Педагог новатор

Статья «Современные педагоги-новаторы»

Движение педагогов-новаторов (другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 1980-х годов. Оно зародилось на стыках очень многих движений: коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев,8 пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей (например, А. Тубельского, А. Караковского, Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других).

Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Мультипликатором выступила инициатива В. Матвеева (на тот момент редактора «Учительской газеты») по созданию Творческого Союза Учителей СССР, объединившая многих педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили (учитель младших классов, депутат Съезда Советов), В. Апраушева (директор Загорского интерната слепо-глухих детей), Э. Днепрова (в будущем министр образования) и других. Ещё большую роль в мультипликации движения сыграла государственная политика в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах — В. Шаталова (методика опорных конспектов), М. Щетинина (методика погружений), О. Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других.

Причиной появления движения стал ответ на кризис образовательной системы при переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе развития общества. Фазовый переход требовал изменений в основном психотипе, формируемом образовательной системой. Общество уходило от ‘конвейерных’ методов в образовании, формирующих исполнителей, и требовало изменений в системе образования для заполнения предпринимательской ниши, просторы которой были открыты во времена перестройки. Основные прорывы движение сделало именно в области создания новых образовательных (не воспитательных) методик. Выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и игры, направленные на организацию деятельности, проектные методики, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.

Сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологи. Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие.

Бондаревская Евгения Васильевна.

Бондаревская Евгения Васильевна выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

  • Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
  • Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
  • Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
  • Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
  • Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
  • Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое”.

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования. Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть:

1. Обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

2. Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

3. Овладение учащимися базовыми основами культуры – фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностей, определяющих ориентации выделены:

a) человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

b) духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

c) практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

d) личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Лысенкова Софья Николаевна.

Лысенкова Софья Николаевна предприняла конкретную попытку преодолеть те трудности, с которыми чаще всего не справляются многие учителя начальных классов. Ее организационно-методическая система обучения по сути своей является конкретизацией теории управления психическим развитием ребенка в процессе обучения, заложенной в трудах Выготского и получившей дальнейшее развитие в исследованиях многих ведущих советских психологов.

“Характер учебной деятельности детей, которую описывает в своей книге С.Н. Лысенкова, отражает результат ее труда по организации взаимодействия детей на уроке, постепенного их перевода на уровень осознания форм и средств этого взаимодействия и самоконтроля. Одновременно это и есть формирование у детей психологических механизмов саморегуляции в процессе взаимодействия на уроке с учителем и между собой”.

В системе работы С. Н. Лысенковой большое значение имеет перспективная подготовка, то есть “попутное прохождение трудных тем (которые будут изучаться по программе значительно позже) в связи с изучаемым в данный момент, на данном уроке. После такой многоразовой подготовки к объяснению нового трудного материала это объяснение носит характер обобщения уже известного и основательного его закрепления”.

Важнейший принцип организационно-методической системы Лысенковой — опережение, или перспективное опережающее изучение трудных вопросов и тем программы. В данном случае учитель руководствуется главным образом не логикой учебной программы, а логикой развития учащихся. Большим подспорьем в этой работе служат специально разработанные опорные схемы, таблицы, комплекты карточек, или, одним словом, опоры. Это, по существу, выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения учителя.

В дальнейшем опоры становятся очень важным средством, организующим учебный труд. В сущности, опоры представляют собой материализацию учебных действий. Многие из них моделируют основные связи и зависимости в учебном материале, создают оптимальные условия формирования понятий.

Создание на уроке положительного эмоционального настроя детей через обеспечение всем и каждому успеха в труде — также существенная отличительная черта методики Лысенковой.

Одновременно учитель осуществляет дифференцированный подход к детям с учетом способностей, степени овладения материалом предмета Общий темп обучения при этом растет. Создается резерв времени, который рационально используется в работе над сложными темами и разделами.

Шаталов Виктор Федорович.

Методическая система донецкого педагога Виктора Фёдоровича Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. Область педагогического творчества Шаталова довольно разнообразна. Она включает в себя обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе.

Сущностью опыта Шаталова является создание эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство этого опыта заключается в создании и использовании наглядных схем – опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала. Методика Шаталова исходит из того, что все дети — без исключения — способны ус­пешно овладеть школьной программой. Учитель должен помочь ученику осоз­нать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого — осозна­ние ответственности за свои поступки перед собой, това­рищами, обществом. От веры учителя в воз­можности каждого своего ученика, от его терпения, умения вовремя прийти на помощь зави­сят успехи его учеников на пути познания.

Вот как идет работа над новым материалом по методике Шаталова: “Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов. Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, рас­шифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы. Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пя­тый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой этап — ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные по листам взаимоконтроля и т. д.). Седьмой этап — посто­янное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — ‘педагогичес­кий десант’ — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами). Таким обра­зом, семь этапов работы над теоретическим материа­лом. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а вре­мя, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество ре­шаемых задач, разобрать подробно и всесторонне их типы и возможные пути решения”.

Заключение.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому, общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

— развитием современных технологий;

— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

— вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Все рассмотренные в работе технологии педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации; осуществление воспитания в контексте культуры; поддержка и развитие индивидуальности; альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Литература.

1. Богатырева И. Ю. “Национальная модель экспериментальной школы Йена-план” / ПГЛУ, 2007 – сc. 141.

2. Дерновский И. “Инновационные педагогические технологии” / Учебное пособие, К. : Академвидав, 2004, cс. 352.

3. Лысенкова С.Н. “Когда легко учиться” / – 2-е изд., испр. и доп. – М.,: Педагогика, 1985. – c. 156.

4. Москаленко К.А. “Педагогические основы опыта повышения эффективности урока в школах Липецкой области” / Липецк-Рязань, 1995, c. 171.

5. Москаленко К.А. “Психолого-педагогические основы объединенного урока” / Сборник педагогических статей. – Липецк, 1995. – c.57.

6. Поляк Г. “Новая школа на Западе: педагогическая система Декроли” / Работник просвещения, 1928, cс. 98.

7. Скляренко Э. О. “Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?”

9. Шаталов В.Ф. “Учить всех, учить каждого” / Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М., 1990. – c. 146.

Педагоги-новаторы статья

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья
«Педагоги-новаторы»

подготовила

педагог дополнительного образования

Рубаева Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург
2019

Содержание 2

Введение 3

Педагоги-новаторы 4

Ильин Евгений Николаевич 5

Иванов Игорь Петрович 6

Газман Олег Семёнович 8

Лысенкова Софья Николаевна 9

Щетинин Михаил Петрович 10

Амонашвили Шалва Александрович 11

Шаталов Виктор Федорович 12

Петерсон Людмила Георгиевна 13

Занков Леонид Владимирович 14

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

Тема текущего состояния и модернизации отечественного образования на сегодняшний день является одной из самых востребованных, активно, широко и заинтересованно обсуждаемых: она регулярно поднимается в центральных и региональных СМИ, практически не сходит со страниц специализированных научных изданий, широко дискутируется на многочисленных конференциях, семинарах, «круглых столах», в блогах в сети Интернет и т.д.

Будучи одной из наиболее важных жизненных ценностей, приоритетным фактором социального и экономического развития, а также условием сохранения стабильности и устойчивого развития всего общества, образование сегодня становится ключевым элементом глобальной конкуренции. Причём и дальше значение образования в современном мире с учётом существующих глобальных тенденций будет возрастать, поскольку именно образование становится ведущим средством успешного продвижения государств на высококонкурентных глобальных рынках труда и новейших технологий и превращается в один из центральных элементов их геополитики и экономической стратегии.

В современных условиях роль образования как стратегического ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря образованию, во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества.

Новая, информационная эпоха уже сформулировала свой социально-педагогический заказ. Ей нужны люди с типом сознания, основанным на гуманистических, экологических императивах, которые характеризуются самостоятельностью и ответственностью. На языке психологии такое сознание может быть охарактеризовано как рефлексивное (ответственное, анализирующее), в противовес технократическому, манипулируемому. Общественными строителями, способными обеспечить дальнейшую эволюцию цивилизации, могут быть люди, мыслящие достаточно универсально, способные различать и понимать весьма широкий спектр проявлений бытия целостного мира и соответственно выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины.

Общество уходит от «конвейерных» методов в образовании, формирующих исполнителей, и требует изменений в системе образования. Выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические, ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д.

Инновационная направленность педагогической деятельности, нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей или целых коллективов.

Цель данного реферата – определение сущности творчества и новаторства в педагогической деятельности и выявление роли творчества и новаторства в развитии системы образования на примере опыта педагогов-новаторов второй половины XX – начала XIX веков.

Педагоги-новаторы

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто. В конце 70 — начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Педагоги-новаторы – движение (другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика), которое зародилось в 1980-х годах. В его синтезе участвовали коммунарское движение, движение разновозрастных отрядов по месту жительства (В. П. Крапивин), мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение организационно-деятельностных игр (Г. П. Щедровицкий), движение летних школ, новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей (например, А. Н. Тубельского, В. А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой и многих других).

Они выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность привести к сто процентному участию учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.

В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг. «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С. И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин.

Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества, которая строится на воспитательном подходе к обучению. Он учит тому, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить из его отношения к людям, к труду, моральным ценностям. Суть новых воспитательных задач отразилась в названии движения – «педагоги-новаторы». Основные прорывы движение сделало именно в области создания новых образовательных методик, так как основной задачей ставило создание новой школы

Ильин Евгений Николаевич

Педагог-новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.

По Ильину, литература – не просто учебный предмет, а «постижение жизни», и анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем». Одна узловая деталь становится точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя.

Уроки Е.Н. Ильина – это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник.

Е.Н. Ильин – автор книг «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как увлечь книгой», «Давайте соберемся», «Шаги навстречу», «Рождение урока», «Из блокнота словесника», «Путь к ученику» и др.

Иванов Игорь Петрович

Доктор педагогических наук, академик РАО, основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД, инициатор социально-педагогического движения «коммунаров», автор методики КТД (коллективной творческой деятельности). «Коммунарское движение» зародилось в Ленинграде – в 1956 г. при Ленинградском НИИ педагогики АПН РСФСР было создано первое общественное объединение – союз энтузиастов (СЭН), который начал целенаправленную коллективную работу по осмыслению и внедрению педагогического наследия А. С. Макаренко. В 1959 году И. П. Иванов привлек районный актив старшеклассников в «Коммуну юных фрунзенцев». В 1963 году вместе со студентами, им была создана «Коммуна имени Макаренко» (КиМ). Также И. П. Иванов стал инициатором открытия в Ленинграде первого макаренковского мемориально-методического центра. Накопленный первыми «коммунаровцами» обширный опыт повлек за собой создание таких отрядов по всей стране. «Коммунарство» выросло во всесоюзное социально-педагогическое движение, где методика КТД стала механизмом для нового педагогического направления – «педагогики социального творчества» или «педагогика сотрудничества». Значимую роль в распространении идеи «коммунарства» и «педагогики общей заботы» сыграли всесоюзный лагерь «Орленок» и газета «Комсомольская правда».

Методика коллективной творческой деятельности (КТД) логично вытекала из понимания И. П. Ивановым задачи воспитания как процесса:

  1. Целостного, а не «дробного»
  2. Творческого, а не односторонне-опекающего
  3. Деятельного, а не развлекательного.

В своих трудах он актуализировал понятие «педагогических отношений», обратив внимание на роль самого воспитателя. По мнению И. П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта». Под термином «общая забота» он понимал ансамбль гуманных методов: побуждения, убеждения и приучения к активному отношению ко всему срезу жизненных вопросов, основанных на уважении личности каждого воспитанника. Продолжатель идей А. С. Макаренко И. П. Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна органично дополнять обучающую функцию образования. Причем, И. П. Ивановым был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного положительного опыта в практику. Из «коммунарской» атмосферы родилось немало нового: общие выездные «сборы», школьное самоуправление, выпуск школьных сборников, проведение дискуссий и «мозговых штурмов» и т.д.

Идеи И. П. Иванова и «коммунарского движения» положили начало демократизации школы, ввели в воспитательную практику новые, более современные технологии и методы, которые по выражению О. П. Газмана обеспечили «потребность и необходимость жить в обстановке альтернативных мнений, смелых дискуссий, смены позиций в самоуправлении, жить в атмосфере демократической культуры. Такая педагогика может обеспечить социальный заказ на человека демократического общества».

Газман Олег Семёнович

Педагог, кандидат педагогических наук, вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки», член-корреспондент РАО, поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.

Педагогика поддержки возникла в продолжение дискуссии 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости ограничения авторитарной педагогики в сторону предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. Дискуссия отражала кризис образования, связанный с «застойными» явлениями в обществе тех лет. О. С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок. О. С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка. «Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», – говорил О. С. Газман.

Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:

  • диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы)
  • поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности)
  • договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях)
  • деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие)
  • рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта)

Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О. С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.

Лысенкова Софья Николаевна

Учитель начальных классов средней школы № 587 Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Авторская методика С. Н. Лысенковой построена на перспективно-опережающем обучении, использовании опорных схем при комментируемом управлении. С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Начало прохождения трудной темы происходит задолго до заданных программой часов и вначале занимает несколько минут на каждом уроке. Затем следует уточнение новых понятий, их обобщение, применение. Изучение темы завершает развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Использование приема «комментируемого управления» обеспечивает обратную связь и позволяет вовлечь в активную работу весь класс: сильный ученик, объясняя свои действия, подтягивает отстающих, развивается логика и самостоятельность мышления, ученик переживает момент успеха – сотворчества с педагогом и учениками.

С Н. Лысенкова широко использует опорные схемы. Они облегчают младшеклассникам переход от конкретного мышления к абстрагированию. Условно-наглядное представление становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Методические приемы С. Н. Лысенковой: в первом классе нет домашних заданий, опрос учеников происходит по мере усвоения ими материала, помимо малых перспектив существует «большая перспектива» на весь годовой курс.

Щетинин Михаил Петрович

Педагог-новатор, заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, основатель экспериментального лицея в поселке Текос, автор уникальной системы обучения «методом погружения». Новаторская методика М. П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А. С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. В рамках лицея М. П. Щетинина объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: собственно образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» – концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока. В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. «Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд). Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Взаимообучение и коллективная творческая деятельность одна из отличительных черт новой модели образования. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира.

Амонашвили Шалва Александрович

Авторская система Ш. А. Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья.

Шалва Александрович Амонашвили – один из знаменитой плеяды педагогов-новаторов, во времена господства авторитарной педагогики провозгласивших личностный подход к обучению. Продолжая идеи Сухомлинского, Вернадского, Макаренко Амонашвили призывает в каждом ребенке видеть воплощение высшего замысла творца. В противовес «понукательному» подходу к обучению гуманная педагогика стремится не к насаждению ограниченного объема знаний, а к совместному поиску решения в рамках сотворчества Ученика и Учителя. Отсутствие шаблонов, готовых «рецептов» вдохновляет педагога на постоянный, творческий поиск. Стимулом для ученика становится тонкая оценка педагога, направленная на поощрение его активности и самодеятельности. Задача педагога, по Амонашвили, это формирование вокруг ребенка особой среды, наполненной уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающей опору для развития, взросления, самостоятельного мышления. Поэтому, по его мнению, главной целью реформ школьного образования должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога.

Шаталов Виктор Федорович

Автор системы интенсивного обучения, позволяющей максимально раскрыть и развить способности каждого ученика. Он создал систему обучения, позволяющую решить труднейшую педагогическую проблему – приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитание познавательной активности как качества личности, укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого он использует метод ассоциации («опорные сигналы») в сочетании с крупноблочной подачей учебного материала высокой сложности. Новаторство Шаталова заключается в том, что он не только предоставил учащимся глубоко проработанную передовую учебную технологию (кодировка-декодировка «опорных» конспектов по учебному материалу, проговаривание, заучивание конспекта наизусть, ответы на опросах), но и со своей стороны обеспечил максимальную интенсивность педагогического наблюдения: обязательный поэтапный контроль, гласность успехов каждого, открытая возможность исправления любой отметки за любой период, гуманно-личностный подход.

Применение методики Шаталова обеспечивает полную и всеобщую активность учащихся на уроке, а схемные и знаковые модели развивают мышление, облегчают систематизацию и обобщение учебного материала. Поэтому курс полной средней школы шаталовские ученики проходят за 9 лет. Помимо этого Виктор Федорович использует широкий набор методических приемов: решение задач по выбору, решение в 4 руки, шестой балл, поощрение подсказки, удар «по мозгам», релейные контрольные работы, приемы для снятия напряжения (паузы, музыка, свет).

Петерсон Людмила Георгиевна

Российский педагог-методист, доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования РАГС при Президенте РФ, почётный работник высшего профессионального образования РФ. Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Л. Г. Петерсон начиная с 1975 года участвовала в разработке теоретических основ непрерывного математического образования в системе развивающего обучения. Одной из первых успешных попыток практической реализации системы развивающего обучения стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991-1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации. Ею также подготовлены программы по математике «Ступеньки» и «Учусь учиться», составлены сценарии уроков к учебникам по математике для школьных педагогов. Она являлась научным руководителем учебно-методического комплекса «Перспектива».

В январе 2004 года в составе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования был в качестве структурного подразделения открыт Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…». Его директором и научным руководителем стала Л. Г. Петерсон. Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…», авторский коллектив которой Указом президента РФ № 1178 от 5 октября 2003 года был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2002 год.

Занков Леонид Владимирович

Советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор оригинальной системы развивающего обучения (системы Л. В. Занкова).

Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Жохов Владимир Иванович

Заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, справочных математических таблиц и методических пособий. Имеет более 300 научных публикаций. Почти полвека он проработал в педагогике – учителем, методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей, преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. Автор методики преподавания, основанной на двухсотлетнем опыте классической отечественной школы и применении последних достижений педагогики, физиологии и психологии, с широким включением в образовательный процесс современных средств обучения. Собственную методическую систему он разрабатывал более 30 лет. Главная идея его методики – сохранить и развить творческий потенциал ученика, заложенный в нем от рождения. Результативность методики достигается за счет того, что данные приемы используются с учетом естественных законов развития ребенка, его мозга, тела, интеллектуальной и духовной составляющих. Каждый прием и метод имеют свои уместные и эффективные время, место и последовательность применения.

  • Ученики научатся хорошо читать, писать и считать в первом классе
  • Результат виден уже через 2 месяца
  • Ребенок получает навыки здорового образа жизни, дети меньше болеют
  • Формируется чувство собственного достоинства и самостоятельность
  • Развивается познавательная активность
  • Появляется желание учиться и ходить в школу
  • Развиваются оба полушария головного мозга
  • Активное дополнительное образование, участие в секциях и кружках благодаря развитию познавательной активности.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю, педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Но быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, новаторских идей. Любые преобразования в системе образования должны осуществляться высоко эрудированными специалистами.

Знакомство с педагогическим опытом педагогов-новаторов способствует, формированию профессионализма будущего педагога.

Список литературы

Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.


Константин Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.


Лев Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…».

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Макаренко

Антон Семенович Макаренко

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры».

В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.


Василий Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский

«В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка».

Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.

В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».

Симон Соловейчик

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив… и это сложнейшее из дел».

«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.

Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.

Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.

Педагогический портрет учителя-новатора

ГОУ ВПО

ЛГПУ

Кафедра: теории и истории педагогики

Тема реферата : Педагогический портрет учителя-новатора

Выполнила:

Студентка 1 курса, группы ЮРИ 1-2

Широкожухова Анастасия Сергеевна

Проверила:

Старший преподаватель КПМ

Редькина Надежда Александрова

Липецк 2010

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

С самого начала школьной жизни ребёнок входит в «мир должного» в максимальной степени, и задача учителя – помочь ему освоить широкий мир культуры, мир взрослых людей, познакомить с базовыми идеями, идеалами, ценностями, составляющими не только мир должного, но и основы внутреннего убеждения любой духовно здоровой личности. Здесь происходит явный скачок из мира детской повседневной жизни в иную, новую для него реальность, с соответствующими нормами поведения. В этом скачке видится и противоречие: с одной стороны, ученик с привычной для него «сырой» и подчас грубой реальностью повседневной жизни, с другой – реальность фундаментальной и высокой культуры, которая задаётся блоком учебных предметов. Если учителю удаётся совместить обучение с игрой, то это позволяет смягчить противоречие между сущим и должным. Ведь ещё древние греки знали, что учиться надо играя. Не случайно понятие «образование» созвучно понятию «игра» Если игра учителя и учеников становится похожей на увлекающий спектакль, и он доставляет им радость, то игра способствует познанию.

Сам учитель, будучи творческой личностью, имеет возможность реализовать учебно-воспитательные цели не только через себя, но и через личность другого, обращаясь к истории науки, к истории своей страны и мировой истории. Несомненно, история науки – это череда индивидуальных актов познания, мужественных, порой мучительных поисков истины и борьбы за неё, это радость побед и горечь поражений. Через всё это молодёжи передаётся опыт, убеждённость, страстность людей науки. Ученики тянутся к людям широко и самостоятельно мыслящим, сильным духом. Педагогике хорошо известна воспитательная сила примера. Психологической основой этого действия является склонность молодёжи к подражанию. Трудно не согласиться и с мнением, что доказательство математической теоремы может и забудется, а память об учёном, её открывшем, о его жизненном и творческом пути сохранится.

Педагогика — одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели.

Мастерство педагога – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Доктор педагогических наук Ю.П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела – технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и учеников при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда учителя доверяют ученикам, а ученики готовы всегда прийти на помощь учителям, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы учеников, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни училища. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности – должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине. Игра расковывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам ученика, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации. И в этом многомерном сочетании видов деятельности надо различать два основных направления жизни учеников – игру и труд. В них главным образом происходит становление ученика, проявляется и формируется мастерство педагога. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которое крайне необходимо любой трудовой деятельности. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда.

Ученик выполняет трудовые задания не в силу долга, а в силу требований игровой ситуации. Главное, что ученик сам идет к приобретению практического опыта, трудовых навыков, сам тянется к познанию окружающего мира». Игра строится на мажоре и как бы снимает необходимость обращать внимание на сложные противоречия, которыми полна жизнь ученика и его окружения. Прав был А.С. Макаренко, когда подчеркивал, что в педагогике, чего бы мы ни коснулись, так или иначе, перейдем к принципу меры.

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску.

Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Сегодня же ситуация такова, что, с одной стороны, профессия педагога стала массовой и «женской», с другой – нет научных основ отбора молодёжи в «учительство». Думается, что в этой социальной сфере должна взращиваться особо ответственная элита, способная выполнять важные государственные и культурные задачи, ибо смысл жизни и деятельности педагога сопряжён с бытием самого государства, не имеющего будущего вне молодёжи. Профессионально-педагогическая элита должна задавать социокультурные и нравственные образцы для всех других сообществ. При этом учебное заведение должно быть культурно-образовательным центром.

Сущность педагогического творчества чаще всего видят и в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.

В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального поля.

Разводя понятия, профессионализм и мастерство Н. В. Кузьмина относит мастерство не к отдельному (пусть и совершенному) умению, а к некоторой совокупности умений, которые делают сам процесс деятельности качественно своеобразным, индивидуализируют его. Высшим же проявлением педагогического творчества автор называет педагогическое искусство, новаторство, подвижничество. Чаще всего творчество проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в образовательном процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи. Как правило, мастерство связывают с большим опытом работника, в совершенстве овладевшего своей профессией.

Структура педагогического мастерства сложна, многогранна и определяется содержанием педагогической деятельности, характером профессионально-творческих задач.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению — это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог… И каждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора»‘.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно- деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек – человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы обслуживания, менеджеры, педагогические работники.

Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это одна из ступеней профессионализма. К другим качествам можно отнести и современный имидж педагога, и вкус к жизни, и полнота бытия, и умение общаться непосредственно с людьми.

Современный педагог – это тот человек, кто живёт в одном ритме со временем, и кто чувствует требования времени.

Педагог, который занимается созданием своего собственного имиджа, не только выглядит лучше, но и профессиональнее работает. Задача учителя не только научить ученика, но и «поставить на крыло». Зародить интерес, показать направление – это трудная работа и называется воспитанием. Когда у ученика есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни.

Но воспитать «крылатого ученика» может только «крылатый родитель» и «крылатый педагог», воспитать счастливого может только счастливый, а современного человека только современный человек. И здесь педагог должен быть новатором.

Для школьной системы идеальный учитель – это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия организованные вышестоящими органами. У него в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него… В идеале, этот безупречный учитель выделяет нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для участия и обеспечения хороших результатов в предметных олимпиадах.

Учитель-новатор — это человек, вносящий в педагогическую практику новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы и осуществляющий свою деятельность, опираясь на гуманно-личностный подход к ребенку. Для учителя-новатора главная цель — раскрыть тот богатый потенциал, который есть в каждом ученике, развить все лучшие качества ученика, притом сделать это, опираясь не на педагогику требований, а на педагогику сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Учитель-новатор готов быть для учеников не просто учителем, а учителем — другом. Для этого он интересуется всем тем, что волнует его учеников, готов обсуждать их проблемы и радоваться вместе с ними их достижениям.

Учитель-новатор не почивает на лаврах, даже если он достиг определенных высот. Ему свойственна неуспокоенность. Чтобы быть в курсе происходящих изменений, учитель готов сам стать учеником. Учителя-новатора не сдерживает фактор возраста. Он не стареет, потому что все время в пути. Учитель-новатор не может жить только в своем мирке.

Он открыт окружающим и с удовольствием принимает у себя своих коллег, делится с ними своими наработками, обсуждает возникшие проблемы, готов вести конструктивный диалог.

В компетенции идеального учителя входит экстремальная компетентность и аутокомпетентность. Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Современный портрет учителя

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

(М. Монтень)

Известная мудрость гласит: «Нельзя научить тому, чего не умеешь сам». Размышляя о новых требованиях государственных стандартов к умениям и качествам личности учащихся, невольно задумываешься над тем, каким при этом должен быть их наставник.

Вне всякого сомнения, у него должны быть сформированы те самые «УУД», познавательные, регулятивные, коммуникативные, которые составляют ядро новых требований ФГОС.

Умение и готовность постоянно учиться – это то качество, в котором более всего отражается специфика нашей профессии. Умения самоорганизации и самоконтроля — качества, без которых учителю с его списком обязанностей ну никак не обойтись! Умение налаживать эффективное взаимодействие с коллегами, учениками, их родителями – это тоже наша профессиональная азбука.

А еще есть в перечне метапредметных результатов так называемый личностный компонент, связанный с ценностно-смысловой сферой и качествами личности ученика.

Личностные качества учителя в школьных стандартах не прописаны. Тем не менее, какие из них самые важные?

Что чувствует учитель, когда ставит очередную двойку своему «трудному» ученику: огорчение, сострадание или чувство справедливого возмездия бездельнику и тупице? А что будет, если двойки и другие школьные отметки возьмут и… просто исчезнут из нашей жизни!

Специалисты утверждают, что познавательная потребность дана каждому человеку от природы. Значит, все наши ученики без исключения – любознательны? Почему же на уроке их познавательной активности так мало, что ее все время приходится «развивать»? Может быть, потому что на обычном уроке учитель не спрашивает, чему дети хотят научиться, — он просто «методически грамотно» ставит цель. А потом, обозначив перед детьми круг новых вопросов, – сам же на них отвечает.

Именно на таких уроках я всегда убеждаюсь – дети хотят, очень хотят учиться! Но только чтобы сами: сами спросили – сами додумались, сами нашли ответ! А если не всегда могут, то это уже наша задача – их научить: задавать вопросы и высказывать смелые гипотезы, вести наблюдения и экспериментировать, вдумчиво читать книгу и строить логические цепочки умозаключений.

Кто они, учителя новой школы? Может быть, это те, чьи имена украшают список участников конкурса лучших методических разработок? Может быть, это пока еще не прославившиеся читатели нашего журнала?

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От усилий педагога зависит будущее человеческой цивилизации. Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны», независимо от времени, а какие должны меняться относительно новых требований социума? С течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются и требования, предъявляемые к учителю.

Ключевые слова: портрет современного учителя, педагогический авторитет, главные и второстепенные педагогические качества.

Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

Для современного ученика образ учителя формируется сегодня. Именно сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Актуальным остается вопрос: «Каким должен быть современный учитель?». Ответ интересен не только самим учителям, которые хотят «идти в ногу со временем», но и ученым, психологам, всем тем, кого интересует проблема изучения социокультурного типа современного учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю.

Какими качествами или компетенциями должен обладать современный учитель? Какие качества должны быть «сохранны» для сообщества педагогов, в частности учителя, не зависимо от времени, а какие должны меняться относительно требований «нового» времени?

В разных исследованиях и описаниях характеристик современного учителя, используют различные сравнения и описания.

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть «человеком с большой буквы». Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей.

Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам. Это рассеивает их внимание; они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал.

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Педагогика — это наука и искусство. Сегодня наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но никак не замещают. Педагогическая же практика — это особо ответственная задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, насколько эти личности смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов. Обобщая выше изложенный материал исследований, используя метод кластерного анализа, позволяет составить некий собирательный образ «портрета учителя».

Современный учитель-это, прежде всего,- гуманист, с позитивным и гибким мышлением. Он призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет, назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Современный педагог — это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.

Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.

Но самое главное — он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных.

В заключении хотелось бы отметить, что современный, квалифицированный, компетентный учитель – это центральная фигура в развитии страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *