Пословицы для детей 3 класса

Дополнительное чтение

Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки

1. Прочитай, отметь, где скороговорка, а где песенка-закличка. Нарисуй, если хочешь, иллюстрацию к любому тексту.

Скороговорка

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Песенка-закличка

Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните!

2. Перечитай текст, подчеркни слова, которые говорят, что это небылица. Укажи ⇒ рифмующиеся слова.

Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
Как среди моря овин горит,
А по чисту полю корабль бежит.

А то ещё не чудо, не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит,
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает.

А то ещё не чудо, не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
Как на дубу овца гнездо свила.
Гнездо свила да яичко снесла.

Горит ⇒ бежит, помахивает ⇒ поправливает, свила ⇒ снесла.

3. Собери пословицы. Соедини ⇒.

Терпение и труд ⇒ всё перетрут.
Декабрь год кончает, ⇒ а зиму начинает.
Где труд, ⇒ там и счастье.

← Предыдущая Следующая →

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

Фольклор: загадки, пословицы, заклички.

Конспект занятия по внеурочному занятию «Люби книгу», для 2 класса.

Выполнила воспитатель ГПД Горюнова Л.А ГБОУ СОШ 364 г. С-Петербург.

Тип: обобщение и закрепление изученного материала.

Цели занятия:

Обобщить и закрепить знания детей полученные при знакомстве с малыми жанрами фольклора, обогащать речь учащихся.

Задачи:

Образовательная:

• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Развивающие:

• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;

• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.

Воспитательные:

• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;

• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;

• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.

Планируемые результаты.

Предметные:

-научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.

— ориентироваться в учебнике

— применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

:регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей ; планируют свои действия;

познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора , выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,

коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

Личностные:

— выполнять правила поведения;

— проявлять познавательный интерес к новым знаниям;

— развивать творческое воображение

— воспитывать;

-целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

-применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Фольклор», иллюстрации к произведениям художественной литературы.

ХОД ЗАНЯТИЯ,

1.Организационный момент

Психологический настрой

-Улыбнитесь друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

(Тепло)

-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего нашего занятия.

-Ребята, давайте поиграем! Я буду называть разные занятия, а вы хлопните в ладоши один раз, если любите это делать.

*Знакомиться с новыми людьми;

*гулять с друзьями;

*играть в компьютер;

*читать книги;

*заниматься спортом;

*делать что-нибудь своими руками;

*дружить;

*дарить подарки;

*слушать музыку;

*болеть;

*радоваться успехам друзей;

*учиться в этом классе.

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик» ( Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем воздушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз.)

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.

(об устном народном творчестве).

Слайд 1

-Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?

(произведения передаются из уст в уста, из поколения в поколение)

Слайд 2

-Каким словом можно заменить словосочетание » Устное народное творчество» ? ( Фольклор- от англ. народ, мудрость.)

-Произведения фольклора не имеют конкретного автора, они создавались всем народом. Каждая песня или сказка в основе, своей создавалась каким – нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно сразу запоминалось и передавалось из уст в уста. Но рассказывал сказку или пел песню каждый по- своему, как помнил, как хотел.

Слайд 3

— Сегодня на уроке мы с вами повторим произведения разных жанров народного творчества.

Слайд 4

Колыбельная песня .

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.

Киса, кисонька, коток,

Киса — серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Покажите, как выбудете укачивать «кису».

Слайд 5

Затем начинаются самые первые игры детей – потешки. Потешка – песенка-приговорка, сопутствующая игре пальцами, ручками и ножками ребенка. Давайте обыграем одну потешку.

— Ладушки, ладушки!

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабулька добренька.

Попили, поели,

Домой полетели —

На головку сели,

Ладушки запели.

Слайд 6

В детских заклинаниях сохранилась память о молитвенных обращениях наших праотцов. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.

Дождик, дождик, дождик лей

Нам с тобою веселей

Не боимся сырости,

Только лучше вырастим.

А ещё дети закликают на игру других детей. Покажите, как вы это делаете.

Чай-чай

Налетай.

Кто в игру

Играй?

А игра хоровод,

А в ней водит народ…

Слайд 7

Считалки помогают вырабатывать правильную речь. Это веселый, озорной жанр. Если во время игры надо выбрать водящего, используют считалки. Встанем в круг и выберем первого водящего.

Игра «Хоровод».

Шире, шире, шире круг.

У … сто друзей.

Этот, этот, этот,

А любимый этот.

Слайд 8

Ребенок уже умеет говорить, н еще не все звуки у него получаются. Тут на помощь приходят скороговорки. Скороговорка – маленькое стихотворение, в котором слова подобраны специально, чтобы их было трудно произносить.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!

От топота копыт

Пыль по полю летит.

На дворе трава,

На траве дрова.

Физминутка: «Лепестки».

Слайд 9

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум и сообразительность, ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.(Лук)

Что за братцы?

Их пересчитал —

Год пропал.

Годы идут,

А они не растут.

Как тех братцев зовут? (Месяцы.)

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер.)

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает.

Клонится к земле лоза.

Начинается… (гроза).

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает? (Солнце.)

Над цветами кто летает,

Сок цветочный собирает,

В домик свой его несет,

Из него готовит мед? (Пчела.)

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моем дому

Место только одному. (Черепаха.)

Домашнее задание придумать загадку.

.Игра «Я знаю»

Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.

3. Итог занятия. Рефлексия.

-За что вы можете себя похвалить?

-Что нового для себя узнали?

-Чем интересно было занятие?

Пословицы для детей

  • Детство время золотое.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
  • Друзья прямые — братья родные.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Азбука — к мудрости ступенька.
  • Талант трудом добывают.
  • Отца с матерью почитать — горя не знать.
  • Мал да удал.
  • Делай другим добро — будешь сам без беды.
  • На ошибках учатся.
  • Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Лад и согласие — первой счастье.
  • Семья опора счастья.
  • Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
  • Ученью время — игре час.
  • Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
  • Речь без пословицы, что суп без соли.
  • Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Не делай того, чего надо стыдиться.
  • Умную речь приятно и слушать.
  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  • Смелость города берёт.
  • Любовь да совет, так и горя нет.
  • Счастье без ума — дырявая сума.
  • Вежливость нужна каждому.
  • Посеешь привычку — вырастишь характер.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Родителей не только уважай, а и помогай им.
  • Для дружбы нет расстояния.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • На счастливую младость не скупится радость.
  • Любить хорошо взаимно.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Первый шаг труден.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Не прячь свои неудачи от родителей.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Повторенье — мать ученья.
  • Век живи — век учись.
  • Добрым быть — долго жить.
  • Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
  • Хорошая книга — лучший друг.
  • Добро того учить, кто слушает.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  • Где гнев, там и вред.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Ум золота дороже.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Правдивый человек не покривит душой.
  • Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • У милого дитяти много имён.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Нет такого дружка, как родимая матушка.
  • Чистота — залог здоровья.
  • Друг в беде узнаётся.
  • В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
  • На свете всё найдешь, кроме родной матери.
  • Скромность красит человека.
  • Яйца курицу не учат.
  • Отец — наставник, брат — опора, а друг и то и другое.
  • Счастье и труд рядом живут.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Все бобры добры до своих бобрят.
  • После драки кулаками не машут.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
  • Любому молодцу скромность к лицу.
  • Легко найти счастье, а потерять и того легче.
  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Любишь розу, так люби и шипы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *