План урока по изо 5 класс

Тема: «Ритмы травного хохломского узора» Изобразительное искусство. 1 класс УМК «Перспектива»

Урок: Изобразительное искусство

Класс:1

УМК: «Перспектива» ( Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова)

Вид деятельности: декоративное рисование

Тип урока: комбинированный

Тема: «Ритмы травного хохломского узора»

Задачи:

1)познавательные :

-формирование понятия «травный хохломской узор (орнамент)»;

— формирования умения выявлять элементы травного орнамента;

— формирование умения выполнять элементы травного орнамента;

-формирование умения выполнять орнаментную композицию в полосе;

2) развивающие:
Регулятивные УУД:
— формирование действия целеполагания, при формулировки цели деятельности на уроке;
— формирование действия контроля, при проверке своих действий и при исправлении ошибок;

-формирование действия самооценки, при определении степени успешности выполнения своей работы;
-формирование действия планирования, при работе по предложенному плану;
—формирование действия самоконтроля;
Познавательных УУД:
— формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— формирование логических УУД: анализ, при выделении элементов травного орнамента, при выделении этапов рисования травного орнамента; сравнения, при сравнении своей работы с образцом;
Коммуникативных УУД:
— формирование умения высказывать свою точку зрения и выслушивать мнение других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3) воспитательные

— воспитание аккуратности, усидчивости, терпения, прилежности.

-воспитание чувства к прекрасному, к красоте окружающей действительности.

Оборудование: для учителя: учебник по изобразительному искусству, рабочая тетрадь, презентация, лист бумаги, краски, кисти.

Для учащихся: краски, кисти ,тряпочка, клеенка, рабочая тетрадь.

Организационный момент: У: Здравствуйте ребята! Проверим готовность к уроку: я буду называть предметы, а вы кладите на них ладошку. Рабочая тетрадь, краски, кисти, тряпочка, клеенка.

Кто не готов?

У: Начинаем урок. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. И научитесь украшать окружающую вас действительность. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Я желаю вам творческих успехов!

Теоретическая часть: Послушайте пожалуйста внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на мой вопрос:

О каком искусстве говориться в стихотворении?

На деревянном языческом блюде
Травы, цветы, легендарные розы.
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.

Птицы и петли, круженья, разводы
Листья и стебли, колосья и злаки,
Редкие, мудрые формы природы
Сердце влюбленного тайные знаки.

Как я люблю хохломское искусство!

Д: Хохломское искусство

У: О каких элементах, встречающихся в хохломском искусстве , вы узнали из стихотворения?

Д: травы, цветы, розы, листья, стебли, колосья и.т.д.

У: Молодцы! Как вы думаете , какая тема нашего урока?

Д: Хохломское искусство , элементы хохломского искусства

У: Вы совершенно правы ребята! Тема нашего урока «Травный узор из хохломы» ( высвечиваю 1 слайд)

Художественные вещи, выполненные народными мастерами из села Хохломы , отражают всю прелесть цветущих трав России. Вьющиеся травы в хохломском узоре – символ вечно обновляющихся сил природы.

Посмотрите на слайд. Внимательно рассмотрите изделия народных мастеров , выполненных в травном хохломском узоре.( слайд 2)

У: Какие изделия украшают узоры хохломы?

Д: Ложки, тарелки, игрушки, и.т.д

У: Из чего составлен узор хохломских изделий?

Д: ягоды, листики, кружочки, линии, цветы

У: Какие цвета больше всего встречаются в хохломском узоре?

Д: золотистый, черный, красный, зеленый

У: Верно, это основная палитра хохломы. Повторяются ли травинки, ягоды и цветы в хохломском искусстве или они прерываются и не повторяются??

Д: повторяются

У: (высвечиваю слайд 3) Ребята прочитайте, как называется такое чередование. Арсений прочитай.

Д: Ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов в узоре.

У: Молодец. Ребята, теперь прочитайте, как называется узор, построенный на чередовании.

Д: Узор, построенный на чередовании в определенном ритме каких-либо декоративных элементов, называется орнаментом.(4 слайд)

У : Ребята , запомните эти два основных понятия. Они очень важны в искусстве.

А кто-нибудь может сказать почему орнамент, о котором мы сегодня говорим, называется травным?

Д: Потому что там используются ягоды, цветы, листья. Все это растения.

У: Верно, орнамент – в котором присутствуют декоративно-переработанные цветы, листья, ветки каких – либо растений называют травным.(5 слайд)

Практическая часть: (высвечиваю слайд 6.) Ребята обратите внимание на слайд. Давайте рассмотрим внимательно этапы рисования травного орнамента. Что делают сначала?

Д: рисуют линию

У: Тонкую или жирную?

Д: тонкую

У: Правильно. Изображение волнистой линии – начало узора. Что делают дальше?

Д: делают линию толще, рисуют веточки

У: Молодцы, что рисуют потом?

Д: ягодки и цветочки

У: Вы правы. Внутри волнистой линии рисуют ягодки и цветочки. А что потом рисуют?

Д: Листья

У: Молодцы. После этого мы рисуем листочки. Мы с вами познакомились с элементами и этапами рисования травного орнамента, теперь откройте рабочие тетради на странице 14.

В первом задании вам надо будет с помощью красок и кисти продолжить ряд. Как называется первый элемент, который мы с вами должны будем продолжить рисовать?

Д: Осочки

У: Берем тонкую кисть, чуть-чуть мочим ее в воде, берем черную краску и приступаем к работе. Рисуем аккуратно, плавно изгибаем линию. (демонстрирую на доске)

Не спешите, работайте аккуратно. Старайтесь, чтобы получилось красиво. Главное не скорость, а результат. ( хожу проверяю, помогаю)

Какой второй элемент будем рисовать?

Д: Травинки

У: Продолжаем ряд. Травинки похожи на месяц, рисуются как осочки, только потолще.(на доске показываю, проверяю). Третий элемент как называется?

Д: капельки

У: Рисуем капельки. Последние элементы усики и завитки выполните самостоятельно.(проверяю) Все справились?

Д: да

У: Молодцы. Настя прочитай следующее задание .

Д: разрисуй ягодки одинаково

У: Какая ягодка нарисована полностью?

Д: последняя

У: Правильно. Посмотрите внимательно на эту ягодку. Вы должны дорисовать остальные ягодки так, чтобы они были похожи на последнюю. С какой нам начать ягодки будет легче всего?

Д: с третей

У: Почему?

Д: Надо дорисовать только точки и хвостик.

У: Я с вами согласна. Давайте дорисуем. (на доске) (проверяю)

Д: Теперь можно вторую нарисовать.

У:Верно, рисуем ягодку. (проверяю) Последнюю ягодку делаем самостоятельно. Не спешите ,аккуратно.

Самостоятельная работа: Переходим к следующему заданию. Карина прочитай. Что вам нужно сделать?

Д: Продолжить узор

У: Верно продолжите узор, каждый свой. Помните, что главные элементы в травном узоре: веточка, листья, цветы, ягодки. Основный цвета хохломы: черный, красный, желтый, зеленый. Элементы должны чередоваться.

Обратите внимание, на столах я вам раздала бумажку, свернутую в трубочку. Вы не моча ее в воде, опускаете трубочку в краску , потом аккуратно оставляете отпечаток в вашем узоре. Посмотрите: вот так. (демонстрирую)

Работайте ребята. Я надеюсь, что вы будете стараться и у вас получатся замечательные узоры.

Выполняют работу, я хожу проверяю, помогаю.

У: Ребята заканчиваете работу, если кто-то не успел , то сможет дорисовать дома, если есть желание.

Проверка и анализ работ.

Итог урока:

У: Подведем итог урока, что нового вы узнали на уроке?

Д: что такое ритм, что такое орнамент, как рисовать орнамент, элементы травного орнамента.

У: Ребята кто может сказать, что такое ритм?

Д: Чередование элементов.

У: Молодцы. А кто может сказать, что такое орнамент?

Д: узор, где чередуются элементы.

У: Правильно. Что вам понравилось делать на уроке?

Д: ответы

У: Я надеюсь, вам понравился наш урок и вы узнали много нового и интересного. Теперь вы можете украшать подарки, поделки, рисунки травным орнаментов ведь это так красиво. Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать .

Презентация на тему «Золотая трава хохломы»

Тема урока:

Золотая трава

хохломы

  • Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

  • Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске.
  • И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
  • Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников.
  • Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка»,изогнутая, кустиком или одной былинкой .»Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи.
  • Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы . «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.

Красотой своей неравной Вдохновляет Русь сама; Птицы, ягоды и травы — Золотая хохлома! Спят цветы до зорьки ясной В лунном свете и росе Ночью тихой и прекрасной В среднерусской полосе .

Приступаем к работе!

  • Покрой фон черной краской
  • Чтобы стебельки получились тонкими с завитками, проводи их кончиком кисти свободно, без нажима. Начинай с завитка, сверху вниз.
  • Проведи другим цветом листочки. Они пошире.
  • Теперь сделаем ягодки и точечки.
  • Чтобы завитки и листочки были утолщены, нажми на кисть.

Что можно расписать таким узором?

Итог урока

  • С каким творчеством мастеров мы познакомились?
  • Назовите Родину хохломской росписи?

Молодцы!

Спасибо за урок!

Изобразительное искусство 1 класс УМК «Перспектива» Тема: «Золотые травы России. Ритмы травного хохломского узора. »

Технологическая карта урока изобразительного искусства 2 класс Тема урока: «Человек и его украшения», 1 час Тип урока: изучение нового материала. Задачи этапа Деятельность Ход урока Деятельность учителя учеников Задания для учащихся I. Организация класса на работу Планируемые результаты Предметные УУД урока (вида работ) Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Анализ материала прошлого урока Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно­нравственном развитии человека; Коммуникативные: ь оформлять свои мысли в устной форме; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Приветствуют учителя, включаютс я в учебную деятельность. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть. Присаживайтесь. ­ Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема урока, но вы о ней узнаете позже. ­ А для начала, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. II. Повторение пройденного материала ­ О чем вы говорили на прошлом уроке? (о том как могут говорить украшения) ­ Какой характер могут иметь украшения? ­ А что значит характер? у ­ украшений может быть характер? ­ А что вы рисовали на прошлом уроке? МО: Молодцы! отлично Вы усвоили тему прошлого урока, многое узнали и Разве Отвечают на вопросы учителя Регулятивные: Уметь определять тему урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. 1 многому научились. III. Формулирование темы урока, постановка цели С помощью учителя формулируют тему урока, высказывают свое мнение о практической значимости работы. Организовать формулировани е темы и цели урока учащимися. ( 1 слайд) Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о украшениях) ­ А вы знаете, что такое украшения? ( Украшения – это то, что украшает данный предмет, или человека, придаёт ему красоту, красивый вид.) ­ А как вы считаете, украшения важны для человека? (да, украсив себя, у человека поднимается настроение) ­ Какую роль в жизни человека играют украшения? (они имели и символический смысл, как оберег) ­ Зачем нужны украшения? (украшения нужны для красоты, украшения могут украсить многое) ( 2 – 3 слайд) Посмотрит е внимательно на слайд. ­ Видите, украсить можно все что угодно. ( одежду, посуду, стекло) Познавательные: Искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать её из одной формы в другую. Коммуникативные: Вступать в беседу и обсуждение, донеси свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. 2 (4 – 5) ­ А какие ещё есть украшения? (бусы, подвески, колечки, серьги, браслеты) ­ Как вы думаете, чем раньше себя украшали люди? С давних времён человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер, свой образ. IV. Усвоение новых знаний Вводная беседа. (6 слайд) Давайте посмотрим на картину М. Врубель «Царевна лебедь» ­ Посмотрите, как художник изобразил эту картину. ­ А зачем художник так украсил царевну? ( чтобы показать её красоту) (7 слайд) ­ А что художник изобразил у неё на голове? (кокошник) ­ А как вы думаете, почему он так назвал свою картину «Царевна лебедь»? ( потому Регулятивные: Учиться высказывать своё предположение на основе коллективного обсуждения; Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности. Выполняют физминутку. Уметь: Использовать техники: …….; Выполнять: — изображение, используя алгоритм; — выполнять конструирование объёмных изделий из …; Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. 3 что он нарисовал царевну, с крылья, как лебедь) Молодцы! Теперь давайте рассмотрим картину В.Васнецова «Богатыри» ­ Посмотрите внимательно, и скажите, как одеты богатыри? (они одеты как защитники) ­ Давайте рассмотрим каждого богатыря отдельно. ­ А что в руках у богатырей? (доспехи, мечи, щиты, кинжалы, стрелы.) ­ А что показал нам художник в этой картине? ­ Ребята, можно ли сказать, что богатыри они могут быть и злые (устрашающие) и добрые (мужественные, благородные, сильные). Молодцы! (10 ­ 11 слайд) Посмотрит е внимательно на слайд. ­ Давайте, с вами сравним мужское и женское начало. ­ Давайте посмотрим на женщину. ­ Какие украшения могут быть для 4 женщины? (серьги, браслет, кольца, цепочки, ожерелье) ­ Что женщина подчёркивает, с помощью украшений? (красоту, женственность, нежность) (12 ­ 13 слайд) А сейчас давайте поговорим о украшениях для мужчин. ­ Ребята, как украшают себя мужчины? ( щитами, кинжалами, мечами) ­ (14, 15, 16 слайд) Давайте посмотрим, какие бывают щиты. ­ Что мужчина подчёркивает с помощью украшений? (благородство, мужество, силу.) ­ Зачем мужчине нужны украшения? ( чтобы подчеркнуть всю его силу и мощь) ­ Сейчас мы с вами рассмотрели украшения какие бывают для мужчины и какие для женщины. ­ Ребята, женские украшения такие же как и мужские? ­ Все же в чем отличие мужских украшений от 5 женских? ­ Ребята, скажите, а кокошник можно назвать украшением? ­ А вы замечали, какие узоры могут быть на кокошнике? (цветочки, сердечки, крестики, квадратики.) ­ Давайте рассмотрим, какие бывают кокошники. ( 17 – 18 слайд) ­ Ребята, скажите, а кокошник является головным убором? (слайд 20) Раньше кокошники были с ленточками, которые завязывали, чтобы он держался. (21 слайд) (22 – 23 слайд) МО: На самом деле, кокошников много всяких разных, так же как и щиты, доспехи для мужчин их очень много. (24 слайд) Электронная физминутка. Ребята давайте, перед тем как мы приступим к работе, немного отдохнём. Тихо встаньте. 6 V. Организация рабочего места Уметь: организовыват ь рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами. Регулятивные: Учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. Личностные: Развивает самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; ­ Итак, ребята, давайте проверим все ли у вас готово к работе. ­ Уберите со стола всё лишнее. ­ У вас на столе должны лежать шаблон у девочек кокошник, у мальчиков щит, кисточка, ватные палочки, краски, стакан с водой. Правила безопасности при работе с кистью и красками: ­ Друг друга не марать. ­ Работать аккуратно. ­ Водой не брызгать. ­ Кисточкой не махать. ­ Друг другу не мешать. ­ Соблюдать дисциплину. ­ Ребята, старайтесь рисовать красиво, всей душой и сердцем, постарайтесь получить удовольствие от того как вы работаете. VI. Практическая работа 7 Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. Регулятивные: Учиться проговаривать последовательность действий на уроке; Выполнять практическую работу по плану; корректирует свои действия; ­ Для вас приготовлена страничка из рабочей тетради, для девочек и для мальчиков они разные. ­ Рассмотрите, вам предложен плоский силуэт кокошника для девочек, а для мальчиков ­ контур щита. ­ Посмотрите, правая и левая половинка нашего контура зеркально одинаковы или симметричны , поэтому украшения нашего изделия тоже будут одинаково расположены от центральной оси. ­ Представьте, как вы украсите свое изделие? ­ Как нам нужно представить это? ­ Женское должно олицетворять, что ­ то нежное, красивое. ­ Мужчина подчеркивает себя мужеством, силой, благородством. 1) Легкими линиями карандаша мы наносим рисунок, намечаем симметрию украшения. 2) Работаем в цвете красками, или делаем 8 украшения в мелках, фломастером, карандашами. 3) Можно оформить край нашего предмета. ­ Приготовьтесь, закройте глаза, что вы будете рисовать. Начинайте. Включить музыку. VII. Подведение итога урока. Рефлексия. Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; Подведение итога урока. Вот и подошел наш урок к концу. ­ Ребята, скажите, зачем человеку украшения? ­ Что подчёркивает женщина, украшая себя? ­ Как украшает себя мужчина? ­ Как называется картина М. Врубеля, которую мы рассмотрели? ­ Кто автор картины «Богатыри»? (В. Васнецов) Молодцы! Вы отлично поработали. Выставка работ. ­ Сначала мальчики, показывают свои работы, а девочки оценивают. (Щит) ­ Потом девочки показывают свои 9 работы, а мальчики оценивают. (Кокошник) VIII. Уборка рабочих мест Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные: Учиться быстро и организованно убирать рабочее место. ­Ребята, а теперь наведите порядок на своих рабочих местах, вытрите столы, вымойте стаканчики с водой. ­Ребята, спасибо вам за интересный урок! До свидания! 10

Доклад на тему Хохлома — Деревянное золото сообщение

Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.

Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось » деревянное золото».

Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.

Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.

Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.

Доклад Деревянное золото

Деревянное золото – издавна этим термином начали называть деревянную посуду с хохломской росписью.

Хохлома или хохломская роспись впервые появилась в 17 веке в русском селе с одноименным названием Хохлома в нынешней Нижегородской области. По праву заслуживает роль самобытного русского ремесла.

Особенностью росписи является цветовая гамма, используются лишь несколько цветов, а именно красный, зелёный, золото, в дополнение используют оранжевый и немного голубого, последние 2 цвета встречаются гораздо реже. Яркими сочными цветами расписывают деревянную посуду, сувениры и мебель. Предварительно заготовки покрывают черной краской. Несмотря на темный фон роспись выглядит очень насыщенно и величественно.

К традиционным элементам росписи относятся: красные ягоды рябины и земляники, их элегантно и нежно окутывают золотые ветки, листья и цветы, нередко можно встретить животные мотивы.

Издавна каждая заготовка под роспись изготавливалась мастером вручную этот способ является традиционным. Сейчас осталось немного мастеров, которые проходят весь процесс создания шедевра вручную. Производство в основном поставлено на конвейер, но при этом было сохранено основные этапы изготовления шедевров, такие как грунтовка деревянной заготовки, роспись, покрытие специальным лаком и длительная сушка в печи. Как и в давние времена посуда с этой росписью очень ценится, издавна её преподносили в дар самым близким и дорогим гостям.

Хохлому хоть и называют деревянным золотом, но непосредственно к нему, как к драгоценному металлу она не имеет никого отношения, при росписи не используется золото. А желтоватый отлив дает специальный лак на основе олифы которым покрывается деревянная посуда. Хохлому прозвали деревянным золотом по той причине, что при росписи золотой цвет краски используется гораздо чаще остальных.

Деревянное золото ценят за неописуемую красоту, но также её ценят за долговечное лаковые покрытие, благодаря ему посудой пользуются долгое время в быту, и она не теряет свой привлекательный внешний вид.

Хохломская роспись популярна не только на родине, но и за рубежом. Иностранцы в обязательном порядке увозят ложки, тарелки бокалы с этой знаменитой росписью, иногда можно встретить хохлому в качестве декорирования одежды, дома и даже различных чехлов для смартфонов. Роспись стала неотъемлемой частью русской культуры.

2, 3, 5, 6 класс

Хохлома

Интересные ответы

  • Деревенская ласточка (ласточка-касатка) сообщение доклад

    Ласточка-касатка — небольшая птица семейства ласточковых подотряда певчих воробьиных.

  • Синонимы на букву П
  • Сообщение Животные ледяной зоны (доклад для 4 класса, окружающий мир)

    Ледяной зоной принято считать арктические пустыни, которые расположились в северных частях материков Евразия и Северная Америка. Среда обитания и условия жизни здесь очень беспощадные

  • Каковы функции ядра клетки

    Кратко о функциях ядра клетки. Биология.

  • Жизнь и творчество Бернарда Шоу

    Бернард Шоу (1856-1950 гг.) является крупнейшим английским драматургом, родившимся в ирландском Дублине.

Реферат: Проект по теме «Хохломское искусство»

Муниципальное образовательное учреждения

«Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»

Творческий проект по теме

«Хохломское искусство»

Выполнила Ведерникова Дарья,

учащаяся 5в класса

Педагог изобразительного искусства

Лапшина Ирина Николаевна

г. Шахунья

2010

1. Введение.

2. История народного промысла «Хохлома».

3. Практическая часть.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Приложения.

Введение.

Россия издавна славится искусством мастеров народных художественных промыслов. В нашей стране создают известные во всем мире: городецкие узоры, гжельский фарфор, жостовские подносы, хохломские деревянные изделия и многое другое.

Однажды, на уроке изобразительного искусства, учитель нам рассказывала о древнем русском промысле – «Хохлома». И мне стало интересно узнать о ней подробнее. Как развивалось древнее мастерство, каковы ее особенности, почему хохломские изделия называют золотыми?

Цель проекта: изучить историю возникновения

Чтобы все это изучить и познать я наметила следующие задачи:

— изучить литературу о народных промыслах и декоративной росписи;

— найти и изучить основные особенности и отличительные черты хохломской росписи»

— научиться самой расписывать посуду хохломскими узорами.

История народного промысла «Хохлома».

Хохлома — это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье) и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок (ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении «трав») следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома «возвращается» к нам в Россию и мир.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

Технология изготовления хохломы.

Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

Виды хохломской росписи

В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям; его свечению и румянцу. Красный цвет в народной символике понимался не только в значении красивого, прекрасного. Был он также символом огня, не случайно в народе его называли «жарким» . В разговорном языке красным величали Месяц, Солнце и его лучи. Узоры хохломской росписи не только омыты потоком света, но по природе своей сами светоносны. И словно чудное видение возникают они в дивном золотом сиянии. Много места мастер оставлял золотому фону, который в сочетании с киноварью воздействовал с большой красочной силой. Особенности хохломского орнамента складывались благодаря формам точёной деревянной посуды. Расписывая чашку или блюдце, художник чётко выделял их дно, помещая в центр розетку с линиями, расходящимися от центра подобно солнечным лучам. На крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.

В хохломской росписи сложились два вида письма «фоновое» и «верховое».

При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь выделяют три типа орнамента: «травка» , роспись «под листок» или «под ягодку » .

» Травка» — главный мотив хохломской росписи. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку» . Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: — роспись «под фон» и роспись «кудрину» .

Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина» . Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные её виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же.

Не случайно искусство Хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов. Деревни, с которыми с незапамятных времён связана история Хохломской росписи, расположены по берегам извилистой речки Узолы, впадающей в Волгу. Вдоль её берегов тянутся заливные луга и зелёные нивы, разделяемые глубокими оврагами, гористыми склонами и живописными лесами. Для чуткой души художников всегда были знаменательными событиями и пробуждение весны, и особый запах пропитанной влагой земли, возможность наблюдать голубое цветение льна, золото осени и серебристую белизну зимнего леса. Именно здесь, в деревенской тиши, они учились проникновению в мир природы, умению любоваться лёгкостью и грациозностью простейших полевых трав и сочностью лесных плодов. Воспроизводя эти мотивы в орнаменте, они создавали поэтические повествования о величии и красоте русской земли.

Практическая часть

Прежде, чем начать роспись Хохломы я сделала изделия в технике папье-маше.

1 этап. Изготовление тарелочки и стаканчика в технике папье-маше .

Изделия послойно склеивала на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели (тарелочки, стаканчика).

Первый слой – бумага, смоченная только водой. Для второго слоя брала газетную бумагу, смазанную клеем, прикрепляла к модели, стараясь, чтобы она легла глаже, чтобы не было морщин. Выкладывала следующий слой и так же склеивала. Чтобы изделие было прочным, делала 4-5 слоев. Слои бумаги выкладывала на модель смазанной клеем с обеих сторон, с таким расчетом, чтобы края ее находили один на другой, приблизительно на сантиметр.

Сушила изделия, а затем расписывала.

2 этап. Овладение техникой росписи Хохломы.

Прежде, чем начать расписывать изделия из папье-маше я овладевала техникой хохломской росписи на листах бумаги. Отдельно рисовала орнамент, узор, а затем уже училась рисовать на готовых формах.

3 тап. Хохломские узоры на изделиях.

Для росписи выбрала краску – гуашь, так как она хорошо ложится на поверхность. Я выбрала также яркие цвета для изделий: красный, желтый, золотистый, зеленый.

Для того, чтобы расписать изделия для тарелочки использовала «травку» — главный мотив хохломской росписи. Травка выполняется вручную быстрыми, сочными мазками: «мазок с тенями», «сплошной мазок». Это основная особенность росписи хохломских изделий. Орнамент растительный

Узор всегда расположен в центре изделия. Самое трудное в хохломской росписи — это «мазок с тенями». Узор всегда начинают писать с крупных деталей.

Для двух других изделий подобрала рисунки и составила эскиз. Эскиза рисунка перенесла на изделие, используя карандаш. Далее приступила раскрашивать красками.

4 этап. Завершающий этап.

Последним завершающим этапом стало покрытие изделия Хохломы быстросохнущим лаком ПВФ. Тарелочки и стаканчик высохли. Они готовы.

Заключение

Слово «хохлома» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Идея хохломских мастеров перенести на деревянные изделия живописные леса, заливные луга, золото осени. Очень популярны растительные орнаменты, ягодки и травки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!

И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Я тоже научилась некоторым премудростям хохломской росписи. Своими руками я не только сделала тарелочки и стаканчик, но и расписала их. Работа доставила радость не только мне, но и моим друзьям и близким.

Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно- эмоциональный настрой).

Данная работа может использоваться на уроках технологии, изобразительного искусства.

Практический материал может послужить хорошим наглядным пособием для детей и учителей технологии и изобразительного искусства.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи – переплёски,

Шёлковые всплёски

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот не сказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Список используемой литературы.

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Издательский дом «Первое сентября». Методическая газета для учителей «Здоровье детей» №6 – 2010.
  3. Осетров Е.И. Краса ненаглядная. – М.: Издательство «Малыш», 1985.
  4. Яхнин Л.Л. Веселое слово хохлома. — М.: Издательство «Малыш», 1989.
  5. Жегалов С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.: Детская литература, 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *