Озвончение согласных

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

Новый вариант A1, ударения в словах.

Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.

Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.

Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:

Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).

Непарные глухие согласные: , , , , .

Непарные звонкие согласные: , , , , , , , , .

В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие — на звонкие (озвончаются).

Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:

  1. На конце слова:

Хлеб — .

(Много) цветов — .

2. Перед глухим согласным:

Когти — .

Ложка — .

Под полом — .

Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:

Просьба — .

Отбой — .

С другом — .

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).

Непарные твердые согласные: , , .

Непарные мягкие согласные: , , .

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком , мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком .

Мужик — (здесь после твердого звучит ).

Учил — (здесь после мягкого звучит ).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый может меняться на мягкий в сочетаниях , .

Блин — блинчик .

Смена — сменщик .

Твердые , , , , могут смягчаться перед мягкими , , , , .

Свист — свиеть.

Лес — леик.

Казна — в кае.

Бант — баик.

Индия — Иия.

Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях

Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.

Звуки , , , перед согласными , , , уподобляются им по звучанию и по произношению.

Сшить — .

Разжечь — .

Счет — .

Расщедрился — рае́дрился.

Подчистить — .

С жуком — .

Из шерсти — .

В глаголах на -ться и -тся звуки и , взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке .

Рваться — .

Годится — .

В сочетании ТСК звуки и , взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке .

Арбатский — .

Пиратский — .

При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.

Властный — влаый.

Сердце — сее.

Поздно — поо.

Солнце — сое.

Завистливый — завиивый.

Чувство — чуо.

Шестьсот — шеот.

Голландский — голлакий.

Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных

https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=1 bugaga.net.ru

По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.

Ударные гласные образуют в речи ударные слоги, безударные гласные — безударные слоги.

В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Гласные , , без ударения в целом сохраняют свое звучание.

Пила — .

Дымок — .

Рука — .

Гласные , , без ударения меняют качество своего звучания.

После твердых согласных безударные и совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ ).

Глава — .

Слова — .

После мягких согласных безударные и совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ ).

Дела — .

Пятак — .

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике

Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.

Есть — (буква е обозначает два звука в начале слова).

Прольет — (буква ё обозначает два звука после Ь).

Уют — (буква ю обозначает два звука после гласного).

Буквы е, ё, ю, я, стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки , , , и мягкость предыдущего согласного.

Лес — .

Мёд — .

Люк — .

Ряд — .

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Гласные звуки на письме не всегда обозначаются привычными буквами, что иногда приводит к ошибкам в транскрипции.

Запомните (!)

Буква О в слабой (безударной) позиции обозначает звук, близкий к :

пдарок;

стая утк.

Буквы Я, Е в слабой (безударной) позиции обозначают звук, близкий к :

мкина;

внок.

Буква А в слабой (безударной) позиции после непарных мягких согласных , , обозначает звук, близкий к :

чсы;

пощдить.

Буква И после непарных твёрдых , , обозначает звук :

црк;

жзнь.

В ситуации экзамена, когда нет возможности произнести слово вслух, чтобы определить звонкость / глухость согласных, могут возникнуть сомнения.

Воспользуйтесь школьной подсказкой — фразой, в которой содержатся все глухие согласные русского языка: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» (плюс соответствующие им парные по твёрдости / мягкости).

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются.

Буквы, обычно обозначающие звонкие согласные (В, Д, З и др.) при оглушении обозначают глухие звуки, и это может привести к ошибкам в фонетической транскрипции слова.

Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. Убедитесь в том, что в указанных позициях звучат только глухие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им звонкие согласные звуки.

Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции.

Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Убедитесь в том, что в этой позиции звучат только звонкие согласные, даже если они обозначены буквами, обычно обозначающими парные им глухие согласные звуки.

Однако следует помнить, что озвончения глухих согласных не происходит перед всегда звонкими согласными , , , , , , , , , а также перед звуками , . Например: свет, твой, класс, съёмка, приз.

В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Часто в словах, где есть Ь или непроизносимые согласные, букв больше, чем звуков, например:

весь (4 буквы, 3 звука),

решить (6 букв, 5 звуков),

чувство (7 букв, 6 звуков).

Если в слове есть гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласной, то следует учесть, что эти буквы в указанных позициях обозначают не один, а два звука:

яркий (5 букв, 6 звуков),

стоял (5 букв, 6 звуков).

Наличие в слове разделительных Ь и Ъ никак не влияет на количественное соотношение букв и звуков: Ъ и Ъ не обозначают ни одного звука, а буквы Е, Ё, Ю, Я, перед которыми они, как правило, встречаются, обозначают 2 звука, поэтому в итоге на 2 буквы приходится 2 звука.

обезьяна (8 букв, 8 звуков).

← Решение задания C1 (русский язык — ЕГЭ) Ударение в словах →

Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

Сохранить и поделиться ссылкой на эту страницу (ещё можно добавить её в закладки):

Дефекты озвончения и их исправление

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси», «пулка» вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф____ в____).

При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

Затем таким же образом произносится звуке, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с____з____).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш____ж____).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б. когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).

Дефект озвончения – произношение всех звонких, не зависимо от их способа и места образования, от твердости и мягкости, в виде соответствующих парных глухих звуков (терево – дерево, гуси -гуси, пулка – булка).

Часто этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление:

  • Постановка В (она обычно произносится верно, звонко).

Логопед протяжно произносит Ф, не прерывая воздуха включает голос и переходит на В (Ф__В__). Показывает вибрацию гортани при произнесении В. Затем упражнение вместе с логопедом проделывает ребенок, трогая рукой свою гортань и гортань логопеда.

  • Постановка 3. (С__З__).
  • Постановка Ж. (Ш__Ж__).
  • Упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на закрепление и дифференциацию поставленных звуков с их парами: 3-С, Ж-Ш.
  • Постановка Б. Ребенок трехкратно повторяет слог БА-БА-БА, при этом удлиняя момент произнесения фонемы Б (когда голос ещё* звучит при сомкнутых губах – до взрыва). При переходе от слога к слогу голос звучит не прерывно, на одном выдохе. Ребенок ощущает вибрацию гортани, щёк.
  • Закрепление верного воспроизведения звонких согласных на материале слогов, слов и фраз, закрепление их в речи, выработка навыка дифференциации этих звуков с парными глухими.

Т-Д

К-Г

Дефекты смягчения.

Дефект смягчения – замена мягких согласных их твердыми парами (дада-дядя, утук-утюг, фонар-фонарь).

Исправление:

1 способ: Основан на подражании и предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении с их парными твёрдыми фонемами (ПА-ПЯ, МА-МЯ, ФА-ФЯ, АМА-АМЯ…).

Поясняем ребенку, что при произнесении твердых звуков, язык имеет плоскую форму, а при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, спина выгибается к твёрдому нёбу. Показываем ребенку различие в зеркале, побуждаем воспроизвести увиденное.

Ребенок повторяет за логопедом слоги с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: ПА-ПЯ, АПА-АПЯ, АП-АПЬ…Затем произносятся слова: ПЯТЬ, КАТЯ…

2 способ: Ребенок произносит гласный И, затем слог ПИ.

Если фонема П перед И смягчается, просим произнести ребенка ПИ шёпотом – так укорачивается И, после нескольких повторений получается отчетливое П*. Затем просим громко и шепотом ребенка произнести слог АПИ, получаем АП* – для закрепления П*. Затем переходим к открытому слогу – ПЯ, сначала отделяя согласную фонему от гласной П*__А__, а затем сливая их.

Продолжаем работу с другими звуками (М*, Ф*, В*).

3 способ: – механический (В более тяжёлых случаях).

См. постановку К от Т (см. каппацизм, 2 способ) Т превращаем с помощью шпателя в Т* с помощью механического удерживания языка внизу (приводит к образованию смычки с помощью спинки языка, это вызывает подъем спинки языка к нёбу).

+ закрепление полученных звуков в слогах, словах и фразах. Уделяем отдельное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию звуков и их твёрдых вариантах (в произношении на слух).

Парные звонкие и глухие согласные

  • Оглушение и озвончение согласных
  • Правописание парных согласных в корне

Два согласных звука – звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:

Твёрдые Мягкие
Звонкие
Глухие

Пример:

глаз – глаза

просьба – просить

Оглушение и озвончение согласных

Оглушение согласных – это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:

враг

резкий

Озвончение согласных – это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:

просьба

Правила оглушения и озвончения согласных:

1) Оглушение и озвончение согласных звуков наблюдается в тех словах, в которых идёт две согласные буквы подряд:

звонкий звук + глухой звук = оглушение,

глухой звук + звонкий звук = озвончение.

2) Оглушение согласного звука наблюдается в конце слов, если после согласной буквы нет гласной буквы.

В письменной речи оглушение и озвончение согласных никак не выражается.

Правописание парных согласных в корне

Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.

Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:

просьба – просить

робкий – робость

мороз – морозный

Полная ассимиляция , происходит:

2) на стыке предлога и слова: , (с жаром, с шаром); , (без жара, без шара).

Редукция — это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: — — .

Смягчение — процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких: завить, кань, леть.

8. Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в слабой позиции первой степени: (валы); (волы); (беда) и т.п.

Синхрония — (от греч. sэnchronуs — одновременный), рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от родительного падежа «стол-а».

Выявление динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями общения) — более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка (например, сокращённая форма вместо «человек»).

Изучение фонетических явлений в плане синхронии — это исследование фонетики определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *