Пешка назад бьет

Как ходит пешка в шахматах

Пешка – это самая дешевая и разменная боевая единица на шахматной доске. Однако её роль в игре не стоит преуменьшать. Итак, как ходит пешка в шахматах и бьет фигуры соперника (смотрите картинки ниже).

Как ходит пешка: назад или вперед?

Как показано на диаграмме, пешка передвигается в единственном направлении – вперед на соседнюю клетку поля, а в самом начале партии по желанию игрока может быть осуществлен ход на две клетки. Если она достигает последней горизонтали, то может быть заменена ферзем или любой другой более ценной фигурой (кроме короля). Соответственно, в шахматах пешка не ходит назад, это нарушение правил. Новички часто об этом забывают и допускают грубейшие ошибки. Они необдуманно бросают в бой своих «пехотинцев», которые затем становятся легкой добычей для фигур оппонента.

Бьет ли пешка назад в шахматах?

Бьет пешка по диагонали, поэтому способна атаковать одновременно несколько фигур противника и делать «вилки». Часто под ее ударами оказываются значимые фигуры противника, и она приносит максимум пользы игроку. Обратите внимание, что в шахматах пешка не может бить назад. Такой ход сразу должен сразу объявляться невозможным, а в турнирной партии даже засчитывают поражение тому игроку, который допустил промах. Посмотрите видео выше, чтобы закрепить правила о том, как ходит и бьет пешка в шахматах.

При умелом обращении, пешки могут передвигаться цепью, тесня при этом силы противника. Их значение в этом случае многократно возрастает. Не зря великий французский шахматист XVIII века Франсуа Филидор однажды воскликнул, что «пешка — это душа шахмат».

Пешка в шахматах — основные особенности и характеристики

Главная \ Статьи \ Список статей по теме ШАХМАТЫ \ Пешка в шахматах основные особенности и характеристики

Игра в шахматы появилась в начале нашей эры, предположительно в Индии. Историки уверяют, что состязание не сразу было таким, в которое мы играем сейчас. Изменялись фигуры, их количество, доски. В этой статье рассмотрим основную информацию, которая касается современных правил поведения пешек на поле.

Сколько пешек в шахматах

В партии игры в шахматы задействованы 2 игрока: на начало игры у каждого по 16 фигурок, 8 из которых – пешки. Их располагают на 2 и 7 ряду. Это одна из самых малоподвижных, и в тоже время относительно сильная фигура в состязании. Главное – не отдать на съедение всех своих пешек. Как говорят профессионалы, пехота на войне – царица поля, а пешка в шахматах – душа партии.

Как ходит пешка в шахматах

Пешка – единственная шахматная фигура, которая обладает следующими способностями:

  • может взять пешку оппонента через битое поле, на проходе;
  • достигнув восьмой и первой горизонтали белая и черная пешка соответственно превращаются в другие фигуры.

В большинстве партий первый ход делается именно пешкой. Есть возможность пойти еще конем, но так резко кто делает. С исходной позиции пешка имеет право передвинуться на 1 или 2 клетки строго по прямой вперед. Если пешка при игре упирается в фигуру, она останавливается, пока пусть не освободится (или пока ее не съедят).

Уникальное качество пешки – возможность превращения. Когда она достигает верхней горизонтали противника, фигура имеет право преобразиться в любую другую аналогичного цвета, за исключением короля. В кого превращаться – решает владелец удачливой пешки.

Чаще всего превращение свершается в ферзя. Теоретически, на доске могут одновременно оказаться до 9 ферзей одного цвета. Правда, на практике – 2-3 – это максимум. Но помимо ферзя есть еще фигуры, превращение в которых часто оказывается выигрышнее.

Как ест пешка в шахматах

Пешка может съесть любую фигуру на поле, кроме короля. Направление – вперед, по диагонали, на одну ячейку. Пешка имеет возможность съесть на проходе, причем только такую же фигуру со стороны противника.

Может ли пешка есть назад в шахматах

Как мы уже писали ранее, пешка в шахматах по правилам не имеет права есть назад. Вероятнее всего, такой вопрос возник у Вас из-за знаний шашечных правил. Так вот в шашках такой ход действительно возможен, а в шахматах – нет.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что хоть пешка и имеет самый малый вес в шахматах, при умелой игре даже она может превратиться в сильного противника для Вашего оппонента.

Добрый вам день, дорогой друг!

У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали…

Но вначале небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.

Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.

Пешка — душа партии

Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.

Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске. Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:

Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.

Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

  • Не ходит назад, только вперед.
  • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
  • Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:

Ходы пешкой

Первый ход

В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля (через клетку) вперед.

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.

1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных

Взятие

Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.

Например: 1. f3: g4 или 1… е5:d4

Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6

Двоеточие в шахматной записи означает взятие.

Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.

Взятие на проходе

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.

1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6

На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.

Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.

Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:

Белые сыграли 1.а2-а4.

Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,

Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!

1.а2-а4?? в4:а3!

Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!

В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.

Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.

Превращение “гадкого утенка”

Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

Это поистине джекпот в жизни любой пешки! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.

Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.

Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:

Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:

Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!

При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.

Превращение со взятием

Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.

То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф

Советы начинающим

  • Создавайте пешечные цепи

Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.

  • Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”

Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.

  • Занимайте пешками центральные поля

Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.

  • Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии

Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.

  • Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков

Например, слово “рубит” или того чище — “ест”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Пешки в шахматной партии применяют для достижения превосходства над соперником и помощи более сильным фигурам. Благодаря тому, что пешек на поле 8 штук, при правильном использовании они могут разобраться даже с самыми сильными фигурами на поле.

И если одна пешка вряд ли сможет кардинально изменить исход боя (особенно в дебюте), то сплоченной командой они могут даже поставить королю мат.

Основным козырем пешек является их численное преимущество. Также из особенностей пешек можно отметить возможность ходить вперед сразу на два поля из начальной позиции, а также превращение в любую другую фигуру по достижении крайней горизонтали противника. Если пешке удается добраться до противоположного края поля, то она превращается в любую фигуру на усмотрение игрока.
С помощью пешек исчисляется значимость других фигур. Так, стоимость коня или слона равняется 3-м пешкам, ладья стоит 5 пешек, а цена королевы равняется целым 10 пешкам. Короля в шахматных правилах оценивать пешками не принято, но цена его равняется примерно 4-м пешкам.

В зависимости от местоположения пешки на поле и расположенных вокруг других фигур, различают такие виды пешек:

  • блокированные;
  • изолированные;
  • отсталые;
  • проходные;
  • связанные;
  • разрозненные;
  • сдвоенные.

Также пешки могут назваться в зависимости от фигур, рядом с которыми они находятся в начале шахматной партии.

Как ходит и бьет пешка?

Первый ход у пешек является особенным. Обычно, именно эта фигура начинает шахматную партию. Иногда партия начинается с хода коня, но такой вариант используется редко. Изначально пешка может перемещаться прямо на одну или на две клетки вперед.

Далее на поле пешки имеют возможность ходить вперед по вертикали лишь на одну клетку.

Часто в шахматных партиях пешки упираются друг в друга и продолжать движение дальше не могут. Ввиду особенностей взятия фигуры, побить противника таким образом они не имеют возможности, поэтому будут стоять так, пока им не откроется дорога или не возникнет возможность взять другую фигуру.

Взятие фигуры пешкой происходит по диагонали на одну клетку. Побить с помощью пешки можно любую фигуру, кроме короля. Таким образом, когда пешка упирается в другую фигуру и не может пойти дальше, она может побить расположенного по диагонали противника, чтобы изменить свое местоположение и обойти препятствие.

Поскольку пешка бьет по диагонали, у нее под атакой могут находиться одновременно две фигуры. Такие «вилки» существенно ослабляют противника, поскольку под ударом одновременно могут оказаться несколько значимых фигур.

При движении пешек существует одна особенная ситуация, которая называется «взятие на проходе». При начальном положении пешки на поле, она имеет возможность делать ход сразу на два поля, проскакивая одну клетку. Если в этот момент перепрыгнутое поле находится под боем вражеской пешки, то она может побить данную фигуру.

Такой прием можно применять только для взятия пешек – с остальными фигурами данное правило не работает. Также прием взятия на проходе можно применять только в ответ на движение пешки противника. Это правило известно многим, но на практике о нем часто забывают, что может привести к потере собственной фигуры.

Вот видео, где подробно рассказано, про взятие на проходе.

Бьет ли пешка назад?

Пешка осуществляет ходы только вперед. Эта фигура является единственной, которая не может ходить и наносить удары назад или по горизонтали.

Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.

Превращение фигуры

Превращение пешки является одной из ключевых особенностей данной фигуры. После того, как пешка проходит через все поле до последней горизонтали, она может превратиться в любую фигуру своего цвета по усмотрению игрока. Правилами запрещается превращение только в короля.

Чаще всего игроки выбирают для превращения фигуру ферзя, поскольку он является одной из наиболее мощных. Выбирать одну и ту же фигуру можно несколько раз. Конечно, такие расклады на поле в реальной игре практически невозможны, но если допустить, что все пешки дойдут до конца поля, то на игральной доске могут одновременно играть 9 ферзей одного цвета. На практике несколько ферзей на поле можно встретить часто.

Но превращение в ферзя – это не универсальное решение. Выбор следует делать исходя из ситуации. Иногда целесообразным будет превратить пешку в коня или другую фигуру:

  • Если есть возможность поставить шах, мат или создать вилку (одновременно атаковать несколько фигур) сразу после превращения пешки в коня.
  • Если нужно избежать пата или собственноручно создать патовую ситуацию, превратив пешку в слона или ладью.

Взятие фигуры и превращение пешки может происходить одновременно. Так, если на последней горизонтали стоит фигура противника, которая находится под боем пешки, она может побить ее и сразу же превратиться в выбранную игроком другую фигуру.

Советы для новичков

  • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
  • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
  • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
  • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество. Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле. Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

Как ходит шахматная пешка

А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии – шахматным пешкам. Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры. На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

Шахматные ходы пешки

Правило 1 (как пешки ходят)

Маленькие шахматные пешки ходят
1) по вертикали, 2) вперёд, 3) на одну клетку.
Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.
Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа.
1. e5 – e6 h4 – h3
2. e6 – e7 h3 – h2

Правило 2 (первый ход)

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
1. b2 – b4 b7 – b5
2. d2 – d4 g7 – g5
3. с2 – с4 с7 – с5
Все пешки могут пойти на две клетки!
Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
Теперь внимание! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7 и е6). Ладья, король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.
Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

Взятие шахматной пешкой

Правило 3 (взятия)

Пешки бьют вперёд наискосок (по диагонали) на одну клетку.
Посмотрите на белую пешку e2 и чёрную d3. При ходе белых последует
1. e2 : d3,
а при ходе чёрных
1. . . . d3 : e2.
При записи шахматных ходов три точки после «1» обозначают, что сейчас ход чёрных.
Такие же взятия могут совершить другие пары пешек: a – b, b – c, f – g.
Посмотрите на пару b5 и b6. Это встретившиеся пешки. Но теперь у них появилась возможность двинуться вперёд со взятием.
Шахматные солдаты-пешки смело идут вперёд. Спросим их: «Зачем?» Отправляясь в путь, каждый солдат мечтает дойти до конца и стать генералом. Конечно, пешка мечтает стать ферзём, но может надеть и не такие «высокие» погоны. За этот подвиг пешке присваивают звание, которое она пожелает. Посмотрите на диаграмму. Любая пешка может повысить своё звание.

Превращение шахматной пешки

Правило 4 (превращения пешки)

Когда пешка доходит до последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля.
При этом пешка снимается с доски, а на её место становится новая фигура.
1. b7 – b8Ф c2 – c1C
(b7 : c8K) (c2 : d1К)
2. f6 – f7 h3 – h2
3. f7 – f8C h2 – h1K
(f7 : g8Л) (h2 : g1С)
После записи хода обозначим фигуру, в которую превратилась пешка.
Пешка b7 пошла на b8 – ферзь. —-> b7 – b8Ф
Пешка c2 бьёт на d1 – конь. —-> c2 : d1К
Как ты думаешь, сколько ферзей одного цвета может быть на шахматной доске одновременно? Оказывается, 9 (в 8 ферзей могут превратиться пешки и ещё один свой. Не забыли про него?).

Взятие пешки на проходе

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»), то последняя может её побить.
Правило действует только один ход.
На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе.
1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки:
1. . . . g7 – g5;
2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную;
3-ая часть – что получилось после взятия:
2. h5 : g6;
На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3, которое преодолевает белая пешка e2, и пару «голодных» чёрных пешек d4, f4, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить:
1. e2 – e4 так как чёрные пешки d4 и f4 могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4 : e3 (d4 : e3).

Всеволод Викторович Костров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *