Пантомима для детей

ПАНТОМИМА (от греч. pantomimos — актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв. — всё воспроизводящий подражанием). 1) Иск-во выражать чувства и мысли посредством мимики и жестов. 2) Вид театр. представления, сопровождаемого музыкой, в котором художеств. образ создаётся без помощи слова, посредством выразит. движений, жестов, мимики. Такие П. были известны уже в Др. Египте и Др. Греции; в Др. Риме они пользовались большой популярностью. Муз. сопровождение состояло из пения хора и игры инстр. ансамбля. В эпоху Возрождения, особенно в Италии, были распространены П. аллегорич. содержания. Они входили в исполнявшиеся на разл. придв. торжествах интермедии, позднее стали включаться и в придв. театр. представления, сыграв определённую роль в формировании жанров оперы и балета. Со времени Ж. Ж. Новера П. становится важным элементом балетного искусства; применяется в балете в органич. сочетании с танцем (т.н. действенный танец) или сюжетной игровой сценой. П. использовались также в разл. нар. представлениях — ср.-век. мистериях, спектаклях комедии дель арте, ярмарочного театра, арлекинадах. Элементы арлекинады нашли применение в цирке, немом и звуковом кино. Рядом композиторов 20 в. создавались П. в виде отд. соч. или частей крупных муз.-сценич. произведений (П. «День рождения инфанты» Шрекера, 1908, «Дафнис и Хлоя» Равеля, 1912, балет-П. «Чудесный мандарин» Бартока, 1918-19, «Кардильяк» Хиндемита, 1952).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

Пантомима для детей и взрослых

Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.

«Пантомима – это поэзия тишины».Иозеф Михаэль Кройтцер. Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:

  1. Создание яркого сценического образа.
  2. Непрерывное действие в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
  3. Эмоциональная выразительность и узнаваемость.

Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.

Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства, но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.

В театральной студии «Бенефис» искусству пантомимы уделяют большое внимание. Его преподают и взрослым, и детям. Наши преподаватели знают, что пантомима – это прекрасный способ освоить технику сценического движения и пластики. Наши ученики изучают возможности своего тела и учатся доносить с помощью жестов свои мысли и эмоции. Искусство пантомимы снимает психологическую зажатость, развивают реакцию и равновесие, повышает подвижность суставов. Такая физическая нагрузка очень полезна как детям, так и взрослым.

Пантомима для детей

Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:

  • развитие воображения;
  • выработку умения правильно выражать эмоции;
  • раскрепощение и укрепление самооценки;
  • вкус к творчеству и творческое мышление;
  • расширение кругозора и приобретение ценного эмоционального опыта;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми.

Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.

Детские задания

Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

У нас обучение — игра. Запиши своего ребёнка на пробный урок в театральной студии для детей всего за 1000 рублей! Подбирайте игры и конкурсы по интересам ребенка! Самое главное – вызвать у него интерес и вкус к творчеству.

Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.

Примеры тем:

  • времена года,
  • детский сад,
  • во дворе.

Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

Примеры заданий:

  • папа принес новую игрушку;
  • у тебя день рождения;
  • к тебе бежит собака;
  • ты получил двойку (пятерку).

С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.

Это могут быть интересные животные:

  • хамелеон,
  • божья коровка.

Популярные телепередачи:

  • «Модный приговор»,
  • «Дом 2»,
  • «Большая Разница».

Звезды:

  • Сергей Зверев,
  • Тимати,
  • Борис Моисеев,
  • Ксения Собчак.

Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.

Сценарий сказки без слов для детей

Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:

  1. Поиск сказки. Выбирая сказку, внимательно читайте текст, в нем должно быть как можно меньше «воды» и как можно больше действия. Проверить это можно очень легко: по мере чтения реплик, пытайтесь представить себе, как вы выражаете их суть без слов, с помощью жестов и мимики. Получается? Значит, это хороший текст, смело берите его в работу.
  2. Распределение ролей и подготовка. Обсудите сказку с детьми, предложите им самим выбрать себе роли, расскажите сюжет сказки в подробностях, но своими словами.
  3. Условное место действия и мизансцены. Договоритесь с маленькими артистами о том, как вы оборудуете игровую площадку, на какие зоны поделите в соответствии с требованиями сказки (дворец, башня, пещера, темный лес и т. д.). Каждый герой должен понимать, где ему полагается быть и что делать. Конечно же, дети не смогут все запомнить, но не волнуйтесь на этот счет, ведь вам выпадает роль ведущего сказки – единственного человека, который может и должен говорить. Вы будете руководить всем действом и сможете помогать актерам.
  4. Когда подготовительная работа закончена, можно открывать спектакль. Вы, как ведущий, объявляете выходы персонажей и читаете их текст, а дети-актеры переводят этот текст на язык жестов. Выглядит это примерно так:

Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!» Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.

Пантомима для взрослых

Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:

  • чувство команды, сплоченность;
  • умение и желание взаимодействовать друг с другом;
  • сообразительность и логика;
  • воображение и творческий подход к решению задач.

Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.

Правила игры «Крокодил»:

  1. Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
  2. Запрещено показывать слово по буквам.
  3. Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
  4. Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.

Примеры слов

Трудные:

  • гидроэлектростанция,
  • магнитуда,
  • исторический материализм,
  • естественный отбор,
  • бином Ньютона.

Смешные:

  • вежливый олень,
  • неуловимый Джо,
  • белая горячка,
  • роды,
  • клизма,
  • конь в пальто,
  • жизнерадостный наркоман,
  • бомж оптимист.

Место действия:

  • необитаемый остров,
  • космический корабль,
  • подводная лодка,
  • северный полюс,
  • дно океана.

Обстоятельства:

  • задержали зарплату,
  • женился,
  • развелся,
  • уволился,
  • выиграл в лотерею,
  • перепил,
  • недоперепил.

Персонажи и герои:

  • Д’Артаньян,
  • Винни-Пух,
  • Всадник без головы,
  • Магистр Йода,
  • Кенни из «Южного Парка»,
  • Бендер из «Футурамы».

Задания для компаний и корпоративов

Вот еще несколько популярных игр с элементами пантомимы для подростков, подходящих также для взрослых компаний:

Оркестр (желательно выполнять под ритмичную инструментальную музыку)

  • Компания представляет собой оркестр, играющий на воображаемых музыкальных инструментах. Инструменты у всех разные.
  • Один из оркестрантов выбирается дирижером. Он стоит на виду у всех, изображая игру на своем инструменте.
  • Внезапно дирижер меняет свой инструмент на инструмент любого из оркестрантов, например, на флейту.
  • Обладатель флейты должен перестать играть и закрыть уши руками, а весь остальной оркестр принимается изображать игру на флейте по примеру дирижера.
  • Дирижер возвращается к своему инструменту, оркестр возвращается к своим. Все повторяется сначала.

Живописцы

  • Компания делится на 2 команды, каждая команда загадывает картину желательно с соответствующим количеством действующих лиц, чтобы участвовать могли все («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо султану», «Не ждали» и т. д.).
  • У первой команды есть отведенное время на подготовку и показ своей картины в виде небольшого пантомимического этюда.
  • Второй команде дается время посовещаться, после чего нужно угадать, какую картину оживила команда №1.
  • Команды меняются, а в конце игры по очкам определяется команда-победитель.

Быть чутким к собеседнику, применять техники эффективного слушания, правильно использовать вербальные и невербальные каналы научат курсы по коммуникации. Вы сможете менять интонации, тембр голоса, сдержанно жестикулировать и работать с мимикой.

Приходите в театральную школу «Бенефис» сами или с детьми – и в пантомиме вам не будет равных! Благодаря нашей программе вы раскроете свой творческий потенциал, преодолеете страх публичных выступлений и научитесь убедительно доносить свои идеи до окружающих. Театральные курсы – идеальное хобби для детей и подростков: благодаря им они избавятся от комплексов и зажимов, научаться грамотно излагать свои мысли, найдут новых друзей по интересам. На занятиях мы выполняем ряд полезных для физического развития упражнений, работаем над улучшением дикции и учимся правильно дышать. Вы получите отличную базовую подготовку, которая может стать хорошим подспорьем, если вы захотите связать свою жизнь со сценой.

ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА
театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. — 14 н.э.). Греческое pantomimus означало «тот, кто изображает все» и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами. Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125-180) в трактате О танце (De saltatione), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене. Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117-138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали. Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16-18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано; знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др. Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673-1760), балетмейстер театра «Друри-Лейн», поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима — традиционное развлечение на Рождество. В 1750 хореограф Ж. Ж. Новер (1727-1807) представил публике драматические балеты (ballets d’action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816-1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. «канатный плясун») удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка (Les enfants du Paradis, 1944). В 1933 Ж.-Л.Барро и его учитель Э.-М.Декру начали работать над новым искусством пантомимы, «построенной на тишине». Они считали, что пантомима проигрывает, если актер жестами «играет» слова, вместо того чтобы использовать пластику как самодостаточный язык. Идеи Барро воплотил на сцене М.Марсо (р. 1923). Знаменитый бродяжка Бип, герой многих скетчей Марсо, вызывал у зрителей такой же добрый и немного грустный смех, как и немые фильмы Ч.Чаплина. Творчество Марсо возбудило интерес к пантомиме. По всему миру стали появляться мимические труппы, каждая из которых обладала неповторимым очарованием. Популярный американский актер Р. Скелтон вел еженедельную телепрограмму, в которой царил дух комедии дель арте. Для овладения техникой классической пантомимы требуются годы. Как и танцору, миму необходимо ежедневно выполнять целый комплекс упражнений, чтобы в совершенстве владеть телом. Современный мим, как и драматический актер, стремится перевоплотиться в своего героя, передать его чувства. Актер должен овладеть приемами классической пантомимы, а также балетными пируэтами и арабесками. Необходимость передать идею спектакля с помощью ярких, выразительных жестов сделала пантомиму одним из самых привлекательных видов театрального искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., С Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски: Джозеф Гримальди. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

kubirubi

Лето – отличнейшее время собраться с друзьями где-нибудь на природе, собрать детей вместе и устроить какую-нибудь общую игру, в которую с удовольствием поиграют и дети и взрослые. Но многим детям (по крайней мере до определенного возраста) не очень подходят соревновательные игры. Часто такого рода игры могут закончится совершенно ненужными ссорами и обидами. К таким играм детей лучше готовить и научать играть, соблюдая правила и понимая, что кто-то другой, особенно другие дети могут выиграть.
Поэтому этот обзор мы посвятим играм-пантомимам и играм-объяснялкам для детей. В них соревновательный момент почти сведен на нет, по крайней мере в сознании детей.
Причем, в эти игры легко можно играть и на свежем воздухе, нет множества мелких деталей, которые могут растеряться.
Начнем, пожалуй, с игры Пантомима от Djeco
«Пантомима» — это активная и увлекательная игра, в которой дети и взрослые могут вдоволь повеселиться, объясняя друг другу слова языком жестов.
Игра является аналогом всем известной игры «Крокодил», но только для детей. Одному игроку необходимо вытянуть из колоды карту и объяснить без слов то, что на ней нарисовано. Описывать карту можно тремя способами, в зависимости от ее цвета: только мимикой и жестами (голубые карты), только звуками (оранжевые карты) или и тем и другим вместе (зеленые карты).

Ход игры:
Все карты кладутся стопкой в центр стола рубашкой вверх. Первый игрок берет карту, смотрит ее, но так, чтобы остальные не видели, что на ней изображено. Далее, в зависимости от цвета карточки, игрок должен объяснить остальным, что на ней изображено. Если остальные отгадывают карточку, то тот, кто ее объяснял оставляет это карточку себе. Дальше переход переходит к следующему игроку.
Выигрывает тот, кто первый соберет, например, 10 карт (количество собранных карт зависит от имеющегося времени и настроения)
В игру отлично играют дети, начиная лет с 4. В игре нет соревновательного момента и это огромный плюс этого типа игр. Дети играют с удовольствием полностью отдаваясь самому процессу, не задумываясь, как бы обыграть соседа.
Игра Гримасы тоже Djeco

Это игра отлично подходит для тех, кто хочет погримасничать и построить рожицы. В нее можно играть командами.
Тип-топ-хлоп
Это тоже игра от зеленой ящерецы

Эта игра сделана по типу очень известной игры на знакомство, которая используется в тренингах – Снежный ком. Отличная тренировка памяти, причем веселая.
В игру Тип-топ-хлоп входят 32 карточки с веселыми заданиями: повторить нарисованное действие или звук. Первому участнику проще всего: ему достаточно выполнить задание и отложить карту в стопку. А вот следующим игрокам будет потруднее — им придется сначала повторить в правильном порядке все действия и звуки, выполненные предшественниками.

Ход игры:
Все карточки складываются стопкой в центр стола рубашкой вверх. Первый игрок открывает одну карточку и кладет ее около колоды, лицевой стороной вверх. Затем он выполняет звуковое или мимическое действие, изображенное на этой карте. Следующий игрок, в свою очередь, открывает
еще одну карту и кладет ее поверх первой тоже лицевой стороной вверх. Он должен повторить звуковое или мимическое действие, выполненное первым игроком, а затем выполняет то, что на его карточке. Так продолжается до того момента, как кто-то из игроков не ошибется. Тот, кто ошибся, сохраняет «свою» карточку, как штраф. Остальные открытые карточки откладываются в сторону. Затем этот же игрок начинает новый тур игры, открывая карточку из закрытой стопки. И так далее. Смотреть открытые карты не разрешается. Когда колода заканчивается, отложенные и открытые карточки перемешиваются и начинается новый кон.
Мне кажется, что игра отлично подойдет, как некоторый отдых между занятиями.
Ее легко брать с собой, поэтому, если в путешествии ребенок устал, можно остановиться и поиграть минут 10, чтобы отвлечься, а затем снова продолжить путь. (причем неважно путешествуете ли вы на машине, пешком в походе или просто гуляете по городу или лесу)
Тэки

Тоже французская игра-угадайка Тэки построена по известному принципу игр да-неток.
Игра состоит из 120 карточек с картинками.
Цель игры очень простая – отгадать как можно больше карточек.

Правила игры очень простые и играть с детьми можно начинать лет с трех точно. Но при этом возможность по усложнению правил почти безгранична, поэтому детям игра будет нравиться очень долго.
Ход игры:
Карточки перемешиваются и кладутся в центр стола рубашкой вверх. Игрок, который начинает берет одну карточку, никому ее не показывает. Затем можно поступить по-разному:
— или открыть страничку в правилах, где изображены все картинки и игроки просто пытаются с помощи вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет» угадать, какая же карточка у ведущего. Причем, просто задавать вопросы по типу «у тебя снеговик?» не очень интересно. Интереснее задавать вопросы по типу «на карточке кто-то из снега?»
— второй вариант (мы обычно играем именно так). В этом варианте страница в правилах с картинками не показывается. Игрок, который взял карточку, дает некоторую вводную, т.е отдаленно рассказывает, что или кто на его карточке. Но при этом так, чтобы сразу все не догадались, но при этом, чтобы хоть какая-то информация была дана. Когда вводная рассказана, остальные игроки по очереди задают уточняющие вопросы (ведь у каждого после вводной, появляются какие-то идеи, что там на карточке изображено), на которые можно ответить только «да» или «нет». Но опять же – вопросы наводящие, а не прямые (ведь мы не хотим, чтобы отгадал сосед по нашему вопросу).
Если на вопрос, ведущий отвечает «да», то игрок может высказать свою версию. Если он угадал, то получает в качестве выигранного очка отгаданную карточку. Если не отгадал, то должен сдать одну из своих выигранных в качестве штрафа (мы обычно, правда, не штрафуем во время игры). Кон продолжается до отгадывания, после этого ход переходит к следующему игроку, и он вытягивает карточку, дает вводную, а остальные отгадывают.
Выигрывает тот, у кого больше всех карточек.
Игра может длиться бесконечно – пока не надоест или пока все карточки не будут изучены наизусть. В таком случае, правила можно несколько усложнить – вводную давать не словами, а жестами или рисовать, но при этом не саму картинку, а свою ассоциацию к ней. Вариантов дополнительных правил можно придумать очень много.
Звучит все это очень легко, и даже, может быть, примитивно и не очень интересно. Но! на самом деле детям лет 4-5 не так просто научиться давать правильную вводную, чтобы карточка была угадана не сходу, а так, чтобы остальным пришлось немного «помучиться», да и вопросы задавать не прямые тоже не так легко, как может показаться. Но при этом, действительно, играть можно и с трехлетними детьми, немного упростив правила. (например открыть несколько карточек – не больше 5 для начала и говорить я загадала что-то…. , а ребенок, смотря на все карточки будет отгадывать. И постепенно усложнять правила по мере освоения.
Игра отлично развивает речь и мышление у малышей, да и не только!
Похожая на Пантомиму, но более известная игра – Alias Junior (Cкажи иначе)

В отличие от взрослого варианта Alias, в детской версии на карточках — одно слово и картинка к ней, что позволяет играть в игру даже тем, кто не умеет читать.
Это командная игра, в которой необходимо объяснить своим партнерам по команде слова, которые изображены на картинках.
В командах должно быть минимум по два игрока, максимальное количество команд или игроков в команде не ограничено.
В состав игры входит игровое поле, 6 фишек разного цвета (по идее 6 команд, но, если хочется больше, то фишку можно заменить любым небольшим предметом), песочные часы и 300 карточек с картинками и словами.

Ход игры:
Все карточки перемешиваются и кладутся в центр стола. Игровое поле и песочные часы тоже лежат в центре. Игроки делятся по командам и выбирают цвет своей фишки. Фишки ставятся на старт.

Затем игроки команд берут себе определенное количество карточек (например, каждая команда берет по 10 карт), в карточки заглядывать нельзя, они складываются стопкой перед игроками команд рубашкой вверх.
Команда, которая начинает, договаривается между собой, кто первый будет объяснять слова (когда снова подойдет очередь этой команды объяснять слова, объясняющим становится другой игрок команды). Тот игрок, который будет объясняющим, берет верхнюю карточку (никому не показывает и это очень важно), переворачивает песочные часы и начинает объяснять, что изображено на карточке. Как только правильный ответ прозвучал, карточка откладывается, фишка этой команды передвигается вперед на игровом поле, а игрок начинает объяснять слово со следующей карточки (лучше, если передвигать фишку будет НЕ тот игрок, который объясняет, чтобы не отвлекаться и не тратить время).
Причем пока песок сыплется в песочных часах, объясняющий объясняет слова только своей команде, точнее угадывать могут только игроки из его команды. Но как только песок заканчивается сыпаться, в тот же момент команды-соперники включаются в игру и начинают отгадывать слова наравне с игроками-напарниками объясняющего. Каждый правильный ответ – продвижение фишки вперед на один ход той команды, кто угадал слово. Когда все слова объяснены, ход переходит к следующей команде.
Объясняя слова, важно помнить, что ответ должен быть именно такой, как написано на карточке. Например, если объясняется карточка с надписью «качели-доска», игроки должны угадать именно это, недостаточно сказать только «качели». Можно сразу сказать, что угадываем два слова. Сначала объясняет первое, а потом переходим ко второму. (не забывая зафиксировать у своей команды уже угаданную первую или вторую часть). В итоге команда называет правильное сочетание и можно переходить к следующей карточке. (в случае, если играют дети лет 3-5, то этот момент правил можно опустить).

Нельзя использовать однокоренные слова. Т.е нельзя говорить «это то, на чем КАЧАЮТСЯ». Можно сказать, что «это всегда есть на детских площадках и на них высоко подлетают». Но при этом можно использовать антонимы или синонимы. Причем, можно говорить «антоним слова «большой» (если на карточке слово маленький). Если попадается сложное слово, то его лучше временно пропустить его и объяснять, когда время закончится (по правилах, правда, цена такой уловки — штраф – ход назад фишкой, но мы не соблюдаем это правило ни во взрослой версии, ни в детской)
Если игрок случайно употребил однокоренное слово или назвал само слово, то эта карточка не засчитывается, и команда получает штрафное очко – один шаг назад фишкой.
Чем быстрее и подробнее игрок объясняет и чем больше слов удастся удачно объяснить своим партнерам по команде, тем дальше эта команда продвинется на игровом поле и тем меньше слов останется на «общую угадайку», когда отведенное время кончится и угадывать начнут все.

Побеждает та команда, которая первая доберется до финиша.
Существует еще компактная версия Alias Junior без игрового поля. Ее очень удобно брать с собой в любые путешествия. Достаточно положить карточки и песочные часы в какой-нибудь мешочек, например такой для сохранности и любимая игра будет в любой момент под рукой.
Эта игра отличным образом способствует развитию речи и умению кратко и быстро объяснять значение слов, а также быстро понимать, о каком слове может идти речь.
В общем, мне кажется, что это еще одна must have игра. Она идеальна, когда собирается большая компания детей. Не надо соревноваться «кто быстрее» что-то сделает. Этот момент в таком типе игр дети просто не замечают. Тут другая цель: объяснить-понять, а то, что это нужно сделать быстрее – это сопутствующий момент, а не основной. И как итог – полное отсутствие ссор и обид во время игры.
Я наблюдала, как во время одной из поездки взрослые «рубились» во взрослую версию Alias, а дети (7-10 лет) играли в Junior. Всеобщее веселье и смех — идиллическая картина была!

Конспект открытого занятия «Знакомство с театром пантомимы»

Открытое занятие

по внеурочной деятельности

«Театральная мастерская»

в 3 классе на тему

«Знакомство с театром пантомимы»

Подготовила: педагог – организатор

МБОУ – Жудерской СОШ

Прасолова Е.С.

Цель: дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.

Задачи: научить владеть своим телом;

развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,

воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

Метапредметные УУД:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, колпачки.

Ход занятия.

Учитель:

— Здравствуйте дорогие мои ученики и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на занятии нашей «Театральной мастерской», участниками которой являются ученики 3 — 4 классов. У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

Мы постарались нашу классную комнату превратить в театр.

Уважаемые гости я приготовила для вас билеты. Но билеты вы получите после того, как отгадаете загадки о театре, а ребята будут вам помогать.

Вы загадки отгадайте

И билеты – получайте!

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — …(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — …(режиссёр)
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные …(декорации)
Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь …(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой… (амфитеатр)

Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)

Встанут все актёры дружно
Там, где им по роли нужно.
Режиссёр зовёт на сцену —
Размечает … (мизансцену)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Хоть кого о том спроси,
Знают — были на Руси
Забавники-смельчаки,
Актёры-весельчаки.
Сценки, шутки и подвохи
Сочиняли … (скоморохи)

— Молодцы! Теперь вы полноправные зрители. Вы тоже будете участниками действия.

— Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.

Выполняют задания

«Театр начинается с вешалки»

В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

— Ребята, от вашей работы сегодня на занятии зависит ваша оценка, которая будет выражаться в образе птиц.

— Какая вам больше всего нравится? Очень хорошо.

— А вот мы с вами и увидим, по окончании занятия совпадут ли ваши желания с действительной оценкой.

Учитель читает стихотворение

Тверской Елены

Монологи, разговоры,

Каждый раз, как в первый раз.

«Мир — театр, мы в нем — актеры»;

Вечно сцена манит нас.

— Я сегодня исполняю роль волшебницы. У меня в руках волшебная палочка. Как только я скажу волшебные слова, начнутся превращения.

Раз-два-три-четыре-пять,

Превращения начать.

Учеников класса

Превратить в гномиков прекрасных.

Учитель: Дорогие, мои гномики, уважаемые гости, приглашаю вас в кинозал посмотреть интересное видео.

Просмотр видеоролика «Пантомима»

Беседа по вопросам.

— Вам было понятно происходящее на экране? (Да)

— Что изобразила девочка? (Набирает номер телефона, никого нет, рядом пахнут цветы из соседского двора, она через дырку в заборе пролазит в чужой сад и рвёт цветы, рядом лает собачка, она пытается её успокоить, отвлечь, но собачка её кусает.)

— Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

— Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика)

— Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

— Но, ещё существует пантомима.

— А вы хотите узнать что это такое?

— А еще мы с вами узнаем кто такие мимы в театре, познакомимся с исполнителями пантомимы, попытаемся научиться основам пантомимы.

Показ презентации

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) — искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

— Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

— Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

— Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)

— Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Индивидуальная работа.

— Дорогие, мои гномы, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.

Задание 1.

Задание 2.

Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно;
• когда у тебя болит живот;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
Задание 3.

Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• учителя;
• милиционера;
• повара;

  • Певца;

  • Спортсмена.

— Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.

Работа по группам.

— Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь, разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать. Одна группа показывает, а другая угадывает. Если угадали, значит вы все правильно показали.

Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша картинная галерея.

Показ картинной галереи.

Репетиция и показ.

Тра-та-та, тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот.

Вышел маленький народ

Один дядя вот такой,

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тётя вот такая,

А четвёртая такая…

Д. Хармс

— Раз, два, три – я взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а ученики, и не в театре на сцене, а в своём классе.

— Вспомните, где в нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет и пока, полицейский)

— Сейчас моя помощница София Зверькова, расскажет нам стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Работа по стихотворению Агнии Барто «В театре»

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

Беседа по стихотворению.

— О чем хотел нам рассказать автор этого стихотворения?

— А София что хотела нам показать?

— О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).

— Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)

— Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)

— Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)

— С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

— Кто главный в пантомиме? (Мим)

— Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

Рефлексия.

— Итак, помните, мы в начале занятия выбирали птицу, которой хотели быть?

— Давайте посмотрим, исполнились ли ваши желания. Я сейчас раздам вам бланки самооценки вашей работы, вы их заполните и посчитаете баллы.

Прием «Что я за птица?»

Обучающиеся должны предоставить по каждому критерию баллы, затем их

прибавить. Учитель поясняет, как соотносятся набранные баллы с

видом птицы.

— А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали:

3 – 5 баллов – вы воробей, собираете знания по зернышку;

6 – 7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

8 – 9 баллов – вы орел, для вас открылись тайны знаний.

Показ птиц.

— Итак, кто какой птицей является?

— А теперь поднимите руки у кого совпали желания? Значит у вас правильная самооценка

Уважаемые гости и ученики Билеты вы оставляете себе на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.

Подведение итогов.

— И как принято в театре давайте поаплодируем друг другу.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *