Основное средство физического воспитания

Физические упражнения необходимы организму для нормального функционирования и развития. Особенно физическая активность полезна в молодом возрасте, когда идет формирование скелета вместе с мышечной тканью. Уроки физкультуры крайне важны, но за 2-3 урока в неделю очень сложно дать ребенку надлежащее физическое воспитание. Важно правильно мотивировать подрастающее поколение, чтобы занятия спортом стали разумным выбором, а также альтернативой вредным привычкам.

Средства физического воспитания – это упражнения, педагогические приемы, наставления, использование природной энергии и правильного распорядка дня. При гармоничном сочетании все эти методы дадут оптимальный результат в физическом развитии. Важно, чтобы педагог выбирал интенсивность тех или иных методов в зависимости от ситуации.

Дополнительно по теме: «Теория и методы физического воспитания».

Все средства физического воспитания можно разделить на несколько групп по природе их воздействия на организм человека.

Что является основным средством физического воспитания?

Основным средством, используемым для физического воспитания, являются упражнения. Простейшими упражнениями являются отжимания, подтягивания, качание пресса. К этим базовым упражнениям добавляются разные виды бега, прыжков, лазания и ходьбы.

Успех любого физического упражнения зависит как от их количества, так и от регулярности их повторения. Преподаватель подбирает такую методику упражнений, при которой полученный эффект развития мышц закрепится периодичностью повторения. Явным признаком успеха упражнений является боль в мышцах – это означает, что они прошли пик своей максимальной нагрузки, идет активное развитие мускулатуры. Именно нагрузки «через силу» обеспечат рост мышц.

При выполнении упражнений ключевое значение играет выбор максимальной нагрузки. Она выбирается индивидуально исходя от возраста ребенка. Например, для дошкольников пиковой нормой будут 10-15 отжиманий от пола. Для средней школы это количество составляет 25-30 раз.

К основным средствам физического воспитания относят упражнения для коррекции фигуры. Их лучше включать в ежедневную зарядку, они исправят недостатки бедер, ног, осанки, груди. Упражнения рекомендованы для тех детей, которые испытывают проблемы с массой тела. Они нуждаются в дополнительной физической нагрузке и правильной гимнастике.

Специфические средства физического воспитания

Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.

Специфические средства бывают:

  1. Метод регламентированного упражнения – ученикам внушают, что правильное выполнение всех нормативов урока приведет к интенсивному росту мышц и повысит общую выносливость. Здесь важно правильное дозирование нагрузки, чтобы мышцы работали согласно установленному распорядку. Излишняя перегрузка, особенно на ранних стадиях занятий по наращиванию мышц, очень губительна. Здесь делают упор на психику учеников – им нужно осознать, что строгая регламентация количества упражнений нужна прежде всего для них самих.
  2. Игровой метод – лучший способ усовершенствовать физическую форму учеников. Можно просто дать мальчишкам мяч, предложить им свободные занятия спортом на открытой местности. Обычно ребята выбирают футбол. Очень быстро организовываются ворота, определяются правила игры, выбирается судья (иногда судьями становятся игроки двух команд). Воспитателю важно мотивировать на игру учеников, чтобы у них проснулся командно-соревновательный дух. Для этого рекомендуется пообещать вознаграждение за достижение определенной цели. Например, высшую оценку за урок получат те ученики, которые забьют максимальное количество голов команде соперника. Если умело использовать игровой метод, то можно попутно воспитать в детях чувство коллективизма, сознательности, взаимовыручки.
  3. Соревновательный метод – нужно делать акцент на важность определенных спортивных достижений. Например, рассказать историю, как ученик, показавший лучший результат на стометровке, получил шанс на участие в отборе в олимпийскую сборную России. Нужно рассказать детям, что лучшие спортсмены смогут много зарабатывать и сделать карьеру. А самое главное – за них будет испытывать гордость родная школа, ученики, их родители. Такое напутствие обеспечит повышенное внимание к урокам физкультуры. Дети станут с радостью выполнять нормативы, если поймут, что от этого зависит их будущее. Но нужно сказать детям правду, что только единицы спортсменов становятся чемпионами и зарабатывают деньги спортом. Для остальных спортивные мероприятия просто станут хорошей базовой подготовкой.
  4. Словесные и сенсорные методы – о силе слова сказано многое. Если правильно мотивировать учеников на занятия дидактическими беседами, то дети будут с утроенной силой относиться в урокам физического воспитания в школе. Для дошкольников можно преподнести спортивные снаряды как тренажеры для подготовки к полетам на космических кораблях. Детям школьного возраста можно рассказать пару поучительных историй о том, как не ходившие на физкультуру ученики в 40 лет испытывали проблемы с потенцией и болели геморроем. Очень важно использовать взгляд вместе с прикосновениями к телу, ведь иногда они значат больше, чем слова.

Вспомогательные средства физического воспитания

К вспомогательным средствам физического воспитания относят гигиенические факторы и оздоровительные. Упражнения на открытом воздухе будут намного продуктивнее, чем в спортивном зале. Лучше организовать занятия на лужайках хвойных лесов, так как местный воздух богат полезными для здоровья фитонцидами.

Солнечные и воздушные ванны являются самостоятельными средствами для оздоровления и укрепления природных сил организма. Оздоровительные средства природы можно использовать как условия для активного отдыха и восстановления сил после изнуряющих физических упражнений.

Очень важны гигиенические средства – нужно поддерживать в чистоте свое тело, тщательно соблюдать правила личной гигиены. Детям объясняют, что нужно соблюдать режим дня, правильно питаться, достаточное количество времени проводить в покое. Без нормированного графика дня и правильного питания не получится добиться хорошего здоровья. Ведь даже самая продуктивная тренировка пойдет насмарку, если употреблять энергетики, мало спать, а ночами проводить время за компьютерными играми.

Баскетбол как средство физического воспитания

Основой баскетбола являются простые и естественные движения: прыжки, бег, броски, передачи. Эти действия и приемы легко заучиваются детьми, именно поэтому баскетбол является частью программы обучения детей в школе. Баскетбол настолько популярен, что коммунальные службы во дворах оборудуют баскетбольные площадки. На них дети могут превзойти своего соперника в быстроте действий, чтобы забросить наибольшее количество мячей в кольцо на протяжении игрового времени.

Игровая обстановка непрерывно изменяется, поэтому у детей появляются эмоциональные переживания. Желание достичь победы, получить адреналин от переломного момента в матче заставляют детей с удвоенной силой рваться вперед и забрасывать мячи в сетку кольца.

Интерес к баскетболу на международной арене заставляет детей все больше интересоваться этим видом спорта. Поэтому нужно воспитывать спортивные качества детей через привитие любви к баскетболу.

Все указанные выше средства покажут максимальный эффект при правильном и гармоничном их подборе между собой. Формы и средства физического воспитания нужно выбирать исходя из конкретной ситуации и правильно их использовать для конкретной группы учеников. Только тогда гарантируется успех в виде гармоничного физического развития детей.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Естественные силы природы

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Тема «Средства формирования физической культуры личности. Физическое упражнение как средство и метод физической культуры и спорта»

Понятие о средствах. Средства формирования ФК

Средство (от слова «средний», «срединный») – это то, что создано человеком для достижения определённых целей.

Для достижения цели ФВ применяют следующие группы средств:

средства ФВ

гигиенические факторы физические упражнения естественные силы природы
режим питание общественная и личная гигиена содержание физ. упражнений форма физических упражнений солнечная радиация водная среда воздушная среда

1. Гигиенические факторы содействуют укреплению здоровья и повышению эффекта воздействия физических упражнений на организм человека, стимулируют развитие адаптивных свойств организма. К ним относят: личную и общественную гигиену (чистота тела, одежды, мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и отдыха.

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим жизнедеятельности.

Естественные силы природы

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являют­ся важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособно­сти человека. Одна из главных задач ФВ — формиро­вание у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использова­ния в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повсед­невной жизни.

В процессе ФВ естественные силы природы при­меняются в двух направлениях:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное вли­яние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся поло­жительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Например, в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, есте­ственные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Во время тренировок спортсменов различных специализаций (л/а, лыжи, коньки) в этих услови­ях повышаются функциональные воз­можности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объёму и интенсивности работу, что способствует улучшению спортив­ных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают спе­цифическое «тренирующее» значение;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма, которые при оптимальном воздействии становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Солнечная радиация. Установлено, что свет – это начало жизни. Первые научные исследования процесса использования солнечной энергии растениями (фотосинтез) были сделаны более века назад. Хлорофилл, зелёный пигмент в листьях, способен усваивать солнечную энергию, накапливая её, главным образом, в виде глюкозы, которая, в свою очередь, является основным источником энергии живого организма. Кроме того, протеин, жиры и витамины вырабатываются растениями также под воздействием солнечного света (витамины – органические соединения, находящиеся в пище и действующие как катализатор на обменные процессы). Например, витамин Д – называют витамином солнца. Но он не только находится в различной пище, а способен вырабатываться и в организме при воздействии солнечного света на кожу. Этот витамин обеспечивает в нужной пропорции кальцием и фосфором скелет человека, делает кости сильными, формирует их правильную форму. Его недостаток вызывает тяжёлое заболевание – рахит (размягчение и деформация костей).

В 1877 г. учёные Даунз и Блант обнаружили, что солнечный свет убивает микробы. В 1903 г. датский врач Нильс Фенсен получил Нобелевскую премию в области медицины за успешное лечение туберкулёза с помощью солнечного света. Научные исследования показали, что у обычного человека на поверхности кожи находится больше живых существ, чем живёт людей во всём мире. Большинство из них – безвредные бактерии, грибки и вирусы. Микробы скапливаются на одежде, стенах и мебели. Открытые окна позволяют проникнуть свежему воздуху и солнечному свету, который убьёт бактерии и вирусы.

Солнечный свет благотворно влияет на нервную систему; увеличивает количество эндорфинов, которые вырабатывает мозг, вызывая ощущение благополучия; расслабляет и вместе с тем повышает тонус мышц; активизирует иммунную систему человека; повышает способность красных кровяных телец транспортировать кислород, увеличивает в системе кровообращения количество лимфоцитов.

Но солнечный свет – главный фактор риска при раке кожи, если его получают в дозах, которые вызывают покраснение или её ожог. На основании опытов на животных накоплено много фактов, подтверждающих, что солнечный свет фактически защищает нас от рака в каких-либо других частях организма. При изучении различных групп населения в местностях, богатых солнечным светом, обнаруживается меньше случаев заболевания раком, чем в местностях с более низким числом солнечных дней в году.

Водная среда и воздушная среда.

Физические упражнения

Физическое упражнений — это основное и специфическое сред­ство физического совершенствования, особый вид двигательной деятель­ности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие (средство ФВ), с другой — как процесс многократного повторения (метод ФВ).

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Физические упражнения влияют не только на ОДА человека. При выполне­нии упражнений в организме совершается це­лый ряд физиологических, психических, биохимических и др. процес­сов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических уп­ражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физичес­кие упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболе­ваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учёта законо­мерностей ФВ, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать, что организм чело­века — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей­ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко­водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы:

— индивидуальные особенности занимающихся(возрастные, половые, со­стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен­ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учё­бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей произво­дит различный эффект;

— особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новиз­на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпол­ненные сознательно и активно;

— особенности внешних условий(метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.).

Многократное выполнение д. действий образует двигательную деятельность.

При этом Д. деятельность сопровождается целым рядом происходящих в орга­низме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных):

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ

АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

Содержание физического упражнения – это входящих в него двигательных операций и совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханичес­ких, биохимических и др.), происходящих в организме при выполнении данных действий и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двига­тельной деятельности, выражающихся, в частности, в физических и пси­хических качествах.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение — выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфофункциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болевания. С их помощью можно существен­но изменять формы телосложения; целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств, что может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо работу, но и одновременно совер­шенствуются С-С С и дыхательная системы.

Образовательное значение — через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей; происходит освоение целого ряда специальных знаний. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми ДУиН. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные д. действия и познавать законы движений в спорте.

Влияние на личность. Во-первых, выполнение физических упражнений требует неординарного проявления целого ряда личностных качеств (волевые, психофизические и др.). Во-вторых, занятия проводятся, как правило, в коллективе, поэтому создаются ситуации необходимости согласования своих действий с общей стратегией движения (нравственность, общение). И, возможно сильное педагогическое влияние (создание учебных ситуаций).

Форма физического упражнения – это определённая упорядоченность и согласованность как процессов, происходящих в организме во время д. действия, так и элементов содержания данного д. действия.

В форме физического упражнения различают внешнюю и внутреннюю структуру.

К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех про­цессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении дви­жений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движе­ния, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компонен­ты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходова­нию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определённую двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами, например, удар по футбольному мячу может быть выполнен внешней или внутренней частью стопы, носком или подъёмом. Различные способы решения двигательной задачи называют техникой физических упражнений.

Техника физических упражнений –это те способы выполнения д. действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большой эффективностью.

Д. действия состоят из отдельных д. операций (движений). Но не все двигательные операции в целостном действии являются одинаково важными. В связи с этим различают:

— основу техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту это ускоряющийся разбег, отталкивание, переход через планку, приземление;

— основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Чаще оно выполняется в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий;

— детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма. Они могут видоизменяться и быть различными у разных занимающихся, зависящими от их индивидуальных особенностей.

В дидактических и научных целях в целостном д. действии выделяют три фазы (части), следующие во времени друг за другом:

а) подготовительная фаза – предназначена для создания наиболее выгодных (благоприятных) условий выполнения главной задачи действия. Например, стартовое положение бегуна, замах в метании;

б) основная фаза – включает движения, с помощью которых решается главная двигательная задача. Например, стартовый разгон и бег по дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании. В некоторых д. действиях может быть несколько главных фаз – в тройном прыжке ими будут три отталкивания;

в) заключительная фаза – завершение д. действия или пассивно (бег по инерции после финиша), или активно (торможение коньком в фигурном катании).

Основные средства физического воспитания дошкольников

Основными средствами физического воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях, сформулированных Е.Л.Ларкиным:

— во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста;

— необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое;

— важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер;

— необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Дня этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию.

2. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп

Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе (СМГ) по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется их подразделять на две подгруппы — “А” и “Б”.

К подгруппе “А” относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе “Б” относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др). Фактически подгруппа “Б” составляет основу группы лечебной физической культуры, если таковая имеет место в общеобразовательной школе.

Деление на подгруппы — это тот фактор, который определяет режим занятий. На особенностях этого режима в подготовительной и специальной медицинской группах мы и остановимся более подробно.

Дети, включенные в подготовительную медицинскую группу, как говорилось выше. отличаются слабой физической подготовленностью, но посещают обязательные уроки физической культуры вместе с детьми основной медицинской группы. Занятия с этими школьниками имеют некоторые методические особенности:

— физическая нагрузка должна дозироваться индивидуально для каждого ребенка подготовительной медицинской группы;

— особое внимание в занятиях с этими детьми следует уделять качеству выполнения заданий, связанных с обучением технике двигательных действий;

— при выполнении заданий на развитие двигательных способностей следует ограничивать их интенсивность (интенсивность не должна быть выше средней);

— длительная нагрузка должна быть стандартной по характеру и иметь интервалы отдыха или смену вида деятельности;

— общеподготовительные упражнения( общеразвивающие, общего воздействия, облегченные варианты техники выполнения сложнотехнических элементов), а также специальные упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, на формирование крупных мышц верхних и нижних конечностей, специальные дыхательные упражнения, формирующие навык согласования дыхания и движений, должны составлять основу занятий с детьми подготовительной группы;

— при делении учащихся на команды в момент подготовки к игре необходимо равномерно распределять детей подготовительной группы по всем подгруппам;

— обязательным для детей подготовительной медицинской группы является посещение занятий группы общей физической подготовки и регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, являются:

1. Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

2. Расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

3. Повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

4. Освоение основных двигательных навыков и качеств;

5. Формирование навыков здорового образа жизни и интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Комплектование СМГ к предстоящему учебному году должно проводиться на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования, проводимого врачом совместно с учителем физической культуры. Заключение по состоянию здоровья делает школьный врач. Он должен до начала учебного года подать списки детей учителям физической культуры, где указан диагноз и медицинская группа. Далее учитель и врач совместно разрабатывают план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий на каждую четверть и определяют сроки врачебно-педагогических наблюдений.

Основными документами в учебной работе должны быть: поурочный план на полугодие для каждой группы; план-конспект урока; журнал учета занятий со школьниками, отражающий общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, поурочный учет ЧСС, содержание задач урока, индивидуальные задания).

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин или три раза в неделю по 30 мин. Посещение их учениками обязательно. Ответственность за это возлагается на учителя физкультуры и классного руководителя. Уроки должны обязательно дополняться системой домашних заданий, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (Рипа М.Д. и др., 1988г.).

Занятия со школьниками СМГ условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы к выполнению физических нагрузок, сформировать у детей навыки самоконтроля, развить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями.

В первые 6-8 недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться в сочетании с общеразвивающими. В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями, так как у ослабленных детей как правило поверхностное дыхание их необходимо обучать смешанному и диафрагмальному типам дыхания.

Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.

Основной период предшествует переводу школьника в более сильную по состоянию здоровья группу. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.

В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики, элементы спортивной и художественной гимнастики, подвижные игры и элементы спортивных игр.

Вводная часть включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упражнениями. В основной части следует делать акцент на использование общеразвивающих упражнений, дающих равномерную нагрузку на все функциональные системы организма.

Для подгруппы “А” физические нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему согласно показателям адаптационных возможностей организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при ЧСС 120-130 уд/мин в начале четверти и довести интенсивность физических нагрузок до 140-150 уд/мин в основной части урока к концу четверти (оптимальный режим функционирования для сердечно-сосудистой системы — аэробный). Учитывая, что большинство учащихся СМГ страдают гипоксией и слабой приспособляемостью к мышечной работе, нецелесообразно применять двигательные режимы при средней частоте пульса выше 150 уд/мин. Такие режимы допустимы в виде кратковременных “вспышек” у школьников старших классов.

Для подгруппы “Б” двигательные режимы следует рекомендовать при частоте пульса не более 120-130 уд/мин в течение всего учебного года. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса как за один урок, так и за серию уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15-20 мин.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ — дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей.

Для детей, имеющих отклонения со стороны середечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя.

Школьникам с заболеваниям органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) противопоказаны упражнения в натуживании. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Должна выполняться звуковая гимнастика и специальные упражнения на управление дыханием и согласование дыхания и движений.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) значительно снижается физическая нарузка, исключаются прыжки, не допускаются переохлаждения тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.), ограничивается время игр и т.д.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Более подробные сведения о методических особенностях проведении занятий с детьми, имеющими различный диагноз заболевания вы найдете в курсе лечебной физической культуры.

В настоящий момент хотелось бы отметить некоторые особенности проведения занятий в группах лечебной физической культуры, в которые входят дети, имеющие хронические заболевания с периодическими обострениями и периодами ремиссии (практически, как и говорилось ранее, это дети подгруппы “Б”). Не все школы имеют возможность организации занятий групп ЛФК, но для тех, у кого такие группы функционируют будут полезны следующие сведения, полученные автором в результате многолетнего опыта работы с группой подобного профиля.

Во-первых, все дети, имеющие хронические заболевания вне обострения , должны быть разделены на группы по виду заболевания (например, в школе могут быть следующие группы ЛФК: с заболеваниями дыхательной и нервной систем; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта; с нефропатологией и дискинезией желчевыводящих путей).

Во-вторых, работа методиста ЛФК должна включать обязательные консультации и встречи с родителями больных детей.

И, наконец, обязательным элементом занятий с ослабленными детьми является контроль состояния организма школьников в процессе и сразу после окончания занятия.

Структура занятия имеет свои особенности: подготовительная часть в группах ЛФК самая длительная — 15-20 мин(интенсивность малая и средняя), основная часть — средней и малой интенсивности с регулярными паузами для отдыха и восстановления дыхания (12-15 мин), заключительная — может быть средней интенсивности (длительность — 10-12 минут), но с обязательным полным восстановлением к окончанию занятия.

Необходимо сказать, что подготовительная часть занятия в различных группах имеет некоторые общие черты структуры и содержания. Так обязательными для любой подгруппы детей являются упражнения дыхательной гимнастики и упражнения на осанку. Они могут чередоваться между собой или даваться отдельными блоками, но должны присутствовать в каждом занятии. К тому же упражнения на дыхание имеют не только специальную узкую направленность на формирование навыка управления дыханием и развитие функций дыхательной системы, они также позволяют регулировать физическую нагрузку в ходе основной и заключительной частей занятия.

В основу дыхательной гимнастики могут быть положены упражнения “йоговского дыхания” (носовое, очистительное, вакуумное дыхание и др.). По мнению специалистов именно такие упражнеия углубляют и нормализуют дыхание, устраняя гипоксические явления в организме. Одновременно выполнение дыхательной гимнастики требует от ребенка внимания, учит его анализировать свои ощущения и нормализует состояние ЦНС. Кроме упражнений “йоговского дыхания” возможно использование элементов систем дыхания по методике волевой ликвидации глубокого дыхания К.П.Бутейко (задержка дыхания на выдохе) и по методике А.Н.Стрельниковой (вдох в сопротивлении), которые учат детей управлять своим дыханием. Важным элементом содержания подготовительной части занятия является самомассаж лица и отдельных биологически активных точек, повышающих общий тонус организма и его работоспособность и снимающих напряжение с основных рабочих мышц во время обучения в классе.

Упражнения на осанку также могут быть очень разнообразными, которые, с одной стороны, направлены на укрепление мышечного корсета и развитие скелетной мускулатуры, а с другой стороны — призваны снижать гипертонус отдельных мышечных групп. С этой целью могут быть использованы локальные статические и динамические упражнения силового характера (без натуживаний и дополнительных отягощений), система упражнений на растягивание, позволяющие нормализовать функции позвоночника и улучшить деятельность вегетативной нервной системы .

Основная часть занятия должна строиться на основе использования специальных упражнений по виду заболевания, выполнение которых должно чередоваться с упражнениями на дыхание, выполнением самомассажа передней стенки живота, а также регулярным контролем состояния организма по ЧСС и субъективным ощущениям ребенка. Состав данных упражнений подбирается с учетом противопоказаний и индивидуальных особенностей ребенка.

В заключительной части занятия могут быть использованы подвижные игры от простых занимательных до сложных с обязательным соблюдением правил. Учитывая особенности состава занимающихся групп ЛФК, основным при подборе игр являются принципы постепенности возрастания нагрузок и постоянного медицинского и педагогического контроля за психическим и физическим состоянием детей. Эмоциональное же окончание занятия ЛФК создает положительный настрой на любой другой вид терапии. Особой популярностью у детей младшего школьного возраста пользуются сюжетно-ролевые игры. У детей такие игры формируют способность к абстрактному мышлению, развивают представления ребенка , его активное внимание и память. Детям более старшего возраста могут быть предложены игры с элементами спортивных (но интенсивность не должна быть выше средней, а продолжительность их не должна превышать 5-7 минут с обязательным восстановлением функций дыхания и сердца до исходных норм).

Безусловно необходимо использовать время занятий в группах ЛФК для передачи знаний учащимся о закаливании, снятии эмоционального и физического напряжения, преодолении стрессов и регулировании нагрузки во время самостоятельных занятий дома. С этой целью проводятся консультации с родителями детей, входящих в группу ЛФК. Необходимым также является увязывание содержания занятий с курсом лечения ребенка в медицинских учреждениях и регулярные встречи с врачом школы по вопросу состояния здоровья школьников.

Ниже мы приводим примерные сроки освобождения школьников от занятий физическими упражнениями в зависимости от характера заболевания.

Воспаление легких (пневмония). Приступить к занятиям физической культурой можно через 14-18 дней после выздоровления, к тренировкам — через 20-22, к соревнованиям — через 25-30 дней. При тяжелых формах крупозного воспаления легких эти сроки увеличиваются на 2-3 недели.

Острый катар верхних дыхательных путей. Приступить к занятиям физкультурой можно через 7-12 дней после выздоровления, к тренировкам — через 15 — 18 дней, к соревнованиям — через 20-24 дня.

Бронхит. Неосложненный бронхит заканчивается через 7-10 дней полным выздоровлением. Приступить к занятиям физкультурой можно через 7-12 дней после выздоровления, к тренировкам — через 15-18 дней.

Острый отит. Болезнь протекает обычно от 4 до 6 дней до 2-3 недель в зависимости от различных причин. Приступить к занятиям физкультурой можно через 14-16 дней, к тренировкам через 20-25 дней.

Ангина. Начинать занятия физкультурой можно через 2-4 недели. Необходимо дополнительно пройти обследование сердечно-сосудистой системы.

Острое респираторное заболевание (ОРЗ). Срок освобождения от занятий физкультурой — 1-3 недели.

Грипп. Освобождение на 2-4 недели.

Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия и др.) Освобождение на 1-2 месяца.

Острый нефрит. Освобождение на 2-3 месяца.

Ревмокардит. Занятия запрещены в течение 2-3 месяцев.

Аппендицит (без осложнений). Освобождение от занятий на 1-2 месяца.

Официальное освобождение от занятий дает врач, но вышеприведенные сведения просто необходимо принять к сведению и строить дальнейшую работу с переболевшими детьми с учетом вида заболевания и указанных сроков освобождения.

Средства физического воспитания дошкольников

Елена Колянова
Средства физического воспитания дошкольников

Средства физического воспитания дошкольников

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.). Указанные средства имеют разное значение и занимают определенное место и советской системе физического воспитании на разных этапах возрастного развития человека.

В тесной связи с ними используются также средства нравственною, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещений, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизить положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья,а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина D и охраняют человека от заболевании; воздух садов, парков, лесов, содержащий особое вещества (фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

Использование естественных сил природы в сочетании с физическимиупражнениями наиболее благоприятно для: детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной температуре воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям метеорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливание имеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и др.).

Физические упражнения — основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложней двигательной деятельности относится подвижная игра.

Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неоднократного выполнения двигательных действий.

При правильной методике проведения физические упражнения способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

Движения, входящие в различные виды деятельности (груд, лепка и др., могут оказывать положительное влияние па физическое развитие ребенка.

В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Эффективность использования средств физического воспитания повышается при правильном сочетании их на разных возрастных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наибольшее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упражнений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

Классификация физических упражнений

Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить; упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным признакам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и соответствовать отбору соответственно поставленным задачам.

В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитанияи методов их применения: гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более редкие классификационные подгруппы.

Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная л др.).

Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение.

Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям лее: возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом отавная гимнастика и элементы художественной гимнастики.

Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков.

Между участниками игры возникает взаимная обусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.).

Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку.

Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований.

Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности.

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнении по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, но преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливость.

Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т. д.). Упражнения делятся на группы по анатомическому признаку (упражнения для мыши плечевого пояса и рук, ног, туловища и др.).

Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам); циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжа, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения и цикле, В ациклических движениях (металле, прыжки и др. } каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими.

В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с места с др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности.

Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьбой, бег на месте и др.).

С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду»упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, обще развивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание).

Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *