Персонажи сказки теремок

Характеристика персонажей и их взаимоотношений в русской народной сказке «Теремок»

Сказки повторяются, но никогда не бывают одинаковыми. И в этом их прелесть. Сказки учат нас отличать хорошее от плохого. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,-писал А. С. Пушкин.

Сказка «Теремок» ставит перед нами проблему: в чем сила коллектива. Чтобы решить эту проблему, мы обратимся к русской народной сказке «Теремок» в обработке А. Н. Толстого и в пересказе К. Д. Ушинского, а также к сказке-пьесе С. Я. Маршака «Теремок». Это сказка о животных. В центре сюжета – взаимоотношения героев. Есть ли конфликт в сказке? В чем он и как проявляется?

Вот почему перед нами стоит цель: выяснить, как герои сказки, русской народной и авторской, способствуют четкому выражению идейного содержания: утверждению дружбы. В чем сила коллектива? Чтобы достигнуть этой цели перед нами стоят следующие дидактические задачи:

1) дать характеристику героям и их взаимоотношениям;

2) сравнить персонажей сказки;

3) доказать, что сила коллектива заключается в дружбе, мире и согласии.

Характеристика героев

Сказка «Теремок» в обработке А. Н. Толстого

Сказка «Теремок мышки» в пересказе К. Д. Ушинского

Сказка-пьеса С. Я. Маршака «Теремок»

С. Я. Маршак создал добрую сказку. В его теремке живут вместе лягушка-квакушка; мышка-норушка; петушок-золотой гребешок; «серый ёжик, ни головы, ни ножек, горбом спина, на спине борона». Это добрые герои.

Но в этой сказке есть и злые герои – это: волк-зубами щёлк; «кумушка-лиса-рыжий хвост, глаза как свечи»; медведь-Михаил Иваныч.

В первых двух сказках звери живут дружно в теремке. Но вот приходит медведь и всё нарушает: нет домика, звери напуганы. Но в сказке С. Я. Маршака жители теремка дают отпор злым врагам в лице волка, лисы и медведя. Их теремок остаётся цел и невредим.

Сравнение персонажей сказки

Действующие лица сказки – дикие животные (медведь, волк, ёж, заяц, лиса), птицы (петух), насекомые (муха, комар). Лесные, полевые и болотные твари-жители теремка играют роль слабых персонажей. Но этого нельзя сказать о последнем герое-медведе. Когда в сказке один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного.

Мы всегда в сказках встречаемся с огромной силой медведя. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Так его тяжести не выдержал и хрупкий теремок-дом, в котором мирно жили зверюшки. «Я всем пригнётыш»,-говорит медведь о себе. Звери в страхе разбегаются.

А вот С. Я. Маршак в своей сказке показал, что сюжет может развиваться и по-другому. Его герои – лягушка, мышь, петух, ёж – сильные герои. Они смогли защитить свой домик и прогнать злых воров в лице медведя, лисы и волка.

Каждый из персонажей – это образ определённого животного. Характеристика действующих лиц основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом.

Петух – криклив, самоуверен; волк – хитрый и опасный, но его легко обмануть. Медведь – очень ловкий, неустрашимый, но в сказке он – неповоротлив, неуклюж, можно сказать, бестолковый. Лиса – разбойница, «кума» медведю и волку, но она умнее и хитрее всех остальных зверей. Лиса уступает в силе и размерах волку и медведю. Но она тем не менее легко обманывает их. Лиса – лицемерка. Она стремится сохранить добрые отношения и с медведем, и с волком. Лестью она может добиться своего.

Сила коллектива в дружбе!

В русской народной сказке «Теремок» действие развивается быстро, можно сказать, мгновенно. Один персонаж сменяет другой, этим нагнетая обстановку. В конце сказки конфликт разрешается с появлением медведя, который насел на теремок и распугал зверей своей силой.

В сказке С. Я. Маршака звери живут дружно, у каждого свои обязанности: мышь толокно толчёт; лягушка пироги печёт; петух играет на гармонике; серый ёжик сторожит теремок.

Волк, лиса и медведь пытаются захватить теремок и съесть зверей, живущих в теремке. Но их попытка не увенчалась успехом. Жители теремка все вместе поднялись на защиту своего домика и отстояли его, прогнали злых воров.

А когда петух по глупости попал в зубы лисы, он зовёт на помощь своих друзей: петуха, ёжика, мышку и лягушку. Все они устроили погоню за лисой и спасли петушка. Лиса осталась без хвоста, «во все лопатки припустила без оглядки».

На примере героев сказки С. Я. Маршака мы видим, что сила коллектива в дружбе, в готовности помочь слабому в трудную минуту.

Сказка о теремке воспринимается как забавная история, как игра. Использование прозвищ животных позволяет сказке отойти от простого перечисления персонажей. Поэтические характеристики помогают запомнить и саму сказку, и животных. Прозвища даются по тому же принципу, что и названия животных в загадках, т. е. по их определяющим признакам или функциям. В сказке: комар-пискун, лягушка-квакушка, медведь-лесной гнёт. В загадках: «из-под кустышка хватыш» — волк, «всем пригнётыш» — медведь, «нос долог, голос тонок» — это комар.

Часто в сказке встречается повторяемость главного эпизода повествования. «Чей домок-теремок?» — обращается в сказке каждый новый персонаж к ранее поселившимся в тереме. Повторяемость основного сказочного эпизода делает мысль повествования особенно ясной. Сказка с повторами содействует пониманию и запоминанию.

ПРОЕКТ » КАКИЕ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГЕРОЯМИ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15

ПРОЕКТ

Цель проекта: познакомить учащихся с жизнью диких животных

Задачи:

  • научиться находить нужную информацию о диких животных и систематизировать её;

  • научиться работать самостоятельно и в группах;

  • учиться рассуждать, выслушивать мнение товарищей;

  • развивать познавательные способности детей;

  • развивать творческое воображение, мышления;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • способствовать формированию обобщённых способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;

  • совершенствовать речевое развитие детей.

Продолжительность проекта:

Проект краткосрочный, срок реализации -3 недели

Участники проекта:

  1. Ученики 1 В класса

  2. Учитель Ковалёва В. В.

Оборудование:
При подготовке проекта использовались:
1. Энциклопедии;
2. Информация из Интернет-ресурсов;
3. Фотосъемка.

Результаты проектной деятельности детей:

  • Активизировался интерес к занятиям по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи;

  • Значительно повысился уровень личной самооценки детей, активизировалось желание к поисковой и познавательной деятельности.

На уроке обучения грамоте мы прочитали сказку «Теремок». Определили, о каких животных будем собирать сведения. Распределили обязанности.

Собирали материал о диких животных по следующему плану.

внешний вид

место обитания

питание

потомство

В завершении создали презентацию

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

МЫШЬ

Мыши — грызуны с тонким, почти голым кольчатым хвостом, круглым в сечении, длина которого заметно превышает половину длины тела. У большинства видов мордочка несколько вытянута и заострена, а уши довольно большие.

Обитает в таких местах как: зерновые поля, окраины лугов с высокими травами, заросли тростника во влажных низинах

Питается растениями, семенами и беспозвоночными, повреждает кору молодых деревьев.

Она приносит потомство 3-4 раза в год, каждый раз по 4- 8 мышат. Мышата рождаются слепыми, но быстро растут и развиваются, питаясь материнским молоком. Уже на 12- 13 день мышата прозревают, а еще через две недели становятся самостоятельными.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

ЛЯГУШКА

Животное небольших размеров, длина тела 5-6, иногда до 8 см. Окраска изменчива: от коричневой или сероватой до шоколадной с темными пятнышками. В весенний период самцы приобретают голубоватую окраску. Брюшко светлое, обычно без пятен. Особенностью внешнего вида лягушки является хорошо заметное темное височное пятно (тянется от глаза через барабанную перепонку до плеча) и заостренная морда.

Лягушка держится в прибрежной зоне или в водоемах. Активна в сумерки и днем (во время дождя). При понижении температуры воздуха и воды активность падает. Сухой воздух для лягушек губителен.

Съедают мух, комаров, оводов, наземных раковинных моллюсков, водных беспозвоночных.

Охотясь за насекомыми, остромордая лягушка сама часто становится добычей млекопитающих или птиц. Такие пресмыкающиеся, как ящерицы, ужи, гадюки питаются этими лягушками. Молодые лягушки и головастики могут стать жертвой не только других видов лягушек (например, крупной прудовой лягушки), но и своих сородичей.

Проснувшись после зимней спячки, лягушки к размножению приступают не сразу. Обычно процесс метания икры начинается в конце мая. Это происходит через 15-20 дней после того, как они проснулись. Одна самка во время процесса размножения откладывает от 2000 до 3000 икринок. Метание икры происходит несколькими порциями.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Длина заячьего тела с головой составляет 40-75 см.Длинные задние конечности в сочетании со стройным телом делают их превосходными спринтерами. Окраска меха сливается с местностью, а с наступлением холодов они надевают белую зимнюю шубку. Большие, чуть навыкате глаза, хорошо видят в сумерках и ночью. Благодаря длинным ушам и прекрасному обонянию умеют вовремя учуять опасность. Зайцы живут в лесу, а отдыхают, затаившись где-нибудь в зарослях, под поваленным деревом или в мелких утрамбованных углублениях в почве или траве

Основу рациона зайцев составляют различные травы. Но они охотно лакомятся и другой пищей: почки и молодые побеги, тонкие веточки, древесная кора, семена и ягоды, сухая трава.

Потомство у зайцев появляется 3-4 раза в год, каждый раз бывает от одного до шести зайчат.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

ЛИСИЦА

Хищное млекопитающее. Тело приземистое, голова с удлинённой острой мордой, большие заострённые уши. Длина тела до 90 см. Окраска спины ярко-рыжая, брюхо белое, иногда чёрное. Обитает не только в лесах. Но и в тундре, в степях, предпочитает открытую местность с перелесками и рощами.

Селится лисица в самостоятельно вырытых или заброшенных норах, иногда в дуплах, расщелинах.

Рацион лисиц разнообразен. Его основу составляют грызуны( в основном полёвки), но при случае охотно полакомятся зайцами, птицами, рыбой, а также может съесть падаль

С декабря по март у лисицы появляется от 4 до 12 слепых и беспомощных лисят, покрытых тёмно-бурым пухом

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

ВОЛК

Умные и хитрые хищники, длина тела которых составляет от 100 до 140 см, масса от 30 до 75 кг. Голова удлинённая с вытянутой мордой. Зубы острые с длинными клыками. Уши стоячие, заострённые. Конечности высокие. Мех преимущественно серый, зимой гуще. Чем летом. Самец крупнее самки. Обитают в лесах и степях, высоко в горах, в полупустыне и в ледяной тундре.

Волки устраивают логово в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под выдернутыми корнями деревьев, иногда приспосабливают норы других зверей.

Волк активен ночью, питается любыми животными. В голодное время волк не брезгует и падалью, отдирая мясо от костей.

В марте-апреле волчица приносит от 4 до 8 слепых и беспомощных детёнышей.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

МЕДВЕДЬ

Бурые медведи — мощные коренастые звери с короткими крепкими ногами и маленьким хвостом. Широкие плоские лапы снабжены пятью длинными и острыми, как бритва, когтями. Всё тело зверя покрыто густым коричневым мехом. Глаза и круглые уши сравнительно невелики для массивной головы. Передвигается вразвалку на всех четырёх лапах, но может и встать на задние лапы. Они хорошо лазают по деревьям и плавают.

Медведи живут в лесу, а зимой спят в берлоге

Это всеядные звери, но предпочитают питаться растительной пищей: ягодами, фруктами, орехами, также насекомыми, рыбой, реже крупными животными.

Весной у медведицы появляется чаще всего два невероятно крохотных медвежонка

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

  • Поиск в дневнике
  • Категории
    • Фотоальбомы
    • Наш интерьер
    • Живопись
    • 8 марта
    • Тёма: c 2,5 до 3 лет
    • Интернет-игры
    • Календарь погоды
    • Творческое музицирование
    • Мягкая школа
    • Наша осень
    • План
    • Куда пойти в Саратове
    • Детский сад
    • Тёма: от 2 до 2,5 лет
    • Фотографии
    • Путь к себе
    • На вырост (школа)
    • Говорилки
    • День рождения
    • Wish-лист
    • Дача
    • Здоровье
    • Ролики
    • Поделки
    • Фигура и здоровье
    • Музыкальное развитие
    • Английский язык
    • Подарки
    • Розыгрыши
    • Ковролинограф
    • Творчество с детьми
    • Кулинария
    • Аудиосказки
    • Шичида
    • Физическое развитие
    • Психология
    • Интерьер
    • Монтессори
    • Органайзер
    • Игры в ванной
    • Мои помощники
    • Все о фотографиях
    • Сенсорные коробки
    • Развлечения дома
    • Развлечения на улице
    • Рисование
    • Музыка
    • Пальчиковый театр
    • Развивающие занятия дома
    • Те и то, что вдохновляет
    • Трогательное……..
    • Оформление фотоальбомов
    • Тема: от 1,5 до 2 лет
    • Любимое
    • Книги и творчество
    • Как правильно
    • Идеи для фото
    • Сказки-воспиташки
    • Сказки-воспиташки
    • Сказки как воспитательный момент
    • В ожидании Нового года
    • Новый год
    • Семейные традиции
    • Гаджеты
    • Fly-мама
    • Путешествия
    • Стихи, песенки и другие развивашки
    • Тема от года до полутора
    • Без категории
  • Архив
    • Архивирование дневника
  • Активность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *