Педагогические инновации

Инновация в образовании: понятие и сущность

В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».

Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.

В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми государственными образовательными стандартами.

Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До сих пор ориентир образования явилось развитие знаний, умений, навыков, информации и социальных навыков. Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, готовую и способную к саморазвитию и самоопределению. Таким образом, в деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые элементы, но на практике возникают противоречия между имеющийся потребностью к внедрению инноваций и неумением учителей осуществлять инновационную деятельность. Для того чтобы правильно развивать свою деятельность, педагог должен свободно ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика» «педагогическая инновация».

Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (к. Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) . В начале 20-го века появилась новая область знания — инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой изучаются закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Ключевое понятие в инноватике — инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения .

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Необходимо различать понятия «новация» и «инновация».

В. Н. Иванченко предлагает ряд критериев, по которым следует разделять данные категории (таблица) .

Таблица

Различие понятий «новация» и «инновация»

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Итак, мы полагаем, что новация — это средство (новый метод, оригинальная техника, новые технологии, программы, и т. д.), а инновация — целенаправленные изменения, которые приносят в среде обитания человека стабильные элементы, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое. Инновации разрабатываются и проводятся не государственными органами, а работниками организаций в системе образования и науки.

Таким образом, инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.

Литература:

Инновации в образовании статья на тему

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Хадиулина Татьяна Галеевна

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом

педагогическая инновация — намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики и повышение качества образовательного процесса.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя новшества, инновации:

-взаимодействие учащихся, педагогических кадров, родителей, социума;

— условия материально- технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

-достижение более эффективных результатов деятельности.

Инновационная деятельность — обновление педагогического процесса, внесение новообразований в традиционную систему

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и  поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Одной инновацией последнее время является введение ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Федеральным государственным образовательным стандартом сегодня уже никого не удивишь при введении этого самого стандарта, возникает ряд проблем, требующих определенных управленческих решений.

Принятие таких решений целиком и полностью лежит на плечах директора школы и его команды.

Как добиться нужного эффекта при введении новых стандартов, используя имеющиеся ресурсы? Как повысить уровень учебной мотивации, для того чтобы выполнить задачу, поставленную ФГОС «Научить подростка самостоятельно добывать знания»? Как сделать школу настолько привлекательной, чтобы подростки с радостью спешили на занятия, учителя – с удовольствием стремились на работу, а родители гордились тем, что их ребенок обучается в моей школе?

Вид инновации

Создание новой управляющей системы

Цель, задачи определили, в свою очередь, содержание инновационного поля деятельности администрации и педагогического коллектива основной и старшей школы, включающего:

  • Разработку образовательной программы основного общего образования.
  • Разработка программы по формированию и развитию общеучебных универсальных действий обучающихся 5-9классов, которая будет включать в себя подпрограммы.
  • Пакет материалов по диагностике уровня сформированности ОУД;
  • Отработку механизмов проектирования учебного плана на ступени основного общего образования;
  • Организацию внеурочной деятельности;
  • Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий; Методические рекомендации по проектированию урока (учебного занятия) в соответствии с ФГОС.
  • Памятка по составлению технологической карты урока;
  • Технологии развития ОУД.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке к переходу основной школы на новые образовательные стандарты находится в стадии практической реализации поставленных задач. Исходя из собственного опыта работы по новым образовательным стандартам, считаем, что переход ОУ на стандарты нового поколения, необходимо начинать с большой подготовительной работы по овладению учителями технологией системно- деятельностного подхода. В прошлом учебном году при анализе посещенных уроков учителей рамках семинара «Системно-деятельностный подход», заставил нас, администрацию, обратить внимание на тот факт, что в методическом плане готовность учителей к работе по новым стандартам на среднем уровне. Несмотря на то, что большая часть педагогов прошла курсовую подготовку по работе в условиях реализации новых образовательных стандартов, уровень владения учителем технологией системно-деятельностного подхода по результатам самооценки еще не достаточно высок. Так по результатам самодиагностики на конец прошлого учебного года хороший уровень теоретических знаний по технологии СДП имеют 25% ; удовлетворительный -45% педагогов; большая часть педагогов основной и старшей школы применяют СДП эпизодически или совсем не применяют. Оптимистичным является тот факт, что более 80% педагогов готовы к использованию технологии СДП при условии перестановки акцентов.

Современный урок по ФГОС – это профессиональная и методическая подготовка учителя, системно-деятельностный подход, целеполагание и мотивация учения, современные средства обучения, выбор оптимальных средств обучения, создание условий для саморазвития, анализ каждого учебного занятия. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Подросток не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих подростковое действие. Исходя из этого, творческой группой: были определены характерные признаки деятельностно-компетентной образовательной модели учебного занятия:

-Учитель продумывает цели урока как результат ученика;

-Учитель организует работу по мотивации обучающихся;

-Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу;

— Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей;

-Ученик сам оценивает результат и корректирует действия.

Развитие персонала школы

Необходимо убедить всех в необходимости постоянно учиться: участвовать в вебинарах, спорить на интернет-форумах, свободно путешествовать по интернет-пространству, изучать образовательные интернет-ресурсы. Все педагоги школы прошли курсы повышения профессиональной квалификации. Работа в команде, когда и неудача и успех — это результат труда каждого, придала уверенности многим нашим педагогам. И администрация, и педагоги доброжелательны и открыты для общения и с подростками, и с родителями. Наблюдательный совет школы стал помощником и поддержкой администрации во всех принимаемых управленческих решениях.

Большую роль сыграло и то, что нами пересмотрена система стимулирования педагогов: критерии оценивания стали более четкими, они ориентированы на результаты решаемых нами задач; абсолютная открытость и демократичность установления доплат и надбавок по конкретным результатам труда снимают напряженность в коллективе, способствуют проявлению инициативы и творчеству.

Не секрет, что в одиночку с управлением школой не справиться!

Управленческая команда стала у нас основой успеха.

Направленность инновации

По направлению возможного появления – «сверху», «снизу». Методика внедрения новшеств – «сверху» и «снизу» влияет на инновационную активность педагогов, при этом педагоги, в основном, испытывают неприятие позиции «сверху».

ФГОС – это инновационный проект, относящийся к системному типу инноваций.

Методы реализации инноваций

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаю следующие:

— «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

— «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

-«метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

— «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

— «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

Каким я вижу завтрашний день моей школы?

Пожалуй, во все времена любовь к подросткам и компетентность были самыми главными качествами хорошего учителя. К счастью, в нашей школе много таких учителей, и мы будем всячески поддерживать и поощрять те проекты, которые полюбились подростками, которые как раз и помогают им открывать для себя современный мир. Впечатления и информация, получаемые подростками позволяет сформировать у них чувство гордости за свою страну, край, город.

Нам предстоит разработать новые проекты и активизировать работу школьного самоуправления. Предстоит серьезная работа по совершенствованию как учебной, так и внеурочной деятельности.

Сегодня в связи с увеличением количества обучающихся по ФГОС в основной школе перед нами встают проблемы площадей для проведения особенно внеурочных занятий, сложнее становится планировать использование спортзала и школьной столовой, возникает потребность в новых кадрах. Необходима разработка новой модели организации внеурочной деятельности. Для реализации программ внеурочной деятельности предстоит привлечь педагогов дополнительного образования и использовать возможности учреждений дополнительного образования.

Педагогам предстоит освоить новые направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми.

Думаю, и мне, и всей администрации, и Наблюдательному совету понадобится вновь поработать над мотивированием персонала, которое оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности.

Однако я точно знаю, что завтрашний день подскажет мне новые варианты ответа, потому что сама школьная жизнь сформулирует их. Вопросов всегда больше, чем ответов, и, наверное, в этом и состоит предназначение руководителя – находить ответы на самые, казалось бы, неразрешимые вопросы. Я и мои коллеги стремимся к тому, чтобы наши учащиеся получали достойное образование, а выпускники всегда с гордостью говорили: «Я учился в вечерней школе».

Новация и нововведение

Творчество – создание нового.»Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» (БЭС, с 1185). При этом «новое –впервые появившееся, возникшее, открытое, созданное» (Ожегов 8, с. 419). Соответственно, понятие «новое в педагогике» означает как недавно появившееся, возникшее, открытое, созданное в сфере педагогической науки и в педагогической практике (Поляков С.Д., 1993). Новшество — это средство (новый метод, методика, новая программа, технология и т.д.). «Педагогическое новшество» –более узкое понятие, –это новое в практике образования, ориентированное на учебные и воспитательные цели (там же).

Новация(от лат. novatio –обновление, изменение)–что-либо новое, только что введённое в обиход, новшество (БЭС, с. 811). То есть новация –это первая реализация новшества в естественных (не лабораторных !) условиях. Это образец для внедрения его в массовую практику. Инновация (от лат. in — а в; novus — новый) –нововведение (Совр. Словарь ин. слов.). Нововведение – «это целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» (Совр. Словарь ин. слов.).Соответственно,нововведение в педагогике, методике –новшество, введённое в практику, ориентированное на реализованный образец –новацию. Инновация–это процесс освоения новшества.

В педагогической литературе «инновация» рассматривается как целостная технологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая её вывод на новый уровень; как принципиально новые образцы деятельности, выходящие за пределы нормы, выводящие профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень путём введения нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию деятельности учителя и учащегося.

В целом, комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств инноваций составляетинновационный процесс. Образовательное учреждение, реализующее инновационный процесс работает в инновационном режиме.

Т.о. Все взаимоотношения представляются в виде цепочки:

Новшество ® новация (нововведение) ® инновация

Определяются следующие главные направления инновационных преобразований в педагогической системе (Подласый, с. 191) (рис. 1):

.

Рис.1. Направления инновационных преобразований

Эти направления можно сгруппировать, т.е. классифицировать по определённым признакам – основаниям классификации сфере деятельности, к которой относятся инновации и по инновационному потенциалу (Поляков, 1993). Сказанное иллюстрируется таблицей 1.

Табл. 1. Классификация нововведений

Основание классифкации Классы (типы) нововведений Характеристики типов
Сфера деятельности, к которой относятся инновации: · дидактические, · управленческие · воспитательные восп
По инновационному потенциалу · радикальные · модификационные · комбинаторские не имеющие аналогов и прототипов; нововведения связаны с рационализацией, усовершенствованием, модернизацией того, что имеет аналог или прототип (программы, методики, и т.д.); новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые в данном сочетании прежде не использовались.

Выделяются три типа педагогов-новаторов-радикалов (Поляков, 1993, с.40):

1) педагоги, покушающиеся на методический этаж, но не претендующие на изменение принципов обучения и воспитания (например, В.Ф. Шаталов до 1986 года);

2) новаторы, деятельность и которых ведёт к перестройке не только методического, но и теоретического этажа педагогики (пример — И.П. Иванов);

3) новаторы, стремящийся к пересмотру всей педагогики ( В.В. Давыдов) — самый редкий тип новаторства.

На каждом «этаже» есть свои усовершенствователи и комбинаторы. Их деятельность не только полезна, но порой весьма популярна среди учителей.

Новизна всегда носит конкретно-исторический характер, рождаясь в конкретное время и прогрессивно решая задачи этого исторического этапа. Она может стать достоянием многих, нормой, общепринятой практикой.

В педагогической практике реализуются два существенно отличающихся пути внедрения новшества: «сверху» — директивное, и «снизу» — инициативное. Выделяются пять вариантов нововведенческого процесса (Поляков, 1993).

Директивные («сверху»):

1.Нововведение типа «приказ» — вводится жестко-административно и сразу.

2. Нововведение — «прививка» — к существующей структуре и содержанию деятельности учреждения добавляются новые дополнительные структуры и содержания.

3. «Классическое внедрение» — когда педагогов просвещают, разъясняют особенности работы по-новому, стимулируют и т.п.

Инициативные («снизу»):

4. «Взращивание»: инициаторы стараются заинтересовать работников просвещения в принятии новшества и сделать их активными сторонниками нового. Однако, цели, стратегию нововведения определяют инициаторы.

5.»Выращивание» — путь совместной деятельности инициаторов и последователей.

Методическим новшеством внедрённым «снизу» явился метод опорных конспектов Шаталова. Управленческим новшеством, внедрённым «снизу» являются авторские классы. Авторский класс — это такое творческое сообщество детей и взрослых, которое может существовать относительно автономно, не подчиняясь всецело воспитательнойсистеме школы; такой класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность (Извина, 1999,с.12). Критериями авторского класса являются:

· воспитанность учащихся;

· защищенность и комфортность ребенка в классе (его самочувствие);

· удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

· сформированность классного коллектива;

· репутация класса;

· проявление индивидуальности (лица) классной общности;

· индивидуальность и самореализация каждого учащегося (О.А. Извина).

Авторские классы- это классы-лидеры, где наблюдается высокий уровень развития коллектива, созданы образцы, ориентиры поведения, деятельности, отношений. Эти классы влияют на систему воспитания школы в целом, так как сами, являясь открытыми системами, открыто взаимодействуют с другими внутришкольными коллективами.

2.. Уровни мастерства человека. Уровни мышления.

Выделяются четыре качественно различных уровня мастерства человека в любой области деятельности (В.П. Беспалько):

I уровень. Уровень деятельности по узнаванию, для которого характерны действия с подсказкой.

II уровень. Алгоритмический. Для этого уровня характерны самостоятельные действия по памяти. Это уровень деятельности по воспроизведению.

III уровень. Эвристический. Характерна продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы. Это уровень деятельности в нестандартной ситуации. При организации соответствующего обучения учащийся «обречён» постоянно открывать новую для себя (субъективно новую) информацию.

IV уровень. Творческий. Для этого уровня характерна продуктивная деятельность в новой, «нехоженой» области. Только деятельность, продуцирующую объективно новое знание, неизвестное человечеству, можно назвать творческой.

Можно сказать, что вышеназванные пункты представляют собой некую классификацию, в основе которой лежит признак – новизна продукта деятельности.

Вышесказанное позволяет выделить три вида и, соответственно, три уровня мышления учащегося, в основе деления которых лежит признак – новизна продукта мыслительной деятельности (см. также лекцию №5).

· Репродуктивное, алгоритмическое мышление (элементарный уровень). Этот уровень характеризуется умением действовать по эталону, применять известные умения, накладывая их на незнакомую ситуацию, для узнавания и идентификации отдельных сторон в новой ситуации. Отсутствие новизны.

· Продуктивное мышление.

— Эвристический уровень. Характеризуется умением комбинировать известные способы действий (алгоритмы) в новый, приводящий субъекта деятельности к творчеству на уровне самостоятельного получения субъективно нового (неизвестного субъекту, но известного человечеству) знания. Субъективная новизна.

— Собственно творческий (высокий) уровень. Этот уровень характеризуется генерацией нового знания, постановкой задач, которые являются внутренней потребностью субъекта деятельности. На этом уровне вводятся новые характеристики и физические величины для описания вновь открытых явлений. Объективная новизна.

Источники инновационных педагогических идей

Источники инновационных педагогических идей

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно — ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

Сегодня инновационный поиск вошёл в «спокойное русло», стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации» в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Объект работы – педагогические инновации.

Предмет – значение и направления реализации педагогических инноваций.

Цель работы – определить источники педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.

Задачи работы:

1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».

2. Раскрыть причины развития педагогических инноваций.

3. Раскрыть подходы к типологии педагогических инноваций.

4. Определить источники инновационных педагогических идей.

1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория

Термин «инновация» в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение — трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации — это изменения внутри системы.

Инновации — это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии.

Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение».

Новшество в образовании — это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

1.2 Причины развития педагогической инновации

Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:

— новыми постановками целей высших учебных заведении и сложившейся организационной структурой и формами управления;

— интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

Приведем перечень проблем, возникающих у педагогов — инноваторов, решения которых находится в области педагогической инноватики:

— различия в потребностях учеников, их родителей, школы;

— существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций и подходов;

— несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;

— проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;

— отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;

— адаптация новшеств к имеющимся условиям;

— отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;

— проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов.

С инновациями в образовании связаны также следующие проблемы: технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды; закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; снятие психологических барьеров перед нововведениями; согласование с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.

Отдельно следует выделить вопрос о соответствии того или иного новшества образовательной системе, в которую оно может быть внедрено. Под «системой» может пониматься отдельный учебный курс, который ведет отдельный педагог, образовательное учреждение в целом, регион и т. д.

В качестве первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества B.C. Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них ещё при разработке:

— предмет инновации, то есть тот элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества, и назначение изменения;

— глубина преобразований, то есть степень радикальности изменения предмета инновации;

— масштаб преобразований, то есть число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;

— ресурсоёмкость новшества, то есть объём необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;

— уровень разработанности, то есть степень подготовленности новшества к внедрению.

Перечисленные параметры выступают критериями предварительной диагностики нововведений по отношению к той или иной среде внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.

Причинами педагогических инноваций являются:

1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.

2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, т. е. «педагогическая инновация» — изменение, направленное на улучшение и развитие системы воспитания и образования. Очевидно, что развитие педагогических инноваций ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне, как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы позволяют профессионально развиваться и самореализовываться самим педагогам и администраторам, способствуют развитию у учащихся навыков жизни в изменяющемся мире.

2. Источники инновационных педагогических идей

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем то новым, но обязательно чем то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Источниками инновационных идей могут быть:

— неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

— появление новых образовательных моделей;

— демографический фактор;

— изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

— новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Жизненный цикл педагогических инноваций
1. Этап рождения новой идеи или возникновения новой концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

— новизна в постановке целей и задач;

— глубокая содержательность;

— оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

— разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

— способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно -педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой инновация деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога — воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога – новатора необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно — практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога — профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека важнейший источник его роста. С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

Педагогические инновации

Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

Понятие «Инновация» происходит от английского слова «novation», обозначающего новшество, замену чего-либо новым.

Инновация (анг. innovation -нововведение) — изменение внутри системы (in — внутри); создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике.

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация — это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Педагогические инновации классифицируются по различным признакам.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

— разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

— обновление содержания образования;

— изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

— совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

— улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

— проектирование новых моделей образовательного процесса;

— обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

— обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;

— разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся те инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов.

Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими. Технология, барьеры и условия осуществления инновационных процессов

Инновационный процесс — это многофункциональный процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств.

Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.

Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.

Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.

Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.

Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения ученых актуальных педагогических проблем. Здесь может быть полезна информация, содержащаяся в системе Интернет.

Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными его свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.

Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонолизировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.

Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность. Построение алгоритма внедрения нового в практику. В педагогике разработаны обобщенные алгоритмы процессов внедрения результатов научных исследований в практику. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, конвенциальности и другими.

Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. Здесь необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и др.

Для инновационных процессов существуют и реальные барьеры. Так В.И. Андреев выделяет следующие из них:

— консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

— ложное следование традиции по типу «У нас и так все хорошо»;

— отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

— неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения и др.(СНОСКА: См.: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — С. 433.) При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

— в педагогике передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта (К.Д. Ушинский);

— «чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т.д.) и выбирать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;

— инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

— инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

— инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

— в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения. Инновационные образовательные учреждения

По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, еслиучебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам обучающихся и педагогов, повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем (См.: Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — С. 210.).

Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Например, образовательный процесс в колледже не всегда автоматически носит инновационный характер. Более реально подчеркнуть особенности инновационного образовательного учреждения можно в сравнении с традиционными учреждениями. Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательного учреждения (см. таблицу)

Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *