Педагогически несостоятельная семья

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Неблагополучная семья для ребенка — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья — ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпирен- ными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, — это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.
Есть такое термин педагогически несостоятельная семья. Под это определение попадают многие семьи. На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально- педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.
Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что “все дети такие”, либо рассуждают так: “мы сами такие были”. Педагогу , психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.
Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу “наш ребенок всегда прав”. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляет, что сын растет “бандитом” и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педагогическо-подозрительный стиль , при котором родители не доверяют своим детям, подвергают их к оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий общение.
Так, в этом отношении показателен пример поведения мамы Димы С., стоящего на учете за угон велосипеда. Дима учится в 5 классе, очень замкнут, неразговорчив. Мама обеспокоена фактом постановки на учет, стремится ни на минуту не выпускать его из виду. После учебы мальчик должен идти к ней на работу, где под ее присмотром готовит уроки. Затем они возвращаются домой, мама не оставляет сына в комнате даже наедине с закрепленным за ним воспитателем. Всегда присутствует при их разговоре, сама отвечает на все вопросы, которые воспитатель задает подростку, запрещает, чтобы кто-то из друзей заходил в дом, и не выпускает Диму на улицу. Мальчик растет хмурым, смотрит исподлобья, напоминает затравленного зверька, никого не любит, ни к кому не испытывает привязанности, озлоблен.
Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль. Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, “садятся на голову”.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу “кумир семьи” часто возникает по отношению к “поздним детям”, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться. Все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль — когда у родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в различении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимоотношение.
Психологические службы, обеспечивающие помощь семье и детям могут помочь разрешить хроническую конфликтную ситуацию, родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей.

Педагогически несостоятельная семья

Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.

Педагогически несостоятельная как и конфликтная семья не оказывает на детей прямо десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельная семья, прежде всего, нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи, прежде всего, нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями.

Педагогическая несостоятельность родителей в родовом объединении «Хъабиба» как условие оказания социально-педагогических услуг



В данной статье раскрывается характеристика социально-педагогических услуг, получаемые педагогически несостоятельными семьями, как со стороны государства, так и со стороны родового объединения «Хъабиба».

Проблема, которую мы изучаем была рассмотрена в ходе обучения курсу «социальная педагогика», которая дала основы для дальнейшего его исследования.

За основу исследования взята родословная объединения «Хъабиба» поселка Кубачи Дахадаевского района. В пример приводится педагогически несостоятельная конфликтная семья: описывается помощь, которую она получает в действительности, и услуги, на которые она имеет право претендовать.

Ключевые слова: семья; воспитание, педагогическая несостоятельность, социально-педагогические услуги, помощь, родовое объединение, Тухум «Хъабиба», религия Ислам.

Говоря о педагогически несостоятельной семье, задаешься вопросом, в чем же проявляется ее несостоятельность?

Семья является главным институтом для ребенка, в которой он проходит свою социализацию: эмоциональное, психическое и в целом социальное развитие. Это персональная среда жизни и развития детей, которая во многом определяется качеством образования родителей, их грамотностью, умением проявлять мудрость и налаживать контакт с детьми.

Основная цель статьи заключается в определении видов социально-педагогических услуг семьям, характеризующимся педагогической несостоятельностью родителей.

Под категорию педагогически несостоятельной семьи попадает большое разнообразие семей, но главная ее особенность, ключевая позиция проявляется, прежде всего, в воспитании детей.

Семейное воспитание начинается с любви к ребенку.

Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям. Дети должны расти в благополучной атмосфере, где родители совместно обсуждают способы воспитания, обучения, проявляют уважение друг к другу и к своим детям. Многие родители за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, угодничество возникают на основе страха).

«В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания».

В проведенном нами исследовании показало, что на Кавказе, куда относится поселок Кубачи в том числе, структура социальной помощи и поддержки семьи построена несколько иначе, чем, например, в центральной России.

Кубачи является одним из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. Основная масса населения сосредоточена именно в селе, и сегодня ее численность составляет более трех тысяч человек. С древнейших времен известна занятость всего селения основами Кубачинского искусства, которая как форма малого бизнеса способствует развитию предпринимательской среды.

Исследование показало, что родители начинают обучать своих детей навыкам искусства с раннего возраста. Этой специальностью успешно овладевают и девушки. Трудовая деятельность практически всей массы селения Кубачи носит предпринимательский характер и это является основной занятостью, которая формирует их экономическое положение.

Также ее особенностью является то, что исповедуемая здесь религия Ислам в своей сущности является социально направленной, она педагогичная, воспитывающая, она не допускает того, чтобы бедная семья, одинокие, пожилые люди могли остаться без помощи, крова, пропитания, здесь на помощь в первую очередь приходит родовое объединение каждого. Обусловлено это тем, что основой воспитания в Дагестанских семьях, в частности в родовом объединении «Хъабиба» являются ценности Ислама, которые передаются из поколения в поколение.

Для более подробного изучения данного вопроса, было составлено родословное древо и проведен анализ социального паспорта родословной «Хъабиба», численность которой составила 488 человек. По этническому составу основную массу составили даргинцы (кубачинцы) и некоторое количество русских, вследствие миграции в Россию и в дальнейшем постоянного проживания (5 человек). Проведенный анализ позволилраскрыть очень много моментов — социальных, оказалось, что немало педагогически несостоятельных семей, которые скрывают свои проблемы, не обращаются в центры социальных служб, а некоторые и вовсе не знают о государственной социальной помощи.

Для проведения дальнейшего исследования, нами была выделена конфликтная педагогически-несостоятельная семья из числа многодетных. К таковой она относится, поскольку глава семейства ведет аморальный (выпивает, конфликтует с членами семьи, пугает детей своим поведением), не соответствующий мусульманину образ жизни; не выполняет важные функции семьи (воспитательную, экономическую), а мать не в состоянии самостоятельно растить детей. Такая семья определяется как педагогически-запущенная.

Проведенное нами исследование показало, что экономическое положение семьи запущено: отец — ювелир по специальности, но не желает заниматься кубачинским искусством, высшего образования нет и поэтому, не имеет возможности, в том числе и желания, трудоустраиваться. Мать — учитель младших классов, заработная плата, которой не может в полной мере удовлетворить все потребности семьи. В семье трое несовершеннолетних детей: одна дочь и два мальчика.

Помощью для семьи служат действующие в селении Кубачи дополнительные кружки, где обучают всех желающих детей с 5 лет основам кубачинского ремесла, вышиванию, вязанию, шитью. На примере этой семьи, постараемся далее изучить, какие услуги семья может получить со стороны государства и какую помощь приносит ей родственники.

Родственников, в некотором роде можно назвать местным самоуправлением, где ее глава обсуждает и решает возникшие вопросы внутри своего родства.

Семье осуществляется помощь со стороны родственников: они покупают им одежду, продукты, все, что могут, частично решают проблемы и так далее. Детей очень часто берут к себе дяди и обучают их кубачинскому искусству. Это очень важный момент, то есть семья не одинока, она чувствует поддержку родственников, это способствует укреплению духовного, морального самочувствия человека.

Родственники являются не только объектом оказания помощи семье, но еще и субъектом, поскольку посредством оказания ей помощи, она способствует развитию внутри родства милосердия, отзывчивости, доброты, благодарения за свою жизнь.

Любая семья в соответствии с Конституцией РФ вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства. К сожалению, они не знают о многих видах услуг, льгот, пособий, субсидий, которые могли бы быть им положены.

Основными социально-педагогическими услугами, организуемые работниками социальных служб по отношению к их клиентам, в том числе и к педагогически несостоятельной семье являются:

‒ Организация досуга;

‒ Социально-педагогическое консультирование по различным вопросам отношений между родителями и детьми, методике семейного воспитания, налаживание межличностных и внутрисемейных отношений, преодоления семейных конфликтов;

‒ Консультирование граждан с целью формирования ответственного родительства и повышения педагогической грамотности;

‒ Педагогическая помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного индивидуального развития детей, их характера и наклонностей;

‒ Социально-педагогический патронаж;

‒ Социально-педагогические услуги одиноким матерям с несовершеннолетними детьми и женщинам из неполных семей (оказание педагогической помощи в воспитании детей, коррекции их педагогической запущенности, предупреждении и преодолении педагогических ошибок);

‒ Социально-педагогические услуги женщинам испытывающим трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка, его школьными проблемами;

‒ Социально-педагогические услуги несовершеннолетним «группы риска» из асоциальных семей, в том числе содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в формировании позитивного отношения к учебе.

Сейчас в России наиболее активно реализуется материальная помощь семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Очевидно, что этого недостаточно.

Правильно организованная социально-педагогическая поддержка, будь то от государства, либо от своего окружения способствует преодолению проблем внутри нуждающейся семьи.

Государство обеспечивает минимальную социальную поддержку всех своих граждан.

Для мусульман, помощь социального работника, как бы она не получала престиж в последнее время, отступает на второй план, ибо всегда могут рассчитывать на помощь своих родственников. По сути, социальный работник — это человек, который должен войти в колею проблем своего клиента, понять его, поддержать, оказать в большей степени моральную поддержку, сопроводить клиента в решении проблем. А для мусульманина является долгом и честью оказать всю вышеперечисленную помощь своему ближнему.

Литература:

  1. Макаренко А. С. «О воспитании в семье» — М., 1955г — 320с
  2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М., 2004.
  3. Рамазанов М.Б, Рамазанова Б. Ш. Курс социальной педагогики в тезисах и логических схемах (рукопись, материал и лекции) — Махачкала, 2014.-51 с.
  4. Рамазанов М. Б. «Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности». Монография — Махачкала 1997. — 173–175с.
  5. Рамазанов М.Б Социальный паспорт Тухума (рукопись, материал и лекции) — Махачкала, 2014.
  6. Стандарт РФ от 27.12.2007 г. № ГОСТ Р 52885–2007 «социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье».
  7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — Издательство: ФАИР-ПРЕСС. 2004. — 576 с.
  8. http://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-razryva-mezhdu-sotsialno-pedagogicheskoy-praktikoy-i-zakonom
  9. http://studme.org/56701/pedagogika/sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_podderzhka_semi_situatsiya_obuslovlena_pedagogicheskoy
  10. http://old.dagmintrud.ru/news_img

Семьи группы риска

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи

Неблагополучная семья — это в первую очередь та семья, где имеются явные дефекты воспитания, низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счёт у него нет никаких иллюзий. Ребёнок реагирует на эту истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.

Еще один вид дурного воспитания — гиперопека, или гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Такие люди склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Они оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье — именно в ней истоки этого социально-психологического уродства.

Асоциальные семьи

Асоциальная семья — это семья, в которой нарушаются права ребёнка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

1. Жестокое обращение с ребёнком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.

2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.

3. Отрицательное влияние родителей на ребёнка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни и употребление наркотических веществ).

4. Вовлечение ребёнка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

Асоциальная семья. В такой семье, родители «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических веществ. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье — результат работы всех компонентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации.

Социальная функция семьи

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности .

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В дошкольном возрасте (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.

Между типами семей нельзя провести точную границу, если в семье, в которой есть любовь к ребёнку, но испытывает материальные затруднения, может считаться благополучной, так как никакие материальные блага не заменять родительской любви к ребёнку. Семья, в которой есть достаток, но нет любви к ребёнку, не может считаться благополучной, скорее всего она будет считаться семьей группы риска или проблемной семьёй. Из семей группы риска возникают неблагополучные семьи, и в конечном случае это приводит к появлению асоциальных семей. Таким образом, семья может деградировать до низкого состояния своего существования, если она будет испытывать, равнодушие и отсутствие любви в семье. Материальные возможности отходят на второстепенный уровень.

Дети, воспитывающиеся в семьях широких материальных возможностей, растут парой несчастными, так как испытывают недостаток родительской любви и заботы, по сравнению с детьми воспитывающиеся в семьях материальных затруднений, но не лишенные родительской любви и заботы. Они растут счастливые и радостные их круг общения среди сверстников очень широк, так как развиты коммуникабельные способности. Они быстрее находят выход из трудных ситуаций, быстрее приспосабливаются в новом коллективе.

Различные категории семей, упомянутые свыше, имеют различный тип своего существования, где формируется будущий человек своего государства, гражданин.

Асоциальная и аморальная семьи

Наибольшую тревогу за здоровье, психологическое состояние, развитие ребёнка вызывает его нахождение в асоциальной или аморальной семье. Родителей именно из этих семей в основном лишают прав на своих детей.

Как уже отмечалось, асоциальные семьи отличает злоупотребление алкоголизмом, склонность к наркомании, занятием проституцией и другими девиантными действиями. Аморальные же семьи характеризует использование её членами насильственных мер воздействия по отношению к близким людям. В реальной жизни асоциальные и аморальные проявления нередко сочетаются, что усугубляет положение наиболее беззащитных членов таких семей. В ряде исследований прослежена связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показательно, что среди семей, в которых наблюдается инцест, 35% — семьи алкоголиков. Такие родители имеют низкую самооценку, они теряют уверенность в своих родительских способностях, чувствуют себя неудачниками. Отцы с отрицательным чувством самооценки могут проявлять насилие в ярости, чувствуя себя отвергнутыми.

Следует заметить, что в общественном мнении семейное неблагополучие ассоциируется, прежде всего, с асоциальностью. Судя по данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в июне 2013 г., главные критерием, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучной, является пьянство родителей (41% респондентов). Наркоманию в семье назвали 6% опрошенных, 4% респондентов считали, что основным проявлением семейного неблагополучия является аморальной образ жизни и только 1% опрошенных считал, что виной всему семейные конфликты, ссоры.

Причины злоупотреблением алкоголя могут быть разные. К типичным из них исследователи относят:

  • — семейная предрасположенность;
  • — личностные особенности;
  • — условия жизни и др.;

Важнейшим фактором появления семей алкоголиков является влияние родительской среды. Исследователи считают, что склонность к спиртному может идти от пьющих родителей или прародителей, среди которых рос ребёнок. В его сознании закрепляются образы позитивного отношения к распитию алкоголя. Например, после ужина со спиртным у отца улучшалось настроение, он становился более добрым. В результате у взрослеющего подростка вырабатывалась установка, что «пить — это хорошо». А со временем появлялась и алкогольная зависимость.

Способствовать пристрастию к спиртным напиткам могут и особенности личностного статуса человека. К спиртному могут располагать следующие качества: инфантилизм, зависимость, неустойчивость психики, слабость характера. С помощью бутылки люди с такими чертами характера зачастую пытаются «снять стресс», преодолеть проблемные ситуации на работе, в семье.

Ещё одним фактором, способствующим частому употреблению спиртного, являются неблагоприятные условия жизни. А это может быть отсутствие благоустроенной квартиры, холостяцкая жизнь после развода, низкая заработная плата при нелюбимой работе, неумение организовать свое свободное время и др.

Выше отмеченные причины усиливают риски пристрастия человека к спиртному. Однако они вовсе не являются априорными. Немало есть случаев, когда в семье алкоголика вырастал ребёнок с крайне негативной установкой к спиртному. И во взрослой жизни он практически не пил алкогольные напитки.

Исследователи, занимающиеся проблематикой асоциальных семей, выделяют определенные типы семей алкоголиков. Основными из них являются: семьи с пьющим отцом, семьи с пьющей матерью и семьи с пьющими обоими родителями} В количественном отношении преобладает первый тип. Дети в таких семьях или сильно боятся своих отцов, пытаясь угодить им, или, напротив, грубят, мстят за обиды путем высмеивания и пренебрежения. Нередко эти семьи распадаются. В ещё более сложном положении находится ребёнок в условиях второго и третьего типов данных семей. Часто у детей пьющей матери развивается комплекс неполноценности, они перманентно испытывают чувство стыда, унижения, обиды. Очевидно, что в семьях, где пьют оба родителя, все эти беды усугубляются. Нередко, что в такой ситуации возникает угроза здоровью, а иногда и жизни ребёнку. У него формируются искаженные представления о ценностях и нравственных устоях.

Социальная работа с семьями алкоголиков проводится специализированными социальными учреждениями, призванными оказывать позитивное содействие в решении проблем неблагополучных семей. Эта

работа включает в себя определённые этапы. На первом этапе проводится диагностика, которая нацелена на выявление причин злоупотребления спиртными напитками. Для этого используются психологические тесты, беседы, изучение социальной биографии членов семьи.

На втором этапе социальной работы составляется коррекционная программа. Одним из важнейших её направлений является усиление личностного ресурса лица, склонного к алкоголизму. Для этого могут использоваться психологические тренинги, психодрама и др. методы. В некоторых случаях целесообразным является использование социально-трудовой реабилитации алкоголика. Следующий этап работы с семьей, где злоупотребляют спиртным, является подведение промежуточного итога реализации коррекционной программы. Затем специалистом вносятся необходимые коррективы и продолжается процесс социального сопровождения проблемной семьи до получения позитивных результатов.

Огромные испытания приходится претерпеть семье, член которой испытывает наркотическую зависимость. Более всего страдают его самые близкие люди — родители, супруга (супруг), сёстры, братья, дети. Многие специалисты считают, что, чем болезненнее их эмоции в связи с данной проблемой, тем менее адекватной от них будет помощь. Нельзя помочь наркоману бросить приём наркотиков, если не побуждать его внимательно отслеживать свои реакции, пытаться решительным образом изменить себя и свой образ жизни.

Социальная работа с семьями наркоманов предполагает проведение профессионального консультирования. Важно убедить наркомана и его семью, что реальную помощь в решении их проблемы следует искать вне круга родственников, друзей, соседей, знакомых. Она должна прийти от лиц, специально подготовленных для такой работы. В различных регионах России действуют специальные программы профилактики наркомании и помощи наркозависимым людям. Использование их возможностей может стать действенным подспорьем в решении проблем семей наркоманов.

Игнорирование жизненно необходимыми потребностями ребёнка, использование насильственных мер по отношению к нему формирует аморальный облик семьи. В современной России пока ещё сохраняются значительные масштабы насилия в отношении детей. От преступных посягательств ежегодно страдают примерно около 100 тыс. детей и подростков. Причём возраст пострадавших детей

снижается. Сегодня жертвами насилия в среднем являются подростки, которым не более 12 лет.1

Насилие в нашей стране является уделом не только асоциальных и материально неблагополучных семей. По данным ряда психологов (С.А. Беличевой, Е.В. Княжко, И.В. Воробьевой), среди детей, пострадавших от семейного насилия, 50% — из внешне благополучных семей. Это практически в два раза выше, чем из тех семей, которые ведут аморальный образ жизни. В последних выявлено 36% детей, пострадавших от жестокого обращения родителей.

По данным Института социологии РАН 40% насилия в нашей стране осуществляется в семье. Только за первую половину 2015 г. в российских семьях было зафиксировано 2 тыс. убийств и 5 тыс. фактов тяжёлого умышленного причинения вреда здоровью.3 При этом люди, потерпевшие в семейных конфликтах, не часто обращаются в правоохранительные органы. По справедливому мнению ряда аналитиков, семейное пространство становится у нас опасным для жизни, как и улица.

В последние годы в нашей стране наблюдается тенденция роста числа зарегистрированных преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних детей. С 2013 по 2015гг. их количество увеличилось на 10 тыс., составив 96,5 тыс. человек.

Семейное насилие является разнообразным по объекту. По этому критерию можно выделить три его вида:

  • • насилие родителей в отношении детей;
  • • межсупружеское насилие;
  • • насилие детей и внуков в отношении родителей, бабушек, дедушек и других старших родственников.

В течение уже многих лет наиболее распространённым остается первый вид семейного насилия. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации при семейных конфликтах родители осуществляли насилие в отношении своих детей в 65% случаев, а дети в отношении родителей в 35% случаев.

Применительно к межсупружескому насилию жертвами в большинстве случаев являются женщины. К началу XXI столетия в нашей стране ежегодно от рук своих мужей погибало примерно 15 тыс. женщин, а среди изнасилований каждое шестое приходилось на мужей.1

В современной России 36 тыс. женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда были беременны, кормили грудью, имели

маленького ребёнка или испытывали физические, моральные страда- ния, находились в состоянии беспомощности.

По данным опроса Росстата, которые были опубликованы в 2014 г., почти 40% женщин подвергались вербальному насилию, а каждая пятая — физическому. При этом лишь 12% женщин обращались за

з

помощью в полицию, в медицинские учреждения или к юристу.

Сравнительно «новым» явлением в России стал рост насилия в семье в отношении мужей. По некоторым данным из 100 случаев домашнего насилия примерно в 40 случаях агрессором является женщины.

В условиях ослабления традиционных семейных ценностей определённое распространение получил третий вид семейного насилия. По данным американских исследователей (Бартол и др.), в среднем около 1 миллиона пожилых американцев (от 500 тысяч до 2,5 миллионов) ежегодно подвергаются жестокому обращению со сто- роны тех, кто за ними ухаживает.

Материалы исследований, проводившихся в Российской Федерации, свидетельствуют, что в отношении пожилых членов семьи психологическое насилие применяется чаще, чем физическое, составляя от 46 до 58 процентов случаев насилия. Тогда как побои и другие формы физического насилия в отношении этой категории членов семьи отмечаются в 15-38 процентах случаев.

Как уже отмечалось, из вышеназванных видов семейного насилия преобладает тот, который направлен против детей. В зависимости от субъектного выражения таких насильственных действий их можно классифицировать на различные типы. По мнению большинства исследователей основными из них являются:

  • — психологическое насилие;
  • — физическое воздействие на детей;
  • — сексуальное насилие;
  • — пренебрежение нуждами ребёнка.

Некоторые авторы (М. Роттер и др.) психологическое насилие рассматривают чрезмерно расширенно, включая в него многие аспекты и проявления, связанные с пренебрежением интересами детей. Однако всё же более распространённой является четырёхзвенная типологиза- ция детского насилия в семье.

Данные российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (телефонов доверия) свидетельствуют, что самой распространённой формой семейного насилия является психологическое.1 Это подтверждают и материалы различных социологических исследований. Несколько лет назад учеными Мурманского государственного педагогического университета совместно со специалистами областного кризисного центра для женщин «Приют» был проведен социологический опрос с целью выявления общественного мнения о проблемах семейного насилия. Опросили тогда 239 человек. Известные респондентам случаи проявления жестокого обращения осуществлялись в следующих формах: психологическое насилие (угрозы, оскорбления, запреты и др.) — 66%, физическое насилие (избиение, издева- тельства с применением силы и др.) -62%, сексуальное насилие — 25%. Следовательно, наиболее массовой формой насилия в семье является психологическое.

Психологическое или эмоциональное насилие выражается в частых унижениях, оскорблениях, угрозах, насмешках в отношении ребёнка. В этом случае с ним разговор осуществляется на повышенных тонах, раздаются угрозы его физической расправы, присваиваются унизительные клички.

Современные исследователи к проявлениям психологического насилия относят также преднамеренную изоляцию ребёнка, предъяв-

ление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям.1 Даже частая, почти постоянная критика ребёнка вполне может рассматриваться как начальная форма эмоционального насилия.

Психологическое насилие крайне негативно сказывается на психическом развитии ребёнка, его настроении и общем самочувствии. Можно выделить определённые личностные и поведенческие особенности ребёнка, подвергшегося эмоциональному насилию. К их числу специалисты относят: инфантильность, нерешительность, боязливость ребёнка; низкую самооценку; его тревожность, нарушение сна, нервные тики; уступчивость ребёнка, склонность к уединению или, напротив, проявление агрессивности в отношении сверстников, взрослых и др.

Следующей по распространенности формой семейного насилия в отношении ребенка является физическое воздействие, приводящее к повреждениям на теле или их рискам. Для физического насилия характерен неслучайный характер такого воздействия. Оно может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами и др. На страницах «Российской газеты» приводился один из вопиющих фактов физического истязания матерью своего ребёнка. Девочка оказалась в Алтуфьевском приемнике Москвы, куда попадают самые тяжелые по своей судьбе дети и проводят иногда по полгода. У неё на щеке были видны ожоги от затушенных сигарет. Она рассказала, что это мама привела любовника, они хорошо выпили, и потом по очереди ей на щеках тушили сигареты.

К проявлениям физического насилия над детьми относятся и такие случаи, когда ребёнка без теплой одежды выгоняют на мороз, держат в холодном подвале, запирают на длительное время (в ванной комнате, на балконе и пр.), лишают воды, еды. К данному виду насилия может быть отнесено и грубое нарушение режима жизнедеятельности ребёнка, включая лишение сна.

Мотивация физического насилия может быть разной. В качестве ведущих причин такого воздействия на детей специалисты называют следующие три:

  • — личностная специфика ребёнка (наличие неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенность детей, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность, агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и др.);
  • — личностные особенности родителей (их повышенный уровень тревожности, высокая импульсивность, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки и образования, опыт жестокого отношения к себе в детстве и др.);
  • — сложная психологическая атмосфера в семье (отсутствие у членов семьи умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, неуважение и недоверие по отношению друг к другу, насаждение домостроевских принципов в семейной жизни и др.)1

Во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, физическое воздействие на своих детей в виде наказания остаётся довольно распространенной практикой. Некоторым родителям кажется допустимым и оправданным наказывать ребёнка путем шлепков по «мягкому месту», использовать подзатыльники, тычки, удары ремнём.

Социологические исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учеными и практиками, позволили установить, что 60% респондентов — опрошенных родителей считали, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством кон- тролирования детского поведения.» По данным опроса 120 родителей, имеющих детей 3-7 лет, проведенного В.В. Солодниковым и Н.И. Симоненко на рубеже XX-XXI вв. в Рязанской области, лишь 6% респондентов — мужчин и 15% респондентов — женщин осуждали себя за применение физических наказаний при воспитании ребенка. Все опрошенные женщины и 86% мужчин считали, что без физических наказаний в воспитании дошкольников не обойтись.

С целью предотвращения физического воздействия в отношении своих детей частью родителей социальные работники, социальные педагоги, психологи призваны убеждать их не допускать такой практики. Им важно предложить иные, альтернативные физическому насилию формы наказания детей (нахождения в углу, временный запрет на просмотр мультфильмов, на посещение детских аттракционов и др.)

Родителям необходимо отдавать себе отчёт в том, что из-за физического воздействия на ребёнка у него могут возникнуть устойчивые невротические проявления (нарушение сна, моргание глаз, энурез и др.) Кроме того физическое насилие зачастую не даёт ожидаемого результата. Если, например, нарушение поведения ребёнка обусловлено гиперактивностью, то физическое воздействие на него может лишь усугубить проблему.

Зачастую родители, особенно молодые, просто не знают, что пройдут годы, и они будут корить себя, а в некоторых случаях и расплачиваться за удары ремнём по «мягкому месту» своих детей. Ведь последствием такого воспитания может стать в будущем недопонимание между ними и их повзрослевшими детьми, отсутствие доверительных отношений. Более того ребёнок, который подвергался физическому наказанию, во взрослой жизни зачастую использует этот опыт в отношении своих детей. И логически здесь всё укладывается в установку: «Меня воспитывали так, значит и я могу это делать».

Следует заметить, что в некоторых странах (Япония) и у отдельных народов нашей страны (горцы Кавказа) существуют запреты на применение физического насилия в отношении детей. Они формировались в течении многих веков и являются устойчивой традицией. Например, горцы хорошо понимали, что, унижая достоинства ребёнка, нельзя из него вырастить мужественного, честного, уверенного в себе человека. Не случайно сегодня психологи подтверждают, что у ребёнка, который подвергался физическому насилию, может сформироваться заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, склонность ко лжи, жестокости, ощущение одиночества и др. Родителям, склонным к физическим наказаниям детей, необходимо это знать.

Одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми является сексуальное. Оно означает вовлечение взрослым человеком ребенка в действия сексуальной направленности. Сексуальное насильственное поведение наряду с изнасилованием включает в себя такие действия, как демонстрация половых органов (эксгибиционизм), скабрезные оскорбления и замечания, ощупывание частей тела, осуществление полового сношения в присутствии ребёнка, принуждение к проституции, демонстрация ребенку порнографических фильмов и другое. Следовательно, сексуальное насилие над ребёнком в семье может проявляться не только в виде полового сношения, но и в форме развратных действий в отношении его.

Масштабы сексуального насилия над детьми значительны. По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел нашей страны ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми. В 2012 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 8800 таких случаев.1 В реальной жизни численность эта выше. Ведь далеко не всегда подобные факты становятся известны правоохранительным органам.

Более заниженные данные о численности детей, признанных в Российской Федерации пострадавшими от действий сексуального характера, приводит Росстат. Это связано с различиями в подсчётах. Данные МВД включают в себя всех лиц, в отношении которых обратились в ведомство, а Росстат, вероятно, фиксирует лишь тех из них, против кого вынесено официальное признательное решение. В 2013 г. Росстат насчитал по стране около 1 тыс. детей, признанных пострадавшими от действий сексуального характера. В 2014 г. их было уже 2,4 тыс., а в 2015 г. число таких детей увеличилось до 3,7 тыс.“ Даже несколько заниженная статистика статистического ведомства свидетельствует о тенденции значительного роста числа сексуальных жертв среди российских детей.

Некоторые исследования, проводившееся по проблеме сексуального насилия детей, показали, что одна из четырех девочек и один из восьми мальчиков подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, а дети-инвалиды подвергаются сексуальным домогательствам в 2-10 раз чаще, чем нормальные дети. Наиболее частый (модальный) возраст жертв сексуального насилия из числа детей — 8-12 лет.

В абсолютном большинстве случаев насилия над детьми совершают знакомые и родные для них люди. По разным источникам от 75 до 90 процентов всех случаев насилия в отношении детей осуществляется известными им лицами. В 35-45 процентов случаев насильником является родственник (отец, брат, отчим, свекор, дедушка и др.), а в 30-45 процентов — знакомый (сосед, друг семьи и др.)

Печальная статистика свидетельствует, что сексуальные преступления чаще совершаются в неполных семьях, а также в семьях, созданных после второго брака. По данным, приведенным в одной из публикаций журнала «Российская юстиция», девять процентов от общего числа таких деяний были на рубеже XX-XXI в. совершены в полных семьях, 23% — в неполных семьях и 68% — в семьях, где мать или отца заменяли отчим или мачеха.1 Именно последняя категория семей имеет наибольший риск сексуального насилия в отношении ребёнка (детей).

Во взрослой жизни последствия сексуального насилия могут появляться в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препарата- ми), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела.» У таких лиц иногда отмечаются нарушения в сексуальных отношениях. Кроме того, специалисты полагают, что для определенной части людей, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, характерна склонность к агрессии. Они порой в своих семьях проявляют насильственные действия различных видов (психологическое, физическое и др.)

Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит во многом от возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. С целью выявления случаев сексуального насилия работниками социальных служб, специализированных центров необходимо знать поведенческие проявления, которые могут свидетельствовать об этом или вызывать подозрения на данный счёт. К ним можно отнести: регрессивное состояние ребёнка (возврат к былой плаксивости, к преодолевшим с возвратом страхам и др.); побег из дома; несоответствующие возрасту ребёнка знания о сексе; соблазняющее поведение со взрослыми противоположного пола; чрезмерная замкнутость или агрессивность, истеричность; суицидальные мысли и попытки; пристрастие к алкогольным напиткам, наркотикам и др.

Для оказания помощи жертвам семейного насилия существуют специализированные службы — кризисные центры. В последние годы значительный опыт их работы накоплен в Санкт-Петербурге, Оренбургской области, в Ханта-Мансийском автономном округе. В г. Ростове-на-Дону функционирует кризисный центр «Афина», где специалисты оказывают поддержку не только подросткам — жертвам насилия, но и женщинам, нуждающимся в помощи и временном убежище.

Социальная работа с детьми-жертвами сексуального насилия имеет свою специфику. Как считают психологи, наиболее сложным и ответственным её этапом является проведение расспроса ребёнка. Он включает в себя пять основных стадий:

  • 1. Установление эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком. Целесообразно начать беседу с безопасных для него тем, например, с рассказа психолога о себе и своей роли.
  • 2. Оценка развития ребёнка, уровня его психологической зрелости, в том числе способности понимать произошедшее событие.
  • 3. Получение необходимой информации. Если не удается вызвать ребёнка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившимся. Беседа начинается с открытых общих вопросов, а затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (времени и обстоятельствах, характере насилия, о человеке, совершившим его). Вопросы с несколькими заданными вариантами ответов, прямые и наводящие можно задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
  • 4. Завершение беседы. В конце её необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество, вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Кроме того, необходимо успокоить ребёнка, если он взволнован, укрепить уверенность в его защищенности.
  • 5. Анализ полученных сведений. Важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Для этого необходимо получить сведения о семье ребёнка, включая информацию об отношении родителей между собой, родственников с ребенком, о распорядке его дня, интересах и увлечениях ребёнка, о его отношениях со сверстниками… и др. Эти сведения могут помочь дополнить рассказ ребенка и увидеть случившиеся в более широком контексте.

Пренебрежительное отношение к нуждам детей, являясь видом семейного насилия, представляет серьёзную угрозу для жизнедеятельности ребенка, его нормальной социализации. Такое отношение к ребёнку проявляется в неисполнении родителями или лицами, его заменяющими, обязанностей по уходу за ним, по его защите и присмотру, обеспечению ребёнка пищей, одеждой, жильем, необходимыми медицинскими нуждами, доступом к начальному и общему образованию.

К разновидностям пренебрежения нуждами ребёнка можно отнести и постыдную практику передачи его третьим лицам. Бывают случаи, когда «родители» с целью получения денежного вознаграждения передают своего ребёнка для занятия проституцией, для пособничества в мошенничестве, воровстве или пытаются вообще продать. Несколько лет назад в прессе сообщалось о попытке женщины из г. Ростова-на- Дону (неоднократно судимой) продать шестилетнюю дочку. Своего ребёнка эта женщина оценила в 4 млн. руб. Сразу после передачи оперативниками денег её задержали, а ребёнка передали под защиту органов опеки.1

Недостаток заботы о ребенке со стороны родителей может быть и непреднамеренным. Он иногда мотивирован их болезнью, чрезмерной бедностью, неопытностью. Отсутствие должного внимания со стороны родителей к обеспечению ребёнка всем необходимым может являться следствием социальных потрясений, например, гражданских войн, стихийных бедствий (наводнение, землетрясение и др.) Конечно, это иная ситуация. Вынужденное ограничение ребёнка по обеспечению его пищей, одеждой, жильем зачастую носит временный характер.

Социальные работники, призванные профессионально оказывать помощь детям, нуждами которых пренебрегают, должны уметь своевременно выявлять такие семьи. Среди особенностей психического состояния и поведения ребёнка, позволяющих заподозрить пренебрежительное отношение к нему, специалисты выделят: постоянный голод или жажду; кражу пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, состояние апатии; пассивность или, напротив, агрессивность и импульсивность; делинквентное (антиобщественное) поведение вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, слабую успеваемость, недос- таток знании; низкую самооценку.

В решении проблем семейного насилия важная роль принадлежит профилактической работе. Наиболее уязвимой целевой группой здесь являются дети и подростки. С учетом наработок по данной проблеме некоторых авторов можно выделит три уровня деятельности по предупреждению семейного насилия. Первый уровень ориентирован на профилактику насильственных действий путем формирования неагрессивной модели поведения в обычных семьях. Для этого могут использоваться такие методы, как психологические тренинги, ролевые игры, направленные на повышения уровня самооценки, психологической устойчивости ребенка, подростка. Второй уровень профилактики направлен на предупредительную работу в неблагополучных семьях и семьях социального риска. Он предусматривает меры по выявлению детей, испытывающих жестокое обращение со стороны близких и родных людей. Третий уровень профилактики можно лишь условно назвать предупредительным. Он по сути своей носит коррекционнореабилитационную направленность, будучи нацелен не только на прекращение насильственных действий, но и на проведение реабилитационных мер в отношении ребенка, испытавшего насилие. В таком случае социальная работа может включать в себя коррекционные, психотерапевтические методы и медико-социальные средства.

Деятельность по предупреждению и преодолению негативных последствий семейного насилия в отношении детей достигает необходимого эффекта при обеспечении координированной работы специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов и др.) с воспитателями детских садов, учителями школ. На рубеже XX-XXI в. в Российской Федерации лишь о 7% случаев жестокого обращения с детьми становилось известно правоохранительным органам. При этом учителя и воспитатели детских садов были в 8-10 раз лучше осведомлены о таких фактах, чем сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних (отделов профилактики правонарушений).1

Таким образом, сохранение значительного числа детей, находящихся в социально опасном положении является одной из важнейших социальных проблем. В современной России более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывается в неблагополучных семьях, где «нормой» являются ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство, разврат. Осмысление специфики проблем конфликтных, педагогически несостоятельных, асоциальных и аморальных семей, а также анализ возможных негативных последствий на судьбы детей, проживающих в этих семьях, создают необходимую теоретическую основу для выработки действенных мер по профилактике и преодолению семейного неблагополучия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *