Пещера горного короля

Мультфильм Гномы и горный король смотреть онлайн

Однажды утром юный пастух вместе со своей козочкой оказался в горах. Пока животное щипало травку, мальчик вырезал себе флейту и стал на ней играть. Его музицирование прервало появление пятерых гномов, которые очевидно куда-то торопились. Испугавшийся поначалу пастушок решил все же проследить, куда они направляются. Прихватив свою козочку, он направился вслед за ними. Гномы привели его прямиком в пещеру горного короля. Тот восседал на троне, а возле него кружились в танце привидения, феи, тролли и летучие мыши. Юный пастушок заворожено смотрел на происходящее, не в силах оторваться. Внезапно горный король поднял свои глаза и устремил взгляд на мальчика. В испуге тот попятился к выходу из пещеры и буквально вывалился из нее, угодив прямо на спину своей козочке. Та почувствовала его ужас и опрометью кинулась прочь, унося своего седока прочь от этого опасного места. Она так торопилась, что не заметила небольшого оврага и упала вниз. Отряхнувшись от налипшей пыли, мальчик нашел у себя за шиворотом маленького эльфа, которого он тут же отпустил обратно на бал к горному владыке. К счастью, больше никто из тех странных сказочных существ, которых паренек видел в пещере, за ним не погнался, так что теперь он был в безопасности и мог ничего не опасаться.

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Имя выдающегося композитора Эдварда Грига хорошо известно не только на его родине в Норвегии, но и далеко за его пределами. Произведения великого маэстро, которые он сочинял в различных жанрах, пользуются большой популярностью у любителей классической музыки по всему миру. Однако среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства.

Историю создания произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

История создания

История возникновения пьесы «В пещере горного короля» неразрывно связана с созданием Эдвардом Григом музыки к театральной пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт», время сочинения которой пришлось на 1874 – 1975-е годы.

В 1866 году Эдвард вместе со своей будущей женой Ниной Хагеруп покинул Копенгаген и на длительное время обосновался в столице Норвегии, которая в те времена называлась Христианией и лишь в начале двадцатого века была переименована в Осло. Это была вынужденная перемена места жительства, так как молодые люди устали от давления родственников, которые противились их браку.

Творческий период композитора, связанный с Христианией, его биографами обозначается как особо плодотворный. К 1874 году Григ стал автором знаменитого Фортепианного концерта, первой тетради «Лирических пьес» и Второй скрипичной сонаты. Помимо композиторской деятельности Григ активно занимался развитием национальной культуры. Он явился вдохновителем открытия Норвежской музыкальной академии и содействовал основанию Музыкального общества. Выступая в качестве дирижёра, композитор способствовал популяризации скандинавской музыки. В программы концертов он включал не только сочинения таких выдающихся мэтров, как Моцарт, Шуман и Лист, но и молодых отечественных музыкальных авторов. Результатом такой энергичной творческой инициативы стало назначение норвежским правительством Эдварду Григу пожизненной стипендии, которая позволяла ему оставить должность дирижёра в Филармоническом обществе и заниматься без ограничения композиторским творчеством.

Живя в Христиании, Эдвард не прерывал связь со своими выдающимися друзьями: Бьернстьерне Бьёрнсоном, Хансом Кристианом Андерсоном и Генриком Ибсеном. Поэтические тексты этих талантливых сочинителей много раз становились основой вокальных произведений Грига. Так в январе 1874 года композитор от Ибсена получил письмо, в котором драматург обращался с просьбой о сочинении музыки к театральной постановке его пьесы «Пер Гюнт». У Грига давно зрело желание создать национальную оперу, в основе сюжета которой было бы какое-либо предание или сага, поэтому данное предложение им было встречено с большим воодушевлением.

Драматическая поэма «Пер Гюнт», вызывающая немалый интерес у Эдварда, к тому времени уже пользовалась значительной популярностью, поэтому композитор опасался, что ему будет не просто справиться с поставленной задачей, чтобы музыка органично вписалась в спектакль. Постоянно держать себя в жёстких рамках и строго следовать авторским указаниям для Грига было сложно, так как это не отвечало его творческой индивидуальности. Сочинение произведения продвигалось медленно. В общей сложности на создание 28 музыкальных номеров, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «В пещере горного короля», у Грига ушло почти полтора года. Начав работу в Христиании в начале 1874 года, он закончил её в апреле 1875 года в Лейпциге и сразу отправил законченную партитуру в театр. Премьерный спектакль «Пер Гюнт» был показан в феврале 1876 года. Успех превзошёл все ожидания. Через десять лет пьесу впервые показали в Копенгагене, а затем она с музыкой Грига триумфально зашагала по сценам театров крупнейших европейских городов. Композиция «В пещере горного короля» в спектакле иллюстрирует шестую сцену II акта, когда главный герой попадает во дворец горного короля — Доврского деда. В первой части сюиты «Пер Гюнт», которую Григ составил в 1888 году, композиция является финальной пьесой.

Интересные факты

  • Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А. Римского-Корсакова и «О, фортуна!» Карла Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.
  • Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году.
  • Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.
  • Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал
  • Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер — «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон — «Труп невесты» (2005), Шон Леви — «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке — «Забавные игры» (2007), Гарри Винник — «Война невест» (2009).
  • Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.

«В пещере горного короля» — это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.

Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в ор.

Композицию начинает мистический призыв валторн, после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы, виолончели и контрабасы, звучащие в низкой тиссетуре. Постепенно настороженное и таинственно — фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана.

Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства.

Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил.

«В пещере горного короля» — это маленькое, но достойное восхищения произведение внесло свой вклад в мировую славу её создателя. Оно звучит так ярко и запоминающее, что никого не может оставить равнодушным, поэтому широко и с успехом используется в массовой культуре. Не многие музыкальные произведения, созданные композиторами во все времена, удостаиваются такой почести.

Конспект урока по музыке Э.Григ «В пещере горного короля»

Тема урока

Э.Григ «В пещере горного короля»

Цели и задачи урока: 1.Углубить знания учащихся по теме «Развитие музыки», продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига.

2.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, формирование положительных сторон характера.

Музыкальный материал:

» Шествие гномов» Э.Григ

» Утро» Э. Григ

» В пещере горного короля» Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт»

» Добрый день» приветствие

План – конспект урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

-Какое у вас настроение?

-Все готовы окунуться в мир музыки?

II. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и всем интересный мир музыки и театра. Мы будем слушать музыку и не просто слушать, но и попробуем изобразить это средствами изобразительного искусства

III. Музыкальное приветствие.

Надо пропеть слова на разную музыку.

-Добрый день, добрый день

Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь

Мы всегда готовы.

IY. Основная часть.

1. Отгадывание имени и фамилии композитора.

— Ответьте на вопросы и отгадайте имя и фамилию композитора по первым буквам отгадок .

Имя композитора.

— Как называется сказочное существо, дух, благожелательный к людям.( Эльф)

Первая нота (До)

Популярный бальный танец конца 18 века с трехдольным размером. (Вальс)

Объявление о спектакле, концерте.(Афиша)

Первая нота (До).

Получилось первое слово — Эдвард. Отгадаем фамилию

Бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища (Гном)

Вторая нота (Ре)

Отчество Петра Чайковского (Ильич)

Звучание, производимое колебанием связок, находящихся в горле или певец должен обладать прекрасным …(Голос)

Получилось слово Григ

-Правильно, это Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку. И мы сегодня отправляемся в путешествие к нему на родину в Норвегию.

-Вот что говорил Э. Григ о себе.

» Я записывал народную музыку родной страны…и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»

2.Просматривание презентации об композиторе

-А сейчас я предлагаю прослушать его произведение под названием «Утро».

3.Беседа о сюите «Пер Гюнт»

-Слушая это произведение » Утро» можно сказать о том, как из маленького зерна интонации вырастает картина утра

-Это произведение из сюиты » Пер Гюнт».

-Сначала Генрик Ибсен –это писатель, написал драму. Драма-это литературное произведение в диалогической форме для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался ,что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт»

-Что такое сюита?

-Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более ) частей, разных по характеру.

— » Пер Гюнт» это драма в которой рассказывается, как главный герой Пер Гюнт покинул родину и о его дальних приключениях, как он старался остаться » самим собой».

4. » В пещере горного короля»

а) вступительное слово учителя

-Сегодня мы послушаем фрагмент из этой сюиты под названием » В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Б) задание для прослушивания:

Попробуем ответить на вопросы:

  1. Какой характер музыки?

  2. Какой инструмент ( оркестр) исполняет?

  3. Расскажите о ваших впечатлениях.

В) Слушание » В пещере горного короля»

Г) Анализ прослушивания:

1.Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.

2.В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

  1. В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

-Да, Норвегия – это удивительная страна. Это родина гномов, троллей, ( у северных народов сказочные существа, враждебные человеку ), озер, фьюрдов ( узкий и глубоко вдавшийся морской залив со скалистыми берегами ). Это страна викингов. Просмотр мультфильма.

Y.Изобразительная деятельность. Настрой на работу.

-Сегодня мы попробуем посмотреть на эту музыку глазами художника. Музыку вы послушали. А как это изобразить? Художник знакомиться с содержанием произведения, слушает музыку. И затем свои впечатления, свои видения он воплощает в эскизах, которые будут поняты и близки зрителю. Например художник к создает декорацию к спектаклю

И сейчас мы попробуем с вами создать рисунок к сцене «В пещере горного короля». Настроение у вас сложилось.

-Какие цвета будем использовать?

-Самые разные, больше темные. Ведь действие происходит в пещере, а там нет окон.

Е) Разделение на группы.

YI.Обобщение темы урока.Рефлексия.

-Итак, мы познакомились с творчеством какого композитора?

-Какое музыкальное произведение звучало на уроке?

-Ребята, скажите с какой страной можно сравнить Норвегию?

«Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувствененый отклик.»

YII Задание на дом.

Прочитайте рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».Прочитайте его. Это удивительный рассказ.

Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «В пещере горного короля» Грига (подготовительная группа)

Галина Леонова
Методическая разработка цикла занятий по слушанию музыки «В пещере горного короля» Грига (подготовительная группа)

Занятие 1

Цель: познакомить с норвежским композитором, его произведением «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»,научить слушать произведение и слышать характер музыки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, все вы знаете и любите сказки. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьесу, которую вы сейчас услышите, написал её Эдвард Григ(Слайд 2). Григ- норвежский композитор. Норвегия- это северная страна с очень красивой природой(Слайд 3). Григ, сочиняя музыку, воспевал красоту природы Норвегии. Ему казалось, что природа рассказывает, о чем- то о своем. Своей музыкой Григ рассказывал разные истории и сказки. Маленький Григ слышал немало рассказов о том, как погибали шахтеры, и ему казалось, что кто-то очень злой живет в пещерах.

Когда Эдвард вырос и стал композитором, по своим детским впечатлениям он написал музыку, которую мы сейчас послушаем. Называется она «В пещере горного короля».

В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы(Слайд 4). В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей(Слайды 5-8). Давайте с вами послушаем.

Слушание музыки

Музыкальный руководитель: Как звучит эта музыка?

Д е т и: Музыка страшная, таинственная, сказочная.

Музыкальный руководитель: Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы(показ картинки, фаготы(показ картинки) — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются

другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Повторно звучит запись. )

Занятие 2

Цель: Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. Скажите как его зовут? А теперь мы послушаем его произведение.

Слушание пьесы (Видеопросмотр)

Музыкальный руководитель: Как называется пьеса? О ком она? Какой характер музыки? Какой инструмент( оркестр) исполняет? Как звучит музыка в начале? Как потом(ответы детей).

Музыкальный руководитель:

Пьеса «В пещере горного короля» начинается с основной темы, написанной для виолончели, фагота и контрабаса. Мелодия звучит в нижнем регистре, затем повышается и снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше и больше ускоряется.

Гномы держали долгий путь до пещеры горного короля, они любовались природой. Вот гномы пришли и начали танцевать вокруг большого пламени (огня). Там были чёртики и много другой нечистой силы. Вот обряд закончился. Все приветствуют горного короля .

Занятие 3

Цель: Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, закрепить характер произведения, развивать логическую речь.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель показывает картинку гнома

Музыкальный руководитель: Ребята, кто это?(Ответ). Правильно. Сегодня гном пришёл к нам в гости и принёс письмо.(сзади на картинке-кармашек, в нём-письмо и портрет композитора Грига. Музыкальный руководитель читает его):

«Здравствуйте, ребята. Я- весёлый гномик Бим. Недавно я слушал одну очень таинственную музыку. И вот беда : забыл как она называется. Поэтому очень загрустил. Прошу вас помогите мне: назовите композитора и пьесу, которую он написал, ответьте на мои вопросы и напишите мне об этом.»

(Музыкальный руководитель показывает портрет Э. Грига. Дети называют композитора и пьесу, которую он написал).

Музыкальный руководитель: Сегодня мы ещё раз послушаем фрагмент из этой сюиты под названием «В пещере горного короля» Представьте как главный герой Пер Гюнт попадает в пещеру, где живет горный король и его поданные.

Слушание «В пещере горного короля»

Музыкальный руководитель(смотрит в кармашек): А ещё гномик хочет нам задать вопросы. Попробуем ответить на них(дети достают по одному вопросу, музыкальный руководитель читает их):

Какой характер музыки? Как она изменятся?

Какой инструмент (оркестр) исполняет?

Расскажите о ваших впечатлениях(Дети отмечают характер произведения).

Музыкальный руководитель(подводит итог): Музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая. В данном музыкальном произведении звучит симфонический оркестр.

В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она постепенно меняется: усиливается звук и ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешенную скачку.

Давайте с вами попробуем сочинить для гномика сказку как мы были с вами в пещере горного короля и что там видели? Кого встретили? А ещё я думаю: давайте ему отошлём свои рисунки о прослушанной музыки.

Я, думаю, гномик прочитает наше письмо и развеселиться.

(Пример сказки: Мы были в пещере горного короля. Эта пещера ни чем не хуже царского дворца. Все было красиво украшено. Создавалось впечатление, что все там покрыто золотом, алмазами, серебром. Все так блистало и сияло, что глаза как будто бы ослепли. Но вот мы проснулись и поняли что это сон. Это был очень красивый сон. как хочется опять попасть туда.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *