Письмо по русскому языку

О литературном жанре

В словаре Ожегова слово «письмо» определяется как написанный текст, который посылается в виде сообщения определенному лицу (адресату). В качестве литературного жанра оно существует с античных времен, а его расцвет пришелся на XVIII век. Письмо, в котором излагаются рассуждения автора по поводу какого-то предмета, называют эпистолой. Первые из них написаны Тредиаковским, Сумароковым, в этом жанре писал и Ломоносов.

Эпистолярная форма художественных произведений основана на переписке двух или более лиц. Она считается редкостью в настоящее время и выражается в основном через послания. С умением писать письма другу школьники знакомятся в пятом классе. Для этого они должны хорошо усвоить специфику простого (личного) письма, иначе более сложная тема будет непонятна.

Письма необходимы людям для передачи определенной информации. Это разговор с отсутствующим человеком, изложенный на бумаге. Свои чувства и мысли автор высказывает свободно, а реакцию оппонента только предполагает. Он обращается с интересными мыслями, вопросами, пожеланиями, выражает сочувствие или личное мнение по определенным вопросам. Структура обычного письма включает такие пункты:

  • дату;
  • приветствие;
  • суть (изложение какой-то истории или вопросы);
  • прощальные предложения;
  • подпись.

Польза сочинения

Письмо товарищу не требует от юного автора предварительного ознакомления с каким-либо литературным произведением. Школьник волен самостоятельно выбирать, к кому он хочет обратиться, о чем спросить или рассказать. Предполагается, что ребенок хорошо знаком с лицом, которому пишет послание. Он знает его характер, привычки, а также близких людей, родителей.

Работа развивает письменную и устную речь, дает возможность подключить фантазию и использовать ранее накопленный опыт написания сочинений. Школьник учится выражать собственное отношение к другу, может импровизировать. Сочинение не пишется по шаблону, поэтому его невозможно списать. Полученный навык понадобится в дальнейшей учебе и поможет писать настоящие послания близким людям.

Несколько советов

Перед написанием работы ученику стоит подумать, что можно написать в письме другу. Возможно, ему захочется поделиться своими мыслями или о чем-то спросить. Список предполагаемых тем может быть таким:

  1. Обращение к товарищу с улицы, который живет в другом городе, но периодически приезжает к бабушке. Ему можно рассказать о событиях, которые происходят во дворе, поинтересоваться делами и тем, как скоро ждать его снова.
  2. Письмо другу из путешествия. Можно пофантазировать или вспомнить недавнюю поездку в другой город и рассказать о том, что было интересного в пути. Например, написать маленький рассказ о посещении Москвы, ее музеев. В конце можно поинтересоваться, как проводит время товарищ, а также выразить надежду на скорую встречу.
  3. Можно обратиться к однокласснику, который уехал в летний лагерь, поинтересоваться, как у него дела, что интересного происходит во время отдыха. Неплохо рассказать, что за это время случилось во дворе.
  4. Интересным получится письмо единомышленнику, с которым ученик подружился на почве общих интересов. Например, увлеченный астрономией школьник может описать свои недавние наблюдения и личные открытия. Юный футболист волен смело рассказать о своих спортивных достижениях и рекордах. Начинающий ботаник может поведать о последних наблюдениях за окружающим миром.
  5. Активные и искренние ребята могут написать письмо другу о событии из жизни или поделиться с ним своими переживаниями, новостями дня. Например, можно поведать о встрече с бездомной кошкой и успешном поиске хозяина для нее или описать смешную историю из жизни класса, происшествии в последний выходной.

Чтобы другу или подруге было интересно читать письмо, следует продумать стиль изложения. Оно должно быть написано простым языком. Желательно заранее настроиться и постараться поймать вдохновение. Друг должен получить письмо, проникнутое хорошим настроением, и почувствовать искреннее отношение к себе.

Перед написанием письма можно подумать, какую еще информацию хочется донести приятелю. Возможно, стоит ответить на его вопросы в предыдущем письме, похвалить, поддержать или предостеречь от чего-то. Можно вспомнить совместно пережитые мгновения, возвратиться к прошлому, поразмышлять о том, что бы хотелось сделать вместе с товарищем в будущем.

Инструкция по написанию

У большинства сочинений стандартная структура оформления — вступление, основная часть и заключение. Обращение к другу не является исключением. Однако не следует забывать, что послание адресовано конкретному человеку, а значит, выполнять его нужно в форме обращения. О том, как правильно написать письмо другу, подскажет инструкция:

  1. Хоть письмо предполагает свободный ход мыслей, школьнику следует заранее составить план. Он поможет структурировать мысли, не отойти от темы и не запутаться в размышлениях. Благодаря продуманной структуре текст работы будет понятен не только адресату, но и любому человеку, который захочет его прочесть.
  2. Важно говорить в письме о том, что действительно способно заинтересовать товарища. Начать следует с обращения, которое должно соответствовать стилю общения автора. Можно написать «привет», «приветик», «дорогой друг». Не стоит менять привычное обращение в жизни на что-то другое, иначе друг может почувствовать неискренность или увидеть в письме скрытую иронию.
  3. Далее можно выразить благодарность приятеля за полученное накануне письмо или объяснить, чем вызван перерыв в общении. Можно извиниться за долгое отсутствие письма со своей стороны и подчеркнуть, насколько сильно друга не хватает рядом.
  4. Не нужно начинать текст с перечисления проблем, с которыми пришлось столкнуться в прошлом. Важно обязательно поинтересоваться делами товарища, высказать предположение, что все хорошо. После этого следует изложить то, о чем хочется поведать другу. Степень откровенности зависит от того, насколько ученик близок в живом общении с адресатом. Хорошему другу можно поведать о многом, а приятелю рассказать обо всем будет неуместно.
  5. В короткий текст письма можно вставить шутки, цитаты, отрывки из стихотворных произведений или прозы. Если важно знать мнение адресата по какой-то теме, не стоит стесняться задавать вопросы.
  6. В конце следует выразить надежду на скорый ответ и возможную личную встречу. После этого нужно искренне попрощаться, поставить подпись и дату.

Образец работы

Дружеское письмо — форма выражения привязанности к дорогому человеку, с которым нет возможности пообщаться лично. Его поддержки и внимания очень не хватает, поэтому хочется изложить свои мысли на бумаге и отправить их адресату. Небольшой пример письма другу для написания сочинения в школе:

Привет, Женя. Как поживаешь и учишься? После того как ты уехал в Мурманск, прошло полгода. За это время у нас в классе многое поменялось. В третьей четверти к нам пришел новый мальчик, его зовут Антон. Он увлечен футболом и хорошо рисует. Мы взяли его в свою дворовую команду и теперь стали чаще побеждать. Ждем, когда ты приедешь на летние каникулы и присоединишься к нам.

Недавно наша классная руководительница сильно болела, и месяц заменял уроки английского другой учитель. Мы навещали ее, часто звонили и очень обрадовались, когда она вернулась. Стараемся ее не огорчать, вести себя примерно. Недавно в школе была эстафета и встреча с олимпийской чемпионкой. А еще дворовую площадку привели в порядок и установили красивые турники с тренажерами. В этом году старшая сестра сдает ЕГЭ, очень за нее все волнуемся.

Женя, когда и на сколько ты приедешь? В июне, как обещал, или позже? Хочется подольше пообщаться. Тебя, наверное, и не узнать уже. У меня много планов, как провести лето: походить на пляж, запустить змея, погонять в мяч. А в августе еду в лагерь на четвертую смену. Поедешь со мной?

Жду твоего ответа. Пиши! Максим.

Школьник обращается к другу детства, с которым вместе рос и начал ходить в школу. Однако Жене пришлось уехать в другой город, он навещает бабушку летом. Мальчик Максим рассказывает о своих событиях и спрашивает друга, когда он приедет, поскольку очень скучает и ждет встречи, что и выражает в письме.

Грамотность — важная часть любого послания, поэтому перед написанием текста сочинения в чистовик его следует вычитать вслух и при необходимости откорректировать.

Готовая работа получит высокую оценку в том случае, если будет искренней, правильно составленной и красиво оформленной.

Открытый урок по русскому языку Сочинение в форме письма 5 класс

Предмет

Русский язык

Класс

Автор УМК

Ладыженская Т.А.

Тема урока

Урок развития речи. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма. Упр.390

Тип урока

Урок развития речи

Цель

  • Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий.

  • Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «письмо», виды писем (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи; уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме, научиться писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, понимать роль писем в жизни человека.

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Текст, идея текста

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
знаний

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Анализ содержания текста учебника. Беседа

Приветственное слово учителя:

С малой удачи начинается большой успех.

Я желаю вам успехов в усвоении новых знаний.

-Понятна ли вам следующая запись?

Нас, всё, у, сегодня, получится!

Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?

Составьте из данных слов предложение.

У нас сегодня всё получится!

-Я уверена, что у вас сегодня обязательно всё получится, и успех обязательно придёт!

— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Устные ответы

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, важность предупреждения утомляемости и перегрузки

2. Целеполагание

и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Анализ образной системы текста

1. Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чём-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходят на помощь письма.

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва

— О чем пишет Н. Кузовлева?

Рассказывает о важности писем. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. В письмах, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

2. — Ребята, а любите ли вы получать письма?

— А писать их?

Я думаю, что каждому человеку приятно получать письма.

А какие сейчас в современном мире существуют письма?

Конечно, в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать, конечно же, «живое» письмо, письмо, согретое человеческими руками, сердцем.

Может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах?

Скажите , пожалуйста, чем мы сегодня будем с вами заниматься?

Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение

Давайте вспомним, что школьное сочинение — это вид самостоятельной творческой работы, в которой излагаются собственные мысли, переживания, суждения, связанные с определённой темой.

А чем сочинение отличается от изложения?

Сочинение отличается от изложения тем, что в изложении пишущий пересказывает текст какого-либо произведения или отрывка из него, а в сочинении создаёт (творит) свой собственный текст.

Сочинения бывают разных видов. Вы уже пробовали писать сочинения на свободную тему и сочинения по картине. Сегодня же мы будем учиться рассказывать о (своих личных впечатлениях.)

Многие писатели часто создают свои произведения на основе того, что когда-то пережили сами. Они описывают в своих книгах то, что видели лично и что произвело на них сильное впечатление.

В литературоведении такие произведения называют дневниковыми записками, письмами, мемуарами, воспоминаниями.

Возможно, когда-нибудь и вы попробуете написать мемуары, но для начала попробуйте интересно рассказать своим товарищам или друзьям об одном из памятных событий из вашей жизни.

В какой форме можно рассказать об интересной выставке или экскурсии, на которой вы побывали, о весёлом празднике, который был вчера, о фильме, который вы посмотрели?

В ситуации, когда вы просто встретились с друзьями, такого вопроса не возникает. В дружеской беседе, весело болтая, смеясь и перебивая друг друга, вы рассказываете о себе и узнаёте, как обстоят дела у друга. При этом вам не приходится с трудом подбирать слова и выражения, задумываться, правильно ли вы построили предложения. (Таковы особенности разговорного стиля!)

А если ваш друг сейчас далеко? Мы предлагаем вам поделиться впечатлениями о каком-либо событии в форме письма. Давайте вспомним, какие бывают письма.

РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?

Записать в тетрадь:

«Для чего мы пишем письма»

  • Сообщить;

  • оповестить;

  • Поздравить;

  • Извиниться;

  • Поделиться чувствами, впечатлениями;

  • Поблагодарить и т. д.

Ребята, какие виды писем существуют.

Письмо

личное деловое

Личная переписка (дружеская)

Мы пишем письма родным и друзьям, чтобы рассказать о своих делах, поделиться с ними мыслями, чувствами. Нам важно знать, как живет человек, с которым мы переписываемся, что он думает, рассказать ему о том, что волнует нас самих. В письмах мы делимся впечатлениями, убеждаем, советуем.

Деловая переписка

Деловые письма являются официальными. Их пишут от имени какой-либо организации или официального лица, используются специальные бланки. Стиль таких писем строг, не допускается двоякое толкование слова, выражения эмоции. При деловой переписке используются специальные устойчивые выражения.

Какое письмо мы будем писать?

Вы уже догадались, что рассказывать о своих переживаниях можно только в дружеских письмах, потому что деловые письма предполагают совсем другие темы для переписки.

В каком стиле писать?

В зависимости от цели высказывания мы говорим и пишем по-разному.

Ваше сочинение будет написано в художественном стиле. Однако помните, что очень часто писатели включают в свои произведения элементы разговорного стиля для того, чтобы передать особенности речи персонажей книги. Вы можете последовать примеру писателей и включить в свой рассказ реплики (высказывания) участников истории, о которой вы будете писать другу. Но не забывайте, что использование грубой, просторечной лексики недопустимо ни в художественном, ни в разговорном стиле!

Проверьте себя!

РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППЕ. Тест ( 1. 1,3; 2.1,2; 3. 1,2)

Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.

А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

Словарная работа. На доске записаны слова, расставлены ударения. Записать слова и узнать их значения ( работа с толковым словарем).

Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Адресант – тот, кто пишет это письмо.
Индекс – цифровой код адресов отправителя и получателя.
Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.

Знакомство со структурой письма. Любое письмо имеет свою структуру ( работа по схеме- опоре)

Части письма:

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). ( нейтральное и эмоционально окрашенное)

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись. Дата.

Самостоятельная работа обучающихся.

Прежде чем работать над письмом, прослушайте советы, как писать письмо:

1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление о тех, кто будет читать ваше послание.
2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за его слов.
3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений.
4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге.
6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы

3. твор-ческая практическая деятельность

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Задания, направленные на выявление особенностей дружеского письма.

Учитель: Прочитайте письма Пущина к Пушкину (Приложения 1 и 2). В письмах идет речь о 600 рублях, которые А.С. Пушкин, по-видимому, занимал у княгини Веры Федоровны Вяземской во время совместного пребывания в Одессе, но еще не вернул. К какому периоду жизни Пушкина относятся эти письма?

Ученик: Эти письма относятся к периоду ссылки Пушкина в Михайловское.

Учитель: Как вы думаете, чем были эти письма для поэта?

Ученик: Эти письма являлись свидетельством того, что Пушкина не забыли, поддержкой для него в трудные дни ссылки, приобщением к жизни в столице, источником информации о происходящем в Москве, о друзьях.

Учитель: Попробуем выявить особенности построения, языка этих писем. Как обращается Пущин к Пушкину?

Ученик: Любезнейший Пушкин, любезный Пушкин.

Учитель: О чем идет речь в письмах?

Ученик: Об обыденных делах: о решении денежной проблемы, об общем друге Кюхельбекере, об интересе окружающих к жизни Пушкина. Создается впечатление живого общения.

Учитель: Можно ли говорить, что в письмах идет речь только о жизни в Москве? Что в них главное?

Ученик: Главное — это передать эмоции. Письма помогают передать чувства и самого Пущина, и друзей к Пушкину, к его произведениям.

Учитель: Докажите это примерами из писем.

Ученик: «Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают». «И. И. Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского». «Все тузы московские тебе кланяются и с большим удовольствием читают Онегина».

Учитель: Покажите, какими средствами автор передает свои чувства, создает эффект разговора?

Ученик: Использование разговорной лексики: «тузы московские», «будь здоров», «бранился»; вводное слово: «между прочим»; неполное предложение: «спасибо и за то»; косвенная речь при передаче разговора с Вяземской; обращение: «любезнейший Поэт», в котором Поэт пишется с большой буквы, говорит о преклонении перед талантом Пушкина и уважении; подпись: «твой Иван Пущин», говорящая о преданности и верности.

Учитель: Недаром говорится, что друг познается в беде. В какой момент жизни А.С. Пушкина ему особенно необходима была поддержка лицейского друга?

Ученика: В период ссылки.

Учитель: Вспомните и прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» (Приложение 3). Можно ли считать это стихотворение письмом? Докажите свою точку зрения.

Ученик: Можно. Указан адресат. Это Пущин. Послание эмоционально. Поэт вспоминает приезд лицейского друга к нему в ссылку, то есть речь идет об известном обоим событии. Пушкин подчеркивает значимость Пущина для него, используя эпитеты: первый, бесценный. А.С. Пушкин хочет поддержать Пущина:

«Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней»,

используя метафоры.

Обучение написанию дружеского письма.

Учитель: Как же передать в письме свои чувства? Как сделать, чтобы он стал вашим собеседником? Для этого есть множество способов.

Начнем с обращения. Прочитайте приведенные примеры и выберите те, которые можно использовать в письме близкому человеку (уважаемый Василий Иванович, дорогой Мишенька, милая Олечка, уважаемые товарищи)

.Подумайте, как бы вы обратились к своему другу. Запишите обращения в тетрадь.

Будет ли правильным, если мы начнем письмо к близкому человеку с рассказа о себе? С чего лучше начать?

Ученик: Нужно сначала поинтересоваться тем, как дела у друга. И лишь потом рассказать о себе.

Учитель: Прочтите еще раз письма Пущина. Интересуется ли он тем, что происходит в жизни Пушкина? Почему?

Ученик: Пущин не расспрашивает друга о том, что происходит в его жизни, так как знает, что Пушкин находится в Михайловском, ему грустно и одиноко. Для Пущина важнее рассказать о новостях, о жизни в столице ,поддержать лицейского друга.

Учитель: Значит, содержание письма должно еще зависеть от ситуации.

Учитель: Чем закончить письмо? Выберите концовку письма другу («С искренним уважением Иван Краснов». «Целую, привет всем. Ваш Макс». «Твоя Ольга». «Передавай привет родителям. Твой Иван»). Не бойтесь высказать свою привязанность, прощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.

Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы разговариваете с другом.

Составим план сочинения

1. Приветствие (вступление).

2. Рассказ о произошедшем событии («Хочу рассказать тебе о…»).

3. Прощание (заключение).

Написание сочинения

Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений

Работают над письмом. Формулируют собственные мысли.

Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные: действуют по плану и оценивают работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Письменная работа

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Напишите сочинение по личным впечатлениям (например, на тему «Один из удачно проведённых вечеров»). Помните, что право выбрать историю, событие, о которых вы будете рассказывать, принадлежит только вам.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы сегодня узнали?

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. (Магнитная доска)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание работы обучающихся на уроке. Листы обратной связи

Урок-презентация по теме «Письмо» 5 класс презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе по теме «ПИСЬМО» Учитель русского языка и литературы Мамаева Е. Ю.

Слайд 2

Цели урока Образовательная: узнать историю появления письма и виды писем; научиться правильно писать письмо, заполнять конверт; Развивающая: развивать умение аналитически думать, рассуждать, делать выводы, обогащать словарный запас учащихся Воспитательная: формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным

Слайд 3

План урока Организационный момент. «Экскурсия в прошлое». Объяснение нового материала. Словарный диктант-кроссворд. Работа в группах. Отчёт консультантов. Чтение лучших работ. Итоги урока. Домашнее задание.

Слайд 4

Интрига Стук в дверь. Входит почтальон. — Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу «. Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста. — Мы с ребятами постараемся вам помочь. Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Все ли вы знаете о письме? (тема урока). Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.

Слайд 5

«Экскурсия в прошлое» — К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. ( Сообщение старшеклассника ) Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий…

Слайд 6

— Госпожа Бревер – жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне – расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение старшеклассницы.) В 1920 году владелец магазина а английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров. Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной – листок бумаги величиной с визитную карточку. Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города . Бревер , продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Слайд 7

Раздается звук почтового рожка. Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты . В 16-17 веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму (селению), громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу. Петр 1 решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок. — Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их все чаще и чаще по электронной почте.

Слайд 8

Объяснение нового материала — Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? — Какие виды писем вам известны ? ПИСЬМО ↙ ↘ деловое личное письмо-поздравление , письмо-рассказ письмо-просьба , благодарственное письмо

Слайд 9

Словарный диктант-кроссворд — А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем в тетради . 1) сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. 2) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. 3) пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. 4) Цифровое условное обозначение населенного пункта. 5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы . Ученики записывают слова и подчеркивают орфограммы.

Слайд 10

5. п 1. п 4. и с ь м о н ч д т 2. к о н в е р т а к л 3. а д р е с ь о н

Слайд 11

Работа в группах Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы (по рядам). Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки, правила заполнения конверта . ( Учитель назначает консультантов, которые будут проверять задания.)

Слайд 12

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП ↙ ↓ ↘ Напишите письмо, Напишите дедушке письмо Напишите другу в котором вы с благодарностью за письмо-рассказ просите друга присланный подарок. о делах в классе. приехать к вам на каникулы. Слова-подсказки. Слова-подсказки. Слова-подсказки. У меня к Вам (к тебе ) От всего сердца… Дорогая (дорогой)… большая просьба … От всей души… Хочу рассказать Очень прошу Вас (тебя )… Я очень благодарен… тебе о… С приветом… Большое спасибо… Я очень скучаю Заранее благодарен … Благодарю тебя за то, без тебя… что… Напиши мне о… С нетерпением жду ответа…

Слайд 13

Алгоритм написания письма 1) Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте… 2) Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3) Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.

Слайд 14

Слайд 15

Отчёт консультантов. Чтение лучших работ. -Ребята , я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика. Анна Константиновна! Вам за давней давностью И не вспомнить неслуха С челочкой торчком. Шлю Вам запоздалое Слово благодарности За мои чернильные Палочки с крючком. Анна Константиновна! Если Вы позволите, К Вам на арифметику В детство удеру – Поучиться заново Крестикам и ноликам, Самой главной грамоте – Правде и добру. Анна Константиновна! А в конце послания Вам желает радостей И хороших слов Ваш не отличившийся По чистописанию С третье парты – помните – Леша Иванов . Понравилось ли вам это письмо, ребята ? Скажите, к какому виду писем оно принадлежит? (личного характера, благодарственное).

Слайд 16

Итоги урока — Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (относятся все письма к личным.) — Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик.) Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки . (дети рассказывают о правилах заполнения конверта, показывают).

Слайд 17

Домашнее задание. — К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чем написал Ваня дедушке. Прочитайте дома рассказ А. П. Чехова «Ванька Жуков» и определите вид письма. А Ване напишите письмо-рассказ о нашем уроке. — Не забудьте правильно заполнить конверт.

Урок развития речи, 5 класс «Письмо». Презентация

1. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. » Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)

2.» Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Н.Кузовлева .

Письмо

Урок развития речи 5 класс

Бережнева С.Н.

Чему научимся? Что узнаем?

  • Познакомимся с разными видами писем;

2. Узнаем о правилах написания писем;

3. Научимся заполнять конверт;

4. Будем учиться писать письма личного характера.

Первые письма

Памятники бытовой письменности Древней Руси –

берестяные грамоты

И.Грабарь «Ямщик» .

Ямщик — возница, кучер на почтовых лошадях

убрать

Ю.Лоза «Мать пишет»

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом

А.И. Лактионов «Письмо с фронта»

В зависимости от задач

деловые (официальные)

частные (неофициальные)

анонимные —

Письма, сообщающие что-нибудь обидное, неприятное, разоблачающее кого- нибудь.

Без указания имени того, кто пишет, сообщает о чем-нибудь, без подписи

Памятник почтальону Печкину в Луховицах

Почта

Почтальон

— тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление

Адресат

Адреса Н т

— тот, кто отправляет

  • Паронимы — это слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу
  • Невежа и невежда
  • Одеть и надеть

ФИЗМИНУТКА

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНИТЬ КОНВЕРТ?

Заполним конверт

Габисовой Виктории

г.Новосибирск, ул. Пархоменко дом 24,кв.241

3 6 1 3 3 3

Восковой Марии

г.Новосибирск, ул. Киевская дом 25, кв.134

3 6 1 3 3 4

Письмо само никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит, пролетит, проплывёт

Тысячи вёрст пути.

План письма

Здравствуйте

Привет

До свидания

,Пожалуйста,

Благодарю

Спасибо

Уважаемый

Число

Приветствие

Отвечаем на поставленный вопрос или рассказываем о себе то, что интересует адресата

Твой искренний друг

Твой любящий сын

Целую

Искренне Ваш

С почтением

С уважением.

Просьба о чем-то

Конец. Прощание

Подпись отправителя

P.S Постскриптум(Post Skriptum —

(«после написанного», послесловие)

Число

Восстановите письмо, правильно распределив части.

1. С нетерпением буду ждать ответа.

2. С нежностью и любовью к тебе внучка Юля.

3. Хочу поделиться с тобой своей новостью. Я увлеклась фольклорными песнями и с удовольствием посещаю детское объединение «Потешки».

4. Здравствуй, милая моя бабушка. Надеюсь, что ты бодра, здорова и активна, как прежде.

5. Мы хотим сшить всем членам коллектива сценические костюмы. Прошу тебя проконсультировать нас, как правильно это сделать.

6. 5 февраля 2013 года.

Здравствуй, милая моя бабушка. Надеюсь, что ты бодра, здорова и активна, как прежде.

Хочу поделиться с тобой своей новостью. Я увлеклась фольклорными песнями и с удовольствием посещаю детское объединение «Потешки».

Мы хотим сшить всем членам коллектива сценические костюмы. Прошу тебя проконсультировать нас, как правильно это сделать.

С нетерпением буду ждать ответа.

С нежностью и любовью к тебе внучка Юля.

5 февраля 2013 года.

Домашнее задание

Напишите письмо своему другу и расскажите о чем-нибудь интересном

Как мало все же человеку надо! Одно письмо. Всего-то лишь одно. И нет уже дождя над мокрым садом, И за окошком больше не темно… Зажглись руин веселые костры, И все вокруг вишнево-золотое… И больше нет ни нервов, ни хандры, А есть лишь сердце радостно-хмельное! Я теперь богаче, чем банкир. Мне подарили птиц, рассвет и реку, Тайгу и звезды, море и Памир. Твое письмо, в котором целый мир. Как много все же надо человеку.

Э. Асадов

Спасибо за урок!

МОЛОДЦЫ!

Жду ваших писем!

Письмо подруге

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ПИСЬМО ПОДРУГЕ»
Привет, дорогая Ира!
Мы с тобою так давно не виделись. Мне очень жаль, что ты уехала. С тобой было очень весело и интересно играть. Теперь мне этого однозначно не хватает. А помнишь, как мы болтали по дороге в школу? Сколько было прикольных тем для обсуждения, сейчас это уже не так.
Хочу рассказать немного о себе. На летних каникулах мы всей семьей уезжали в село к бабушке и дедушке. Там было весело, ведь поле для воображения ребенка в селе очень большое. Вместе с сестрой мы придумывали всевозможные игры и развлечения. Кроме того нас учили полоть траву и кормить кроликов. У бабушки появились щенки и мы пытались их дрессировать. Однако это оказалось очень трудной задачей, ведь они — дворовые псы и не понимают команд. Но все равно было весело. Они — такие потешные и забавные. Я выбрала себе любимчика и назвала его Рекс. У него большие белые ушки и тоненький хвостик с черным кончиком. Туловище у Рекса бежевого цвета с пятнами черного. Он — настоящий красавчик!
Кроме домашних животных мне у бабушки очень нравится сад. В нем множество замечательных фруктовых деревьев. По ним можно лазить и есть фрукты прямо с веток. Это делает ягоды еще вкуснее! Кроме того мы устраивали пикник под яблоней. Она закрывала нас своими ветвями от жгучего летнего солнца. Мы с сестрой вдоволь наигрались в ветеринаров и агрономов пока это роскошное дерево хранило наш покой.
После села у нас была запланирована поездка на море. Именно по этому мы томились в ожидании все две недели у бабушки. Море — это моя страсть. Я обожаю плавать и нырять. Единственное, что может омрачить отдых — это медузы и комары. Здесь их очень много! Но нам просто повезло попасть в момент, когда медуз отнесло далеко от берега во время предыдущего шторма и комаров не было. Вот оно — счастье! Мы плавали в море часами и нас просто не реально было вытянуть из воды. Мы выходили только перекусить и отдохнуть. Ощущение свободы и нескончаемого счастья наполняли меня в тот момент.
Ладно о себе. Как ты поживаешь? Чем сейчас занимаешься? Как отдыхала этим летом? Когда письмо дойдет к тебе, будет уже сентябрь. А так не хочется идти в школу! Эти нескончаемые уроки и задания! Ну, ничего, справимся. Желаю тебе легкой и увлекательной учебы и хорошего настроения на протяжении всего учебного года. Да, и не забывай писать мне чаще. Так интересно, как ты там устроилась и как идут у тебя дела. Надеюсь на скорый ответ. Пиши. Звони.
С наилучшими пожеланиями, Аня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *