Почему ребенок стесняется?

7 способов побороть стеснительность у ребенка

Чаще всего, стеснительность является наследственным признаком, однако, если она не влияет на качество жизни малыша, не нужно считать это проблемой. По мере накопления опыта общения, застенчивость может постепенно исчезнуть, однако, родителям нужно помочь малышу и научить ребенка не стесняться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Детские комплексы: причины и способы борьбы». Скачайте его и и узнайте как помочь малышу избавиться от психологических проблем.

Как побороть стеснительность и неуверенность у ребенка

  • Никогда не стыдите ребенка за стеснительность. Если малыш в присутствии чужих людей или детей прячется за вашу спину, не упрекайте его в этом и тем более, не оправдывайтесь перед другими. Такое поведение малыша норма. Не оставляйте ребенка наедине с чужими. Ваша задача – помочь ему преодолеть свою робость и научиться находить общий язык с посторонними. Малышу очень важно понять, что он не один и у него нет причин для тревоги. Привлекайте его к разговорам, обращайтесь к нему и спрашивайте мнение. Будьте рядом с ребенком, просто держите за руку, чтобы он смог преодолеть свою робость и наладил контакт с другими людьми.
  • Если ребенок стесняется общаться со сверстниками на детской площадке, не толкайте его на контакт и не оставлять одного. Просто возьмите за руку, подведите к другим детям и начните с ними разговаривать. Более смелые малыши поддержат разговор и смогут вовлечь и вашего ребенка. Постепенно кроха привыкнет к общению и найдет себе друзей.

  • Подготовьте ребенка к общению. Можете даже устроить репетицию, если вам предстоит отправиться в гости, на новую площадку или в детский сад. В игровой форме, проработайте ситуации, которые могут возникнуть, обсудите их с ребенком. Проговорите возможные варианты разных ситуаций, обсудите его действия, подготовьте к новым событиям, чтобы кроха меньше опасался будущего.
  • Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Не заостряйте внимание на неудачах. Их надо проговаривать, обсуждать, искать способ решить проблему. Не сравнивайте кроху с другими детьми, говоря, что кто-то лучше него справляется с задачей. Укрепляйте у малыша веру в свои силы.
  • Стеснительность, как правило, является наследственной. Если вы испытывали подобные проблемы, расскажите об этом малышу. Поделитесь с ним своим опытом преодоления похожих трудностей. Ваши рассказы помогут ребенку стать увереннее и снизят уровень тревожности. Расскажите, что испытывать стеснение –нормальное состояние и каждый человек хотя бы один раз испытал это чувство.
  • Чаще приглашайте к себе других людей, своих друзей и приятелей с детьми. Устраивайте детские праздники и приглашайте детей из садика или друзей с детской площадки. Так малыш получит массу позитива и сможет преодолеть неуверенность и стеснительность. Внесите разнообразие в свою жизнь. Посещайте больше общественных мест, детских площадок, театров. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию или на танцы.
  • Если ребенок стесняется здороваться, не ругайте его за это. Лучше своим примером покажите, что в этом нет ничего особенного и страшного. Чаще здоровайтесь с соседями, продавцами в магазине и в других общественных местах при ребенке. Так вы не только поможете избавиться ему от стеснительности, но и научите элементарной вежливости.

Стеснительности больше подвержены интроверты. Зачастую такие дети очень талантливы, они легко могут освоить компьютер, имеют способности к рисованию, сочинению стихов или рассказов. Однако, застенчивость часто мешает им раскрыть себя полностью. Ваша задача – помочь ребенку освободиться от страха перед общением, а также в полной мере раскрыть свои способности.

А вы сталкивались с признаками стеснительности у своего ребенка? Как вы помогаете ему побороть лишнюю застенчивость?

Как избавиться от стеснительности?

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от нее раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Стеснительность мешает человеку общаться с людьми, жить полноценно. Он испытывает беспокойство и тревогу. Избавиться от стеснительности можно с помощью различных способов, которые устранят неуверенность в себе.

В момент стеснения

Волнение от стеснения может настать внезапно. Оно проявляется в учащенном сердцебиении, треморе конечностей, мокрых ладонях. У человека спутываются мысли, он теряется, начинает плохо ориентироваться в ситуации. Такое поведение наступает из-за сильного беспокойства, которое охватывает застенчивых людей при общении с незнакомцами или выступлении перед публикой.

Нервное напряжение мешает человеку адекватно себя вести, отвечать на вопросы. В момент смущения нужно правильно себя вести, чтобы унять беспокойство и начать нормальное общение. Для этого применяются 3 техники:

  • дыхание;
  • абстрагирование;
  • переключение внимания.

Дыхание

Правильное дыхание поможет расслабиться и перестать нервничать. Для этого в момент неприятной и волнительной ситуации нужно глубоко вдыхать и медленно выдыхать через нос. Не торопитесь, во время упражнений дыхание должно быть ровным и спокойным. Вдох-выдох важно проделать 10 раз, чтобы полностью снять нервное напряжение и прийти в себя.

Абстрагирование

Во время сильной стеснительности можно мысленно уйти от ситуации, спрятавшись в безопасном месте. Для представьте себя там, где чувствуете защищенность: дом или любимое место отдыха.

Другой способ – игровой. Мысленно оставайтесь рядом с потенциальной угрозой, но вообразите себя под волшебным плащом, который укроет от опасности. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность.

Переключение внимания

В момент волнения думайте не об объекте, вызывающего панику, а о тех деталях, которые помогут снизить тревожность. Если беспокойство вызывает человек, то переключите внимание на детали его одежды, аксессуары. Можно начать разглядывать окружающую обстановку.

При концентрировании внимания на отвлеченные предметы, напряжение спадет, дыхание выровняется, руки перестанут дрожать.

Визуализация

При общении с коллективом людей или публичном выступлении возникает чувство тревоги. Это происходит из-за неизвестности реакции окружающих. Для уменьшения беспокойства следует мысленно представить возможные эмоции при вашей неудаче. Они не так страшны, как казались в начале.

Визуализация помогает процессу общения. Нужно детально проработать поведение и темы разговора. При встрече волнения будет намного меньше.

Техника быстрой саморегуляции «Дыхание и опора»

Позволяет расслабиться, убрать чувство зажатости и стать увереннее в момент стеснения.

Для этого нужно:

  1. Найти комфортное положение, чтобы присесть или прилечь: стул, кровать или пол.
  2. Выпрямить спину, закрыть глаза.
  3. Глубоко дышать через нос. Важно прочувствовать, как воздух заполняет легкие, а потом медленно выходит.

Правильная опора должна ощущаться выступающими участками тела.

Самоанализ

Проблема стеснительности не лежит на поверхности. Она происходит из глубины прошлого, зарождается в детском возрасте. Чтобы избавиться от робости, нужно вернуться к подростковым обидам и неудачам.

Самоанализ выявляет комплексы, которые мешают чувствовать себя свободно. После обнаружения следует разобраться в причинах их появления. Такой подход поможет подобрать пути устранения неприятных воспоминаний. При замкнутости из-за лишнего веса поработайте над уменьшением килограммов. От проблем с дикцией поможет избавиться логопед.

Прежде всего важно выявить те недостатки или проблемы, которые обладают наибольшей значимостью и мешают чувствовать себя комфортно. Только после этого можно приступать к устранению причин закрытости.

Завести дневник успеха

Стеснительность основывается на неуверенности личности в собственных силах. Кажется, что ничего не выходит, нет никакого развития. Человек до конца не осознает, чего смог добиться в жизни. Не учитываются небольшие достижения. Для того чтобы их вспомнить и начать гордиться, нужно завести дневник успеха.

В нем прописываются достижения разного масштаба. Дополнительно заносятся черты характера или элементы внешности, которые вам нравятся. Просите помощи друзей, себя сложно оценить объективно. Дневник успеха поможет побороть стеснительность, эффективно подняв самооценку.

Проанализировать прошлые неудачи

Промахи и ошибки многими людьми воспринимаются слишком серьезно. Это связано с сильной внутренней самокритикой. Неудачи остаются в памяти человека, делая его неуверенным в себе и не давая двигаться вперед. Появляется замкнутость и боязнь совершения новых проступков.

Чтобы избавиться от застенчивости, нужно мысленно вернуться к прошлым промахам. Во взрослом состоянии, набравшись ценного опыта, будет легче проанализировать ошибки. Это поможет понять причину неудач, степень серьезности и избежать повтора в будущем. Осознание этого делает личность более уверенной в себе.

Неудачи даются судьбой, чтобы понять ошибки, проработать их и сделать дело еще лучше.

Развивать уверенность в себе

Уверенность можно выработать в себе даже при ее отсутствии. Это состояние складывается из бесстрашия перед возможными реакциями окружающих и сохранения внутреннего спокойствия. Стеснительные люди боятся чужого мнения, порицания, особенно девушки.

Находясь в самоизоляции, сложно стать уверенным. Важно преодолевать страхи, целенаправленно находясь в неудобных для себя ситуациях. Нужно чаще быть в компании незнакомцев, ходить на мероприятия.

Хорошим средством являются уличные опросы на интересующую вас темы. Поговорив с людьми, человек станет более уверенным, так как поймет возможную реакцию народа.

Поднимать самооценку

Стеснительность и признаки социофобии присутствует у людей с низкой самооценкой. Чтобы избавиться от этого состояния, нужно поменять отношение к себе. Помочь могут:

  1. Близкие. Должна чувствоваться любовь, забота родственников и друзей.
  2. Комплименты окружающих. Не бойтесь похвалу. С радостью принимайте, даже если вам неловко.
  3. Любовь к себе. Не критикуйте себя. У всех случаются оплошности. Полезно вспоминать достижения в жизни.

Для поднятия самооценки важно найти любимое дело, которое поможет раскрыться личности. Это может быть работа или хобби. При получении положительного результата будет приобретаться уверенность в себе.

Подробнее о том, как поднять самооценку →

Не бойтесь самоиронии

Избавиться от стеснительности можно при помощи изменения отношения к недостаткам. Если нельзя исправить, то можно над ними посмеяться.

Самоирония – защитный механизм психики против нервного напряжения. Охраняет от угрызений совести при совершении ошибок и личных недостатках. Способствует предотвращению обидных шуток окружающих. Если посмеяться над собственным промахом, другим это сделать будет невозможно. К тому же это поможет избежать возможного конфликта.

Не стоит бояться быть смешным. Самоирония – показатель зрелости личности, хорошей самооценки. Человек адекватно оценивает свои неудачи.

Избавьтесь от перфекционизма

Перфекционисты верят, что достигнуть идеала возможно с помощью постоянного самосовершенствования. Они предъявляют себе высокие требования в любом деле. Желание делать все в совершенстве усложняет жизнь. При неудачах возникает продолжительная депрессия.

Последствие перфекционизма – излишняя стеснительность. Человек боится сделать ошибку из-за внутреннего порицания себя или окружающих. Синдром отличника формируется в детстве, когда родители заставляют ребенка делать все на отлично. Это неправильно. Неудачи – естественное явление при достижении своей цели. Они помогают понять, как нужно правильно поступать.

Учитесь контролировать эмоции

Стеснительные люди эмоциональны. Каждая неудача или плохое слово глубоко задевает чувства. Они воспринимают все на свой счет, потому боятся взаимодействовать с окружающими, чтобы еще сильней не страдать. Для устранения проявлений стеснительности, надо контролировать эмоции. Придерживайтесь следующих способов:

  • дыхательные упражнения;
  • медленный счет до 10;
  • визуализация возможной реакции людей;
  • переключение мыслей на отвлеченную тему.

Если научиться контролировать эмоции, то можно стать более спокойным и избавится от стеснительности навсегда.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники

Следите за своим внешним видом

Подростки часто критикуют друг друга из-за внешности. Вследствие этого появляются комплексы. Во взрослом состоянии уже сложно от них избавиться. Помочь стать менее стеснительным может смена стиля или прически. Новый образ должен подходить человеку по духу, быть органичным для него.

Лишний вес – самая частая причина стеснительности. Занятия спортом помогут сбросить лишний вес, подтянуть фигуру. Тренировки благоприятно действуют на настроение, повышая гормон счастья. В спортзале знакомятся с новыми людьми, находят друзей. Мужчинам это поможет побороть состояние стеснительности перед девушкой.

Если регулярно следить за внешним видом, нравиться себе, то можно избавиться от стеснительности.

Развивайте навыки общения

Навыки коммуникации с людьми помогают человеку свободнее чувствовать себя в незнакомом окружении. Эти знания способствуют достижению успеха во многих сферах жизни. При общении важно грамотно излагать свои мысли, чтобы собеседник мог легко понять тему разговора. Вербальная часть дополняется мимикой и жестами, которые делают взаимодействие эмоциональным и понятным.

Не стоит забывать про зрительный контакт и сохранение дистанции между собеседниками. Нельзя нарушать личные границы. Для навыков общения важна практика. Взаимодействуйте с родными, друзьями, коллегами. Страх постепенно уйдет.

Интересный факт. Общение пройдет успешно, если за собеседником повторять последние слова и задавать уточняющие вопросы. Он поймет, что его внимательно слушают, и с радостью продолжит разговаривать.

Техники саморегуляции

Стеснительный человек должен уметь контролировать эмоции. Внешняя поддержка не всегда помогает. Саморегуляция способствует избавлению от страхов и нормализации эмоционального фона.

Применяются различные виды техник. Они направлены на установку правильного дыхания, расслабления. Применяется самовнушение, где проводится беседа с самим собой, визуализация мысленных образов.

В результате саморегуляции человек добивается 3 эффектов:

  • активации;
  • восстановления;
  • успокоения.

Существуют естественные механизмы регуляции: сон, еда, прогулки на свежем воздухе, но они не всегда эффективны. Популярные методы:

  • аутотренировка;
  • гетерорегуляция;
  • дыхательные упражнения.

Аутотренировка

Аутогенная тренировка направлена на погружение человека в состояние, где он расслабляется и снимает с себя нервное напряжение. Для занятий необходимо:

  1. Принять комфортную позу.
  2. Закрыть глаза, расслабить мышцы тела.
  3. Плавно дышать, сильно не углубляя дыхание.
  4. Сконцентрироваться на мысли «Я спокоен».

Заниматься нужно по 20 минут в день утром и вечером. Для закрепления результата сразу после окончания тренировки важно посидеть несколько минут с закрытыми глазами, а потом с открытыми.

Гетерорегуляция

Это стороннее воздействие. Применяются вербальные методы, где лечение осуществляется при помощи консультации с психологом. Возможно проводить мысленный разговор с самим собой.

Гетерорегуляция возможна в другой форме – через гипноз. Внушение происходит во сне. Пациента убеждают, что страхи безосновательны, ему нечего бояться общества незнакомых людей. После пробуждения стеснительный человек избавляется от неуверенности.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание помогает регулировать волнение и панические атаки. Надо заниматься в спокойной атмосфере и в моменты сильной тревоги. Популярна диафрагмальная техника, когда дыхание происходит животом. Если дышать только при помощи грудной клетки, стресс, наоборот, можно усилить.

Для избавления от напряжения нужно:

  1. Принять комфортное положение.
  2. Одну руку положить на живот, другую на грудную клетку.
  3. Выдохнуть и вдохнуть через рот, чтобы живот поднялся выше груди.

Упражнение можно усложнить, если положить на брюшную полость груз в виде книги. Это углубляет дыхание. Дыхательные упражнения помогают избавиться от стеснительного состояния в постели.

Курсы актерского мастерства

Актерские курсы нужны будущим артистам и стеснительным людям. Они обучают навыкам игры на сцене, грамотного взаимодействия со зрителями. Занятия помогают учащимся легче раскрепощаться, уверенно чувствовать себя в компании незнакомцев. Эти знания устраняют беспокойства во время публичных выступлений.

Застенчивым ученикам морально тяжело на курсах, особенно в первое время. Потому преподаватель должен знать особенности психологии стеснительных людей и правильную методику обучения. Их надо всячески поддерживать, ни в коем случае не смеяться над неудачами. Это нужно, чтобы помочь им, а не усугубить ситуацию.

Аффирмации

От чувства стеснительности можно избавиться способом аффирмаций. Они представляют собой тексты по самовнушению. В них указывается то, чего хочется добиться. В конструкциях избегайте частиц «не» и «бы». Произносятся только фразы в настоящем времени.

Давайте позитивные установки сознанию: «Я уверен в себе, меня не пугает чужое мнение и неудачи. Я всего добьюсь». Повторяйте аффирмацию каждый день по 15 минут. Не следует ждать моментального результата. После интенсивных упражнений детские страхи уйдут, человек начнет верить в свои силы.

Медитация

Расслабиться, избавиться от негативных мыслей, которые провоцируют робость, можно благодаря индийской практике медитации.

Для этого нужно соблюдать следующие действия:

  1. Сядьте в позу лотоса, расслабьте мышцы, закройте глаза.
  2. Делайте глубокий вдох и выдох, чтобы поднимался живот, а не грудная клетка.
  3. Гоните от себя ненужные мысли.

Процесс медитации улучшается при концентрировании на дыхании, цветке или шуме воды. Мысли должны занимать эти объекты. От окружающего мира следует абстрагироваться.

Медитация поможет лучше справляться с негативными эмоциями, легче относиться к проблемам. Во время практики повышается уровень серотонина, что делает человека счастливым.

Тренинги

Сейчас очень распространены тренинги. Они направлены на решение различных проблем, в том числе и на борьбу со стеснительностью. На занятия записывается большое количество людей. Упражнения проходят в парах, где взаимодействие осуществляется между незнакомцами. Это работает на их раскрепощение. Совершенствуются навыки общения, помогающие улучшить процесс коммуникации.

Тренинги состоят из минимальной теоретической информации, которая складывается из советов. Больше всего времени выделяется на практику. Это отличает их от лекций. Занятия проходят в сжатые сроки.

Спрос порождает предложение, среди которого много некачественного обучения. Хорошие тренинги определяются по отзывам, опытным преподавателям.

Интересный факт. С тренингом схож другой вид обучения – коучинг. Представляет индивидуальную форму занятий. Выбирают чаще руководители компаний, чтобы избавиться от стеснительности.

Радикальный метод

Если стеснительность выражена слишком сильно, поможет техника «Турбо-Суслик». Представляет методику депрограммирования подсознания. Направлена на самостоятельное повышение самооценки, избавление от закомплексованности. Способствует проникновению личности в прошлое, изменению отношения к неудачам и обидами. Турбо-Суслик прорабатывает ранних воспоминаний, о которых человек уже забыл.

Дополнительно методика помогает избавиться от негативных эмоций, которые портят жизнь: страх, зависть, раздражение. Характер становится лучше. Уйдут лень, угрюмость. Окружающим будет приятнее с вами общаться.

Существует множество методов избавления от стеснительности. Некоторые из них применяются в момент острого волнения, другие направлены на постепенное избавление от застенчивости. Каждый человек сможет подобрать для себя наиболее удобный и эффективный способ.

Топ 6 способов как научить ребенка не стесняться

как научить ребенка не стесняться

Детьми нужно заниматься! На них нужно тратить время, вкладывать силы, эмоции, знания, любовь. Они как губка, впитывают всю информацию, и даже ту, что им не нужна. Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, всеобще развитым и, в будущем, успешным, в него обязательно необходимо вкладывать инвестиции. Как финансовые, так и просто человеческие. Еще в детстве у ребенка формируется темперамент и характер. Пока детки совсем еще маленькие и не ходят в детский сад и школу, родители сами пытаются правильно воспитывать своих детей. Развивать в них положительные качества, пресекать плохие привычки, бороться со страхами и внушать веру в свои силы и знания. Существует несколько подсказок для родителей, которые задумываются над вопросом, как научить ребенка не стеснятся.

Топ 6. Как научить ребенка не стесняться

как научить ребенка не стесняться

Топ 1. Собственный пример
Топ 2.Общение и социум
Топ 3. Анализ поведения
Топ 4.Никаких принуждений
Топ 5.Литература и фильмы
Топ 6. Инициатива в общении

Топ 1.Собственный пример.

как научить ребенка не стесняться

Для того чтобы ребенок четко понимал, что от него хотят родители, что ему объясняют и к чему склоняют, собственный пример просто необходим. Покажите ребенку на примере, какой то ситуации, как необходимо поступать, как себя и вести и что делать, в случае, когда бы малыш впал в ступор. Поступив определенным образом, обязательно расшифруйте детенышу свой поступок, объясните и приведите несколько аргументов собственного поведения.

Топ 2. Общение и социум.

Скромность, робость и нерешительность очень частое явление в процессе взросления. Период стеснения может происходить в разном возрасте и даже несколько раз. Первые звоночки появляются с 1 до 2 лет, когда малыш ходит, говорит первые слова и, гуляя с родителями, встречает новых людей. Для того чтобы с самого младенчества избежать у ребенка робость и стеснение, необходимо как можно раньше познакомить его с взрослым миром. Берите грудничка на встречи, природу, походы по магазинам и другим делам. Как только ребеночек сможет самостоятельно передвигаться, берите его с собой на работу.

Если есть возможность сдать ребенка в детский сад, не пренебрегайте этой возможностью. Среда обитания, наполненная большим количеством таких же малышей, как нельзя лучше сказывается на детском развитии, это проявление развития речевых способностей, коммуникабельность, умение вести себя в коллективе и конечно борьба со стеснением.

Топ 3. Анализ поведения.

Если в очередной раз, ребенок вел себя нерешительно, робко и стеснительно, после произошедшей ситуации обязательно обсудите ее вместе, проанализируйте, оговорите другие возможные варианты ее развития. Дайте ребенку возможность увидеть себя со стороны, покажите ему его.

Топ 4. Никаких принуждений.

Если у вас никак не выходит помочь ребенку справится с робостью, не нужно применять к нему никаких принуждений и давления. Если при встрече малыш прячется за родителей, не выталкивайте его навстречу собеседнику и не заставляйте здороваться или целоваться. Ведь нам не понять тех переживаний и эмоций, которые происходят в детском сердечке.

Топ 5. Литература и фильмы.

Что дети любят больше всего? Играть, смотреть мультики и слушать сказки, не так ли. Так вот с помощью самых любимых занятий можно помочь ребенку справится со стеснением. Подберите правильный список мультфильмов и сказок, которые дадут ребенку возможность наглядно увидеть пример смелости, бесстрашия и отваги. Читайте своим малышам сказки, в которых главные герои будут воплощением решительности. Поверьте, все дети мечтают быть похожими на своих кумиров, стремятся быть такими же положительными как они. А значит, правильно выбранный сюжет будет отличным подспорьем в борьбе с детской неуверенностью в себе.

Топ 6. Инициатива в общении.

Наверняка каждый родитель сталкивался с проблемой знакомства малышей, например, на детских площадках. Когда ребятки хотят играть вместе, но не решаются сделать первый шаг. Научить ребенка знакомиться, проявлять легкость в общении и непринужденность в вопросах, это и есть прямая обязанность всех пап и мам. Нужно подсказать ребенку несколько самых незамысловатых фраз, которыми он сможет заинтересовать своего собеседника так, чтобы диалог обязательно состоялся, а ваш малыш не был проигнорирован.

Как научить ребенка не стесняться видео

Прислушивайтесь ко всем детским жалобам, относитесь к ребенку всегда серьезно. Не закрывайте глаза на мелочи, ведь переживания малышей, совсем не такие как у взрослых. Никогда не игнорируйте, какие-либо переживания своих детей. Ведь у них в голове происходят совершенно непредсказуемые процессы и непонятные мысли, которые взрослым даже в голову не приходят.

Наталия Огурцова

Ребенок не здоровается. Почему? 2 причины

Причина первая

Одна моя хорошая знакомая как-то пожаловалась: “Ты знаешь, соседская девочка так ужасно воспитана! Она никогда не здоровается!”. Т.е. нездоровающийся ребенок вызывает некоторое отторжение – которое вполне может быть высказано родителям “добросердечными” соседями или родственниками. Я уже молчу о школе, где все просто обязаны будут говорить “Здравствуйте”.

Вот этот негатив и толкает родителей на то, чтобы заставить ребенка приветствовать окружающих. В ход идут уговоры, объяснения и даже угрозы. При этом далеко не всегда можно выяснить причину, по которой ребенок отказывается здороваться. Просто потому, что ребенок может быть еще маленький и не в состоянии объяснить своих мотивов. Да и повзрослевший человечек тоже может не суметь или просто не захочет!

Думаю, стоит уважительно отнестись к желанию ребенка здороваться или не здороваться. И его нежелание общаться с некоторыми людьми тоже имеет под собой некоторое основание, просто пока он не может объяснить, какое именно.

Проблема тут не совсем в детях. Попробуйте проанализировать, что ВЫ чувствуете, когда ваш ребенок не здоровается с детками и взрослыми. Могу предположить, что это дискомфорт, вам неловко за него и т.д. Если вы научитесь не обращать внимание на эту проблему и не будете настаивать на том, чтобы ребенок приветствовал всех, как это обычно принято, то со временем заметите, что он сам станет здороваться с теми, кого любит. А потом придет и автоматическая взрослая привычка.

Но если в поведении ребенка есть и другие примеры, которые вас настораживают, то лучше сходить на консультацию к детскому психологу, чтобы определить, как идет развитие. Но опять же, помните, что понятие нормы очень и очень широко. И не стоит подгонять ребенка под общепринятые рамки, даже если иногда это вызывает сложности у родителей.

Я сама долгое время была в такой ситуации. Сейчас моей дочери 9 лет и то она здоровается только с теми людьми, которых ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рада видеть. Здоровается очень искренне и сердечно. На вопросы, почему она не желает быть просто вежливой со всеми, как это принято, она отвечает: “Мне неприятно с ними здороваться”. Т.е. она приветствует человека только от души.

Тут главное самому перестать переживать по этому поводу и не обращать внимание на реакцию других людей. Как я замечала неоднократно по другим родителям – они начинают принуждать своих детей здороваться именно потому, чтобы устранить собственный дискомфорт, когда им становится стыдно за “невоспитанного” ребенка.

Разобравшись со своими чувствами, вы перестанете давить на ребенка и он получит возможность развиваться в своем темпе. Это ведь важнее, чем общественное мнение, правда?

Причина вторая

Тише воды, ниже травы

Любой человек, как известно, сам кузнец своего счастья. А любая мама — еще и кузнец счастья своего малыша. Потому что в маминых силах помочь формированию характера своего ребенка. И вряд ли найдется мама, которая хотела бы воспитать робкого и застенчивого тихоню.

4-летний Ваня любит бегать, прыгать, лазить — словом, он прирожденный спортсмен. А еще он обожает играть с папой в футбол. Но времени у папы, к сожалению, мало. А вот вырастить из сына футболиста отец очень хочет. Находчивая мама нашла футбольную секцию для малышей, в которой были бы рады видеть Ваню. Юля рассказывает: «По дороге на первое занятие сын притих. К моменту, когда мы подъехали к полю, он плакал и не хотел вылезать из машины. «Я не пойду!» — повторял он, заставив меня стоять у открытой двери, слушая крики с поля, не зная, что делать, и чувствуя себя очень глупо. К сожалению, для нас это обычная ситуация. Мы записываемся в кружки, получаем приглашения в гости — а Ваня изо всех сил старается этого избежать. Для него не существует ужаса больше, нежели встреча с чужими людьми».

«Где же мои девочки? Я им конфетки принесла!» — радостно сообщает тетя. Не подозревая, что ее родные племянницы спрятались под кровать в самой дальней комнате. Их мама стыдится сказать, что трехлетние близнецы Галя и Наташа ни за какие конфеты не покинут своего убежища и не пойдут знакомиться с родной теткой. Но не силой же их оттуда вытаскивать! А тетя приехала из другого города.

Часто мамы и папы не могут перебороть застенчивость своих чад. Потому что изо всех сил стараются — не замечать этой проблемы. Ведь это нелегко — признаться себе: мой ребенок — застенчивый. Все мамы и папы мира хотят, чтобы их малыш вырос человеком общительным, уверенным в себе. И убеждают себя: все нормально, проблемы не существует, ребенок — в меру общительный, просто… упрямый иногда.

Порой мамы замечают, что чадо прячется от сверстников и боится взрослых, — но действуют «напролом», усиливая робость малыша. Они «выпихивают» чадо играть, за руку вытаскивают упирающегося малыша к гостям… Такая «тактика» приводит к истерикам, усиливая у малыша неуверенность в себе.

Чем раньше вы заметите робость ребенка, тем легче вам будет ее преодолеть. Понаблюдайте, как он ведет себя на детской площадке. Конечно, если он приходит туда впервые, его застенчивость вполне естественна. Но если ребенка уже полгода водят играть на детскую площадку, а он все время держится около мамы, прячется за нее при подходе «чужих», боится сверстников, пора начинать работу под кодовым названием «победим робость». И для начала необходимо понять: что заставляет малыша стесняться?

Ну чего ты стесняешься?

Если малыш не играет с другими детьми, это не значит, что он не хочет этого делать. Иногда он очень хочет, но не может преодолеть, своего страха. Так что не позволяйте себя обмануть! Ваш ребенок может упрямо сидеть в углу и делать вид, что очень занят своими игрушками. Но, возможно, в это время он больше всего на свете хочет поучаствовать в игре в прятки, происходящей рядом.

Праздник — в радость

«Мои сыновья, семилетний Костя и четырехлетний Остап, оба невероятно стеснительны, — рассказывает мама Женя. — В гостях мы всегда рядом с ними, пока они не рискнут общаться сами». Лучше приезжать в гости первыми, чуть раньше назначенного времени. Робкому ребенку легче встречать других людей по очереди, чем войти в комнату, полную народа.

Стеснительные дети могут волноваться даже на собственном дне рождения. Женя продолжает: «Мы приглашаем мало гостей и редко делаем центром всеобщего внимания самих именинников — Остапа или Костю». Шумных празднований в ресторане с такими детьми тоже избегайте.

Стеснительные дети хотят общаться! Но они боятся это делать — и страдают. Иногда они не просятся в игру — других детей, опасаясь, что те не будут с ними играть.

Робкие дети медленно привыкают к незнакомцам. Со временем, постоянно встречаясь с одним и тем же человеком, они освоятся. Но на это уйдет масса времени.

Застенчивые малыши осторожны. Они опасаются всего нового, будь то новая еда, новая карусель или новая тетя. О консервативны, верны привычным занятиям и играм. Ваша задача — показать малышу, что новое — не значит страшное, своим примером научить, как надо себя вести в разных ситуациях.

По образу и подобию

Маме, которая хочет воспитать общительного ребенка, прежде всего самой надо стать сверхобщительной. И активной, но терпеливой. С года-двух устраивайте малышу «выходы в свет», то бишь в песочницу и на детскую площадку, где играют его сверстники. С полутора-двух лет учите ребенка общаться. Ежедневно демонстрируйте, что окружающий мир вовсе не страшен. И показывайте, как с этим миром надо взаимодействовать. Знакомьтесь с его соседями по песочнице, помогите малышам начать диалог. Если надо, вместе с другой мамой помогайте им и подсказывайте: «Меня зовут Вася. А тебя?» — «А это — Вова». Давай дадим Васе ведерко! А Вася нам — лопатку». — «На!» — «Что надо сказать?» — «Спасибо!» Пример мамы, которая не боится общаться с незнакомыми людьми, вдохновит малыша. Пусть и не сразу, но вы не сдавайтесь. Может пройти полгода, прежде чем ребенок решится говорить со сверстниками сам, подражая маме. Но это обязательно случится.

Малыш, боящийся окружающего мира, мог перенять этот страх от родителей. Желание мамы всегда защищать свое чадо понятно. Но чрезмерная опека и повышенное волнение родных усилят застенчивость ребенка. «Другие ребята могут тебя обидеть! Ты такой маленький, беззащитный!» Малыш упал, даже не ударившись, а возмущенная мама уже летит на помощь своему питомцу. «Ой, ты ударился! Это тебя мальчишки толкнули? Такие грубые и злые, они тебя будут обижать!» И чего хорошего малыш может ожидать от этого мира, которого боится даже сильная, взрослая мама?!

Конечно, родителям тяжело наблюдать, как борются с застенчивостью их чада. Всегда хочется подойти и помочь. Но, стоя в стороне и контролируя ситуацию, позволяйте им побеждать собственный страх и пытаться общаться самим. Не стремитесь решать за ребенка все конфликты, позволяйте ему проявлять инициативу.

Секреты «садоводства»

Детский сад для робкого ребенка — непростое испытание. Но этот опыт ему необходим. Приучайте малыша постепенно. Приводите его на детсадовскую прогулку, знакомьте с детьми, воспитательницей. Потом приводите играть в группу, затем — отдавайте на полдня. И только потом оставляйте его на весь день. Можете заранее устраивать игру с куклами «День в детском саду». Уже «прожив» путающую ситуацию в игре, ребенок будет проще к ней относиться.

Хорошо, если в его группе будут знакомые ребята — из вашего двора, дети друзей семьи.

Первое время в саду малыша нужно оставлять в покое, давая ему время осмотреться и привыкнуть. Но затем, если ребенок ни во что не играет и ни в чем не участвует, попросите воспитателя давать ему команды: «Возьми карандаши, порисуй», «Принеси кубики, построй домик». И ненавязчивые поручения: помочь разложить тарелки, полить цветы, покормить птичку. Лучше, если у ребенка будет в этих «делах» напарник, причем все время один и тот же, к которому он привыкнет.

И на прогулках, когда все малыши строятся «по парам», и в играх попросите воспитателя подбирать «пару» для вашего малыша. Желательно, чтобы это был один и тот же ребенок, общительный и неагрессивный. Ведь самый важный шаг на пути к самоуверенности — найти друга. Мама Лиза заметила большие перемены в поведении своего стеснительного сына Вани, когда воспитательница стала ставить в пару с ним одного и того же мальчика. «Нам очень помогло то, что «напарник» Вани — один из самых общительных малышей в группе», — говорит Лиза.

Намечается утренник? Подробно расспросите воспитателя, как это будет происходить. И расскажите малышу. Если ребенок панически боится любых выступлений — не старайтесь вытребовать роль Мальвины или Главного Зайчика. Пусть он сначала пробует свои силы в чтении стихов в семейном кругу, затем — в кругу ваших друзей. Когда освоит эту аудиторию, можно начинать приобщать его к выступлениям публичным. А вот если малыш уже не боится «сцены» и смело танцует «казачок» на праздниках — попросите дать ему роль более заметную. Публичные выступления очень помогают приобретать веру в себя.

Надо

* Позволяйте малышу бороться с собой.

* Постарайтесь не отвечать за него. Например, когда спрашивают, сколько ему лет. Даже если он долго и мучительно будет одолевать свою застенчивость, боясь ответить, — это пойдет ему на пользу.

* Знакомьте вашего малыша с разными людьми, местами, пищей, музыкой.

* Множество новых впечатлений в самом раннем детстве — залог будущей уверенности в себе. Но соблюдайте меру, не давая малышу перевозбудиться.

Не надо

* He зовите вашего ребенка стеснительным.

* Если вы «наклеиваете ярлык», это дает дочке негласное право такой и оставаться.

* Не требуйте, чтобы ваш малыш стал самым популярным ребенком детсадовской группы.

* Ему не нужно миллиона друзей, чтобы быть счастливым. Достаточно нескольких.

Мама, не бросай меня!

Робким детям нужны занятия в кружках и студиях. Но ведь их они тоже боятся? Дочь Ларисы, 4-летняя Аня, очень хочет танцевать. Но когда мама собралась уходить с первого занятия, оставляя дочь в группе, у Ани случилась истерика. Мама поняла: занятия Ане нравятся, но она боится оставаться одна. «Я сказала ей: «В первый раз я буду сидеть в углу все занятие». А во второй раз я сказала: «Я останусь на какое-то время, затем помашу тебе рукой и уйду». Каждое занятие Лариса сокращала время своего пребывания. Через месяц Аня чувствовала себя достаточно уверенно, даже оставаясь одна.

Помогите ребенку подружиться с другими ребятами из секции. Отведя малыша на занятия, останьтесь в комнате или на стадионе наблюдателем. После занятия поговорите с другими малышами о том, как оно прошло. Прежде чем отдавать робкого малыша в командный спорт (например, футбол), попробуйте спорт индивидуальный — фигурное катание или гимнастику.

Чужая родня

Многолюдные праздники заставляют стеснительных малышей паниковать, даже если они знакомы с большинством гостей. Собираясь на день рождения к тете или к дедушке, обсудите с малышом состав приглашенных. Расскажите, кто будет на празднике, и, даже если ребенок видел их раньше, покажите фотографии. Если вы хозяйка праздника, попросите малыша помочь. Он может вместе с вами накрывать на стол, когда гости уже пришли, — так ребенок продемонстрирует свою значимость и нужность. Для робкого малыша очень важно быть «при деле». Научите чадо быть вежливым, здороваться, благодарить за поздравления. Но не заставляйте его обнимать и целовать родственников.

На разных уровнях

Разговаривать со взрослыми — это так страшно! Соседки, проводящие все дни на скамейке перед подъездом, жалуются Инне: «Ваша Оля такая невоспитанная! Никогда не здоровается! Хотя проходит мимо по четыре раза в день!» Инна просит стоящую рядом дочку поздороваться. Но девочка, потупившись, молчит с упорством партизана. Инна краснеет и злится, не понимая, как ее скромная и послушная Оленька может быть упрямой и невежливой. И не понимает, что для девочки это очень страшно — сказать что-то взрослому.

Робкие дети могут показаться невежливыми. Настойчиво учите малыша хорошим манерам: на практике и личным примером. Например, придерживайте в магазине дверь для остальных покупателей. Побуждайте к тому, чтобы малыш сам отвечал на вопросы взрослых, говорил, например, «спасибо» продавцам.

Вместе заходите в гости к пожилой одинокой соседке. Вы с малышом можете помочь ей по хозяйству или даже просто пообщаться — она будет так рада с вами поговорить! Приведите малыша с собой на работу. В библиотеке попросите его сказать, какую сказку вы ищете. Даже такие мелочи помогают поверить в себя.

Мария Кожевникова.

Источник: журнал «Счастливые родители»

Сценарий родительского собрания «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» материал на тему

Родительское собрание

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Форма проведения : беседа с элементами обучающего тренинга.

Цель : помочь родителям в преодолении застенчивости и неуверенности.

Задачи: — выявить и обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьников

-способствовать формированию у родителей желания помочь своему ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

— научить родителей способам преодоления застенчивости и неуверенности у детей.

Подготовительная работа : анкетирование, подготовка памяток.

Ход собрания

Учитель:

-Почти каждый из нас испытывает в своей жизни чувство страха. Кто боится летать самолётом, кто-то – боится собак, кто-то ещё чего-либо. Но этого можно избежать. А как быть, тем, кто боится людей? Прежде всего , это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на уроках, перемене. Такие дети часто знают учебный материал урока, но бояться отвечать перед классом, бояться ошибиться .

Часто у педагогов , работающих с такими детьми, складываются неправильные впечатления о таких детях . Ребёнок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестаёт общаться со сверстниками, старается побыстрее убежать со школы Постепенно формируется низкий статус его в коллективе. Серая, безрадостная картина, не правда ли? А если и дома ребёнок не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться, а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены . Он может вернуться к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи — снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное поведение неуверенного в себе ребенка в младших классах выражается в замкнутости, стеснительности, робости( примеры из практики родителей и педагога).

Дети служат зеркалом взрослых. Если вы по своей натуре человек неуверенный и стеснительный, то ребенок вряд ли будет вешаться на шею первому встречному. С другой стороны , вы испытываете стыд за него и ребенок, чувствуя это, не знает, зачем он нужен в этом мире , каким он есть и каким должен быть, чтобы вы его любили просто за то, что он ваш ребенок. Есть еще одно — это темперамент, который закладывается при рождении и, как правило, не меняется. Детей воспитывают не слова, а поступки взрослых и его окружение. Стеснительный? — Значит, его когда-то стеснили, вогнали в те рамки, которые теперь ему и мешают проявлять себя в социуме.

Дети изначально рождаются свободными и ощущают настоящее всемогущество, не зря у Фрейда, это мышление и обозначено как «магическое мышление».

Но вот что происходит после? — Это уже воля тех, кто с ним, кто его ставит в рамки и стесняет. Попробуйте не бегать решать его проблемы, по его первому зову, постепенно возвращая ему его чувство всемогущества и уверенности в себе.

2. Анализ анкет учащихся и родителей ( приложения) в сопоставлении.

3. Практические упражнения ( тренинг).

Такой практикум поможет родителям помочь своим детям в преодолении застенчивости и неуверенности .Совсем не обязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения, достаточно, если их будет выполнять активная часть родителей или работа будет проходить в группах, где они сами будут осваивать все предложенные упражнения и проигрывать их перед другими родителями ( самостоятельная работа )

Самое главное правило , которого нужно придерживаться родителям: регулярность проведения упражнений со своим ребёнком , заинтересованность и родителя и ребёнка в результате .

Упражнение 1 » Мои эмоции»

Предложите ребёнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает ( страх, стыд, ужас, неуверенность, застенчивость). Очень хорошо, если ребёнок это проиграет, показывая при этом не только жестами, мимикой, но голосом.

Упражнение 2 «Неоконченный рассказ»

Предложите ребёнку продолжить рассказ, начатый вами .Например: «Девочка пошла гулять на улицу и…»

Упражнение 3. » Автопортрет»

Предложите ребёнку нарисовать свой портрет и описать с положительной стороны. Пусть ребёнок ещё раз опишет этот портрет, но от лица другого человека. .Например: » На этом портрете изображён мальчик, который…»

Упражнение 4. » Зеркальце»

Ребёнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его : » Свет мой, зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее?», выяснив, какие хорошие качества есть у ребёнка.

Упражнение 5. » Маски»

Ребёнку предлагается надеть разные маски ( например, сказочных персонажей) и представить себя в их образе с помощью пантомимы, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Разговор по телефону»

Дайте ребёнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора : зло, ласково, грубо, напористо, нежно, сердечно и т. д.

Упражнение 7. » Сказочное волшебство»

Назовите ребёнку сказочного персонажа с отрицательными чертами характера, пусть ребёнок придумает сказку , в которой этот персонаж становится положительным героем.

Упражнение 8. «Дневник»

Учите своего ребёнка записывать переживания и события, связанные с ним. Пусть ребёнок время от времени их перечитывает. С течением времени некоторые ситуации нам кажутся нелепыми, даже смешными.

В заключении , можно предложить родителям ещё одно упражнение » Подарок» с целью завершения тренинга , ( на него отводится до 7 минут)

Учитель «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить вашему товарищу, чтобы взаимодействие с ним стало еще эффективнее, а отношения– более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас подарит ему. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие .» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить товарищу. «Давайте наградим себя за успешное проведение нашего собрания бурными аплодисментами!»
Все перечисленные упражнения помогут вам преодолеть неуверенность вашего ребёнка.

-Уважаемые родители, помните, что вы должны дать понять своему ребёнку, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и любому взрослому человеку. .
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой плачевной ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ребенку , почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

4. Обсуждение памяток для родителей.

5. Подведение итогов. Рефлексия: «Наше собрание подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?

Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!

Приложения

Памятка для родителей № 1

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.

· Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

· Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников.

· Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придает ему уверенность в своих силах.

· Если сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не мешайте ему.

· Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

· Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

· Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

· Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

· Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

· Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

— Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

— Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

— Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

— Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

— Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

— Не мешайте своему ребенку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

— Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

— Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

— Радуйтесь его победам над собой.

— Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Памятка для родителей №3

Важно:

  • Ставить выполнимые задачи.
  • Доводить начатое до конца.
  • Давать самостоятельные задания.
  • Любой положительный результат – хвалить, ободряюще поддерживать.
  • Приветствовать инициативу, давать волю фантазии, предлагать выбрать варианты.
  • Давать возможность права на ошибку.
  • Подавать пример ребенку.
  • Ставить в пример другим.

Нельзя:

  • Усложнять задачи, если ребенок к этому не стремится.
  • Сравнивать ребенка с другими детьми (в том числе его братьями и сестрами). Каждый сам по себе лучший и неповторимый, даже если что-то делает хуже.
  • Перехваливать – похвала должна выступать стимулом, а не быть пустым звуком. Ребенок должен понять, что похвалу нужно заслужить.
  • Пресекать инициативу, осуждать .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *