Почва

Почва на дачном участке, словно живой организм. В ней постоянно происходят невидимые глазу изменения. Но все они обязательно отражаются на внешнем виде и урожайности садовых культур. Поэтому стоит тщательно разобраться во всех особенностях грунта!

По составу, плотности, окраске почвы бывают очень разные. Наверняка вы замечали, что даже в пределах дачного участка могут быть особенности: где-то чуть больше песка, где-то попадаются мелкие камешки. И количество червей не везде одинаковое. От состояния почвы зависит будущее развитие растений. Поэтому стоит вовремя выяснить недостатки грунта и затем улучшить его.

Как определить тип почвы на участке

Если вы только присматриваете себе дачный участок или вас беспокоит, что растения стали чаще болеть и меньше плодоносить, стоит обязательно узнать, из чего состоит плодородный слой почвы.

Существует несколько способов, которые помогут определить состав почвы на участке. Самый простой, но и самый дорогой, – отнести фрагмент грунта на химическое лабораторное исследование. Рекомендуется взять несколько проб из разных мест и ни в коем случае их не перемешивать, чтобы получить точный результат.

Если нет возможности обратиться к специалистам, вы можете самостоятельно определить, какая почва на садовом участке. Для этого руководствуйтесь представленной таблицей. В ней описаны основные виды почв, их характеристики и особенности при выращивании растений.

Тип почвы Характеристика Особенности
Подзолистая Белесая по цвету, неплодородная, кислая. Бедна гумусом и питательными элементами. Требует внесения органики и минеральных удобрений, а также извести.
Дерново-подзолистая Имеет серовато-коричневый цвет, комковато-порошистую структуру, среднюю кислотность. Богата гумусом, плодородна. Хорошо поддается окультуриванию.
Чернозем Самая плодородная почва, содержит до 8% гумуса. Имеет насыщенный темный цвет, комковатую или зернистую структуру. Практически не требует удобрений. При добавлении к другим почвам дает оздоровительный эффект.
Серая лесная Тяжелая, слабокислая, с ореховой структурой. Гумуса от 2 до 4%. Светло-серый цвет. Бедна минеральными веществами. Требует мероприятий по удержанию влаги и защите от выветривания.
Торфянистая Обладает высокой кислотностью и низким плодородием. Плохо проводит тепло, поэтому дольше оттаивает после зимы. Имеет темный цвет и губчатую структуру. Требует мелиорации для повышения плодородности. Нуждается в регулярном известковании.
Луговая пойменная Имеет темный цвет и зернистую структуру, богата гумусом. Отличается высоким плодородием. Хорошо поддается мелиорации.
Песчаная Хорошо пропускает воздух и воду. Быстро прогревается. Содержит мало питательных веществ. Рассыпается в руках. Цвет светло-коричневый или серый. Необходимо регулярно вносить органические и минеральные удобрения.
Суглинистая

Бывает трех типов: легкая, средняя и тяжелая. Первые два содержат больше песка, умеренно пропускают влагу. Имеет рыхлую структуру. Цвет бурый или желто-красный.

Тяжелый суглинок богат глиной и плохо впитывает влагу. По своим свойствам близок к глинистой почве.

Необходимо известковать раз в 3-4 года, вносить песок и торф в качестве разрыхлителей.
Глинистая Красновато-коричневого, рыжего цвета. Липнет к рукам, пластична. Плохо впитывает влагу. С трудом поддается перекопке, медленно прогревается. Богата питательными веществами. Снаружи покрыта засохшей коркой. Необходимо вносить песок и торф, проводить мульчирование. Хороший эффект дает дренаж.

Чтобы понять, какая у вас на участке плодородная почва: чернозем или торф, отожмите кусок земли и положите на солнце. Торф быстро высохнет, а чернозем дольше удержит влагу.

Для определения вида почвы можно использовать и обычный стакан с водой. Добавьте в него ложку грунта, перемешайте и оставьте на пару часов. Затем посмотрите, что получилось:

  • вода почти чистая, на дне небольшой слой осадка –почва суглинистая;
  • чистая вода с осадком из песчинок и камешков – песчаная;
  • мутная вода с небольшим осадком и плавающими кусочками взвеси – торфяная;
  • мутная вода, осадок тонкий – глинистая.

Наиболее плодородные почвы, подходящие для выращивания растений: чернозем, легкий или средний суглинок.

Как наиболее точно определить кислотность почвы

Кислотность почвы – одна из важнейших характеристик в земледелии. На дачных участках почвы чаще всего закислены или обладают нейтральной реакцией. Щелочные встречаются редко и в основном в том случае, если неправильно проводились процедуры по снижению кислотности.

Для определения уровня рН почвы используют несколько способов. Так, большое распространение получила лакмусовая бумага (цветовые тесты). Для проведения теста землю заворачивают в кусок ткани и помещают в воду в соотношении 1:1.

К сожалению, такие измерения не всегда верны, потому что в торфе и глине, например, много коллоидных частиц, из-за которых положительно заряженные ионы обнаруживаются с трудом. В итоге лакмусовая бумажка показывает нейтральный уровень кислотности, в то время как почва на самом деле кислая. Такими же погрешностями обладает и рН-метр – прибор для измерения водородного показателя почвенного раствора.

Что же делать в таком случае? Попробуйте одновременно применить и другие способы. Так, хорошо себя зарекомендовало определение кислотности с помощью растений-индикаторов. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кислая почва на участке также легко определяется по следующим признакам:

  • растения часто болеют: появляется кила у редиса и капусты, лук страдает шейковой гнилью, косточковые деревья сбрасывают завязи;
  • в сухом состоянии земля слеживается большими кусками;
  • в слое земли видна белая прослойка, напоминающая золу.

Можно также попробовать народный метод определения кислотности почвы. Для этого в стеклянную емкость положите несколько листов черной смородины или вишни, залейте кипятком. После остудите и поместите в воду немного земли с участка. Если спустя некоторое время вода:

  • покраснела – почва кислая;
  • посинела – слабокислая;
  • позеленела – реакция нейтральная.

Как быстро улучшить почву на участке

После того как вы выяснили, какой тип почвы преобладает на вашем участке, пора приниматься за работы по ее улучшению. Редкий дачник может похвастаться идеальным состоянием грунта. Но если вы хотите получать хорошие урожаи, то начинать нужно именно с почвы.

Много хлопот приносит глинистая почва на участке. Но не спешите избавляться от желанной дачи. Воспользуйтесь проверенными способами по улучшению грунта!

Способ 1

Универсальным средством является внесение органики. Именно она «перезагружает» состояние почвы и насыщает ее полезными бактериями. На 1 кв.м грядок достаточно 2 ведер перепревшего навоза или 1 ведра опилок. Чтобы не лишать растения азота, который будут потреблять бактерии, обязательно замочите опилки в мочевине (на одно ведро – 50 г). Можно также использовать перегной, компост, древесную стружку, измельченную кору и т.д.

Глинистую землю лучше не перекапывать, а рыхлить. После такой процедуры восстанавливается воздухообмен, почва хорошо впитывает воду, а ростки сорняков погибают.

Способ 2

Стоит также провести известкование глинистой почвы. Лучше делать это раз в 3-4 года осенью, после окончания дачных работ. На 1 кв.м требуется от 250 до 600 г и более молотого известняка, в зависимости от кислотности почвы. Также в качестве материала подходит гашеная известь, доломитовая мука, мел, древесная и торфяная зола и др.

Способ 3

Хороший эффект дает дренаж участка своими руками, на глинистой почве для этого выкапывают траншеи. Такой способ необходим, если грунт перенасыщен влагой и никак не может просохнуть.

Если земля полностью истощена, можно снять слой почвы на участке и засыпать его свежим черноземом. После этого ежегодно удобряйте почву перед посадкой, поддерживайте баланс питательных веществ и следите за кислотностью.

Чтобы улучшить песчаную почву, внесите достаточное количество удобрений. На 1 кв.м – 7 кг навоза или компоста, можно также добавить торф. Отличный эффект дают сидераты – высадите на грядках овес, рожь, клевер, а затем скосите и заделайте на глубину 5-7 см. Восстановить почву поможет также глиняный порошок: 2 ведра на 1 кв.м.

Хорошим знаком будет появление в почве дождевых червей. Это значит, что вы все сделали правильно!

Как сделать участок плодородным

Возможно, вы сталкивались с такой проблемой: несмотря на подкормку, растения плохо растут и слабо плодоносят. Все дело в том, что важно не только количество удобрений, но и их усвояемость. Поэтому стоит вместо очередной дозы аммиачной селитры или нитроаммофоски провести структурирование почвы, то есть повысить ее впитывающие способности.

Растения любят, когда почва состоит из комочков, пропитанных влагой и питательными веществами, а в промежутках много воздуха, насыщенного кислородом. Чтобы таким образом структурировать почву, существуют разные способы.

В последнее время популярность приобрели гуминовые препараты. В их состав входят природные гуматы – вещества, которые активизируют работу полезных бактерий, стимулируют рост растений и повышают их устойчивость к болезням и вредителям, а также улучшают физические свойства почвы.

Чаще всего гуминовые добавки выпускаются в жидком виде. Средства приносят пользу растениям на всех этапах развития, поэтому можно использовать их не только для подкормки, но и для замачивания семян перед посевом и внесения в лунку перед посадкой.

Торф, биогумус и сапропель (илистые отложения) содержат естественные гуминовые вещества.

Чтобы окультурить почву, можно также использовать современные ЭМ-препараты. Они содержат эффективные микроорганизмы, которые активно размножаются и тем самым уничтожают болезненную микрофлору, формируют из органики питательные вещества для растений. Для обработки 1 кв.м участка разведите 3 мл средства в 3 л воды. Эти правила помогут вам усилить действие препарата:

  • лучше проводить обработку в мае, когда воздух прогреется до 15°С, и микроорганизмы начнут активно размножаться;
  • перед поливом обязательно внесите в почву органику, которая послужит пищей для полезных бактерий;
  • накройте обработанный участок полиэтиленом – тепло запустит рост и размножение микроорганизмов;
  • прежде чем высаживать растения, подождите 2-3 недели после обработки, это позволит микрофлоре равномерно распределиться и встроиться в пищевую цепь.

Строго соблюдайте дозировку, чтобы не перенасытить почву, иначе микроорганизмы начнут перерабатывать высаженные растения.

Итак, вы узнали больше о составе почвы, разобрались, какой грунт у вас на даче и даже изучили способы его улучшения. Продолжайте наблюдения. Можете даже завести дневник, где из года в год будете записывать изменения, которые происходят с почвой. Читайте дополнительную литературу, углубляйте свои знания, и растения будут чувствовать себя прекрасно!

Почва

По́чва

Особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; состоит из генетически связанных горизонтов (образуют почвенный профиль), возникающих в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха и организмов; характеризуется плодородием (см. Плодородие почвы). Представление о П. как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти 19 в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. До этого П. обычно рассматривали в качестве одного из геологических образований. Плодородие почвы, т. е. способность обеспечивать растения водой и пищей, позволяет ей участвовать в воспроизведении биомассы (См. Биомасса) (см. также Биологическая продуктивность). Природное плодородие имеет различный уровень, зависящий от состава и свойств П. и факторов почвообразования. Под влиянием агротехнических, агрохимических и мелиоративных воздействий П., являющаяся в сельском хозяйстве основным средством производства (см. Земля как средство производства), приобретает эффективное, или экономическое, плодородие, показателем которого служит урожайность с.-х. культур.

Основные факторы почвообразования — климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф и геологический возраст территории, а также хозяйственная деятельность человека. Климат влияет на характер выветривания (См. Выветривание) горных пород, воздействует на тепловой и водный режимы П., обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир. Материнская порода в процессе почвообразования превращается в П. От её гранулометрического (механического) состава и структурных особенностей зависят физические свойства П. — водо- и воздухопроницаемость, водоудерживающая способность и пр., а следовательно, Водный режим почвы, Тепловой режим почвы, воздушный режим, скорость передвижения веществ в П. и др. Минералогический состав материнской породы определяет минералогический и химический состав П. и первоначальное содержание в ней элементов питания для растений. Растительность непосредственно воздействует на П.: корни рыхлят и оструктуривают почвенную массу, извлекают из неё минеральные элементы. В естественных условиях минеральные и органические вещества поступают в П. и на её поверхность в виде корневого и наземного опада. Годовое количество опада изменяется примерно от 5—6 ц/га в пустынях и 10 ц/га в арктических тундрах до 250 ц/га во влажных тропических лесах. Различен и качественный состав опада: его зольность изменяется от 1 до 15%. В П. опад подвергается воздействию микрофлоры, минерализирующей до 80—90% его массы и участвующей в синтезе гумусовых веществ, которые образуются из продуктов распада и микробных метаболитов. Представители животного мира (главным образом беспозвоночные, живущие в верхних горизонтах П. и в растительных остатках на поверхности) в процессе жизнедеятельности значительно ускоряют разложение органических веществ и способствуют формированию органо-минеральных почвенных агрегатов, т. е. структуры П. Основное влияние рельефа заключается в перераспределении по земной поверхности климатических (влаги, тепла и их соотношения) и др. факторов формирования П. Время развития зрелого почвенного профиля для разных условий — от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. Возраст территории вообще и П. в частности, а также изменения условий почвообразования в процессе их развития оказывают существенное влияние на строение, свойства и состав П. При сходных географических условиях почвообразования П., имеющие неодинаковые возраст и историю развития, могут существенно различаться и принадлежать к разным классификационным группам. Хозяйственная деятельность человека влияет на некоторые факторы почвообразования, например на растительность (вырубка леса, замена его травянистыми фитоценозами и др.), и непосредственно на П. путём её механической обработки (см. Обработка почвы), мелиорации, внесения минеральных и органических удобрений и т.п. При соответствующем сочетании этих воздействий можно направленно изменять почвообразовательный процесс и свойства П. В связи с интенсификацией сельского хозяйства (См. Интенсификация сельского хозяйства) влияние человека на почвенные процессы непрерывно возрастает.

Состав и свойства почвы. П. состоит из твёрдой, жидкой, газообразной и живой частей. Соотношение их неодинаково не только в разных П., но и в различных горизонтах одной и той же П. Закономерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов П. к нижним и увеличение интенсивности преобразования компонентов материнской породы от нижних горизонтов к верхним. В твёрдой части преобладают минеральные вещества. Первичные минералы (кварц, полевые шпаты, роговые обманки, слюды и др.) вместе с обломками горных пород образуют крупные фракции; вторичные минералы (гидрослюды, монтмориллонит, каолинит и др.), формирующиеся в процессе выветривания, — более тонкие. Рыхлость сложения П. обусловливается полидисперсностью состава её твёрдой части, включающей частицы разного размера (от коллоидов почвы (См. Коллоиды почвы), измеряемых сотыми долями мк, до обломков диаметром в несколько десятков см). Основную массу П. составляет обычно мелкозём — частицы менее 1 мм. Гранулометрический состав П. определяется относительным содержанием в ней частиц различной величины, объединяемых в группы — гранулометрические фракции. В СССР принята следующая классификация почвенных частиц по размерам:

В зависимости от соотношения физической глины (частиц мельче 0,01 мм) и физического песка (крупнее 0,01 мм) П. по гранулометрическому составу разделяют на группы (разновидности): песок рыхлый и связный, супесь, суглинок лёгкий и средний, глина лёгкая, средняя и тяжёлая. Более подробное деление проводят по преобладанию среди частиц гравия, песка, крупной пыли, пыли и ила. В СССР чаще применяют классификацию П. по гранулометрическому составу, предложенную Н. А. Качинским.

Твёрдые частицы в естественном залегании заполняют не весь объём почвенной массы, а лишь некоторую его часть; др. часть составляют поры — промежутки различного размера и формы между частицами и их агрегатами. Суммарный объём пор называется пористостью П. Для большинства минеральных П. эта величина варьирует в пределах от 40 до 60%. В органогенных (торфяных) П. она возрастает до 90%, в заболоченных, оглеенных, минеральных — уменьшается до 27%. От пористости зависят водные свойства П. (водопроницаемость, водоподъёмная способность, влагоёмкость) и плотность П. В порах находятся почвенный раствор и почвенный воздух. Соотношение их непрерывно меняется вследствие поступления в П. атмосферу осадков, иногда оросительных и грунтовых вод, а также расхода влаги — почвенного стока, испарения, десукции (отсасывание корнями растений) и др. Освобождающееся от воды поровое пространство заполняется воздухом. Этими явлениями определяется воздушный и водный режимы почвы. Чем больше поры заполнены влагой, тем затруднительнее газовый обмен (особенно О2 и СО2) между П. и атмосферой, тем медленнее протекают в почвенной массе процессы окисления и быстрее — процессы восстановления. В порах также обитают почвенные микроорганизмы. Плотность П. (или объёмная масса) в ненарушенном сложении определяется пористостью и средней плотностью твёрдой фазы. Плотность минеральных П. от 1 до 1, 6 г/см3, реже 1,8 г/см3, заболоченных оглеенных — до 2 г/см3, торфяных — 0,1—0,2 г/см2.

С дисперсностью сопряжена большая суммарная поверхность твёрдых частиц: 3—5 м2/г у песчаных П., 30—150 м2/г у супесчаных и суглинистых, до 300—400 м2/г у глинистых. Благодаря этому почвенные частицы, особенно коллоидная и илистая фракции, обладают поверхностной энергией, которая проявляется в поглотительной способности почвы (См. Поглотительная способность почвы) (см. также Почвенный поглощающий комплекс) и буферности почвы (См. Буферность почвы).

Минералогический состав твёрдой части П. во многом определяет её плодородие. Органических частиц (растительные остатки) содержится немного, и только торфяные П. почти полностью состоят из них. В состав минеральных веществ входят: Si, Al, Fe, К, N, Mg, Ca, Р, S; значительно меньше содержится микроэлементов (См. Микроэлементы): Cu, Mo, I, В, F, Pb и др. (см. также Биогеохимические провинции). Подавляющее большинство элементов находится в окисленной форме. Во многих П., преимущественно в П. недостаточно увлажняемых территорий, содержится значительное количество CaCO3 (особенно если П. образовались на карбонатной породе), в П. засушливых областей — CaSO4 и др. более легко растворимые соли; П, влажных тропических областей обогащены Fe и Al. Однако реализация этих общих закономерностей зависит от состава почвообразующих пород, возраста П., особенностей рельефа, климата и т.д. Например, на основных изверженных породах формируются П. более богатые Al, Fe, щёлочноземельными и щелочными металлами, а на породах кислого состава — Si. Во влажных тропиках на молодых корах выветривания (См. Кора выветривания) П. значительно беднее окислами железа и алюминия, чем на более древних, и по содержанию сходны с П. умеренных широт. На крутых склонах, где эрозионные процессы весьма активны, состав твёрдой части П. незначительно отличается от состава почвообразующих пород. В засоленных почвах содержится много хлоридов и сульфатов (реже нитратов и бикарбонатов) кальция, магния, натрия, что связано с исходной засоленностью материнской породы, с поступлением этих солей из грунтовых вод или в результате почвообразования.

В состав твёрдой части П. входит органическое вещество, основная (80—90%) часть которого представлена сложным комплексом из гумусовых веществ, или Гумуса. Органическое вещество состоит также из соединений растительного, животного и микробного происхождения, содержащих клетчатку, лигнин, белки, сахара, смолы, жиры, дубильные вещества и т.п. и промежуточные продукты их разложения. При разложении органических веществ в П. содержащийся в них азот переходит в формы, доступные растениям. В естественных условиях они являются основным источником азотного питания растительных организмов. Многие органические вещества участвуют в создании органо-минеральных структурных отдельностей (комочков). Возникающая т. о. структура П. во многом определяет её физические свойства, а также водный, воздушный и тепловой режимы. Органо-минеральные соединения представлены солями, глинисто-гумусовыми комплексами, комплексными и внутрикомплексными (хелаты) соединениями гумусовых кислот с рядом элементов (в их числе Al и Fe). Именно в этих формах последние перемещаются в П.

Жидкая часть, т. е. Почвенный раствор, — активный компонент П., осуществляющий перенос веществ внутри неё, вынос из П. и снабжение растений водой и растворёнными элементами питания. Обычно содержит ионы, молекулы, коллоиды и более крупные частицы, превращаясь иногда в суспензию.

Газообразная часть, или почвенный воздух, заполняет поры, не занятые водой. Количество и состав почвенного воздуха, в который входят N2, O2, CO2, летучие органические соединения и пр., не постоянны и определяются характером множества протекающих в П. химических, биохимических, биологических процессов. Например, количество CO2 в почвенном воздухе существенно меняется в годовом и суточном циклах вследствие различной интенсивности выделения газа микроорганизмами и корнями растений. Газообмен между почвенным воздухом и атмосферой происходит преимущественно в результате диффузии CO2 из П. в атмосферу и O2 в противоположном направлении.

Живая часть П. состоит из почвенных микроорганизмов (См. Почвенные микроорганизмы) (бактерии, грибы, актиномицеты, водоросли и др.) и представителей многих групп беспозвоночных животных — простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок, роющих позвоночных и др. (см. Почвенная фауна). Активная роль живых организмов в формировании П. определяет принадлежность её к биокосным природным телам — важнейшим компонентам биосферы.

Процессы в почве. В процессе почвообразования материнская порода расчленяется на Почвенные горизонты, которые образуют Почвенный профиль. В поверхностных горизонтах накапливаются органическое вещество, азот и фосфор, обменные соединения алюминия, кальция, магния, калия, натрия; во многих случаях происходит потеря силикатных соединений (за исключением кремнезёма в форме кварца). Под влиянием факторов почвообразования в П. протекают разнообразные процессы, которые можно объединить в следующие основные группы: 1) обмен веществами и энергией между П. и др. природными телами; 2) процессы превращения веществ и энергии, происходящие в самом почвенном теле без перемещения веществ; 3) процессы передвижения веществ и энергии в П. (см. также Круговорот веществ на Земле). К первой группе относят: многосторонний обмен газами, влагой и твёрдыми частицами в системе атмосфера — П. — растительность (надземные органы); двусторонний обмен газами и влагой с растворёнными в ней веществами в системе П. — грунт (породы, залегающие под П., включая почвообразующую и подстилающую); обмен коротко- и длинноволновой радиацией в системе солнце — растительность — П. — атмосфера — космическое пространство; многосторонний обмен тепловой энергией в системе атмосфера — растительность — П. — грунт; двусторонний обмен зольными веществами, соединениями азота, CO2 и O2 в системе П. — высшая растительность; преимущественно одностороннее поступление влаги из П. в растения (через корни); одностороннее поступление в П. органического вещества, синтезированного высшими растениями, несущего в себе аккумулированную энергию. Вторая группа включает огромное количество весьма разнообразных процессов: разложение органических соединений и синтез гумусовых веществ; синтез и распад микробной плазмы; образование и распад органо-минеральных соединений, т. е. процессы, связанные с круговоротом углерода (разложение углеводов, дубильных веществ, лигнина и др.); процессы, связанные с круговоротом азота, — Аммонификация, Нитрификация и Денитрификация, фиксация атмосферного азота (см. Азотфиксация); разложение и превращение первичных и вторичных минералов и синтез вторичных; окисление и восстановление, особенно железа и марганца; замерзание и оттаивание почвенной влаги, её внутрипочвенное испарение, конденсация и т.д. Третья группа: передвижение почвенного воздуха под влиянием меняющихся давления и температуры; диффузное передвижение газов и водяного пара, передвижение почвенного раствора под действием силы тяжести, капиллярных, сорбционных и осмотических сил; передвижение почвенной массы роющими животными, под влиянием давления корней и др.

Почвенные процессы протекают в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, охватывая всю почвенную толщу или сосредоточиваясь в отдельных частях. Происходят они в гравитационном поле Земли, имеют циклический характер, сопряжённый с цикличностью поступления на поверхность П. радиационной энергии (суточные, годовые и многолетние циклы) и с биологической цикличностью живых организмов. Цикличность процессов не означает полного возврата П. в исходное состояние. Результаты циклических процессов, происходящих в почвенной массе с самого начала формирования, и определяют становление, развитие и эволюцию П. Существо процессов, их интенсивность в разных объёмах П. неодинаковы, большое влияние на них оказывает глубина от поверхности. П. как открытая система связана также с др. природными системами (атмосферой, грунтом, живыми организмами) взаимным и многосторонним обменом веществ.

Совокупности процессов формирования определённых почвенных горизонтов получили наименование элементарных почвенных процессов: образование степного войлока, лесной подстилки, торфа (накопление органических остатков на поверхности П.); гумусово-аккумулятивный процесс (накопление органо-минеральных соединений и зольных элементов в верхних горизонтах); засоление П. (передвижение солей в растворённом состоянии с последующим выпадением из раствора); расселение (вынос растворённых солей в нижние горизонты или за пределы П.); оглинивание, т. е. превращение первичных минералов во вторичные глинистые минералы (разложение первичных минералов и синтез вторичных); иллювиальные процессы (растворение различных веществ в верхних горизонтах П., перемещение растворов в более глубокие горизонты с осаждением некоторых веществ и их аккумуляцией); лессиваж — передвижение под влиянием силы тяжести мельчайших твёрдых частиц в составе суспензии; оглеение (восстановление элементов с переменной валентностью, в первую очередь железа и марганца, и связанное с этим обесструктуривание почвенной массы), осолонцевание, осолодение, оподзоливание, ожелезнение, ферралитизация, педокриогенез и др.

Основные типы почв и их распространение. Изменчивость в пространстве и во времени факторов почвообразования, а следовательно, и процессов, происходивших в П. в прошлом и совершающихся в настоящем, обусловливает большое разнообразие их в природе. До Докучаева П. классифицировали по отдельным свойствам — химическому составу, гранулометрическому составу и др. В основе современной генетической классификации П. лежит строение почвенного профиля, отражающее совокупность процессов становления, развития, эволюции П. и их режимы. Основная классификационная единица — генетический тип. Докучаевым выделялось 10 почвенных типов, в современных классификациях — более 100. Типы подразделяют на подтипы, роды, виды, разновидности, разряды и объединяют в классы, ряды, формации, генерации, семейства, ассоциации и т.п. Принцип объединения почвенных типов в более высокие единицы в различных классификациях неодинаков: экологический — по условиям почвообразования, эволюционно-генетический (или историко-генетический) — по связям между группами П., профильно-генетический — по строению почвенных профилей, их генезису и др. Важной частью почвенной классификации является диагностика П. — система объективных признаков, позволяющих разделять их на всех таксономических уровнях классификации. Особое значение имеют диагностические признаки для определения типов и более низких таксономических единиц, т.к. на большинстве почвенных карт (См. Почвенные карты) выделяют именно их ареалы. Большое практическое значение имеют прикладные (агропроизводственные, мелиоративные, лесоводственные и др.) группировки почв.

Единая международная классификация П. не разработана. Создано значительное число национальных почвенных классификаций; некоторые из них (СССР, США, Франция) включают все П. мира. Первая попытка создания мировой системы П. сделана ФЛО — ЮНЕСКО (1968—74) при составлении Международной почвенной карты мира.

Прилагаемая почвенная карта мира (см. карту) составлена на основе классификации П., разработанной в СССР. Преобладающая часть суши занята сравнительно ограниченным числом почвенных групп, преимущественных типов (выделены на карте), которые относились В. В. Докучаевым и Н. М. Сибирцевым к группе т. н. зональных П., возникающих под влиянием типичного для каждой природной зоны почвообразования. Характер размещения зональных П. на поверхности суши обширными полосами — зонами, вытянутыми вдоль полос с близким атмосферным увлажнением (в областях с недостаточным увлажнением) и с одинаковой годовой суммой температур (в областях с достаточным и избыточным увлажнением), создаёт основную закономерность пространственного распределения П. на равнинных территориях — горизонтальную почвенную зональность (широтную или меридианальную). Например, на Восточно-Европейской равнине отчётливо выражены широтные зоны тундровых почв (См. Тундровые почвы), подзолистых почв (См. Подзолистые почвы), серых лесных почв (См. Серые лесные почвы), чернозёмов (См. Чернозёмы), каштановых почв (См. Каштановые почвы), бурых пустынно-степных почв (См. Бурые пустынно-степные почвы). Ареалы подтипов зональных П. располагаются внутри зон также параллельными полосами, что позволяет выделить почвенные подзоны. Так, зона чернозёмов подразделяется на подзоны выщелоченных, типичных, обыкновенных и южных чернозёмов, зона каштановых почв — на темно-каштановые, каштановые и светло-каштановые.

В работах И. П. Герасимова и других учёных были установлены закономерные изменения свойств П. внутри зон и подзон, связанные с изменениями климата и некоторых др. биоклиматических условий. Это явление получило название провинциальности и фациальности и позволило выделить внутри зон и подзон провинции, а аналогичные провинции нескольких зон и подзон объединить в фации. Были выявлены различия рядов почвенных зон на разных континентах и крупных частях наиболее обширных континентов. Например, в восточной части Азии с С. на Ю. сменяются зоны тундровых, мерзлотно-таёжных, подзолистых почв и подбуров, бурых лесных почв, коричневых почв (См. Коричневые почвы) сухих лесов и кустарников, желтозёмов (См. Желтозёмы), краснозёмов (См. Красноземы), красно-жёлтых ферралитных П., а в центральной части (Западная Сибирь, Казахстан, Средняя Азия) — зоны тундровых почв, поверхностно-глеевых и подзолистых П., чернозёмов, каштановых, бурых пустынно-степных, серо-бурых пустынных П., серозёмов. Такие различия позволяют выделять почвенные области, каждая из которых характеризуется определённым рядом горизонтальных почвенных зон.

В горных странах отчётливо выражена высотная поясность П. В горах с недостаточным увлажнением смена вертикальных поясов обусловливается сменой степени увлажнения, а также экспозицией склонов (почвенный покров здесь приобретает экспозиционно-дифференцированный характер), а в горах с достаточным и избыточным увлажнением — изменением термических условий.

Рассмотренные почвенно-географической закономерности, обусловленные главным образом биоклиматическими факторами, создают зонально-провинциальное строение почвенного покрова. Однако внутри зон, подзон и провинций почвенный покров неоднороден. В нём наблюдаются более или менее частые смены П., связанные со сменой рельефа, почвообразующих пород, глубиной залегания грунтовых вод, т. е. зависящие главным образом от литолого-геоморфологических факторов. Эти смены в разной степени генетически связанных ареалов П., образующих определённый рисунок почвенного покрова, создают его структуру, все компоненты которой могут быть показаны лишь на крупномасштабных или детальных почвенных картах. Различные структуры почвенного покрова приурочены к определённым литолого-геоморфологическим и неотектоническим структурам, что отчётливо доказывает их тесную генетическую связь.

П. — один из природных компонентов, составляющих среду обитания человека. Нарушение почвенных процессов в результате неправильной эксплуатации почвенного покрова приводит к усиленной эрозии почвы (См. Эрозия почвы), её засолению и заболачиванию. Принятые «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1968) предусматривают систему мер, направленных на повышение плодородия П. и охрану её от эрозии. О мероприятиях по предупреждению загрязнения почв см. в ст. Санитарная охрана почвы.

А. А. Роде, В. М. Фридланд.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. почва — Поверхностный плодородный слой дисперсного грунта, образованный под влиянием биогенного и атмосферного факторов. Строительная терминология
  2. почва — орф. почва, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. почва — почва ж. 1. Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. 2. перен. Основа, опора. 3. Порода, на которой залегает полезное ископаемое. Толковый словарь Ефремовой
  4. Почва — Состоит из органических, минеральных, органоминеральных комплексных соединений, почвенной влаги, воздуха и живых существ, населяющих ее. Медицинская энциклопедия
  5. почва — Самый поверхностный слой суши земного шара, образовавшийся в результате разрушения горных пород под действием температур воздуха и атмосферных осадков, живых и мёртвых растений, животных и микроорганизмов. Биология. Современная энциклопедия
  6. почва — Это слово является преобразованием существительного подъшьва, к которому восходит и современное подошва. Этимологический словарь Крылова
  7. почва — ПОЧВА, ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая п. 2. перен. Основа, основание; опора. Заболевание на нервной почве. Оставаться на почве неоспоримых фактов. • На почве чего, в знач. предлога с род. Толковый словарь Ожегова
  8. почва — По́чв/а. Морфемно-орфографический словарь
  9. почва — ПОЧВА — самостоятельное естественноисторическое органо-минеральное тело природы… Ботаника. Словарь терминов
  10. почва — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? почвы, чему? почве, (вижу) что? почву, чем? почвой, о чём? о почве; мн. что? почвы, (нет) чего? почв, чему? почвам, (вижу) что? почвы, чем? почвами, о чём? о почвах… Толковый словарь Дмитриева
  11. почва — Природное образование, возникшее в результате воздействия воды, воздуха и живых организмов на поверхностные горизонты горных пород Земли. Основатель почвоведения – российский учёный В. География. Современная энциклопедия
  12. почва — ПОЧВА -ы; ж. 1. Верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь; земля. Повышение плодородия почвы. Глинистая, песчаная, чернозёмная п. Ощупывать почву ногами. Зондировать почву (также: пытаться предварительно прояснить что-л.). Толковый словарь Кузнецова
  13. почва — ПОЧВА, поверхностный слой земной коры, возникший в результате продолжительного действия почвообразоват. процессов. П. состоит из твёрдой, жидкой, газообразной и биологической частей. Твёрдая часть П. представлена минеральными и органич. Ветеринарный энциклопедический словарь
  14. ПОЧВА — ПОЧВА — природное образование, состоящее из генетически связанных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов (см. Большой энциклопедический словарь
  15. почва — ПОЧВА ж. (от почивать, лежать?) поверхность земли, верхний слой ее, по качеству своему, или || по возвышенью, уровню, как основанье местного уровня, подошва. Почва тучная, чернозем, растительный перегной, теплая, жаркая. Толковый словарь Даля
  16. ПОЧВА — ПОЧВА Слово почва этимологически родственно слову подошва. Согласно объяснению А. А. Потебни312, почва образовалось из подъшьва после утраты редуцированных звуков и вызванной этим процессом ассимиляции групп согласных, т. … Историко-этимологический словарь
  17. почва — Древнерусское – почва из подъшьва (то, на что наступает пятка). Слово «подъшва» в значении «основа» впервые встречается в «Книге о ратном деле», написанной в XVII… Этимологический словарь Семёнова
  18. почва — Почва — самостоятельное естественноисторическое органо-минеральное тело природы… Толковый словарь по почвоведению
  19. почва — На почве чего (книжн.) — вследствие, по причине чего-н., в силу условий, создаваемых чем- н. ► Осложнение на почве гриппа. Зондировать почву — предварительно разведывать что-н. с целью определить шансы на успех задуманного предприятия. ► Надо прозондировать почву насчет новых заказов. Фразеологический словарь Волковой
  20. почва — П’ОЧВА, почвы, мн. — спец., ·жен. 1. Верхй слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь, поверхность земли. Рыть почву. Обработка почвы. Столбы ушли глубоко в почву. Толковый словарь Ушакова
  21. почва — по́чва диал. также «подошвенная кожа», олонецк. (Даль). Вероятно, преобразовано из *подъшьвь (см. подо́шва), согласно Миклошичу (Мi. ЕW 339), Потебне (у Преобр. II, 118). Менее вероятно родство со ст.-слав. опакъ, пакы (см. Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. почва — см. >> дно, земля Зондировать почву Словарь синонимов Абрамова
  23. почва — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  24. почва — -ы, ж. 1. Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь; земля. Повышение плодородия почвы. □ Окрестности живописны: все холмы и долины. Почва состоит из глины, наносного ила, железняка и гранита. Малый академический словарь
  25. Почва — П. называется поверхностный горизонт земной коры, измененный совокупной деятельностью агентов выветривания (см.) при одновременном процессе накопления органических веществ. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. почва — Искон. Из подъшьва (см. подошва). Буквально — «то, на что наступает подошва». Этимологический словарь Шанского
  27. почва — ПОЧВА, природное образование, состоящее из генетически связанных почвенных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов. Является компонентом биогеоценозов. Сельскохозяйственный словарь
  28. ПОЧВА — ПОЧВА, поверхностный слой относительно мягкого материала, располагающийся поверх твердых пород, из которых состоит поверхность Земли. Научно-технический словарь
  29. почва — Почва, почвы, почвы, почв, почве, почвам, почву, почвы, почвой, почвою, почвами, почве, почвах Грамматический словарь Зализняка
  30. почва — (иноск.) — основание Беспочвенный — необоснованный Ср. Наука… выросла на почве предрассудков, вскормлена предрассудками и составляет теперь такую же квинтэссенцию из предрассудков, как ее отжившие бабушки: алхимия, метафизика и философия… Ант. Чехов. Фразеологический словарь Михельсона

Почвенный покров Земли кажется нам обычным и вечно существующим в природе. Однако это не так. Природа создавала почву в течение 4,5 миллиардов лет! Основой для образования почвы послужили продукты выветривания горных пород. Выветривание — это сложный процесс, результат совместного действия многих физических, химических и биологических факторов. Видео 37.

Условно это отражено в формуле: Горные породы + Солнце + воздух + вода + живые организмы = почва.

Процесс почвообразования никогда не прекращается, конечно, он идет и в наши дни, но очень медленно. Почва находится в постоянном процессе развития — формирования или разрушения.Длительность процесса образования почвенного покрова Земли обусловлена многими факторами. На образование почвы требуются многие тысячелетия. В то же время нерациональное природопользование, губительное для почвы, может уничтожить ее всего за несколько лет.

Как Вы думаете, следует почву отнести к возобновляемым, или невозобновляемым природным ресурсам? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Благодаря почвенному покрову Земли обеспечивается жизнь растений, животных и человека. Почва — важнейший компонент всех наземных экологических систем Земли и сама является уникальной экосистемой (см. подробнее темы 2 и 3). Она осуществляет связи живых организмов с литосферой, атмосферой и гидросферой. Почва — это объект изучения отдельной науки — почвоведения. Родоначальник почвоведения — выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев. В Петербурге находится Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, который является одним из крупнейших в мире музеев почвенно-экологического профиля. В музее можно получить ответы на вопросы — Что такое почва? Как она образуется? Что на этой почве растет? Кто в этой почве живет? Музей является хранителем богатейшей коллекции почв из различных природных зон мира.

В настоящее время ученые выделяют около ста типов почв. Почему существуют разные типы почв?

Многобразие почв связано, разумеется, с многообразием условий, в которых они формировались. Особенно большое значение имеют климат и свойства тех пород, из которых образовалась почва.

Рассмотрите рисунок и сравните чернозем, дерново-подзолистые и тундровые подзолистые почвы.

Знаете ли Вы, какие типы почвы характеры для Вашей местности? В почве имеется нескольких слоев, связанных между собой.Видео 38. Среди них различают коренную породу, которая подвергается выветриванию при выходах ее на поверхность, и материнскую, из которой формируется верхний слой почвы. Нижележащий слой называется подпочвой.

Уникальное свойство почвы — плодородие. Именно оно обеспечивает существование жизни на Земле. Плодородие почвы обусловлено содержанием в ней гумусных веществ (гумуса). Гумус — это скопление органических веществ, которые образовались при гниении растительных и других остатков живого. Он придает почве черный цвет и обеспечивает рост и развитие растений (т.е. жизнь на Земле). Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее. Больше всего гумуса содержится в черноземных почвах. Видео 39.

Из чего состоит почва?

Примерно 50% пространства в почве занимает воздух, заполняющий промежутки между твердыми частицами. Около 45% массы почвы приходится на долю минеральных веществ, около 5% — на долю органических веществ. Однако эти сведения о составе почвы не дают настоящего представления о ней.

Мы привыкли думать, что почва мало населена, что основная масса живых организмов находится на ее поверхности. Но это совсем не так! Для многих животных она является средой обитания. Все знают, что в почве живут и дождевые черви, и личинки насекомых, и сами насекомые. Почва служит местом гнездования и строительства жилищ для многих птиц и других животных. Расчеты ученых показывают, что масса живого в почве составляет ? массы живых обитателей лесов и более ? массы живого степной растительности.

Установлено, что чем меньше размеры организмов, тем больше их число в почве. Так, в 1 м3 почве находится несколько десятков миллионов червей и насекомых. А в 1 грамме почвы содержится более миллиона простейших микроорганизмов. В целом количество почвенных микроорганизмов на Земле ученые оценивают приблизительно в один миллиард тонн! Однако значение живых организмов в почвенных процессах определяется не их массой, а той огромное работой, которую они совершают. Видео 40.

Мы не замечает работу почвенных бактерий, которые непрерывно перерабатывают отмирающие части растений и других организмов. Но если бы она прекратилась, поверхность Земли была бы завалена этими остатками. Трудно представить, что было бы с нашей прекрасной Планетой через какие-нибудь сто лет! А дождевые черви, как известно, питаясь, заглатывают почву. Если в одном гектаре почвы обитает около 140 тысяч дождевых червей, то их масса составляет 500 кг! А это значит, что за один год они пропускают через свой организм около десяти тонн почвенной массы!

В чем заключается биосферная функция почвы?

Важно понимать, что для характеристики почвы недостаточно знать ее состав. Научное знание о почве связано с пониманием того, что она представляет собой сложное природное тело, имеющее определенное строение(структуру). Будем помнить: Почва — это не механическая смесь различных веществ. Почва — это сложнейшая система взаимодействия минеральных, органических веществ и живых организмов.

Благодаря их взаимодействию почва выполняет свои биосферные функции. Но, повторим, оно обеспечивается не только составом, но и строением почвы.

Почва состоит из очень мелких частиц. В пленке воды, обволакивающей почвенные частицы, живут микроскопические организмы. Более крупные поселяются между частицами почвы, как в пещерах. И те, и другие составляют с почвой единое образование. Тем, что живут на поверхности частиц, необходим воздух, а те, что находятся внутри частиц, способны жить без воздуха.

Питание, дыхание и все другие процессы жизнедеятельности живых организмов приводят к множеству изменений в составе почвы. При этом они вовлекают в эти процессы вещества, содержащиеся в воздухе и растворенные в воде, а сами выделяют образовавшиеся в процессе их жизнедеятельности новые вещества.

Таким образом, почва выполняет свою биосферную функцию как конечного звена, обеспечивающего создание всей биомассы Планеты.

Разрушение почвы может происходить как в результате природных процессов, так и под влиянием нерациональных действий человека.

Разрушение почвенного покрова на месте рубки леса

Такие природные процессы, как наступление ледников, извержение вулканов, образование гор, землетрясения, ураганы, смерчи или наводнения, не могут не влиять на состояние земной коры и на процессы почвообразования. Но естественная эрозия почвы(разрушение и снос верхних наиболее плодородных слоев в результате действия воды и ветра) — это медленный непрерывный процесс, одновременно с которым формируется новый почвенный слой. В отличие от естественной,антропогенная эрозия почвы вызвана вмешательством человека в природную среду в хозяйственных целях. Нерациональное использование полей и пастбищ, вырубка леса, осушение водоемов и тому подобное — все это может уничтожить плодородие почвы за очень короткий срок.

Например, первые поселенцы в Америке так нещадно эксплуатировали землю, что за 100 лет погубили 20% пахотных земель. Почва также разрушается вследствие заболачивания, опустынивания.

Горькое свидетельство безоглядной эксплуатации человеком природы — это и пустыни Северной Африки, и Прибалтийские дюны, и эродированные пространства в Австралии, Пакистане, в Индии и Канаде. Только в европейской части нашей страны насчитывается до 2 миллионов оврагов, которые образовались в основном вследствие распашки земли. Ежегодно земельные угодья теряют слой плодородной почвы, на создание которого природа затратила тысячи лет. Почвоведы называют эрозию настоящей трагедией.

Ученые считают, что для сохранения экологической устойчивости территории в каждой природной зоне должно соблюдаться определенное соотношение пашен, пастбищ и лесов. Так, например, в лесостепи, по исследованиям В.В. Докучаева, лесов должно быть 10-18%. Сейчас из-за чрезмерной распашки их осталось значительно меньше.

По современным данным человечество уже утратило за исторический период около 2 млрд. га некогда плодородных земель, превратив их в антропогенные пустыни. Это больше, чем площадь всей современной пашни в мире, составляющей 1,5 млрд. га.В конце ХХ века стало очевидным, что деградация почв приобрела угрожающие размеры и является одной из основных угроз глобального экологического кризиса. Это особенно тревожно, если учесть, что, последним оценкам, в мире насчитывается более одного миллиарда голодающих, то есть каждый шестой житель планеты. А это значит, что сейчас страдают от голода и истощения больше людей, чем когда бы то ни было в истории человечества, в то время как плодородие почв и площадь пригодных для сельского хозяйства земель сокращаются.

Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, очень редко. Нам кажется, что, поскольку почва — это не цветок, не насекомое, не зверь, что с ней может случиться? Так и будет всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных, зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».

Недооценивая роль этого величайшего природного богатства, человечество ставит под угрозу само свое существование.

Охрана почвы от ее разрушения, борьба с уменьшением ее плодородия — важнейшая экологическая проблема, требующая безотлагательного пристального внимания мирового сообщества.

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»

Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.

Задачи:

  1. В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
  2. Развивать у учащихся умение работать в парах.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Текст-загадка (читает учитель).

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая……….Земля.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)

(Приложение, слайд 1)

– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.

– Вы готовы приступить к работе?

– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).

3. Новый материал.

– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)

Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.

Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)

Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)

Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)

Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)

4. Итог.

– Ребята, что мы обнаружили в почве?

– Какой состав имеет почва?

– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)

Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.

5. Физкультминутка.

6. Обобщение изученного.

Слайд 9. Круговорот веществ

– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? … (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? … (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.

Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:

– К какой природе отнесете почву? (…)

– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.

Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)

Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (…) (Слайд 11)

Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.

(Слайд 12. Карта почв Пермского края)

– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.

7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)

8. Итог урока.

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)

9. Домашнее задание на выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *