Педагогический словарь терминов

Учебное пособие «Педагогический словарь по темам» рассмотрено и утверждено

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Сарапульский политехнический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

(СПИ ИжГТУ)

Кафедра «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»

В помощь студентам, изучающим педагогику

«Педагогический словарь по темам»

для студентов направления 050500.62 «Технологическое образование»,

Сарапул

ББК 371.4(075.8)

УДК 74.03я73

Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

рассмотрено и утверждено:

На заседании кафедры «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» СПИ Протокол от 2010 г. №

На Ученом Совете СПИИжГТУ Протокол от 2010 г №

Рецензент:

Педагогический словарь по темам составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Педагогика» на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для оказания методической помощи студентам, ориентированным на педагогические специальности.

Русинова Л. П.

Учебное пособие «»Педагогический словарь по темам»» / сост. Л. П. Русинова. – Сарапул, 2010. – 143 с.

Педагогический словарь включает в себя словарные термины по разделам «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Современные образовательные технологии», «Педагогическая антропология», «Теория и методика воспитания», «История образования и педагогической мысли». «Управление педагогическими системами», «Список рекомендуемой литературы».

Русинова Л. П., составление, 2010

СПИ ИжГТУ,

СОДЕРЖАНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 5

2 ДИДАКТИКА 18

3 СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 49

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. 59

4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 66

5 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 95

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (В) – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют В. в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя В. с социализацией), и В. в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. В. часто трактуется в ещё более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, В. общественной активности, коллективизма). 96

6 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 112

7 УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ 125

ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (Ж.п.) – периодические издания, посвящённые проблемам воспитания, обучения и образования. Современные Ж. п. можно классифицировать: по издателю – правительственные, научых учреждений, общественные, частных лиц; по проблематике – общепедагогические, методические, научно-популярные, справочно-библиографические; по отраслям педагогические науки и практики – по дошкольному воспитанию, школьному образованию, профессиональному образованию, высшему образованию, образованию взрослых, культурно-просветительские, по дефектологии; по территориально-языковому принципу – международные, общегосударственные, региональные, национальные. К Ж. п. примыкают продолжающиеся издания («Труды», «Сборники трудов», «Доклады», «Известия», «Учёные записки», «Бюллетени» и т. п.) университетов, пед. институтов, институтов усовершенствования учителей и др. учебных научных и методических учреждений и организаций. 127

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 148

ВВЕДЕНИЕ

Цель предлагаемого словаря – дать студентам вуза, изучающим педагогику, доходчивый, удобный в пользовании справочник наиболее употребительных терминов, используемых как в практической педагогической деятельности, так и в педагогике как науке. Словарь может быть использован преподавателями педагогических дисциплин педвузов а также педагогами проявляющими интерес к современному наполнению базовых понятий педагогических дисциплин.

Специфика словаря обусловлена, по меньшей мере, тремя факторами:

1. Спецификой педагогики как интегративной науки, вбирающей в интересах воспитания растущего человека все достижения гуманитарных наук, искусства, религии, философии и других сфер общественного сознания. Поэтому представленное в словаре собрание слов, понятий нельзя однозначно отнести только к педагогике: они если не педагогические, а психологические, социологические или философские, то все равно обслуживают профессиональную деятельность современного учителя.

2.Спецификой (а лучше отсутствием специфики) языка педагогики как науки, так и практики. Педагогика в отличие от других гуманитарных наук (скажем, логики, психологии, этики) не имеет своего строго формализированного языка как системы понятий, имеющих строго определенный смысл. Педагогика использует обычный разговорный язык. И это понятно, потому что сфера бытия педагогики – вся жизнь. Тот небольшой набор специфических педагогических понятий и категорий (набор, но не система) не так строг в смысловом отношении, как в других науках, и их смысл в значительной степени определяется их окружением в контексте.

3 Подвижностью тезауруса педагогических терминов. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться в системах искусственного интеллекта. Одни термины безвозвратно уходят в небытие, другие рождаются и становятся модными. Поэтому, если для любого словаря (энциклопедии) справедлива метафора: «Словарь – кладбище знаний», то для педагогического словаря в условиях все ускоряющихся темпов общественной жизни России она справедлива вдвойне.

Следовательно, необходимо иметь этот факт в виду, когда вдруг не найдется в предложенном словаре какой-то термин, встретившийся Вам в печати, научной литературе, или обнаружит в нем устаревший (по его представлению) термин. Подобные ситуации не могут быть исключены при пользовании любым словарем, и они лишь свидетельствуют о неустранимости развития науки и неискоренимой способности человеческого духа к постижению новых сфер и глубин бытия.

1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельностии путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников.

Гуманистически-ориентированный педагогический процесс может быть только процессом. В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОСПИТАНИЕ (как пед. явление):

1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;

2) целостный, сознательно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами;

3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом);

4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути;

5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект пед. воздействия);

6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности;

7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т. д. воспитание.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и анатомических способностей. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ – совокупность задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, например, ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в педагогике) – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие.

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации по строения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.д.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

ОБРАЗОВАНИЕ – специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа ЧЕЛОВЕКА в индивиде.

Цели образования – развитие индивида, сообщества и в глобальном плане – сохранение и развитие культурных и цивилизованных форм жизни – достигается посредством освоения индивидом различных форм деятельности.

В обучении и самостоятельно осуществляемом учении осваиваются технологические навыки, приобретаются знания. В воспитании и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей.

Воспитание в широком смысле есть процесс специально организованной передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта и создание условий для проявления внутренней мотивации ребенка, В узком же смысле воспитание – это конкретная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста.

Все эти процессы неразделимы, именно поэтому в парадигме личностно-ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, создающие условия для саморазвития личности, которое является стержнем всех составляющих ОБРАЗОВАНИЯ (становления) ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

В данном контексте собственно обучение не может быть ведущей деятельностью в образовательных процессах (как это было в прежней парадигме), в каждой конкретной образовательной ситуации в зависимости от интересов и целей, которые ставят ее участники, содержательными становятся лишь те или иные составляющие, но при условии, если они развивают личность и индивидуальность и если созданы условия для

саморазвития.

ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

ПЕДАГОГИКА – наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательнообучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ – воспитание как особая функция общества; процесс передачи опыта от поколения поколению в целях его дальнейшего воспроизводства и развития.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического воздействия.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

РАНЖИРОВАНИЕ – расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе педагогического исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РЕФЕРАТ (от лат. reffere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержание источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся реферированию необходимо уже в средних классах школы.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ – совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Такт педагогический – одна из форм реализации педагогической этики.

ТЕСТИРОВАНИЕ – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Сарапульский политехнический институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
(СПИ ИжГТУ)
Кафедра «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»
В помощь студентам, изучающим педагогику
«Педагогический словарь по темам»
для студентов направления 050500.62 «Технологическое образование»,
Сарапул
2010
ББК 371.4(075.8)
УДК 74.03я73
Учебное пособие
«Педагогический словарь по темам»
рассмотрено и утверждено:
На заседании кафедры «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» СПИ Протокол от 2010 г. №
На Ученом Совете СПИИжГТУ Протокол от 2010 г №
Рецензент :
Педагогический словарь по темам составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины «Педагогика» на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для оказания методической помощи студентам, ориентированным на педагогические специальности.
Русинова Л. П.
Учебное пособие »
«Педагогический словарь по темам» » / сост. Л. П. Русинова. – Сарапул, 2010. – 143 с.
Педагогический словарь включает в себя словарные термины по разделам «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Современные образовательные технологии», «Педагогическая антропология», «Теория и методика воспитания», «История образования и педагогической мысли». «Управление педагогическими системами», «Список рекомендуемой литературы».
Русинова Л. П., составление, 2010
СПИ ИжГТУ,

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ

составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения — в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. О. служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать. В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлениях о закономерностях вовлеченных в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приемы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе О. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования. Цель О. — внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда. О. возможно потому, что люди обладают способностью обучаться (см.Обучаемость) и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В начале душевного развития ребенка лежит сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность (см. Игра). Передача культуры осуществляется с помощью, прежде всего, языка. Качество и уровень О. поэтому напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся (см.Культура речи). На этом базисе развивается логическое мышление, сначала очень конкретное. Мышление, как правило, достигает уровня всестороннего осмысления проблем, охвата их формальных структур и поиска объяснений в подростковом возрасте. В эмоциональной сфере ребенок прогрессирует от непосредственного и неконтролируемого возбуждения до осмотрительных, осторожных и благоразумных выражений чувств. Физическое взросление ребенка сопровождается серьезнейшими физиологическими изменениями. По мере роста увеличивается феноменологический и экзистенциальный опыт ученика — знакомство с действительностью, языковой багаж, опыт преодоления трудностей и противоречий практики. Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе О. предполагает учет всех этих характеристик роста. Темп О. задается с таким учетом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и не опережало его намного. Исторически первой и важнейшей формой О., обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Ученичество создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей. Ученичество обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство. Без создания и функционирования научных школ — особого типа ученичества — немыслима наука. Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание — гл. способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Точное или видоизмененное повторение всегда предполагает некоторый элемент творчества, в репродукции содержится зародыш продуктивного воображения. С подражания начинается умение, мастерство в любой сфере деятельности, как в техническом, так и художественном творчестве. Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточно для качественного О. Необходимо, чтобы учащиеся умели применять полученные знания в решении различных реальных задач, умели делать обобщения и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. На продуктивном воображении — выдающейся по значимости способности человека — базируется изобретательская деятельность. Изобретения изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на такие стороны человеческого существования, как условия обитания, жилье, питание, одежда, труд, игры, развлечения, искусство и пр. Способность к изобретательству нуждается в тренировке, развитии, как минимум в поощрении, в ходе любого О. Самым действенным фактором О. были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности О. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель дает логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определенной задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена к.-л. другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений. Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного О. В процессе О. постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Все содержание О. наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием О. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются все более отдаленные от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся все менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдаленные цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всем его протяжении. О. предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание О. в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание О. отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь гармонизирующую их общую часть. По основанию способностей, развиваемых О., — общих и специальных, оно делится на общее и специальное. Общее образование дает больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, — содержание богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике. Однако чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение суть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Учащийся благодаря хорошему упражнению оттачивает способность находить оптимальное их объяснение и разработку. Новейшие цели специального или профессионального образования — подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования. Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, тренинг психологический, выработка личностных ценностей и отношений к своему труду и к себе. Организационная система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность О. может базироваться только на способностях личности. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. все более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями (см.Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения. — обладающая стратегическим значением и приоритетно развиваемая сфера деятельности, лежащая в основе гармоничного развития граждан, общества и государства; — целенаправленный процесс (и результат) воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. ) — специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде. Термин «образование» часто употребляется в качестве синонима понятия «система образования». (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. — Новосибирск, 2001. ) См. также Дифференциация обучения,Игра,Информатизация образования, Культура речи, Народное образование, Непрерывное образование, Обучаемость, Основное общее образование,Просвещение

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

«Терминология.ру» – это школьные знания по основным дисциплинам, собранные в одном месте. Сколькими справочниками нам приходится пользоваться в течение жизни? Считать это количество бессмысленно — оно огромно.

Впервые термины и определения мы начинаем заучивать и использовать в школе. Школа призвана создать базу для изучения самых разных наук, а потому школьные предметы включают в себя множество разделов и направлений, и на каждое требуется не один словарь, а несколько. Поэтому разброс нужной информации по разным источником ощутимо велик. Казалось бы, школьные термины — это популярные базовые знания, а, значит, поиск их значений не должен составлять труда. Однако в действительности значения определений практически всегда приходится искать в разных книгах и на разных ресурсах. Но и с окончанием школы поиски не прекращаются: в течение жизни постоянно возникает необходимость в очередной раз открыть словарь школьных терминов. Решение проблемы очевидно: необходим словарь терминов, который объединит всю нужную информацию в одном месте.

Сайт «Терминология.ру» понимает современных школьников и их родителей. Для вашего удобства собран единый школьный сборник терминов. В вашем распоряжении упорядоченный справочник, из которого можно почерпнуть все то, что обычно нужно искать в разных источниках, будь то таблица значений тригонометрических функций или правила правописания.

Ценность информации возрастает, когда она полезна, доступна и удобна в использовании. Вы уже успели оценить удобную навигацию сайта? Нужные школьные определения найдутся легко. В левом меню расположен перечень ссылок, каждая из которых отвечает за свой предмет. Определения в каждом разделе отсортированы и доступны по алфавитному указателю, что облегчает поиск. В правой части страницы вы видите самые популярные термины, которыми чаще всего интересуются посетители. Возможно, вам даже не придется пересматривать словарь терминов по разделам: нужная информация может оказаться прямо на стартовой странице, в разделе «Последние материалы».

Материалы сайта пригодятся не только школьникам. Школьный сборник терминов используют и родители учеников, и любые другие посетители сайта, у которых возникла необходимость освежить школьные знания. Словарь школьных терминов, собранный на сайте «Терминология.ру» – это удобный и надежный помощник в обучении для всех.

Презентация прошла на в рамках Московского международного форума «Город образования». Авторы проекта – проректор по науке Института Пушкина Михаил Осадчий и ведущий научный сотрудник Александра Ольховская.
Все ли мы вкладываем в новые единицы один и тот же смысл? Как обеспечить взаимопонимание между участниками образовательного процесса? Наконец, как познакомить с корпоративными ценностями и понятиями начинающих педагогов? «Словарь корпоративных смыслов», по мнению авторов, станет незаменимым помощником педагогов, руководителей образовательных организаций, а также административных работников в сфере образования города Москвы. Лингвисты совместно с ведущими методистами и экспертами из числа успешных руководителей образовательных организаций дали толкование 120 ключевым терминам.
«Преимуществом словаря является прежде всего то, что в нем описаны единицы, которые, несмотря на свою популярность, до сих пор не были однозначно и исчерпывающе объяснены, – рассказывает лексикограф Александра Ольховская. – Каждое слово в словаре снабжено лаконичным толкованием и примером употребления. В приложении представлена тематическая классификация ключевых понятий московской системы образования».
Словарь создан Институтом Пушкина совместно с Московским центром развития кадрового потенциала образования.
Информация сайта «Учительской газеты»
Иллюстрация из архива НООС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *