Оценка физического и нервно психического развития ребенка

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Анатомо-физиологические особенности

нервной системы

Нервная система закладывается на 2-й неделе внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития. Его можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое продолжается до 2-летнего возраста ребенка. Если число нервных клеток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ребенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к 1 году – 90-95%.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Прежде всего это относится к уменьшению содержания воды, увеличению содержания липопротеидов. Последнее касается только белого вещества головного мозга и отражает происходящие в нем процессы миелинизации.

Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяют относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Различные отделы головного мозга также имеют собственные закономерности сроков и темпов развития. Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода и в первые месяцы после рождения, однако полное развитие клеточных стурктур больших полушарий завершается только к 10-12 годам жизни. Окончание формирования мозжечка наступает ко 2-му году жизни, гипоталамуса – в пубертате. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд немного, они появляются только в первые годы жизни.

Активно происходит развитие спинного мозга. К 2 годам строение его почти такое же, как и у взрослого. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинно-мозговой пункции.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.

Вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления, что приводит к быстрому нарастанию дегенеративных изменений нервных клеток, вплоть до атрофии. Поэтому развитие гидроцефалии или микроцефалии важно диагностировать в первые месяцы жизни ребенка.

Развитие сенсорной сферы

Чувствительность кожи. Новорожденные дети сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у более старших детей и взрослых. Особенно низкая болевая чувствительность отмечается у недоношенных и взрослых детей.

Терморецепция представлена у новорожденных в морфологически и функционально завершенном виде. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых, и поэтому чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Зрение. К моменту рождения ребенка развитие самого глаза и зрительного анализатора еще не завершено. Для окончательного формирования органа зрения необходима стимуляция световым раздражителем. Для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Слезные железы не функционируют. К 2-недельному возрасту возникает преходящая фиксация взора, появляется секреция слезных желез.

Вопрос о восприятии и различении цветов у детей раннего возраста окончательно не решен, уже с 1,5-2 лет ребенок может подобрать 2-3 предмета сходного цвета. В последующем восприятие цветовых оттенков совершенствуется и после 3 лет все дети обладают достаточно развитым цветовым зрением.

Вестибулярный аппарат. Новорожденный ребенок слышит. Звуки достаточно большой силы воспринимает даже плод. Реакция новорожденного и недоношенного ребенка на звук выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания.

Вкус.Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Реакция на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальные вкусовые ощущения – однотипная отрицательная (сморщивание, общее беспокойство, иногда рвота.

Обоняние. Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине. Обонятельные ощущения начинают достаточно функционировать между 2-м и 4-м месяцами, когда ребенок реагирует на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Характеристика новорожденного ребенка

Безусловные рефлексы. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые подразделяются на три основные группы.

Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный рефлекс).

Транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие:

сосательный рефлекс – если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни;

поисковый рефлекс – при поглаживании кожи в области угла рта происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года;

ладонно-ротовой рефлекс Бабкина – вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребенка близ теноров. Ответная реакция – открывание рта и сгибание головы. Исчезает к 3 месяцам;

хватательный рефлекс Робинсона – ребенок схватывает и прочно удерживает палец, вложенный в его ладонь. Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания 2-3-го пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4-м месяце;

рефлекс Моро – приподнять ребенка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его. В ответ ребенок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (1-я фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (2-я фаза), при этом руки как бы охватывают туловище. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев;

защитный рефлекс – если новорожденного положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону;

рефлекс опоры и автоматической ходьбы – ребенка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Поставленный на опору, он опирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При легком наклоне туловища вперед ребенок совершает шаговые движения по поверхности. Рефлекс исчезает ко 2-му месяцу;

рефлекс ползанья Бауэра – ребенка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии, а под его подошвы подставляют ладонь. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову, отталкивается ногами от опоры и совершает движения, имитирующие ползание. Исчезает к 4 месяцам;

рефлекс Галанта – раздражение кожи при проведении большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам приводит к изгибу туловища дугой, открытой в сторону раздражителя. Исчезает к 4 месяцам;

рефлекс Переса – если лежащему на руке исследователя ребенку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, то он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги, кричит. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его проверяют последним. Исчезает к 4 месяцам.

Рефлексы, или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения (установочные лабиринтные рефлексы, простые цепные шейные и туловищные установочные рефлексы).

Эмоции. Исключительно отрицательны по своему характеру, довольно однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия, как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Мать, прекрасно ориентируясь в сложившейся ситуации, в подавляющем большинстве случаев оказывается способной вернуть ребенку необходимый комфорт – накормить, перевернуть, сменить мокрые или неудачно положенные пеленки и т.д.

Оценка нервно-психического развития

Уровень нервно-психического развития определяется с помощью специальных оценочных таблиц (разные для детей 1, 2 и 3-го года жизни) по определенным показателям (линиям) развития.

На 1-м году жизни оценивают восемь линий:

· зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения Аз);

· слуховые ориентировочные реакции (Ас);

· эмоции (Э);

· движения рук и действия с предметами (Др);

· движения общие (До);

· понимаемая речь (Пр);

· активная речь (Ар);

· навыки и умение в процессах (Н).

На 2-м году жизни оценивают шесть ведущих линий:

· понимание речи (Пр);

· активная речь (Ар);

· сенсорное развитие (С);

· игра в действие с предметами (Ид);

· движения (Д);

· навыки (Н).

На 3-м году жизни оценивают пять ведущих линий:

· активная речь (грамматика, вопросы) (Ар);

· сенсорное развитие восприятие света (С);

· сюжетная игра (И);

· навыки в одевании (Н);

· движения (Д).

Эпикризный срок:

До 1 года – 1 месяц

1-2 года – 3 месяца

2-3 года – 6 месяцев

Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо:

1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;

2) найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: I группа – дети с опережающим и нормальным развитием; II, III, IY группы – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;

3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: I степень – задержка 1-2 показателей, II степень – задержка 3-4 показателей; III степень – задержка 5-7 показателей;

4) если задержка неравномерна, т.е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.

Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует её работу.

Медико-социальная экспертиза

© К. О. Мохов

К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Москва

Проблемам недоношенности детей уделяется большое внимание как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Эти исследования необходимы для изучения особенностей показателей младенческой, детской и материнской смертности, мертворождаемости, заболеваемости этого контингента детей . На долю недоношенных детей приходится до 60% ранней неонатальной смертности. Мертворождаемость при преждевременных родах наблюдается в 8—13 раз чаще, чем при срочных . Проведенные исследования показывают , что среди детей, рожденных на сроке беременности менее 26 нед, младенческая смертность повышалась на 52%, а при сроке беременности более 26 нед — на 21,1%.

При массе тела при рождении менее 1000 г отмечается рост показателей смертности на 41,5%, при массе тела более 1000 г — на 20%. Критериями, определяющими недоношенность новорожденных, являются : 1) гестационный возраст до 37 нед беременности; 2) антропометрические данные: масса тела при рождении менее 2500 г, рост менее 45 см. В настоящее время используется классификация недоношенности по гестационному возрасту ребенка (цит. ): I степень — 35—37 нед беременности, II степень — 32—34 нед беременности, III степень — 29—31 нед беременности, IV степень — 28 нед и менее. По массе тела ребенка при рождении выделяют 4 степени недоношенности: I степень — 2001—2500 г, II степень — 1501-2000 г, III степень — 1001 — 1500 г, IV степень — менее 1000 г. Выделяют новорожденных с очень низкой массой тела (ОНМТ) — 1001 — 1500 г при рождении и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) — от 1000 г и ниже .

Высокая заболеваемость и смертность недоношенных детей, различные по тяжести неврологические и соматические нарушения, приводящие к инвалидизации, обусловливают необходимость изучения этих проблем неонатологами, педиатрами, неврологами, организаторами здравоохранения и педагогами во всем мире . У детей, родившихся недоношенными, на первом году жизни ведущими в структуре заболеваемости являются болезни нервной системы. Особенно высока частота поражения центральной нервной системы (ЦНС), в том числе внутрижелудочковых кровоизлияний. Поражения ЦНС являются одной из главных причин как летальности в неонатальном периоде, так и инвалидности в последующие годы .

Гипоксически-ишемические поражения мозга (очаги размягчения, перивентри-кулярная лейкомаляция, малые инфаркты) у недоношенных детей представляет собой одну из главных причин возникновения у них психоневрологических нарушений . Согласно оценке нервно-психического состояния доношенных и «условно» здоровых недоношенных с ОНМТ и ЭНМТ с помощью шкалы CAT/ CLAMS — The Clinical Adaptive Test/Clinical Lingus-tic and Auditory Milestone по трем составляющим: моторному, познавательному и речевому развитию, выравнивание показателей развития детей происходит к 24 мес фактического возраста . При этом выравнивание с доношенными сверстниками в моторном развитии происходят к 18—20 мес фактической жизни, в познавательной сфере — к 20 мес жизни, в речевом развитии — к 24 мес жизни и всегда соответствует скорригированному возрасту . Отечественные исследователи рекомендуют оценивать нервно-психическое развитие недоношенных детей с помощью скорригированного возраста.

Скорригированный возраст — это разница между фактическим возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации. Многие зарубежные и отечественные авторы рекомендуют оценивать психическое развитие недоношенного ребенка с помощью скорректированного возраста (СВ) по формуле: СВ = (ПНВ + ГВ) — 40, где СВ представляет собой сумму постнатального возраста (ПНВ) и гестационного возраста (ГВ) в неделях за вычетом 40 нед (нормальная продолжительность беременности) . При сравнении скорректированного возраста и скорригированного возраста нетрудно установить, что математически эти два показателя равны. Хотя заметно, что расчет скорригированного возраста ведется легче.

Согласно нормативно-правовым документам, к основным видам нарушений функций организма, включая недоношенных детей первых трех лет жизни с неврологическими заболеваниями, относятся: 1)нарушение психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание, поведение, психомоторные функции); 2)нарушения языковых и речевых функций (устная, вербальная и невербальная речь, голосообразование и пр.); 3)нарушения сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильная, болевая и другие виды чувствительности); 4)нарушение статодинамических функций (двигательные функции головы, туловища, конечностей, статика, координация движений).

Таблица 1 Показатели нервно-психического развития ребенка первых 6 мес жизни

Показатели Возраст, мес
1 2 3 4 5 6
Зрительные ориентировочные реакции Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете (фонарик) и следит за ним Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом положении Узнает мать Отличает чужих от близких Хорошо различает своих и чужих
Слуховые ориентировочные реакции Эмоции и социальное поведение Вздрагивает при резком звуке и мигает Первая улыбка Прислушивается Улыбается в ответ на речь взрослого Отчетливое слуховое сосредоточение В ответ на речь взрослого — «комплекс оживления Поворачивает голову на звук Громко смеется Различает тон, с которым к нему обращаются Более контактен с близкими и насторожен к чужим Различает тон, с которым к нему обращаются Более контактен с близкими и насторожен к чужим
Движения общие и руки Попытка держать голову лежа на животе Хорошо держит голову< 1—2 мин в вертикальном положении Хорошо держит голову лежа на животе, есть упор ног, поворачивается на бок Опора на предплечья на животе, захват игрушки двумя руками Поворачивается со спины на живот, ползает на животе Переворачивается с живота на спину, перекладывает игрушку из руки в руку,опора на вытянутые руки на животе
Доречевое развитие Крик, плач Начало гуления Гуление Длительно гулит Появляются согласные звуки Произносит слоги (начало лепета)
Навыки Сосет из бутылочки, груди Сосет из бутылочки, груди Сосет из бутылочки, груди Сосет из бутылочки, груди Сосет из бутылочки, груди Берет пищу губами с ложки

Таблица 2 Показатели нервно-психического развития ребенка второго полугодия жизни

Показатели Возраст, мес
7 8 9 10 11 12
Движения общие и руки Встает на четвереньки, постукивает игрушкой об игрушку Самостоятельно садится, ползает на четвереньках, долго играет Ходит при поддержке за обе руки, манипулирует с предметами (катает, бросает, достает и др.) Встает по опоре и ходит по опоре, вкладывает предметы один в другой Стоит самостоятельно без опоры, снимает и надевает кольца пирамидки Ходит самостоятельно
Доречевое развитие Активный лепет, на вопрос «где?» находит предмет Громко повторно произносит активные слоги, по просьбе взрослого делает «ладушки», «до свидания» Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете, на вопрос «где?» находит нужный предмет из множества Подражает различным слогам взрослого, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, знает названия частей тела Произносит первые лепетные слова Произносит 8— 10 слов. Выполняет элементарные требования взрослого
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая руками Пьет из чашки сам Пьет из чашки сам Сам берет чашку и пьет, держит ложку

Ограничение жизнедеятельности у детей — это отклонение от нормы деятельности ребенка согласно его биологического возраста вследствие стойкого нарушения функционального состояния организма, которое ограничивает способность выполнять определенный комплекс интегрированной деятельности .

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма, ограничивающие жизнедеятельность ребенка, выделяют 4 степени их выраженности: I степень — незначительные нарушения; II степень — умеренные нарушения; III степень — выраженные нарушения; IV степень — значительно выраженные нарушения.

Показатели нервно-психического развития ребенка второго полугодия жизни.

К основным категориям жизнедеятельности недоношенных детей первых трех лет жизни с неврологическими заболеваниями можно отнести: способность к самообслуживанию, способность к передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению.

Каждая из категорий жизнедеятельности имеет 3 степени выраженности ограничений и определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному возрасту ребенка. Специфика инвалидности у детей состоит в том, что ограничения жизнедеятельности возникают в период становления всех функций организма, в том числе высших психических функций, усвоения знаний и умений. Наиболее ответственным этапом становления психомоторных функций являются первые 2—3 года жизни ребенка .

Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Возраст, Развите речи Умения Движения Навыки
мес понимаемая речь активная речь
13-15 Запас понимаемых слов быстро расширяется Словарный запас до 30 слов Ориентируется в двух контрастных величинах (большой и малый), воспроизводит ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Сам ест ложкой густую пищу
16-18 Может назвать предмет по его существенному признаку Словарный запас до 30—40 слов, легко повторяет часто слышимые слова Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма), отображает в игре отдельные наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом Сам есть ложкой жидкую пищу
19-21 Понимает неслож ный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Появление фраз, двухсловных предложений Ориентируется в 3—4 кон трастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см, воспроизводит сюжетные постройки (гараж, ворота, дом) Может ходить по ог раниченной поверхности шириной 15— 20 см Снимает отдельные предметы одежды с небольшой помощью
22-24 Понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте Словарный запас до 200—300 слов, говорит трехсложными предложениями Может выбрать 3—4 контрастных цвета, названных взрослым, начало сюжетной игры Перешагивает через препятствия чередующимся шагом, бегает, поднимается по лестнице Надевает отдельные предметы (тапочки, шапку)

Таблица 4 Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни

Возраст, мес Активная речь Умения Движения Навыки
24-30 Говорит многословными предложениями (больше 3 слов), задает вопросы «куда?», «где?» По образцу соотносит 4 разных цвета, подбирает различные геометрические формы, игра носит сюжетный характер Перешагивает через палочку, веревку, поднятую на 20—30 см над полом, свободно поднимается и спускается по лестнице Одевается, но не застегивает пуговицы
30-36 Словарный запас до 800— 1000 слов, появление вопросов «когда?», «почему?» Называет основные геометрические фигуры, 4 основных цвета, производит сюжетные постройки (дом с забором, дорогой) Может ходить на носках, пятках, стоять на одной ноге, прыгать на месте и со ступеньки, долго сидеть на корточках Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, шнурки помогает завязывать взрослый, пользуется салфеткой по мере надобности

При определении состояния жизнедеятельности детей с патологией нервной системы необходима интегральная оценка, включающая комплексный анализ состояния нервной системы и всех заинтересованных функциональных систем организма, результатов клинико-функциональной диагностики, психологических особенностей ребенка . Особенностью нарушений функций у детей раннего возраста является задержка психомоторного развития, речевых и языковых функций . Согласно оценке нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, предложенной И. Н. Власовой и соавт. , к V группе здоровья (больные с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды) принято относить детей, отстающих в психомоторном развитии на 4—5 эпикризных сроков (4—5 мес) на первом году жизни.

На втором году жизни значимой величиной является отставание психомоторного развития на 1 квартал и более, а на третьем году жизни — на 6 мес и более. Оценку нарушений функций и определение уровня нервно-психического развития у детей первых трех лет жизни можно проводить с помощью возрастных нормативов, предложенных И. Н. Власовой (табл. 1—4). Нормативные таблицы дают возможность оценить задержку нервно-психического развития у детей с целью определения их социального, психического и физического функционирования, позволяют выявить нарушение психических, речевых, языковых, сенсорных и статодинамических функций у детей первых трех лет жизни с неврологическими заболеваниями в соответствии с их возрастной нормой .

ЛИТЕРАТУРА

1.Методические основы перехода от «международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к «международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья» для использования при установлении инвалидности у детей: Пособие для врачей / Балева JI. С., Лаврентьева Е. Б., Сипягина А. Е. и др. — М., 2002.

5.Журба Л. Т., Тимонина О. В. Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития: Метод, рекомендации. — М., 2001.

7.Заведенко Н. Н. Нарушение формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции: Метод, пособие для врачей. — М., 2003.

8.Зелинская Д. И., Велыпищев Ю. Е. // Рос. вестн. перинат. и педиатр. — 1995. — Прил. лекций № 6. — С. 53.

9.Луковцева 3. В., Дементьева Г. М., Черноног И. Н. // Педиатрия. — 2002. — № 3. — С. 83-87.

10.Основы медико-социальной экспертизы / Осадчих А. И., Пузин С. Н., Лаврова Д. И. и др. — М., 2005.

11.Разумовский М. П., Швецова В. С. Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие нарушения сенсорных и речевых функций: Пособие. — СПб., 2002.

12.Сенцова Т. Б., Хан Э. Р., Союнова О. Ю. // Педиатрия. — 1996. — № 5. — С. 12-16.

13.Яцык Г. В., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И. // Дет. доктор. — 2001. — № 3. — С. 8-10.

Нервно-психическое развитие дошкольников

Возраст с 3 до 6-7 лет является существенным этапом в формировании психических функций ребенка. Важной основой этого процесса является дальнейшее созревание головного и спинного мозга.

К 3 годам масса головного мозга ребенка утраивается по сравнению с массой при рождении. К 5-6 годам формируются мелкие извилины коры. Продолжается структурное развитие нервных клеток. К концу периода головной мозг ребенка близок по строению к головному мозгу взрослых.

. В 5-6 лет соотношение спинного мозга и позвоночника становится таким же, как и у взрослых. Активно функционирует вегетативная нервная система (ВНС), при этом физиологическое преобладание влияния симпатической части ВНС на 3-4-м году сменяется большим воздействием ее парасимпатической части.

Движения в этом возрасте являются естественной жизненной потребностью. Суточная двигательная активность у детей 5 лет достигает 8-10 тысяч различных движений в сутки. В зимнее время она снижается. При этом суточная двигательная активность у девочек ниже, чем у мальчиков. Однако у девочек более выражена точность движений.

К 4 годам ребенок может ловко и уверенно двигаться вперед и назад, бегать вприпрыжку, бросать мяч. В пять лет ребенок умеет перепрыгивать с места на место, ловить мяч, ездить на велосипеде, исполняет под музыку разные движения, умеет делать простые танцевальные па, устанавливает четкое домини­рование правой или левой руки. В 6 лет дети уверенно скачут на одной ноге, ведут мяч одной рукой на ходу или ногами как в футболе, прыгают через скакалку, которую крутят два человека. В 6-7 лет они могут лазать по канату, метать мяч в даль и в цель.

Развитие тонких целенаправленных движений кисти у детей дошкольного возраста проявляется постепенно способно­стью пользоваться ножницами, столовыми приборами, умением рисовать треугольники, квадраты (в 4 года), круги (в 6 лет) и другие геометрические фигуры, писать печатными буквами. Однако координация движений в этом возрасте еще недостаточна. Это, в сочетании с высокой двигательной активностью, может приводить к разнообразным травмам. Травмы являются наиболее частой причиной смертности в данной возрастной группе.

В дошкольном периоде детства происходит дальнейшее развитие органов чувств. С 3 лет ребенок имеет хорошее цветовое зрение, в дальнейшем повышается тонкость цветоразличения. Он способен к стереоскопическому восприятию пространства, геометрических форм и дистанций. В возрасте 4 лет достигается максимальная острота зрения — 1,0. Продолжает развиваться музыкальный слух. Начинает формироваться ориентировка во времени. Все это улучшает процесс восприятия окружающего мира.

Воображение малыша становится более ярким, насыщенным, эмоциональным. Развивается творческое воображение. У дошкольников, как правило, хорошая память. Они легко запоминают сказки, соответствующие возрасту стихи, считалки, скороговорки.

Необходимо знать, что ребенок легко запоминает то, что для него эмоционально окрашено. В 3-4-летнем возрасте память имеет непроизвольный характер, при этом ребенок не ставит перед собой целью запоминать какие-либо объекты или слова. С 4-5 лет формируется произвольная память, т.е. сознательное стремление что-то выучить, запомнить.

С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания. К 6-7 годам происходит включение механизмов произвольного внимания (подчинение внимания определенным целям), его способности к переключению.

К 6 годам словарный запас ребенка расширяется до 3000 слов. Употребляются предложения разных видов, правильно используются склонения и спряжения, формируется культура речевого общения.

К 3-4 годам развивается способность к коллективным играм со сверстниками, которые становятся основным видом деятельности. В 3 года дети начинают играть рядом и у каждого должна быть своя игрушка. В дальнейшем дети играют вместе, но это взаимодействие кратковременное. В 5-6 лет, с развитием игровых умений и замыслов, дети начинают объединяться для игры на более длительное время.

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. К 4-5 годам начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, в предпочтении игр и игрушек.

Дошкольник может легко освоить все гигиенические навыки. Уже на четвертом году жизни ребенок может самостоятельно чистить зубы с пастой и полоскать рот после приема пищи. Большинство детей к 5 годам умеют самостоятельно умываться. Дошкольник способен пользоваться носовым платком. В 3-4 года малыш во время приема пищи может пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой. В 5 лет дети едят аккуратно, бесшумно. В 6-7 лет закрепляют навыки культуры поведения за столом, в том числе правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой, убирать со стола посуду.

В 3 года малыш может застегивать пуговицы и завязывать шнурки на обуви с небольшой помощью взрослого. К 4 годам совершенствуется стремление самостоятельно одеваться и раздеваться, быть всегда аккуратным, опрятным. В 5 лет закрепляются навыки одеваться и раздеваться, дети сами застегива­ют пуговицы, молнии, зашнуровывают ботинки. К 6 годам дошкольники могут завязать шнурки на обуви, почистить обувь, постирать носки, следят за опрятностью костюма. К 7 годам дети умеют быстро одеваться и раздеваться.

Начальные формы самосознания формируются у ребенка трех лет, когда он начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я» и стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности. Это может осложниться «кризисом трех лет», при котором у ребенка на фоне установления новых отношений с окружающими, необходимых для выявления своего «Я», на­блюдается негативизм (ребенок отказывается подчиняться некоторым требованиям взрослых), упрямство (ребенок настаивает на своем требовании), строптивость (протест против порядков, существующих дома), своеволие, обесценивание роли взрослых.

К 7 годам на фоне появления новой внутренней жизни — жизни переживаний, влияющих на внутренний мир, возможно возникновение «кризиса семи лет».

Основные симптомы этого кризиса:

· потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка);

· манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает;

· ребенку плохо, но он старается этого не показывать.

В связи с «кризисом семи лет» возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становиться неуправляемым. Преодоление кризиса свидетельствует о переходе в следующий возрастной период.

В конце дошкольного периода происходит формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе устанавливается при комплексном психодиагностическом обследовании.

Нервно психическое развитие детей в разном возрасте. Что ребенок должен уметь делать в процессе своего развития?

В задачу родителей входит помощь своевременного развития ребенка. Воспитание включает в себя не только внедрение развивающих игр, но также диагностирование. Это дает понять, какие цели достигнуты, а над чем еще нужно работать.

Диагностика нервно — психического развития

В школьном возрасте диагностирование проводят учителя. Маленький ребенок развивается в окружении родителей, поэтому именно они должны заниматься диагностированием развития. Здесь важно беспристрастно анализировать результаты теста и выделять успехи или опоздания.

Все системы диагностики сводятся к обычному общению. В ходе разговора взрослые задают наводящие вопросы, чтобы получить ответ. В некоторых случаях ответ может быть неординарным, его необходимо обдумать, прежде чем вынести решение.

В процессе общения важно, чтобы ребенок чувствовал себя естественно и непринужденно. От этого зависит точность и правильность его ответов. Искренняя реакция на вопросы дает самые точные результаты диагностирования.

Карта нервно — психического развития

Для систематизации нервно психического развития, все данные диагностики следует заносить в карту. Все что ребенок умеет, фиксируют при помощи знака «+», недоступные навыки отмечают при помощи знака «-«. Темные ячейки обозначают, что в этом возрасте навык еще не доступен.

Умения ребенка Возраст
10м. 1г.3м. 1г.6м. 1г.9м. 2г. 2г.6м. 3г.
Физические способности
Возможности бега:
— бегает неуверенно
— хорошо бегает
— переключается на бег или ходьбу по просьбе
— может менять темп бега, направление на ходу
Возможности ходьбы:
— сам ходит
— поднимается по нескольким ступенькам
— поднимается по детской лесенке шагом с чередованием ног, спускается приставляя ногу
— ходит по узкой поверхности, не оступаясь
— умеет держать равновесие
Работа с мячом:
— может покатить или бросить мячик
— заталкивает мяч в обозначенный промежуток (ворота)
— бросает мяч двумя руками вверх или вниз
— бросает мяч, стараясь попасть в цель не выше его роста
— пытается поймать мяч двумя руками
— ловко бросает мяч
Речевая функция
Понимает слова:
— понимает общие простые слова
— понимает слова, описывающие окружающую обстановку
— показывает части липа при вопросе родителей
— понимает небольшие расскази. Отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»
— понимает рассказ взрослого в котором нет событий, которые ребенок пережил
Собственная речь:
— издает простые звуки
— строит простой слог (ма-ма, ба-ба)
— сопровождает игры словами
— строит предложения из трех слов
— строит предложения из четырех слов и больше
— спрашивает «Куда?», «Где?», «Как?»
— строит сложные предложения
— знает около 1500 разных слов
Самостоятельность
— сам употребляет густую пищу
— сам употребляет полужидкую пищу ложкой
— просится в туалет
— старается исправить неопрятность в одежде
— может снимать некоторые вещи
— использует носовой платок
— одевается, но пуговицы не застегивает
— помогает делает простые бытовые вещи
— полностью одевается сам
— умеет расчесывать волосы
Социальная направленность
— Показывает яркие эмоции родителям
— Перенимает чувства других детей (если все смеются, тоже начинает)
— Показывает разные эмоции при медленной и быстрой музыке
— изучает картинки
— под музыку повторяет знакомые движения
— подражает эмоциям взрослых
— в играх появляется эмоциональная речь
— сочувствует, если рядом плачет ребенок
— выделяет свое эмоциональное состояние
— хочет быть хорошим, гордиться родителями
— переживает, когда родители уходят
— появляются первые признаки независимости
Взаимодействие с окружающими предметами
— одевает кольца на стержень
— черкает карандашом на бумаге
— играя с кубиками, строит башенки
— может одевать крупные бусы на веревку
— строит из кубиков простые сооружения
— рисует горизонтальные и вертикальные линии
— успешно собирает матрешку
— строит из кубиков высокие башни
— разминает в ладошках пластилин
— делает простые аппликации

Критерии нервно — психического развития

Определение уровня развития рассматривают комплексно, учитывая важные критерии:

  • физические способности
  • речевая функция
  • самостоятельность
  • социальная направленность
  • взаимодействие с окружающими предметами

Нервно — психическое развитие таблица

Общее развитие ребенка сводиться к приобретению определенных навыков к соответствующему возрасту. Если карта развития рассматривает более глубоко каждое умение, то представленная таблица является напоминанием того, что ребенок должен уметь в определенном возрасте.

Оценка нервно — психического развития

Результаты развития ребенка подлежат оценке со стороны взрослых. При этом различают четыре этапа, которые формируют психику человека.

  • Первый этап – в течение первого года жизни ребенок получает основные навыки движения. Период характеризуется овладением мелкой и крупной моторики
  • Второй этап – в возрасте от одного года до трех лет, ребенок учится осознанно реагировать на внешний мир, взаимодействуя с окружающей обстановкой. Период характеризуется сенсорным развитием
  • Третий этап – самый длинный этап (от 3 до 12 лет). Происходит развитие индивидуального мышления. Все чаще действия выполняются после предварительного обдумывания
  • Четвертый этап – от 12 до 14 лет. В это время происходит полноценное становление психики ребенка. Выделяется собственное мышление. Период характеризуется полноценным формированием индивидуальной личности
  • До 15 лет у ребенка отмечают два кризисных возраста, которые требуют особого внимания и подхода со стороны родителей. Первый кризис может возникнуть в 2 – 3,5 года, второй в период от 12 до 15 лет
  • Первый кризис связывается с быстрым формированием психики и физических данных, что приводит к нагрузке на все жизнеобеспечивающие органы. Второй возраст связывают с изменением внутренних желез, половым созреванием

Нервно — психическое развитие детей до года

В течение первого года ребенок постепенно формирует свое сознание. Начало развития происходит с удерживания двигающегося предмета в поле зрения. Затем начинает прислушиваться к громким звукам, различать голоса родителей.

  • В два месяца сам произносит некоторые звуки. Затем начинается физическое развитие, ребенок может поднимать голову, лежа на животе, долго удерживать ее
  • В четыре месяца у ребенка часто появляется проявление радости, когда он видит маму и папу. Затем начинает отличать родных и близких людей от чужих людей
  • Полугодичный возраст требует небольших навыков моторики, удерживание игрушки в руке, перекладывание ее. Затем развивается двигательная функция, ребенок начинает активно ползать
  • После начинает подражать родителям, любит долго играть. Примерно в девять месяцев может начать неуверенно ходить, узнавать предметы вокруг. Со временем учиться преодолевать небольшие препятствия, взбираться на диван или кресло.
  • Ближе к году узнает родителей на фотографиях, с интересом рассматривает все новое

Нервно — психическое развитие ребенка 1 и 2 лет

В этом возрасте малыш успешно осваивает все формы движения, от ползания на коленках до умелой ходьбы на ногах. Тест по развитию включает способность перешагивать через расположенные на полу небольшие предметы. При этом шаг должен чередовать как правую, так и левую ногу, а не начинаться с какой-то одной.

В реальности ребенок выполняет намного больше активных действий. Взбирается на все, что расположено не намного выше него. Это может быть как небольшой пуфик, так и большая стиральная машина.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста характеризуется умением запоминать слова, составлять хороший словарный запас, примерно 200-300 слов. Ребенок может наизусть прочитать стихотворение или пересказать отрывок из небольшого рассказа. Нервно психическое развитие включает огромное впитывание информации. Дети могут услышать любую фразу и повторить ее через несколько дней.

Нервно — психическое развитие ребенка 3 и 4 лет

Все приобретенные навыки усиливаются. Добавляется несколько новых. Ребенок может самостоятельно кушать, больше проявляется умение обслуживать себя. Моет руки с мылом, может вставлять ключ в дверной замок и прокручивать его.

Сильнее развивается психическое положение. Делает простые выводы, учиться анализировать все вокруг. Часто может заранее обдумывать свои действия или планы. В это время должен уметь хорошо и членораздельно общаться.

Ближе к четырехлетнему возрасту больше старается быть самостоятельным. Может сам ходить в туалет, когда нужно, одеваться и обуваться. Психическое развитие заключается в умении сосредотачиваться над поставленной целью, контролировать некоторые свои действия и желания. Выделяет область любимых занятий.

Нервно — психическое развитие детей 5 и 6 лет

Этот период характеризует ребенка, как мыслящего человека. Перед началом любой игры, участвует в распределении ролей, планирует, что будет и, как это будет выглядеть.

  • Во время рисования больше уделяет внимание мелочам, детально прорисовывая некоторые элементы. Изображения становятся более сложными и имеют логический смысл
  • Нахождение в детском саду развивает умение общаться со сверстниками и старшими людьми. Учится быть частью коллектива, взаимодействовать со всеми окружающими людьми. В этот период появляются личные симпатии, ребенок выделяет друзей среди всех ребят, которые находятся в группе
  • Нервно психическое развитие ребенка дошкольного возраста заключается в умении контролировать свои действия, выполнять предоставленную работу, даже если она не нравится. Может грамотно вести диалог, составлять связные предложения, наполненные конкретным смыслом

Нервно — психическое развитие подростков

Подростки еще не являются взрослыми людьми, но и детьми их уже не назовешь. Этот период часто называют подростковым и переломным, когда у человека формируется его половая зрелость, меняется построение внутренних желез. У мальчиков появляется растительность на лице, ломается голос. У девочек появляются первые менструации, меняется форма рук, округляются ягодицы, увеличиваются молочные железы.

С психической стороны подростки все чаще ведут себя как взрослые люди. Но иногда проявляют свой детский характер. Появляются первые признаки независимости от родителей, которая может выражаться в разных формах, иногда неприятных для родителей.

  • В этот период подростки достаточно ранимы, они еще осмысливают жизненные законы, поэтому чаще всего появляется такое понятие, как «подростковый максимализм». Мышление, при котором явно завышаются нормы морали или идеалы. Происходит формирование личности, становление психики
  • В этом возрасте возникает первое половое влечение, подростки больше обращают внимание на свою внешность. Особенно быстро происходит физическое развитие. Дети с небольшим ростом в этом время могут значительно прибавить и вытянуться
  • Последнее время отмечается процесс акселерации – быстрого роста и полового созревания детей. При этом психическое развитие остается на прежнем уровне. Поэтому за подростками нужно внимательно следить и адекватно реагировать на их поведение, помогая окрепнуть и прочно сформировать личность

Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Речь активная:

гулит.

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *