Ориентирование в пространстве

Образовательно-воспитательное пространство сети Интернет как средство формирования информационной культуры студентов

В современных условиях сеть Интернет становится уникальным мировым образовательным пространством . В последние годы при определении возможностей использования ресурсов Интернета в педагогике вводится понятие образовательно-воспитательное пространство, одним из компонентов которого выделяют Всемирную сеть.

Проанализировав существующие определения образовательно-воспитательного пространства сети Интернет, мы пришли к выводу, что это открытая, педагогически целесообразно структурированная среда и система, обладающая информационным полем, где осуществляется взаимодействие между субъектами образовательно-воспитательного процесса на базе компьютерных технологий, способствующая эффективному социальному, культурному, личностному самоопределению человека .

Наряду с развитием образовательно-воспитательного пространства сети Интернет особую актуальность приобретает информационная культура студентов. Информационная культура выступает как часть общей культуры человека, как залог его активной и продуктивной жизнедеятельности в условиях информатизации общества в целом и системы образования в частности .

Информационная культура студентов — это компонент базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющий ему эффективно выполнять все виды работы с информацией (получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое применение) с использованием различных средств, понимать природу информационных процессов и отношений, развивать гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, осуществлять информационную рефлексию, творчество в информационном поведении и социально-информационную активность .Развитая информационная культура специалиста предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности.

Информационная культура студента имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс .

Культура обращения с информацией подразумевает :

— культуру поиска информации (знание информационных ресурсов, номенклатуры информационных услуг, предлагаемых электронными библиотеками и каталогами, информационными изданиями и справочными системами);

— владение алгоритмами индивидуального поиска и др.;

— культуру отбора и переработки информации (осознание собственных информационных потребностей, знание критериев релевантности информации, владение элементами аналитико-синтетической переработки информации и так далее);

— культуру передачи информации (знаний процессов информационно-коммуникативной деятельности и навыков в этой области).

Формирование информационной культуры способствует успешному решению задач образования :

— оказывает влияние на широту кругозора личности, меру ее информированности;

— способствует осуществлению логических операций, развивая мышление;

— способствует развитию толерантности, плюрализму мировоззрения;

— воздействует на личность, вырабатывая критическое мышление;

— развивает информационный интеллект.

По мнению исследователей, формирование информационной культуры студентов будет эффективным при соблюдении ряда условий :

— если система информационной подготовки носит непрерывный и комплексный характер;

— если интеграция педагогических и информационных технологий является основой образовательного процесса;

— если преподавательский состав обладает высоким уровнем профессиональной подготовки в области информационных и компьютерных технологий;

— если содержание учебных планов и программ соответствует тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;

— если обеспечен опережающий характер содержания профессионального образования с учетом перспективы развития средств информационных технологий и средств автоматизации учебного процесса.

Темпы технологического и научно-технического прогресса сегодня таковы, что большая часть полученных студентами знаний устаревают уже в течение года. Не учитывать этого фактора в перспективе развития системы высшего образования недопустимо.

Однако подход к формированию навыков обращения с информацией осуществляется малоэффективно в современной образовательной системе.

В рамках диссертационного исследования нами было проведено анкетирование студентов с целью определения понимания ими понятия информационной культуры и ее роли в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста. В анкетировании приняли участие студенты 1 курса РГПУ им. Герцена в возрасте от 17 до 19 лет. Анализ полученных результатов позволил получить ответы на важные вопросы исследования.

Так, в вопросе «Что такое «информационная культура» студентам предлагалось самостоятельно дать определение. Чуть больше половины опрошенных (54%) понимает под этим «умение работать с информацией, используя для ее получения, обработки и передачи современные информационные компьютерные технологии». Значительная часть студентов относит к данному понятию только использование информационных технологий, в частности навыки обращения с компьютером.

Среди компонентов информационной культуры студенты отметили информационную грамотность, умение ориентироваться в информационном пространстве (включая виртуальное пространство Интернета), знание информационных ресурсов и умение вести по ним поиск, анализ, обработка и оформление полученной информации, знание соответствующих правовых документов.

На вопрос «Хотели бы вы повысить уровень своей информационной культуры» все опрошенные ответили утвердительно, так как, по их мнению, это позволит им эффективнее учиться и вести научно-исследовательскую деятельность, стать компетентным специалистом в своей области и получить возможность устроиться впоследствии на интересную работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты вуза имеют довольно разрозненное представление об информационной культуре, данная тема практически не раскрывается в рамках учебных дисциплин. Вместе с тем сами учащиеся отмечают необходимость наличия представлений о современных информационных ресурсах, их возможностях для работы с информацией различного характера в повседневной и учебной деятельности.

На основе проведенного теоретического исследования и анкетирования нами была разработана программа дополнительного образования «Информационная культура студентов в сети Интернет» для студентов, обучающихся по направлению Педагогическое образование (бакалавриат). Курс направлен на формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков информационного самообеспечения в процессе их жизнедеятельности, в том числе учебной и научно-исследовательской деятельности. Цель – содействие формированию у студентов необходимых компетенций в области информационной культуры.

Таблица 1

Теоретическое содержание программы дополнительного образования

«Информационная культура студентов в сети Интернет»

Содержательные линии (темы)

Дидактические единицы

Информационная культура и образовательное-воспитательное пространство Интернета

Информационная культура в условиях информатизации высшего образования. Определение, сущность, назначение. Информационная культура как компонент социальной безопасности человека. Интернет как средство современной педагогики. Понятие образовательно-воспитательное пространство Интернета, сущность, назначение, основные компоненты. Обзор научных и образовательных ресурсов Интернета (российских и зарубежных).

Информационно-поисковая деятельность в Интернете

Информационный поиск, его значение и виды. Основные поисковые системы и порталы. Механизмы работы поисковых систем. Технологии формирования информационных запросов и алгоритмы их выполнения. Информационно-поисковые языки. Отслеживание потоков информации.

Система научной литературы в Интернете

Формы представления информации на основе информационных технологий. Электронный документ. Типы научных документов (публикуемые-непубликуемые, первичные-вторичные). Виды аналитико-синтетической переработки информации (обзор, аннотация, реферат и др.). Библиографическое описание электронных ресурсов и оформление в библиографических ссылках и списках на основе государственных стандартов (ГОСТ).

Технологии работы с образовательными Интернет-ресурсами

Электронные образовательные ресурсы: определение, цели, принципы работы. Базы данных. Электронные библиотечные сервисы. Электронные каталоги. Принципы организации электронных каталогов и баз данных. Алгоритмы поиска информации по алфавитным и систематическим каталогам. Особенности доступа к образовательным ресурсам в режиме on-line.

После успешного освоения дисциплины студенты смогут:

— владеть основами информационной культуры;

— свободно ориентироваться в образовательно-воспитательном пространстве Интернета;

— вести поиск информации в различных электронных ресурсах по запросам, составлять аналитический обзор литературы, оформлять в соответствии с ГОСТ, иметь представление об авторском праве.

Прикладной характер и практическая направленность курса способствуют эффективному формированию информационной культуры студентов, повышению качества получаемых ими знаний посредством овладения различными видами интеллектуального труда. Это позволяет создавать мотивацию к дальнейшему самостоятельному развитию профессиональных компетенций в области информационной культуры, делая будущего выпускника вуза более гибким, способным адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Литература:

3. Елистратова, Н. Н. Педагогические основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Елистратова. Рязань, 2007. — 26 с.

Не только Робин Гуд любит всегда попадать в яблочко. Бизнесмены тоже любят. Каждая фирма работает ради какой-то цели: изобрести супертехнологию из будущего, заработать триллион для владельца или, на худой конец, захватить мир. Схема проста: есть цель — нужно ее достигнуть. Значит, нужны сотрудники, способные на это. Итог — во множестве вакансий мы читаем в графе требований: «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ — ОБЯЗАТЕЛЬНА!!». Очередной шифр, при виде которого у соискателя часто рождается зуд в затылке и вопрос в мозгу: «Какая -…

… Какая ориентация?

Люди, ориентированные на результат, умеют идти к поставленным целям вопреки возникающим на пути трудностям и препятствиям.

«Ориентация на результат в понимании работодателя — это способность работника совместить цели руководителя, миссию компании и самомотивацию в единую систему четко организованной работы, которую можно количественно и качественно измерить с прицелом на то, что показатели будут расти», — дает ключ к шифру Марина Оржуховская, национальный менеджер по работе с ключевыми клиентами Kelly Services. Люди, ориентированные на результат, умеют идти к поставленным целям вопреки возникающим на пути трудностям и препятствиям. Результат — один из ключевых показателей эффективности, которые учитываются при формировании заработной платы. Во время обсуждения вознаграждения работодатель делает упор не на фиксированный оклад, а на проценты от сделок, премии, бонусы и прочие удовольствия, размер которых зависит напрямую от результата или количества (и результата) работы.

📌 Реклама Отключить

Профессиональный победитель

Но важно самому осознавать, что вы цените больше в работе — процесс или результат, чтобы заниматься именно тем, чем хочется.

Каким же должен быть кандидат «результативной ориентации» и чего от него ждут? Елена Белова, менеджер по персоналу компании «Mainstaff» рассказывает, что хотят по ту сторону рекрутинговых баррикад: «Работодатели ждут от таких кандидатов амбициозности, творческого склада ума, азарта, умение решать сложные, быстро сменяемые задачи и разбираться в конфликтных ситуациях, умения настоять на своем». А разве кандидаты бывают другими? Бывают. «Есть и другие люди», — продолжает Елена Белова, «ориентированные на процесс — то есть, склонные к решению неких повторяемых операций изо дня в день, монотонной работе. В этом нет ничего плохого. Есть ряд профессий, для которых это качество необходимо. Люди процесса мотивированы на стабильность, для них важно соблюдать определенный режим, график, чтобы они выполняли качественно свой функционал и не занимались „чужими обязанностями“. Для работодателя важно не ошибиться с оценкой кандидата и не поставить человека, ориентированного на результат, на рутинную работу, а человека процесса — на участок с режимом многозадачности, стресса и измеримости результатов работы в денежном эквиваленте».

📌 Реклама Отключить

Кому нужно ориентироваться на результат и ни на что другое? В первую очередь это необходимо руководителям — как высшего, так и среднего звена (ведь основное требование к любому менеджеру звучит так: «Мне не важно, почему «нет», я хочу знать, что вы сделали для того, чтобы было «да»!) Анастасия Селиванчик, ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, объясняет: «Есть ряд профессий, для которых ориентация на результат жизненно важна. Коммерческий директор обязан повышать показатели продаж и притока новых клиентов, так что ориентация на результат для него главнее, чем 10-часовое сидение в офисе и ежедневное проведение совещаний с менеджерами по продажам. PR-специалист призван формировать и укреплять репутацию компании, так что количество публикаций и правильные отношения со СМИ -обязательны. Для HR-менеджера важно, какое количество квалифицированных сотрудников он привел в компанию». Также важно это для специалистов по лизингу и кредитам, агентов по недвижимости, маркетологов — одним словом, всех, чей оклад зависит от совершенных сделок.

📌 Реклама Отключить

Между прочим, тем, чья профессия ориентирована на процесс (кассиры, секретари, водители, наборщики текста,модераторы, парикмахеры и т. д.), тоже не стоит забывать о результативном мышлении, если в планах есть карьерный рост. Без умения достигать своих целей несмотря ни на что не стать бухгалтеру главным бухгалтером, а продавцу — директором магазина.

Но важно самому осознавать, что вы цените больше в работе — процесс или результат, чтобы заниматься именно тем, чем хочется. Когда Марине Д. предложили из обычного дизайнера стать начальником отдела, она отказалась. «Мне нравится творчество, а начальник отдела больше бегает, решает разные вопросы, а не творит. Это менеджер, а я дизайнер и хочу им оставаться, просто повышая уровень своего мастерства».

Рассказ о подвигах

Стоит приберечь для рекрутера и пару случаев из профессиональной практики, когда вы, невзирая жуткие, просто невыносимые обстоятельства, все превозмогли и вышли победителем. 📌 Реклама Отключить

Итак, вы — машина по достижению результатов. Как же донести это до рекрутера? Начнем с резюме. Даже если вы работаете только ради самого процесса, в резюме стоит всегда указывать «ориентацию на результат». Работодатели любят целеустремленных сотрудников, готовых покорять вершины несмотря на любые трудности. Цель процесса — все-таки результат, и он-то и играет, по мнению начальства, главную роль в вашей работе. Поэтому этот небольшой пункт способен увеличить шансы на успех в получении любимой работы, неважно любите вы в ней процесс или плоды трудов своих. Тем, чья будущая работа заключается в достижении вершин, стоит по каждому предыдущему месту работы дать комментарии: какие цели перед вами были поставлены, как вы их достигли, какие трудности возникали и как героически и остроумно вы их преодолели. Марина О., менеджер по продажам, делится секретом успешного трудоустройства: «Во-первых, ориентацию на результат, необходимую в моей профессии, я всегда указываю первым из личных качеств. Во-вторых, прописываю по каждому месту работы достигнутые показатели, выполнение и перевыполнение плана и делаю приписку „благодаря личным качествам“. Также среди профессиональных навыков одно из главных мест занимает умение решать проблемы. А на собеседовании я подаю все свою предыдущую деятельность как постоянное достижение каких-либо целей. Например: „Благодаря моей целеустремленности показатели отдела продаж выросли в три раза“. После такого рассказа (подтвержденного графиками и таблицами с данными) чаще всего следует предложение о работе». В описаниях стоит использовать глаголы совершенного вида: не делал, а сделал (достиг, добился, создал, построил и т. д.). Максимально подробное (в рамках допустимого в резюме, конечно) описание проектов, которые пришлось вести, имена известных специалистов, с которыми было успешное сотрудничество — все будет создавать вам имидж человека, умеющего идти к намеченной цели. В подтверждение своих слов стоит иметь на руках цифры, по которым видны ваши достижения, описания реализованных проектов или портфолио. Представители творческих профессий могут указать в резюме, что готовы выслать работы по требованию работодателя или, что еще лучше, указать ссылку, по которой на эти работы можно посмотреть. Так как в резюме чаще всего ничего не вставить, кроме ссылки и фотографии, для некоторых профессий (журналист, дизайнер, веб-дизайнер) очень удобен блог, в котором можно разместить свои работы (тексты, изображения, описания, ссылки), например, Livehh.

📌 Реклама Отключить

Но даже идеальное «результатоориентированное» резюме — всего лишь билет на очную ставку с рекрутером, которому лично нужно объяснить, что вы умеете добиваться своего и рассказать, как вы это делаете. Речь соискателя должна быть хорошо поставлена, высказывания структурированными, содержащими те самые глаголы совершенного вида, которые характеризуют вас как человека дела. Мария Оржуховская советует: «На собеседовании данное качество следует демонстрировать, рассказывая о своем опыте не с точки зрения рабочего процесса — что вы делали изо дня в день, а с точки зрения достигнутых результатов. Для этого лучше всего сделать сравнительный временной и результативный анализ. Например: „Придя в компанию Х в таком-то году, передо мной стояли такие-то задачи, решались они с помощью таких-то инструментов, при этом, были достигнуты следующие результаты“. Затем выделяется следующий временной отрезок, который описывается по той же схеме: задачи, стоявшие перед соискателем, инструменты, с помощью которых они решались, и достигнутые результаты. Каждый пункт по возможности аргументировать цифрами». Стоит приберечь для рекрутера и пару случаев из профессиональной практики, когда вы, невзирая жуткие, просто невыносимые обстоятельства, все превозмогли и вышли победителем. Антон Д., выпускающий редактор в газете, считает нормальную работу в будни своим главным достижением. «Покой нам только снится. Постоянно что-то идет наперекосяк по независящим от меня обстоятельствам: курьеры опаздывают, печатники спят, тексты задерживаются, что-нибудь ломается, свет выключают — регулярный выпуск газеты превращается в подвиг. И то, что читатели несмотря ни на что держат газету в руках — заслуга моей целеустремленности и умения справляться с трудностями. Анастасия Селиванчик добавляет: «Специалист с психологическими установками преодоления временных неудач уже ориентирован на результат, так что в процессе диалога с HR-менеджером или потенциальным начальником необходимо показать эти черты. Кроме того, необходимо убедить визави на интервью, что соискатель принципиален в своих устремлениях в будущее, будь то конкретный профессиональный результат или карьерный рост».

📌 Реклама Отключить

Также у особо целеустремленных должны быть готовы ответы на традиционные вопросы вроде: «Чем для Вас привлекателен тот или иной вид деятельности?» или «Что нравится в работе менеджера по продажам (или иной профессии)?» Ответы должны демонстрировать вас с правильной стороны: профессиональный опыт нужно преподнести в свете решенных проблем и побед, которым не могут помешать даже временные неудачи. Елена П. начальник отдела координаторов промо-акций в рекламном агентстве, рассказывает, за что любит свою работу: «Работа с промоушном — постоянное решение проблем. Непрерывно что-то меняется, нужно следить за персоналом, как бы кто чего не натворил, что-то уточняется, переносится. Тут жизнь бьет ключом. И когда, наконец, успешно проведенная акция оказывается позади, понимаешь, что это все благодаря тебе, что все бы развалилось еще на начальном этапе, если бы не твое умение решать проблемы, и испытываешь огромное удовлетворение от проделанной работы». Если вас просят рассказать о личной жизни, правила те же — только реализованные цели. Вадим М., менеджер по продажам: «Когда меня спросили о личных достижениях, я рассказал, что, когда взял ипотеку, решил расплатиться за 5 лет и ни месяцем больше, а удалось за 3. Выполнил и перевыполнил план!»

📌 Реклама Отключить

Но прежде чем отправлять резюме на вакансию, где «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ — ОБЯЗАТЕЛЬНА!» решите сначала для себя, к какой все-таки работе у вас лежит душа. Ведь хорошая работа — это должно быть надолго. Сможете ли вы жить бесконечной гонкой за результатом? Постоянные стрессы, масса ответственности и куча препятствий. Это все для вас? Значит, вы будете отличным капитаном и проведете свой корабль через море проблем прямо к цели.

ориентация

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ориента́ция ориента́ции
Р. ориента́ции ориента́ций
Д. ориента́ции ориента́циям
В. ориента́цию ориента́ции
Тв. ориента́цией
ориента́циею
ориента́циями
Пр. ориента́ции ориента́циях

о·ри-ен-та́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ориент-; суффикс: -ациj; окончание: -я .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. также перен. действие по значению гл. ориентировать, ориентироваться; определение своего местонахождения и направления движения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. умение разбираться в чём-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен. направленность деятельности, интересов и т. п ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. ориентирование
  2. направленность

Антонимы

  1. дезориентация, дезориентирование

Гиперонимы

Гипонимы

  1. аутоориентация, автоориентация, гравиориентация

Родственные слова

Список всех слов с корнем «ориентир-»

  • существительные: дезориентация, дезориентирование, ориентация, ориентирование, ориентир, ориентировка, ориентировщик, ориентировщица, переориентирование, переориентировка
  • прилагательные: ориентирный, ориентировочный
  • глаголы: дезориентировать, дезориентироваться, ориентировать, ориентироваться, переориентировать, переориентироваться, cориентировать, cориентироваться
  • наречия: ориентировочно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • двигатель ориентации
  • профессиональная ориентация
  • потерять ориентацию
  • романтическая ориентация
  • сексуальная ориентация

Перевод

действие

  • Английскийen: orientation
  • Украинскийuk: орієнтація

умение

  • Украинскийuk: орієнтація

направленность

  • Английскийen: focus (on)
  • Украинскийuk: орієнтація

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Понятие об ориентации пространства и плоскости

    Пусть , , — базис трехмерного векторного пространства.

    Базис , , называется правым (левым), если при взгляде на плоскость векторов и из конца третьего вектора кратчайший поворот от первого вектора ко второму вектору виден как идущий против часовой стрелки (по часовой стрелке). На рис. 16 изображен правый базис, на рис. 17 – левый.

    Можно дать и другие определения правого и левого базиса, например, такое: базис , , называется правым (левым), если эти векторы, отложенные от одной точки, располагаются так же, как расставлены (примерно под прямым углом) пальцы правой (левой) руки: большой палец – по первому вектору , указательный – по , средний – по .

    Мы будем пользоваться в дальнейшем первым определением.

    Если два базиса правые (или левые), то говорят, что они одинаково ориентированы или имеют одинаковую ориентацию. Если один базис правый, а другой – левый, то говорят, что они противоположно ориентированы или имеют противоположную ориентацию.

    Множество всех правых (всех левых) базисов в пространстве V называется правой (левой) ориентацией векторного пространства V.

    Таким образом, в векторном пространстве ориентацию можно задать двумя способами: правую и левую. Векторное пространство, в котором выбрана ориентация, называется ориентированным. Как только в пространстве мы зададим базис, так сразу оно становится ориентированным.

    В дальнейшем, если нет специальных оговорок, когда в пространстве выбран базис, будем считать, что он является правым.

    Аналогично можно ввести понятие ориентированной плоскости. При этом базис , на плоскости называется правым (левым), если кратчайший поворот от первого базисного вектора ко второму осуществляется против часовой стрелки (по часовой стрелке).

    Пространственная ориентация

    Пространственный анализ – особое, высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, а также анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.

    При слабом владении наглядно-образным материалом недостатки развития особенно значимо проявляются в уменьшении количества воспринимаемых и запоминаемых предметов в пространстве, в ошибках в пространственно-ориентированных деталях, трудностях их размещения по памяти, недостаточном анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур, и, соответственно, в неумении работать по образцу У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон пространства, при обучении грамоте часто возникают затруднения в различении и усвоении зрительных образов букв (цифр), что проявляется, в частности, в их «зеркальном» изображении.

    Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами (т. е. представлений о расположении предметов в пространстве по отношению как к самому ребенку, так и друг к другу) можно использовать следующие задания:

    1. Ребенку предлагается картинка, на которой нарисовано дерево с сидящими на нем птичками. Однако птицы сидят на разных ветках. Ребенка просят показать, какая из птиц сидит на верхней ветке, какая – на нижней; какая из птиц сидит ниже, какая – выше; затем пусть ребенок сам назовет место нахождения указанной вами птицы.

    2. Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся справа от него, а затем – слева от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его о том, с какой стороны от него находится окно, шкаф, стол и т. п., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.

    При неудовлетворительных результатах проверки пространственных представлений ребенка нужно позаботиться об их выравнивании. Суть заданий должна сводиться к некоторым дополнительным пояснениям и к достаточному количеству упражнений в определении формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

    Особого внимания в коррекционной работе требует развитие функции зрительно-пространственной ориентировки, т. е. понимание детьми пространства в соотношении частей и целого. При этом ориентировка учащихся должна быть направлена на общие способы действий, а не только на получение конкретного результата, а также на формирование умения создавать и использовать схемы, графики, символы для решения познавательных задач.

    Данные психологических и нейропсихологических исследований указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом коррекционно-развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства. Один из эффективных развивающих приемов – подвижные игры типа «Классики», «Лапта», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Следопыты», «Разведчики», а также игры на глазомер (бросание колец, мячей со сменой расстояния до точки попадания).

    Ниже предлагаются некоторые методики и игры, достаточно специфично ориентированные на тренировку зрительно-пространственных функций.

    Методика выделения части из целого

    Ребенку предлагается картинка с букетом цветов. На этой же картинке в различных местах нарисованы отдельные цветы, входящие в букет. Задание – найти в букете цветы, нарисованные отдельно.

    Вариант: предлагаются задания, которые рассчитаны на нахождение различий в сходных на первый взгляд предметах, картинках.

    Методика двигательного запоминания букв

    Здесь нужна буква из пластмассы или вылепленная из пластилина, теста. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. Затем он переходит к запоминанию последовательности из 3-4-х букв на основе их осязания. Последующий этап – буквы предъявляются уже на слух, ребенок повторяет их и обводит указательным пальцем воображаемую букву на плоскости или в воздухе с закрытыми глазами. Ставится задача – запоминать, какие были буквы.

    Вариант: ученику дается шнурок и предлагается разложить его на листе бумаги так, чтобы получилась заданная буква, цифра.

    Для развития пространственной ориентации, внимания, слухового сосредоточения, координации движений, усвоения пространственного значения предлогов можно использовать игры типа следующей.

    «Найди игрушку»

    Один ребенок прячет в комнате игрушку, а другой должен ее найти, пользуясь примерно такими инструкциями: «Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, потом 2 шага вправо…», «обойди стул слева, а табурет справа», «достань игрушку над, под, на, за столом…». Задачу можно усложнять введением дополнительных препятствий и увеличением количества шагов.

    С такой же целью, но в других условиях можно предложить ребенку задания, которые направлены на развитие пространственной ориентации на листе бумаги, ориентацию в основных цветах, развитие простейших математических умений, знакомство и двигательную отработку пространственных предлогов; зрительно-слухового сосредоточения, умения удерживать и подчиняться правилу, умственного планирования, зрительно-моторной координации.

    «Волшебный квадрат»

    Детям предлагается 9-тиклеточный квадрат (9×9 см). Каждая клетка (3х3 см) этого квадрата имеет свой цвет. Предлагаются задания следующего вида:

    1. Цветовая ориентировка: «Покажи квадрат голубого (…) цвета; покажи квадрат такого же цвета как трава (…); покажи цвета теплые, холодные».

    2. Счет: «Посчитай все квадраты; посчитай квадраты второго ряда (первого, третьего); посчитай квадраты первого столбика (второго, третьего); порядковый счет – на каком месте в первом ряду…; цвет – какого цвета квадрат на третьем месте во втором ряду» и т. п.

    3. Знакомство с понятиями: «Покажи верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол, центр, левая сторона, правая сторона, диагональ, верхняя (нижняя) сторона.

    5. Путешествие: «Начинаем путешествие с верхнего левого угла. Дальше мы идем на одну клетку вниз, затем на одну клетку направо, на две клетки вверх» и т. д. Используется все пространство квадрата.

    6. Дойди до игрушки. Здесь на одну из клеток квадрата ставится игрушка, например, в левый верхний угол. Ребенок должен предложить и осуществить план путешествия по квадрату с целью достать игрушку. Отправная точка маршрута задается взрослым, например, из второго нижнего квадрата.

    Примечание. Во всех заданиях-играх используются игрушки из киндер-сюрпризов.

    «Закодированный рисунок»

    Данная игра направлена на развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в системе координат, развитие зрительно-моторной и рече-двигательной координации.

    Детям предлагается тетрадный лист бумаги в клеточку на который они наносят координатную сетку по типу известной игры «Морской бой». Затем им поочередно называются координаты точек, которые надо отметить в пределах координатной сетки посредством крестиков (крестики делают фигуру более выпуклой и более узнаваемой). Например, точки: a1 и б1, а2 и б2, а3 и б3, а2 и б4, a1 и б5 образуют фигуру треугольника. При внимательном и правильном нанесении всех точек на листе бумаги появляется закодированный рисунок, в качестве которого можно использовать геометрические фигуры, рисунки фигур, составленных из простых элементов: флаг, ключ, рыба, снеговик, снежинка, самолет, дом и т. п.

    Даны точки:

    a1, б1;

    а2, б2;

    а3, б3;

    а2, б4;

    a1, б5.

    «Построй в темноте»

    Эта игра направлена на развитие пространственной ориентации, координации движений.

    На столе лежат 10–12 кубиков или столько же спичечных коробков (лучше оклеенных цветной бумагой). Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

    Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился, – без шести, так как поставить шесть кубиков один на один очень легко.

    На большом столе могут строить одновременно двое или трое детей.

    «Сосед, подними руку»

    В этой игре развивается зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственная ориентировка, координация движений, удержание правила, последовательность действий.

    Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднимет не ту руку или вообще забудет ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

    Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

    Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

    «Назови соседей»

    Вариант с буквами алфавита (возможна такая же игра с числовым рядом).

    Данная игра направлена на развитие памяти, способности к переключению внимания, зрительно-слухового сосредоточения, усвоения правила, последовательности действий, пространственной ориентировки.

    Играющие встают в круг. Ведущий берет в руки мяч. Он бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т. е. предыдущую букву и последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку, называя иную букву алфавита. И так далее.

    Ребенок, ошибающийся в назывании «соседей» дважды, выбывает из круга и наблюдает за игрой со стороны.

    Далее мы опишем игры, направленные на развитие пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и оперативной памяти.

    «Помоги маме накрыть на стол»

    Поставь хлебницу посередине стола. Слева от хлебницы поставь специи (соль, перец). Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева – вилку и т. д. Вариант той же игры: «Накрой стол для завтрака». Посмотри на картинку. Найди ошибки у художника.

    Решение поставленных задач развития может также происходить и в играх другого типа. В качестве примера ниже приводится ряд таких игр.

    «Расположи мебель в комнате для кукол»

    Эта игра направлена на развитие пространственной ориентировки, оперативной памяти, внимания, последовательности действий.

    Поставь кровать к стене справа от окна, стол – прямо перед окном, шкаф – у стены слева от окна, кресло – слева от двери и т. п.

    «Справа-слева»

    Такая игра направлена на развитие пространственной ориентации, последовательности действий, мышления, речи, внимания.

    Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.

    Здесь приведены некоторые игры на развитие зрительно-слухового сосредоточения, пространственной ориентации, мышления и речи.

    «Далеко-близко, дальше-ближе»

    Попросите ребенка показать, что на приведенной ниже картинке расположено ДАЛЕКО от него (БЛИЗКО к нему), а также что расположено ДАЛЬШЕ от него (БЛИЖЕ к нему).

    Затем спросите, высокое или низкое дерево расположено ближе к дому, высокие или низкие кусты расположены ближе к реке (т. е. уже по отношению не к самому ребенку, а к другому объекту).

    Затем поменяйте характер задания, чтобы поставить ребенка перед необходимостью самому выразить словами пространственные отношения между предметами. С этой целью начинайте фразу, побуждая ребенка вставить в нее соответствующие слова. Например: «Речка находится… (далеко), а дом… (близко)». Или: «Высокое дерево к дому… (ближе), а низкое от дома… (дальше)». Таким же образом может быть использована и любая другая подобная картинка.

    «Зеркало»

    Здесь ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (движения может предлагать сам ребенок).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *