Поговорки для 4 класса

Значение пословиц и поговорок. проект по литературе (5 класс) на тему

Научно — исследовательская работа на тему

«Значение пословиц и поговорок в русских народных сказках».

Иванова Любовь,

ученица 5к1 класса

МБОУ «СОКШ №4»

Научный руководитель:

Немальцева Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск, 2016 г.

Аннотация.

Пословицы и поговорки представляют собой народную мудрость, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Владение ярким языком — признак высокой культуры, эрудированности, широты кругозора, начитанности. Поэтому исследование значений пословиц и поговорок является актуальным.

Русские пословицы и поговорки — это меткие выражения, придуманные русским народом, а также переведенные из многих древних письменных источников, заимствованные из разнообразных произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые и глубокие мысли. Многие русские пословицы и поговорки состоят из двух и более соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Зачастую существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок так сказать более высоким обобщающим смыслом.

Цель исследования – определение роли пословиц и поговорок в русских народных сказках.

Задачи исследования:

— Изучить историю происхождения пословиц и поговорок.

— Познакомиться с устным народным творчеством пословиц, поговорок.

— Проанализировать значение пословиц и поговорок в русских народных сказках.

— Доказать многообразие проявления народной мудрости.

Объект исследования: культура и быт русского народа, заключающийся в устном народном творчестве.

Предмет исследования: пословицы, поговорки.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Изучение и использование информационных источников.

3. Выборки из словарей пословиц и поговорок.

4. Поиск информации в Интернете.

Анализ основных понятий.

Толкование слова » Пословица, поговорка»

Пословица – это жанр устного народного творчества, крылатая фраза, обычно состоящая из двух частей, выражающая собой народную мудрость и имеющее назидательный смысл.

Поговорка – это образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление. В поговорках, как и в пословицах, ярко проявляется народная мудрость. Различие между ними заключается в том, что поговорка состоит из одной части, без противопоставления, а пословица, всегда состоит из двух частей.

Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:

Толковый словарь С.И.Ожегова

Фольклор — народное творчество; совокупность народных обрядовых действий. Оно произошло от английского Folk Lore- что значит народная мудрость, народное знание.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.1 История появления пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки — неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.). В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; до нас дошло около трех десятков рукописных сборников, составленных в XIII—начале XV веков. Тексты подобного рода встречаются вплоть до XV века, иногда с иллюстрациями: тогда пословица служит подписью к рисунку. Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы — это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц (две в стихах и четыре в прозе). Плутарх, знаменитый биограф, написал «Лаконичные изречения», которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц. Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде «Пословицы», который был опубликован в 1500 году, Эразм перевел около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на разговорные языки европейцев. Но перенесемся в Россию. Пословицы и поговорки в русском языке – пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Пословицы и поговорки выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном, это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы и поговорки «перетекают» в разговорную речь из литературных произведений. Пословицы и поговорки не утратили своего языкового значения и сегодня. Они, как и много веков назад, отражают нашу жизнь и делают речь точнее и образнее.

Все-таки трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки родились давно – во времена, когда только зарождалась человеческая речь, и формировались навыки общения. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечно, в связи с тем, что пословицы и поговорки – жанр устного характера, они имели множество модификаций (преобразование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств), передаваясь из уст в уста. В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости. С развитием цивилизации малые жанры развиваются, обретая все больше и больше новых тем и направлений.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: » Что посеешь, то и пожмешь», » В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица — едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица – это мудрость многих, остроумие каждого.

1.2. Крылатая мудрость — в пословицах, поговорках.

Пословицы и поговорки напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его. Кладом опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»… Что же такое все-таки «пословица» и «поговорка»? Какие между ними сходства и различия? Наверняка, употребляя то, или иное высказывание мало кто задумывается об этом, ведь они словно, две подружки, «ходят вместе». На самом деле, общее между пословицами и поговорками только народное авторство и заложенная в них мудрость.

Пословица – это меткое завершенное высказывание, которое несет в себе какое-то поучение, вывод, сделанный из определенного события или случая. Тогда, как поговорку можно по праву назвать «половиной пословицы».

Поговорка – красивое высказывание, преимущественно образное, которое не несет в себе законченной мысли.

Пословица Поговорка

Мал золотник, да дорог. «мал, да удал»

Пустая бочка громче гремит. «собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду. «остаться с носом»

Автором и тех, и других, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое.… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена, когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг.… «— Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «Не будите спящую собаку!». Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Поэтому мы и вспоминаем так часто школьный учебник по чтению, поэтому обращаемся к пословицам и поговоркам снова и снова, на протяжении всей жизни.

На протяжении веков мудрость народа заключается в небольшие умные высказывания. Трудно представить народ, у которого нет своего клада словесной мудрости. Из поколения в поколение, из уст в уста передаются поговорки и пословицы – образные выражения, несущие в себе вековой опыт и отражающие жизнь, культуру и традиции предков. Используя всевозможные пословицы, поговорки и прочие народные мудрости, мы не только украшаем свою речь, но и делаем ее более понятной и привлекательной для окружающих. Иногда, с помощью таких вот популярных народных жанров, можно донести очень многое, ведь они, как маленькие советчики, способны в нескольких словах передать весь смысл жизни, рассказать о радости и горе, дать ответ на все случаи жизни.

Нашему народу присуще огромное количество пословиц, поговорок. Поистине талантливыми можно назвать составителей малых жанровых форм. Ведь, на самом деле, очень тяжело одним предложением, или даже словосочетанием, передать опыт поколений, дать умный совет, утешить, развеселить, дать наставление. У каждого народа, есть свой фольклор, в Англии бытует поговорка «родился с серебряной ложкой во рту» — это значит, родился счастливым. Наша поговорка о таких скажет – «в рубашке родился».

Ко всем известным пословицам «Учится — всегда пригодиться», «Тише едешь – дальше будешь» и многим другим добавляются новые образцы народной мудрости.

Почему мы так говорим.

«Покажу, где раки зимуют» — сейчас это выражение означает угрозу, предупреждение. Это выражение связано со временами крепостного права, когда помещики уезжали на зиму в города, где начинался сезон балов и приемов. И одним из изысканнейших блюд на званых обедах считались раки. Гурманы утверждали, что раки по-настоящему вкусны только в те месяцы, в названиях которых есть буква «р.», т. е. с сентября по апрель. За зимними раками крепостным крестьянам приходилось лезть в студеную воду. Найти их в норах было очень трудно, поэтому отыскать место, «где раки зимуют», было худшим наказанием.

1.3. Значение пословиц поговорок в русских народных сказках.

Пословицы и поговорки часто встречаются и в русских народных сказках, перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль они играют в сказках и почему так часто упоминаются. И вот что получилось: известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и само рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок. Я заметила, что в сказках, пословицы и поговорки дают советы, поучают, разными способами помогают героям сказок. В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке: «Печка-матушка, спрячь меня» — это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. ( «От теплого слова и лед тает», «Держись за землю-матушку — она одна не выдаст»). В сказках очень часто встречается образ Дурачка, который лежит на печи и ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. (Вспомним пословицы и поговорки: «Дурака учить — только портить», «Учился читать да писать, а выучился петь да плясать», «Дурак, кто с дураком свяжется», «Чужой дурак — смех, а свой дурак – стыд», «Свой дурак дороже чужого умника», «Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не свяжусь», «Похвали дурака, а он и рад»). Однако мы видим, что в сказках именно дурачок оказывается самым честным, смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком. Он выступает носителем лучших черт народа, и его в конце обязательно награждает судьба. А вот еще: например, в одной из сказок о Василисе Премудрой рассказывается, о невыполнимых заданиях, которые герой сказки должен выполнить к следующему дню. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» говорится: — О чём горько плачешь? — спрашивает его … Василиса Премудрая.— Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску.— Ну, это еще не беда, беда впереди будет. Ложись-ка спать: утро вечера мудренее… Поутру встал Иван-царевич, глянул — стоит церковь из чистого воску. Мудренее — употребляемая только в этой пословице устарелая форма сравнительной степени от мудрёный, здесь в значении ‘более мудрый, разумный’. В современном литературном языке слово мудрёный (разг.) употребляется в других значениях “загадочный, непонятный”; “трудный, замысловатый”. Сравнительная степень — мудрёнее. Утром придет более правильное решение. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал, может ошибиться).

Еще одна из самых главных ролей в жизни русского народа отводилась хлебу, поэтому не случайно с ним связано так много пословиц и поговорок.

Хлеб — всему голова.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем душевное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

«Хлеб — дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед — коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска — а хлеба каравай — так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений. Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать». «Хлеб – всему голова», — уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. (Сказка «Легкий хлеб» — Ну что ж, -говорит мужик, -если не хочешь трудный хлеб есть, ешь легкий. Иди на выгон, там конь пасется…)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, я поняла, что пословицам и поговоркам в жизни народа действительно отводилось особое место, и моя гипотеза о том, что пословицы и поговорки для русского человека были центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что они в русском фольклоре занимают далеко не последнюю роль, они учат добру, мудрости, справедливости. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не обходились без мудрых высказываний. С ними были связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение: «Пословица недаром молвится», » Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», » Поговорка — цветочек, пословица – ягодка».

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение пословицы и поговорки в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках, литературы, истории, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.

Несмотря на свою многовековую историю, пословицы и поговорки успешно дожили до наших дней. До сих пор они используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше.

Что интересно, наши русские пословицы и поговорки знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Русские народные сказки, Москва, 2011.

2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1999.

3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 2010.

4) Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- Москва, 2011.

5) Русские пословицы и поговорки. – Москва, 2013.

6) Т. Тарабарина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 2007.

7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

8) С.И. Ожегов Толковый словарь

9) В. И. Даль. Пословицы русского народа. М. 2000.

10) Н.В. Уваров. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. М.: Инфра-Инженерия. — 2013.

11) Фонограмма песни » Хлеб — всему голова» Автор текста (слов): Балачан В. ,

Композитор (музыка): Захарченко В.

Приложение1

Классификация русских народных сказок.

Как правило все русские народные сказки бывают нескольких видов. Самым древним видом являются сказания о животных, в них все действия, мысли и чувства людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид- сказки о волшебстве.

Структура русских народных сказок.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

Зачин ( жили-были, в некотором государстве…и т.д.)

Тема статьи — математические пословицы и поговорки:

  • Два сапога — пара.
  • Два глаза дороже алмаза.
  • Два друга — метель и вьюга.
  • Без четырех углов изба не рубится.
  • Весна да осень — на дню погод восемь.
  • Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех.
  • Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
  • Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
  • Гроша не стоит, а выглядит рублем.
  • Где много пташек, там мало букашек.
  • Пословицы про математику: Больше двух — говорят вслух.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • За семью морями.
  • Знай больше, говори меньше.
  • Как две капли воды.
  • Клади по одной ягодке — наберешь кузовок.
  • Конь о четырех ногах — и тот спотыкается.
  • Кто скоро помог, тот дважды помог.
  • Лентяй дважды работает.
  • Лук от семи недуг.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Между двух огней.
  • Много леса — береги, мало леса — не руби, нет леса — посади.
  • На два слова.
  • На два фронта.
  • Над лесом дождь дважды идет,
  • не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Не может связать двух слов.
  • Ни два, ни полтора.
  • Один в поле не воин.
  • Один работает, десять — погоняют. Пословицы про математику
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Шутке — минутка, а делу — час.
  • Сидеть меж двух стульев.
  • Скупой платит дважды.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • У семи нянек дитя без глаза.
  • Убить двух зайцев.
  • Ум — хорошо, два — лучше.
  • Один, как красное солнышко.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семеро с ложкой — один с плошкой.
  • Семь бед, один ответ.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Сам не дерусь, семерых не боюсь.
  • Уплетать за обе щеки.
  • Хромать на обе ноги.
  • Чем больше рук, тем легче труд.
  • Чтобы научиться лени — только три дня.
  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,
  • Один, как медведь в берлоге.
  • Один, как ясный месяц.
  • Одна голова — хорошо, а две — лучше.
  • Одна ласточка весны не делает.
  • Одна пчела много меду не натаскает.
  • Одним махом семерых убивахом.
  • Одному ехать и дорога долга.
  • Одному страшно, а ораве все нипочем.
  • Осень — перемен восемь.
  • От горшка два вершка.
  • Палка о двух концах.
  • Правая рука сильнее левой. .
  • Яким-простота, две рукавицы за поясом, а третью ищет.

Русские математические пословицы и поговорки с числами пригодятся детям школьного и дошкольного возраста, да и взрослые найдут в них много интересного и полезного для развития.

Поделитесь с друзьями:

Как самим научиться составлять пословицы



Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.

Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.

1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.

2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.

3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.

4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.

5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 — отрицательно.

Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.

В толковом словаре Ожегова термин пословица означает — краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.

На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:

— Пословицы о труде

— Пословицы о здоровье и гигиене

— Пословицы о временах года и природных явлениях

— Пословицы об учении

— Пословицы о войне и мире

— Пословицы, в содержании которых используются числа

— Пословицы о добре и зле

— Пословицы о любви и дружбе

После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо — а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.

Алгоритм составления пословиц

  1. Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
  2. Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
  3. К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
  4. Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
  5. Поставить в середину союз «а»

Например:

Признак объекта 1

Действие или свойство объекта 1

Признак объекта 2 (антоним)

Действие или свойство объекта 2

добрый

любит

злой

губит

Вот такие пословицы у меня получились.

Голодный хочет есть, а сытый лечь.

Весёлый улыбается, а грустный мается.

Щедрый даёт, а жадный берет.

Красивый наряжается, а страшный обижается.

Умный обещает, а дурак выполняет.

Добрый любит, а злой губит.

Богатый спит, а бедный работает.

Друг помогает, а враг обижает.

Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.

С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.

Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы — это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.

Конспект урока чтения в 4 классе «Пословицы и поговорки»

Чтение

Тема урока: «Пословицы и поговорки»

Цели:

— познакомить детей с историей происхождения пословиц и поговорок, учить различать пословицы и поговорки;

— развивать устойчивое внимание, память, мышление, умение выделять главное, связную речь, ориентировку в малом пространстве (в учебнике), расширять словарный запас, сознательно и правильно читать;

— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, умение слушать товарища, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, снежинки с заданиями.

Ход урока

  1. Организация класса.

Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!

Станьте ровно, улыбнитесь.

Молодцы, теперь садитесь.
II. Активизация познавательной деятельности.

— А наш сегодняшний урок мне хочется начать с загадки.

«Кто, угадай — ка, седая хозяйка,

тряхнет перинки – над миром пушинки». (Зима).

— Как вы думаете, почему я загадала вам загадку о зиме?

— Какое сейчас время года?

— Ребята, а почему вы думаете, что наступила зима?

(люди одели теплую одежду: шапки, пальто, шубы, валенки, варежки; дует холодный, колючий ветер; деревья стоят без листиков; солнце светит но не греет как летом; на улице мороз, холодно; дни становятся короче, а ночи длиннее).

— Сколько месяцев длится зима? Назовите их по порядку.

— Какая зима бывает? (холодная, морозная, снежная)

— Какая погода бывает зимой? (снегопад, метель, буран, вьюга)

III. Речевая разминка.

— А кто из вас знает, как воет вьюга?( -у-у-)

— Вот и мы с вами немного побудем вьюгой.

  • По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: -у-у-

  • По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: -у-у-

  • По сигналу «Вьюга затихает» уменьшают силу голоса

  • По сигналу «Вьюга закончилась» -замолкают

IV. Введение в тему урока.

— С чего я начала наш урок? Что я вам загадала?(загадку).

— Кто придумывает загадки? (Люди, народ.)

— А вот то, что придумывал, сочинял народ еще в далекую старину, и передавал из поколения в поколение из уст в уста, как это все называется? (Устное народное творчество)

— Давайте вспомним, что такое устное народное творчество?

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

— Посмотрите на доску и постарайтесь определить о каких жанрах устного народного творчества мы с вами будем сегодня говорить.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица всем делам помощница.
Пословица – мудрость народа.
У каждого Егорки свои поговорки.
Из поговорки слова не выкинешь.
V. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.

На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится.

VI. Изучение нового материала.

1. Беседа по теме.

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Они сопровождают людей с давних времён. Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли– на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

Пословицы и поговорки о дружбе

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Пословицы об учении

Ученье свет, а неученье тьма.

Повторенье — мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Жить — Родине служить.

Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. В. И. Даль всю жизнь посвятил собиранию русских пословиц. Он изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского
народа».

-Слово «пословица» часто произносят рядом со словом «поговорка». Отличить эти жанры довольно трудно.

— Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

-Прочитайте первую пословицу. (Поговорка – цветочек, пословица – ягодка).
-Что такое цветочек?
— А для чего нужны цветы?

Поговорку можно сравнить с цветком.

Вывод: поговорка украшает нашу речь, но это не совсем завершенная мысль.
-А что такое ягодка? (Это сформировавшийся плод)
Ягодку можно сравнить с пословицей.
Вывод: пословица — законченная мысль.

Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом:

Признаки пословицы:

  • краткость;

  • меткость и точность мысли;

  • законченность предложения.

Пословицы обычно состоят из двух частей, приведем примеры:

— А так, как мы с вами изучаем раздел «Зимние узоры» и за окном у нас зима, то для примера будем брать пословицы о зиме.

Зима – хранительница полей.

Зима без снега, знать лето без хлеба.
Зимой всяк рад тулупу до пят.
Зима бредёт, понурив голову, а лето бежит вприпрыжку.
Без шубы и валенок и зима без конца.
Январь ломонос – береги свой нос.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение, имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

— Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу.

Как снег на голову.
Белее снега не будешь.
Зуб на зуб не попадает.
Всю зиму лапу сосать.
Зима не за горами.
И холодно, и голодно.
От человека холодом несёт.
Нос береги в мороз.

2. Работа с пословицами и поговорками.

— Дома вам было задано – подготовить пословицы или поговорки о зиме.

Давайте послушаем, что вы подготовили.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
2. Ф/м для глаз.

VII. Закрепление изученного материала.

1. Игра «Угадай-ка».

— Сейчас мы поиграем в игру «Угадай-ка».

Снежная вьюга принесла нам снежинки, на которой написаны тексты. Необходимо определить, к какому виду устного народного творчества относится каждое
произведение.

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Лёгкие пушинки,
Белые …(Снежинки) (Загадка)

Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли дети погулять,
Снег ладошками ловить,
Посчитать, кому водить. (Считалка)

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить. (Потешка)

Сшила Саша Сашке шапку.

Сашка шапкой шишку сшиб. (Скороговорка)

-Жили-были дед да баба. Была у них Курочка Ряба. (Сказка)

-Баю — баюшки-баю
Не ложися на краю. (Колыбельная песня)

Зима – не лето, в шубу одета. (Пословица)

2. Дополни пословицу.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь.
Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.

Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Мороз лучше бани подрумянит.

Индивидуальная работа: Белякова М. изучение буквы Л, чтение слогов и слов с буквой Л (с.30-31).

VIII. Подведение итогов.

— Что такое устное народное творчество?

— О каком жанре устного народного творчества мы сегодня говорили?

— Что такое пословица?

Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом:

— Что такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу.

IX. Рефлексия.

— Вам понравился урок?

— Если вы считаете, что вы хорошо работали, похлопайте в ладоши.

X.Домашнее задание. с. 75 – прочитать и объяснить смысл пословиц.

Презентация «Пословицы и поговорки в русском языке» презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Слайд 1

Пословицы и поговорки МБОУ Селивановская СОШ 4 класс 2017год

Слайд 2

Цель: прививать любовь к родному языку через пословицы и поговорки. Задачи : * развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты; развивать пытливость, любознательность каждого ученика, расширить кругозор и словарный запас; * воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Слайд 3

Пословицы и поговорки очень необходимы при работе с детьми в сех возрастов. Как для развития речи, памяти, при написании сочинений в школьных работах, так и на детских праздниках и развлечениях. Пословицы и поговорки часто путают — будьте внимательны! Пословица — краткое народное изречение обобщающего характера. Например : Петь хорошо вместе, а говорить отдельно. Поговорка — краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Например: Мал золотник, да дорог.

Слайд 4

Роль пословиц и поговорок в жизни людей Пословицы и поговорки начинают изучать уже с первых дней в ш коле: о ни учат, советуют, предостерегают; х валят трудолюбие, честность, смелость, доброту; в ысмеивают жадность, зависть, трусость, лень; о суждают эгоизм, зло; п оощряют прилежание, благородство, упорство;

Слайд 5

Владимир Иванович Даль «Пословица – это цвет народного ума»,— говорил великий собиратель п ословиц. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.

Слайд 6

Темы пословиц Родина Семья Дружба Учение Книга Лень Природа Трусость Трудолюбие

Слайд 7

Пословицы о Родине Если дружба велика, будет Родина сильна . Жить – Родине служить . На чужой стороне, что соловей без песни . Родина — мать, умей за нее постоять .

Слайд 8

Пословицы о дружбе Без друга — на душе вьюга. Старый друг лучше новых двух. Друг за друга стой – выиграешь бой. Сам погибай, а товарища выручай.

Слайд 9

Пословицы об учении Ученье – свет, а не ученье – тьма . Чужим умом долго не проживешь. Учиться – всегда пригодиться . Век живи – век учись.

Слайд 10

Пословицы о книгах Книга – мост в мир знаний. В книге ищут не буквы, а мысли. Книга твой друг, без нее как без рук. Кто много читает, тот много знает.

Слайд 11

Пословицы о трудолюбии Славен человек не словами, а делами. Землю красит солнце, а человека – труд. Умелые руки не з нают скуки. Человек трудом велик.

Слайд 12

Применение пословиц и поговорок на уроках Собери пословицы.

Слайд 13

К каждой сказке можно подобрать пословицу и поговорку. Например: «Один за всех и все за одного». Пословица характеризует чувство коллективизма, взаимную помощь. Сказка «Репка»

Слайд 14

К какому сказочному герою подходит пословица? Жадность – всякому горю начало. Ошибка – что ушибся: вперед наука. За большим погонишься – малое потеряешь. С большого человека больше и спрашивается. Выше головы носа не поднимай. Жизнь дана на смелые дела.

Слайд 15

Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?

Слайд 16

Слайд 17

Заключение Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Они жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, пословицы и поговорки перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет она. Можно сказать, что пословицы и поговорки делают нашу речь к раше и интереснее, но мы не поняли бы их, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Главное в этом деле понять то , что говорит пословица или поговорка. Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибешься и с легкостью найдешь выход из затруднительной ситуации.

Слайд 18

Источники: В. И. Даль «Пословицы русского народа». В. И. Зимин «Пословицы и поговорки Русского народа». А. М. Жигулев «Русские пословицы и поговорки». Н. В. Уваров «Энциклопедия народной мудрости».

Слайд 19

Спасибо за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *