Подвижные игры в подготовительной

Подвижные игры для детей подготовительной группы

наталия хрычева
Подвижные игры для детей подготовительной группы

Подвижные игры малой интенсивности

1. Зеркало

Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений.

Ход игры:

Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

2. Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием. Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.

3. Мяч соседу

Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется. Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

4. Воротца

Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу. Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

5. Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную память.

Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.

6. Ловкие пальцы

Цель игры: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т. п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой, и берут в руки.

Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т. д.). Не разрешается брать предметы с пола руками.

Усложнение: Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

7. Эхо

Цель игры: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки слаженной деятельности.

Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т. п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т. д., пока все дети не назовут свои имена.

8. Поменяться местами

Цель игры: развивать, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям,у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т. п. Например,инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т. д. Игра проводится 3-4 минуты.

9. Летает – не летает

Цель игры: развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети стоят в кругу, в центре – педагог. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают.

Называя предмет, педагог поднимает руки в стороны – вверх. Например,говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» — и т. д.

Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет. Игру можно проводить во время медленной ходьбы.

10. У кого мяч?

Цель игры: развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями.

Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч,обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

Подвижные игры высокой интенсивности

1. Быстро возьми

Цель игры: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал6 «Быстро возьми!» — каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим. Игра повторяется

2. Удочка

Цель игры: упражнять в прыжках.

Играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от пола. Все прыгают через веревочку, а задевший ее получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов веревочки под ногами.

3. Чья колонна скорее построится?

Цель игры: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т. д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант.

Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

4. Туннель

Цель игры: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает упор, лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий участник и т. д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за ориентир.

Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение – упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи. По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол. Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки сгибают руки, ложатся в и. п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое место.

5. Совушка

Цель игры: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо, через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант.

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

6. Пятнашки

Цель игры: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Выбирается водящий, который получает цветную повязку и становится в центр площадки.После сигнала: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и осалить. Тот кого осалил водящий отходит в сторону. После 2-3 повторений Ловишка меняется.

2 вариант.

Нельзя пятнать того кто успел встать на одну ногу.

7. Жмурки

Цель игры: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль пойманному.

Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

8. Догони свою пару

Цель игры: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой на 2-3 шага позади. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

9. Ловишки

Цель игры: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки. Развивать быстроту движений, реакцию, умение действовать по сигналу.

Дети находятся на площадке, Ловишка стоит на середине площадки. По сигналу – раз, два, три – лови – все дети разбегаются по площадке, увёртываясь от Ловишки. Тот, кого Ловишка запятнал, отходит в сторону.

Варианты: Ловишка не может ловить того, кто успел присесть; успел остановиться и встать на одну ногу; встал на какой-нибудь возвышающийся предмет.

10. Ловишки с хвостиками

Цель игры: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка.По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку.По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

2 вариант

Чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

11. Краски

Цель игры: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей.Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

— За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет,хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание,например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

12. Лягушки и цапля

Цель игры: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см,разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек.Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.

13. Не оставайся на земле

Цель игры: учим детей быстро бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, взбираться на возвышение – пенёк, бревно и т. д. Развиваем ловкость, быстроту в движениях.

Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми.

Как только педагог произнесёт: «Лови!», все убегают от водящего и ста-раются взобраться на возвышение – бревно, пенёк и т. д. Если водящему удаётся осалить кого-либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончании игры подсчитывают количество проигравших и выбирается другой водящий, из тех, кто не был пойман.

14. Медведь и пчёлы

Цель игры: учим детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу педагога, находить своё место.

Дети распределяются на две равные группы, одна – медведи, остальные – пчёлы. На расстоянии 3 м от дома пчёл очерчивается лес, там находятся медведи. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 м – луг. Пчёлы располагаются в своем доме — на возвышении (стенка, скамейка, невысокое бревно). По сигналу педагога они летят на луг за мёдом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи!» пчёлы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра возобновляется. При повторении игры дети меняются ролями.

15. Караси и щука

Цель игры: учим детей быстро передвигаться в ограниченном пространстве. Развиваем ловкость, быстроту в движениях.

Один водящий – щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг — это камешки, другая – караси, которые пла-вают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать (дотронуться) карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть – спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры, которая повторяется 3-4 раза, педагог отмечает водящего-щуку, поймавшую больше всего карасей.

16. Паук и мухи

Цель игры: учим детей бегать в разных направлениях, на наталкиваясь друг на друга, начинать и заканчивать игру по сигналу педагога.

В одном из углов зала (площадки) обозначается кружком паутина, где живет паук (водящий). Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога играющие разбегаются по всему залу — мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу «Паук!» мухи замирают, останавливаясь в том месте, где застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит в свою паутину. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

17. Удочка

Цель игры: учим детей прыжкам на месте на двух ногах через верёвку, шнур, скакалку. Развиваем ловкость, внимательность, быстроту в движениях.

Играющие становятся по кругу, в центре находится водящий. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает верёвку с мешочком по кругу над землей (полом, а дети прыгают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком 2-3 круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывается число детей, чьих ног коснулся мешочек, и даются необходимые указания по выполнению прыжков. Игра повторяется 3-4 раза.

18. Космонавты

Цель игры: учим детей быстро передвигаться по площадке, не задевая друг друга, занимать вовремя свои места.

Цель игры:

На полу (земле) рисуются ракеты, в которых по 4-5 кружков – это места космонавтов. Дети идут в обход площадки (зала) по кругу,говоря:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С окончанием слов дети разбегаются по ракетодрому, и каждый старается занять место в любой из ракет. Мест в ракетах на два-три меньше, чем космонавтов. Опоздавшие считаются проигравшими. Игра повторяется.

19. Сороконожки

Цель игры: обучение в игровой форме передвижению на корточках (в приседе, развития координации движения.

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5 – 8 м (в зависимости от возраста играющих). Это линия «старта» и «финиша». В зависимости от числа играющих детей делят на 2 – 3 команды с равным числом игроков.

По команде воспитателя дети выстраиваются в колонны на линии старта. Затем все присаживаются на корточки и берут за пояс впереди находящегося игрока. Так получается команда «сороконожек».

По сигналу воспитателя команды начинают движения к финишу, стараясь не только прийти первыми, но и не упасть. Побеждает команда, первая пересекшая линию «финиша» в полном составе.

20. Волк во рву

Цель игры: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.

На середине площадки проводится две линии на расстоянии 70-100см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу – «козы домрой», перебегают в дом перепрыгивая через ров. Волк не выходя из рва ловит коз касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк назначается другой.

21. Прыгни — повернись

Цель игры: учить детей выполнять ритмичные прыжки на месте под счёт,выполняя задание: повернуться на 360 градусов, подтянуть ноги к груди, обхватив их руками. Учить детей отталкиваться и приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, вестибу22лярный аппарат. Укреплять мышцы ног.

Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметр1м) на четвёртом высоком прыжке стараются в верхней точке взлёта подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги мягко приземляться.

22. Будь ловким

Цель игры: учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.

Дети стоят лицом в круг, у ног у каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу, воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех кого ни разу не коснулся Ловишка. Мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать, водящий может касаться того, кто находится внутри круга, как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.

23. Прыгни — присядь

Цель игры: учить детей перепрыгивать через верёвку двумя ногами, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги, принимать положение в группировке присев. Развивать ловкость, внимание, быстроту движений.

Дети стоят в колонне на расстоянии одного шага от другого. Двое водящих с верёвкой в руках – длина 1,5м, располагаются справа и слева от колонны. По сигналу дети проносят верёвку перед колонной на высоте – 25-30см от земли. Дети в колонне поочерёдно перепрыгивают через верёвку. Затем, миновав колонну, водящие поворачиваются обратно, неся верёвку на высоте 50-60см. дети быстро приседают, принимая положение группировки, чтобы верёвка их не задела. При повторении ведущие меняются.

Подпрыгивать вверх толчком двух ног, не перешагивать, тот кто ошибся, выходит из колонны на 2-3 повторения игры.

Персональный сайт 

Картотеки

Картотека «Игры для новогоднего утренника»

Картотека пальчиковых игр о ЗИМЕ

Картотека «Зимние подвижные игры»

Картотека по психогимнастике

Картотека игр по теме «Здоровье»

Картотека сюжетно — ролевых игр для дошкольников

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

Картотека хороводных игр в младшем группе детского сада

Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию

Картотека по художественно — эстетическому развитию «Детские композиторы»

Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам в подготовительной к школе группе

Картотека прогулок в подготовительной группе детского сада

Картотека дидактических игр на тему «Безопасность в быту»

Картотека дидактических игр по речевому развитию дошкольников в подготовительной группе

Картотека игр по теме «Здоровье и безопасность человека»

Картотека игр на тему «Здоровый образ жизни»

Картотека игр по правилам дорожного движения

Картотека игр по экологическому развитию для детей 6-8 лет

Картотека зимних подвижных игр для детей дошкольного возраста

Картотека комнатных растений в детском саду

Картотека музыкально — дидактических игр в подготовительной к школе группе

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей 2-3 лет

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста

Картотека «Самомассаж для детей 5-7 лет»

Картотека музыкальных игр, обучающих дошкольников танцевальному искусству

Картотека дидактических игр в подготовительной группе «Знакомство с национальной культурой»

Картотека наблюдений на прогулке по временам года

Картотека игр по патриотическому воспитанию

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по ПДД

Картотека малоподвижных игр

Картотека гимнастики после сна

Картотека игр по речевому развитию

Картотека старинных игр — забав для дошкольников

Картотека считалок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов

Картотека игр по сказкам П.П. Бажова

Картотека мирилок

Картотека по речевому развитию на тему «Зимующие птицы»

Картотека считалок

Картотека гимнастик — пробудок

Картотека гимнастик после сна

Картотека по речевому развитию «Транспорт. ПДД»

Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС с целями для воспитателя

Подвижные игры и ФГОС

В ФГОС ДО отмечается важность сохранения и укрепления физического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Указывается на необходимость создания такой образовательной среды, которая будет способствовать формированию у них различных двигательных навыков; развитию координации, смекалки, ловкости, точности, гибкости и морально-волевых качеств; овладению умениями играть по правилам; расширению знаний об основных видах спорта.

Игры высокой подвижности

К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.

Морозко

Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.

Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.

Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.

Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.

Совушка

Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.

Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки. Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время.

Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.

Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.

Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.

Часики

Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.

Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.

В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.

Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.

На охоте

Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.

Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.

Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.

Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.

Игры средней подвижности

Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС включает игры, предполагающие среднюю активность детей. Это возможно при командной организации игры, поочередном выполнении задания, более спокойном перемещении во время игры.

Огород

Цель: расширить знания детей об овощах; учить выполнять игровые действия поочередно, передавать эстафету; развивать точность, умение действовать по алгоритму; воспитывать соревновательный дух.

На подготовительном этапе воспитатель проводит беседу о выращивании овощей. Можно попросить детей назвать овощи, какие они знают, рассказать, как они выглядят, для чего используются. Воспитатель напоминает, что сначала нужно посадить в землю семена, ухаживать за растениями и потом сорвать плоды.

Детей делят на две команды, и каждая из них выстраивается в колонну. Впередистоящие игроки обеих команды получают корзинки с одинаковым набором овощей. Перед ними по прямой линии расположено несколько «лунок», в конце стоит фишка.

Задание следующее: пробежать по дорожке, по ходу опуская в каждую «лунку» по одному овощу. Затем оббежать вокруг фишки и на обратном пути собрать «выросший урожай». Вернувшись к своей команде, передать корзинку с овощами следующему игроку и стать в конце колонны.

Игра носит соревновательный характер — победит та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Кочки

Цель: расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.

Перед началом игры создаются две дорожки из кочек. Дети делятся на две команды.

Задание игры: пройти по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. Нельзя оступиться и сойти с кочки. В таком случае участник должен вернуться на стартовую линию и приступить к выполнению задания заново.

Игра заканчивается, когда все участники одной команды перейдут на другую сторону болота. Победит тот, кто сделает это первым.

Флажки

Цель: учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать внимательность; расширять знание детей о цветах.

Перед игрой каждый участник получает значок определенного цвета, и расставляются соответствующие флажки по всей комнате. В начале игры включается музыка. Пока музыка звучит, дети в произвольном порядке прогуливаются по комнате.

Как только музыка будет выключена, все игроки должны подбежать к своему флажку. Определяются дети, которые замешкаются или ошибутся с цветом флажка.

  • должен следить, чтобы участники ходили по всей комнате, а не находились все время рядом с нужным флажком.

Успей схватить

Цель: учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.

Дети выстраиваются по кругу, а в центре складывают предметы (игрушки, кубики, кегли). Их количество должно быть на один меньше, чем игроков.

Все участники начинают двигаться (идти, бежать вприпрыжку). Когда прозвучит сигнал (хлопок, свисток, выключение музыки) каждый должен взять по одному предмету в руки. Тот, кому ничего не достанется, выходит из игры.

Один предмет убирается, и игра проводится заново. В конце игры остается самый ловкий участник.

Игры малой подвижности

Также в картотеке подвижных игр в подготовительной группе содержится описание игр малой подвижности. К ним относятся такие, в ходе которых дети спокойно перемещаются, а сама игра имеет низкую интенсивность.

Угадай по голосу

Цель: развивать слуховое внимание; помогать детям лучше узнавать друг друга; формировать умения сопоставлять, определять знакомые звуки, идентифицировать их.

Дети берутся за руки и становятся в круг. Среди них выбирается один водящий. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга.

Все участники идут по кругу и произносят:

Убежал наш колобок,

Закатился он в лесок.

Кто его позвать бы мог?

Угадай, чей голосок.

После этих слов один из игроков зовет «Колобок!». Водящий должен угадать того, кто это скажет. Если ответ ошибочный, то ему дается еще одна попытка. Если получен правильный ответ, то говоривший игрок становится водящим.

Что умеем — покажем

Цель: расширять знания детей о разных видах домашних обязанностей, профессиональной деятельности; развивать творческие способности, наблюдательность.

Дети собираются в комнате. Воспитатель проводит беседу о том, какими делами занимаются их родители, чем дети помогают им. Далее он сообщает, что нужно будет не на словах, а на деле показать, как они это делают.

Один участник выходит за дверь. Дети договариваются между собой, какое именно действие они будут показывать. Каждый ребенок должен сам придумать способ это изобразить.

После возвращения ведущего дети говорят: «Что умеем — мы не скажем, а сейчас тебе покажем». Затем каждый по очереди имитирует нужное действие. Задание ведущего — угадать, что ему показывают.

Что изменилось

Цель: развивать внимание, память и наблюдательность; учить анализировать и сравнивать; приучать следить за порядком; воспитывать аккуратность.

Дети собираются в комнате. Среди них выбирается один участник, который должен выйти за дверь. В его отсутствие некоторые предметы меняются местами.

Можно выбрать такой вариант, когда предмет на новом месте будет выглядеть нелепо. Другой вариант: замена предметов не будет явно «бросаться в глаза». Можно переставить сразу несколько предметов.

После этого игрок возвращается в комнату и пытается определить, что изменилось в комнате.

Летает — не летает

Цель: развивать внимательность, собранность, умение управлять своими действиями; учить анализировать, классифицировать; расширять знания детей о птицах, видах транспорта.

Дети выстраиваются в один ряд. Воспитатель стает перед ними и объясняет условия игры: если будет назван предмет, который умеет летать (как одушевленный, так и неодушевленный), то нужно помахать руками. В противном случае следует стоять не двигаясь.

  • начинает называть слова. При этом он тоже периодически взмахивает руками, пытаясь запутать детей. Кто из участников игры ошибется — выходит из строя. В конце игры остается самый внимательный ребенок.

К подобным играм относятся такие: «Съедобное — не съедобное», «Нос — пол — потолок», «Сигнал».

Участие в играх требует от детей точности в выполнении заданий и умения действовать по команде, дает возможность проявить физические усилия, вызывает позитивные эмоции. Таким образом происходит физическое развитие детей в естественной для их возраста форме.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет

Елена Холодкова
Картотека подвижных игр для детей 6–7 лет

Холодкова Е. А. ,д/с №5 «Звоночек»,г. Тамбов

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 лет

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети позна-ют предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получа-ют полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. По-движные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внима-тельности, сообразительности, быстроты реакций.

Ниже хочу представить картотеку подвижных игр различной интенсивнос-ти, подобранную для детей подготовительной группы.

Подвижные игры малой интенсивности

Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, напри-мер, зверей, рыб, птиц и т. д.

Мяч соседу

Цель игры: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг на расстоя-нии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противопо-ложных сторонах круга, — по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра по-вторяется.

! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Воротца

Цель игры: закреплять ходьбу пара-ми, воспитывать организованность и коллективизм.

Игроки шагают по площадке в ко-лонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцеп-ленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По это-му сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.

! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную па-мять.

Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – за-прещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.

! Запрещённое движение надо ме-нять через 4 – 5 повторений.

Зеркало

Цель игры: воспитывать артистич-ность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водя-щий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

У кого мяч?

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В цен-тре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то стано-вится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра по-вторяется 3 – 4 раза.

! Игрок, уронивший мяч при пере-даче, временно выбывает из игры.

Фантазёры

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одно-му, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.

! Каждый игрок старается приду-мать свою фигуру.

Повтори наоборот

Цель игры: развивать пространствен-ную координацию.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Он пока-зывает детям различные движения, которые они должны повторить нао-борот. Например, водящий выпрям-ляет руки вперёд – дети должны от-вести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Летает – не летает

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Игроки шагают в колонне по одно-му, а педагог называет предметы. Ес- ли будут названы летающие предме-ты, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.

! Можно построить игроков в ше-ренгу или в круг.

Эхо

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а де-ти отвечают, как эхо протягивая по-следнее слово. Например, педагог го-ворит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».

! В игру можно включить дыхатель- ные упражнения или звуковую гим-настику.

Подвижные игры средней интенсивности

Приветики

Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассып-ную.

Под спокойную музыку дети мед-ленно бегают врассыпную или вы-полняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – иг- рающие должны поприветствовать друг друга в парах необычным спосо-бом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обры-вается; каждый ребёнок выбирает се-бе пару, чтобы поздороваться.

Игра проводится 5 – 6 мин.

Сбей грушу

Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.

Игроки делятся на 2 команды. Пер-вая – «груши», дети встают на ска-мейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраива-ются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»).

! Сбитым считается тот игрок-«гру-ша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Озорные гномы

Цель игры: развивать быстроту реак-ций.

Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, дру-гие выполняют разные движения. Во-дящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шерен-ге. Игра проводится 2 – 3 мин.

Слушай – танцуй

Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.

Дети двигаются под музыку. Музы-ка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подби-рается музыка разная по ритму.

! Во время движения дети не долж-ны задевать друг друга.

День и ночь

Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.

Игра проводится 3 – 4 мин.

Дракон

Цель игры: развивать бег с увёртыва-нием, прыжки.

Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» стара-ется достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голо-ва» становится «хвостом», а следую-щий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назна-чаются новые «голова» и «хвост».

Смелый охотник

Цель игры: развивать умение ползать и бегать.

Из детей выбирается смелый охот-ник, он находится за линией. На рас-стоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, за-ходит в лес и, медленно обходя дра-конов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охот-ника.

Большая черепаха

Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.

Группа из 2 – 6 детей встаёт на чет-вереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить че-репаху двигаться в одном направле-нии. В качестве панциря использует-ся гимнастический мат или что под-скажет фантазия из подручных мате-риалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.

У ребят порядок строгий

Цель игры: учить находить своё мес-то в игре, воспитывать самоорганизо-ванность и внимание.

Игроки строятся в 3 – 4 круга в раз-ных частях площадки, берутся за ру-ки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Горячая картошка

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из иг-роков держит в руках мяч. Под музы-ку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только му-зыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из иг-ры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.

! При передаче мяч не бросать; уро-нившие мяч выбывают из игры

Кто внимательный?

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются са-

мые внимательные игроки.

! Сигналы подаются в разной по-следовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в ко-лонне. Можно придумать и другие упражнения.

Ручейки и озёра

Цель игры: учить детей бегать и вы-полнять перестроения.

Дети стоят в 2-3 колоннах с одина-ковым количеством играющих в раз-ных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бе-гут друг за другом в разных направ-лениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавлива-ются, берутся за руки и строят круги-озёра.

Выигрывают те дети, которые быст-рее построят круг.

Быстро шагай

Цель игры: улучшать быстроту реак-ции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на ли-нии старта на одной стороне площад-ки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на по-следнем слове останавливаются. Во-дящий быстро оглядывается, и тот иг-рок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий сно-ва произносит текст, а дети продол-жают движение. Игрок, который пер-вым пересечёт линию финиша, стано-вится водящим.

! Нельзя бежать – шагать быстро.

Переправа на плотах

Цель игры: развивать равновесие.

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро стано-вятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляю-щий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, пе-редавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу

Подвижные игры высокой интенсивности

Караси и щука

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.

Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «ка-раси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятна-ет. Пойманные караси временно вы-бывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.

! Карасям нельзя трогать камешки руками.

Линеечка

Цель игры: воспитывать самооргани-зацию.

Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигна-лу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построи-лась.

! Строиться только в своей коман-де, очерёдность в шеренге значения не имеет.

Охотники и утки

Цель игры: воспитывать ловкость.

Игроки-«утки» находятся на пло-щадке. 2 водящих – «охотники», сто-ят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у од-ного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной сторо-ны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в кото-рых попали мячом, временно выбы-вают из игры. Игра длится 1,5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

! Мяч бросать в спину или ноги иг-рокам.

Части тела

Цель игры: развивать быстроту реак-ции и сообразительность.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, пры-гают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

! Педагог может придумывать раз-ные комбинации – «рука-рука», «ру-ка-нос» и др.

Совушка

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки (жучки, паучки, мышки, ба-бочки) находятся на площадке, водя-щий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё ожи-вает!» игроки передвигаются по пло-щадке, выполняя имитационные дей-ствия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавлива-ются и замирают в неподвижной по-зе. Совушка выходит на охоту и заби-рает с собой тех игроков, которые по-шевелились.

! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

Рыбаки и рыбки

Цель игры: формировать согласован-ность двигательных действий.

Игроки-«рыбки» находятся на пло-щадке. Пара игроков – водящие, об-разуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бе-гают по площадке, а рыбаки догоня-ют рыбок и соединяют вокруг них ру-ки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра про-должается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойма-ны все игроки.

Плетень

Цель игры: воспитывать самооргани-зацию.

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторо-нах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки сосе-дей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в раз-ных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается коман-да, которая быстрее построится.

! Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.

Снежная королева

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, во-дящий – «Снежная королева» в сто-роне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и за-пятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.

Подвижные игры для подготовительной группы картотека (подготовительная группа) на тему

«Совушка»

Играющие свободно располагаются на площадке. Воспитатель говорит: «День наступает, все оживает». Дети свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно педагог произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все дети должны немедленно остановиться в этом положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал.

«Дети и волк»

Выбирается волк (водящий). Остальные дети имитируют движения (собирают в лесу землянику и грибы). Дети говорят:

Дети по лесу гуляли, землянику собирали,

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве!

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети не зевайте, волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, а «волк» их ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

«Гуси-лебеди»

Выбирается «волк» и «пастух», остальные дети – «гуси». На одной стороне площадки стоят «гуси», сбоку – логово «волка». «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг, затем говорит:

— Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и хором отвечают:

— Га, га, га!

Пастух:

— Есть хотите?

Гуси:

— Да, да, да!

Пастух:

— Так летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси летят через луг домой, а «волк», услышав «гусей» выбегает, стараясь их поймать. Пойманных «гусей» «волк» уводит в логово.

«Караси и щука»

Один ребенок выбирается «щукой» и находится за кругом. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – «камешки» — образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга.

По сигналу воспитателя: «Щука!» — ведущий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть («караси» прячутся от «щуки» за камешками). «Щука ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри него, меняются местами, и игра повторяется.

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до ребенка. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а «лиса» их ловит. Пойманные отходят в сторону.

«Стоп»

На одной стороне помещения стоят дети в одну линию, на другой, в обруче, — водящий. Он стоит спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри, не зевай!» При этих словах дети шагают к водящему. Как только он произнес: «Стоп!», водящий поворачивается и смотрит на детей. Кто не успел остановиться, тот возвращается на линию. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не встанет в обруч.

«Зайцы и волк»

Из играющих детей выбирают «волка», остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих «домиках», «волк» находится на противоположной стороне помещения. Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают, —

Не идет ли волк?

Под эти слова дети прыгают, выполняют различные движения. После слов педагога: «Волк!» — он выходит из «оврага» и бежит за «зайцами», они убегают в свои «домики». Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в «овраг».

«Картошка»

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много (более 5 игроков), она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится труднее, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает мяч и должен попасть в «картошку». Если попадает, игрок выходит, если нет бросивший мяч становится «картошкой».

«Пустое место»

Выбирается водящий, остальные дети становятся в круг, положив руки на пояс. Водящий идет за кругом и говорит:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

После слов «постучу» водящий останавливается и заглядывает в круг. Происходит разговор со стоящим в кругу ребенком: «Тук-тук-тук». – «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. «Зачем пришел?» — «Бежим наперегонки». После этих слов оба бегут вокруг стоящих в кругу дтей в разные стороны, стараясь быстрее вернуться и занять пустое место. Кто добежит первым, занимает пустое место, а опоздавший становится водящим.

«Мы веселые ребята»

Площадка разделена на 3 части. В центральной части находится «ловишка». Игроки хором произносят текст:

«Мы – веселые рабетя,

Любим бегать и играть.

Ну попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а «ловишка» догоняет бегущих. Тот, до кого «ловишка» дотронулся, прежде чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле «ловишки». После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый ловишка.

«Жмурки»

«Жмурка» выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне. (деревянная посуда для замешивания теста)

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, «жмурка» их ловит. Пойманного игрока «жмурка» должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится «жмуркой».

«Мышеловка»

Участники делятся на две неравные группы. Меньшая группа образует круг – «мышеловку». Остальные дети – «мыши», они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки, поднимают руки вверх и говорят:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

Но на последних словах резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь — победительница.

«Бездомный заяц»

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться.

Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.

«Ручеек»

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее.

«Камень-дерево-железо»

Нужна площадка, где в изобилии есть крупные объекты из камня, дерева и металла. В начале игры все спокойно перемещаются по площадке. В любой момент водящий называет один из материалов: камень, дерево или железо. После этого все играющие должны встать или взяться за объект из соответствующего материала. Всех, кто не смог или не успел водящий имеет право ловить. Пойманные выбывают из игры. Водящий должен стараться поймать как можно больше людей. Побеждает тот водящий, кто поймал больше всех.

«Чучело»

Выбирается ребенок – ловишка. Он становится в середину круга и изображает «чучело»: вытягивает руки в стороны. Дети водят вокруг него хоровод и произносят слова:

В огороде чучело,

День и ночь стоит

И по сторонам оно

День и ночь глядит.

(чучело – смотрит по сторонам, поворачивая голову, дети – останавливаются на месте)

Птицы лишь появятся –

Сразу зашумит,

(дети хлопают в ладоши)

А когда рассердится –

Даже побежит.

(дети топают ногами).

Раз, два – не зевай,

Птиц скорее догоняй.

(дети убегают, чучело их догоняет)

«Чай, чай – выручай»

Выбирается водящий, игроки разбегаются, в случае, если водящий осалит кого-то, игрок должен замереть, расставив руки в стороны и кричать:

«Чай-чай-выручай!»

Другой игрок может подбежать к «заколдованному» и дотронувшись «освободить» его. «Расколдованный» игрок вновь в игре. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы. Водящий выбирается считалочкой.

«Колечко»

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него колечко. Ведущий идет по кругу и каждому ребенку как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду, всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладонях окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. После слов: «Колечко, колечко…» — все играющие должны быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

«Стой!»

Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с мячом. Он подбрасывает мяч кверху и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные дети разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот , в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» — и старается снова попасть в кого-нибудь. Осаленный становится новым водящим.

«Разрывные цепи»

Игроки делятся на две команды. Становятся шеренгами, взявшись за руки, друг напротив друга (на расстоянии примерно 10-15 метров). Одна команда кричит хором: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!» Команда напротив спрашивает: «Кто из нас?» «Закованные» называют имя игрока из команды противников. Выбранный пытался с разбегу разорвать живую цепь (важно выбрать «правильное место», которое кажется «слабым звеном»). Если удается разорвать цепь — игрок возвращается в свою команду, и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.

«Садовник»

Участники игры садятся в ряд. Каждый участник выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбирается ведущий и «садовкни». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранные игроками. «Садовник» произносит слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме … (называет любой цветок)». Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» его догоняет. Если «садовник» догонит «цветок», то убегающий становится «садовником», если нет – «садовник» остается прежним.

«Краски»

Выбираются «продавец» и «монах». Остальные участники игры становятся «красками». Каждая «краска» на ушко сообщает свой цвет «продавцу» так, чтобы не услышал «монах». Цвета не должны повторяться. «Краски» садятся на скамейку, «Монах» подходит к ним и заводит разговор с «продавцом».

— Тук-тук.

— Кто там?

— Это я монах в красных штанах, в соломенной шляпе.

— Зачем пришел?

— За краской.

— За какой?

— За … (называет цвет).

Если такого цвета нет, он говорит: «Такой краски у нас нет! Иди домой, подумай головой». «Монах» возввращается домой, а затем приходит во второй раз. Разговор начинается сначала. Если краска имеется среди играющих, то «продавец» говорит:

— «На тебе сто рублей и скорей беги за ней!»

«Краска» убегает, «монах» старается ее догнать. Если «монах» ее поймал, «краска» становится «монахом» и игра начинается сначала. Если нет, то продолжается.

«Светофор»

Выбирается площадка 10х20 метров и водящий. Он встает в центр площадки, остальные у одного длинного края. Водящий объявляет цвет, который есть хотя бы у одного играющего (кроме водящих). Все, у кого в одежде или где-то еще есть этот цвет, проходят на другой край площадки спокойно, показывая этот цвет. У кого цвета нет, прорываются через площадку «с боем», водящий имеет право их осалить, после чего присоединиться к другим игрокам, а осаленный становится водящим. За площадку выбегать нельзя.

«День-ночь»

Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим….

«Вышибалы»

На земле чертят две параллельные линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Можно нарисовать и боковые линии так, чтобы получился прямоугольник. Выходить за пределы площадки нельзя. Двое игроков встают за чертой, друг напротив друга, а остальные игроки по центру, между ними. Игроки-водящие перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в центральных игроков и «выбить» их.

«Золотые ворота»

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Все дети делятся на 4 команды. Каждая из них договаривается какое движение будет показывать и как. Выходит первая команда и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и изображают какое-либо действие. Дети из других команд пытаются отгадать, за правильный ответ дается 1 балл. Затем также выходят остальные команды. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

«Горелки»

Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – водящий – становится на эту линию, в руках он держит бубен. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!» После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой –слева), стремясь быстрее коснуться бубна. Водящий образует пару с тем, кто был первым и встает впереди колонны. Поигравший становится – водящим.

«Море волнуется…»

Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию, а ведущий поворачивается к ним спиной. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова:

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»

Дети должны после этого замереть на месте. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Самый лучший становится ведущим.

«Хвост дракона»

Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.
«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.
Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию.
Игра не имеет определенного окончания и победителей.

«Лиса в курятнике»

На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В «курятнике» на «насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится «нора лисы». Все остальное место – «двор». Выбирается водящий – «лиса», остальные дети – «куры». «Куры» ходят и бегают по «двору», клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» — «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» уводит игрока, не успевшего спастись, в свою «нору». Игра возобновляется. Можно повторить игру с другой «лисой».

«Космонавты»

На площадке нарисованы круги, их на один меньше, чем игроков. Посередине стоят дети («космонавты»), взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет.

С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах», те, кто не успел, остаются на «космодроме», а те, кто сидит в «ракетах», поочередно рассказывают, где они пролетают и что видят из «иллюминаторов».

«Третий лишний»

Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м). Бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него. Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»). После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.

«Карусель»

Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом:

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели,
А потом, кру-гом, кру-гом,
Все бегом, бегом, бегом.

После того как дети пробегают 2 – 3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:

Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!

«Огуречик»

Игра начинается с того, что ребёнок — водящий – находится в стороне от всех остальных деток. Игроки ритмично приседают и говорят: «Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт, Тебе хвостик отгрызёт». Когда слова заканчиваются ребята разбегаются в разные стороны, а водящий начинает их ловить. Водящий может бежать только после того, как будут сказаны все слова, ему можно ловить «огурцы» только до установленного места. Игра повторяется несколько раз, каждый ребёнок может попробовать себя на месте водящего игрока… Для детей постарше правила игры можно немного усложнить, например, водящему можно завязать глаза плотной тканью или убегать от водящего парами.

«Хали-хало»

Дети становятся в круг, считалкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит «Хали-хало», подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает. Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит «Стоп». Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых(гигантских, лилипутских, лягушачьих, верблюжьих, зонтиков). Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо — то игрок становится водящим и игра продолжается.

«Ключи»

Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к (имя), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный во время перебежки кружок. Если он долго не может занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *