Подвижные игры в доме

Подвижные игры для детей 3-4 лет дома с родителями

Двигательные игры для младших дошкольников

Путешествие

Любая комната в глазах малыша может превращаться в игре то в бушующее море, то в таинственный остров, то в далекую планету, а то и в «настоящий» мир динозавров — в зависимости от темы игры. Стул вдруг превращается в гору, которую надо преодолеть, или туннель, через который приходится пробираться ползком (между ножек). Диван становится кораблем или автобусом, край ковра — дорожкой над пропастью, а сам ковер превращается в океан… Фантазия детей безгранична. Попробуйте устроить путешествие с преодолением препятствий — перебраться через «горный хребет» (пройти осторожно по дивану), преодолеть «трещину в леднике» (с дивана — на стул), обойти «болото» (по краю коврика или протянутой на полу скакалке). Придумывайте свои маршруты и препятствия, малыш, преодолевая их, будет развивать ловкость и сообразительность.

Кладоискатели

Поиски сокровищ — что может быть увлекательнее! И не беда, что «клад» — это игрушка или конфетка и спрятали этот клад не пираты, а мама или папа. Главное — поиски! Искать можно:

• по словам «горячо — холодно» (это для совсем маленьких);

• по нарисованному плану комнаты (или квартиры, или даже двора);

• по запискам-подсказкам (если ребенок уже умеет или учится читать).

Вот один из вариантов такой игры. Ребенок находится на одной стороне комнаты. Вы говорите, что перед ним — «заколдованное пространство», а у противоположной стены «клад» (коробочка или мешочек с призом). Задание: добраться до клада, но с одним условием — не касаясь «земли» (пола) ногами. Можно использовать любые подручные средства, чтобы перебраться через «заколдованное пространство»: стулья, кубики, подушки и т. д.

Кубики

Из кубиков можно не только строить гаражи и домики. Попробуйте поиграть в «перенос башни». Разделите кубики на две кучки — первая в одном конце комнаты, другая в противоположном. Задание: как можно быстрее взять кубик и перебежать в другой конец комнаты. Там поставить на первый кубик второй и перенести снова к первой «кучке». Ставим третий кубик — теперь, не уронив, возвращаемся обратно, за четвертым. Помните, держать «башню» разрешается только за нижний кубик! Кто сможет собрать все кубики и не разрушить «башню»?

Собери, неурони!

Разложите несколько небольших игрушек вдоль воображаемой линии, например, кубики, детали от пирамидки, мячик, куклу, грузовичок. Когда играете в первый раз, возьмите их не более пяти, потом количество их можно увеличить. Задание: как можно быстрее пробежать, собрать на ходу все предметы и так же быстро вернуться обратно «в домик», не выронив по дороге все, что собрал. В зависимости от того, чем увлекается малыш, можно поиграть в «спасение»: «от дикого зверя», «от космических пришельцев», «от тираннозавра», «от пиратов»… Ну или просто спасти игрушки от воображаемого дождя! А на улице такую игру можно провести с обычными подходящими предметами — шишками, палочками, камешками. Да еще и в компании друзей-приятелей, настоящее соревнование получится — кто быстрее и без потерь справится с заданием.

Пройди, проползи, перепрыгни

Развиваем ловкость. Два человека (это могут быть мама и папа) держат натянутую веревку или скакалку на высоте. Малыш спокойно проходит под ней. Следующий проход: веревка опускается ниже, уже приходится наклоняться, чтобы не задеть. Потом еще ниже, и еще… С каждым разом ребенок вынужден все больше наклоняться, пока, наконец, не придется проползти под веревкой. Но вот уже и проползти невозможно, приходится перепрыгивать!

Балансировка

И в эту игру можно играть по-разному.

• Пройти по краю ковра (или по протянутой на полу веревке, скакалке), словно по «краю пропасти», раскинув руки в стороны.

• Усложняем: тот же «край пропасти», но в руки малыша даем любой предмет и говорим, что надо «перенести хрустальную вазу».

• Теперь дайте ребенку книгу, пусть попробует пройти по комнате, держа книгу на голове (поэкспериментируйте с разными по величине и толщине книгами, пусть малыш сам определит, как надо идти, чтобы удержать «груз» на голове). Но предупредите, что когда ребенок идет, дотрагиваться до книги нельзя!

Без рук, без ног

Пусть ребенок попробует донести надутый воздушный шарик из одного конца комнаты в другой, не дотрагиваясь до него ни кистями рук, ни ступнями ног. Как? Можно дуть, подталкивать шарик коленками или локтями, подбивать головой или толкать животом. Можно даже «донести» шарик на спине — это задание очень веселое, особенно если соревноваться.

Забей гол

Несколько вариантов игры, когда надо забить гол воздушным шариком, передвигая его по полу. Ворота придумываются из подручных средств: две игрушки, между которыми надо «провести» шарик, или пара стульев, или диван и кресло.

• Первый вариант: загнать шарик в ворота ракеткой от бадминтона или настольного тенниса. А если ракетки нет, можно использовать вместо нее лопатку для жарки, кусок плотного картона, сложенный в несколько раз газетный лист или даже ненужную брошюру, например, глянцевый рекламный буклет.

• Второй вариант: забиваем гол «колбаской» (воздушный шарик вытянутой узкой формы).

• Третий вариант: усиленно дуя, передвигаем «мяч» к воротам. Скорее всего, игроку придется действовать не стоя, а на коленках.

• Четвертый вариант: загоняем шарик в ворота воздухом, причем касаться шарика нельзя. Понадобится веер, и эта игра совсем не так проста, как кажется, поэтому лучше играть в нее не с малышами, а с детками постарше. Веер, кстати, легко сделать самому — сложите «гармошкой» лист А-4.

• Можно придумать свои варианты «клюшки», тогда игра каждый раз будет новой.

Кенгуренок

Старая, но неизменно забавная игра: допрыгать до финиша с воздушным шариком, зажатым между коленок. Кто потерял шарик по дороге, начинает сначала.

Пингвиненок

Игра похожа на предыдущую, «Кенгуренок», только шарик зажимается между щиколоток. Прыгать так совершенно невозможно, поэтому медленно переставляем ноги и переваливаемся, как пингвины. Задача: удержать шарик и добраться до финиша.

Шарик на ложке

Возникла эта игра из другой, очень старой. Надо было положить в обычную столовую ложку картофелину и донести ее от старта до финиша, не уронив по дороге. Попробуйте заменить картофель воздушным шариком — и игра станет тренажером на развитие координации движений.

Шарик на ракетке

Похожа на предыдущую, только переносить шарик нужно, подбивая его снизу, то есть на чем-то плоском, например, на ракетке, веере или даже на сложенной в несколько раз газете.

Шариковый волейбол

Обычно играют командами, но можно устроить «тренировку» дома, с одним ребенком. «Волейбольную сетку» делают из веревки, натянутой посередине комнаты, или из стульев, повернутых к малышу спинками. Сам шарик надо немного наполнить водой, он станет тяжелее. Й, кстати, тогда перемещения «воздушного мяча» будут непредсказуемыми.

«Странный танец»

Известная игра на ловкость, но понадобятся как минимум два игрока. Каждому привязывается к лодыжке левой ноги воздушный шарик. Задание: правой ногой «лопнуть» чужой шарик, но сохранить свой. А играть можно так:

• в определенном месте — например, обозначить круг, за границы которого выходить нельзя;

• под музыку танцевать, взявшись за руки, — попробуй «лопнуть» шар одной ногой!

• если игроков много, пусть сцепят руки за спиной, это усложнит задачу.

Гусеница

Здесь нужны хотя бы три игрока. Они встают друг за другом, а надутые шарики зажимают между спиной предыдущего и животом следующего. Задание: пройти определенное расстояние (например, из одного конца комнаты в другой) или определенное количество проходов на время, не «рассыпав» гусеницу.

Подпрыгни и дотронься

Если у вас под потолком висит оставшийся с праздника или после семейной прогулки воздушный шарик, наполненный гелием, можно привязать к его ниточке небольшую игрушку и поиграть в игру «Подпрыгни и дотронься». Только проверьте, чтобы у ребенка была возможность допрыгнуть, отрегулируйте длину нити. Правила возможны различные: обязательно дотронуться двумя руками сразу (тогда нагрузка на мышцы распределяется равномерно), или по очереди каждой рукой, или прыгая на одной ножке… Вместо игрушки можно привязать вырезанные из бумаги изображения птичек или бабочек, тогда это будет «охота». А можно привязать небольшой колокольчик или бубенчик и- попробовать подпрыгивать с закрытыми глазами (подстрахуйте малыша на всякий случай).

В круг и обратно

Посередине комнаты положите обруч, а если обруча нет — любой веревкой обозначьте круг. Внутри разложите несколько небольших предметов или игрушек. По вашей команде ребенок должен запрыгнуть в круг и, схватив нужный предмет, выпрыгнуть обратно. Например, вы командуете: «На правой ножке… Мячик!» Когда малыш выполнит команду, подаете новую: «На обеих ножках… Машинка!» И т. д. Игра развивает ловкость и умение аккуратно прыгать, ведь наступать на игрушки нельзя, надо запрыгнуть на свободное место в круге.

Прокати мяч по дорожке

Дорожку в комнате легко сделать из двух веревочек, или толстых нитей, или шпагата — любой длинный гибкий материал сгодится. А можно обозначить дорожку деталями конструктора или кубиками. Задание: пробежать по дорожке, прокатывая перед собой мячик, туда и обратно. Выходить за пределы дорожки нельзя! А вот правила можно придумывать свои, например, туда катить мячик руками, а обратно ногами… Или катить вперед левой рукой, а назад — правой… Или взять в руки куклу (робота, мягкую игрушку, даже грузовичок) и толкать мячик по дорожке игрушкой, не дотрагиваясь своими руками. Если малышу игра придется по душе, можно в следующий раз сделать дорожку не прямой, а извилистой. Задание, конечно, усложнится, но и малыш станет более ловким, ведь такая игра — отличная тренировка!

Cуббoтинa Елeнa

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Игры на развитие общения для дошкольников

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры для детей 4-5 лет дома с родителями

Интересные подвижные игры для дошкольников средней группы в домашних условиях

Игры на развитие координации движений, быстроты, ловкости, меткости, внимательности

Сбей мяч

Игра на развитие ловкости и координации движений

Положите на табурет большой мяч. Малыш, стоя перед табуретом на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу «Сбей мяч!» бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в большой так, чтобы сбить его.

Игра на внимательность, быстроту и скорость реакции

Можно играть вдвоем с ребенком, но лучше компанией. Договоритесь заранее, что будут делать воробьи, а что — вороны. Например, по команде «Воробьи» дети будут ложиться на пол. А по команде «Вороны» — залезать на скамейку. Теперь можно начинать игру. Взрослый по слогам медленно произносит одну из команд, например: ВО-РО-НЫ! Дети должны быстро выполнить движение, которое было задано для ворон. Кто выполнит последним или перепутает — платит фант.

Воробьи и вороны

Игра на развитие внимания и творческих способностей

Один из играющих по желанию или по жребию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на «трон», а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у Короля. Договорившись, дети подходят к нему и говорят:

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает он.

— Нужны вам работники?

— Нужны.

— Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к заранее назначенному месту. Король ловит их. Тот, кого он поймает, становится новым Королем.

Если Король ошибется и назовет изображаемую работу неверно, то он продолжает ее отгадывать, пока не угадает. Ловить работников Король может, только если они еще не добежали до назначенного места. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а значит заставить Короля подольше исполнять свою роль.

Коршун

Игра на координацию движений, быстроту и ловкость

В начале игры дети бросают жребий и таким образов выбирают ведущего (Коршуна). Дети окружают Коршуна стайкой, и начинается диалог.

— Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь?

— Ямочку рою.

— Зачем ямочка?

— Денежку ищу.

— Зачем тебе денежка?

— Иголку купить.

— Зачем тебе иголка?

— Мешочек сшить.

— Зачем мешочек?

— Камешки класть.

— Зачем камешки?

— В твоих детей бросать.

— За что?

— Они ко мне в огород лазят.

— Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра заканчивается, когда он переловит всех.

На улице нашей сапожник

Игра развивает чувство ритма

Продекламируйте это стихотворение вместе с детьми. Каждый раз, когда вы говорите «бум» или «бам», дети имитируют удар молотком, якобы забивая очередной гвоздь в обувь. Можно также шлепать руками по столу, выдерживая ритм.

На улице нашей сапожник сидит,

Весь день он по детским ботинкам стучит,

Ударит «бум-бум» и ударит «бам-бам»,

Чтоб было удобно в них бегать ногам.

И снова он лупит «бум-бум, бам-бам-бам».

На улице нашей весь день тарарам.

«Бум-бум» и «бам-бам», «бам-бам» и «бум-бум»,

На улице нашей весь день стоит шум,

Он чинит ботинки весь день напролет,

Чтоб дети в них бегали взад и вперед,

Ударит «бум-бум» и ударит «бам-бам»,

Теперь можно бегать и бегать друзьям.

И снова он лупит «бум-бум, бам-бам-бам».

На улице нашей весь день тарарам.

«Бум-бум» и «бам-бам», «бам-бам» и «бум-бум»,

На улице нашей весь день стоит шум.

Карлики и великаны

Игра на внимательность, быстроту реакции

Игроки становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет КАРЛИКИ, все должны сесть на корточки, а если скажет ВЕЛИКАНЫ, все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: КАР… ТОШКА, ВЕ…РЕВКА, КАР…МАНЫ, BE…ДЕРКО. Победителем становится самый внимательный игрок, то есть тот, кто останется в игре последним.

Щиплем перья

Игра на ловкость, быстроту и скорость реакции

Вам понадобятся: бельевые прищепки.

Несколько детей назначаются ловцами. Им дают бельевые прищепки, которые они цепляют себе на одежду. Если ловец поймает кого-либо из детей, он прикрепляет ему на одежду прищепку. Побеждает тот ловец, который первым освободится от своих прищепок.

Игра со шляпой

Игра на развитие творческих способностей и артистизма

Вам понадобится: дамская шляпа.

Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая благородную даму. Варианты: Можно взять ковбойскую шляпу и изображать ковбоя; взять военную фуражку и изображать солдата и т. п.

СОВЕТ! Для того чтобы усложнить игру (для детей постарше), передавайте по кругу несколько разных шляп. С остановкой музыки все дети, у которых оказались шляпы, показывают свой моно-спектакль.

Найди мяч

Игра на координацию и взаимодействие

Игроки встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. В центре круга — водящий. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера.

Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящему нужно угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: РУКИ! По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч, становится водящим.

Цап-царап

Игра на внимательность, быстроту и скорость реакции

Вам понадобятся: стулья по числу детей и один мяч. Дети садятся на стулья в кружок. В центре — водящий с мячом. Водящий бросает мяч одному из детей. Если он при этом кричит: «Цап», — ловящий мяч должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало «Царап!», нужно назвать имя соседа справа. Кто ошибется, сменяет ведущего. Когда кому-либо надоест бросать мяч, то можно положить мяч на землю и сказать: «Цап-царап». Тогда все тотчас должны поменяться местами, а водящий — быстро занять освободившийся стул.

СОВЕТ! Перед началом игры убедитесь, что дети знают, как кого зовут, и напомните им, где лево и право.

Не зевай!

Игра на скорость реакции, координацию движений и внимательность.

Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отсчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза — выбывает из круга.

Попади в обруч (флажок)

Игра тренирует глазомер и развивает меткость

На расстоянии 3 м от малыша устанавливается обруч или флажок. Малыш бросает малый мяч, стараясь попасть в цель. При попадании засчитывается очко. Расстояние можно менять в зависимости от успехов малыша. Игра заканчивается вручением символического приза.

Перелёт птиц

Игра на внимание и координацию движений

Малыш стоит в одном углу комнаты. Он — «птица». В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул (табурет). По вашему сигналу: «Птички улетают!» — малыш, подняв и разведя руки-«крылья» в стороны, бегает по комнате. По сигналу: «Буря!» — ребенок бежит к лестнице (табурету) и влезает на нее. («Птицы» скрываются от «бури» на «деревьях».) Когда вы говорите: «Буря прекратилась», — малыш спускается с лестницы и снова начинает бегать, то есть «птицы» продолжают «полет». Во время игры вы должны находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь ребенку.

Удочка

Игра на быстроту и скорость реакции

Дети стоят по кругу. В центре — водящий, лучше взрослый. В руках у ведущего шнур с привязанным на конце мягким мячом. Вместо шнура можно взять скакалку длиной 1,5-2 м. Со словами: «Ловись, рыбка большая и маленькая!» — ведущий вращает шнур так, чтобы его конец попал под ноги детей. Задача детей состоит в том, чтобы шнур не коснулся их ног. Для этого при приближении к ногам «удочки» нужно подпрыгнуть, чтобы шнур прошел под ногами. Если ребенок наступил на шнур, — он считается пойманным.

Кошка

Игра на развитие ловкости и проворства

Лучше всего играть в «Кошку» на улице, когда только начинает смеркаться. Одному из игроков поручают роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревьями или кустами, стараясь остаться незамеченной товарищами. Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же периодически мяукает, давая знать о своем присутствии, затем быстро прячется, чтобы не быть открытой.

Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку.

Ястреб

Игра на развитие ловкости и проворства

Одновременно могут участвовать более шестнадцати детей. Лучше всего проводить игру во дворе или в саду, но подойдет и просторная комната. Участники бросают между собой жребий и выбирают «ястреба». «Ястреб» становится впереди всех, он не имеет права оглядываться. За ним парами выстраиваются остальные игроки, они держатся за руки, образуя несколько рядов. В руках у всех игроков, кроме «ястреба», по платку.

По сигналу пары перестают держаться за руки и разбегаются в разные стороны. В это время «ястреб» старается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймает «ястреб», меняется с ним ролями.

Дети во время бега могут бросать в «ястреба» платки — если хотя бы один попадет, он считается пойманным. В этом случае по жребию среди детей выбирается на его место другой.

Хромая лиса

Игра на координацию движений, ловкость и быстроту

Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, который будет «хромой лисой».

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По сигналу дети начинают бежать по кругу. «Хромая лиса» в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало «запятнать» кого-нибудь из бегущих, то есть прикоснуться к нему рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен все время прыгать на одной ноге. Главными элементами этой игры являются бег и прыжки.

Стрекоза

Игра тренирует мышцы ног, развивает выносливость

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки — на поясе, и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца площадки, назначенной для игры.

Тот, кто первым достигнет таким способом назначенного места, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих.

Перебежки

Игра на развитие ловкости и координации движений

На расстоянии 4-5 м друг от друга поставьте два предмета или две игрушки. Водящий (это можете быть взрослый, если игра проводится вдвоем с ребенком) находится между предметами (в «коридоре»), в руках у него может быть мяч. По сигналу взрослого малыш перебегает от одного предмета к другому, а водящий старается попасть в него мячом. При попадании водящий сменяется.

Жмурки

Игра на развитие ловкости и взаимовыручку

Место для игры — большая, просторная комната или чистый двор. Дети по жребию выбирают водящего. Платком или шарфом ему завязывают глаза. По сигналу все участники разбегаются в разные стороны, а водящий старается поймать кого-нибудь из них. Тот, кого поймает водящий, меняется с ним местами, и игра начинается заново.

Очень важно убедить детей, что они должны во время игры следить, чтобы водящий не наткнулся на какой-нибудь предмет. Об опасности им следует предупреждать водящего криком: «Огонь!».

Трубочка

Игра на внимание и координацию движений

Эта игра напоминает собой «Жмурки». Одновременно участвовать может сколько угодно детей. Все игроки собираются в большой комнате или в чистом дворе. По жребию выбирают «жмурку», ему завязывают платком глаза, а в руки дают трубочку из свернутой бумаги. Остальные дети берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого становится «жмурка».

По сигналу дети хороводом обходят 2-3 раза вокруг «жмурки». Затем «жмурка» приближается к одному из них, касается его трубочкой и спрашивает: «Кто ты?». Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а «жмурка» — угадать товарища. В случае удачи они меняются ролями.

Пятнашки (салки)

Игра на внимание и координацию движений

Выбирается водящий, его называют «пятнашкой». Он ловит всех остальных играющих, которые разбегаются по всей площадке. Если игрок присел на корточки или взялся за руки с другим играющим, «пятнашка» не должен их ловить, они в «домике». Тот, кого «пятнашка» поймал (коснулся рукой), становится водящим, а «пятнашка» присоединяется к игрокам. Когда все участники будут пойманы, выбирается новый водящий и игра продолжается.

Заморожу

Игра на развитие ловкости и координации движений

Дети образуют круг и вытягивают руки вперед. Выбираются двое водящих. По сигналу ведущего они бегут внутри круга в противоположных направлениях, стараясь шлепнуть игроков по ладоням, которые те должны успеть убрать. Кого водящие коснулись рукой, считаются замороженными и больше участия в игре не принимают.

Кошки-мышки

Игра на внимание и координацию движений

Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг, защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

Не боимся мы кота

Игра развивает внимание, быстроту и ловкость

Выбирается водящий, он будет котом, все остальные участники — мыши. Кот садится на пол и «спит». Ведущий говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота!

По сигналу ведущего: «Проснулся кот!» — мыши убегают в свой домик, а «кот» пытается их поймать. Те, кого кот запятнает (коснется рукой), становятся его добычей.

По второму сигналу ведущего: «Уснул кот!» — играющие вновь подходят к водящему, который вернулся на свое место и «спит», и снова поют песенку мышей. После трех выходов кота на охоту его сменяет новый водящий.

Сова охотится ночью

Игра развивает внимание и артистические способности

Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные игроки изображают разных зверушек: мышей, птичек, лягушат, зайчиков и белочек.

Ведущий дает команду: «День!». Все звери бегают и прыгают. Сова спит в гнезде. По второй команде: «Ночь!» — все должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей. По сигналу «День!» сова улетает к себе в гнездо, а все зверушки снова начинают бегать и резвиться до команды «Ночь!». Когда в гнезде окажется 5 пойманных зверушек, выбирается новая сова.

По желанию детей можете повторить игру несколько раз.

Медведь, чудо ешь?

Игра развивает внимание, быстроту и ловкость

Выбирается медведь, все остальные — пчелы. Определяется, где у пчел домик, — черта, за которой медведь не имеет права их ловить. По сигналу ведущего пчелы подходят к медведю и спрашивают: «Медведь, что ешь?». Медведь отвечает: «Малину», «Рыбу», «Шишки»… Как только медведь скажет: «Мед!» — он бросается на пчел и начинает их ловить. Те, спасаясь, бегут в домик. Кого медведь поймал, того отводит к себе в берлогу. После трех выходов выбирают нового водящего-медведя. Тот из медведей, кто за время игры поймал пчел больше, чем другие, объявляется победителем.

Татьяна Медникова

Малоподвижные игры

1. Представиться по-разному

Правила игры: Каждый человек в кругу должен «представить себя»: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

2. Мяч по кругу

Правила игры: Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз. Потом можно усложнить, называть имя того, кому бросаешь мяч.

3. Построиться по именам в алфавитном порядке

Хорошо при первой встрече.

4. Карточки

Правила игры: Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека (например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно и т.п.). Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки.

5. Животные на спину

Правила игры: Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет» (например, «У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

7. Угадай мое имя

Правила игры: Вместо представления игрок дает подсказки: Мое имя начинается на букву «О»; Мое имя заканчивается на букву «А»; Оно состоит из 6 букв (Оксана). Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

8. Признание в любви

Правила игры: Вызываются мальчик и девочка. Называют друг другу свои имена. Им необходимо сыграть сцену из кинофильма о любви. Все чувства можно выражать только мимикой и жестами, произносить можно только имена. Выигрывает та пара, которая будет наиболее оригинальна и артистична.

9. Моя эмблема, мой девиз

Правила игры: Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.) потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

10. Мой напарник

Правила игры: Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения — любой. Поощряется оригинальность.

11. Я возьму с собой в поход…

Правила игры: Разовая игра. Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет, который он взял бы с собой в поход (меня зовут …, я возьму с собой …, я пойду в поход?). Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет. Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка. Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор, пока все не поймут логику.

12. Пропой свое имя

Правила игры: Каждый игрок по очереди поет свое имя. Все остальные должны повторить имя, т.е. спеть его так же, с теми же интонациями.

13. Одеяло падает

Правила игры: Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников.

15. Список

Правила игры: Напишите список и раздайте его каждому члену группы. В этом списке должна быть правильная информация. Для этого лидер должен сам хорошо знать своих ребят. Список может быть длинным или коротким, по вашему усмотрению. Пока играет музыка (две песни) каждый должен подходить к другим игрокам и получить их подпись под тем утверждением, в котором говорится о нем. Каждый может поставить только одну подпись. Выигрывает тот, у кого будет больше подписей в момент, когда остановится музыка. Вот, что может быть написано в списке:

Найди того, кто:

— Не любит кушать печенье; — Пришел сегодня в розовых носках; — На каникулах ездил в Японию; — Умеет ездить верхом на лошади.

16. Лгун

Правила игры: Эта игра поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5-8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

— Самое удаленное место, где мне удалось побывать, это — …………… — В детстве мне запрещали делать ………………, а я все равно делал. — Мое хобби — …………………. — Когда я был маленький, я мечтал стать ……………………. — У меня есть одна плохая привычка — …………………………

Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным. Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа, и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков. Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти, писать четыре неверных, а один верный.

17. Запомни внешность

Правила игры: Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 6-16 человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность, друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

Например:

— Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте? — Какого цвета шнурки на ботинках соседа? — Цвет глаз вашего напарника и т.д.

Та пара, которая даёт больше правильных ответов – побеждает.

18. Что мы знаем о Васе?

Правила игры: Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает).

Вопросы могут быть такими:

— Дата рождения Васи? — Как зовут Васину маму? — Кто лучший друг Васи? — В какой школе учился Вася? — Что Вася сегодня съел на завтрак?

Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

18. Я никогда не…..

Правила игры: Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга. Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не …». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность).

Например:

— не держал кошек в доме; — не был за границей; — не носил сапоги; — не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

20. Горящая спичка

Правила игры: Пока горит спичка, человек должен рассказать о себе как можно больше. Спичку при этом он держит зажженной в своей руке. Одно сообщение — одно очко (например: Меня зовут… Я живу…). Выигрывает тот, кто получил больше всех очков. Вам будет намного легче, если вы попросите считать сообщения нескольких человек.

21. Бумажка нужна?

Правила игры: Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

22. Бутылка по кругу

Правила игры: Все сидят в кругу, передают друг другу ногами на весу пластиковую бутылку. У кого бутылка упадет или просто коснётся пола, тот говорит свое имя и рассказывает смешную историю про себя. Бутылка передается дальше.

23. Заводной апельсин

Правила игры: Все участники садятся в круг. Одному человеку ведущий даёт в руки апельсин, отворачивается и говорит: «Начали!» Все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только ведущий произносит слово «Стоп!», игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, коротко рассказывает о себе и выходит из игры.

Ведущий вновь отворачивается, и игра начинается заново. Постепенно круг сужается и в итоге определяется победитель. Но это ещё не всё.

Когда в самом начале ведущий будет объяснять правила игры, то должен обязательно сказать: «Победителем станет тот, кто останется последним. И именно он получит апельсин, но только если выполнит последнее задание. А вот какое — я скажу в самом конце!» (пусть в игре будет интрига).

Итак, победитель определён. Теперь, чтобы получить апельсин, он должен выполнить последнее задание: каждый из участников задаёт победителю по любому вопросу, касающемуся его личности и всего, что с ним связано, а победитель должен честно и искренне ответить на все вопросы (естественно, стоит предупредить участников, что вопросы не должны выходить за рамки приличия).

Если игра будет проводиться во второй раз и в числе участников те, кто уже играл в неё, то можно последнее задание менять на какое-нибудь другое.

Чтобы участники познакомились и с тем, кто будет ведущим, то в самом начале, при объяснении им правил, он может коротко рассказать о себе, тем самым, показав пример остальным, как это нужно делать.

24. Печатная машинка

Правила игры: Все участники игры становятся «печатными машинками», руки и ноги которых — клавиши на этой машинке. Все стоят или сидят в кругу и одновременно делают движения: щелчок одной рукой, щелчок другой и два хлопка по коленкам. Когда делают щелчок правой рукой — говорят свое имя, когда левой — имя любого человека из круга, а на два удара по коленкам — все молчат (так как это пробел). Итак, от одного человека до другого мы начинаем печатать имена всех присутствующих. С каждым следующим человеком темп «удара по клавишам» должен увеличиваться.

«Печатная машинка» ломается, т.е. участник выходит из игры, если сбивается с ритма, если сначала называет не свое имя, если называет имя вышедшего из игры игрока. Выбывший игрок скрещивает на груди руки, но из круга не уходит. Игру продолжает игрок, сидящий справа от него. В конце выбираются самые работоспособные «печатные машинки».

Ведущий помнит о том, что если среди игроков есть люди с повторяющимися именами, то необходимо договориться, как в этой игре их будут звать (игровое имя). Например, в коллективе три Лены. Одну из них называем Леной, вторую — Леночкой, третью — Ленчиком. Перед игрой каждый громко называет свое игровое имя, чтобы все запомнили. Сначала проводится репетиция, т. к. сразу трудно одновременно и щелкать, и говорить, и вспоминать имена. После 2-З минутной репетиции начинается игра на выбывание.

Это игра на внимание, развитие памяти, а также на знакомство. Если в коллективе уже все достаточно хорошо друг друга узнали, то правила можно немного изменить: каждый участник становиться любым цветком (животным, писателем и т. п.).

25. Три истории

Правила игры: Эта игра на первый взгляд простая, но, тем не менее, очень интересная. Можно играть и 2, и 3 часа на протяжении дня рождения или же, например, в поезде. Игру можно прерывать и возобновлять.

Итак, каждый человек должен рассказать три истории из своей жизни. Две настоящие и одну выдуманную. Все остальные должны угадать, какая же история выдумана. Попробуйте сыграть, вам понравится!

26. Оригинальное знакомство

Правила игры: Играющие становятся в круг. Каждый придумывает себе иностранное имя или любой псевдоним и, сделав шаг вперед, представляется. Например: «Я — Фантомас». Кроме того, надо придумать жест, сопровождающий ваши слова и соответствующий образу. Например, вы представились и хлопнули в ладоши. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. Итак, по кругу, снежный ком. Когда кто-то ошибется, он начинает с предыдущего игрока, называя его имя и изображая жест, и снова все идет по кругу. Проиграв несколько раундов, определите, кто запомнил самую длинную цепочку имен и жестов. Сделайте что-то приятное для победителя.

27. Вопрос соседу

Правила игры: Все садятся в круг, ведущий — в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

28. Знакомство

Правила игры: В зависимости от того, насколько знакомы друг с другом собравшиеся дети, предлагается два варианта игры-знакомства:

• Для менее знакомых друг с другом детей.

Нужно выбрать лидера игры. Все становятся лицом друг к другу. Одна минута дается каждому, чтобы узнать имя соседа справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Тому человеку, которого он выбирает, кладет руку на плечо и говорит: «право» или «лево», или «право — лево», или «лево — право»!

Выбранный ребенок должен назвать имена своих соседей в правильной последовательности. Если указанный ребенок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, а проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу (в этом случае игра усложняется).

• Для более знакомых друг с другом детей.

Необходимо: заранее изготовленное пособие «Знакомство».

Ход игры. Выбрать лидера. Все дети делятся на 2 команды. Каждый член одной команды находит себе пару из другой команды. По сигналу, в течение 2-3-х минут пары узнают друг у друга ответы на те вопросы, которые написаны в специальном пособии «Знакомство» (возраст, имя, есть ли домашнее животное, увлечение, есть ли близкий друг). По истечении 3-х минут все очень быстро возвращаются в свои команды. Затем ведущий выбирает кого-нибудь (из какой команды не имеет значения). Выбранный игрок находит свою пару в соседней команде и рассказывает о нем по предложенным на стенде вопросам, затем — наоборот. И так далее. Хорошо было бы занять всех участников игры. Если кто-нибудь не сумеет ответить на вопрос, то игрок, о котором идет речь, сам отвечает на этот вопрос.

Как разделить команды:

  1. встать в круг и по команде выставить одну ногу вперед. Те, кто выставит правую ногу, будут одной командой, а кто выставит левую — другой;
  2. по команде нужно выбрасывать несколько пальцев на руке. Все, у кого большее число — одно команда, меньшее — другая; или четное число — одна команда, нечетное — другая.

29. Паспорт

Правила игры: Каждый ребенок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому все участники игры смогут больше узнать и познакомиться друг с другом.

В паспорте содержится небольшая информация о владельце паспорта (5-8 фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали из личной жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нем описаны, старается узнать о ком идет речь. Содержание всех паспортов прочитывается вслух, и все участники игры стараются выяснить о ком идет речь.

30. Спроси – расскажи

Правила игры: Участники ставят фишки на старт и по очереди кидают кубик. Участник передвигает фишку на столько позиций, сколько выпало на кубике и, в зависимости от того, какое это поле (рассказать или спросить) он берёт карточку из стопки «рассказать» или «спросить» (не выбирая, карточки лежат лицевой стороной вниз!) и делает то, что там написано. Игра продолжается примерно полчаса. Далее продолжать не стоит, даже если просят некоторые участники, так как в это время другим это дело может уже наскучить.

31. Карта жизни

Правила игры: Вам понадобится большая карта вашей страны или мира, и карандаши. Прикрепите карту на стене. Пусть каждый ребенок инициалами отметит три места:

  • где он родился;
  • место, где он однажды побывал;
  • место, которое он надеется посетить когда-нибудь.

После того, как дети отметили эти места, указывая на одно из них, попросите каждого ребенка рассказать, почему он или она выбрали именно это место.

32. Пальцы

Правила игры: Все игроки становятся в круг, при этом ладошкой правой руки накрывается палец соседа справа, а указательный палец левой руки ставится под ладошку игрока слева. Ладошки должны быть ровными. После сигнала ведущего надо успеть быстро схватить ладошкой палец правого соседа, при этом успеть забрать свой палец. Игрок, чей палец был схвачен, выходит вперед и говорит о себе пару фраз. Потом игра продолжается.

33. Позитрон

Правила игры: Все сидят в кругу и перебрасывают мяч. При этом надо говорить что-то позитивное тому человеку, которому ты бросаешь мяч.

34. Зеркало

Правила игры: Каждый игрок выбирает себе партнера и встает с ним лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки. Один из игроков совершает произвольные телодвижения, а второй («зеркало») должен копировать их, став его зеркальным отражением. Обратите внимание: игроки не могут касаться друг друга; все их движения должны быть замедленными; одной ногой нужно все время стоять на земле. Через некоторое время игроки меняются ролями.

35. Счет на пальцах

Правила игры: Каждый участник выбирает себе пару; партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину. Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению). Побеждает тот, кто первым правильно назовет число пальцев на обеих руках у них обоих. Сыграйте несколько раз, потом поменяйтесь партнерами и повторите сначала.

Вариант: через некоторое время добавьте к двум игрокам третьего, затем четвертого. В конце концов, вы можете вовлечь в игру целую группу воспитанников (но пусть они показывают пальцы только одной руки, иначе считать придется слишком долго).

36. Чемодан

Правила игры: Игра на развитие памяти. Играют 3-12 человек. Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

37. Математика

Правила игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель дает задание: “Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя”.

Активное развитие ребёнка: подвижные игры дома

На каждом этапе развития у малыша появляются новые потребности. Важно уделять внимание разработке телесных и умственных возможностей, а лучшим способом провести время с пользой станет интересная игра. Развивать ребёнка можно всей семьёй и подключать детей разного возраста к общим упражнениям. Вот, несколько идей, какие подвижные игры дома увлекут малышню и станут хорошим стимулом для развития.

Игры для малютки

Малыши до 2 лет нуждаются в постоянном контакте со взрослыми и активных упражнениях. На данном этапе очень важно развивать мышцы, тренировать узнавание предметов, речь и базовые понятия о мире — холодное, мягкое, круглое.

Родителям рекомендуют играть с детьми на 1-2 году несколькими способами. Первая категория упражнений — сказки о жизни. Выдумывать их можно на ходу, сюжет малыш воспринимать ещё не будет. В канву важно вплести названия предметов с их характеристиками и проиллюстрировать рассказ картинками, мягкими игрушками и другими вещами.

Например: “Жила была маленькая синяя птичка (появляется игрушка), которая свила своё гнёздышко рядом с красным домиком (картинка). В этом домике жила собачка с мягкой шерстью (показать игрушку, дать малышу пощупать, повторяя — это мягкое). Собачка с птичкой стали друзьями и улыбались другу каждый день (улыбнуться, прокомментировать, что и вы с ребёнком друг другу улыбаетесь)”.

Важно! В ходе игры нужно давать ребёнку потрогать и рассмотреть всё происходящее.

Ещё одна категория игр — гимнастика. Ребёнка сажают или кладут напротив, включают приятную музыку. Прикасаются к ручкам и ножкам, сгибают их, комментируют: “Согнём левую ножку”. Просят ребёнка сделать это самостоятельно, повторить движения взрослого, просят показать, где у взрослого нога или рука. Развитого малыша можно просить находить предметы в поле видимости: “Где же синий мячик?” — малыш показывает или берёт нужный предмет среди других.

Активные игры с ребенком 2 лет дома могут включать подражание, поиск видимых предметов в помещении, игру в эмоции — на показ: как мы плачем, как мы смеёмся, как мы радуемся солнечному дню.

Занятия для детей 3 лет

Детки от 2 до 4 лет проходят фазу активного физического развития, когда нужно помогать им осваивать новые движения и поддерживать активность. Также важно пройти период “Я сам” и позволить ребёнку научиться взаимодействовать с предметами. Здесь большое значение играет ненавязчивая роль родителя, который показывает пример, но позволяет ребёнку без помощи выполнять все задания.

Гимнастика для детей от 2 лет

Детки младшего дошкольного возраста лучше запоминают движения, если сопровождать их ритмичными песенками и стихами, которые они сами смогут воспроизвести. Для гимнастики можно выучить парочку детских стишков или песенок, иллюстрациями к которым и станет зарядка:

С самыми младшими детками гимнастику проводит мама, помогая двигать руками и ногами, комментируя все действия. Дети постарше повторяют движения за взрослым наглядно, а через время воспроизводят их сами, реагируя на стишок. Комплекс упражнений должен разрабатывать мышцы и суставы, включать приседания, наклоны и даже лёгкий бег:

  • Пчёлки-пчёлки, ж-ж-ж.
  • До чего ваш мёд хорош! (“Летаем” по комнате, машем крылышками).
  • Прилетайте к нам на поле.
  • Чтоб собрать нектара вволю! (Ходим с наклонами, собираем с “цветочков” нектар).
  • Принимайтесь за работу.
  • Чтоб построить свои соты! (Водим руками вверх-в стороны-вниз, повторяя очертания шестигранника).
  • Запасите в них медок.
  • Чтоб зимою пить чаёк! (“Замёрзли” — согрелись чаем).

Можно взять любой детский сборник с простыми стихами и выучить 2-3 комплекса упражнений. В идеале — выбирать стихи по 12 строчек, чтобы они лучше запоминались. Если ребёнок отдаёт предпочтение какому-нибудь животному — котятам, бабочкам — выбираем занятную для него тему. Такие небольшие разминки по утрам можно проводить в квартире и на улице.

Варианты игры дома с мячом

А вот, в какие подвижные игры можно поиграть дома с мячиком:

  • Усваиваем понятия. Бросаем мячик друг другу или по кругу, если играют двое и больше детей, называя группы слов: цвета, съедобное, несъедобное, уличные объекты. Нельзя повторяться и ошибаться.
  • Координация. Устанавливаем на диване “мишени”, лучше всего карточки или яркие предметы, и пытаемся попасть в них мячиком. Нужно показать ребёнку, как целиться, но поддаваться ему и позволить выигрывать.
  • Весёлый футбол. Катим мячик только ножками, перемещаясь взад-вперёд по комнате или по кругу. Затем толкаем его, идя на коленках, потом — головой, идя на четвереньках, потом — в полный рост, но пятясь. Руки нужно держать за спиной, за несоблюдение — возврат в исходную точку.
  • Детям постарше подойдут более сложные задания: пропрыгать, зажав игрушку между коленок, пронести предмет не голове. Такие игры интересны не только детям, но и родителям для снятия стресса. Лучше всего выбирать надувные лёгкие и безопасные мячики для малышей.

Игры “Я сам”

Предлагаем ребёнку самостоятельно собирать пирамидки, раскладывать кубики, сортировать игрушки. Возьмите разнообразные предметы и дайте задание:

  • найди всё синее в комнате;
  • отложи все мягкие игрушки;
  • выложи все жёлтые детальки квадратиком, а красные — кругом.

Сложность заданий индивидуальна, каждый родитель знает способности своего ребёнка. Главная задача — позволить ему без подсказок решать проблему и сделать это собственными руками. Второстепенная задача — развивать мелкую моторику пальчиков. В процессе игры с ребёнком нужно поддерживать разговор, позволять комментировать свои действия

Развивающие игры для детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте на первое место выходит активная социализация. Деткам важно взаимодействовать друг с другом и полагаться не только на пример взрослых, но также делиться фантазиями и разыгрывать интересные сюжеты.

В возрасте 5-6 лет дети складывают представления о профессиях, всевозможных занятиях и общественных нормах. Поэтому лучше всего приглашать друзей малыша в гости, чтобы они поиграли вдвоём или втроём.

Полезные ролевые игры для детей

Чтобы игры проходили с пользой для детей, родитель включается в ролевую постановку, продумав заранее поучительный сценарий, который нужно отыграть с ребятнёй.

  • Например, игра в повара — не просто перемещаем тарелочки и чашечки, а рассказываем базовые понятия о кулинарии: что горячее берут прихватками, о том, как правильно мыть овощи.
  • Игра в больницу — описываются симптомы недомоганий для пациента, которые полезно знать, ненавязчиво предлагаются правильные действия доктора, первая помощь.
  • Игра “собираемся в отпуск” — в канве яркого сюжета нужно позволить ребёнку самостоятельно собрать вещи, перечислить список того, что нужно брать с собой.

Такие игры не должны длиться долго, чтобы не утомлять детвору, но именно в игре ребята учатся самостоятельности и воспринимают происходящее как увлекательное приключение, а не скучный инструктаж.

Между собой дети могут отыгрывать любые сюжеты, и хорошо, когда взрослый может подробно ответить на вопросы: что находится в магазине за прилавком, зачем в кинотеатре билеты, как управляют самолётом.

Подвижные забавы дома

Чтобы задействовать младших деток — 4-5 лет — можно поиграть на внимание и координацию. Безопасные подвижные игры в квартире:

Стоп-музыка. Пока играет мелодия, дети двигаются, а когда останавливается — замирают. Интервалы должны быть неожиданными: то очень короткими, то длинными, чтобы участники увлеклись. Игра на выбывание или, если играет мама с ребёнком, на смену ведущего. Когда все замирают — вода пытается рассмешить участников рожицами и словами без прикосновений и щекотки.

Лилипуты-великаны. Ещё одна классическая игра из детского сада. По команде “лилипуты” участники должны присесть, а по команде великаны — подняться на носочки и потянуться руками вверх. Ведущий постепенно начинает запутывать участников — приседать, давая команду “великаны” или менять интонации, произнося “великаны” громко, а “лилипуты” тихо, а потом внезапно наоборот.

Забавная гимнастика. Придумайте последовательность движений, чтобы размять суставы — с приседаниями, сгибаниями, притопываниями. Включите асимметрию, например, одна рука проходит четыре положения по кругу, а вторая — только три. Повторяйте движения вместе с постепенным ускорением, выигравшему — поощрение.

Второй вариант — закрепить движения за условными сигналами (разноцветными карточками, звуками разных клавиш пианино, случайными словами). Старший подаёт малышу сигналы, в ответ на которые он выполняет движения, ход игры ускоряется. За ошибки — условный штраф, победителю — поощрение.

Ещё одна игра — зеркало. Два человека встают друг напротив друга и повторяют движения и выражения лица с невозмутимым видом. Кто рассмеялся — выбывает. Дети очень резвятся в таких забавах. Подобные упражнения можно предлагать не только в будни, но и на День рождения или детские посиделки, раздавая конфетки в качестве бонусов.

Как развивать ребёнка 7-8 лет

В младшем школьном возрасте включается активное умственное развитие. Чтобы ребёнок двигался, можно предложить ему сыграть в пантомиму, изображая животное, предметы, транспорт. Такая игра подойдёт компании детей 6-7 лет на празднике или для взаимодействия с родителями дома.

На каждом этапе развития ребёнка игры по своей сути повторяются, но усложняется когнитивная составляющая. Лучше всего сделать карточки с интересными заданиями. В младшей школе ребёнок учится думать более детально.

Напишете на билетах задачки, где требуется включить мышление и воображение в несколько шагов:

  • “Изобразить дождь” — ребёнок должен догадаться показать зонт или потопать ногами, подражая стуку капель.
  • “Показать облегчение” — здесь может быть аналогия со сбросом груза с плеч, посещением туалета, запрыгиванием в автобус в последний момент.
  • “Показать шерсть” — сначала, например, нужно изобразить собачку или кошечку, которая вылизывает свою шерсть.

Для игры с одним ребёнком будет достаточно 10 карточек на выбор. Естественно, взрослый должен знать, что он угадывает. Игра рассчитана на развитие креативного и проблемного мышления.

Еще один вариант

Другой вариант — волшебный мешочек. В него закладывают записочки с заданиями, комплиментами и поощрением:

  • Часть записок должна предлагать смешные креативные задания: прочитать стишок, стоя на одной ноге и перекладывая из руки в руку игрушку; описать вкус лимона, не называя его кислым; отгадать загадку;
  • Пятая часть бумажек должна содержать тёплые слова или напутствия: твоя улыбка похожа на лучики солнышка; если у тебя что-нибудь не получится — попробуй снова; сегодня можно лечь спать позже;
  • Ещё одна часть записок — это купоны на угощения: тебе полагается клубничная конфета; выбери любой фрукт; завтрашний обед выбираешь ты сам(а).

Ещё подвижные игры для детей дома могут включать постройку замков из стульев или палаточного городка, чтобы внутри можно было поиграть, подкрепиться и послушать интересные истории.

Можно учить школьника играть в шашки и шахматы, обозначив большую доску на полу, например, карандашами и используя игрушки в качестве фигур. Всё это позволит детям подключать воображение и решать сложные задачки в игре, а подготовительный этап окажется захватывающим и подвижным.

Активные игры для подростков 10-12 лет

Заниматься подвижными играми дома для детей 10-12 лет непривычно. Чтобы развлечь подростка, уже нельзя просто предложить ему попрыгать и попеть. Игры должны становиться интеллектуальными, а вот за основу можно взять старые добрые гимнастику и мяч.

Есть множество заданий, с которыми острый ум подростка справляется в разы быстрее, чем у дошколят, поэтому задачами игры становятся ловкость, выносливость, хитрость. Играть с детьми 9-10 лет и старше интересно и взрослым.

Активные игры дома для детей 10 лет:

Первый вариант — Города

По принципу знакомой игры выбирается любая группа слов. Каждый следующий игрок начинает своё слово с последней буквы предыдущего или по очереди перечисляются все известные слова на выбранную букву.

При этом из рук в руки перебрасывается мячик, задающий темп игре и заодно тренирующий меткость.

Второй вариант — Без рук

На полу или диване рассыпают мелкие предметы — карандаши, мини-игрушки, орехи в скорлупе. Задача — без помощи рук собрать как можно больше “сокровищ”. Усложнить задачу можно, разделив добычу: один участник собирает только тёплые цвета, а второй — холодные, только карандаши или только фломастеры.

Все предметы перемешиваются, игра идёт на скорость в 3-4 подхода на счёт.

Третий вариант — Лабиринт

Выстраивают препятствия из стульев и предметов — и предложить ребёнку провести мячик ногами, не прикасаясь к преградам, потом ввести ещё один мячик, потом третий — сможет ли участник удержать контроль?

Четвёртый вариант — Креативные дротики

На моющуюся стену прикрепляют скотчем ватман или лист А4 и начинают “стрелять” в него пастельными мелками. Первичная задача — нанести на бумагу множество цветных точек. Возможно, у ребёнка изначально появится какая-то идея — и он будет целиться нужными цветами в определённые точки.

Вторичная задача — снять лист, рассмотреть получившуюся россыпь и соединить точки так, чтобы получился осмысленный рисунок. От себя можно добавлять любые художественные элементы.

Такие игры подходят для домашних условий, поскольку протекают в среднем темпе, не дают детям сильно шуметь, но позволяют размяться. А ещё подростку в двенадцать лет можно предложить разучить танцевальный номер или пассы из боевых искусств к какому-нибудь мероприятию.

На подготовку уйдёт некоторое время, и ребёнок будет физически активен.

Совместные игры детей разных возрастов со взрослыми не только помогают наладить эмоциональную связь, но и обеспечивают приятную активность даже в домашних условиях. Щепотка фантазии — и идеи появятся одна за другой.
Приятно провести время в веселой компании друзей, устроив необычный чемпионат. Игры важны не только для малышей, но и для взрослых, ведь они могут сплотить нас еще сильнее. К тому же, это отличный способ помочь новым приятелям влиться в коллектив, а не стоять одиноко весь вечер у стенки. Мы выбрали 10 популярных игр, которые позволят вам хорошо провести время. В нашей статье вы найдете разнообразные развлечение, тренирующие ум и развивающие гибкость тела.

1. «Мафия»

Возрастная категория: 6+.
Тип игры: интеллектуальный психологический детектив.
Количество игроков: 5 и более.
Когда речь заходит об играх для большой компании, многие в первую очередь вспоминают о «Мафии», покорившей весь мир и снискавшей немало поклонников. Для игры в интеллектуальный детектив вам понадобится колода специальных карт, которые можно приобрести в Интернете или нарисовать самостоятельно. Так же можно создать собственные шаблоны карт и заказать их распечатку в любой редакции. Ну а если вышеперечисленные варианты не подходят, возьмите самые обычные карты и договоритесь с друзьями, какие роли вы им придадите. Например: пики – Мафия, пиковый туз – Босс мафии, червовый валет – Доктор, червовый король – Комиссар и так далее. Чтобы игроки не подглядывали друг за другом, желательно надевать маски либо повязки, как только город засыпает.
Суть игры
В игре условно существуют три стороны: Мафия, Мирные Граждане и Маньяк. Цель мафиози – убивать игроков ночью и казнить днем, выдавая себя за положительных героев. Цель Граждан – найти и казнить Мафию. Маньяк – особа своевольная, убивающая всех без разбору.
Персонажи
В классической версии присутствуют активные и пассивные персонажи. Ведущий – пассивный персонаж, не влияет на ход игры, но согласовывает действия всех ее участников.
Злые персонажи: Мафия (состоит из Босса и его подручных), Маньяк.
Добрые персонажи: Комиссар, Доктор, Мирные Граждане.
Мирные Граждане являются пассивными игроками: по ночам они спят, зато могут голосовать днем, отправляя неугодных на смертную казнь.
Мафия просыпается по ночам.
Босс Мафии выбирает жертву, которой нанесут удар. В случае гибели Босса его пост занимает другой мафиози.
Маньяк ночью наносит удар любому игроку.
Комиссар может ночью проверить любого игрока. Если к этому игроку приходила Мафия или Маньяк, проверка Комиссара отпугивает преступников, спасая жизнь игроку.
Доктор так же делает свой ход по ночам и может вылечить любого (одного игрока), отменив убийственный ход Мафии или Маньяка.

Ход игры

Игра делится на промежутки – день и ночь. В первый день Ведущий раздает игрокам карты, после чего наступает первая ночь. В первую ночь (по команде Ведущего) игроки по очереди просыпаются, давая ему понять, у кого какая роль. Мафия знакомится друг с другом и выяснеет, кто получил роль Босса. Днем просыпаются все игроки. Ведущий вкратце описывает события минувшей ночи. Например: «Мафия нанесла удар, однако визит Комиссара спугнул бандитов. Маньяк всю ночь зверски издевался над очередной жертвой, но Доктору удалось спасти бедолагу». Эти подсказки позволяют игрокам вычислить соперника. Затем следует голосование, в ходе которого каждый игрок может предложить кандидатуру для казни. Внимательно изучая аргументы и подозреваемых, можно вычислить мафиози, поскольку они, как правило, единодушны на дневном голосовании. Однако ловкие игроки умеют пускать пыль в глаза, обвиняя друг друга днем (но лишь в том случае, если казнь соратнику явно не грозит). После казни карта убитого вскрывается и все видят его роль. Затем на город опускается ночь и активные игроки вновь делают свой ход. Игра заканчивается победой Мирных, если убиты все Мафы и Маньяк. Мафия побеждает, когда остается в большинстве. При удачном стечении обстоятельств может выиграть Маньяк, оставшись один на один с пассивным игроком.
Помимо классического сюжета существует множество различных вариантов игры. Советуем выбирать на роль Ведущего самого креативного приятеля, обладающего отменным чувством юмора. В своих состязаниях вы можете использовать отсылки к различным книгам и фильмам. Так, например, популярным стал сюжет о вампирах и оборотнях, где роль Босса играет граф Дракула, от недугов лечит доктор Франкенштейн, а Комиссар превращается в Хельсинга или Баффи. Чем больше у вас друзей, тем больше персонажей можно ввести в игру, сделав ее еще веселее!

2. «Твистер»

Возрастная категория: 3+.
Тип игры: спортивное соревнование.
Количество игроков: 2 и более.
Увлекательная забава «Твистер» даст вам повод посмеяться над неловкими позами своих друзей, а заодно – позаниматься спортом, ведь в ходе игры придется выгибаться, тянуться руками и ногами до разноцветных кружков и пытаться удержать равновесие.

Ход игры

Ведущий крутит специальную стрелку, задавая каждому игроку определенную позу (например, левая рука на зеленый круг, правая нога на желтый и т.д.). Побеждает тот игрок, которому удастся устоять на поле, выполнив все приказы ведущего. Если игрок коснулся поверхности поля в неверном месте, он автоматически выбывает из игры.

3. «Вопрос или желание»

Возрастная категория: 5+.
Тип игры: развлекательное соревнование.
Количество игроков: 2 и более.
Одним из самых популярных молодежных развлечений заграницей является игра «Вопрос или желание». Для определения очереди игроков можно использовать указатели (например, бутылочку) или же передавать ход по часовой стрелке.
Игрок А предлагает игроку Б один из двух вариантов действий: вопрос или желание. Если игрок Б выбирает вопрос, то игрок А может спросить его о чем угодно. Если игрок Б выбирает желание, то игрок А может приказать, что угодно. Женатым парам лучше не играть, ведь вопросы могут оказаться слишком уж личными и каверзными. Лучше всего эта потеха подходит для холостых парней и девушек.

4. «Место преступления»

Возрастная категория: 16+.
Тип игры: интеллектуальный детектив.
Количество игроков: 2 и более.
Детективная викторина, развивающая смекалку и фантазию, является разновидностью популярной игры «Данетки».
Ведущий описывает какую-либо ситуацию (чаще всего речь идет об ограблении или убийстве), а вы, задействовав логику и воображение, стараетесь разобраться в произошедшем. Ключ к решению всегда кроется в самой задаче.
Примеры загадок
1) Посреди пустыни найдено тело мужчины, рядом с которым лежал рюкзак. Мужчина был абсолютно здоров, ни голод, ни обезвоживание не стали причиной смерти. От чего он погиб?
Отгадка: ключом к решению является рюкзак, в котором находился парашют, а бедолага погиб от того, что парашют не раскрылся.
2) Посреди супермаркета обнаружено тело охранника. На мужчину не нападали, погиб он не от болезни. Рядом с ним была лишь табличка. Что произошло?
Отгадка: наверняка вам доводилось замечать таблички в магазинах, на которых стоит надпись «Мокрый пол». Очевидно, что охранник поскользнулся на влажном полу и ударился при падении.
3) Рядом со спортивной площадкой найден мужчина, погибший при загадочных обстоятельствах. На его теле нет видимых ранений. Детективы заметили неподалеку мяч. Что произошло?
Отгадка: тяжелый баскетбольный мяч, вылетев за пределы площадки, угодил бедняге в голову.

5. «Кто я?»

Возрастная категория: 6+.
Тип игры: интеллектуальный квест.
Количество игроков: 2 и более.
У данной игры множество названий и вы, наверняка, с ней знакомы. Особую популярность она приобрела после выхода фильма «Бесславные ублюдки».
Каждый участник пишет на стикере имя (литературного персонажа, киногероя или реального человека). Листки раздаются игрокам (игрок не должен видеть слов на своем листке) и крепятся на лоб. Задавая вопросы другим участникам, игрок должен отгадать своего персонажа. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Пример загадки
Игрок 1: Я человек?
Игрок 2: Нет.
Игрок 1: Я герой фильма?
Игрок 2: Да.
Игрок 1: Я плююсь огнем?
Игрок 2: Да.
Игрок 1: Я дракон Дрогон?
Игрок 2: Да.
Раунд выигрывает игрок, давший верный ответ, задав наименьшее количество вопросов.

6. «Черная шкатулка»

Возрастная категория: 18+.
Тип игры: интеллектуальная викторина.
Количество игроков: 2 и более.
«Черная шкатулка» представляет собой разновидность игры «Что? Где? Когда?», где вместо классического черного ящика используется черная шкатулка. Особенность игры в том, что все вопросы и ответы являются несколько фривольными: они связаны с сексом, выпивкой и т.д. В телевизионной версии подобных вопросов вы бы не услышали.
Ведущий задает вопрос, связанный с предметом, лежащим в черной шкатулке. Через минуту игроки должны ответить на вопрос. Кстати, использовать черную шкатулку вовсе не обязательно, она может быть условной.
Пример вопроса для «ЧШ»
Актеры популярного мюзикла «Кошки» крепят микрофоны под трико. Артисты часто танцуют и (для защиты от пота) на микрофоны надевают ЭТО. Внимание вопрос: что лежит в черной шкатулке?
Ответ: презервативы.

7. Хранитель тайны

Возрастная категория: 5+.
Тип игры: интеллектуальная викторина.
Количество игроков: 2 и более.
Данная викторина позволит проверить свою эрудированность и посоревноваться в скорости мышления.
Один из игроков (пропускающий данный раунд) загадывает ведущему известное крылатое выражение, пословицу или поговорку. Ведущий сообщает количество слов в заданном предложении. Игроки должны отгадать фразу, задавая ведущему столько вопросов, сколько слов во фразе. Вопросы и ответы могут быть абсолютно любыми. Однако каждый ответ может состоять лишь из одного предложения и должен содержать 1 слово загаданной фразы.
Пример загадки
Ведущий: Фраза содержит 3 слова. Игрок может задать 3 вопроса.
Игрок: Который сейчас час?
Ведущий: Зри на стену, где часы висят.
Игрок: Есть ли жизнь на Марсе?
Ведущий: Ученые расходятся в этом вопросе.
Игрок: Кто виноват?
Ведущий: Корень проблемы сокрыт от наших глаз.
Ответ: загадан афоризм Козьмы Пруткова «Зри в корень».

8. «Крокодил» с подставой «Стриптиз»

Возрастная категория: 18+.
Тип: интеллектуальный садизм.
Количество игроков: 3 и более.
Наверняка вам всем хорошо знакома игра «Крокодил», во время которой один участник молча показывает загаданное слово группе отгадывающих игроков. В подставном «Крокодиле» правила несколько иные.
Берете ничего не подозревающую жертву и загадываете ей слово «стриптиз». Остальные участники уже знают о загаданном слове и что есть силы его… не отгадывают. Называя какие угодно слова, надо заставить игрока станцевать стриптиз. Впрочем, сняв 2-3 вещи, жертва (по злорадному смеху окружающих) начинает понимать, что ее подставили. В «Крокодиле» с двойной подставой ведущий сообщает слово отгадывающим игрокам, но жертва заранее знает о подставе и устраивает целый спектакль со смешным стриптизом, предварительно надев как можно больше вещей или выбрав забавное белье.

9. «Найди выход из комнаты»

Возрастная категория: 6+.
Тип игры: интеллектуальный и детективный квест.
Количество игроков: 2 и более.
Увлекательные квесты в стиле «Найди выход из комнаты» стали одним из самых модных развлечений. Практически в любом городе существуют квеструмы, в которых (за умеренную и не очень умеренную плату) для вас устроят целое представление.
Команду закрывают в незнакомом помещении, из которого она должна выбраться за определенный отрезок времени. Игроки ищут загадки и подсказки к различным секретным ящикам с новыми ключами. Решив все задачи, команда находит главный ключ, отпирающий дверь на свободу. Если у вас есть просторная комната и неиссякаемая фантазия, вы сами можете придумать сценарий квеста. Созывайте друзей, оставляйте для них подсказки и посмотрите, как они справятся с заданием.

10. Литрбол

Возрастная категория: 18+.
Тип игры: алкогольное состязание.
Количество игроков: 2 и более.
«Литрбол» – взрослая игра в стиле «кто кого перепьет». Историки утверждают, что различные ее аналоги существовали испокон веков в любых уголках планеты. Желающие померяться умением перепить соперника появились как только человечество изобрело алкогольные напитки. Говорят, что подобные игры особенно нравились древним грекам и Петру I. В странах СНГ популярны т.н. «Пьяные шашки», в которых вместо белых и черных шашек используют рюмки с водкой и коньяком либо бокалы со светлым и темным пивом. Как только вы «съедаете» шашку соперника, нужно выпить содержимое этой рюмки и убрать ее с доски. Более продвинутые игроки отдают предпочтение «Пьяным шахматам». Для партии на рюмках маркером рисуют силуэты шахматных фигур.
Однако в «Пьяные шашки» и «Пьяные шахматы» могут играть лишь 2 человека, поэтому мы рассмотрим вариант для более многолюдной компании. Речь пойдет о студенческой забаве под названием «Пивной пинг-понг» (или «Пиво-понг»).
Вам понадобятся пластиковые стаканчики, стол, мячик для пинг-понга и пиво. Мно-о-о-ого пива. Участники разбиваются на 2 команды. Судья разливает пиво по стаканам и размещает их поровну по обе стороны стола, выстроив стаканы в форме треугольника. Соревнующиеся по очереди должны бросить мячик в стакан соперника. Если мячик опустился в стакан, попавший игрок выпивает пиво из данного стакана, убирает пустую посудину со стола и получает право повторного броска. Побеждает команда самых метких, опустошивших все стаканы противника.

Внимание: любимая потеха студентов может привести к алкогольному отравлению. Советуем брать стаканчики поменьше, дабы потом не было мучительно больно за бесцельно убитую печень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *