Планирование деятельности

Методическая разработка «Планирование образовательного процесса в начальной школе»

Планирование образовательного процесса в начальной школе.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

  • Постановка целей и задач;

  • Составление программы действий;

  • Выявление необходимых ресурсов и их источников;

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — это заранее оп­ределенный порядок, последовательность осуществления воспи­тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус­ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля­ется та ПрогРамма, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы — современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на твор­ческом подходе к разным процессам, в том числе и к планирова­нию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Пла­нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст­ной группе. Основной Целью планирования является определение / Конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон­кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи­вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк­ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис­ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж­но отвечать определенным Требованиям:

1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе­дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной работы должно предусматри­вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании Занятий Учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется про­ведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Поэтому как самостоятельный Раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем на­выков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается Игры, то планируется не игровая деятельность де­тей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).Планирование Трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).Кроме того планированию подлежат кон­кретное содержание и формы организации Работы с родителями.В практике работы дошкольных учреждений сложились следую­щие Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план — это совмест­ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за­дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет­ского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйст­венная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкуль­турно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиеничес­ких навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художест­венная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

Анализ программ.

“Школа России” – традиционная программа.

“Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др. Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.

“Школа 2100”

По образовательной системе с развивающим содержанием “Школа 2100” в нашей гимназии работают три учителя: Буткевич О.В., Свиридова Н.Н., Малыхина Е.С.

Что такое “Школа 2100” сегодня?

Это личностно – ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы (дошкольная подготовка, начальная школа, основная старшая школа).Это система, рассчитанная на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.Все учебники, пособия опираются на единую систему психолого – педагогических принципов.В системе реализован принцип преемственности и непрерывности от детского сада до старшей школы.Все учебники прошли всестороннюю апробацию в течение десяти лет.В этой системе были впервые предложены предметы „Информатика“, „Риторика“.Учебники реализуют принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика (содержание предлагается по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта). “Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного. Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности. Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.

“Школа России”

По традиционной программе “Школа России” в нашей гимназии работают три учителя: Нечаева В.Е., Шипилова Г.В., Максименкова В.Н.В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование.Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

По программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работает Дорошенко П.М..Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

Так что же выбрать?

Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.По мнению наших учителей лучший результат дают программы “Школа – 2100” и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при условии достаточно высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе.В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.

Немного теории (что такое рабочая программа учебного курса и какая у нее должна быть структура, и так знает каждый учитель, а если не знает — без труда может найти на любом сайте, тематика которого связана с образованием, но, тем не менее… Так как значительная часть материалов на нашем сайте будет посвящена именно разработке и оформлению рабочих программ — пусть определение этого понятия будет и у нас — во всяком случае, никому оно не помешает…)

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.

Структура типовой рабочей программы

A. Титульный лист

название образовательного учреждения;

название учебного предмета;

обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;

сроки действия рабочей программы (учебный год);

краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя, его разряд или квалификационная категория, педагогический стаж, опыт работы с данным учебно-методическим комплектом);

место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.

B. Пояснительная записка

авторская программа и учебники, используемые в процессе обучения (Ф.И.О авторов, год издания);

педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;

особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.д.);

особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;

информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений;

информация об изменении содержательной части авторской программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то требуется согласование и рецензия компетентного органа образования (научно-методического центра, ИПКРО и т.д.).

C. Планирование учебной деятельности

календарно-тематическое планирование с выделением характеристик деятельности учащихся.

D. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

список развивающе-познавательной литературы для учащихся;

список методической литературы для учителя;

база заданий (КИМов);

база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);

перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.

А теперь перейдем к практике: составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.

Во-первых, именно потому, что и оформление и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.

Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска.

В-третьих, составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов.

В-четвертых, даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы…

Хорошо, что теперь у каждого есть ПК и отпала необходимость расчерчивать таблицы, от руки заполнять их, исправлять, переписывать… Хорошо-то, хорошо, да только компьютер — это ведь не просто «машинка для печатания текстов», на нем можно сделать что угодно, при условии, конечно, что имеется в наличии необходимый для этого софт…

Календарно-тематический план

— план, который составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

Развиваем навыки успешного планирования

Оксана Клименко Ведущий тренер-консультант по проектному менеджменту, руководитель направления «Управление проектами» компании Just Consulting, г. Москва
Журнал «Новый менеджмент», № 11 за 2007 год

      Что нужно делать для того, чтобы свой самый ценный ресурс — время — использовать оптимально? Как научиться планировать качественно и точно следовать намеченному? Какие навыки необходимы для успешного выполнения ежедневных планов?

Начнем с примера. Новый день руководитель компании встречает с надеждой успеть сделать все запланированное на сегодня, а если получится, то хорошо еще бы пару встреч в расписание втиснуть и позвонить важному партнеру, с которым давно собирался поговорить, да все никак не получалось. С таким оптимистичным настроем руководитель/топ-менеджер отправляется на работу. Он приходит в офис, погружается в дела и вскоре ловит себя на мысли, что сделать все задуманное сегодня будет весьма проблематично. Возникают срочные вопросы, требующие немедленных решений, и план меняется до неузнаваемости. Снежный ком дел превращается в лавину, времени катастрофически не хватает, и под конец рабочего дня руководитель, недовольный собой, переносит все, что не успел сделать сегодня, на завтра.

Бытует мнение, что если план не выполняется на сто процентов, то мы работаем неэффективно. Это один из весьма распространенных мифов о планировании, и, конечно же, он, как и все мифы, не претендует на достоверность. Прежде всего, нужно понять, что план — это не догма, а постоянно изменяющийся управленческий инструмент. Согласитесь, при резкой смене погоды, мы тоже порой испытываем отрицательные эмоции: то слишком жарко, то осень с дождями и ветром пришла не вовремя, то снег растаял раньше, чем нужно… Но погода все равно будет меняться — независимо от нашего настроения. И надо воспринимать это как данность. Так и с планированием. Чем спокойнее мы будем реагировать на необходимость постоянной корректировки планов и скорее признаем аксиомой то, что план в процессе исполнения меняется всегда, тем успешнее сможем его реализовать.

Классифицируйте все дела, которыми занимаетесь

Есть много способов эффективного планирования, о них написаны книги, статьи, по ним разработаны специализированные тренинги и семинары. Всему этому можно и нужно учиться. Известны также разные типы планирования, среди которых наиболее распространенные — стратегическое, тактическое и оперативное или текущее. Мы остановимся только на нескольких моментах оперативного планирования, заслуживающих отдельного внимания. Потому что именно ежедневные нагрузки и перегрузки в расписании руководителя вызывают наибольшее напряжение. Как этого избежать? Рассмотрим несколько классификаций, которые помогут руководителю более осознанно и четко осуществлять ежедневное планирование.

Один из способов планирования — по времени рабочего дня:

  • утро (что нужно сделать в самом начале рабочего дня);
  • день (задачи на первую и особенно вторую половину дня);
  • вечер (вопросы, которые можно решить под конец или даже по окончании рабочего дня).

То есть все предстоящие на завтра дела группируются в три блока в зависимости от вашего личностного типа («жаворонок» вы или «сова»). Задачи, требующие значительных усилий, лучше решать тогда, когда ваша работоспособность самая высокая.

Следующий способ — по видам деятельности:

  • письма;
  • работа с документами;
  • совещательная деятельность внутри компании (рабочие встречи, собрания и др.);
  • совещательная деятельность вне компании (встречи и переговоры с партнерами, поставщиками, клиентами и др.).

Воспользовавшись такой классификацией при определении объема работы на следующий день, вы сможете, во-первых, оценить, дел какого типа получилось больше всего, и во-вторых — скорректировать их таким образом, чтобы устранить однообразие. В идеале, руководителю нужно выделить определенные часы на работу с письмами и другими документами и отметить их в рабочем расписании.

Можно также сортировать ежедневные дела по областям менеджмента:

  • финансы;
  • сбыт;
  • производство;
  • маркетинг;
  • управление персоналом и т.д.

Перечень составляется в соответствии с видом бизнеса компании. Он (перечень) должен быть достаточно полным, чтобы ничего не забыть и все учесть. Что даст такое планирование? Во-первых, все предстоящие дела (проведение встреч и участие в них, составление и анализ документов) можно четко соотнести с областью управления и конкретными людьми, которые этими делами занимаются и отвечают за их выполнение. А это, в свою очередь, позволяет ставить задачи своим подчиненным — (скажем, подготовить необходимую информацию для встречи). Во-вторых, по истечении месяца можно будет, например, проанализировать, какой области уделяется достаточно внимания, а какой — меньше, и узнать причины. И, наконец, такой анализ позволит в будущем более равномерно и целенаправленно планировать свою работу.

С учетом того, что любой процесс проходит определенные стадии, можно выделить еще один вид классификации ежедневных дел — по стадиям процесса:

  • инициирование (все дела, которые нужно начать, то есть инициировать);
  • планирование (мероприятия, находящиеся в стадии разработки и требующие составления планов);
  • исполнение (дела, которые реализуются сейчас);
  • анализ (работа с документами, отчетами, а также решение других задач мыслительного характера);
  • контроль (мероприятия, цель которых — проверка работы тех или иных подразделений и сотрудников, наблюдение за выполнением проектов и др.);
  • завершение (дела, которые нужно закончить).

Теперь надо выбрать две классификации, наиболее для вас удобные и понятные, которые смогут стать для вас наиболее эффективными инструментами планирования рабочего дня.

Для примера рассмотрим сортирование дел по областям менеджмента и по стадиям процесса.

Составляем таблицу (см. ниже). В первую колонку вписываем стадии процесса, в первую строку — области менеджмента. В ячейках на пересечении располагаем предстоящие дела. Удобно также применять различные маркеры, отмечая мероприятия определенными буквами и цветами. Можно обозначать буквами желательное время дня: У — утро, Д — день, В – вечер. Можно разным цветом выделить приоритетность (красный — очень важно, желтый — важно, зеленый — менее важно).

Таблица 1. Пример матрицы планирования по областям менеджмента и стадиям процесса (с маркерами).

Области менеджмента/
Стадии процесса

Управление финансами

Управление производством

Управление сбытом

Управление маркетингом

Управление персоналом

Инициирование

Приступить к внедрению программы по разработке новых рецептур (совещание с главным технологом и начальником производства) — У

Планирование

Спланировать акцию (письмо с формулировкой задачи маркетологу) — У

Исполнение

Утвердить систему мотивации (работа с документами) — Д

Анализ

Отчет за 2 квартала кв. (работа с документами) — Д

Анализ результатов участия в выставке (совещание) — У

Контроль

Отчет за 2 квартала кв. (работа с документами) — Д

Завершение

Подготовить речь по итогам конкурса идей (выступление) — В

Важно заполнять такую матрицу постепенно в течение дня, по мере возникновения задач. В готовом виде матрицу дел можно передать своему помощнику для внесения корректировок в расписание на следующий день или делать это самостоятельно. Таким образом, вместо хаотичного списка дел у вас получится структурированная таблица, удобная и наглядная. Останется только соотнести их с определенными днями и часами.

Возможно, вы выберете для себя два других вида классификации, более подходящих именно вам. В любом случае, планирование сразу в двух плоскостях дает гораздо больший эффект, чем составление обычного длинного списка дел, которые с трудом можно втиснуть в рабочие часы.

Совершенствуйте и развивайте навыки планирования

Не секрет, что для успешного планирования требуются определенные навыки. Это сосредоточение на главном, выстраивание логических цепочек, расстановка приоритетов гибкость мышления, работа с большим объемом информации, системное видение целостной картины и т.д. Если в течение дня в расписании происходят изменения, пригодится умение быстро и легко переключаться с одной темы на другую, подчас никак не связанную с предыдущей. В малых и средних компаниях можно наблюдать такую картину. Руководитель работает с документами, сосредоточив все свое внимание на отчете, содержащем важные финансовые показатели за определенный период. И вдруг в кабинет заходит, например, начальник отдела и, как в известной отечественной комедии, воздев руки к небу, взывает: «Шеф! Все пропало!». После чего, с трудом сдерживая волнение, говорит о том, что работа на грани провала, что изменить что-либо практически невозможно и что вся надежда на руководителя. Приходится за несколько секунд переключиться с отчета на отдел, проанализировать ситуацию и быстро принять эффективное управленческое решение.

Можно ли развивать в себе навыки текущего планирования, которые помогут справляться с непредвиденными изменениями планов? Приведем ряд простых упражнений, цель которых — научиться эффективно планировать и ориентироваться в процессе выполнения намеченных на день дел. Каждое из них занимает по времени несколько минут (можно выполнять их, например, в перерывах между сложными заданиями), и при более-менее регулярной тренировке вы сможете значительно повыситьсвою эффективность в сфере планирования задач.

Упражнение «Мишень». Это упражнение развивает способность концентрировать внимание на одном важном деле. На листе бумаги нарисуйте большую мишень — как в тире. Расположите дела предстоящего дня в произвольном порядке в кругах мишени, оставив точку в центре свободной. Более отдаленные по времени дела можно расположить на листе вне области мишени. Чем больше разных дел и мероприятий вы вспомните, тем лучше. Теперь смотрите в центр мишени и сосредоточьте внимание на каком-то одном деле. Удерживайте внимание на нем одну минуту. Затем переведите взгляд на другие записи, имеющиеся на листе, как будто вы наблюдаете со стороны, дав себе тем самым небольшой отдых. Снова смотрите в центр мишени, сконцентрировавшись на каком-то другом деле, тоже одну минуту. Таким образом, чередуя концентрацию внимания на одном с просмотром многих других дел, можно хорошо натренироваться в умении выделять главное и отбрасывать второстепенное, что позволит при планировании быстрее определять первостепенные и наиболее важные задачи.

Упражнение «Переключение телевизора». Эту простую и хорошо всем знакомую процедуру в психологическом контексте называют «синдромом кнопки». Мысленно представьте себе, что у вас в руках пульт от телевизора. Попробуйте «переключать» мысли с одной темы на другую — при каждом нажатии на кнопку воображаемого пульта. Выбирайте тот темп переключения, который вам удобен. Вначале можно это делать медленно, потом постепенно ускорять. Как вариант — можно чередовать длительность обдумывания дел. Главное — чтобы «кнопка на пульте» означала для Вас сигнал к переключению с темы на тему. Таким образом вы научитесь быстро переводить внимание с одного вопроса на другой, не застревая в одной теме надолго.

Упражнение «Свяжи слова». Творческие задания требуют от исполнителя гибкости мышления. Привычка мыслить стандартно — не лучший помощник для выработки оптимального решения и едва ли поможет добиться желаемых результатов. Креатив и спонтанность — столь же значимые составляющие эффективного мыслительного процесса, как логичность, и системность. Развивать такие навыки можно с помощью игры. Задание следующее: в паре слов, совершенно не связанных между собой, нужно найти нечто общее. Вначале можно составить список из пар слов (5–6 пар), затем, поочередно в каждой стараться находить общее. Например, «крокодил» и «линейка». Что между ними общего? Как вариант, — то, что они оба могут быть зеленого цвета. Такая тренировка развивает гибкость мышления и помогает успешно находить оптимальные варианты решения задач за минимальное время.

Упражнение «Дерево». Часто для того, чтобы правильно расставить приоритеты, нужно спланировать все дела по принципу важности или фундаментальности: основательные, на базе которых выполняются все остальные, и небольшие, но тоже необходимые. Нарисуйте на листе бумаги дерево — от корней до листьев. И распределите задачи следующим образом: корни — базовые, основные приоритетные дела; ствол — стратегические направления развития; ветви — мероприятия по областям менеджмента или отдельным направления бизнеса; листья — конкретные задачи.

Получив наглядное изображение информации, приступайте к дальнейшей работе — вносите уточнения, отбирайте персонал для работы по отдельным направлениям, для выполнения конкретных заданий и т.д.

Планируйте ежедневно, постоянно, развивайте свои навыки, совершенствуйте умения, изобретайте новые методы и способы. Пусть процесс планирования станет для вас позитивным и креативным занятием. Успехов вам в планировании и в бизнесе!

Версия для печати

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 5

В обучении можно выделить следующие структурные элементы: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

— постановка целей учебной работы,

— формирование потребностей обучаемых в овладении учебным материалом,

— определение содержания материала, подлежащего усвоению,

— организация учебно-познавательной деятельности обучаемых,

— предание учебной деятельности обучаемых эмоционально-положительного характера,

— регулирование и контроль за учебной деятельностью обучаемых – оценка результатов деятельности учащихся.

Педагогическое планирование (проектирование) – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучаемых и педагога. Педагогическое планирование состоит в том, что создается предположительный вариант предстоящей деятельности. Объекты педагогического планирования:

1) педагогическая ситуация,

2) педагогический процесс,

3) педагогическая система.

В рамках рассмотрения вопроса планирования тематического занятия, важным является рассмотрение двух объектов: педагогическая ситуация и педагогический процесс.

Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в конкретное время. В структуру педагогической ситуации входят субъекты деятельности и способы их взаимодействия.

Планирование педагогического процесса состоит из трех этапов: моделирование, проектирование, конструирование.

Создание модели – разработка целей педагогического процесса.

Создание проекта – разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Создание конструкта – детализация созданного проекта, приближающего его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Определение целей обучения. Организация учебного процесса должна начинаться с определения конечной цели обучения, которая определяется содержанием требований, предъявляемых к субъекту деятельности и собственно качеству выполняемой им деятельности.

Требования к объективному заданию целей обучения:

1. Соответствие целей обучения социальному заказу.

2. Воспроизводимость целей обучения, вне зависимости от реальных планов и расписания.

3. Определенность целей обучения, т.е. однозначность понимания их студентами и преподавателем.

4. Диагностичность целей обучения, т.е. описание их в параметрах сравнения по уровням усвоения и новизны.

Цели, как правило, представляются в виде системы результатов деятельности, что позволяет однозначно выделить знания и умения, которые необходимы для их решения. Описание целей на языке результатов деятельности позволяет не только получить систему знаний и умений, которым необходимо научить, но и установить связи между ними: точно видеть, в каких умениях должны функционировать усваиваемые знания.

Следующим этапом планирования является отбор учебного материала и распределение его по уровням усвоения в соответствии с конечной целью обучения.

Приведем характеристику основных уровней усвоения:

— Первый уровень – освоение на уровне представлений (узнавание, распознавание, различение, опознавание, выполнение действия по подсказке). Формулировка в цели: «Иметь представление о ….».

— Второй уровень — возможность воспроизвести знания (информации об изучаемом объекте) по памяти, без подсказки; решение задач с использованием известного алгоритма. Формулировка в цели: «Знать…».

— Третий уровень усвоения — умение использовать полученные знания для решения практических задач, действия в нетипичной обстановке: рациональное использование приобретенных практических умений. Формулировка в цели: «Уметь…».

— Четвертый уровень усвоения – навык – умение, доведенное до автоматизма. Обычно навыку предшествует умение, но иногда наблюдается обратная связь при формировании сложных вторичных умений.

— Пятый уровень усвоения – владеть — освоенный путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков и позволяющий выполнять действия не только в привычных (стандартных), но и в изменившихся условиях.

Четкая формулировка цели занятия необходима педагогу для отбора и конкретизации содержания занятия, определения видов познавательной и практической деятельности обучаемых, для управления ходом занятия, прогнозирования его результатов.

Одним из важнейших методов систематизации преподавания является интеграция учебной темы. Под интеграцией понимается тщательно, научно обработанная координация определенного учебного предмета или учебной темы с предшествующими и последующими предметами (темы), а также с профессиональной деятельностью.

Интеграция отдельной учебной темы заключается в выделении «истоков» и «выхода». Истоки – темы (дисциплины, разделы дисциплин), знание которых необходимо для понимания и изучения данной учебной темы. Выход — темы (дисциплины, разделы дисциплин, практическая деятельность), которые будут использовать знания и умения, полученные при изучении данной темы.

Рабочим инструментом интеграции является граф логической структуры учебной темы. Граф логической структуры учебной темы – это графическое изображение содержания, выраженное в виде совокупности его элементов с указанием взаимодействия и логического соотношения между этими элементами. Цель графа – помочь педагогу выявить содержание и логику учебной темы, подлежащей усвоению.

Существует множество видов графа, в зависимости от целей его составления. Тот, о котором идет речь, составляется для преподавателя и является моделью содержания обучения. Связи между учебными элементами в таком графе только существенные. Какой бы способ изложения учебного материала не был избран — дедуктивный или индуктивный, граф представляет собой дробление исходного учебного элемента (чаще всего это название учебной темы) на более мелкие учебные элементы (УЭ).

Учебные элементы – это объекты изучения: факты, явления, теоретические сведения, их связи и взаимозависимости, методы действия с ними (симптомы заболевания, методы обследования, лечения и т.д.).

Первая попытка составить граф, как правило, сопряжена с рядом вопросов, а именно:

● Что будет являться основаниями и элементами графа?

● Что считать главным, и по какому принципу его выделять?

● В какой логической связи располагать отображение?

При составлении графа логической структуры учебной темы необходимо выделить основания графа. Основаниями графа являются базовые (основные) понятия учебной темы, которые соответствуют целям изучения темы.

Приведем пример составления графа:

Цели:

После изучения темы «Кости скелета» студент должен:

Знать:

  1. Кости туловища и особенности их строения;
  2. Кости черепа и особенности их строения;
  3. Кости конечностей и особенности их строения.

Уметь:Опознать вышеперечисленные кости и показать их на скелете.

Например:

Для каждого основания – выделить учебные элементы темы.

Например:

Кости скелета 1
Кости туловища
Позвоночный столб 2 Грудная клетка 8
Шейный отдел 3 Ребра 9
Грудной отдел 4
Грудина 10
Поясничный отдел 5
Крестцовый отдел 6
Копчиковый отдел 7
Кости черепа
Мозговой череп 11 Лицевой череп 12
Кости конечностей
Верхние конечности 13 Нижние конечности 19
Правая 14 Левая 15 Правая 20 Левая 21
Плечо16 Предплечье 17 Кисть 18 Бедро 22 Голень 23 Стопа24

Примечание:

● соединение учебных элементов в графе может быть не только простым параллельным или простым последовательным, но и сложным (см. соединение элементов с 13 по 24),

● основания не нумеруются,

● учебные элементы нумеруются согласно логике изложения учебной темы.

Существует несколько видов графов:вертикальный, горизонтальный, древовидный и смешанный (в зависимости от того, как расположены их основания).

Например:

1) Вертикальный (см. вышеприведенный пример);

2) Горизонтальный:

Исходный УЭ 1
Основание Основание Основание Основание
УЭ 2 УЭ 6 УЭ 7 УЭ 10 УЭ 12
УЭ 8 УЭ 11 УЭ 13
УЭ 3 УЭ 9
УЭ 4
УЭ 5

3) Древовидный.

После составления графа учебные элементы согласно их порядковым номерам заносятся в таблицу УЭ и анализируются с точки зрения уровней усвоения учебной информации и новизны предлагаемого учебного материала.

При планировании учебного процесса, кроме определения уровней усвоения учебной информации, необходим учет ее новизны. Это достаточно субъективный показатель, базирующийся на интеграции преподавания. Различают следующие уровни новизны: 1 — абсолютно старые сведения; 2 — частично новые сведения; 3 — абсолютно новые сведения. Диагностика учебных элементов по уровням новизны — необходимая часть отбора учебного материала, позволяющая выделить материал для повторения, или необходимого изучения на занятии, определить качество и «количество» педагогического воздействия и др.

В таблицу каждый УЭ заносится под тем номером, под которым он занесен в граф и диагностируется по уровням усвоения и новизны. Первоначально необходимо определиться с конечным уровнем усвоения. Он диагностируется исходя из целей учебной темы. Следующим шагом работы над таблицей учебных элементов является определение исходного уровня с учетом интеграции учебной темы и уровня новизны подаваемого материала.

Таблица учебных элементов темы

NN п/п Название учебного элемента Уровни усвоения Уровень новизны
Исходный Конечный
Кости скелета
… и т.д.

После диагностики может оказаться, что некоторые из отобранных УЭ имеют уровни новизны 1 (совершенно старые сведения), а уровень усвоения не меняется (исходный и конечный одинаковы). Подобные УЭ из состава учебной темы должны быть исключены. Возможно, их необходимо только повторить. Таким образом, Вы контролируете правильность отбора материала для изучения.

Таблица позволяет предельно конкретизировать задачи занятия, определить, что именно и на каком уровне следует контролировать в начале и конце занятия, а что задать для повторения, позволяет объективно распределить время на занятии.

Следующим этапом планирования является методическое описание всех этапов занятия. Ниже предлагается оправданная с точки зрения необходимого единообразия методических подходов унифицированная схема оформления плана занятия:

N п/п Название этапа Описание этапа Цель этапа (педагогическая) Время

План включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. Содержание плана занятия определяется целью занятия и содержанием материала.

В структуре тематического занятия традиционно выделяют следующие этапы:

1. Организационный этап.

а) Проверка присутствующих, внешнего вида обучаемых и т.п.

б) Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний.

а) обсуждение вопросов, возникших у обучаемых при подготовке к занятию,

б) исходный контроль (тесты, терминологический диктант, опрос, проверка письменных домашних заданий и т.д.),

в) коррекция знаний обучаемых.

3. Обучающий этап. Педагогический рассказ, показ, предъявление алгоритма решения задач, инструкций по выполнению заданий, выполнения методик, манипуляций и др.

4. Самостоятельная работа обучаемых на занятии.

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели занятия. Самостоятельная работа может быть представлена в виде экспериментальной работы, работы с микро- и макропрепаратами, моделью, фантомом, решения ситуационных задач, обсуждения проблемных вопросов, работы с компьютером и др. На самостоятельную работу выделяется не менее 60% времени занятия. Результатом самостоятельной работы на занятии могут быть как письменные (протоколы, заключения, краткие самостоятельные работы, выполнение манипуляций и др.), так и устные отчеты.

Для того чтобы учебные задания для самостоятельной работы могли быть выполнены обучаемыми, они должны удовлетворять следующим требованиям:

Ø цели учебных заданий должны быть понятны обучаемым,

Ø учебные задания должны быть доступны, содержать алгоритмы их выполнения, элементы новизны, возможность своевременного контроля и коррекции.

5. Контроль конечного уровня усвоения знаний.

Контроль знаний, полученных на практическом занятии, является наиболее ответственной частью занятия, так как определяет степень достижения цели. Не следует сокращать этот раздел занятия, нужно провести индивидуальное собеседование, проверить протоколы работ, выводы, заключения или другие материалы, позволяющие оценить качество усвоения материала, приобретения практических навыков. К заключительному собеседованию можно рекомендовать контрольные вопросы, задачи, тестовые задания (при условии их соответствия уровню усвоения знания (цели занятия)). Подбор заданий осуществляется исходя из целей занятия (содержания и уровней усвоения). Так, например, при уровне усвоения «знать» не могут быть использованы выборочные тесты, проверяющие лишь «представления».

6. Заключительный этап.

В заключении педагог резюмирует содержание занятия, используя упрощённые формулы запоминания, отвечает на вопросы, дает оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных обучаемых, сообщает тему следующего занятия, задает домашнее задание.

Требования к разработке тестов. Если учебными целями предусматривается освоение учебной информации только на уровне узнавания, распознавания, т.е. от обучаемого требуется только знакомство с каким-либо фактом, явлением, процессом, методом, то в этих случаях пригодны тесты с простым или сложным выбором (с подсказкой). Опыт показывает, что практичность выборочных тестов можно значительно повысить, если задание давать не в абстрактном виде, а «привязывать» его к ситуации. Уровень узнавания необходим как начальный этап усвоения, как основа для дальнейшего развития и углубления усвоения. Мера осознанности и понимания учебной информации оценивается с помощью заданий на установление правильности утверждений, высказываний («правильно или неправильно» …). Некоторые разновидности тестов могут оценить способность обучаемого увязывать новую ин­формацию с системой имеющихся предметных знаний, которые уже включены в профессиональную (учебную) деятельность. Это тесты на классификацию, установление правильных сочетаний.

В том случае, когда учебные цели предусматривают усвоение знаний на уровне воспроизведения (умение воспроизвести информацию в готовом, не измененном виде, без предварительной реконструкции, без подсказки), используются разновидности репродуктивных тестов — тесты на дополнение, постановку задания в виде скрытого вопроса, типовые задачи.

Из указанных выше разновидностей заданий наибольшие труд­ности возникают при составлении многовыборных тестовых заданий, когда правильными являются 1—2 ответа, а остальные неправильными. Необходимо помнить, что дистракторы (помехи) должны быть прав­доподобными, но при этом и не быть слишком близкими к правиль­ному ответу и очень далекими по смыслу и содержанию. При ис­пользовании в качестве тестового задания открытого вопроса возникают трудности ино­го плана — задать (сформулировать) вопросы легко, труднее фор­мализовать эталон ответа, чтобы ответ обучаемого по возмож­ности совпадал с текстом эталона ответа.

Более высокий уровень усвоения знаний (когда они вклю­чаются в цепь логических операций, осознаны, вошли в связь с усвоенными ранее знаниями, могут быть представлены в обобщенном виде) может быть выявлен и оценен с помощью задач различного класса, имитирующих реальные ситуации и требующих нестандарт­ных приемов решения. Применение для оценки усвоенности знаний задач различного типа является обязательным, так как только в этом случае можно выявить и оценить способности (умения), реализовать предметные знания в профессиональных действиях (умениях). Характер и содержание вопросов (тестов) к ситуационной задаче, как и их общее число, могут быть различными. Любую ситуацию (клинический случай) можно «обыграть» с различных сторон.

Число тестов соответствует числу УЭ графа темы. Но поскольку граф необходим и для иллюстрации логических связей между отдельными УЭ, вводятся дополнительные тесты на умения устанавливать связи между отдельными УЭ.

Оценка качества отдельных тестов и тестовой программы в целом является обязательным условием и рассматривается как основной этап в разработке и формировании тестовых программ, призванных оценить как уровень достижения учебных целей, так и уровень профессиональной подготовленности специалиста.

Объективностьтестов достигается коллегиальностью обсуж­дения экспертами формы и содержания тестов (и эталонов ответов). Экспертные комиссии определяютважность тестов — соответствие их содержания и уровня целям и задачам обучения, иерархическим уровням учебных целей. Такие качества тестов, как трудность и надежность, требуют экспериментальной проверки.

Трудность теста определяется статистически с помощью индекса трудности (Итр).

Вначале в группе испытуемых (экзаменуемых не менее 25 человек) для каждого из них определяется общий балл: за правильный ответ — 1 балл, за неправильный — 0.

Все испытуемые (экзаменуемые) распределяются по баллам, начиная с наибольшей суммы баллов до самых низких значений.

Далее,из всей группы испытуемых выбирается «сильная» и «слабая» группа: в «сильную» группу отбираются испытуемые (1/3 от общего числа) с наиболее высокими индивидуальными баллами, в «слабую» группу (1/3 от общего числа) с наименьшими индивидуальными баллами.

Ответы, данные в «сильной» и «слабой» группе, сводятся в таблицу и записываются по мере убыли баллов (для каждого теста отдельная таблица).

«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра»
Платон

Время лишь совершенствует нас..

Правильно спланированная работа или другой вид деятельности являются залогом успешного выполнения поставленной задачи и представляют собой инструмент самоорганизации. Для того чтобы вы могли научиться самостоятельно планировать свое время и деятельность, мы приводим несколько конкретных шагов, которые помогут вам. Однако, прежде, необходимо разобраться с терминологией и понять, почему так важно правильно планировать свое время и работу. Наверняка, вы знаете, что успешные люди прекрасно владеют инструментом планирования.

Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.

Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.

Планирование деятельности – это карта вашего дня.
Если вы научитесь планировать свое время и дела с вечера, с наступлением нового дня вы выиграете, как минимум, час времени активной деятельности. С вечера вы способны запланировать не только время пробуждения и подъема, но и составить план работы на каждый час следующего дня. Обычно человек, не составивший план действий на день, от одной до пяти минут тратит на то, чтобы определить поле деятельности. Но за этот период невозможно верно определить приоритетные задачи и второстепенные, невозможно учесть все то, что нуждается в вашем внимании. Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит не менее часа рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана, а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое для самого человека. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую жизнь человека.

Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.

Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!

Планирование деятельности учит правильно определять приоритеты.
Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Часто происходит так, что человек тратит время на то, что ему по душе, на то, что доставляет ему удовольствие. Однако приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.

Планирование деятельности программирует ум человека.
Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.

Иногда человек, лишь думает, что ему необходимо выполнить какое-то дело. Но в действительности, он легко может обойтись без этого. Такие дела, обладающие надуманной важностью, имеют низкий приоритет и со временем, совсем исчезают из списка обязательных для выполнения.

Разберем конкретные методы планирования.

Каждый вечер выделяйте время для того, чтобы составить план, в котором будут по степени важности перечислены все дела, которые вам необходимо выполнить. С наступлением нового дня приступайте к выполнению дела, записанного под пунктом 1. Не переходите к последующему заданию, пока не завершите первое. Соблюдайте очередность выполнения всех записанных вами дел. Не переходите к последующему, не завершив предыдущее. Остановиться и недоделать вы можете лишь в том случае, если вмешиваются обстоятельства, изменить которые вы не в силах. Но и в этом случае приложите все усилия, для того, чтобы как в можно более короткие сроки завершить начатое. Справившись с одной задачей, приступайте к решению следующей.

Методы и способы планирования.

  1. Планирование для начинающих
    Для того чтобы научиться планировать свою работу, на начальном этапе вам понадобится лишь ручка и лист бумаги. Запишите все дела и планы, которые вам необходимо будет выполнить завтра. Дела должны быть распределены по степени важности их выполнения. По мере выполнения каждого пункта, вычеркивайте его из списка. В этом методе нет ничего сложного, но попробовав выполнять свои действия в соответствии с планом, вы удивитесь тому, насколько данный способ эффективен. Данный метод позволяет планировать развитие событий на один предстоящий день. Со временем вы осознаете, что вы можете планировать свою жизнь на гораздо более длительный срок.
  2. Улучшение условий планирования
    Для того чтобы улучшить условия, в которых вы планируете предстоящие дела, вам нужно будет приобрести: ежедневник, дневник и календарь планирования. Разберем более подробно.

Ежедневник – специальный блокнот, в котором записаны ваши встречи и необходимые дела на каждый предстоящий день. Вы можете использовать ежедневник также и для того, чтобы фиксировать в нем наиболее важные пункты предстоящего дня, недели или месяца. Ежедневник дает возможность записывать важные мысли, приходящие в голову. Следует относиться к ежедневнику как к месту, в котором сосредоточена наиболее важная и значимая информация, касающаяся событий предстоящего дня. Каждый вечер необходимо выделять время для того, чтобы записать предстоящие события и дела, которые вы будете выполнять на следующий день. Здесь действует одно правило: «Не приступайте к новому дню, не завершив его планирование». Благодаря этому правилу вы со временем поймете, что в ваших силах планировать не только события предстоящего дня, но и следить за своим здоровьем, улучшать свое благополучие, повышать качество жизни. Когда вы не планируете предстоящий день, наименьшей потерей станет один час потерянного времени, наибольшей – весь день. Не определив приоритеты, человек приступает к выполнению второстепенных дел. В итоге, он приходит к концу дня с мыслью о том, что весь день потрачен неизвестно на что, а результата нет.

Выводы, связанные с необходимостью использования ежедневника:

  1. Внесите упорядоченность в свою жизнь. Составьте подробный план предстоящих дел и событий, которые нужно выполнить на следующий день.
  2. Проанализируйте записанное. Распределите дела по степени важности. До того, как вы приступите к выполнению дел, должны быть расставлены четкие приоритеты.
  3. Приучайте себя тратить силы только на выполнение важных и значимых дел, которые приведут вас к желаемому результату. Сумев выработать привычку составлять план предстоящего дня, вы сможете на порядок повысить производительность труда.

Дневник – письменный (электронный) носитель, содержащий в себе те мудрые и значимые мысли, которые вы когда-либо встречали в своей жизни. Мудрая идея может исходить практически от любого человека. Бесценная мысль может прийти к вам в любой момент. Для того чтобы не потерять и не забыть ее, нужен дневник. Не давайте шанса хорошей идее ускользнуть от вас. Великая мысль способна в корне изменить жизнь человека. Дневник – это такая вещь, которая всегда должна находиться рядом с человеком.

Календарь планирования. Использование календаря планирования (планера) позволяет составлять планы на срок, более длительный, чем один день. Когда вы понимаете, что планирование на один день эффективно, это значит, что вы можете планировать дела на более длительный срок – неделю. Действует аналогичное правило: «Не приступайте к делам предстоящей недели, пока не завершите ее планирование».

Освоив планирование недели, переходите к следующему этапу – начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило: «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его».

После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок: три месяца, полгода и год. Возможно, вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время, вызывает некоторое напряжение. Но, научившись планировать свою жизнь, вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если вы не освоите эту науку. Каждое совершаемое вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой. Да, вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Но, научившись планировать, вы станете хозяином времени. Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящие дела, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности, который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы.

Читайте также статьи по близкие к данной теме:
Управление временем: Практические Советы
Синдром постоянной Нехватки Времени

Планирование в деятельности педагога

2.1. Планирование в деятельности педагога

Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Проектировочную деятельность педагога, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.

Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов, педагог совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по-новому материалу и связанным с ним разделом; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме.

В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:

· выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;

· четкое планирование материала урока;

· планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;

· планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока.

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.

I стадия. При определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.

II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

II стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.

Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий или поурочный план. Его форма и объем жестко не регламентируется, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.

В план урока вне зависимости от его оформления должен быть указаны:

· дата проведения, номер по тематическому плану, класс;

· тема, цели и задачи урока;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;

· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия, место их использования на уроке;

· образцы решения задач.

2.2. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности педагог имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные учителя, испытывают большие затруднения.

Планирование должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания – основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.

Индивидуальные процессы в современном образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей.

Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования, в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем, что его заставляют делать – посредством «учение через делание».

Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции программного обучения (от греч. Pragma — дело, действие) являются методы, обеспечивающие открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.

Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения. (Приложение №1).

Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.

К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:

· целенаправленность и конкретность образовательных задач;

· разумная детализированность и конкретность плана, его компактность;

· разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

· преемственность, систематичность и последовательность;

· сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

· единство педагогического руководства и активности воспитанников;

· реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

· связь внутриклассной работы с работой вне школы;

· согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций, гибкость и вариативность планирования.

2.3. Технологии проектирования и научного исследования

Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.

Технологией проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:

1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;

2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;

3. Определяем объект исследования – область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;

4. Определяем предмет исследования — элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;

5. Определяем цель исследования – знание, которое мы должны получить в ходе исследования;

6. Формируем задачи – те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;

7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза – исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.

8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)

9. Определение направления и этапа исследовательской работы, сроки.

10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.

Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.

Информация о работе «Проектирование педагогического процесса как технология» Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 59462
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

86801 1 0

… образования, а также практическое воплощение этой модели на практике). Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили тему дипломной работы: «Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения». Целью данного исследования является анализ образовательной модели В.Ф. Шаталова в соответствии с критериями технологии обучения. Для …

16723 4 0

… Итоговая оценка Соответствует достижению цели И этот алгоритм вновь воспроизводится в новой теме. В современной дидактике сегодня представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное, а поэтому говорят, что каждая технология признается авторской. Однако по многочисленным сходствам и общим признакам можно …

129374 5 0

… учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности). 2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. Анализ и самоанализ педагогической деятельности также входят в состав этого компонента. 3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной …

316960 2 0

… понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения ис­ …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *