Память детей 6 7 лет

Развитие памяти у детей 6 лет

Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.

Развитие памяти у ребёнка

Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:

1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;

2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;

3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.

Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).

Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.

Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.

Как развивать внимание у ребенка

Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:

1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;

2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;

3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.

Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.

Игры для развития памяти и внимания детей

Мы ходили в зоопарк

◈ Эту игру можно проводить с группой детей.

◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

◈ Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Съедобное-несъедобное

Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.

◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Кто летает?

Игра способствует развитию внимания, мышления

◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Лабиринты и ходилки

Игры способствуют развитию устойчивости внимания

◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.

◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.

Прогулка в картинках

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе… Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Нарисуй узор

Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Найди пару

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Найди отличия

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.

«Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Найди игрушку

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: любая игрушка.

◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Посмотри и запомни

◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.

◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Послушай и запомни

◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие логического мышления детей 6 лет

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Игры для развития воображения детей 6 лет

Игры для развития внимания детей

Способы совершенствования памяти у старших дошкольников

Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет

Игры на развитие памяти для детей

6-7 лет

КТО БОЛЬШЕ ЗЕМЕТИТ НЕБЫЛИЦ

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры. Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница»1. В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну небылицу — положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Игра проводится после того, как с детьми неоднократно проводили предыдущую игру.
Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.
Ход игры. Вступлением к игре служит такая беседа воспитателя: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с вами немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушайте, какой рассказ-небылицу придумала я…»
Примерный рассказ воспитателя:
«Утром, когда солнце село, я встала и пошла на работу. Подошла к детскому саду и увидела там детей. Я сказала им «до свидания». Все весело мне ответили: «До свидания». Мы пошли в детский сад, зашли в комнату, вытерли ноги и сразу сели за стол завтракать».
Дети слушают внимательно, а потом называют небылицы. «А теперь постарайтесь сами придумать рассказ с небылицами. Мы будем слушать и замечать небылицы»,— предлагает воспитатель.

1. Рано утром, вечерком,

В полдень, на рассвете,

Ведьма ехала верхом, развалясь в карете.

2. А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Блюдо с пирогами.

3. Чепуха, чепуха –

Это просто враки!

Косят сено на печи

Молотками раки!

4. Муравей нашел медведя,

Сладко спящего в лесу.

«Как же я такую ношу

В муравейник отнесу?»

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам(кочкам) – скок да скок!»

КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ
Цель: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. Количество профессий и орудий труда может быть разным.

НЕ ЗАБУДЬ КАРТИНКУ
Цель: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру » Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
— Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
— Номер невидно его » спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.

НАРИСУЙ ПРАВИЛЬНУЮ СХЕМУ
Цель: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка№1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке№2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
ПОМОЖЕМ МАМЕ
Цель: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.
Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.
Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.
Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает » стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы.
Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

ГУЛЯЕМ ПО УЧАСТКУ ДЕТСКОГО САДА
Цель: Закреплять знания о своём участке, о расположении его основных строений.
Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить участок.
Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по участку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему, отмечают основные строения.
Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, убирают.
В группу приходят гости ( новые игрушки). Им интересно посмотреть что есть рядом с садиком.
На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить свой участок из строительного материала.
После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по участку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть там.

МАГАЗИН
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

Цель: Развивать память детей.

Предлагается картинка с изображением 3 — 4 знакомых предметов и попросить их назвать. Затем картинка с 7 — 8 пред­метами и ребенок должен сказать, есть ли среди них те, которые были на пер­вой картинке.

Найти показанную фигуру среди 15 других. Вариантов этой игры может быть много: с предметами, игрушками, геоме­трическими фигурами, с цветными поло­сками.

НЕВИДИМКА

Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти.

В игре используется широкий спектр цветов, некоторые малознакомы детям, в ходе игры происходит многократное повторение их названий. Для игры требуется несколько цветных кругов, количество примерно может быть от 6 до 10, или выбирается произвольно. Кроме этого нужно вырезать белые круги, которые по своим размерам оказались бы несколько больше каждого цветного круга.

Правила и ход игры:

Воспитатель последовательно произносит названия цветов и просит детей повторить их. Затем просит детей, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает один из цветных кругов белым кругом Требуется определить, какой круг закрыт. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных кругов.

КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И ЗАПОМНИТ

Цель: Развитие внимания и памяти.

Детям предлагается следующее: пока ведущий считает до 20, нужно найти и запомнить в комнате все предметы одного цвета (например – коричневого). После того, как ведущий закончил считать – дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые запомнили. После того как все перечислили что смогли, все открывают глаза и вместе считают и называют, какие и сколько пропущено предметов.

РЫБА, ПТИЦА, ЗВЕРЬ

Цель: развивать способность к переключению внимания, памяти, мышления.

Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…..» Тот игрок, на котором останавливается считалка, должен быстро (ведущий считает до трех) назвать, в данном случае рыбу, названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает дальше. Если неверный, повторяющийся или задержка в ответе – игрок выбывает, оставляя свой фант ведущему (любую свою вещь). В итоге должен остаться один победитель и он с ведущим придумывает, что делать каждому фанту.

ЖИВОТНОЕ

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, называет другое животное и бросает мяч другому ребенку, тот тоже называет животное и бросает мяч следующему и т.д.

ЗАПОМНИ МЕСТО

Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) все встают в круг в центре комнаты и начинают водить хоровод. По второму сигналу ведущего (2 хлопка) все дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победит тот, кто не ошибся ни разу. (развитие памяти и внимания)

ЛАВИНА

Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.

Ход игры: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное слово, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остается последним или набрал больше фантов. Например: тема игры «рыбы»

-окунь; -окунь, карась; -окунь, карась, щука и т.д.

СОБЕРЁМ УРОЖАЙ

Цель: 1. Развивать умение характеризовать предмет по нескольким признакам.

2. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», их дифференциация.

3. Развивать внимание, память, наблюдательность.

Материал: три стола, картинки, изображающие две разные корзинки или ящик и корзинку, картинки, изображающие овощи и фрукты. Ход игры: на большом центральном столе беспорядочно разложены картинки, изображающие овощи и фрукты. Слева – ящик, справа – корзина. Дети делятся на две команды. Выбирается ведущий – сторож. Команде предлагается собрать овощи в ящик, команде садоводов – фрукты в корзину. Причем, собирать нужно, не называя ведущему – сторожу сам предмет, а лишь описывая его качества. Например, ребенок подходит к картинкам и говорит: «Я сорву овощ круглый, сочный, красный, гладкий, сладкий». Ведущий угадывает и снимает картинку с изображением помидора, огородник помещает помидор в ящик. Выигрывает команда, которая лучше справится с заданием.

ТОПНЕМ-ХЛОПНЕМ

— Давай поиграем в игру. Я буду говорить фразу, если она правильная — ты хлопнешь в ладоши, а если неправильная — топнешь ногой.

— На деревьях есть листья — ХЛОП.
— По траве гуляют облака — ТОП.
— Девочки заплетают косички — ХЛОП.
— Кошка лает на прохожих — ТОП.

ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

Игра-беседа «Вчера, сегодня, завтра» знакомит ребенка с понятием «время». Вспомните вместе с ребенком, что вы делали вчера, что — сегодня, а что планируете делать завтра. Например: «Вчера мы гуляли в парке, сегодня лепили из пластилина, а завтра поедем в гости к бабушке».

ШАГИ

КТО ОТКУДА

Вы называет ребенку животное, птицу, насекомое или рыбу, а он должен соответственно назвать место, где этот представитель животного мира живет: небо, море, земля, вода, трава. Получается быстро и интересно:

Кузнечик — трава
Дельфин — море
Ласточка — небо
Медведь — земля и т. д.

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Называем короткое слово, например ДОМ. На каждую букву придумываем слово, чтобы получилась предложение: Дима обедал морковкой.

Сколько человек играют, столько предложений может получиться. Каждый раз выбирайте победителя, пусть им становится тот, у кого интереснее фраза.

Практическая логика. Упражнения для детей 5-6 лет

Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.

1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.

2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.

3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.

Скоро в школу. Фото — фотобанк Лори

Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.

У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.

В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.

В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:

  • классифицировать предметы;
  • сравнить предметы;
  • устанавливать последовательность событий;
  • тренировать память;
  • делать выводы.

Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!

Задания

1) Подбери противоположные слова по смыслу:

чёрный — …

большой — …

веселый — …

хороший — …

горький — …

широкий — …

высокий — …

добрый — …

холодный — …

умный — …

быстрый — …

2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:

Чего в лесу больше: берёз или деревьев?

Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?

Кого в реке больше: окуней или рыб?

Чего в огороде больше: капусты или овощей?

Чего в шкафу больше: футболок или одежды?

Кого в курятнике больше: куриц или птиц?

3) Закончи предложения:

Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели

Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…

Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…

Утро, вечер, день, ночь — это…

Катя, Миша, Петя, Ира — это…

Собака, кошка, мышка — это…

Ромашка, колокольчмк, роза — это…

А,Б,В,Г,Д — это…

4) Слушай внимательно! Дополни предложения:

Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.

Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.

Если стол выше стула, то стул …….. стола.

Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.

Если река шире ручья, то ручей …….. реки.

5) Придумай правильную закономерность.

Птица — перья. Рыба — ……

Осень — дождь. Зима — ……

Человек — руки. Собака — ……

Утро — завтрак. Вечер — ……

Яблоко — фрукт. Помидор — ……

6) Что лишнее?

Кресло, стул, шкаф, телевизор.

Петух, павлин, ворона, бабочка.

Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.

Солнце, лампа, люстра, фонарь.

7) Какие это профессии?

Кто строит дома?

Кто пишет стихи?

Кто поёт песни?

Кто лечит людей?

Кто шьет одежду?

Кто пишет картины?

Кто летает в космос?

Кто управляет самолетом?

Кто водит автобус?

Кто управляет поездом?

Кто учит детей в школе?

Кто дрессирует животных?

8) Логические задачи

Что длится длится: год или 12 месяцев?

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?

Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?

Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?

Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?

Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?

У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?

Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?

Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?

Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?

На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?

Развивающие занятия и игры для детей 6 лет

Умственное развитие шестилетнего ребёнка – это очень значимый и важный процесс, помочь в котором могут наши развивающие занятия и игры онлайн для детей 6 лет. В этом возрасте ребёнок начинается готовиться к школе. Его уже нужно заинтересовать учёбой, дать необходимые навыки и знания. В этом вам поможет наша онлайн-платформа Kids Smart для развития и обучения детей.
Все предметы и темы из данной категории для 6 лет отлично подходят для регулярных занятий. В нашем сервисе дети во время занятий в игровой атмосфере выполняют интересные и развивающие упражнения для 6 лет, играют в интеллектуальные игры онлайн и параллельно пополняют свой багаж знаний, который обязательно пригодится им в школе.
Платформа постоянно следит за статистикой обучения каждого ребёнка. Усердные ученики получают достижения и награждаются дипломами. Родители могут полностью контролировать процесс обучения и наблюдать за успехами детей. Развивающие игры и занятия онлайн для детей 6 лет отличный способ закрепить и получить новые знания и навыки. Особенный упор в заданиях сделан на логическое мышление, словарный запас, внимание, воображение и память. С шестилетним ребёнком мы советуем заниматься регулярно по 10-20 минут. Огромный сборник интересных и увлекательных упражнений и обучающих игр по разным предметам уже ждут вашего ребёнка! Присоединяйтесь!

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

На уровень интеллекта влияют разные факторы. Память – это способность индивида накоплять, сохранять и воспроизводить информацию. Она присуща даже животным. При проблемах с этой высшей психической функцией человеку сложно учиться. Развитием памяти у детей дошкольного возраста могут заниматься не только психологи, но и родители.

Занятия лучше начинать с детства, так удастся добиться хороших результатов

Возможно ли развитие памяти у детей

У здорового ребенка все высшие психические функции появляются в соответствующем возрасте. С каждым годом жизни они улучшаются и совершенствуются. Этот процесс нужно направлять, так как он идет только под воздействием внешних факторов.

Жизнь малыша должна быть насыщена событиями. Они дают эмоции, которые стимулируют нервную систему. Чем больше ребенок контактирует с разными материалами и учится манипулировать предметами, тем лучше у него развиваются когнитивные функции.

Рисование позволяет улучшать мелкую моторику, которая важна для мышления

Психологи начинают все больше замечать, что в детстве многие проблемы можно не только исправить, но и предупредить. Перед школой лучше заняться развитием высших психических функций, которые помогут в дальнейшей учебе.

Для этого проводятся специальные занятия по определенным методикам. Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки. Среди специалистов нет единого мнения о том, можно ли сделать ребенка гением.

Развить внимательность, память, мышление получится в любом возрасте. Оптимально это делать с года, так как в этот период происходит закладывание основы для когнитивных функций.

Особенности памяти у детей

С возрастом у дошкольника совершенствуются навыки и умения. В четыре месяца малыш начинает узнавать знакомые лица и предметы. В период с года до трех лет появляется непроизвольное запоминание, то есть для этого процесса не требуется волевых усилий.

С трех лет появляется произвольная память. Она обусловлена тем, что дети начинают играть, и это требует усвоения определенной информации: правил, действий, перечня предметов и т.п. В этот период дошкольников активно привлекают к посильному труду, для которого важно запомнить последовательность действий. Некоторые специалисты ошибочно полагают, что в этом возрасте детям свойственна механическая память. К ней они прибегают только тогда, когда им сложно осмыслить информацию.

По сроку хранения информации выделяют три вида памяти. При кратковременной ребенок быстро забывает увиденное. Например, он может сказать, какую собаку видел по дороге в садик, но на следующее утро уже не вспомнит это.

Важнее долговременная память – эту информацию человек хранит всю жизнь. На запоминание влияют эмоции, яркие образы, многократное повторение.

Дошкольники

В возрасте 5-6 лет у детей все еще преобладает непроизвольная память. В этот период им важно только то, что представляет интерес. Они лучше воспринимают не пассивную деятельность, а ту, что предполагает активное участие на занятии.

Психологи также установили, что в возрасте 6-7 лет ребенку нужна внешняя мотивация для запоминания информации. Поэтому любое обучение должно проходить в игровой форме. К этому времени у детей повышается навык самоконтроля.

Занятие не должно быть продолжительным, так как в силу возраста дошкольнику сложно усидеть на месте

Развивать память в этом возрасте можно с помощью сенсорных впечатлений. Чем больше дошкольник контактирует с разными материалами, тем лучше стимулируется его нервная система. Под воздействием этих факторов происходит формирование новых связей в головном мозге.

Зрительные и слуховые впечатления помогают переходу к произвольной памяти. В этот период дети хорошо начинают связывать с конкретным человеком определенные эмоции и чувства.

Школьники

В 7-8 лет ребенок идет в школу. Его ведущей деятельностью становится учебная. По сравнению с дошкольным периодом, память становится сознательнее и организованнее. Преобладает работа первой сигнальной системы, которая стимулирует наглядно-образное восприятие.

Интересно. Ученики лучше усваивают факты, лица, предметы, события. Развитие памяти у младших школьников должно быть направлено на облегчение перехода в среднее звено. В этом им поможет логическое мышление.

В силу возраста дети еще плохо структурируют информацию и разбивают ее на блоки. Им сложно составлять и пользоваться схемами. Задача учителя не поощрять механическое запоминание. В младшей школе навыки самоконтроля еще не идеальны, особенно в первом классе.

В 10 лет у детей все еще преобладает образная память. Они лучше усваивают наглядный материал. Пока им сложно воспринимать абстрактные понятия. Игровые приемы обучения тоже не теряют актуальности.

В 11 лет ребенок проходит процесс формирования формально-логического типа мышления, который помогает рассуждать, строить цепочки суждений, просчитывать последствия поступков.

В школьном возрасте дети лучше поддаются обучению. Поэтому в этот период хорошо идет развитие когнитивных функций. Особенно это важно при выявлении проблем. Они проявляются в плохой успеваемости. При помощи специальных занятий можно улучшить ВПФ (высшие психические функции), это позитивно скажется на оценках.

Когда начинать тренировки памяти

Среди психологов нет единого мнения о том, в какой период начинать развитие когнитивных функций. Некоторые специалисты предлагают обучение с раннего возраста. В таком состоянии дети особенно податливы и легко воспринимают информацию.

При принятии решения важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка

Другие утверждают, что уроки целесообразны со средней группы дошкольного возраста. В случае, когда у ребенка выявляются нарушения в развитии, коррекционные мероприятия нужно начинать как можно раньше. Особенно, если проблемы касаются интеллектуальной сферы (задержка психического развития, умственная отсталость).

Совет. На улучшение ситуации может уйти не один год, поэтому не стоит затягивать с помощью специалистов.

Методы, развивающие внимание и память

Нельзя однозначно сказать, как развить память у ребенка. У психологов есть разные способы для каждого возрастного периода. До двух лет детям можно показывать фотографии родителей и просить показать пальцем на маму или папу. Малыши запоминают игрушки, звуки, можно использовать этот материал в играх. Например, положить перед ребенком две игрушки и попросить запомнить их. После закрыть ему глаза и убрать один предмет. Он должен показать, чего не стало.

Для того чтобы понимать, как развить уровень памяти и внимания у ребенка, нужно знать основы возрастной психологии. В дошкольный период дети лучше воспринимают наглядный материал. Поэтому для занятий используют цветные картинки или игрушки.

Чем красочнее и интереснее материал, тем лучше он запоминается

Среди популярных методик лидирует система Домана. В ее основе – специально разработанные наборы картинок. Их нужно показывать ребенку, проговаривая их название. Процесс сопровождается быстрым проговариванием фактов. Например, медведь живет в лесу, пчелы делают мед и т.п.

Важно развивать и словесную память. Для этого ребенку демонстрируют 3-4 картинки, называют их, после убирают. Дошкольник должен по памяти воспроизвести короткий ряд слов.

Наглядный материал можно немного убрать к подготовительной группе детского сада. В этот период дети должны учиться воспринимать небольшие объёмы информации на слух. В этом помогает заучивание стихов. В школе дети учатся делать краткий пересказ текстов. Для облегчения процесса используют опорные картинки.

Что влияет на запоминание ребенком

Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.

В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:

  • сравнение;
  • формирование ассоциаций;
  • умение противопоставлять новый опыт старому.

Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга. Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.

В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля. Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *