Песня

Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.

Кто придумал ноты

В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.

Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Почему всего 7 нот

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

Почему ноты так обозначаются

Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.

Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.

Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен с юного возраста страдал глухотой. Когда слух пропал вовсе, он не перестал писать музыку. Бетховен точно зал как звучат ноты и в своем воображении представлял их сочетание, так и рождались его легендарные произведения.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.

Что такое скрипичный ключ

Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.

С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: скрипач Никколо Паганини очень виртуозно владел музыкальным инструментом. Казалось, что его исполнение выходит за пределы человеческих возможностей, отчего пошли слухи, что Паганини заключил договор с дьяволом.

Откуда появились символы других ключей

В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.

Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.

Сколько всего октав в музыке

Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Иоганн Себастьян Бах любил посещать церковь под видом бедного учителя. Он начинал искусно играть на церковном органе, после чего посетители церкви в испуге убегали, считая, что так прекрасно может играть лишь дьявол.

Сколько всего тональностей

В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.

Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.

Рейтинг поста:

(5.00 из 5, оценили: 2) 🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Далеко не все музыканты знают это.

Среди песен любого жанра можно найти интересные мелодии и запоминающееся исполнения. Но есть все же в них что-то общее, особенно в популярной музыке. Как во всех велосипедах есть колеса, рама и педали, так и песни сделаны по похожим шаблонам. Давайте посмотрим, на них, а заодно узнаем, как отдельный части называются по-английски.

Начинается все издалека – меланхоличный перебор гитарных струн, легкие ритмы перкуссии. Это intro – вступление, настраивает слушателя на нужный лад.

Затем verse – куплет. Основная часть песни, стихи, положенные на музыку. Именно здесь и находится смысл и содержание. Здесь главные герои предстают перед слушателем, здесь идет рассказ о том, что с ними произошло. И хотя бывают песни без вступлений или без припевов, но совершенно точно во всех есть verses, куплеты.

Куплет заканчивается, скоро будет припев. Но подождите немного, сначала специальная часть – bridge. Это подготовка слушателя к припеву, подведение к нужному настроение и, если надо, нужной тональности. Добавим инструментов, подкрасим голос парой бэков, и…

И вот он – chorus, припев (на всякий случай – читается через К). По названию можно догадаться, что задуман для исполнения хором, у кого есть. Другое название припева – refrain, от латинского «повторять» — и действительно, повторен он будет еще не раз. Именно припев – это самая catchy, привязчивая часть песни, именно ее посвистывают, прогуливаясь по парку, ее напевают, моясь в душе.

Но это еще не все. Чтобы показать публике, что высокого исполнительского мастерства добился не только вокалист, но и музыканты в группе, в песне есть instrumental solo. Кто-то из музыкантов обыгрывает основную тему припева или куплета в своей сольной партии. Перед соло вокалист может крикнуть в микрофон что-нибудь лихое, например «Take it away, boys» или «давай, кудрявенький». Слово solo, кстати, пришло из итальянского и означает «один», в смысле без ансамбля.

Во многих современных песнях есть еще одна часть – middle eight. Это вторая мелодия, не похожая ни на куплет, ни на припев – обычно противопоставленная настроению всей песни. В тихой балладе это может быть самый драматичный и насыщенный фрагмент, в бодрой рок-композиции – наоборот, это может быть кусок, спетый вполголоса с аккомпанементом одной лишь гитары.
Иногда эту вставку исполняет специально приглашенный другой музыкант, причем в совсем другом жанре – rap. Такая приглашенная звезда упоминается со словом feat. (featuring, дополняя) после имени основного исполнителя.

В некоторых классификациях часть с другой мелодии в середине называется как раз bridge, а часть перед припевом – pre-chorus. Не запутайтесь.

Ближе к концу композиции возникает ситуация, когда надо в очередной раз повторить припев, а поднять накал добавлением инструментов уже невозможно. Выход есть – key change, изменение тональности, на музыкальном языке modulation, модуляция – спеть то же самое, но полтона или тон повыше.

Подходит к концу песня, вот и последняя часть – outro, она же coda (coda – это «хвост» по-итальянски). Громкие финальные аккорды, или наоборот медленно затухающее (fade away) повторение какого-то фрагмента.

Вот и все – слушайте на здоровье любую музыку, лишь бы она вам нравилась, ищите в ней bridge и chorus, учите слова и пойте в свое удовольствие – это действительно может помочь выучить английский язык.

На дорожку, иллюстрируя сегодняшние термины — клип от авторов «40+ песен на 4 аккордах», группы The Axis of Awesome — «How to Write a Love Song»:

<< Частотное заполнение микса

В этой статье поговорим о структуре песни и поверхностно затронем музыкальную форму – а именно:
* Познакомимся с элементарными частями композиции
* Разберем пример песни
* Уточним вопрос о структуре песни
Элементарные части композиции
Изначально я не хотел вообще грузить теорией в этой статье, к тому же и сам в этих терминах не силен, но в итоге решил, что будет полезно кое-какую поверхность показать – как ни странно, в сети я не нашел четких определений нижеприведенных терминов. И статей, где это все могло быть собрано в кучу и в полной мере разжевано.
Что ж, заполним этот пробел! Начнем от самой простой структуры:
Мотив – наименьшая часть мелодии, несущая смысл. Группа нот буквально от 2-3 штук или чуть более.
Фраза – состоит из 2х или более мотивов, образующих относительно завершенную мелодию.
Предложение – состоит, как правило, из 2х фраз (хотя не обязательно) и находится в пределах одного гармонического оборота (каденции).
Период – наименьшая форма, в рамках которой можно сделать завершенную музыкальную композицию. Зачастую состоит из 2-х предложений.
Период называют квадратным, если он разделен на два одинаковых по длительности предложения и включает в себя 8, 16 или 32 такта, и так далее по геометрической прогрессии, но вряд ли дальнейшие объемы будут широко востребованы.
Перейдем к более наглядным примерам. Вот перед вами музыкальная «композиция» (а что, вполне себе так композиция ) в один период:
sample_period.mp3
Вот – она же в нотах и с кое-какими дополнительными сведениями:

Зеленым цветом отмечены мотивы.
Розовым цветом отмечены фразы.
Фиолетовым цветом отмечены предложения.
Синими буквами подписаны аккорды.
В композиции используется два мотива. Вот – первый:
motiv1.mp3

Вот – второй:
motiv2.mp3

Можно возразить, что на самом деле мотивов больше – хотя бы в первом и втором такте ноты не все одинаковые. Да, это так. Ноты могут быть разные, но если их ритмический рисунок сохраняется (даже в общих чертах) это – один и тот же мотив.
Из этих мотивов собраны 4 фразы, по 2 на одно предложение. Вот – первая фраза первого предложения:
fraza1.mp3

Вот – вторая фраза первого предложения:
fraza2.mp3
И, собственно, предложения периода. Первое предложение звучит и выглядит так:
pred1.mp3
Второе предложение:
pred2.mp3
А теперь – о том, что делает этот маленький кусок в 17 секунд законченной композицией. Послушаем еще раз пример полностью:
sample_period.mp3
И вспомним о том, что предложение – не просто совокупность фраз, но и что-то, лежащее в пределах одного гармонического оборота. Я намеренно подписал аккорды под каждым тактом.
Взглянем на последовательность аккордов в первом предложении: G-Em-C-Em.
Мы видим, что гармония начинается с соль-мажора и заканчивается параллельным ему ми-минором – это звучит хорошо, но не так идеально, если бы мы пришли обратно в соль-мажор. Слух более тяготеет прийти в натуральный мажор, в результате чего возникает маленькая напряженность, которая разрешается во втором предложении: G-Em-C-G. Мы приходим обратно в соль-мажор, тем самым уверенно ставя точку в конце композиции.
Мелодически одно предложение от второго отличается лишь предпоследней нотой – в первом это ми (тоника ми-минора, малая терция от соседних двух нот), во втором фа диез (малая секунда от соседних нот). Тем самым подчеркиваются последние аккорды предложений.
***И тут мне бы следовало раскопать теорию дальше про всякие, одночастные, двухчастные, сложные формы и тому подобное… В итоге я бы забил статью непрактичным материалом, которого в сети много и особой погоды он тут не сделает – современная популярная музыка в основном построена на песенной форме, к чему и приступим.
Разбираем практичный пример
Трек ниже был написан мною на скорую руку за вечер, криво-косо без толкового сведения (сразу предупреждаю) и вообще для совсем других целей. Но в итоге я подумал, что с него выйдет хороший пример. Итак, типичный инструментал в стиле хард-н-хеви:
(Google Drive | Яндекс.Диск)
Послушали? Полностью? Далее следует принять кое-какие истины.
Общая структура композиции. Она обязательно должна подразумевать 3 пункта:
1. Вступление
2. Развитие
3. Концовка
Это как история, которая должна чем-то зацепить, о чем-то рассказать, раскрыть суть поставленных в начале вопросов. Должно быть какое-то движение, развитие, при этом должна сохраняться некая общая линия, чтобы повествование, начавшись с одного, не закончилось совершенно другим.
Контрасты. Для того чтобы композиции было куда и как развиваться, используйте контрасты во всем – тихо-громко, быстро-медленно, просто-сложно, ярко-тускло и т.п.
Теперь взглянем на структуру примера:
Буквами обозначены периоды, их группы и вариации – да, делать композиции из одного периода довольно скучно. Над каждым периодом написано время, с которого он начинается.
В структуре песни должны быть два обязательных элемента (хотя… можно найти исключения, но не сегодня) – куплет и припев. Припев обозначен буквой А. Куплет обозначен буквами B*1-4. Впрочем, им можно назвать структуры B-B2, но таком любом случае нам все равно пришлось бы их разбирать подробнее.
Остались элементы C-C2 и D – это что-то среднее между куплетом и припевом. Вступление в припев, или прехорус. Я подумал, что было бы скучновато перейти от куплета к припеву сразу, и хорошо придумать какую-то связующую часть.
Теперь разберем, что конкретно происходит в каждом периоде:
>> A (0-0:17). Припев. Трек начинается с заглавного рифа, вокруг которого будет крутиться вся композиция. Или почти вокруг него.
>> B*1 (0:17-0:33). Первая вариация куплета.
Вспоминаем о контрастах: проблема в том, что современная музыка имеет небольшой динамический диапазон. В так называемой попсе его сужают для того, чтобы «выкачать» из музыки эмоции, сделать ее приятной и понятной для слуха любого человека – ведь чем больше аудитория, тем больше денег можно заработать. В рок-музыке наоборот – динамический диапазон сужают для того, чтобы, скажем, выкрутить ручку громкости на максимум. Показать мощь. Ударить со всех орудий. И проблема возникает в том, что слух довольно быстро привыкает к самым тяжелым и агрессивным стилям, после чего они кажутся уже какими-то легкими и «попсовыми». Как на картинке:
Хочется мощнее, тяжелее, а ручка громкости дальше не крутится! Вот незадача. Поэтому надо искать способ выразить эти эмоции с помощью контрастов.
В данном случае для того, чтобы дать пространство для развития я использовал разницу «просто-сложно». Поэтому первая вариация куплета – простая, банальная мелодия. Может быть даже шаблонная.
>> B*2 (0:33-0:48). Вторая вариация повторяет первую за исключением двух вещей:
1. В 3-4 тактах ударные меняют ритмический рисунок, как-бы сбивая с ритма, а соло-гитара играет уже на октаву выше. Тем самым мы вносим неожиданность в ровный бит, подчеркивая это мелодией – не даем слуху заскучать после банальщины в пределах одной октавы.
2. В последних двух тактах ударные играют всбивку, и мелодия опять уходит вверх, добавляются подтяжки. Этим мы подготавливаем слушателя к переходу к части C.
Кстати – маленькая, но полезная фишка при сочинении партий соло-гитары, особенно при сочинении соло. Если мелодия будет очень долго крутиться в пределах одной октавы, слуху это быстро надоест, поэтому уход соло в определенный момент вверх на октаву или вниз освежит его.
>> C (0:48-1:03). Предприпевная часть (прехорус). Тут уже даем слуху пищу для размышления. Ударные малость меняют бит, а мелодия становится интереснее.
В 1-2 тактах соло обыгрывает ми-уменьшенный септаккорд (Edim7), а именно – задействованы 1,3 и 7 ступень.
В 3-4 тактах обыгрывается си-минорный септаккорд (Bm7), задействованы также 1,3 и 7 ступени, но при этом я еще добавил 6-ю – она тут на полутон выше 5-й. Что делает этот аккорд как-бы мажорным, и гитар про определяет его как Gadd9/B (типа к тонике «соль» добавлена 9-я ступень – «ля», а бас у аккорда «си»). В любом случае звучит прикольно.
В 5-6 тактах я использую обычный аккорд ми-минор.
Последние, 7-8 такты играет обычный пассажик, как бы завершая все наигранное выше и подготавливая к переходу на припев.
Обращу внимание на такой момент – пассаж заканчивается нотой «си», тогда как рифф в припеве начинается с «ми». Получается, «си» по отношению к «ми» – доминанта, которая стремится разрешиться в тонику, и в пассаже это используется для создания более логичного перехода к припеву.
Завершается первый куплет, обозначенный как B.
>> A (1-03:1-20). Припев. Такой же, как и вначале, за исключением последнего аккорда «си». Тут он играется открытым, а в первом варианте – приглушенным.
Открытым его надо было сыграть для подготовки ко второму куплету B2, потому что…
>> B*3 (1:20-1:36). Третья вариация куплета. Казалось бы, что тут можно сделать мощнее риффа в припеве? Можно. И сейчас этому – самое время.
Ударная установка играет ритм с бочкой на каждую 8-ю, а соло-гитара играет довольно эффектные быстрые конструкции. Хотя на самом деле эта техника не такая уж сложная, по крайней мере, пока не потребуется сыграть ровно и чисто .
>> B*4 (1:36-1:52). В четвертой вариации куплета скорость сменяется медленными фразами, но играемые почти на самых высоких нотах гитары.
>> D (1:52-2:08). В этом месте должно было быть соло. Поэтому я его обозначил как D, а не C2. Во многих песнях соло – наивысшая точка кульминации, накала страстей, однако у нас это уже было в B*3, поэтому сейчас надо разрядить атмосферу, убрать напряжение, что и происходит. Ритм-гитара и ударные переходят на спокойные партии, а соло-гитара играет мотив на том же аккорде, что звучал в C в 3-4 тактах.
Хм… А почему бы кускам B*3-4 не поменяться местами с D? Да, так было можно. Но было бы слишком затянуто – в песне человеческий голос воспринимается гораздо легче, чем другой солирующий инструмент. Людям проще слушать человеческий голос, а многие люди вообще не любят инструментальную музыку, поэтому оттягивать точку кульминации я не стал, чтобы слушатель не заскучал по пути к ней.
>> A (2:08-2:40). Тот же припев, повторяющийся два раза. Причем, в A2 (2:24-2:40) он дополнен простым заполнением соло-гитарой, чтобы не было совсем уж унылого однообразия. По сути – финал истории, конец композиции.
На этом можно закончить, но…
>> C2 (2:40-3:06) …это было бы слишком просто. Поэтому в качестве настоящего финала я решил добавить вариацию первой предприпевной части C. Эта идея, на мой взгляд, хорошо вписалась в трек – без нее было бы скучно, ведь рифф в припеве довольно прост и предсказуем.
К тому же, появляется некий смысл части C как «центровой» идеи наряду с рифом в припеве: сначала она проявляется в C, потом, в некотором роде, в D, и в самом конце в C2. А без C2 она бы просто исчезла еще в самом начале.
Заканчивается трек после взбивки в последнем такте подвешенным аккордом E –типично для этого стиля.
Структура песни
Теперь, кода мы разобрали конкретный пример, можно разобрать типичную структуру песен в общем. Как говорилось выше, в ней есть две главные структуры:
К – куплет.
П – припев.
Уже с них можно, учитывая кое-какие правила, сделать песню. Скажем, так:
К-П-К-П
Или так:
П-К-П-К-П
А можно ввести еще кое-какие части:
ВК – вступление и концовка. Я объединю их в один пункт, поскольку в половине случаев они могут быть идентичны друг другу, а в половине – нет.
С – соло. Или брейкдаун – как D в рассматриваемом выше примере.
Тогда можно будет сделать так:
ВК-К-П-К-П-ВК
Или так:
ВК-К-П-К-П-С-П-ВК
Или вообще так:
ВК-К-П-К-П-С-К-П-С
В этом случае в качестве концовки выступает второе соло. А можно сделать песню вообще без припева – только на разных вариациях куплета:
К1-К2-К3…
Или вместо припева использовать инструментальный проигрыш. Да, впрочем – крутите, как хотите. Главное, чтобы сохранялась логичность – было начало, развитие, кульминация и концовка.
Эпилог
Еее! Закончил я, наконец, цикл статей от знакомства с DAW до аранжировки. В итоге мы прошлись по софту и библиотекам для создания музыки на ПК, основам сведения, узнали принцип работы музыки и создания полноценных музыкальных композиций.
Теперь, возможно, буду выпускать кое-какие дополнительные статьи. Впрочем, погляжу еще.
Спасибо за внимание!
***
О софте для создания музыки:
Открыть спойлер
Про сведение:
Открыть спойлер
О создании музыки:
Открыть спойлер

Для начала разберемся в том, что есть текст песни. Западный подход к песенному тексту формулируется так: слова и голос исполнителя есть солирующий музыкальный инструмент, призванный добавить красок в аранжировку, сделав ее законченным музыкальным произведением. Большой смысловой нагрузки западные тексты зачастую не несут. Хотя, конечно, есть исключения. У нас в России песню, текст которой, построен на двух постоянно повторяющихся словах, слушать, возможно, и будут. Но недолго. Стас Михайлов, у которого рифмы традиционно строятся на повторах одних и тех же фраз, – скорее исключение, доказывающее правило. Нельзя рифмовать ботинок с полуботинком и делать из этого песню. Все-таки слушателя нужно уважать.
Русскому уху привычнее содержательные тексты. По сути, наша песня – это драматическое произведение, подчиняющееся непреложным законам драматургии. Учитывая, что в среднем объем песенного текста не превышает двух десятков коротких строк, мы должны понимать, что каждое слово здесь важно, необходимо и незаменимо. Ту содержательную информацию, которую песня призвана донести до слушателя, мы должны выразить очень ограниченным набором изобразительных средств. Следовательно, каждая фраза должна быть выверена до мелочей, неся при этом необходимый объем информации, построенной, согласно законам драматургии, на конфликте. При этом слова песни должны легко и комфортно петься и, самое главное, с удовольствием слушаться. Слушатель должен ощущать близость слов своему душевному состоянию, своим эмоциям, мыслям, чувствам.
Есть такое понятие – непевческий текст (слово или словосочетание). Обилие шипящих и свистящих звуков на стыке слов создает серьезную проблему для вокального исполнения. Именно поэтому английский язык, в котором по большей части отсутствуют такие звуки, поётся намного лучше, нежели русский. Нужно избегать труднопроизносимых слов и словосочетаний. То, что довольно комфортно произносится в разговорной речи, может быть совершенно непригодным для певческого исполнения. Итак —
Пеши стехи.
1. Текст песни должен строго соответствовать форме и логике песни (количеству куплетов, порядку припевов, бриджа)
2. Текст должен строго соответствовать размеру песни. То есть количество слогов должно четко соответствовать музыкальному размеру. Важно обязательно петь текст во время написания. Длительность фразы должна строго соответствовать музыкальной фразе. «Я шел к тебе, шёёёёёёл к тебееееее» – оставим Стасу Михайлову.
3. Стилистика текста должна соответствовать стилистике музыки: грустная лирическая музыка не сочетается с юмористическими текстами. Торжественная «пафосная» музыка не потерпит текста любовной тематики. Постарайся услышать содержание песни еще до того, как взялся за карандаш. В музыке всегда зашифрован будущий текст, твоя задача – услышать его.
4. Текст должен быть вокально-адаптированным, не иметь сложнопроизносимых слов и словосочетаний. Количество слов должно быть минимальным. Текст должен быть лаконичен, прост для восприятия и легко идентифицироваться. Не используй «замороченные» предложения. Помни: написать просто – сложнее всего.

5. Смысл и содержание текста должны легко формулироваться одной фразой. Чем короче эта фраза, тем очевиднее смысл. Эта песня про то, как…
6. Слова припева должны обобщать содержание куплетов и выражать общую идею песни. Смысл песни должен быть понятен даже если слушатель услышал один припев. Фактически, я настаиваю на том, что припев должен следовать за воображаемой фигурной скобкой, обобщающей содержание куплета.
7. Текст песни должен содержать ее название. В идеале – это должны быть слова припева. Тем самым ты делаешь песню идентифицируемой и запоминаемой. Кстати, это очень важно при заказе песни на радио.
8. Слушатель должен ассоциировать себя с героем (героями) песни. У каждого в жизни была несчастная любовь, дружба, расставание, проводы и т.д. Важно затронуть текстом именно ностальгические струны души слушателя. Успех проектов типа Стаса Михайлова и Максим именно этим и объясняется: при нарочитой примитивности содержания и низком уровне подачи, песни максимально близки народу.
9. Исполнитель не должен выглядеть в неприглядном свете. Недопустимо выставлять исполнителя лжецом, подлецом, стервой, неряхой и т.д., если не преследуется конкретной цели (например – в юмористических песнях). Григорий Лепс как-то спел «я тебя не люблю». И разом потерял тысячи поклонниц. Помни, что твоя позиция как исполнителя никого не интересует. Если ты смог заставить слушателя сопереживать герою песни настолько, что он ставит себя на его место, ты написал правильный текст.
10. Текст не должен звучать нравоучительно и наставительно. Не следует показывать слушателю, что ты умнее, чем он. Тем более что в большинстве случаев это не так. Избегай декламации высокопарных банальностей. Не пой про родину и разведчиков, про тружеников села и ударников труда. Это никому не интересно. Пой про любовь. Точка. В нашей стране все другие темы никого не интересуют. Во всём мире принято петь про свою страну, природу, города, детей; у нас же запомнят скорее всего песню о несчастной любви. Недаром говорят, что русскому человеку для счастья всегда не хватает немного трагедии. Вообще, тему любви я назвал бы одной из самых сложных. При всей кажущейся простоте, работать с этой темой и не опуститься до банальности – очень и очень трудно. Сказать о любви так, как до тебя никто не сказал – вот достойная, но, увы, труднодостижимая цель. Использование фраз, основанных на признании в любви – уже банальность.
11. Текст песни (особенно – припев!) должен содержать яркие, запоминающиеся, свежие образы. Про любовь написаны десятки тысяч песен. Количество слов, использованных в этих песнях, ограничено. В большинстве случаев написание нового текста про любовь означает нахождение нового оригинального порядка старых заезженных слов. Чтобы сделать что-то свежее, нужно найти свежий, ранее неиспользовавшийся образ. Пиши «вкусно». «Я люблю тебя, а ты меня не любишь, но я все равно тебя люблю и поэтому страдаю» – это банально, невкусно, неинтересно. «Вырванный гвоздь нежных речей, рухнувший мост, сгоревший за ней» – намного интереснее.

12. Текст должен быть лишен «избитых» слов и словосочетаний и очевидных банальностей. Я всегда стараюсь обходить такие слова как «любовь», «небеса», «облака», «нежность», «небо», «мечтать». Ну – то есть весь словарный запас современных эстрадных песен. И уж совсем неприемлемыми являются «кривые» слова типа «вышина» и «главней всего». За использование подобных слов я бы навеки лишал права работать в сфере шоу-бизнеса. Бойтесь, графоманы, придет мое время! Словом, хочешь писать плохо – слушай побольше русской эстрады. Хочешь писать очень плохо – слушай Стаса Михайлова.
13. Припев должен быть прост для запоминания. «Прощай, сгорают в осени надежды; Прощай, не встречу я тебя, как прежде; Прощай, к далеким звездам улетай. Прощай, тебя забыть я не сумею; Как жаль – не зазвучат шаги за дверью; Прощай, навеки вечные прощай!». Классическая схема построения припева: яркий образ, повтор шляг-фразы, элементарная запоминаемость.
14. На протяжении всей песни текст должен нести единую смысловую и динамическую (эмоциональную) нагрузку. Это очень важно. Количество действия в разных куплетах должно быть одинаковым. В первом куплете следует дать слушателю «картинку» времени и места действия, а также пояснить само действие. «Вечер, пустынные улицы, черный асфальт. Мокрый город сутулится и окна спят». Слушатель уже сам дорисовал тёмные улицы большого города, автомобили, припаркованные у тротуаров, желтые неоновые вывески в облаке дождя… Дальше показываем действие: «Я к тебе иду сквозь ночную мглу, я тебя краду, совершая своё преступленье». Линейное действие: движение, герой шагает по темным улицам к героине. «В этот поздний час ночь играет джаз и луна для нас освещает темнеющий город» – усиливаем экспозицию. Добавляем красок разворачивающейся картине. И дальше – припев: «Точка зрения – преступление, озарение в ночь затмения. Я тебя украду под покровом ночи, я тебя уведу куда ты захочешь». Герой решителен и уверен в себе. Он забирает любимую и они вместе идут по ночному городу, и только она решает – куда именно. Фактически содержание песни ничего сверхъестественного не несет: парень встретился с девушкой и они пошли по каким-то своим любовным делам. Но – хороший текст потому и хорош, что описывает самые простые вещи так, что становится интересно. Старайся следовать этому правилу всегда.
15. Текст должен «цеплять» с самого начала и держать внимание слушателя до конца песни. Иногда бывает уместно «включить» действие с первых слов. «Не спят рабочие кварталы и центр города не спит, и в темноте большого зала никто на месте не стоит. С тобой танцуем до упаду, хотя знакомы мы едва. И, раздевая меня взглядом, мне шепчешь нежные слова». С первых слов мы втянули слушателя в действие. Хорошо, а как быть, если действия нет, а есть лишь констатация свершившихся фактов. Во-первых, лучше не писать песню о том, что уже состоялось и не поддается изменению. Но если ты чувствуешь необходимость именно в такой песне, попробуй создать движение там, где его нет. «Свет фонарей упал на город, будто плед. И всё как прежде, но тебя со мною нет». Констатация? Констатация. Но – «вкусная» констатация.

16. Тема и стилистика текста должны быть близки максимально широкому контингенту слушателей. То есть не рекомендуется использовать явные экспрессивные молодежные выражения в песне, рассчитанной на широкую аудиторию. Это, во-первых, сильно лимитирует продолжительность жизни песни, поскольку уже через год молодежный сленг изменится, а песня станет неактуальной. Во-вторых, зачем заведомо ограничивать свою аудиторию молодежью? А вдруг твои песни понравятся и старшему поколению? Стремись к тому, чтобы твои песни могли слушать и стар и млад. Тогда успех неминуемо придет к тебе, как к Юрию Антонову, чьи песни слушают целых три поколения. Не стоит также употреблять «заумные» слова. Помни, что писать следует просто. Написать сложно может почти каждый. Гениальность всегда заключается в простоте. Чем более примитивен человек, тем большим количеством словесного мусора ему приходится пользоваться, дабы выразить сложную мысль. Будь лаконичен. Выбирай именно те слова и образы, которые максимально ёмко передадут необходимую эмоцию.
17. Не следует пытаться объяснить слушателю образ исполнителя. Слова «я как одинокая вишня» звучат как слова циркового клоуна, который играет настолько плохо, что вынужден поминутно напоминать публике, что он клоун. Не нужно также объяснять, что исполнитель чувствует. Все это должно становиться ясно из общего смысла песни.
18. Следует избегать ненужных подробностей, явных украшательств, бессмысленных пояснений и уж, конечно, всяческого пустословия. Для меня верхом абсурда являются слова песни «Я-я яблоки ела, я-я просто сгорела». Что хотел сказать исполнитель – остается за скобками. Зачем нам рассказывается про гастрономические предпочтения артиста? Если я ел селедку с луком и запивал ее вкусным алкогольным напитком, – неужели сей факт заслуживает быть увековеченным в музыке? Или небезызвестная песня «КакАо-какаО-ко-ко-ко-ко». Это же просто вершина идиотизма! Рифмы другой не было? Словарь рифм, между прочим, продается в Доме книги, а также доступен в Сети. Я и сам нередко им пользуюсь.
19. Каждое слово текста должно быть выверено, взвешено, опробовано на вкус и стоять как патрон в обойме: на своем и только своем месте! Хороший текст отличается тем, что его уже невозможно изменить. То есть ни одно слово не может быть заменено на аналогичное, или похожее, или другое, но близкое. Почему песня должна строиться на рифме и созвучии? Да потому, что именно благодаря рифме мы запоминаем текст, домысливаем и подпеваем даже при первом прослушивании. Именно к этому нужно стремиться. Рифма должна быть очевидной и не вызывать сомнений.
20. Сюжет песни должен развиваться от начала к концу, иметь явно очерченную структуру и не носить характер притянутого за уши. Начало песни: описание места и времени, введение в действие или констатация свершившихся фактов, событий. Ночь, снег, фонарь во дворе. Герой вспоминает события давно минувших дней. В его воспоминаниях они с героиней еще вместе. Стоп. Для куплета – достаточно. Припев. Как легко было всё изменить когда-то. И то, что казалось малозначительным, вдруг обрело смысл. Но – слишком поздно. Второй куплет. А вдруг появится героиня? Она померещится герою в тусклом свете фонаря – и герой побежит за ней по снегу. Может быть, это совсем не она, но это уже останется за скобками. В этом месте – занавес. То есть – припев. В принципе, вся песня уже «сказана». Остается лишь украсить ее достойной музыкой, ввести элементы усиления (возможно – написать бридж, поясняющий какие-то моменты) и – спеть.

21. Следует вспомнить распространенную стилистическую ошибку начинающих словописцев: события песни происходят в разных временах. Это недопустимо. Если мы начали песню в прошедшем времени, то в нем мы и должны остаться. Единственное исключение – когда в финале события развиваются в будущем: случится что-то и тогда все изменится так-то и так-то. Но путаницы времен нужно стараться избегать.
22. Хорошая песня помимо информационной нагрузки, нередко несет на себе некий побудительный мотив: давайте сделаем то-то и то-то, чтобы не было так-то и так-то. И здесь важно, чтобы этот побудительный мотив (если он есть) был один и только один. Помолимся за родителей. За родителей, а не за папу, маму, дедушку, бабушку и соседку тётю Машу. Выпьем за любовь. За любовь, а не за прекрасных дам, успех в личной жизни и новый автомобиль.
23. Песня должна нести только одну эмоцию. Если в первом куплете мы апеллируем к состраданию (героя жалко), то во втором куплете нельзя менять вектор эмоции и уводить слушателя от сострадания к презрению или зависти. Кстати, как мы уже говорили, презрение – недопустимая для песни эмоция. Не провоцируй слушателя на негативные эмоции. Не стоит рассказывать в песне о том, как ловко ты дал в бубен одной подруге за то, что она тебе изменила. Нужно заставить слушателя самостоятельно дать оценку ее действиям. Перечитай последнюю фразу дважды. Заставить слушателя дать самостоятельную оценку. Незачем подталкивать его к этой оценке.
24. Не пиши о том, что дорого и близко только тебе. Не пиши о своей личной истории. Она никому не интересна. Пиши настолько абстрактно, чтобы каждый мог поставить себя на место твоего героя. Не пытайся вставить в песню события, коснувшиеся лично тебя. Пусть слушатель сопереживает тебе настолько, что остается в убеждении, что песня написана именно о нем! Вот тогда он станет самым преданным твоим поклонником. Ни в коем случае не пытайся доказывать что-либо кому-либо. Избегай подробностей конкретных отношений конкретных людей. Чем универсальнее твой текст, тем больше людей полюбят твою песню.
25. Ну и последнее. Раньше мы жили в другой стране. Раньше был СССР. Раньше был Цензурный комитет, или как там он назывался. Эта организация, помимо того, что рьяно блюла социалистические устои и завоевания, выполняла еще одну очень полезную функцию. Следила за чистотой русского языка. Эта организация внушала страх всем, кто даже косвенно был связан с культурой. И эта организация никогда не допустила бы появления на государственной эстраде элементарных ляпов, вычурного бреда, кособоких формулировок… При этой организации ни одна сильная и смелая лебедь не становилась бы на крыло, как бы ей того ни хотелось. Потому что на крыло встают. А становятся – безграмотными дилетантами, не заметившими и пропустившими подобный ляп. Будь внимательнее к языку, на котором пишешь. Это наш язык. А он ошибок не прощает.
Структура текста хитовой песни должна быть такой:
1. Первый куплет. Интродукция. Объяснение: почему, где, что. С первых слов должно быть понятно настроение героя / героини и всей песни.
2. Припев. РЕШЕНИЕ. Выход из тупика, призыв к действию, перемена ситуации, перелом.
3. Второй куплет. Конфликт. Было так, но почему-то стало иначе. Было хорошо, стало плохо. Проблема. Герой встает перед выбором. Конфликт.
4. Бридж (если есть). Усиление конфликта. Резюмирование всего вышесказанного.
5. Куплет 3. Результирующий. Что стало после слов припева. Что теперь будет. Все улучшилось (или улучшится). Выход из конфликта.
Наиболее распространенные ошибки при написании песенных текстов
1. Несоответствие ритма / размера текста музыке. Внимание! Это происходит в 99% случаев. Игнорировать этот пункт нельзя ни при каких обстоятельствах.
2. «Притянутая за уши» рифма. Не рифмуй ботинок с полуботинком. Ты же не Стас Михайлов. Ни в коем случае не рифмуй «я шел к тебе» с «я шел к тебе». Это – повтор, а не рифма.
3. Использование «заезженных» слов: нежность, любовь, поцелуй, душа, облака и т.д. Старайся быть оригинальным. Не хватает оригинальности – послушай Земфиру. А вообще – начни читать книжки.
4. Работа над текстом без привязки к исполнителю, его образу и стилю. Расписной рэпер вряд ли убедительно споет патриотическую песню. Белокурая тоненькая девочка с ангельским лицом будет нелепо звучать в песне от лица взрослой стервы. Интеллигентный романтик не должен петь откровенных песен о сексе.
5. Отсутствие конфликта: текст «ни о чем». Помни: содержание песни должно формулироваться одной фразой. Четко и без вариантов. Если эта фраза не «читается» сама собой, текст никуда не годится.
6. Отсутствие в припеве смыслового центра композиции. Куплеты – это всего лишь разъяснение содержания припева. Основа песни всегда – припев. Написал хороший припев – у тебя уже есть песня.
7. Невозможность коротко пересказать содержание текста. В каждой фразе старайся использовать нестандартный образ, благодаря которому песню будут запоминать. «Хочешь сладких апельсинов…» До этого апельсины не встречались мне ни в одной песне. Ярко? Куда уж ярче!
8. Отсутствие центрального образа. Собственно, именно вокруг центрального образа собирается вся песня. Нечто должно быть выделено таким образом, чтобы всё остальное было дополнением. Можно написать про мосты, снег, дождь, используя много разных красивых слов. Но основой останутся мосты, снег и дождь.
9. Поучительная манера. Никого никогда ничему не учи. Не рассказывай слушателю, как ему следует себя вести, поступать, думать. Это довольно распространенная ошибка. Будь слушателю товарищем и другом, но не наставником.
10. Многословие. Помни, что краткость – сестра таланта. Ну и твоя сестра, разумеется. Избегай словоблудия. Ты же не Стас Михайлов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *