Письмо в 1 классе

Диктанты для 1 класса по русскому языку по ФГОС ко всем учебникам ✍

Русский язык — один из сложнейших для ребенка предметов. В начальной школе особое внимание уделяется развитию орфо­графической зоркости. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения главной целью работы по данному направлению является развитие у детей навыка грамотного письма. Среди различных видов письменных работ особая роль принадлежит диктантам. Мы предлагаем вам диктанты по основным темам, изучаемым на уроках русского языка в 1 классе, тексты и задания к ним соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для начальной школы. Предлагаемые подборки слов, предложений и текстов на изученные правила рекомендованы для отработки навыка безошибочного письма при проведении диктантов различных видов: зрительных, предупредительных или объяснительных. В зависимости от степени подготовленности класса учитель по своему выбору может также ис­пользовать тексты при проведении проверочных работ для оп­ределения уровня сформированности у детей орфографических и пунктуационных навыков письма. Тексты соответствуют возрастным особенностям учеников 1-го класса. Текст каждого диктанта включает материал как на изученную тему, так и на ранее пройденные. Слова, правописание которых регу­лируется ещё незнакомыми детям правилами, приведены под текстом диктанта в разделе «Слова для справок». Эти слова рекомен­дуется проговорить чётко, по слогам, или записать на доске. В зависимости от степени изучения материала и уровня знаний класса учитель вправе дополнительно определять слова, трудные для написания, и диктовать их орфографически.
После текстов в скобках указано количество слов, соответствующее действующим нормативам для письма под диктов­ку в начальной школе.
Диктанты повышенной сложности отмечены значком *.
Тексты соответствуют требованиям программ по русскому языку по всем УМК для начальной школы, входящим в федеральный перечень на текущий учебный год. Сборник рекомендован как учителям, так и родителям для занятий с ребенком дома и его подготовки к предстоящей проверочной работе.

ТЕМА СЛОГ. СЛОВО. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

ДИКТАНТЫ

Охота

На куст сел воробей. Кот Мурзик уже тут. Прыг! Улетела птичка. (12 слов)

Начало весны

Тает снег. Дует тёплый ветерок. Звенят быстрые ручейки. Летят с юга птицы. (14 слов)

Поздняя осень

Реже светит солнышко. Дует холодный ветер. Часто мо­росит дождик. Скоро закружит белая метель. (15 слов)

После дождя

Закончился летний дождик. Выглянуло солнышко. За­блестел мокрый луг. Над дальним лесом встала радуга. (15 слов)
Слово для справки: заблестел.

Вечер

Солнышко спустилось за дальний лес. Над рекой заклу­бился седой туман. Печальную песню запела выпь. (15 слов)

Дождь

Тихо шуршит мелкий дождик. На дорожках лужи. Мок­рые цветы грустят на клумбе. Скоро осень. (15 слов)

Вечером

Мама пришла с работы. Она варит суп. Света и Паша учат уроки. Дедушка читает книгу. (16 слов)

На прогулке

Мамы с малышами гуляют в парке. У Светы кукла. У Ва­ни мячик. Дети играют дружно. (17 слов)

Зимой

Пришла зима. Подул холодный ветер. Белый снег укрыл дома и машины. Под снежным одеялом уснули кусты. (17 слов)
Слово для справки: одеялом.

Верба

Ярче светит солнышко. Начал таять снег. На веточках вербы появились барашки. Серые комочки были пушистые и мягкие. (18 слов)

Зимнее утро

Наступило утро. Проснулось солнышко. Яркими лучами осветило снега. Засверкали весёлые снежные искры. Это ра­дужный привет новому дню. (19 слов)
Слова для справок: проснулось, засверкали.

Пробуждение

Настало утро. Небо стало светлым. Погасли звёзды. Про­снулись птицы. Их звонкие песни разбудили лес. Природа встречает новый день. (19 слов)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ. МЯГКИЙ ЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

Хмурый день

На улице пасмурно. На небе тёмные тучи. Идёт мелкий дождик. Дует сильный ветер. Холодно. (16 слов)

Погожий денёк

Сегодня чудесная погода. Ярко светит солнышко. Дима и Артём бегут гулять во двор. Детям весело. (17 слов)
Слово для справки: сегодня.

Снова дождь

Опять льёт сильный дождь. Я и братишка Игорь остались дома. В такую погоду нельзя гулять. (17 слов)
Слово для справки: погоду.

На рыбалке

Мы с папой удили рыбу. Я поймал двух окуньков. Папа вытащил большую щуку. Хороша была уха! (18 слов)
Слово для справки: хороша.

Вечер

Вечер. Маленький Саша играет в машинки. На стене часы пробили восемь раз. Пора собирать игрушки. Скоро спать! (18 слов)
Слова для справок: пробили, собирать.

Начало весны

На дворе март. Яркие лучи солнышка стали чуть теплее. Снег на крыше начал таять. Зазвенела первая капель. (19 слов)
Слово для справки: зазвенела.

Поздняя осень

Наступил ноябрь. Мороз застеклил лужи хрупким льдом. С деревьев осыпались последние листочки. Только около крыльца зеленела маленькая ёлочка. (20 слов)
Слово для справки: поздняя.

Поддержка

Игорь простудился. У него сильный кашель. Мальчик пьёт горькие лекарства. Каждый день Игорю звонят школьные друзья. Они желают товарищу здоровья. (21 слово)
Слова для справок: желают, товарищу, поддержка, здоровья.

Игра

Дети играли в школу. Ольга была учителем. Петя и Света ученики. Они читали букварь. В тетради ребята старательно выводили слоги. (21 слово)
Слово для справки: (в) тетради.

Рисунок

На улице сильная метель. Гулять нельзя. Маленькая Олечка взяла кисть и акварельные краски. Девочка открыла альбом. Оля рисовала солнечную весну. (21 слово)
Слово для справки: акварельные.

После дождя

Закончился дождь. На асфальте остались небольшие лужи. На листьях ольхи блестят прозрачные капельки. У крыльца на кустах опять зачирикали воробьи. (22 слова)
Слова для справок: (на) асфальте, блестят, зачирикали.

Наш дом

Я живу на улице Кольцова. В нашем доме десять этажей. У крыльца подъезда растёт большой ясень. На клумбах жильцы посадили тюльпаны. (23 слова)
Слова для справок: растёт, ясень.

Художники

Мама купила детям альбом и краски. Даша нарисовала кошку с котёнком. У Коли — богатырь на коне. Свои картины дети повесили на стену. (23 слова)
Слово для справки: богатырь.
Постановку тире проговаривает учитель.

В первый класс

Ване семь лет. Он идёт в первый класс. В руке Ваня несёт большой букет цветов. В ранце у мальчика книги и тетради. (25 слов)

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН

Запишите под диктовку.

Правила письма

Положи тетрадь наклонно.
Ручку правильно держи.
Пиши чисто и красиво.
Думай, школьник, не спеши. (16 слов)
Слово для справки: наклонно.
Постановку запятых проговаривает учитель.

Ночка

За речкой на лугу сочная трава. Бабушка Надя там пасёт козу Ночку. Козочка даёт вкусное и полезное молоко. (19 слов)

После дождя

Быстро закончился летний дождик. В небе растаяли хмурые тучи. Засияло солнышко. Над зелёным лугом встала нарядная арка радуги. (20 слов)

Друзья*

В детском саду жили волнистые попугайчики. Малыши угощали пернатых друзей семечками и кусочками овощей. Птички отвечали ребятам чудесным щебетанием. (20 слов)
Слово для справки: попугайчики.

Грачи

Началась весна. Заблестели лужи. Прилетели грачи. Они строят гнёзда. Кричат. Хлопочут. Скоро в прочных и широких гнёздах запищат грачата. (20 слов)
Слово для справки: заблестели.

Поздравляем!

Весной в зоопарке родились детёныши. У кроликов по-явились крольчата. В семье пушистых белочек растут бельчата. В птичьих гнёздах пищат птенцы. (21 слово)
Слово для справки: растут.

Охотник

В чулане жили мыши. Папа Миши принёс в дом кота. На-звали его Рыжик. Кот ловил мышей. Миша поил Рыжика молоком. (21 слово)

С днём рождения!

У Зиночки день рождения. Родители подарили дочке на-рядное платье. Бабушка связала для внучки носочки. Андрюша нарисовал для сестрички открытку. (22 слова)
Слово для справки: нарисовал.

Вечерняя охота

Вечером в лесу особая жизнь. Спешит на охоту колючий ёжик. Ищут добычу рысь и барсук. Мыши станут ужином для совы. (22 слова)

За щавелём

Погожий майский денёк. На широкий луг вышли малыши. Они собирали сочные листочки щавеля. К чаю бабушка испечёт внучатам сладкий пирог. (22 слова)
Слова для справок: собирали, испечёт.

На лугу

Сколько на лугу звуков! В траве трещат кузнечики. В вышине пищат весёлые стрижи. Из лесной чащи слышен печальный голос кукушки. (22 слова)

Смелый

У Гриши живёт щенок овчарки. Мальчик дал ему кличку Смелый. Гриша гуляет со щенком на собачьей площадке и учит его служить. (22 слова)

Помощники

В деревне у дедушки Гриши живут кролики. Внучата Анечка и Саша кормят пушистых зверьков. Дети угощают животных морковкой и листочками капусты. (22 слова)

В зоопарке*

В зоопарке живут разные животные. Здесь обитают рыжие лисицы и колючие ежи. По веткам скачут шимпанзе. В холодной воде плавают моржи. (23 слова)

Пора спать!

Вечером в густой чаще засыпают лесные малыши. Чутко дремлют пушистые зайчата. Не пищат в гнезде чижики. В дупле угомонились рыжие бельчата. (23 слова)

После дождя

Умчалась дождевая туча. В вышине широко улыбнулось солнышко. Его озорные смешинки заблестели в прозрачных лужицах. Над душистыми цветами шиповника закружились бабочки. (23 слова)

Осень

Закрыла солнышко мрачная туча. Поднялся сильный ветер. С берёз полетели листочки. А дома — тишина. Только частые капли стучат по стеклу. Чуть слышно тикают часы. (25 слов)
Постановку тире проговаривает учитель.

Утром

Катя проснулась рано. Девочка умылась и быстро оделась. На завтрак были душистый чай и булочка. Тишину утра нарушил бой часов. Надо спешить в школу. (25 слов)

Рыбалка

На речке мальчики ловили рыбу. У Миши в ведре окуньки. У маленького Алёши в ковшике плещут хвостами ерши. Будет Барсику на ужин свежая рыбка! (25 слов)
Слово для справки: (у) маленького.

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Весной

Весна. Теплее пригревает солнышко. Звенит капель. Тает потемневший снежок. Весело журчат ручейки. Скоро появится молодая зелёная травка. (18 слов)
Слово для справки: появится.

Медведь

Холодно стало в лесной чаще. Под корнями дерева медведь устроил берлогу. До весны залёг косолапый в спячку. (18 слов)
Слово для справки: берлогу.

Родные просторы

Велики просторы России! Есть здесь широкие поля, зелёные луга, сосновые леса, глубокие моря. Мы гордимся своей страной. (19 слов)
Слова для справок: здесь, России.
Постановку запятых проговаривает учитель.

Весенние заботы

На чердаке у воробьёв было гнездо. Весной там запищали птенцы. Воробьи носили своим чадам мух и комаров. (19 слов)

Пробуждение

На лесной полянке растаял снег. Показались зелёные иголочки травы. Запестрели цветы медуницы. За сладким нектаром прилетела первая пчела. (19 слов)
Слова для справок: растаял, нектаром.

Снова весна*

Весна. В парке зазеленели деревья. К родным скворечникам вернулись весёлые скворцы. Зазвенели их мелодичные голоса. Ожил старый парк. (20 слов)

Весенние хлопоты

Пришла весна. Во дворе у гнезда появились грачи. Они весело хлопочут. Большой и прочный будет дом у птенцов. (20 слов)

Художник

На окне мороз нарисовал чудесные узоры. Вот деревья в снегу. Тут букет цветов. А это сказочная птица. Очень красиво! (20 слов)

Яблонька

У дедушки в саду растёт молодая яблонька. Весной она цветёт душистыми розоватыми звёздочками. Осенью деревце угощает нас румяными яблочками. (20 слов)
Слово для справки: растёт.

Стрижи

Начало лета. С весёлым писком над городом летают стрижи. В вышине они ловят мошек и комаров. Пора кормить птенцов! (20 слов)

Осенняя грусть

Осень. Всё чаще идут холодные дожди. Давно улетели скворцы и грачи. На полях и в лесах тишина. Печальная пора. (21 слово)

Дары осени

В огороде созрел урожай овощей. На грядках выросла ка-пуста и морковь. Пора убирать и картофель. Мы рады щедрому урожаю. (21 слово)
Слово для справки: выросла.

Чижи

На вершине ели чиж свил гнездо. Тут на мягкой перинке лежат пять пёстрых яичек. Скоро в гнёздышке запищат маленькие птенцы. (21 слово)

Липа цветёт

Липа цветёт летом. Её цветочки маленькие, но душистые. На сладкий запах к дереву летят пчёлы. Липовый мёд вкусный и полезный. (22 слова)

Первые снежинки

Холодно. Облетела листва. В воздухе закружились пушистые снежинки. Как они похожи на чудесные цветы! Блестящим ковром укрывает землю первый снежок. (22 слова)

Весенняя опасность

Зимой река спала под толстым ледовым покрывалом. Весной лёд потемнел и стал непрочным. Теперь выходить на тонкий лёд очень опасно. (22 слова)

В саду

У бабушки в саду много цветов. Они восхищают нас своими чудесными нарядами. Над яркими цветниками летают изящные бабочки. Очень красиво! (22 слова)
Слово для справки: восхищают.

Вестники весны

Март. Ещё лежит на земле снег. Но уже летят к родным местам грачи. Они первыми несут весть о приближении весны. (22 слова)
Слово для справки: вестники.

У берега моря

Волна за волной набегает на морской берег. В воде на дне видны мелкие камешки. Лёгкий прибой чуть качает зелёные водоросли. (23 слова)

Рисунки

Подружки рисуют на асфальте цветными мелками. У Полины на картинке озорной котёнок. У Катюши ёжик бежит по лесной тропинке. Красивые получились рисунки! (23 слова)
Слова для справок: (на) асфальте, озорной.

Первый урок

Весной у утки вылупились утята. Скоро она повела детишек к озеру. Пушистые малыши усердно гребли лапками и плыли за мамой стройной цепочкой. (24 слова)

Весной во дворе

Стоят тёплые деньки. На дорогах блестят лужи. Во дворе бегут весёлые ручейки. Мальчики пускают кораблики. Девочки прыгают через скакалку. Как хорошо весной! (25 слов)

Осенние хлопоты

Скоро зима. Лесные звери спешат укрыться от мороза. Медведь ищет себе берлогу. Колючий ёжик будет спать в глубокой норе. Белочка спрячется в дупле. (25 слов)
Слова для справок: укрыться, спрячется.

Заботливые родители

На дереве гнездо. Там живут грачи. Весной у них много забот. Грачам надо кормить птенцов. Весь день летают родители к гнезду. Они детишкам носят пищу. (27 слов)

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

1. Запишите слова с парными согласными на конце.

3. Запишите слова с парными согласными на конце и в середине.
1) Младший брат, трескучий мороз, готов в поход, редкий лес, певчий дрозд, ржаной хлеб, топот копыт, скользкий лёд, резкий звук, блеск глаз, большой сугроб, опрятный вид, глубок овраг, сочный арбуз, замёрз пруд.
2) Короткий рукав, высокий столб, близкий друг, узкий пояс, спелый колос, низкий порог, могучий дуб, лёгкий багаж, зимний холод, скалистый берег, сладкий пирог, отряд солдат, красив пейзаж, привёз на склад, твёрд алмаз.
3) Наряд берёз, хорош улов, уж уполз, перелез через изгородь, шкаф для книг, выход на манеж, городская площадь, крепкий клюв, спас флаг, перелёт через полюс, принёс в четверг, ушиб лоб, робкий голос, зарос огород, свет звёзд, полёт в космос, папка для бумаг, стопка газет, перепад высот.

4. Вставьте пропущенные парные согласные. Объясните значения слов.

1) ле.. — ле.. (с — з)
лу.. — лу.. (г — к)
ро.. — ро.. (т — д)
ко.. — ко.. (т — д)

до.. — до.. (г — к)
сер.. — сер.. (п — б)
бу.. — Бу.. (к — г)

2) пло.. — пло.. (д — т)
бло.. — бло.. (к — г)
пру.. — пру.. (д — т)
ма.. — ма.. (г — к)
моло.. — моло.. (д — т)
гру.. — гру.. (здь — сть)
гри.. гри.. (б — пп)

К зиме

Бабушка подарила мне шапку, варежки и носки. Я сама связала шарф. Теперь мороз не страшен! (17 слов)
Слово для справки: не страшен.

Вереск

Среди редких сосен рос вереск. Яркая окраска маленьких цветков завораживала взгляд. Весь день над низкими кустиками гудели пчёлы. (19 слов)
Слова для справок: завораживала, пчёлы.

Ветер

Подул резкий ветер. Закачались молодые дубки и липки. На опушке заскрипел старый вяз. На шляпку сыроежки упал жёлтый лист. (20 слов)
Слово для справки: жёлтый.

Игра*

Брат построил нам шалаш. Отец дал компас. Я и мой друг Влад играли в разведчиков. В шалаше был наш штаб. (21 слово)

Мастерица

Надя сшила для куклы Маши наряд. На Машеньке блузка с короткими рукавчиками и юбка с узким пояском. Головку украшает берет. (21 слово)
Слово для справки: берет.

Барбос

Олег и Денис идут в лес. Рядом бежит Барбос. Вдруг из кустов вылетел рябчик. Пёс резко залаял. Верный сторож охраняет ребят. (22 слова)

Забота

По дорожке прыгал воробей. Он нашёл крошку хлеба. Воробей взял её в клюв и полетел на чердак. Там его ждали птенцы. (22 слова)
Слова для справок: нашёл, его.

На озере

Узкая тропка вывела нас к тихому озерцу. Его берег зарос мягкой травкой. в синей воде отражались лёгкие облачка и дальний лес. (23 слова)
Слово для справки: отражались.

Грибная пора

В лесу настала грибная пора. Вот под елью крепкий рыжик. Под лист берёзки спрятался груздь. К дорожке выбежали сыроежки. Хороши грибки! (23 слова)

Первоклассник

Борис идёт в первый класс. В портфеле у мальчика учебник и тетрадь. В пенале ручка и карандаш. Борис держит вещи в порядке. (23 слова)

На реке

Весна. Глеб и Денис ходили на берег реки. Они смотрели на ледоход. На берегу много луж. У Глеба промок сапог. Пора домой. (24 слова)

К чаю

Влад ходил в лес. Он принёс лукошко черники. Мама насыпала в таз сахар. В сладкий сироп она опустила ягодки. Вкусное получилось варенье! (24 слова)
Слова для справок: насыпала, сахар.

Приход весны

В наш город пришла весна. Тает снег. На реке идёт лёд. Уж не страшен мороз. Берёзки и дубки скоро наденут зелёный наряд. (24 слова)
Слово для справки: не страшен.

Бабушкины заботы

У бабушки Даши есть огород. На грядках растут лук, морковь, редис. Овощам нужен полив и хороший уход. Вырастить богатый урожай — большой труд, (24 слова)
Слова для справок: растут, вырастить.
Постановку запятых и тире проговаривает учитель.

Ледоход

Наступил март. На реках треснул лёд. Начался ледоход. По тропке мы вышли на берег. Снег уже растаял. Лёд уносил с собой зимний холод. (24 слова)
Слово для справки: растаял.

Обед

В четверг к Вите пришёл друг Олег. Мама приготовила обед. На столе свежий хлеб, салат и суп. Потом будет сладкий пирог и чай. (24 слова)
Слова для справок: пришёл, приготовила.

Зимние забавы

Ударил мороз. Пруд замёрз. Влад и Глеб взяли коньки и побежали на пруд. Там было много ребят. Весело звенят коньки по скользкому льду. (25 слов)

У речки

Узкая тропинка бежала через луг. По ней мы вышли к речке. На берегу рос куст ивы. На песке сидел дед Олег. Он рыбачил. (25 слов)

После снегопада

Выпал снег. У дома вырос большой сугроб. Дуб надел белую шапку. Берёзки нарядились в пушистые шубки. На снежном ковре кот Барсик оставил первый след. (26 слов)

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ

1. Запишите под диктовку.
Город Семёнов, река Енисей, стихи Фёдора Тютчева, улица Сергея Есенина, озеро Байкал, сказки Корнея Чуковского, море Лаптевых, остров Сахалин, космонавт Алексей Леонов, учитель Сергей Борисович, проспект Победы, планета Земля, рассказы Николая Сладкова, гора Эльбрус, поэт Иван Суриков, полуостров Камчатка, страна Россия.

3. Выпишите слова, которые надо писать с заглавной буквы (имена собственные), вместе со словами, к которым они относятся.
Мой брат Серёжа Кольцов учится в третьем классе.
Улица Жукова выходит к площади Победы.
Город Чайковский стоит на левом берегу реки Камы.
Нянечка Надежда Ивановна читала малышам сказки Сергея Козлова.
Город Москва — столица России.
Наша школа находится на улице Мичурина.
Художник Иван Иванович Шишкин родился в городе Елабуге.
Самая высокая гора на земном шаре называется Эверест.
Космонавт Алексей Архипович Леонов — первый человек планеты, который вышел в открытый космос.
Река Лена впадает в море Лаптевых.
У дедушки Игната живут конь Буян и щенок Джим.

Мечта

Маленький Юра Гагарин хотел летать. Скоро мечта сбылась. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом планеты Земля. (17 слов)
Слово для справки: космонавтом.

Пушистые малыши

У Мурки родились котята. Дети дали им клички. Котят назвали Пушок и Барсик. Мурка заботилась о своих малышах. (20 слов)

Кузьма Минин*

Много лет назад Москву захватили враги. Кузьма Минин в Нижнем Новгороде собрал войско. Оно прогнало поляков из
Москвы. (20 слов)
Слово для справки: прогнало.

Малая родина

Меня зовут Серёжа Смирнов. Я живу в селе Окское на улице Лесной. За селом есть озеро Светлое. Здесь очень красиво! (22 слова)

Солнечная семья

Солнце — это горячая звезда. Вокруг Солнца вращаются восемь планет. Среди них и наша Земля. Солнце и планеты
образуют Солнечную систему. (22 слова)
Слово для справки: вращаются.
Постановку тире проговаривает учитель.

Друзья

Саша Трошин и Коля Шишкин — друзья. Они живут на улице Минина. Ребята учатся в первом классе. Их учительницу зовут Вера Ивановна. (22 слова)
Постановку тире проговаривает учитель.

Волга*

Широка и величава река Волга. По её берегам стоят города Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград. Впадает Волга в Каспийское море. (22 слова)
Слово для справки: Волгоград.
Постановку запятых проговаривает учитель.

Перемена

Подружки Катя Шилова и Алёна Лужина рисуют. Андрей Гришин и Серёжа Молчанов разгадывают ребус. Артём Чугунов и Гена Кружилин играют в шашки. (23 слова)

Маленький Айболит

Мама читала Коле сказку про Айболита. Её написал Корней Чуковский. Мальчик тоже хотел лечить зверей. Коля бинтовал кошке лапку. Не болей, Мурка! (24 слова)
Постановку запятой проговаривает учитель.

Наша планета

Мы живём на планете Земля. У неё есть спутник Луна. Земля вращается вокруг Солнца. Эта звезда дарит нашей планете свет и тепло. (24 слова)
Слово для справки: вращается.

Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин — великий поат. Все дети знают его сказки. В них живут царь Салтан, королевич Елисей, Балда. Мы любим читать сказки Пушкина. (24 слова)
Слово для справки: Александр.
Постановку тире и запятых проговаривает учитель.

В зоопарке

В Нижнем Новгороде есть зоопарк «Лимпопо». Тут живут олень Иртыш, зубр Мурат, тигр Эмир, медведь Балу. Дети любят бывать в гостях у животных. (25 слов)
Постановку кавычек и запятых проговаривает учитель.

В библиотеке

В нашей школе есть библиотека. Там работает Елена Алексеевна. Мы любим её слушать. Она читает о Незнайке и Маугли, о Герде и Золушке. (25 слов)
Постановку запятой проговаривает учитель.

В детском садике

Лена, Ваня, Слава, Галя ходят в детский сад. С малышами играет воспитательница Нина Андреевна. Няня Вера Ивановна читает детям сказки. Хорошо здесь малышам. (26 слов)
Слова для справок: воспитательница, здесь.
Постановку запятых проговаривает учитель.

В дождливый день

Весь день идёт дождь. Дети играют дома. Слава и Коля рисуют. Маленькой Олечке мама читает стихи Сергея Михалкова. Бабушка вяжет внучке Свете носочки. (26 слов)

СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?

Угощение

Июль. В саду созрели сладкие вишни. Бабушка угощала вкусными ягодами внуков. Хороши ягодки! (14 слов)

Лесник

На опушке стояла сторожка. Там жил лесник Павел Васильевич. Он охранял лес от пожаров и вырубки. (17 слов)
Слово для справки: (от) пожаров.

Приметы осени

Дни стали короче. Часто моросит мелкий дождик. Желтеют листочки на деревьях. Птицы улетают на юг. Грустно. (18 слов)
Слово для справки: грустно.

Лиса

Лиса живёт в лесу. Все знают её хитрый нрав. Лисица — умный и осторожный хищник. Её добыча — мыши, зайцы.
(19 слов)
Постановку запятой и тире проговаривает учитель.

Прощание

Дни стали холоднее. Пожелтели берёзки и тополя. Улетают на юг птицы. Прощальную песенку запел скворец. Грустно покидать родное гнездо. (20 слов)
Слово для справки. грустно.

Байкал*

Байкал — самое глубокое озеро на нашей планете. Вода в нём чистая и прозрачная, Берега Байкала окружают горы и сопки. (20 слов)
Слово для справки: (на) планете.
Постановку тире проговаривает учитель.

Подарок

Сестрёнка Оля вышивает крестиком. На картине луг и речка. В небе плывут пушистые облачка. Вышивку Оля подарит любимой мамочке. (20 слов)
Слово для справки: подарит.

На лугу

На лугу играют дети. Лена плетет венок из ромашек. Маленький Игорь ловит бабочку. Надя собирает букет цветов для мамы. (21 слово)
Слова для справок: венок, собирает.

Грибники

Славик и Вася ходили в лес. У них полные лукошки грибов. Тут рыжики и грузди. Бабушка засолит грибы на зиму. (21 слово)

На прогулке

В выходной мы всей семьёй были на речной прогулке. За нашим теплоходиком летели чайки. Сестра Катя кормила птиц кусочками хлеба. (22 слова)

Тополиный пух

Июнь. Стоят погожие деньки. Тёплый ветерок несёт по улицам города пух тополей. Лёгкие облачка белых пушинок окутали газоны и дорожки. (22 слова)

С новосельем!

Мы с дедушкой смастерили скворечник. Домик для пернатых гостей дед туго привязал к стволу яблони. Весной в новом жилище поселились скворцы. (23 слова)

Ночной охотник

В лес приходит вечер. Из норы вылезает ёж. Он идёт на охоту. Ежик ищет пищу в густой траве. Охотник ловит насекомых. (23 слова)
Слово для справки: насекомых.

Моя комната

Моя комната большая. У стены стоит диван. Рядом книжный шкаф. Около окна стол. На нём лежит тетрадь. Кругом чистота и уют. (23 слова)

Птичья столовая

Голодно птичкам зимой. Дима и Витя смастерили кормушку. Мальчики вынесли её в сад, насыпали зёрен. Всю зиму дети заботились о птицах. (23 слова)
Постановку запятой проговаривает учитель.

В путь

Осень. В дальний путь собрались птицы. Стайками улетели стрижи и скворцы. Попрощались с нами ласточки и кукушки. Клином потянулись на юг журавли. (24 слова)

Грибная пора

Осенью в лесу много грибов. Вот у пенька столпились опята. На лесной опушке собрались лисички. Под сосной блестят шляпки маслят. Хороши грибочки! (24 слова)

Для внучат

В саду созрели сливы. Дед Гера набрал большую корзинку сладких плодов. Бабушка Нина сварила варенье. Любят внучата к чаю это душистое лакомство. (24 слова)
Слова для справок: созрели, лакомство.

Прячутся

Осень наступила. От холода забрались в щёлочки мухи, бабочки. Спрятались под корни деревьев змеи. Ежик скрылся в нору. Все прячутся от зимней стужи. (по В. Бианки) (24 слова)
Постановку запятой проговаривает учитель.

Барсик

Во дворе гулял котёнок. Он был худой и грязный. Миша взял его домой. Мальчик дал котёнку кличку Барсик. Котик стал жить у Миши. (24 слова)

Кто где живёт?

Лиса и медведь живут в лесу. Лещи и сомы плавают в реке. Пчеле и шмелю хорошо на лугу. У всех свои домики. (25 слов)

Лесные домики

Разные жилища есть в лесу. Белочка живёт в дупле. Птички вьют гнёзда. Бобры строят хатки. Ежи прячутся в норах. Лесные жители — хорошие строители. (25 слов)
Слово для справки: прячутся.
Постановку тире проговаривает учитель.

На пляже

Солнечное летнее утро. На морском берегу играют дети. Маленький Дима строит замок. Света и Даша лепят из песка куличи. Хорошо детям на пляже. (25 слов)

Скоро зима!

Готовы лесные жители к встрече зимы. Зайчик надел белую шубку. Еж и барсук заснули в норах. У белки в дупле хранится запас сухих грибов. (26 слов)
Слово для справки: хранится.

Конспект по русской грамоте на тему «Предлог» (1 класс)

Урок русской грамоты

1 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО,

учитель начальных классов ОСШ №3,

г. Талгар

Тема: Слова-помощники. Предлоги.

Тип урока: получение новых знаний.

Задачи: познакомить учащихся с предлогом, как с частью речи; дать представление о роли предлогов в речи; формировать умение писать предлог отдельно от других частей речи; развивать устную и письменную речь; воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», карточки с заданиями, памятка по теме предлог.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Психологическая установка на урок

Нас сегодня сказка ждёт,

К новым знаниям поведёт.

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Всё получится у нас

Вы, я знаю, дружный класс.

  1. Погружение в сказку.

— Мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок. А в какую именно сказку мы отправимся, вы узнаете, посмотрев на доску и послушав стихотворение.

Стоял у лисы дом ледяной,

Который от солнца растаял весной,

Лисичка-сестричка хитрой была,

К зайке попросилась, его ж и выгнала.

— Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)

— Что за беда случилась у зайчика?

Хитрая лиса сказала зайчику, что если он выполнит все её задания, то она вернёт домик. А зайка в школе не учился, не сможет он сам их выполнить. Поможем ему?

Оформление тетради.

  1. Актуализация знаний

Первое задание. Работа со словами.

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Как они называются?

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос какая? Как они называются?

— Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делает? Как они называются?

ХИТРАЯ, ИДЁТ, ПЕТУХ, СОБАКА, ЛЕДЯНАЯ, ПЛАЧЕТ, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, У, ПРО

— Кто знает, как называются слова У, ПРО?

Минутка чистописания

Пропишем эти предлоги.

— Ребята, изучая «Букварь», «Родное слово», мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  1. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке вы узнаете:

1. Что такое предлог?

2. Для чего нужны предлоги?

3. Как пишутся предлоги?

  1. Словарная работа

— Поработаем со словами, которые отвечают на вопрос кто? Записать эти слова в нужном порядке нам помогут загадки.

Обитатель леса шустрый,

Оборвал листок капустный,

У него дрожат реснички:

Нет ли где-нибудь лисички? (Заяц)

— Вместе с нами зайчику вызвались помогать и другие герои сказки.

— Кто первый пришёл на помощь, узнаете из загадки:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

— А кто же ещё вызвался помогать зайчику?

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь – лесной … (медведь)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

  1. Открытие новых знаний

— Переходим ко второму заданию лисы.

Составить из слов предложение.

— Вспомним всё, что знаем о предложении.

— Предложение состоит из слов.

— Слова в предложении связаны по смыслу.

— Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

— В конце предложения ставится точка.

Нины книга зайца

— Составьте из слов предложение. (Не получается.)

— Почему? (Не хватает слов.)

— Каких? (у, про)

— Добавьте. Прочитайте предложение.

— Как называются слова у, про? (Предлоги)

— Для чего служат предлоги?

— Вернёмся к нашему предложению.

— Уберём предлоги.

— Это предложение?

— Нет.

— Почему?

— Слова не связаны по смыслу.

— Вернём предлоги на место.

— А теперь?

— Предложение.

— Почему?

— Слова связаны по смыслу.

— Какие слова связали эти слова по смыслу?

— Предлоги.

— Так для чего служат предлоги?

Предлоги служит для связи слов в предложении.

— Обратим внимание, как пишутся предлоги с другими словами.

Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

— Запишите предложение, подчеркните предлоги.

Физминутка

Выполняйте инструкцию.

  • встаньте на носочки

  • сядьте на корточки

  • встаньте на пятки

  • посмотрите в окно

  • возьмите себя за уши

  • загляните под парту

  • посмотрите на потолок

  • посмотрите через плечо

  • посмотрите друг другу в глаза

  • руки на пояс

  • руки к плечам

  • руки перед грудью

  • руки в стороны

  • сядьте за парту

  1. Обобщение новых знаний

— Что вы узнали о предлогах?

  1. Применение новых знаний

— Выполним третье задание лисы, применяя полученные знания о предлоге.

1. Работа по картинкам. Закончите предложения, используя указанные предлоги. Запишите слова с предлогами.

Цветы стоят … (в вазе).

Рыбки плавают … (в аквариуме).

Ворона летит … (над крышей).

Ворона сидит … (на крыше).

Бабочка сидит … (на цветке).

Кошка залезла … (под кресло).

Мячик закатился … (под стол).

Кошка вылезает … (из-под кресла).

Девочка достаёт мячик … (из-под стола).

Мальчик спрятался … (за дерево).

Дети сидят …(за столом).

Мальчик выглядывает … (из-за дерева).

Дети встали …(из-за стола).

Кошка прыгает … (со стула).

Ручка упала … (со стола).

Столик стоит … (между креслами).

Линейка лежит … (между тетрадью и книгой).

  1. Лисичка сочинила стихотворение «Где чей домик?», но предлоги стёрла.

Воробей живёт … крышей.

… тёплой норке – домик мыши.

… лягушки дом … пруду.

Домик пеночки – … саду.

— Эй, цыплёнок, где твой дом?

— Он … мамы … крылом.

Слова для справок: под, в, у

— Понятно ли вам, где чей дом? (Нет)

— Почему? (Нет предлогов)

— Давайте их вставим.

3. Игра «Путаница»

Поможем зайчику выполнить четвёртое задание лисы.

Работа с предложениями.

Дед … печи, дрова … печи. (в, на)

… столом портрет, … столом табурет. (под, над)

Овечки … речки, караси … речке. (в, у)

— К чему приводит неправильное употребление предлогов?

Лиса почти согласилась уйти из зайкиного дома и предлагает нам последнее задание.

4. Работа с учебником. Упражнение 6 стр. 184

  1. Итог урока

— Подскажите словечко.

Хорошо прошёл урок – изучали мы … (предлог).

В предложении связать слова помог

Слово-помощник – это … (предлог).

— Все задания лисы мы выполнили, она возвращает зайчику его домик. А вам лиса приготовила памятку по теме урока.

— Какие вы запомнили предлоги?

— Для чего служат предлоги?

— Как пишутся предлоги?

  1. Домашнее задание

Раскрасить рисунок и составить по нему четыре предложения с данными предлогами.

Русский язык малыши начинают учить уже с первого класса. Одним из элементов обучения является составление схемы слова. Если вы дополнительно занимаетесь дома, то вам пригодятся эти картинки:

Хозяйка, йод, сойка, сахарный, йогурт

Алгоритм составления звуковой схемы

Разбор слов

Рябина, ёлка, игрушка, снегирь, комбайн

Составь схемы слов

Шить, маяк, стрижи, чай

Слияние

Альбом, льёт, тюлень

Звуковой разбор слова

Дубки, заяц, моржи, трактор

Белка, сова, яблоко

Поставь ударение в словах

Пальто, рак, рыба, маяк

Гласный звук, твёрдый и мягкий согласный

Аист, танк, ноты, станок, сутки, исток, нитки, котик, кисти

Корень, Ольга, пальто, коржи, семья, ковры

Задание — начертить звуковую схему слова

Задание — начертить схему слова, отмечая опасные места

Буквы по цветам

Лев, клоун, ёлка, маяк, лыжи

Какие бывают звуки

Правильно составлена схема предложения

Памятка «Звуковой анализ слова»

Определи первый и последний звук в слове

Определи, какая схема подходит к слову

1 класс. Дидактический материал для заданий по письму.

СПИСЫВАНИЕ. 1 класс

№1 Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

У Кости рисунок рыси.

У Сони рисунок крысы. У Сани – сани.

№2.Списать. Все слова раздели на слоги.

У Никиты коса. И у Ани коса.

У Тани косы. У Нины коса – краса.

№3. Списать. Подчеркни мягкие согласные

У Марины книга – раскраска.

Там картинки: гномик, аист, кролик, клоун и улитка.

Марина раскрасила картинки красками.

№4 Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У тропинки с листика смотрит улитка.

Кукла Мила смотрит на улитку.

Улитка испугала Милу.

№5Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

У папы Тани топор. У Тони игра.

Осина и сосна у пригорка. Тут норка крота.

№6 Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

На лугу норка крота. У Оли сапоги и зонт.

У Ирины сумка с книгами.

№7 Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом

Тут пират Гигант. У пирата сапоги, клинок, кортик и наган.

По карманам рассыпаны пули.

У пирата попугай и кок Уксус.

№8 Списать. Все слова раздели на слоги.

У пирата парусник «Туман». Парусник стоит у пирса.

Скоро наступит утро.

Ранним утром парусник «Туман», пират, кок Уксус и попугай отплыли от пирса.

№9 Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом

Паша – шутник.

У нас гостит клоун Паша. Он шутник.

Паша носит шапку-ушанку, штанишки с ромашками.

По кармашкам у Паши рассыпаны шишки.

Наш шутник сушит ромашки на окрошку.

№10. Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

Мышата Тиша и Глаша – шалунишки.

Они шалили, шалили по углам, шуршали и нашли сыр, шпроты и лапшу.

Мышата устроили пир.

№11.Списать. Все слова раздели на слоги.

Котик Пушок.

У кота Мурлыки сынишка – котик Пушок.

У котика лапки и уши пушисты, а усики длинны. Коготки остры.

Котик Пушок – умник и лапушка.

№12.Списать. Найди и подчеркни глухие согласные простым карандашом

Котик Пушок – умник и лапушка.

У Пушка подруга малышка Маришка.

Просит Маришка котика: «Пушок, клади ушки на подушку!»

И Пушок послушно спит.

№13 Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

Папа Карло прогнал крысу Шушару.

У опушки кормушка с крошками.

У старушки окрошка с луком и картошка.

№14 Списать. Подчеркни мягкие согласные

Старик шил сапоги шилом и нитками.

Шура – малышка сосала пустышку.

В тиши шуршали камыши.

№15.Списать. В каждом предложении подчеркни гласные

Комары и мошки кусали ослика Тимошку, а ослик плакал.

У пастушка Прошки прутик и гармошка.

Крыски открыли крышки крынок с молоком.

№16.Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом

У Анны ангина. Аришка играла на пианино танго.

У Алика комиксы с Микки Маусом.

Алла раскрасила рисунки гиппопотама и носорога.

№17Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Наша выставка.

Вот наша выставка. Виктор и Владик нарисовали водопад.

Вика вышила коврик с вигвамом.

№18. Списать. Все слова раздели на слоги.

Иван сколотил и раскрасил полку.

Клава и Наташа приготовили пироги и торт.

Павлик сам написал и нарисовал книгу!

№19.Списать. Подчеркни мягкие согласные

Мои сны о лете.

В деревне Сосновка пруд. Вернее, не пруд, а прудик.

Вода в прудике светла. Ветерок легко колышет камыши.

Сосны растут у пруда. На воде видны длинные тени сосен.

№20.Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом

Наши спортсмены.

В каникулы у нас в школе прошла спартакиада.

Вадик Мышкин поднимал штангу и поставил рекорд.

Шурик Ёлкин и Толик Круглов упорно прыгали в длину и в высоту.

№21. Списать. Все слова раздели на слоги.

Проворонила ворона воронёнка.

Малыш Алёша – рёвушка, рёвушка – коровушка!

Под солнышком выросли подсолнушки.

№22 Списать. Подчеркни мягкие согласные

Павлуша Усов и Егор Носков играли в теннис.

А Дима и Даша Егоровы играли в шашки.

В награду им дали игрушки и шоколадные медали.

№23.Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Домик гномика стоит далеко в лесу.

У гномика именины. К нему спешат гости.

Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику.

Крот вышел рано и долго шёл по тропинке.

№24.Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Первым прискакал оленёнок с ромашками.

Потом приплыла выдра с кувшинками.

Прилетели осы с вкусным медком.

Улитка пришла после совы и крота.

№25. Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Вот и все гости на месте!

На столе сладкие пироги, кипит самовар.

Гномик рад подаркам. Порадовали его гости!

№26.Списать. Подчеркни мягкие согласные

Вы слышали слово «дубрава»?

Дубрава – лес, где растут старые дубы и молодые дубки.

Потому деревням и сёлам в округе даны имена: дубки, Дубовое, Дубровка. Милы дубрава русскому народу, недаром придумал он такие ласковые слова: дубравка, дубравушка.

№27. Списать. Подчеркни мягкие согласные

Далеко –далеко в одном лесу стоит на опушке домик.

Старые брёвна потемнели.

Одним окошком смотрит в лес, а другим – во двор.

28. Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение

В домике дед и бабка дни свои коротали.

А с ними – пёс Полкан, да кошка Мурка, да барашек.

Крутые рога. Барашка ласкали и оберегали.

№29.Списать. Раздели слова на слоги, поставь ударение.

Зимние картины.

Давно ушло лето, пролетели осенние дни.

Всё засыпано пушистым снегом.

Ударили морозы. Застыли озёра и реки.

№30.Списать. Подчеркни мягкие согласные

Завели свои песни злые ветра и метели. Закрутила по земле позёмка. Пусто в лесу и в поле.Заиндевели ветви берёз и осин. Украсили белые зимние леса зеленые ели и сосны.

№31. Списать. Подчеркни мягкие согласные

Сладко заснули в берлоге медведи, засопел в норе барсук.

Спит в тёплом гнёздышке белка.

Один волк завывает: одиноко и голодно серому в лесу.

№32.Списать. Все слова раздели на слоги.

Мир звёзд и планет.

В тёмном небе без облаков мы видим Луну и звёзды. Они далеко от Земли. Увлекателен мир планет и звёзд. У Земли один спутник – Луна.

№33 Списать. Подчеркни мягкие согласные

Украшения сада.

Осенняя пора в саду. Облетает листва, и яркие краски постепенно гаснут. Медленно тускнеет ковёр листвы под ногами. Гол и непригляден сад. Одна рябина выделяется ярким пятном, украшая сад алыми ягодами.

№34Списать. Подчеркни все звонкие согласные простым карандашом

Воспитатели.

Яна и Оля – подруги. Сегодня они вынесли во двор свои мягкие игрушки и придумали игру в ясли. Яна станет воспитателем лисят и козлят. Оля – воспитателем поросят и ягнят.

№35. Списать. Подчеркни все глухие согласные простым карандашом

Домик- пенёк.

Как-то раз гулял я по лесу и набрёл на полянку. Я устал и присел на траву у замшелого пня. Пенёк показался мёртвым, трухлявым. Пригляделся, а среди жёлто-зелёного мха копошится множество насекомых.

№36. Списать. Подчеркни мягкие согласные

Лесные силачи.

Ударила первая капля дождя, начались соревнования. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберёзовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберёзовик, он поднял жёлтый лист берёзы и улитку. Подосиновик выжал три листика осины, сосновую шишку и маленького лягушонка.

№37. Списать. Подчеркни твердые согласные

Я люблю читать. Тётя Оля подарила мне книгу о животных. Там много картинок. Вот лось и волк. Я читаю стихи о лисе.

№38. Списать предложения, разделить слова на слоги.

У нас был урок труда. Мы сами делали игрушки. Вот конь и зайка. Люба и Маша сделали куклу. Коля вырезал из бумаги ёлку. Хороши наши игрушки!

№39 Списать предложения. Поставь над словами ударение

Выглянул Коля в окошко. На улице белым – бело. Снег падает большими хлопьями. Он ложится на землю, на крыши домов, на ветки деревьев. Как красиво кругом!

№40.Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные, 3-4 подчеркни все гласные буквы.

Ах и Ох.

Говорят, где-то, когда – то были два брата. Одного звали Ах, а другого Ох.Ах всегда был весел и всем восторгался.Ох, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен.

№41. Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные, 3-4 предложении слова раздели на слоги.

Деловитые мураши несут на спинках сухие травинки. Усатые рыжие жуки бегут куда – то по своим делам. А вот и ежиха с ежатами важно прошествовала мимо пня. Из – под пня испуганно глядит мышка. Там, под корнями, её норка.

№42. Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни твердые согласные, 3-4 предложении поставить ударение.

Вдруг зашуршало в траве, я даже вздрогнул. Гляжу: ужик с жёлтыми пятнышками на головке заполз на пенёк и свернулся клубком. На тёплом солнышке греется. Монотонно жужжит оса. Кружатся над пнём стрекозы.

№43 Списать предложения. 1-2 предложении подчеркни мягкие согласные, 3-4 предложении слова раздели на слоги

Площадка молодняка.

Перед цирком –площадка. На ней резвятся детеныши диких зверей. Тут и бурые медвежата, и серые волчата, похожие на щенят. Полосатые тигрята носятся друг за другом и рычат, как взрослые. А сами похожи на рыжих котят.

№44. Спиши предложения, подчеркни мягкие согласные.

Алёнка шла через полянку. Лесная трава стояла по пояс. Закачалась еловая ветка. Алёнка посмотрела вверх. Там сидела чудесная птичка.

№45. Спиши предложения, подчеркни в 3 предложении мягкие согласные.

У реки лес. Там растут осины, сосны, липы. На тропинке следы волка. Там домик лесника. Лесник стар, но смел .

№46. Спиши текст и дай ему название. Поставь в словах ударение.

Громко жужжит жук. У него домик на ветке. У жука длинные усы. Ползёт жук по ветке и шевелит рыжими усами.

№ 47 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.

Сказки Андерсена.

Ханс Кристиан Андерсен родился и жил в Дании. Он много путешествовал, побывал в разных странах. Сказки Андерсена известны взрослым и детям всего мира. Сказки Андерсена интересные, умные, добрые и немного грустные.

№48. Спиши стихотворение. Подчеркни орфограммы и слова, в которых есть оглушение. Над этими словами напиши проверочное слово.

Песенка про сказку.

Сказка по лесу идет-

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живет.

№49 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Найди слова, в которых букв больше , чем звуков.

Я, мой друг и слова.

Русский язык – один из самых богатых. Как много в нем интересных и разнообразных слов!

Одни слова говорят о внешности: красивый, стройный, аккуратный, неряшливый, модный, русый и так далее. Другие слова расскажут о характере: добрый, злой, слабый, резкий, мягкий, волевой, весёлый…

№50 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы.Слова из 1 предложения раздели на слоги.

Два хвостика.

Один мальчик нарисовал лесного зверька – с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут – то и начались чудеса… Зверёк вдруг заговорил!

№51 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.

Буква –почемучка.

Странная какая – то буква ч. Внешне она простая, на стул перевернутый похожа или на отметку «четыре». Но уж вопросов задаёт! То и дело слышится: Что? Чей? Зачем? Почему? Отчего?

Увидела чайник и чашечки с чаем и кричит: «Что в чашках? Чай? Чудесно! Вот такая наша буква ч.

№52 Спиши стихотворение. Подчеркни орфограммы. Подчеркни все гласные.

Вот какой невежда чижик –

Не читает чудных книжек!

Научить его хочу,

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью

И о чашку клювик точит.

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю – он никак!

№53. Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Подчеркни все мягкие согласные.

Игра в слова.

На уроке чтения ребята играли в слова. Сергей Иванович кидал мяч и называл слово. Ученики по очереди ловили мяч и называли вопрос:

— Кирпич!

-Что?

-Девочка!

Интересная игра, правда, ребята?

№54 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы и слова, в которых букв меньше , чем звуков.

Сон добрый.

Хочу видеть доброе царство –

Голубое государство,

Где все улыбаются,

Где взрослые к детям не придираются,

Где нет ни ос кусачих,

Ни гадюк бродячих,

Ни детских мучителей –

Делимого и делителей…

Дзинь – дзинь!

№55 Спиши предложения. Подчеркни орфограммы. Раздели слова 1 предложения на слоги.

Три птичницы.

За деревней у околицы стоят белые, аккуратные домики. В них живут куры с цыплятами. Перед каждым домиком корытце. Утром птичницы Настя и Маша приносят ведро пшеницы и зовут своих питомцев. Услышав знакомые голоса, со всех ног мчатся цыплята к корытцам.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

Списать. Все слова раздели на слоги, поставь ударение.

У ракиты кусты. Тут сорока.

У косогора растут липы. С листа капали капли росы.

«Из чего состоят предложения» 1 класс

Краткосрочное планирование

Тема: Из чего состоят предложения? Слово. Графическое обозначение слова. Написание элемента «короткая прямая наклонная линия».

7

Дата: 13.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.4.1.Прогнозировать содержание рассказа по заголовку/иллюстрации.

1.1.7.1 Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями.

1.1.9.1Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные ; согласные твердые /мягкие, глухие/ звонкие)

1.2.1.1 Читать схемы предложений; составлять предложения по заданной схеме.

1.3.4.1 Передавать информацию из прослушанных/ прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя

1.4 Прогнозирование событий

1.7 Высказывание оценочного суждения

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова

2.1 Использование видов чтения

3.4 Изложение содержания прослушанного/прочитанного материала

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Называть предметы.

Составлять простейшие предложения.

Большинство учащихся смогут:

Ответить на вопросы по теме «Речь».

Называть предметы слева и справа.

Выполнить практическую работу.

Делить предложения на слова.

Выделять отдельные слова из предложений.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных)

Определить тему урока.

Воспринимать слово как объект изучения.

Определять на слух количество слов в предложении.

Сформулировать вывод.

Трехъязычие : жақсы, хорошо, well.

Основные термины и словосочетания:

Предложение, слово, слог, рифма.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Как дал названия предметам, окружающим нас?

Предшествующие знания

Правило поведения на уроке, посадка при письме, использование в устной речи голоса, темпа, тембра, мимики, жестов, пауз; использование букв, знаков препинания, важность разборчивого и грамотного письма.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока.

0-1 мин

3-5 мин

Середина урока.

6-10 мин

Конец урока

5 мин

(К) Создание положительного эмоционального настроя.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Куда мы с вами попадаем-

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

Помощников весёлых

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(К,И) Игра «Да-нет».

-Люди общаются только с помощью речи? Нет

-Речь бывает устная и письменная? Да

-Речь состоит из слов? Нет

-Речь состоит из предложений? Да

-Предложение обозначаем квадратиком? Нет

-Предложение имеет начало и конец? Да

Все в мире имеет названия.

Люди, животные, здания,

Игрушки, цветы, планеты-

Предметов без имени нету!

-О чем будем говорить на уроке? ( Будем говорить о названии предметов)

Работа над новой темой.

(К) Проблемный вопрос:

-Кто дал названия предметам окружающих нас?

(П) Назови три предмета слева от тебя, а твой сосед по парте назовет три предмета справа от тебя.
(К) Заполним таблицу:

Что я знаю по данной теме?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?

Например: Что я знаю? Слово-это название предмета. Слова могут обозначать игрушки, фрукты, овощи, транспорт. Черты характера и т.д. Слова бывают длинные и короткие. Бывают вежливые слова и т.д

Что хочу узнать? Как писать слова. Кто придумал слова?

Что я узнал? Заполняется в конце урока.

(К) Игровая ситуация

На столе учителя лежат разные предметы (ручка, мячик, книга). Учитель берет в руки любой предмет и показывает ученикам, а они должны догадаться, что он хотел им сказать.

Вывод: Для взаимопонимания недостаточно показать предмет. Нужно четко сформулировать свою мысль, т.е составить … (предложение)

Работа с учебником

(К) Задание № 1. Посмотрите на картинки. Расскажите, что вы видите.

-Что можно составить по картинкам? (рассказ, предложение)

Как бы ты поступил в этой ситуации?

-Составьте 1 предложение по первой картинке, по второй картинке.

-Из чего состоят предложения? (из слов)

-Как узнать, сколько слов в предложении?

-Сколько слов в 1 предложении? Во 2 предложении?

(И) Практическая работа

Оборудование: Полоска белой бумаги у каждого ребенка, ножницы.

-Что обозначает прямоугольник? (предложение)

-Разрежьте полоску на три части.

Вывод: Предложения состоят из слов. Слова будем обозначать.

Разложите прямоугольники.

-Что обозначает каждый прямоугольник в предложении? (слово)

-Прочитайте предложение по схеме.

Объясните правило.

Задание № 2

(К) Учитель предлагает составить два предложения по картинкам.

-Изменился ли смысл предложений от перестановки слов?

— Разложите схему предложений на столе.

Вывод: Схема одинаковая, а предложения разные. Значит по одной и той же схеме можно составить разные предложения. Дети пробуют составить свои предложения по этой же схеме.

(К,И) Желающие могут рассказать стихотворения про животных.

Физминутка

Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три — опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Работа в прописи

Задание № 1. Знакомство с элементами «короткая прямая наклонная линия».

Анализ элемента. В каких буквах встречается?

Прописывание элемента «короткая прямая наклонная линия» на линиях с частой наклонной линией.

(И) Письмо наклонных линий.

Работа по учебнику.

(К,И) Задание № 3. Учитель предлагает детям выбрать карточку с условным обозначением любимой книги ( сказки, стихи, приключения…), вписывать свое имя прикрепить на говорящую стену.

Подводят итог: какие книги больше любят дети.

(И) Некоторые дети могут прочитать свое любимое стихотворение.

Задание № 4. Используя материал учебника, вспоминают , из каких книг персонажи. Кто из героев тебе нравится? Почему!

(И) Задание № 5. Изготовление закладки для любимых книг.

Трехъязычие : жақсы, хорошо, well.

Пальчиковая гимнастика.

(И) Работа в прописи.

Задание № 2. Упражнение на составление и запись предложения с помощью схемы.

Учитель предлагает составить предложение по схеме, данной в прописи.

Учитель читает разные по конструкции и интонации предложения, а дети записывают схемы.

Задание № 3. Повтори рисунок по клеточкам.

Итог урока. Рефлексия

(К) Заполнение таблицы «Что я узнал»

Презентация

Ручка, мячик, книга

Учебник

Полоски белой бумаги для каждого ученика

Пропись

Прямоугольник из белой бумаги.

Желтая бумага, карандаши, ножницы, клей.

Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Помощь в вырезании прямоугольников, в раскладывании схем на парте. Рассказывание стихотворений учениками.

Помощь при изготовлении закладки слабым ученикам.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой.

Задавая вопросы по ходу урока.

Просматривая работы учащихся в тетради.

Анализируя результаты ученической рефлексии.

-познание

-трудовое обучение

-инструктаж по технике безопасности

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *