всего 10 т огурцов собрали обе бригады?
  • в) У Светы было 18 конфет, она съела 6 конфет. Сколько конфет у нее осталось?
  • г) Ученики сшили 12 игрушек и раздали в группы садика, каждой группе по 4 кружки. Сколько групп получили игрушки?
  • д) Колхозники собрали 45 т огурцов и погрузили их на 9 машин поровну. Сколько тонн увезла каждая машина?
  • е) У Светы было 9 конфет она раздала их трем своим подругам поровну. Сколько конфет она дала каждой из своих подрyг?

Самостоятельная работа поискового характера целиком возлагается на учеников и предполагает проявление различных аспектов творчества у учащихся (решение задачи разными способами, и методами, составление новых задач, написание математических сказок на основе сюжетных задач). Таким образом, подобные самостоятельные работы не допускают действия по готовым рецептам и шаблону, а требуют применения знаний в новой ситуации, способствуют формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

Найдите в задаче лишние данные.

Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет; в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

Измените вопрос и условие задачи так, чтобы общее количество конфет стало лишней данной величиной. Запишите новую задачу и решите ее.

При подготовке самостоятельной работы для обучаемых необходимо учитывать, что она, как и любой другой вид учебной деятельности требует предварительной формулировки дидактических целей работы и подбора системы познавательных задач, решение кoтoрых позволяет достичь сформулированных целей, иначе работа останется нейтральной по отношению к познавательной деятельности обучаемых. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, что достигается четкой формулировкой цели. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается их цель работы, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что дети, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся. Именно дидактическая цель и познавательные задачи, которые преподаватель формулирует и подбирает для каждого конкретного вида и типа самостоятельной работы, должны создавать предпосылки для регуляции умственной активности учащихся, вовлечения их в планируемую познавательную деятельность, управления ею.

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия

Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.

Это очень важные методы.

К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.

В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или

тех и других вместе) действии» .

Обратимся к раскрытию сущности этих методов.

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, тем не менее оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной литературой.

Применение этого метода в нашей школе имеет свою поучительную историю. В 20- 30-е гг., когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих методах они считались ненужными) использовались так называемые рабочие книги, которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым материалом, они подвергались критике.

Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения качества знаний учащихся. В 1958 г. в «Учительской газете» появилась статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть учебники». Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не будут использоваться учебники и учебная литература.

Поэтому вместо ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени наметился поворот к более широкому использованию и методическому совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

а) Существенное значение прежде всего имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предше-

* Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. — М. 1991. — С. 15.

ствовать основательная вступительная беседа учителя. В ней прежде всего нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле. Вот таким должно быть в основном содержание вступительной беседы.

в) В процессе занятии учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, ставить отдельным из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учеб нику. Б.П. Есипов отмечал, что в младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем нужно добиваться, чтобы школьники, работая с учебником, могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов или тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации и т.д.

Попытаемся раскрыть эти положения на примере урока русского языка в VI классе по теме «Корень слова». Объявив тему занятия, учительница спросила учащихся, не изучали ли они этот вопрос в младших классах. Ребята ответили, что изучали. «Тогда придумайте примеры слов, образованных от одного корня», — предложила учительница. Поднялось несколько рук. На доске появились записи однокоренных слов: лес, лесок, лесной, лесник, лесничий; самолет, летчик, полет, вылететь, взлет. «А кто скажет, — снова обращается учительница к классу, — что называется корнем слова?» Учащиеся молчат, формулировки никто не помнит. Так возникла познавательная проблема и потребность в ее решении.

Учительница предлагает открыть учебники и внимательно изучить соответствующий параграф. Чтобы ребята не торопились, она не ограничивает их временем. Но вот она замечает, что некоторые ученики уже прекратили чтение. Учительница ставит новый вопрос: «В учебнике написано, что корень объединяет родственные слова по смыслу. Как это понимать? Приведите свои примеры».

Ребята опять склонились над книгами. Но привести примеры затруднялись. Учительница записывает на доске: вода, паводок, наводнение; водить, проводник, подвода — и разъясняет, что хотя во всех эти словах корень вод, но в первых трех словах он указывает на воду, а в других происходит от слова водить.

Самостоятельная работа заняла 12 минут, остальная часть — 20 минут — была использована для тренировочных упражнений по определению корней в словах, а именно эта сторона дела вызывает наибольшую трудность у учащихся.

При изучении на уроке математики в V классе темы «Вычитание» можно предложить учащимся усвоить ее самостоятельно по учебнику, так как они уже знакомы с темой «Сложение натуральных чисел и их свойства». После самостоятельной работы проводится беседа по закреплению этого материала, а потом тренировочные упражнения по выработке умений и навыков применения этих знаний на практике.

В приведенных примерах не было обстоятельной вступительной беседы учителя, в других же случаях без нее обойтись нельзя. Вот как была организована самостоятельная работа учащихся VI класса 16-й средней школы г. Гомеля по географии при изучении темы «Политическая карта мира». Вначале учитель провел небольшую вступительную беседу о том, что называется политической картой мира, как обозначаются на ней государства и их границы, какую роль играют цвета и оттенки, которыми раскрашиваются на карте государства и т.д. После этого он написал на доске вопросы, на которые учащиеся должны были найти ответы в процессе самостоятельной работы с учебником: что входит в состав территории государства, какие воды океанов и морей считаются нейтральными, изменяется ли политическая карта мира? По завершении работы учащихся с учебником учитель провел с ними беседу с целью закрепления и углубления знаний по данной теме.

д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособии с целью создания на уроке проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала. В VII классе по физике изучается тема «Кипение». В начале урока учитель кипятит воду в колбе и показывает, что при нагревании вода сперва мутнеет, из нее выделяются пузырьки, затем они все увеличиваются в том месте, где колбу пламя нагревает сильнее, и лишь потом вода закипает. Можно поставить классу вопросы: почему при нагревании вода вначале мутнеет? Почему выделяются пузырьки? Ответы на эти вопросы семиклассники должны найти в процессе самостоятельной работы с учебником.

е) Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

К примеру, в V классе в курсе истории древнего мира изучается тема «Римляне — хозяева Италии и властелины всего Средиземноморья». Работая над этой темой, учительница использовала учебник именно в этом плане. Изложив основные вопросы темы — завоевание Римом Италии, поход Ганнибала на Рим, результаты Пунических войн — она подошла к вопросу о разрушении Карфагена. Вопрос этот не трудный для учащихся, и учительница предложила им усвоить его путем самостоятельной работы с учебником. Затем была проведена закрепляющая беседа, в процессе которой учительница уточняла и углубляла знания пятиклассников.

ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал, В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником. Например, при изучении по истории древнего мира темы «Основные черты древнеегипетской религии» необходимо, чтобы учащиеся вспомнили, как возникла религия у первобытных людей. Если школьники уже забыли и слабо представляют себе этот материал, можно в течение 3-4 мин организовать работу над соответствующим параграфом учебника. Ребята вспомнят, что бессилие древних людей перед природой порождало у них страх и веру в сверхъестественные силы. Эти же причины приводили и к возникновению религиозных верований у древних египтян. Таким образом, работа с учебником по ранее пройденному материалу облегчает осмысление и усвоение новой темы.

з) Работа с учебником ни в коем случае, не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.

Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по таким предметам, как химия, физика и биология, широкое применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторных работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, — подчеркивал М.В. Ломоносов, — никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения? Лабораторная работа это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Лабораторные работы следует отличать от метода демонстрации опытов учителем. При демонстрации учитель сам проделывает (показывает) опыт. Так, при изучении по химии в VIII классе тем «Получение кислорода» и «Свойства кислорода» учитель может демонстрировать опыты, связанные с получением кислорода методом вытеснения воздуха из воды, определением физических и химических свойств кислорода с помощью горения угля и серы и т.д. Лабораторные же работы заключаются в том, что опыты проводит каждый учащийся лично или в составе группы, понятно, под руководством учителя.

Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов, 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности, 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Примером лабораторной работы по усвоению нового материала может служить изучение по химии тем «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические свойства. Химические реакции».

На столах перед учащимися штативы с пробирками, спиртовки, порошок серы и железа. Учительница ставит классу вопрос: как отличить серу от железа? Учащиеся вспоминают, что эти вещества имеют различный цвет и разную механическую прочность. Кто- то сказал, что они отличаются также по весу. Учительница просит проверить эти свойства. Учащиеся берут пробирки с водой и насыпают в них тот или другой порошок: железо тонет, сера держится на поверхности. В тетрадях появляется запись о свойствах этих веществ.

Затем учительница хочет показать, что и в смеси сера и железо не теряют своих качеств. Она предлагает учащимся смешать железный порошок с серой и опустить эту смесь в сосуд с водой: сера осталась на поверхности, железо опустилось на дно. Когда учащиеся подносили к смеси магнит, железный порошок легко отделялся от серы и притягивался магнитом, сера же на магнит не реагировала. Учащиеся самостоятельно, на основе проведенного «исследования», сделали соответствующие выводы.

Потом учительница демонстрирует реакцию соединения. Она насыпает смесь серы и железа в стеклянную трубку и нагревает ее над пламенем спиртовки. Как только смесь накалилась, учительница убрала трубку со смесью от горелки и предложила продолжать наблюдение. Ученики увидели, что разогревание смеси не только не прекратилось, но даже усилилось. Когда реакция произошла, учащиеся констатировали, что полученное вещество не похоже ни на серу, ни на железо. Опытным путем они установили, что оно не тонет в воде, не притягивается магнитом. Учительница разъяснила, что полученное вещество обладает новыми свойствами и называется сернистым железом. Потом она предложила на основе опыта сделать вывод о том, чем отличается смесь веществ от химического соединения, и определить, что называется реакцией соединения.

В данном случае учительница последовательно руководила каждым этапом лабора- торно-практической работы, подводя учащихся исследовательским путем к необходимым выводам. Их мыслительная деятельность обеспечивалась тем, что на каждом этапе выполняемой работы они проводили наблюдения и должны были самостоятельно делать соответствующие выводы, т.е. каждый ученик был включен в активный познавательный процесс, носивший в известной мере характер самостоятельного поиска и разрешения все более усложнявшихся вопросов.

В старших классах самостоятельные работы лабораторно-практического характера могут проводиться и в другом порядке. Учитель может вначале определить тему и цель занятий, затем расчленить предстоящую работу на несколько этапов и поставить вопросы, на которые учащимся следует найти ответы. Степень самостоятельности школьников в этом случае будет значительно выше, однако непреложным остается одно: учитель заранее должен четко определить ход самостоятельной работы, чтобы «исследовательские» усилия школьников были целенаправленными и сосредоточенными на решении основных вопросов изучаемой темы.

Изложенное показывает, что лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли.

Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. 5.

Самостоятельная работа учащихся

Смотреть что такое «Самостоятельная работа учащихся» в других словарях:

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — 1) упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер. Основной целью при этом является формирование профессиональной… … Профессиональное образование. Словарь

  • Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 415)… … Педагогический терминологический словарь

  • Самостоятельная учебная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика вовсех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществленияконтроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА — такой вид учебной деятельности, при к ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения… … Педагогический словарь

  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Вид деятельности, имеющий своей целью овладение языком в процессе обучения, общения учащихся друг с другом, учителем, носителями языка, а также в процессе самостоятельной работы. Эффективность У. д. у. во многом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Индивидуализированного обучения системы — системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отдельных учащихся. Созданию И.о.с. (начало 20 в.)… … Педагогический терминологический словарь

  • Организационные формы обучения — варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно воспитательном процессе. Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик… … Педагогический терминологический словарь

  • Тенишевское училище — основано в 1896 князем В. Н. Тенишевым как общеобразовательная школа. В 1900 17 коммерческое училище; размещено в специально для него построенном здании (Моховая улица, 33). Срок обучения 7 лет. Высокая плата за обучение определяла… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *