План куликовской битвы

Куликовская битва и ее значение кратко 4 класс

Куликовская битва – это знаменитое сражение, которое состоялось в 1380 году. Битва состоялась на южной стороне, где находился берег речки Дона, а если быть точнее – то на Куликовом поле. Именно потому и называлась эта битва – Куликовская. Точная дата сражение – 8 сентября 1380 года. Сражение было совершено между двумя противниками, один из которых был татаро-монгольский завоеватель, хан Мамай, и другой – московский князь Дмитрий.

Сражение было жестоким, но обе стороны были сильны, так как у татаро-монгольского хана было очень большое войско, хотя и у князя было не мало смелых бойцов. Такая война пошла между этими двумя противниками не зря, ведь Орда раньше была самой главной силой над всеми русскими землями.

Но когда князья почувствовали собственную силу – они решили дать отпор этим татарам, которые нагло разоряли их земли. А потому князь Дмитрий окончательно разорвал отношения с монголо-татарами. И естественно, это разозлило нового противника. Для начала князь прошелся по землям Орды, и захватил несколько городов, которые принадлежали Орде. И орда оказалась не до конца подготовленной к битве, а именно потому завоевывать города оказалось достаточно легко.

4 класс

Подробнее про Куликовскую битву

Долгое время находились русские княжества под властью Золотой Орды. Произошло это по причине их разрозненности, междоусобиц в то время, когда монголы начали покушаться на Русь. Но, в начала 15 столетия сила и влияние захватчиков начали ослабевать. А Московские земли набирали мощь. На княжестве находился там Дмитрий Иванович. В дальнейшем, получит он прозвище Донской, за одержанную победу над монголами на Куликовом поле, близ Днепра, в 1380 году.

Князь Дмитрий отказался от выплаты дани, когда монголы хотели увеличить ее в размерах. Налог с покоренных земель собирали тогда монгольские наместники – баскаки. Они и донесли своему правителю об отказе в выплате. Монгольский хан Мамай, узнав о неповиновении московского князя, двинулся на русские земли со своим войском. Дмитрий, узнав об этом стал собирать рать, чтобы дать отпор захватчикам. Князь обратился к другим русским княжествам, призывая выступить их вместе с ним против Орды. Однако же, откликнулись на его призыв не многие. Приняли участие в этой битве княжества Смоленское и Владимирское. Остальные, кто промолчали, а кто и вовсе выступил на вражеской стороне.

Посетил до начала сражения Дмитрий и преподобного Сергия Радонежского, прося у него совета и благословения. И святой благословил князя и войско русское на это сражение.

Мамаево войско значительно превосходило русское по численности. Входили в него не только ордынцы. Было там и много наемников, в том числе и из русских земель. Бились на его стороне литовские, осетинские воины.

Дмитрий подошел к битве хитроумно. 7 сентября были распределены полки. Позади передового князь выставил пехоту, а по левую и правую стороны шли конные полки. И еще, прибегнул он к одной хитрости. Был спрятан в лесу засадный полк, который и помог одержать победу.

Ночью войско перебралось на правое побережье Дона. Мосты за собой они сожгли.

А на рассвете следующего дня встретились противники на знаменитом поле, находящемся возле устья рек Дона и Непрявды.

Сохранились летописные свидетельства о предварительном поединке двух сильнейших воинов обеих сторон. От русского войска выступил Пересвет, а от ордынского – Челубей. Однако, ничья сила не перевесила. Оба воина оказались равны друг другу и, нанеся один другому смертельные раны, оба замертво рухнули.

И после этого поединка, сошлись в бою русская рать и ордынская. Перевес был на стороне противника. В русской армии насчитывалось порядка 10 тысяч воинов, хотя по летописным свидетельствам – намного больше. К более меньшей сумме пришли историки, посчитавшие что такое количество народа не поместилось на довольно небольшой территории. В любом случая, противник превышал своей численностью. Но, в самый тяжелый момент для русского воинства на помощь пришел запасной полк. Он неожиданно появился из леса. Монголы, подумав, что подоспела на подмогу русским еще большая их сила, испугались и бежали с поля боя. Сам князь московский получил ранение в бою. Сражение длилось недолго – несколько часов, однако много народа полегло.

Победа в сражении на Куликовском поле осталась за русским воинством. Оно не было решающим. После него продержалось иго на Руси еще целое столетие. Сражение это было показательным. Дмитрий Донской дал понять, что вовсе не всесильна и непобедима Золотая Орда, что можно свергнуть ее власть. Однако, объединиться против нее нужно всем русским землям, что в единении их сила, а не в разрозненности.

Насчет некоторых данных об этом сражении ведутся споры среди ученых, многая информация о нем под вопросом. И касается это не только численности армий. Под сомнением стоит и само место сражения. И вымыслом летописца считают некоторые поединок Пересвета с Челубеем.

Куликовская битва и ее значение

Битва на Куликовском поле – это один из ярчайших моментов в истории России. Несмотря на указанный факт сражение войска Донского Дмитрия и орды Мамая в современной истории подвергается остракизму. По большому счету названная битва – это всего лишь фрагмент ордынских междоусобных войн.

Прежде необходимо назвать предпосылки сражения на поле Куликовом. Время, когда происходит сражение, 14 век. Из школьного курса истории помним, что Золотая орда в этот временной промежуток переживает кризис. Основными причинами кризиса стали раздробленность Орды и внутренние военные конфликты. Также немаловажную роль сыграл тот факт, что управлять Ордой стал Мамай.

В Киевской Руси тоже происходят изменения, но в отличие от Орды, в лучшую сторону. Главное, что закончился период раздробленности и главным княжеством стало Московское.

Вспомним 1378 год. Указанная дата – это первый поход Мамая на Москву, который, кстати, не увенчался победой.

1380 год. Татары утверждают новый размер дани. Дмитрий Донской игнорирует этот факт. И именно такое поведение русского князя стало поводом для сражения на Куликовом поле.

Девятый месяц 1380 года. У Донского войско составляет примерно сто воинов. У Мамая бойцов больше, но ненамного. Примерно сто пятьдесят человек. Среди татар есть и воины из литовского княжества, потому что последние заинтересованы в русских землях.

Сама битва произошла в устье рек Непрявды и Дона. В летописи можно встретить очень скудные описания такого исторического момента. Интересна битва сильнейших мужчин воюющих сторон, Челубея и Пересвета, которые бились перед началом сражения. Но стоит помнить, что не во всех документах есть упоминание об этом факте, что позволяет усомниться в том, существовали ли богатыри на самом деле.

Если говорить о самом сражении на поле Куликовом, то стоит отметить стратегический ход русской армии: выманивание конницы татар и последующий удар в тыл из засады. Таким образом татарские войска были отодвинуты к реке и почти все убиты, а которые остались живы, то пленены.

В целом анализируя Куликовскую битву с современной исторической точки зрения можно сделать вывод, что в ней достаточно много недосказанности. Реконструировать ход сражения на сегодняшний день невозможно по причине противоречивости исторических источников, о ней рассказывающих.

Каково же значение Куликовской битвы? Значение этого исторического события велико: молодое Московское княжество показало свою мощь и боеспособность. Хотя дань татарам еще долго Русь выплачивало, но битва стала толчком к дальнейшему ее избавлению от ига иноземцев.

Куликовская битва

Интересные ответы

  • Слюда — полезное ископаемое (доклад сообщение 2, 3, 4 класс окружающий мир. География)

    Слюда это одно из распространенных полезных ископаемых. Но несмотря на это, в верхних слоях земной коры ее содержится не более 4 процентов.

  • Меценаты — сообщение доклад (5 класс обществознание) в России и в мире

    Меценатом называют человека, который безвозмездно и добровольно оказывает финансовую и другую помощь музеям и библиотекам, школам и детским садам, спортивным клубам и больницам

  • Хронологическая таблица Горького (жизнь и творчество)

    1868 — родился Алексей Пешков, который в будущем станет великим писателем Максимом Горьким. Рано потеряв родителей, первые годы жизни Алексей провел в семье деда в Нижнем Новгороде. Он недолго ходил в приходскую школу, где научился читать и писать.

  • Писатель Джеймс Купер. Жизнь и творчество

    Джеймс Фенимор Купер являлся первым в Соединенных Штатах Америки автором, писавшим свои романы в современном стиле жанра романистики. Дж.Купер выступает основоположником

  • Жизнь и творчество Владимира Маяковского

    Маяковский до сих пор поражает нас своим творчеством. Читать его произведения надо вдумчиво, только тогда можно понять, о чем хочет сказать поэт. Надо заметить, что его судьба была такой же трагической, как у Есенина и Цветаевой.

Куликовская битва кратко

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Открытый урок по ОМ на тему «Куликовская битва» 4 класс УМК «Школа России»

Тема. Куликовская битва.

Цели:
— познакомиться с одним из важнейших событий, происходивших в истории русского народа, Куликовской битвой, с её значением в истории Древней Руси;

— показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; сформировать представление о великом князе Дмитрии Донском;

— анализировать происходящие исторические события, определять их последовательность; давать оценку событиям, которые изучаем; устанавливать причинно-следственные связи; работать с разными источниками информации;
— на героическом прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.

Формируемые УУД

ЛичностныеУУД

– интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

РегулятивныеУУД

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПознавательныеУУД

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

КоммуникативныеУУД

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь по ОМ, презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей урока.

— Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

1) слушать;

2) думать;

3) узнавать;

4) сравнивать;

5) делать выводы.

III. Актуализация знаний. Слайд 3.

— Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока.

Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?

1. Территория Русского княжества стала меньше при Иване Калите.

2. Центром русского княжества стал Киев.

3. Князь Иван Калита был скупым.

4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

Игра «Найди свою пару»

Троице-Сергиев монастырь

Крепость Кремль

Шапка Мономаха символ власти

Сергий Радонежский монах

Торжище место торговли

Иван Калита московский князь

1 задание Историческая разминка «Соотнести даты и события».

— Возьмите карточки. Соедините дату и событие, связанное с этой датой.

КАРТОЧКА

1237г. Нашествие монголо-татар на Русь хан Батый

988 г. Крещение Руси князь Владимир

15 июля 1240г. Невская битва князь Александр

5 апреля 1242г. Ледовое побоище Александр Невский

1380г. ?

Проверка (фронтальная работа).

— Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
— Прочитайте эту дату.
— 1380 год. Какой это век? Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате? (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)

— Вот послушайте, что пишет летописец…

«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором и луками, кольчугами и шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».

— О чем пишет летописец?

(О подготовке к битве)

IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.

Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. — Сегодня мы окажемся на поле Куликовом вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем, узнаем о ратных подвигах защитников нашего Отечества.

Тема урока- Куликовская битва. Слайд 1.

Целеполагание На доске

— Если речь пойдет о битве, то, что мы должны о ней выяснить?

2 задание. Ответы на вопросы

Предположения детей:

1. С кем была эта битва?(с монголо-татарами)

2. Почему она произошла?(князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде)

3. Где была битва? (на Куликовом поле)

4. Как происходил ход битвы?(этого мы еще не знаем), но помним о поединке

5. Кто победил в этой битве? (русское войско одержало победу)

6.Какое значение имело это событие для Руси? (это нам предстоит выяснить)

А так же мы дадим характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и составим план рассказа о Куликовской битве по тексту учебника.

Для того, чтобы ответить на вопросы и составить план, обратимся к учебнику, стр.70

— План и хар-ку будем записывать в _____________ карточку

V. Работа над новой темой.

Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в лист..

Слайд 2-3

Часть 1

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть.

1. Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань

Запишем это в лист

— Как вы думаете, ребята, о каких качествах князя это говорит?

Посмотрите на ______________листе подсказки – пословицы под цыфрой 1:

  • Лучше биться орлом, чем жить зайцем

  • Смелость города берет

  • Храбрец в день битвы познается

Ответы детей: смелость, храбрость, отвага…

Часть 2

Слайд 4

В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть.

2. Нашествие Мамая на Русь

Слайд 5-6

Часть 3

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались

гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть.

3.Князь собирает на битву всю Русь).

Запишем название этой части в лист.

— А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?

Один в поле не воин и князь это понимает.

— А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы под цыфрой 2:

  • Ум дороже золота

  • Разум силу победит

  • У умной головы сто рук

Ответы детей: ум, мудрость …

Слайд 7.

Часть 4

А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

— Как озаглавим эту часть?

3. Князь едет за благославлением к Сергию Р

Учитель: Дмитрий Иванович отправился к игумену Троицкого монастыря Сергию Радонежскому за советом и благословением. Сергий пользовался большим авторитетом и, считалось, он может предвидеть будущее.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

— О чем это говорит?

Пословицы на листе под цыфрой 3:

  • Не по нашему хотенью, по Божью изволенью

  • Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море

  • Человек предполагает, а Бог располагает

Ответы детей: вера в Бога…

Слайд 8.

Часть 5

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,

8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Смотрят мультфильм Куликовская битва.

  1. «Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?»

Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.

Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.

Военная мощь татар – конница.

2. Учитель:- После переправы русских войск через реку Дон князь Дмитрий приказал сжечь мосты. Как вы думаете, почему?»

— Могу предложить 2 варианта. Выберите правильный.

1 . Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

3. — Князь Дмитрий во время Куликовской битвы впервые применил новую военную тактику. Посмотрите на карты и подумайте, что это за военная хитрость? (Использовал засадный полк)

— О чем это говорит Каким был князь Дмитрий

4. Ребята, вы видели в мультфильме, что князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.

— О какой черте характера это говорит? Он бился наравне со всеми, себя не выделял

Пословица под цыфрой 4:

  • И тихая вода крутые берега берет

Ответы детей: Скромность…

Читает учитель

И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.”

— Как это характеризует князя? Пословицы:

  • Честь чести и на слово верит

  • Береги честь с молоду

Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

ФИЗМИНУТКА

Значение победы. Слайд 9

Учитель.- Русская рать во главе с Дмитрием Донским наголову разбила ордынское войско, но освободиться от ига Золотой Орды Русь тогда еще не смогла. Это произошло спустя сто лет. Так почему же в народной памяти сохранилась именно эта битва?

— Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

Слайд 10

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

— Как вы думаете, почему?( В память о победе на реке Дон)

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

Закрепление изученного.

— Мы ответили на все поставленные в начале урока вопросы. Обобщим изученный материал.

— Теперь давайте проверим, как вы его усвоили КАРТОЧКА

а) Работа с деформированным текстом.

В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь, ……бросил Орде вызов – перестал …… Хан …… с огромным войском двинулся на Русь.

8 сентября …… года на …………. поле произошла битва между ………….. войском и ……В самый разгар боя появился ………….. полк. Растерялся неприятель и обратился в ……… Русские войска одержали …. Это был важный шаг на пути к освобождению Руси от ………

*в) Блиц – турнир.

  • В каком году произошла Куликовская битва?

5 апреля 1242 8 сентября 138015 апреля 1380

  • Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича?

Пересвет, Ослябя. Пересвет, Сергий Ослябя, Челубей

  • Кто благославил Дмитрия Ивановича перед битвой?

Сергий Радонежский монах Нестор

  • Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?

хан Мамай хан Батый хан Тимучин

  • Как звали ордынского воина, участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

Челубей Чингисхан Батый

  • Как называлась река и её приток, где происходила Куликовская битва?

Дон, Непрядва Днепр, Рось Ока, Угра

  • Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле?

Донской Невский Калита

VIII. Потомки помнят. Слайд 11, 12, 13

Вывод

— Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)

— Правильно, ребята!

— Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.

IX. Работа в парах.

— А сейчас давайте еще раз назовем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской

— Ребята, как вы думаете, этими качествами обладали русские воины тех времен?

— Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!

— Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!

X. Рефлексия.

— Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?

Дети отвечают.

— Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.

Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке.

— Понравился вам урок

— Какое задание понравилось

— Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

— Чем вы заинтересовались и хотели бы узнать более подробно

— Что вызвало затруднение

XI. Итог урока.

Учитель. — Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Еще не раз пришлось отстаивать нашей стране свою независимость: и в Отечественной войне 1812 г., и в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Проходят годы, столетия, сменяются поколения. Но разве можно предать забвению подвиг воинов, отважных предков, которые добыли в тяжелой битве славную победу! Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Любите Россию, гордитесь ее историей и культурой, гордитесь тем, что рождены в ней. А любить Родину — значит знать ее историю. Этим мы и занимались сегодня на уроке.

XII. Домашнее задание.

Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.

Используемая литература.

2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287

3. Ресурсы Интернета

Конспект урока окружающего мира по теме «Куликовская битва» 4класс

Автор : учитель первой квалификационной категории Сотникова Галина Витальевна МБОУ «Центр образования № 4″г.Узловая Тульской обл.

Конспект урока окружающего мира «Куликовская

битва»( «Школа России»4класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

  1. Цель: создать условия для формирования представления о Куликовской битве на основе исследования. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.

Задачи:

— познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.

— формировать умения определять последовательность исторических событий.

— развивать умение работать с текстом; картой-схемой;

— воспитывать у детей интерес к изучению истории.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

Личностные результаты:

— стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные результаты:

— знать ход Куликовской битвы.

Метапредметные:

Познавательные:

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

— умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Регулятивные:

— освоение способа решения проблемы поискового характера.

Оборудование урока:

  1. Презентация, учебный фильм «Куликовская битва», ноутбук, проектор, экран.

  2. Изображения русского и монгольского воинов

  3. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле” (раздаточный материал).

План урока:

  1. Положение Русских земель к концу XIV века.

  2. Положение Золотой Орды.

  3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

  4. Куликовская битва, ее результаты.

Ход урока

I.Организационный момент.

Давайте каждая пара за партой возьмется за руки. Скажем друг другу: “У нас сегодня всё получится!”

Эмоциональный настрой урока.

1-й ученик Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

2-й ученик Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение.

3-й ученик Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

II. Актуализация знаний.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

Открыли тест с.78 Трудные времена на Руси

Историческая разминка

Слайд 1 Борьба Руси с захватчиками

-Когда произошли эти события? Невская битва (1240), Ледовое побоище(1242), Нашествие Батыя на Русь(1237)

-Посмотрите на даты и поставьте общий вопрос к этим событиям. В каком веке произошли эти события?(в 13 веке)

-Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)

III. Постановка проблемы урока и вывод темы и целей урока.

Прочитайте эту дату.1380 год. Какой это век?(14 век).1380 год — особый год для Руси.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся из 13 века, времён первого нашествия татаро – монгол на Русь (1237 г.) в 14 век. И узнаем, какие же события происходили на Руси в конце 14 века.

О порядке в своём княжестве заботится Московский князь

Слайд 2 Годы правления Ивана Калиты (1325 -1340)

Прошло более ста лет после Батыева нашествия. На календаре 1359 год. Внезапно умирает сын Ивана Калиты московский князь Иван Иванович, оставив после себя 9- летнего сына Дмитрия. — Ребята, сколько вам лет? (9 – 10 лет)

Молодой князь Дмитрий Иванович становится московским князем в вашем возрасте. Воспитывал его метрополит Алексий.

У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте текст и подумайте, что же происходило на Руси во время правления князя Дмитрия?

КАРТОЧКА 1.

Постепенно Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь Дмитрий Иванович перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство.

Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

Но и на Руси не сидели сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во все стороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против Орды. Из разных земель и княжеств приходили к Москве войска. Русь готовилась к великой битве.

Так что происходило на Руси в это время?

О чём же пойдёт сегодня речь?

Правильно о великой битве, которую историки назвали Куликовская битва(на доске плакат , название открывает учитель, снимая магниты)

. Задайте вопросы: что бы вы хотели узнать об этом событии.
На доске появляется вопросный план(плакаты открываются)

Итак, в ходе нашего урока мы должны найти ответы на ряд вопросов:( в 2 столбика)
1)Почему произошла эта битва?
2)С кем сражались русские войска?
3)Кто возглавлял русское войско?
4)Когда и Где происходила эта битва?
5)Как произошло это событие?

6)Какое значение имело это событие для Руси?

Смотрим фильм и в нём находим ответы на вопросы.(Учебный фильм «Куликовская битва»

IV. Работа по теме урока.

На парте лежат таблицы.(5шт)(разрезанные, нужно собрать)

Итак, чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.(Работа в парах)

Слайд. 3. Положение русских земель к концу XIV века

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён Ивана Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…отказались выплачивать дань.

-Так почему же произошла эта битва, назовите причину.(князь Дмитрий отказался выплачивать дань Золотой Орде)

1. Положение Золотой Орды.

— Итак, Русь собирает силы. Что же происходит в этот момент в Золотой Орде? В повести Ю. Крутогорова «Куликовская битва»с.14 Темник Мамай

От слов «В Золотой орде … до слов…Неудержимое желание стать властелином над ..государствами.»( читает учитель)

-С кем же сражались русские войска? (С ордынским войском во главе с Мамаем).

-Кто возглавлял русское войско? (князь Дмитрий)

2. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвой.

книга»Куликовская битва — Какими качествами должны были обладать русские ремесленники, чтобы так искусно выполнять работу? (Трудолюбие и терпение.)

-С чего началось сражение? Как об этом сказано в учебнике? Зачитайте на стр. 72(1-й абзац)

-Как звали русского богатыря?(Пересвет)

Слайд 4 «Скульптурная группа Пересвет и Баян»

О нём расскажет … Дополнительный материал

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь (тогда ещё не бывший лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.

Мемориал к 1000-летию Брянска состоит из стелы скульптурной группы Пересвет и Баян, посвященной герою Куликовской битвы Пересвету и певцу Баяну, который воодушевлял своим искусством русские дружины перед битвами. Пересвет, бесстрашный брянский воин, сошелся в поединке с Челубеем на Куликовском поле, с чего началась великая Куликовская битва.

Ответ на 4 вопрос: Когда и где происходила битва?

Работа с картой в учебнике Плешакова с.73

В 1380 году.На Куликовом поле.

Слайд. 5 Птицы кулики. Оказывается, поле называлось Куликовым по названию птиц, которые там водились. Назовите этих птиц? (Кулики)

— Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)Куда впадает Дон?( вЧёрное море)

— Почему выбрали это место?(Работа в парах) — Ответить на этот вопрос нам помогут карточки, лежащие у вас на партах.
На карточках написаны три предложения. Перед каждым предложением имеется пустой квадратик. В нём вы должны поставить номер предложения, чтобы получился правильный ответ на вопрос.

Слайд 6( для про верки)»Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?»
2Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.
3 Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.
1Военная мощь татар – конница.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три! Руки в стороны.

Мы теперь богатыри! Согнули руки с кулачками

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо, Поворот вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже Поворот влево

Поглядеть из-за ладошек.

И направо, и ещё Поворот вправо

Через левое плечо. Поворот влево

Буквой Л расставим ноги, Прыжком

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо. Наклоны

Получается на славу! Руки выкинули вверх, хлопок

Для ответа на 5 вопрос рассмотрите карту-схему (на партах).

— Как расставил свои войска князь Дмитрий?

— В чем проявился его талант как полководца?

Рассказ о битве.

— Используя карту-схему, расскажите о ходе сражения.

(Учитель может добавить…)

— И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.

Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.

Страшен был набег ордынской конницы.

Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.

4-й ученик Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

Сбросил иго наш народ!»

Славно поле Куликово,

Наше войско вышло к Дону.

Много войн и много бед,

Много радостных побед!

Учитель. Татары разгромлены. Где же великий князь Дмитрий? Если он геройски погиб, следует найти его тело. Если ранен, то ему нужна немедленная помощь.

В повести Ю. Крутогорова «Куликовская битва» находим ответ,с.44- 45

«Дмитрия искали несколько часов …до слов… дотоле невиданная на Руси сеча.»

Слайд 7. Итоги Куликовской битвы.

— Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси?

( После ответов учеников на слайде по 1 появляются итоги.)

1) С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли Русской.

2) Выросло значение Москвы и московского князя.

3) Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

4) Дмитрий Донской ввел закон о престолонаследии. Власть передавалась от отца к сыну.

-А как вы думаете, почему князя Дмитрия народ стал называть Донским? (в память победы на Дону)
— Какими качествами должны были обладать воины в ту пору? (Воины должны были быть смелыми, отважными, должны были любить свою Родину.)

Слайд 8. (Куликово поле – фото)

– К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?

— Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Слайд 9. – А это медаль, выпущенная к 625-летию Куликовской битвы.

V. Подведение итогов..

Слайд 10.»Найдите ошибки в историческом тексте»

В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь Александр бросил Орде вызов – перестал платить дань. Хан Батый с огромным войском двинулся на Русь. 8 сентября 1382 года на Донском поле произошла битва между ордынским войском и русским войском. Русские войска одержали поражение.Это сражение вошло в историю как «Куликовский бой».
В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь Дмитрий бросил Орде вызов – перестал платить дань. Хан Мамай с огромным войском двинулся на Русь. 8 сентября 1380 года на Куликовском поле произошла битва между ордынским войском и русским войском. Русские войска одержали победу.Это сражение вошло в историю как «Куликовская битва».

Работа в тетрадях на печатной основе.с.24,з.2

VI Рефлексия. Выставление отметок за урок.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке (карточки)

красная! — если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов

зелёная? — если у вас остались какие-то вопросы.
жёлтая … — если вам многое осталось непонятным.

Слайд 11 VII. Домашнее задание -Подготовить пересказ о Куликовской битве с 70-74, с25(т) Слайд. 12 На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

Куликовская битва, кратко самое важное (рассказ для 4 класса)

Дмитрий Донской и Куликовская битва – это одна из самых героических страниц истории России. В 1380 году с окончанием битвы начинается постепенное освобождение русских земель от монголо-татарского ига, которое длилось уже более 150 лет.

Конфликт с Золотой Ордой – государством монголо-татар начался еще в 1377 году, когда московский князь Дмитрий отказался выплачивать дань. Мамай – военный предводитель монгольского войска направил своих воинов на Москву. Состоялась битва на реке Пьяне, где было разбито Новгородское войско, но дальше Мамай не решился идти. В следующем году в битве на реке Воже русские войска одержали первую крупную победу. В течение 2-х лет Мамай вел подготовку к новому нападению на Русь: он заключил договор с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.

Дмитрий тоже стал готовится к предстоящему сражению. Летом 1380 года почти все русские княжества прислали свои войска, в которое входило и ополчение. Оно насчитывало около 170 тысяч человек. Дмитрий не стал ждать прихода на русские земли войска Мамая, а сам отправился ему на встречу. Он выбрал для боя Куликово поле.

8 сентября 1380 года состоялась битва на Куликовом поле. Войско Мамая насчитывало около 150 тысяч воинов. Его участники – монголо-татары, войско литовского князя Ягайло, а также генуэзские наемники. Сражение началось с битвы Пересвета и Челубея. Всадники нанесли друг другу мощные удары и пали с коней замертво. Битва продолжалась с 11 часов утра до 3 часов дня. Полководческий талант Дмитрия помог ему выиграть битву. В засаде у него был дополнительный полк, который в нужный момент нанес решающий удар. Русские войска преследовали своего врага более 30 км.

Победа в битве возродила народное самосознание, князья поняли, что вместе они могут противостоять самому мощному врагу. За победу в этой битве Дмитрий получил прозвище Донской. Теперь Дмитрий сам назначил своего наследника не спрашивая разрешения у татаро-монгол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *