Плоскостная аппликация

Оборудование и материалы для выполнения аппликации

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб — на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти — флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.), ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага — мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

2. Задачи и программный материал по аппликации.

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей;

располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Рассмотрим содержание программного материала для разных возрастных групп.

Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя.

Так, во второй младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей.

В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом).

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.

Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации.

Аппликация может быть:

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  • 1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  • 2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  • 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  • 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж.

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: — возможность создавать шедевры без ножниц; — развитие мелкой моторики маленьких ручек; — развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; — широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Что нужно для аппликации — советы для проведения занятий по аппликации.

Основные инструменты и материалы для занятий аппликацией

  • Основной материал для аппликации — бумага. И с этим материалом дети знакомятся очень рано. Уже к трем годам ребенок хорошо знает свойства бумаги. Детей нужно научить видеть в бумаге различные образы. Например, можно разложить кусочки бумаги перед ребёнком и показать ему как можно её разорвать на полоски или кусочки. При этом спрашивайте у малыша, на что похож каждый кусочек (тучка, яблоко, ёжик и т.д.). Нужно что бы ребёнок сам начал заниматься с бумагой и ножницами. Он может рвать её, сминать, надрезать. А Вы будете у него спрашивать, что у него получилось и на что это похоже. Это даст ему самостоятельный опыт, который ему понадобиться на занятиях по аппликации. Для аппликации хорош и такой материал как фетр.
  • Ножницы. Нужно брать ножницы безопасные для детей, то есть с зачехленными лезвиями и не остроконечными концами.
  • Карандаши и фломастеры. Они нужны для нанесения мелких рисунков.
  • Клей.

Научите дошкольника правильно держать ножницы. Правильно держать их большим и средним пальцами, а дети часто пытаются взять ножницы большим и указательным пальцами.

Учить ребёнка работать с ножницами нужно постепенно. Для начала научите малыша резать в воздухе. Чтобы ребёнку было интересно, превратите это в игру. Например, это может быть рыбка или птичка. Затем покажите, как ножницы умеют кусаться, то есть надрезают бумагу. Обязательно предупредите детей об опасности, которую таят в себе ножницы. Нельзя их подносить к лицу, нельзя бросаться ими, передавать их нужно кольцами вперед и обязательно сомкнутыми.

Какие занятия нужно проводить с ребёнком, чтобы научить его аппликации

Сначала дайте ему полоску бумаги и помогите ему сделать траву, то есть надрезы. С другой полоски можно сделать кирпичики или кубики. Для этого уже нужно перерезать полоску полностью.

Научите дошкольника пользоваться клеем, как жидким, так и твердым. Покажите, что клей можно наносить на бумагу разными способами. Можно склеить бумагу и всплошную и по краю и точками.

Потом можно переходить к более сложным фигурам. Научите его вырезать фигуры, из которых складывается большинство объектов. Например, треугольник можно получить, если перерезать квадрат по диагонали (получится парус). Трапеция получится если у прямоугольника срезать углы (выйдет крыша дома). Круг можно получить, если у квадрата постепенно срезать углы закруглением (так можно получить солнце или яблоко). То есть стремитесь все занятия превратить в занимательную игру.

При складывании бумаги, дети не обращают внимание на положение углов листа бумаги. Нужно показать детям, что правильно будет сложить уголки и потом пальцами или ладошками провести по линии сгиба. Обратите внимание на этот момент.

В аппликации есть несколько этапов работы, каждый из которых выполняется поочередно. Перед вырезанием очень важно видеть мысленно, что получится в результате. Только после этого нужно браться за вырезание. Может даже придется сначала набросать контуры изображения. И вырезать нужно из куска бумаги, который подходит или по величине или по форме к тому образу, что вы задумали. И уже работая ножницами, дети должны представлять, что должно получиться. Для развития таких способностей у детей предлагайте им задания с очевидным решением. Например, если дать ребенку один маленький квадрат бумаги и один прямоугольник и попросить вырезать грушу и ягоду, то он должен сам представить результат и сообразить, что грушу легче вырезать с прямоугольника, а ягоду с маленького квадрата.

Детские аппликации из цветной бумаги — полезные советы по созданию, идеи, фото примеры

В этой статье вы познакомитесь с аппликацией, ее видами и найдете советы по созданию детских поделок и идеи для них.

Что такое аппликация?

Аппликация является одним из видов декоративно-прикладного творчества, призванного украшать окружающие нас предметы. Впервые с ней мы сталкиваемся в детстве, когда к нам в руки попадает обычный лист бумаги. Вот тогда начинаются чудеса, ведь аппликация для ребенка – своего рода увлекательная игра, волшебство, где он может создавать изображения, вырезая, отрывая, прикладывая или объединяя материалы на основе – фоне.

Чем полезна аппликация для ребенка?

Дети в раннем детстве (приблизительно с 1 года) начинают интересоваться этим родом занятия. Как раз это одна из возможностей развивать фантазию и воображение ребенка, изучать цвета и их сочетания, а также формы предметов, разрабатывать мелкую моторику рук. Занятия аппликацией располагают к развитию мыслительных процессов у ребенка, он создает целое из нескольких частей и учится делить целое на элементы. И, конечно же, такое творчество способствует развитию речи и совместному времяпрепровождению.

Занимаясь аппликацией, ребенок овладевает навыками работы с бумагой, ножницами и клеем, знакомится со свойствами бумаги, учится работать с простыми чертежами и схемами, читает условные обозначения и создает полный образ.

Немного о видах аппликации

По тематике можно выделить следующие разновидности аппликации:

  1. Предметная – простой вид аппликации для детей. Из материала вырезается элемент и приклеивается к основе.
  2. Сюжетная – изображение состоит уже не из одного, а нескольких звеньев, составляющих на фоне событие или действие.
  3. Декоративная – образует повторяющийся рисунок, которым оформляют альбомы, рамки и предметы быта.

Бумага – основной материал для аппликации. Однако, помимо нее можно применять и другие материалы, всё, на что хватает фантазии: ткань, кожу, разноцветные бусины, бисер, шерстяные нити, листья, семена, крупы и многое другое.

По цвету аппликация может быть цветной, черно-белой или одноцветной.

В зависимости от объема выделяют плоскую и объемную аппликацию.

Накладные, обрывные, силуэтные, модульные, ленточные… и это далеко не все виды аппликации!

А чтобы понять – насколько разнообразна эта техника искусства, достаточно познакомиться с самыми популярными и интересными видами детских аппликации, примеры которых приведены ниже.

Аппликации из цветной бумаги для детей

Если вы хотите сделать какую-либо работу – возьмите во внимание, что предлагаемые примеры аппликаций имеют различный уровень сложности и требуют различных затрат времени.

Для большей части поделок понадобятся:

  1. Цветная бумага
  2. Картон
  3. Клей
  4. Ножницы
  5. Фломастеры

Какая бумага нужна для работы

Красота аппликации зависит не только от бережного вырезания частей и аккуратного приклеивания их на фон, но и от используемых материалов. Вот несколько советов по выбору бумаги для поделки:

  • Лучше выбирать листы средней плотности.
  • В отличие от глянца на матовой бумаге не будут видны отпечатки пальцев и следы клея.
  • Можно прибегнуть к плотной матовой бумаге, созданной для принтеров.
  • Фактурная бумага акцентирует внимание на деталях поделки.
  • Фольгированные листы сделают аппликацию или ее детали близкими к действительности.
  • При использовании самоклейки не нужен клей.
  • Для создания шаблона подходит бумага для черчения.
  • Картон лучше всего применять в качестве фона аппликации.

Идеи аппликации из кружков

Если работу полностью сделать из кружков – она получится необычной и интересной. Например, для того, чтоб создать рыбку, понадобится большой круг бумаги.

Два круга поменьше, согнутых пополам, с краю образуют хвост. Много кружков одинакового размера, тоже сложенных пополам, создадут иллюзию чешуек и плавников.

Когда элементы наклеены на основу, они формируют объемную аппликацию. Из таких кружков можно создать множество других животных либо множество растений.

Еще немного объемных аппликаций

Божья коровка проста в изготовлении. Вырезаем два кружка из красной бумаги и два полуовала из черной. Кружки сгибаем пополам и наклеиваем одну половину на основу. Полуовал-голову присоединяем посередине над кругами. Осталось на них нарисовать черные точки и дополнить всё глазками и усиками.

Таким образом можно сделать объемной и «фруктовую» и «ягодную» аппликацию – яблочки, черешню.

Аппликации из цветной бумаги с использованием шаблонов

Шаблон – приспособление для разметки одной или нескольких частей рисунка, повторяющее их форму.

Аппликации «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» открывают огромный простор для развития фантазии.

В сюжетной аппликации можно взять любой сказочный сюжет и разбить его на маленькие элементы. Птицы, бабочки, звери, облака, цветы – возможные шаблоны для детей при создании летней аппликации.

Можно выполнить красивую корзинку с цветами. Нужно подготовить шаблон корзинки, которая будет фоном поделки. Наклеиваем корзину на картон для того, чтоб она хорошо держалась. Из листа бумаги при помощи шаблона вырезаем окружности ярких цветов: жёлтые, красные, голубые. Серединку круга нужно прижать карандашом и приклеить на место. Чтобы получились более объемные цветы, в середину таким же образом приклеиваем кружок поменьше.

Еще несколько тем для аппликации из цветной бумаги

Обрывная аппликация из цветов сирени получается настолько пышной, что смотрится довольно реалистично.

Стоит использовать белые, розовые или фиолетовые салфетки. Нужно вырезать из цветной салфетки силуэт заранее продуманной формы и размера соцветия. Затем наклеиваем его на основу. Далее режем салфетки на маленькие квадраты. Одни из них комкаем сразу, другие – тоже комкаем, но сначала разрываем на кусочки. Комочки приклеиваем к силуэту и так, чтобы между ними не было промежутка. Цветок готов!

Заранее нарисовав контур и выбрав необходимые цвета, можно создать шедевр из кусочков. Например, для медвежонка понадобится бумага коричневого, черного, желтого, белого и красного цветов. Обрывные кусочки должны получиться примерно одного и того же размера и соединяться друг с другом как пазлы.

Для следующей аппликации на лист бумаги нужно положить ладонь ребенка и обвести ее. Вырезаем по контуру и наклеиваем на основу, кроме пальчиков, которые будут держать букет (как показано на фото).

Далее вырезаем разноцветные цветы и наклеиваем серединками на букет. Загибаем пальчики и… поделка готова!

Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий мир и приобретают массу навыков. Аппликации имеют множество разновидностей, главное, чтоб это доставляло неподдельную радость и интерес тому, кто их создает. Творите, фантазируйте, экспериментируйте, ведь это так просто!

Фото идеи интересных детских аппликаций из цветной бумаги

Введение

Аппликация (от латинского applicatio — накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника, служит целям умственного, сенсорного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Выбранная тема актуальна.

Объект работы — процесс художественного воспитания старшего дошкольника.

Предмет работы — аппликация из ткани в работе с детьми дошкольного возраста.

История возникновения и развития аппликации как художественного творчества

Аппликация — это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага или картон.

История аппликации берет свое начало в 18 — начале 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева — мебель, небольшие деревянные бытовые вещи, и из ткани — настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.

дошкольное образовательное ткань аппликация

Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления.

Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров. Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.

В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов.

Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.

Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси еще в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.

Позже взамен соломки начали употребляться лоскутки ткани, даже кожи. Аппликации украшались семечками подсолнуха, крупами, орешками. Со временем в аппликации начали применяться лаки, красители, которые имели возможность помочь продлить жизнь предмету этнического творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *