Передовой опыт

Методы изучения педагогического опыта

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13

Методы изучения педагогического опыта это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Важно изучение не только передового опыта, но и опыта рядовых учителей. Нередко именно он отражает реальные противоречия педагогического процесса.
Указанную группу методов еще называют эмпирическими методами познания педагогических явлений. От слова греческого происхождения «эмпиризм», означающего «опыт». Эти методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые впоследствии подвергаются теоретическому анализу.
При изучении педагогического опыта применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение работ учащихся, изучение педагогической документации.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Предполагается ведение протоколов наблюдений, киносъемка, видеозаписи. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Достоинства наблюдения заключаются в его планомерности и систематичности. Недостатки кроются в невозможности предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы, полученный материал не всегда поддается статистической обработке. При этом затраты времени на наблюдение и обработку полученных материалов весьма велики.
Имеет место наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение, т.е. со стороны.
Беседа, интервью, анкетирование относятся к опросным методам. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа это диалог по заранее разработанной программе. Особое значение беседы состоит в том, что это личный контакт, а он помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Данный метод обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, позволяет в соответствии с реакцией отвечающего направить беседу в нужное русло.

К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, формулировка различных вариантов вопросов и др. Различают беседы индивидуальные и групповые.

Разновидностью беседы является интервью. Особенность интервью заключается в том, что исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – это метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Беседу и интервью образно называют опросом «лицом к лицу», анкетирование заочным опросом. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Анкетирование как письменный опрос весьма продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Основными требованиями к разработке анкет являются: точность формулировок анкеты; содержательная направленность; лаконичность и однозначность формулировок. Применяются три типа анкет: открытая анкета, анкета закрытого типа, смешанная анкета.

Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов, предложенных респонденту на выбор. Анкета закрытого типа, наоборот, дает готовые ответы для выбора анкетируемым. Смешанная анкета содержит элементы открытой и закрытой анкет.

Ценным источником получения информации о состоянии педагогического процесса, степени его эффективности являются продукты деятельности учащихся, среди которых письменные, графические, творческие и контрольных работы, рисунки, чертежи, тетради по отдельным дисциплинам и т.д. Работы учащихся могут дать важные сведения об индивидуальных особенностях учеников, их наклонностях и интересах, отношении к делу и своим обязанностям, уровне развития старательности, прилежания и других качеств, мотивах деятельности. Этот метод, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами,

Одним из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации является изучение документации. К ней относятся: личные дела учащихся, медицинские карты, классные журналы, ученические дневники, протоколы собраний, заседаний и др.

Изучение школьной документации обеспечивает получение данных, позволяющих дать широкую характеристику сложившейся практики организации образовательного процесса. При этом важно иметь в виду, что работа над документами требует выяснения их надежности. Не исключено, что они могут быть искажены. Необходимо знать, с какой целью эти документы были подготовлены, в какой ситуации, какими методами пользовались.

Особую роль в эмпирических методах исследованиях играет эксперимент. Слово «эксперимент» латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».

Педагогический эксперимент это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса. Сущность эксперимента как метода исследования состоит в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, гипотез. Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный, состоящий в создании искусственных условий для проверки эффективности того или иного новшества. Для лабораторного эксперимента отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть разным по своим масштабам, охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Имеют место широкие региональные эксперименты, в том числе охватывающие систему образования страны. Иначе говоря, эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.
В зависимости от темы и цели исследования эксперименты могут быть длительными или краткосрочными.

Осуществление любого эксперимента подчинено общей логике. Ее можно представить в следующей схеме: автор разрабатывает некую новую педагогическую конструкцию, вслед за этим составляет программу ее опытной проверки на эффективность. Предварительно конструирует критерии оценки эффективности, отрабатывает регламент процедур проверки, подготавливает экспериментальную базу и условия реализации опытной работы, осуществляет намеченное и проверяет его итоги по реальным показателям с помощью надежных критериев.

Таким образом, выделяются следующие этапы эксперимента:
теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы);
методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
собственно эксперимент проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
аналитический количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят, прежде всего, недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда их самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Методы педагогического исследования и способы проверки результатов

Методы педагогического исследования и способы проверки результатов

Под методами педагогических исследований понимаются способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явления, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Основные методы педагогического исследования представлены на следующей схеме

1.Эмпирические методы педагогических исследований — наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.

Педагогическое наблюдение— метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях.

Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо правильно вести наблюдение: объективно выбирать факты, фиксировать результаты.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, фотографировать, записывать на диктофон, снимать на камеру.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по времени – непрерывные, дискретные (прерывистые), монографические (очень длительные и обстоятельные). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых (например, исследуя детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения – проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения. Однако наблюдение требует длительного времени, не всегда изучаемое явление может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, фиксируются только внешние проявления изучаемого.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Опрос является самостоятельным методом или дополнительным, цель которого получить информацию или прояснить то, что было неясно при наблюдении.

Беседа — это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Она имеет разные формы.

Катехизическая (от греч. katechesis — наставление, поучение) — вопросно-ответная форма изложения темы : формулируется вопрос и тут же дается на него ответ. Эвристическая (от греч. heurisko— нахожу)— система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов. В процессе беседы ее ведущий постепенно подводит собеседников к восприятию новой информации. Они становятся как бы соучастниками ее открытия.

В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

Предназначение воспитательной беседы — объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах этики, права, эстетики, здорового образа жизни, существующих в данном обществе, о правилах взаимоотношения людей по законам нравственности, красоты, здоровья. Конечная цель такой работы —формирование поведения личности.

Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. Беседу необходимо фиксировать, но лучше или на диктофон, убранный из поля зрения (при этом опрашиваемый знает, что идет запись), или по памяти сразу после беседы. В каждом случае необходимо точно указать дату, место беседы и данные о собеседнике: фамилию, имя, отчество, профессию, специальность, должность и т.д.

Интервью – метод, близкий к методу исследовательской беседы. Применяя метод интервью, исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила итервьюирования включают создание условий, располагающих собеседника к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в неофициальной обстановке. Используя этот метод, исследователь фиксирует ответы испытуемого открытым способом.

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

— смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

Изучение школьной документации (устава школы, личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы, классных журналов, отчётов, аналитических справок и т.д., а также финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить изучением значительный объём данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах.

Недостатки метода изучения школьной документации проявляются, в основном, в двух аспектах:

— стандартизация и деловой стиль документов вводят жёсткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;

— в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, изучающего документ (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления «казаться лучше, чем на самом деле» или из-за элементарной небрежности в ведении документации)

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Педагогический эксперимент (от лат. experiment — проба, опыт) — самый продуктивный метод педагогического исследования. Педагогические процессы, проходящие в привычных условиях, не всегда содержат готовый материал по теме, интересующей исследователя и тогда исследователь искусственно создает такие условия, при которых проявились бы те явления, которые он изучает. Эксперимент проводится в специально создаваемых и в то же время — контролируемых условиях и ситуациях.

Есть разные виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда— среды протекания педагогического процесса. Лабораторный эксперимент организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Лабораторный эксперимент точнее фиксирует факты (хоть и косвенные, но объективные), но его проведение возможно только в особом помещении, оборудованном специальными приборами. Сложность заключается также в дешифровке записей о поведении испытуемых, в декодировании индикаторов, характеризующих поведение исследуемого.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная — экспериментальной.

Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.

Пилотажный эксперимент можно назвать также и предварительным. Всякую методику исследования, а особенно педагогический эксперимент, надо тщательно готовить. Первоначальный вариант эксперимента может быть удачным, но, возможно, и не наилучшим. Поэтому нужно проверить на практике уровень проработанности и качество методики эксперимента. Такой предварительный эксперимент сначала проводят не в полном, а в сокращенном варианте. Это и есть пилотажный эксперимент, предназначенный для проверки и доведения методики эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты корректируются. И уж только тогда можно организовать педагогический эксперимент в полном объеме.

Тест (от англ. test— испытание, исследование, проверка)— это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Выборка относится к выполнению кратковременного задания, результат которого анализируется. По полученным данным судят об этом человеке вообще, распространяя эти же характеристики и на другое время поведения изучаемого человека. Тест предназначен для установления определенных, в том числе— психолого-педагогических характеристик человека. Он отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.

Тесты достижений призваны выявить уровень достигнутых индивидом (учеником, студентом) знаний, умений и навыков в какой-то области, в частности по учебным предметам.

Слабой стороной тестов достижений является то, что исследователь (диагност, учитель) не может выявить ряд интересующих его факторов. Например, можно выявить широту, глубину и осмысленность (понимание) знаний ученика, но определить прочность (длительность сохранения усвоенного) невозможно. Тест не устанавливает также, чем обусловлен, чем объясняется тот или иной уровень выявленных знаний ученика,.т.е. он чаще всего не позволяет установить причинные связи в результатах усвоения знаний. Он не определяет также общую образованность и подготовку индивида за все время обучения в школе, вузе.

Тесты интеллекта — психодиагностические приемы для исследования и качественной оценки уровня интеллектуального развития человека. Тесты креативные (от лат. creatio — сотворение) призваны выявлять творческие способности, талант, одаренность индивида. Тесты личности направлены на оценку эмоциональных и волевых компонентов психической деятельности и поведения человека.

Тесты прогностические (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) предназначены для предсказания развития исследуемого индивида в будущем, о перспективах и возможном исходе этого развития. Таким образом, тресты выполняют на практике функции контроля знаний, диагностики и прогноза развития индивида. В последних двух функциях они являются также и инструментом исследователя. (В учебных заведениях более распространены тесты достижений, а также интеллекта и личности.)

Проективные методы — это разновидность тестов. Испытуемый высказывается о своих возможных действиях, поступках, поведении в условно предложенной ситуации. Например, как бы он поступил в конкретной ситуации, если бы стал директором школы. Скажем, во всех классах он ввел бы пятидневную учебную неделю, отменил бы школьные отметки и всякие экзамены, ввел бы для школьников свободное посещение занятий, дал бы ученикам право выбора своего учителя и классного руководителя и т.п. Анализ подобных суждений дает хороший материал для исследователя.

Оценочные шкалы (от лат. scala— лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.

Рейтинг (от англ. rating— оценка, порядок, классификация, класс, разряд) — это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п.

Педагогический консилиум (лат. consilium— совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.

Ход консилиума обычно протоколируется. Он будет иметь материал психолого-педагогического, иногда — правового и медицинского характера. Педагогический консилиум предполагает опору в учебно-воспитательном процессе не столько на интуицию учителя, сколько на данные тщательного и взвешенного анализа педагогических фактов и явлений.

2. Теоретические методы: изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.

Изучение литературных источников в педагогическом исследовании позволяет находить и отбирать необходимую информацию. Предметами изучения при использовании этого метода являются научно-методическая литература, нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста. Кроме того, при изучении электронных документов возможно полное копирование и сохранение источника на доступном носителе, сжатие и архивация документа, распечатка всего документа либо его фрагмента (например, оглавления, электронного адреса или прилагаемой аннотации), поиск данных по ключевым словам и т.д.

Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

— сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

— сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

— соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

— осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

— обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

— установление степени достоверности полученных данных;

— выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

— выявление тенденций;

— прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

— определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

— обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Индукция и дедукция являются методами логических обобщений. Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: менеджер, зная общие свойства и зависимости объектов данного класса, делает вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях явлений и процессов того же класса. Индукция и дедукция применяются и для построения рассуждений при анализе полученных данных. При индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей. Научно-педагогическая модель – мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности.

Признаки научной модели:

1) идеальная система, оптимизированная для изучения;

2) адекватно отражает объект исследования;

3) способна замещать моделируемый объект;

4) изучение модели даёт новую информацию о предмете исследования.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

3. Методы количественной и качественной обработки педагогической информации.

В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, а также методы статистического выявления связей.

К методам установления зависимостей количественных относятся регистрация, ранжирование и шкалирование (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.).

Метод регистрации состоит в том, что выявленные при изучении предмета исследования некоторые установленные факты регистрируются: фиксируется определённым образом. Это позволяет накапливать информацию и переводить её в числовые показатели, выявлять не только наличие, но и количество тех или иных явлений, событий, определять их частоту (количество за единицу времени). Например, могут регистрироваться опоздания, пропуски занятий, различные достижения учащихся и педагогов и т.д.

При ранжировании рассматриваемые объекты и явления выстраиваются в определённой последовательности, например: наиболее важным присваивается 1-й ранг, менее важным – 2-й и т.д. Данный метод необходим, когда не существует готовой научно обоснованной методики оценивания изучаемого свойства, так как практически всегда можно использовать ранжирование по скорости выполнения заданий, по количеству допущенных ошибок, по частоте ответов и т.д.

Шкалирование предполагает «введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). При шкалировании каждому из выявляемых показателей приписывается определённое количество баллов, и на основе этого составляются шкалы оценивания изучаемого явления по каждому оценочному критерию. Как метод познания управляемого объекта шкалирование позволяет формализовать полученные данные, переводя их в числовые показатели, сравнивать их с существующими нормативами и выявлять отклонения, что существенно облегчает обработку больших массивов информации.

Метод вычисления элементарных статистик позволяет представить управленческие и педагогические явления в абсолютных показателях. Для таких вычислений могут применяться разные формулы. В педагогическом исследовании наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели.

К методам статистического выявления связей относятся графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ и др. Общая особенность этих методов состоит в том, что с их помощью данные обрабатываются статистически, в результате чего выявляются тенденции, степени вероятности прогнозов, уровни значимости влияющих на процесс факторов, совпадения динамики тех или иных параметров изучаемой образовательной системы. Достоверность результатов при использовании методов данной подгруппы зависит от корректности применения соответствующих инструментов (формул, диаграмм, графиков) и правильности выполняемых вычислений. Кроме того, статистически достоверные выводы можно сделать только при анализе достаточно большой выборки данных.

Графопостроение — метод построения графических изображений на основе полученных числовых показателей. Графическими изображениями могут быть различные диаграммы, отражающие тенденцию изменения некоторых показателей за некоторый отрезок времени, зависимость одних параметров от других, а также некоторую последовательность происходящих в управляемой системе изменений.

Сравнение элементарных статистик – метод, при котором сравниваются одноимённые показатели, полученные по разным критериям, в разных субсистемах, в разные временньíе отрезки существования объекта познания. Основными формами изображения сравниваемых показателей являются таблицы и диаграммы.

Метод корреляций – это метод статистического выявления взаимосвязей между полученными показателями. С его помощью математически определяются зависимости, устанавливаются закономерности, характерные для исследуемого процесса в данных условиях его протекания. Чаще всего в педагогическом исследовании используется простая линейная корреляция (корреляция Пирсона).

Корреляция в данном методе – это связь между признаками, заключающаяся в изменении средней величины одного из них в зависимости от изменения значения другого. Корреляция может быть положительной или отрицательной. Если между двумя сопоставляемыми признаками есть прямая зависимость (с увеличением одного признака возрастает и другой), то можно говорить о положительной корреляции между ними. Если зависимость обратная (с ростом одного признака второй признак уменьшается), то это отрицательная корреляция. Примеры корреляций: при увеличении доли использовании в учебном процессе новой методики повышается самостоятельность учащихся (положительная); но снижается скорость «прохождения материала» (отрицательная).

Главное достоинство метода корреляций состоит в том, что он позволяет выявлять зависимость между, на первый взгляд, не связанными друг с другом показателями. Главный недостаток данного метода – необходимость использования специальных инструментов математической обработки данных (формул, диаграмм и т.п.), а также владения определёнными вычислительными навыками и знания методики корректной интерпретации результатов, что делает его практическое использование довольно сложным.

Факторный анализ – метод статистического выявления структуры эмпирических данных. Его суть состоит в том, что в результате логико-математической обработки большого массива данных из многих компонентов выделяются главные, играющие решающую роль. Эти компоненты являются переменными, отражающими выявленные исходные признаки, и называемые факторами. Переменные при использовании факторного анализа изначально рассматриваются как равноправные, их факторные нагрузки (уровни значимости каждой из переменных) определяется математически.

Использование факторного анализа в педагогическом исследовании позволяет проводить статистический вероятностный анализ воздействия на образовательный процесс различных факторов, прогнозирование их влияния и опережающую коррекцию этого влияния. Иначе говоря, он позволяет установить степень влияния на процесс тех или иных факторов.

В результате факторного анализа выявляются факторы и степень их важности, силы влияния на педагогический процесс.

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

— владение данным методом;

— умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

  • адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

  • ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).

Пример применения метода вычисления элементарных статистик. Расчет процентов, среднего балла.

В начале учебного года все ученики были разделены на две группы для проверки методов педагогического исследования и способов проверки результатов. В течение учебного года обучение в первой группе происходило стандартно (мел и доска, учебник). Обучение учеников во второй группе в середине учебного года изменилось, так как учитель прошел курсы повышения квалификации. Уроки стали происходить с применением разных методов обучения, больше стало наглядности, применялись ИКТ- технологии.

Результаты вычислений представлены в таблице

Группа

Кол-во учеников

Условия

Качество,

%

%

На начало года

13,33

46,7

53,33

На конец года

16,7

46,7

На начало года

16,45

39,47

44,08

55,9

На конец года

34,21

65,79

Формула для расчета качества обучения

Качество = * 100%

Формула для расчета процента «3 , 4 и 2»

Процент оценки = *100 %

Из таблицы видно, что качество в первой группе возросло на 6 %, а во второй группе на 9,89 %. Увеличилось число четверок и пятерок. Что радует.

Условия

группа

Средний балл

На начало года

3,66

На конец года

3,76

На начало года

3,72

На конец года

3,86

Формула для расчета среднего балла

M= ∑ X

Где Х – оценка, N- число всех учеников.

M= (5× 20) + (4×60) + (3×70) = 100+240+210 = 550 = 3,66

150 150 150

Литература

1. Бережнова Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М. 2006.

2. Введение в научное исследование по педагогике. М. 1988

5. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 96 с.

7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.

8. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. – М.: Новое издание, 2003. – 173 с.

Педагогический опыт работы воспитателя

светлана фальк
Педагогический опыт работы воспитателя

Муниципальное дошкольное образованное автономного учреждение

«Детский сад «Золотнка»

Представление

педагогического опыта работы воспитателя

Воспитатель:

Фальк Светлана Владимировн

(первая квалификационная категория)

Соловьевск

2018г

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчестве»

В. А. Сухомлинский

Я считаю, что детский сад это второй дом для ребенка. Не просто дом, а сказочный, интересный, где всегда царит любовь, дружба. В этом домике для ребят всегда найдется, что-нибудь загадочное, не исследованное, увлекательное. А для того, чтобы ребенку было интересно, нам воспитателям необходим опыт работы, профессиональные достижение, знания, терпения и любовь к детям. Тогда мы сможем достичь абсолютной гармонии между ребенком и воспитателем.

(3-й Слайд)

Целью моей работы в детском саду является- всестороннее развитие детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности.

Задачи:

• охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения

•Активно включать детей в различные виды детской деятельности: (музыкальную, изобразительную, театрализованную, игровую)

• Воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку;

• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса

• Оказание консультативной и методической помощи родителям по воспитании, обучению, развитию детей.

(4-й Слайд)

Свою деятельность реализую через педагогические технологии:

— Личностно-ориентированная технология. Основной принцип данной технологии направлен доверительные отношения воспитателя и детей. Создание комфортных, без конфликтных и безопасных условий для развития воспитанников. Обязательно учитывать психологические особенности детей и найти подход к каждому ребенку.

— здоровьесберегающая технология реализую через многообразие детской деятельности. Динамические паузы во время образовательной деятельности, гимнастики для пальцев рук, глаз, дыхательные упражнения, ООД по физическому развитию, прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, бодрящая гимнастика после сна, закаливающие процедуры.

— игровая технология реализуется через игровой тренинг, театрализованные, сюжетно-роевые игры.

— проектная деятельность в работес детьми носит сотруднический характер: дети, родители и воспитатель.Проектная деятельность включает в себя разнообразный вид детской деятельности: поискова-исследовательска, творческая, познавательная деятельность. Разработаны и успешно реализованы воспитательно-образовательные проекты: «Космос», «Путешествие по сказкам Чарушина», «Филимоновская игрушка», «Перелетные птицы», «Загадочный мир Антарктиды». Применение такой технологии научила меня четко ставить перед собой цели и задачи, определять способы их достижения, планировать конечный результат;

Активно внедряю информационно-коммуникационные технологии: так как сопровождение в образовательной деятельности мультимедийных презентаций, с музыкой, движущимися фигурками, ярких картинок помогает ребенку гораздо интереснее создать условия для педагогического процесса.

Применение в своей педагогической деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата.

Работа с дошкольниками строится на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Организация работы по выполнению задач каждой образовательной области обеспечивается применением парциальных программ.

(6-й Слайд)

Проводимая педагогическая диагностика показала положительную динамику в развитии детей по всем областям образовательной деятельности. Данная диагностика поводиться в начале и в конце учебного года, что позволяет отслеживать динамику освоение образовательной программы.

Комплексная оценка результатов освоения программы «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Автор составитель Ю. А. Афонькина.По образовательным областям:

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

Подтверждается приведённой таблицей 1.

(7-8-9-й Слайд)

При планирование организованной образовательной деятельности опираюсь на структуру развивающего занятия:1) создание проблемной ситуации; 2) определение значимой проблемы; 3) выдвижение гипотезы; 4) управление самостоятельным поиском детей; 5) проведение рефлексии. Образовательная деятельность организуется в разнообразных формах работы с детьми : Квест-игра, экскурсия, путешествие, интегрированная деятельность, занятие с использованием психогимнастики.

(10-й Слайд)

Большую роль в своей деятельности уделяю индивидуальному процессу образовательной деятельности. Во время проведения индивидуальных занятий стараюсь закрепить пройденный материал, используя игровые технологии, проблемные ситуации которые ребенок может самостоятельно решить. Для наглядной помощи ребенку предлагаю карточки, трафареты, таблички, геометрические наборы

(11-й слайд)

Очень важная для развития ребенка является самостоятельная детская деятельность. Во время самостоятельной игровой деятельность у детей повышается интерес к окружающему миру. Не надо забывать, что ведущей деятельностью в дошкольный период является игра. Игра для ребенка является эмоциональной разгрузкой.

(12-13 й Слайд)

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Выбор данного направления был обусловлен анализом развития творческих способностей воспитанников и выявлением проблем в индивидуальном самовыражении через различные формы творческой активности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка в моей работе, является кружковая работыс детьми с применением нетрадиционных изобразительных техник: изготовление поделок из соленого теста и макарон, декупаж, квиллинг, обратная аппликация, пластилинограффия.

Кружковая работа даёт огромную возможность каждому ребёнку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

(14-15-й Слайд)

С целью повышения профессиональной компетентности по проблеме развития творческих способностей, я выбрала тему по самообразованию.

С 2011-2013 работала по теме «Нетрадиционная техника рисования, как фактор развития творчества дошкольников»

Задачи:

1. Формировать у детей умение манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения

2. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельсти.

2. Воспитывать эстетические чувства детей, через нетрадиционную технику изобразительной деятельности

С 2016-2018 работаю по теме «Эстетическое воспитание дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства»

Цель: Повысить собственный уровень образования в области «Эстетического воспитания» путем теории и практики изучения народно-прикладного искус-ства

Мною была подобранна и изучена специальная литература методическая по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, разработан план работы с детьми, а также план работы для родителей.

В настоящие время народное искусство широко применяется в художественно-эстетическом воспитание дошкольников. Подлинные образцы народного творчества помогут детям еще сильнее прочувствовать всю красоту народного искусства. Поэтому на своих занятиях я использую Дымковскую, филимоновская свистулька (игрушка, богородская подвижная игрушка.

В группе есть уголок имитирующий горницу, где игрушки выставляются и меняются постепенно. Знакомлю детей с такими видами декоративно-прикладного искусства, как дымковская, городецкая, филимоновская игрушка. Учу замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Использую такие методы и приемы, как беседа с детьми о русском быте (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани). В работес детьми использую русский народный фольклор: чтение сказок, патешек, загадок.

Успешность моей работы в развитие творческих способностей детей подтверждается наличием положительной динамики по результатам педагогической диагностики. Творческие работы детей используем для оформление выставок, праздников, подарков для родителей.

(16-й слайд)

Для более успешного развития творческих способностей детей, мною организованная «Творческая мастерская». В свободное время совместно с детьми мы мастерим разнообразные поделки, рисунки (из различных материалов). Свои работы ребята могут подарить на праздник родителям, оформить выставку, украсить к празднику зал. Такая форма работы позволяет максимально раскрыть любые фантазии ребенка, дает свободу для творческой деятельности.

(17-18-19- 20-й Слайд)

В своей работе особую роль отвожу в тесном сотрудничеству с родителями моих воспитанников. Большое внимая уделяю к поиску новых форм работы по привлечению родителей к участию в образовательной деятельности детей. Работа с родителями строится по принципу доверительного отношения между воспитателем и родителем. Положительно зарекомендовали такие формы работы как: «День открытых дверей», фольклорные, творческие, спортивные праздники, исследовательские проекты.

Родители группы вместе с детьми активно участвуют в различных конкурсах,выставках и социальных акциях разного уровня: ежегодные выставки «Безопасность на дорогах», «Дары осени», «Мастерская творчества», «Новогодний калейдоскоп» ; социальные акции «Покормим птиц зимой», «Открытка для папы», «Открытки ветерану»; конкурсы муниципального уровня посвященные «Дню матери», «8 Марта», «Защитников отечества», «Безопасная дорога зимой». В прихожей всегда действуют наглядные материалы, консультации, папки-передвижки, детские работы.

Родители принимают активное участие в организации праздников для свих детей. Принимая роль сказочных героев.

(21-й Слайд)

Для успешной социализации ребенка в обществе помогает тесные связи с местными общественными организациями:Дом культуры: ребята не однократно выступали с танцами и песнями для таких праздников как «Рождество», «День Защитника Отечества», «День Матери». Экскурсии в библиотеку. Посещение музея.

(22- 24 й Слайд)

Большое внимание уделяю организации предметно-пространственной развивающей среды группы.Группа разбита на центры: познавательный-исследовательский, продуктивной- творческий деятельности, оздоровительный, зона отдыха. Организация развивающей среды в группе соответствует требованием ФГОС. Свободный доступ к играм, пособиям, книгам позволяет эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка.

(25-й Слайд)

В своей работе открыла новую инновационную технологию «Музейная педагогика». Специально организованная предметно-пространственная среда в группе. Иногда в условиях детского сада очень сложно организовать настоящий музей, а экспозиции «мини-музея» в полнее возможно. Тем самым в ДОУ решается еще одна педагогическая задача: патриотического воспитания, приобщение детей к культуре, познание прошлого, истории возникновения традиций, воспитание любви к своей Родины. С помощью «мини-музея» ребенок может познакомиться с культурой, предметами быта, традициями других народов нашей мира. Таким образом мы воспитываем в детях чувство толерантность к другим национальностям

(26 -28й Слайд)

Совместно с детьми принимаю участие в конкурсах

Уровень Мероприятия Достижения

Районный конкурс поделок из природного материала «Сделаем своими руками» 2013г

Районный конкурс номинация «Методическая разработка занятий/урока» 2 место «Детям о космосе» 2017

Всероссийский конкурс «Доутесса»в подготовки участника Блиц-олимпиада: (1 место) «Большой или высокий?» 2017

Всероссийский конкурс «Доутесса» (2 место)

Блиц-олимпиада: «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Всероссийский конкурс Воспитатель. ру. (1 место) «Сценарии праздников и мероприятий» «Ярмарка» 2017г

Мои воспитанники активно и успешно участвуют в районных, региональных конкурсах, выставках, где получают призовые места,почетные грамот:

Районный конкурс рисунков «Наша армия» (2 место) заняла Землякова Полина рисунок 2017

Районный творческий конкурс «Мама-главное слово» (3 место) занял Волков Данил 2017

Всероссийский конкурс «Доутеса» (1 место) заняла Вераника Коломеец 2017

Сертификат за активное участие в семинаре для воспиаттелейдошкольных образовательных организаций по теме: «Организация образовательной деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

(29-30- й Слайд)

Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на разных уровнях. Имею в социальной сети персональный блог, где размещены портфолио, методические материалы МААм. ру, ped-kopilka.ru, а также личный сайт МДОАУ «Золотинка»,

Изучение и обобщение передового педагогического опыта

    Автор Дейко Лариса Анатольевна

    Место работы: МАОУ МУК

    Должность: методист

    Успешное решение сложных задач качественного профессионального образования во многом зависит не только от уровня организации учебно-воспитательного процесса в учреждении профобразования, но и от того, как в практику работы внедряются педагогические инновации.

    Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый работник системы профобразования.

    Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профобразования.

    Сущность передового (результативного) опыта

    В словаре педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

    Педагогический опыт подразделяется на:
    исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования),
    массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),
    передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса),
    новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

    В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия.
    «Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».
    Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.

    Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта

    Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта.
    Первым важным признаком или критерием ППО является актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

    Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

    Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

    Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
    Пятый показатель ППО — Новизна — Отсутствие аналогов в практике педагогической работы.

    Шестой показатель ППО — Значимость . Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов.
    Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).
    Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

    Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.
    При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
    Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогами.
    Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

    Итак, после выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен.
    Изучение передового педагогического опыта
    1. Изучению и обобщению может подлежать:
    — целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
    — система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);
    — использование одного эффективного приёма (время изучения определит сам педагог);
    — опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод);
    Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и т.п.
    2. Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность педагогического опыта.
    Изучение опыта – процесс глубокого ознакомления с ним: сбор фактического материала о педагогическом процессе, его результатах. Очень важно установить, чем же изучаемый опыт отличается от существующего массового, выявить в нём общее, особенное, специфичное. В процессе работы изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, конкретные условия его возникновения и развития, особенности личностных качеств педагога, продолжительность времени становления опыта, результат.
    Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта
    строится по формуле:
    Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?).

    Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится
    в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более.

    Методы изучения педагогического опыта

    Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:
    1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности;
    2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта.
    3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
    4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.
    5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
    6. Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
    7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов.
    8. Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.
    9. Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим): Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта.
    10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.
    Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт может быть обобщен в следующих формах:
     доклад, статья, отчет;
     буклет, плакат, листовка;
     кинофильмы, компьютерные презентации, видеоролики;
     видеозапись, магнитофонная запись;
     методические разработки и др.).
    Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и, при необходимости, добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.

    Обобщение педагогического опыта

    Обобщение опыта предполагает: выделение главных идей опыта, оценку его по выше названным критериям, его характеристику в категориях педагогики (цель, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, условия, результаты), описание с обозначением составных элементов опыта и раскрытие связей между ними.
    Обобщить опыт – значит описать его в виде целостной структуры. Понять, почувствовать, увидеть структуру опыта – важная задача педагога, обобщающего свой или чужой опыт.
    Собранные факты и материалы необходимо систематизировать по отдельным вопросам, которые исследовались в работе педагога. Затем выделить типичное, характерное, отбросив второстепенное, несущественное, сделать обоснованные выводы. Провести педагогический анализ отобранных и систематизированных материалов. Собрав достаточный материал, проанализировав и обобщив его, педагог описывает опыт, прилагает к нему необходимый материал (перечень его зависит от сути изучаемого опыта).
    Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

    Рекомендации по описанию опыта работы

    1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
    2. Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.
    3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).
    4. Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:

    — подготовительный этап;
    — этап непосредственной организации деятельности;
    — этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.
    5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.
    6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.
    Описание опыта работы — процесс достаточно трудоемкий, требующий
    глубоких знаний педагогики и психологии, исследований в области педагогических технологий (как новых, так и использовавшихся ранее), умений отличать в своем опыте НОВИЗНУ.
    Итогом работы является составление информационной карты об опыте работы, которая будет доведена до предполагаемых пользователей имеющимися в методическом центре (кабинете) информационными средствами.

    Пропаганда, распространение и внедрение педагогического опыта
    Форма распространения ППО зависит от уровня обобщения передового педагогического опыта.
    Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы.

    Формы: открытый урок (воспитательное мероприятие), семинар-практикум, творческий отчет, выставка, портфолио, презентация, реферат, справка.
    Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения
    педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта;
    характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы;
    подготовка методических разработок и рекомендаций.
    Формы: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильм и др.
    Научный (наиболее способствующий мотивации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
    Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических
    конференций и др.

    Передовой педагогический опыт может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.
    Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на областных и краевых выставках научно-методической литературы и передового педагогического опыта, конкурсах профессионального мастерства.
    Уровень культуры подачи и оформления материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на областные и республиканские выставки и конкурсы.

    Требования к оформлению предоставляемых материалов
    Структура материала определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала.
    Материал содержит следующие структурные элементы:
    — обложка (титульный лист);
    — информационный лист;
    — рецензия;
    — аннотация;
    — содержание (оглавление);
    — введение;
    — основная часть;
    — заключение;
    — литература;
    — приложение (составляется при необходимости).

    Т.о. выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.

    Статья «Выявление, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в ДОО»

    Егорова Наталия Викторовна, старший воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 22»

    г. Чебоксары, Чувашская Республика

    Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в ДОО

    Аннотация:

    Методические рекомендации, представленные в статье, помогут старшему воспитателю ДОО грамотно и последовательно организовать и систематизировать свою профессиональную деятельность по выявлению, обобщению и распространению передового опыта педагогических работников.

    Ключевые слова: методическая работа в ДОО, передовой педагогический опыт, профессиональная компетентность.

    Современный период развития сферы образования характеризуется стандартизацией его качества. В связи с этим возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных процессов и творчества по приоритетным направлениям педагогической практики.

    Следовательно, повышение требований к личностной и профессиональной компетентности педагогических работников, организующих образовательную деятельность в ДОУ.

    Важнейшим ресурсом и источником развития системы дошкольного образования являются:

    — достижения современной педагогической и психологической науки;

    — передовой опыт образовательной деятельности.

    Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты; высокое мастерство, итог личного, локального эксперимента педагога.

    Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является важной частью методической работы ДОО.

    Роль старшего воспитателя в обобщении опыта работы очень велика, так как именно он должен увидеть ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами, с помощью каких методов и приемов достигаются высокие результаты.

    Как правило, в большинстве образовательных организаций это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.

    Этапы работы с передовым педагогическим опытом

    Выявление передового педагогического опыта (ППО), изучение, обобщение, распространение, внедрение ППО.

    Выявление (обнаружение) передового педагогического опыта.

    Любой передовой педагогический опыт должен быть источником решения какой-либо педагогической проблемы, например, связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов у детей; осуществлением индивидуального и дифференцированного подхода. Именно такой опыт, в первую очередь подлежит диссеминации (от лат. disseminatio сеяние, распространение).

    Выявление педагогического опыта старшим воспитателем предполагает:

    а) оценку деятельности педагогов ДОУ с помощью диагностической программы наблюдения;

    б) выявление воспитателей, получающих устойчивые положительные результаты;

    в) сбор информации о деятельности данных педагогов и выявление факторов, способствующих достижениям.

    Критерии (признаки) передового педагогического опыта:

    1. Актуальность опыта. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу (соответствие федеральным нормативно-правовым документам, региональной образовательной политике).

    2. Высокие количественные и главным образом устойчивые качественные показатели результатов образовательной деятельности.

    — высокая социальная адаптивность дошкольников;

    — образованность детей (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знание в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков);

    — познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

    3. Оптимальность педагогического опыта — достижение наилучших результатов при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и детей.

    4. Новизна, которая прослеживается в педагогических идеях, приемах, средствах, методах педагогического взаимодействия по сравнению с общепринятыми в практике.

    5. Стабильность, стойкость опыта, его продолжительное функционирование (сохранение заданного уровня результатов на протяжении достаточно длительного времени, при изменяющихся условиях). Даже значительные успехи педагога, которые существовали на протяжении короткого срока и во времени не повторялись, тяжело отнести к передовому опыту.

    6. Репрезентативность — возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

    7. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития должна быть очевидна.

    8. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе попыток и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное толкование.

    При наличии выше перечисленных признаков опыт следует причислять к передовому опыту.

    Изучение передового педагогического опыта.

    Терегулов Ф.Ш. считает, что каждому этапу работы с педагогическим опытом соответствуют свои критерии.

    Изучение какого-либо конкретного опыта не может быть спонтанным.

    Старший воспитатель намечает график посещений данного педагога, планомерное наблюдение за его деятельностью, чтобы убедиться, что успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть положительные результаты его работы неслучайны и стабильны.

    Основанием для внесения в план изучения того или иного объекта является востребованность данного опыта для учреждения.

    Объективные предпосылки изучения передового опыта:

    Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.

    В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.

    В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по определенной проблеме.

    В качестве опыта могут выступать:

    • педагогическая технология или ее элементы;

    • авторские программы;

    • система методических приемов;

    • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

    • эффективная система оценки знаний и др.

    Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить план изучения ППО.

    Обобщение передового педагогического опыта в рамках профессионального сообщества – вид методической деятельности, предполагающий обоснованное, систематизированное описание содержания работы по определенной проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными; научное осмысление опыта.

    Существуют следующие основные формы обобщения опыта: открытые педагогические мероприятия, рассказ, описание (доклад).

    При организации открытого показа педагогам предлагается просмотреть отдельные приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов. Данное мероприятие предполагает определенную подготовку, которая поможет интересно организовать обсуждение увиденного.

    Рассказ используется при организации выступления на педсовете, семинаре, консультации и других формах методической работы, где непосредственно в живом изложении педагог поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

    Одна из самых сложных форм обобщения материала – это описание собственного опыта работы.

    Описание (доклад) предполагает более глубокий аналитический уровень обобщения опыта, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

    Роль старшего воспитателя на данном этапе работы предполагает оказание помощи педагогу в анализе и формулировке результатов, подборе наиболее эффективных материалов, отражающих опыт (аудио- и видеозаписи, фотографии и др.).

    Для учета ППО в ДОО следует ежегодно заполнять (пополнять) соответствующую информационную карту учета передового педагогического опыта.

    • Распространение передового педагогического опыта

    После обобщения педагогом положительных результатов по одному из направлений профессиональной деятельности, ему следует помочь определить пути распространения собственного опыта.

    Распространение опыта должно последовательно осуществляться на различных уровнях: локальном (внутри ДОО), муниципальном, республиканском (региональным), федеральном и т.д.

    Формы распространения ППО:

    • выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

    • коллективный просмотр образовательной деятельности педагога;

    • выступления на семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации;

    • педагогические чтения;

    • выпуск методического пособия;

    • размещение информации на официальном сайте ДОО, в АИС «Сетевой город. Образование»;

    • конкурсы профессионального мастерства, «Площадка успешности»;

    • публикации в СМИ;

    • участие в очно (заочных) научно-практических конференциях;

    • выступление на заседаниях педагогических сообществ города;

    • школа передового опыта (ШПО), руководителем которой является педагог, распространяющий передовой опыт.

    Он организует серию коллективных просмотров образовательной деятельности с детьми, демонстрируя собственные положительные результаты работы. В завершении каждого показа руководитель ШПО разъясняет присутствующим, почему он поступил именно так, а не иначе; чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, отвечает на вопросы участников и предлагает задания, направленные на использование в своей педагогической практике того или иного приёма, способа организации детей и т.п.

    Перед началом следующего мероприятия организуется беседа, направленная на анализ результатов практической деятельности собравшихся. В конце учебного года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует степень овладения ими материалом.

    • мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о результатах своей профессиональной деятельности и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

    • показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных образовательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Данная форма методической работы может быть организована как с детьми, так и со взрослыми, исполняющими роли детей.

    • представление материалов в методическом кабинете. В качестве материала могут выступать конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы, авторские дидактические игры и наглядные пособия.

    • творческий отчёт, в процессе которого организуется:

    Внедрение передового педагогического опыта

    может быть организовано в каждой образовательной организации независимо от качественного состава кадров. В связи с этим старшему воспитателю необходимо периодически оформлять в методическом кабинете выставки имеющегося отечественного и зарубежного передового опыта работы, с аннотацией и рекомендациями по его внедрению.

    Такой опыт можно разместить под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт».

    ППО коллег помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует разработке собственного опыта, совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

    С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется перспективный план работы, включающий изучение теории вопроса и определение форм и видов работы, которые будут внедряться.

    Список литературы:

    1. Голицина Н.С. Аттестация педагогов дошкольного образовательного учреждения. — М., 2006.

    2. Боронилова И.Г. Передовой педагогический опыт: учебное пособие. – Уфа: Восточный ун-т, 2008.

    3. Дубровская В.А. Управление процессом формирования и распространения инновационного педагогического опыта: методическое пособие. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

    4. Запятая О.В. Технология описания педагогического опыта // Методист.-2007.- №7.

    5. Игнатьева Г.А., Тулупова, О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности. — Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2009.

    6. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ. — М., 2005.

    7. Кузибецкий А.Н. Передовой педагогический опыт и аттестация педагога. Методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010.

    8. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы//. Методист. – 2005.- № 2.

    9. Сиденко А. Как стать автором педагогической разработки программы, доклада на педсовете. Сельская школа, 2005.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *