Постановка звука

Автоматизация звука К

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука К

При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется.
Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим.
Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» — выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.
После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук К (выделяя голосом)

ко — ко ка — ка ку — ку кы — кы

ка — ка — ка ко — ко — ко ку — ку — ку кы — кы — кы

ка — ко — ка ко — ко — ка ка — ку — ко ка — кы — кы

ка — ко — ку ку — ко — ка и т .п.

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

Автоматизация звука в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):

казнь кабан капля карта
касса кашне калач карман
камин канат камень кашель
кабина кабинет канава камера
капуста капсула кассета
кол кот кон код ком
конь ковш кожа коса колба
ковбой конец кофе колос
козни козырь комната конница
куб куль куст курс
куры кулич кузов кухня
кучер купаты кузница

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!


Перечень слов: каска, Карлсон, камыши.

Кактус, катер, карандаши.

Автоматизация звука в середине слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
мука река ёлка юбка мышка
челка белка дымка ветка палка
атака чайка аптека азбука физика
девочка ежевика балалайка
далеко молоко широко велико высоко
балкон шоколад окно окунь ткань
шкаф акробат простокваша
вприсядку всмятку начеку
нараспашку насмарку помаленьку

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Перечень слов: Щука, бочка, вилка, чайка.

Лодка, пушка, балалайка.

Автоматизация звука в конце слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
Як бак мак лак рак
шлак враг(к) маяк овраг(к) табак
хомяк моряк барак чудак универмаг(к)
бок дог(к) шок паёк блок
слог(к) дубок моток порог(к) волчок
мешок поток совок щенок бачок
опёнок ботинок пирожок сапожок молоток
вершок бережок василёк наутёк бульдог(к)
бук лук сук тук тюк
внук стук паук индюк каюк
вьюк урюк утюг(к) бамбук фартук
бурундук
бык пик миг(к) веник тюбик
тупик маховик охотник путник финик
винтик вареник дневник балык башлык

шашлык заповедник автоматчик бессмертник
воск волк полк обелиск

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Перечень слов: Сок, урок, замок, носок.

Кабачок, щенок, совок.

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»
ква кла кна кра кля
квэ клэ кнэ крэ кле
квы клы кны кры кли
кво кло кно кро клё
кву клу кну кру клю

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):
кнут квас класс клад клоун
краб клуб крем князь кровь
ключ клей клён клёш крой
кросс крупа крапива кружево
крыло климат клубень клумба
клятва клиент квадрат клапан
клевер квартал квартира клавиши
крендель кривизна кристалл крыльцо

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом):

Как какаду какао какая
каёмка капкан кадка какой
катушка каменщик каникулы каблук
кок койка кокон комок
копейка кошка колокол кончик
кулак кубик кубок кукла
каучук кулёк клубок
квак кнопка клык кролик
покупка пикник ракушка сказка окорок

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Закрепление звука в речи ребёнка

Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук на материале слов, приступайте к чистоговоркам:
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Скороговорки, — это высший пилотаж в произношении любых звуков:
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Карлик Карл кувыркался на ковре.
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Купи кипу пик.
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.
Около кола колокола.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой — и нам домой.
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Константин констатировал.
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.
А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке,
Расскажи о колоске!
– Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
А. Шибаев.
Закрепление звука идёт в той же последовательности, что и : слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком :

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
— Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара
Итого гагар – пара..
Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.
На звук Кь
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки-норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки-волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери – крючочки,
Цепочки, замочки…
(И. Лопухина)

Чистоговорки с , :

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками , :

Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками , :

Хомячок охрип от крика:
— Разве хорь болеет гриппом?
Ой, хорёк, какой ты врун,
Я от хохота умру!
(А. Пудваль)
Хохотушка
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылев)
Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста.
(Е. Карельская) Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(А. Каменчук)
Хорь охотник
На охоту хорь в курятник ходил,
Да хохлаток впопыхах разбудил.
Да проснулся Петух,
На Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!..
(В. Суслов)
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

Скороговорки со звуками , :

Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

Способы эффективной постановки звука [К]

У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.

Постановка звука проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Особенности автоматизации

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.

Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.

Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.

На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.

После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.

Постановка и автоматизация звука .

Гласный , переднего ряда , верхнего подъёма .

АРТИКУЛЯЦИЯ В НОРМЕ ПРИ ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНЕСЕНИИ

1)Положение губ.

Губы сильно напряжены , прижаты к резцам , растянуты в улыбку.

2)Расстояние между резцами.

Очень маленькое (1-2мм).

3)Положение языка.

Кончик языка упирается в нижние резцы . Боковые края прилегают к верхним коренным зубам,

спинка поднята к передней части нёба , по середине желобок.

4)Положение мягкого нёба.

Мягкое нёбо поднято и закрывает в носовую полость-звук голосовой.

Можно видеть положение губ , края резцов, если приоткрыть рот, то и положение передней части языка.

Можно осязать вибрацию гортани и груди , сильное напряжение мышц дна ротовой полости и вибрацию в области темени.

ВЫЗЫВАНИЕ

Наиболее лёгкая позиция для произнесения – звук в ударной позиции.

1.Педагог произносит : ПИПИПИ…В этом случае часто получается естественный чистый И.Звук И в слогах ПИПИПИ произносится на ухо ребенку. Дать возможность прослушать звучание этого гласного в слове , слоге и отдельно . Обратить внимание на положение губ; приоткрыв рот , показать положение языка. Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя(снизу),дети ощущают напряжение мышц . Показать характерную вибрацию темени.

2.Посадить ребенка рядом с собой перед зеркалом , учитель произносит протяжное ХЬ_, приоткрыв при этом рот на столько , чтобы было видно положение языка. Одновременно о подносит к своему рту полоску бумаги , которая под действием выдыхаемой струи выгибается . Ребенок подражает учителю , контролируя себя с помощью зеркала и полоски бумаги , поднесенной ко рту . Если вместо ХЬ у него получилось СЬ , то следует шпателем или пальцем нажать на переднюю часть языка. Добившись звука ХЬ (напоминающего шепотное И), можно переходить к следующему этапу – данному звуку предпосылается ХЬ-ПХЬ (напоминающее шёпотное ПИ). Вызвав у ребёнка требуемое звукосочетание, учитель вновь произносит его сам и, протягивая ХЬ_, присоединяет голос , в результате чего получается j. Ребёнок улавливает переход ХЬ-J с помощью остаточного слуха или приложив руку к гортани учителя. Ребенок произносит за учителем Пj, которое при многократном повторении переходит в ПИ. Из этого слога уже не трудно выделить отдельный гласный И непосредственно путём озвончения ХЬ.

3.Ученик произносит звук С_, затем, продолжая тянуть его, включает голос- СЗ. Ребёнок ощущает вибрацию держа руку на своём подборке. Затем звуку З предпосылается взрывной согласный П-ПЗ_. После того, как ребенок хорошо воспроизведёт это сочетание, учитель слегка прижимает переднюю, часть спинки языка так, чтобы вместо характерной для З щели между передней частью спинки языка и альвеолами получилась щель между средней частью спинки и нёбом – вместо ПЗ_ получаем Пj(шпатель не мешает образованию смычки губ при П). После ряда упражнений с механической помощью таким способом удаётся (иногда только через несколько дней)получить то же сочетание без помощи шпателя . В результате последующих упражнений И.Этому способствует произнесение :ПИПИПИ(быстро), затем удлиняем, гласный И-ПИПИ_. Затем звук И произносится изолированно.

4.Если ребёнок не может образовать звук З от С путём прибавления голоса (ребёнок может при этом отодвигать кончик языка вглубь рта), если ему предлагают произнести межзубное С, а затем озвончить его . Дальнейшая работа аналогична пункту №3 (только сначала в слоге ПЗ звук З звучит межзубно , потом педагог шпателем отодвигает кончик языка за нижние резцы).

5.При постановке звука И педагог должен следить за те , чтобы язык был широким , выгнутым , а расстояние между зубами очень небольшим. Педагог произносит на ухо ребенку И в слогах ПИ, МИ, КИ, ТИ И ДР.

ДЕФЕКТЫ

  • «ОТКРЫТАЯ ГНУСАВАТЬ» Опущена нёбная занавеска – носовой оттенок.

Способы устранения гнусавости при произнесении звука И те же, что и при подобном дефекте У.

1.Разъяснение сущности дефекта.

2.Упражнения на твёрдой атаке под дирижирование.

3.Постепенный переход к протяжному произношению.

  • Замена И на Э. Рот открыт слишком широко , недостаточно выгнута спинка языка, нет напряжения всей массы языка , губы пассивны.

Если недостаточен подъём языка , лучше всего исходить из ХЬ.

Если причина в большом расстоянии между зубами , то следует показать разницу между правильной и неправильной артикуляцией или механически сблизить челюсти, слегка нажав рукой на подборку снизу .

Перед зеркалом установить и закрепить нормальное расстояние между верхним и нижними резцами и растянутые в улыбку губы ; сопоставить широкий овал рта при А с узкой щелью при И . Для установления правильного положения языка рекомендуется следующие упражнения:

Перед зеркалом при открытом рте показать утрированно выгнутый язык и делать упражнения в выгибании и отпускании спинки языка при произнесении звуков И и А , приложив одновременно руку ребёнка ко дну ротовой полости , чтобы дать ему возможность ощущать напряжение дна ротовой полости при переходе от А к И.

Нажимом руки снизу , между подбородком и гортанью, слегка поднять корень и среднюю часть языка , т.е. механически сузить ротовой канал , что необходимо для получения звука И. Одновременно можно приложить руку ребёнка к своему темени , дать почувствовать вибрацию при звуке И и отсутствие вибрации при звуке А.(но это может привести к другому дефекту – к фальцетному произношению гласного И.).

  • Замена И на А . Пассивен язык.

1.Разъяснить сущность дефекта

2.Показать правильную артикуляцию , профиля рук.

  • Замена И на Ы.

Получается гласный звук верхнего подъёма, но не переднего ряда , а среднего.

Перед зеркалом показать , что кончик языка должен упираться в нижние резцы . Сопоставить это положение с положением языка при Ы:И-Ы…, Изобразить правильное и неправильное положение языка кистями рук.

  • Замена И на Й. Чрезмерный подъем языка- между спинкой языка и твердым нёбом образуется узкая щель- вместо гласного И слышится проторный (щелевой) согласный Й (j). 1.Предложить ребёнку в быстром темпе произнести ряд слогов :ПИПИПИ…Если при этом гласный очистится от шума ,то выделить И из последнего слова протяжным произнесением.

2.Произнести несколько раз протяжно и связно ИЙИЙИЙ…,при этом придержать одну руку ребёнка ко дну ротовой полости педагога, другую руку держать перед ртом педагога . Обратить внимание ребёнка на то , что в момент перехода от И к Й ощущается усиление выдыхаемой струи воздуха.

3.По средством зонда нажать на спинку языка , чтобы расширить щель между языком и нёбом.

  • Замена И на З .Передняя часть спинки языка сближена с резцами , образует с ними узкую щель .

Расширить щель между зубами . Если не поможет , придержать переднюю часть языка шпателем.

  • Замена И на Л . Язык не имеет посередине желобка и прикасается спинкой к альвеолам, оставляя щели по бокам (или с одного боку ); кончик языка за нижними резцами .

Звук ставится заново от С(З).

  • Фальцет . Перенапряжены голосовые связки – высокий головной голос. Причина : это часто происходит от того , что педагог при вызывании звука И недостаточно осторожно использовал ощущения вибрации темени.

Устраняется также , как фальцет У.

Система упражнений на закрепление

а)ПИПИПИ…

ПИ-ПИ-ПИ

ИИИ_

СПИТ

ВОВА СПИТ.

ПАПА СПИТ.

МАМА СПИТ.

БАБУШКА СПИТ.

b)МИ_МИ

МИША

МИШКА

МИША ИДЁТ .

МИШКА СПИТ.

c)ВИ_ВИ

С_И СИ

ВИЛКА

ВИТЯ

СИМА

ВИ___СИТ

ВИСИТ

ПАЛЬТО ВИСИТ.

ШАПКА ВИСИТ.

d) ТИ___ТИ

ТИХО (ТИКО)

КАР – ТИН – КА (КАЛ – ТИН – КА)

КАРТИН – КА

СИ – ДИТ

СИДИТ

МИША СИДИТ.

ВИТЯ СИДИТ.

КАРТИНКА ВИСИТ.

При закреплении звука И не следует брать прямые слоги с согласными Ш, Ж, Ц, так как после них вместо них вместо Ипроизносится Ы.

  1. Длительное изолированное произнесение И____.
  2. Отработка в позиции напряженной артикуляции:

. Под ударением

ЛИ, ТИ, МИ…; ЛИСТЬЯ, КАРТИНА, ПИРАМИДА

. В начале слова, слога

ИМ, ИТ, ИЛ…; ИДЕТ, ИСТОРИЯ, ИГРАЕТ

  1. Отработка звука в различных позиционных условиях

НИ,ИН, НИН…

НИТКИ, САНИ, КНИГА, НИНА

ПИ, ИН, ПИР…

ПИЛА, СПИНА, ПИРОГИ

СИ, ИС, СИР…

СИЛА, ВАСИЛЬКИ, КАССИР

ЛИ, ИЛ, ЛИЛ…

ЛИСА, БЛИНЫ, ЛИЛИЯ

  1. Отработка звука в различных комбинаторных условиях:

БИ… БИНТ, КАБИНА

ГИ… ГИРЯ, НОГИ

КИ… КИНО, КИЛЛОГРАММ

ЛИ… ЛИМОН, УЛИЦА

НИ…КНИГА, НИНА

СИ…СИРЕНЬ, СИРОП

  1. Дифференциация с другими гласными:

. По подъёму языка

И – А; И – Э, ИРА – АНЯ

ПИСЬМО – ПАЛЬТО, ИНЕЙ – ЭХО.

. По движению языка вглубь рта

И – Ы, МИШКА – МЫШКА, БИТЬ – БЫТЬ, МИР – СЫР

Звуки «Г-Гь». Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.

И.Г. Серебрякова, учитель-логопед

Звуки «Г», «Г'».

Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.

Введение

В настоящее время среди различных дефектов, всё чаще встречаются нарушения звукопроизношения заднеязычных звуков . Причем, встречаются такие, как: искаженное произношение звуков, отсутствие звука в речи ребенка, т.е. неумение произносить его, и замена одного звука другим. Всё это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, формирует комплексы и ограничивает речевую активность.

Когда дочь подруги спросили, как ее зовут, она с гордостью ответила «Вита!» «Вита, какое красивое, редкое имя!» — сказали в ответ. А она: «Да, не ВиТА, а ВиТА»… Увидев удивленное лицо женщины, девочка Вика со слезами побежала к маме… К сожалению, такие искажения не редки.

Существует множество пособий по постановке и автоматизации звуков . Но, когда начинала работать с четырехлетними детьми, у которых страдают не только заднеязычные, но и другие группы звуков, столкнулась с проблемой в подборе речевого материала для автоматизации. Поэтому, постаралась в этом пособии подобрать слова без звуков , меньше использовать со звуками . Учитывая, что в нашем языке слов со звуками не так много, как хотелось бы, то и материала с избытком представить не вышло.

В данном пособии автором собраны и представлены материалы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников.

Структура пособия включает 3 раздела по работе над звуками :

— артикуляция звука,

— постановка звука,

— практический материал по автоматизации и дифференциации звуков.

Данное пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

Материал по автоматизации звука «Г»

Артикуляция звука «Г»:

— губы раскрыты, нейтральны,

— зубы разомкнуты,

— кончик языка немного отходит от нижних зубов,

— спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба,

— под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба,

— голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуя голос.

Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

а) Покусать язык.

б) «Наказать непослушный язык»

• Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения а) и б))

в) «Лопаточка»

г) «Горка»

д) «Горку построим — горку разрушим»

е) «Ветерок дует с горки»

• Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Постановка звука:

а) по подражанию

б) с механической помощью

Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да — га».

Основные направления автоматизации:

  1. Повтори слоги и слоговые ряды:

ГА, ГО, ГУ, ГЭ, ГЫ

га-га-га га-го-гу-гы ага-ого-угу-эгэ аг-ог-уг-эг

го-го-го го-гу-гы-га oго-угу-эгэ-ага ог-уг-эг-аг

гу-гу-гу гу-гы-га-го угу-эгэ-ага-ого уг-эг-аг-ог

гы-гы-гы гы-га-го-гу эгэ-ага-ого-угу эг-аг-ог-уг

  1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Г».

А У Г И О Г Г Э Г Ы И Г А Г Э О Ы А Г

Б Р Д Г С Г Т М Н Г Ш Щ З Г

ГА НЫ РО СЫ ГУ ГО ЛА ГЭ МУ ТО

НОС ГУБА РОТ ГНОМ ГОД ВАТА ГУСЬ

ГРУША ГРАЧ НОТА ЕДА ГРЫЗУН ЛОПАТА ГРАБЛИ

ТОПОТ ИГРА БРИГАДА СТОРОЖ МАКУШКА БРЫЗГАТЬ

  1. Повтори слова с прямыми слогами.

Звук находится в начале слова:

гав гак гамак гавкать гости губы

гад гать год гадать годик губит

газы гамма гаф гадина гога гума

гана гай газета гамма гомон гудеть

гаты гага газон гобой готовый гусли

Галя гам гной гонит гот гуава

гап газы гавана гонка гони гусак

гасит гайка галифе готов год густо

Звук находится в середине слова:

ага яга нега бегут вагон огонь

юга агат ноготь бегом навага уголь

иго фольга книга багаж бумага дуга

угон ягода телега богач йога попугай

много загадка нога хапуга тайга снега

гугу юнга выбегу фуга побегу наган

  1. Повтори слоги со стечением согласных:

(Можно использовать и другие сочетания звуков, если ребенок правильно их произносит, например: пга-…, бга-…)

Гва – гво – гву — гвэ мга – мго – мгу – мгэ

Гна – гно – гну — гны вга – вго – вгу – вгэ

Гда – гдо – гду — гды гба –гбо – гбу – гбы

  1. Повтори слоги и слова:

га-га-га – отвага гон-гон-гон – гонка густ-густ – август

га-га-га – гайка га-га-га – гадание гу-гу-гу – губка

гу-гу-гу – гуси гно-гно-гно –гном гаж – багаж

га-га-га – бега готовка – заготовка глы-глы – глыба

го-го-го – гомон гун-гун –бегун густ –август

  1. Повтори слова со стечением согласных:

гвоздик гном гнида мга август гнуть

гнев гниль гну жгут беглый гнать

гвоздика гнездо гной игла глобус вогнуть

  1. Повтори словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

гнуть дугу догонять бегунов

обогнать гнома обогнать бегуна

отогнать гадюку бегать на выгон

пугать пингвинов отогнать вагоны

подогнать телегу погонять нагайкой

готовить говядину пугать нагайкой

отгадать книгу пугать наганом

бегать в тайгу за ягодами пугать попугаев

угадывать погоду угодить Агафону

гудеть на гобое готовить вагон

догонять пингвинов

  1. Повтори чистоговорки, предложения:

(*- придумано автором-составителем)

Га-га-га – есть отвага у меня!*

Го-го-го – стоит вагон.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу — сидит птичка на снегу.

Го-го-го, го-го-го — говорит конь: «Иго-го!»

Гу-гу-гу – не могу поднять ногу.

(Жирным шрифтом выделено ударение.)

Га-га-га, га-га-га

У меня болит нога,

Гу-гу-гу, гу-гу-гу

Мыть посуду не могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу

Вот гулять-то я могу.

Га-га-га, га-га-га

Не болит уже нога.

Я и Гога, мы вдвоем

в тайгу по ягоды идем.

Яга йогу помогла немного.*

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!

Я мигом Олега догоню.

В бумаге у мага навага.

Гневно гном искал вагон.*

На заводе гудит гудок.

Гаммы у Гали не выходят.*

Гудит вагон, богач идёт с багажом.*

У гнома дома не гвоздика, а гвоздики!*

Гоге — годик, а Гале много годков.*

Гниду гости увидали у кота Югани.*

О гонке гусь Гага год гадал на банке.*

Галина в гамаке гадает.*

Погубит огонь Гогину бумагу.*

Гвоздику в гнездо гусь отнес.*

Яга на бегах готова гавкать и гудеть, победу надо заиметь!*

Дайте Гане и Гале гуавы поесть в Гаване.*

Бегом гусь гонит навагу в домик к магу.*

Пугало в вагоне отгоняло гусей от ягод.*

  1. Повтори/выучи пословицы, поговорки, загадки:

Где огонь, там и дым.

Гость не много гостит, да много видит.

Где густо, где пусто, где ничего нет.

Без головы, а в шляпе.

Одна нога и та без сапога. (Гвоздь)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)

  1. Выучи стихотворения.

Я бегу, бегу, бегу,

отдыхая на бегу.

Год бегу, два бегу

догнать годы не могу.

***

На лугу цвели фиалки,

А вокруг ходили галки.

Чтоб конец был у считалки,

Галки съели все фиалки.

***

Шлёпают гуськом

гусак за гусаком.

Глядят свысока

гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

гусак у гусака.

Гуси и Люся

На дороге гуси ущипнули Люсю,

и болела долго у неё нога.

— Я вам, злые гуси! —

погрозила Люся.

А они в ответ ей: — Га-га-га!

***

Гусь Гога

И гусь Гага

По одному

Ни шага!

***

Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

(Виктор Лунин)

***

Яга гусей гоняет,
Яга гостей пугает,
Погубить спешит врага…
Ты угомонись, Яга!

***

Гуси-гуси, га-га-га!
Гонят их все со двора.
Гуси вышли на газон.
«Га-га-га!» — кричат на нем.

***
Гоша в городе гулял.
Гену Гоша там искал.
Где живет его друг Гена,
Год назад сказала Лена.

  1. Игра «Подскажи словечко».

Ребёнку предлагается послушать стихотворения и подсказать нужное словечко в самом конце.

Живёт она в чаще дремучей лесной
И в ступе летает, и машет метлой:
Зовётся она Костяною ногой
И хитрой, коварною…. (Бабой — Ягой)

Шея длинная у птицы.
Клювом ущипнуть стремится.
Зашипит, а ты не трусь.
«Га-га-га» — кто это? … (гусь).

(О. Карелин)

У малютки-дочки пухленькие щёчки,

Беленькие зубки, розовые… (губки)

Птица, вроде, на вид непростая.

Но это утка крупная, морская.

Красива как стиляга,

Зовётся просто — … (гага)*

Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался? …(Попугай)

  1. Лексико-грамматические упражнения

А) Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:

Игра «Один –много».

Предлагается поиграть в мяч. Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок во множественном. Можно использовать слово-помощник «ОНИ».

Например: губа- (они) …губы, пуговица – (они)…пуговицы

бег – …(бега) газета — … (газеты)

гвоздь — … (гвозди) гном -…. (гномы)

гудок — … (гудки) гнездо — … (гнёзда)

гусь — … (гуси) гамак — … (гамаки)

игла — … (иглы) год — … (года/годы)

гость -… (гости) богач — … (богачи)

Б) Словообразование прилагательных:

Игра «Измени по образцу».

Например: загадка – (какай?) …загадочный

богач — … богатый огонь — …огненный

ягода — …ягодный гной -… гнойный

гном — … гномий голова — … головной

гнев -… гневный голод — …голодный

В) Словообразование существительных с уменьшительно – ласкательным значением:

Игра «Сделай маленьким»

Например: гнездо – гнёздышко

гном — … (гномик) голова — …(головка) газета — …(газетка)

год — …(годик) телега — …(тележка) гвоздь — …(гвоздик)

ягода -…(ягодка) огонь — …(огонёк) попугай — …(попугайчик)

Г) Составление предложений из заданных слов:

Ребенку предлагается составить предложения, поменяв слова местами.

лугу, по, гуси, гуляли -…

тайге, много, в, снега -…

багаж, в, получил, юнга, августе -…

на, и, попугай, телеге, едут, летяга — …

гусями, гномом, с, баба Яга, за, гонится — …

  1. Рассказы с вопросами.

Сначала взрослый читает весь рассказ. Затем по одному предложению, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.

1. Гриша и Галя пошли в лес за грибами.

Кто…? Зачем…?

Дети набрали много грибов.

Чего…?

Вдруг началась гроза. Загрохотал гром.

Что случилось…?

Крупные горошины дождя запрыгали по земле.

Что…? Какие…?

Гриша и Галя очень испугались и спрятались в кустах.

Кто…? Что с ними произошло…?

Их густая листва укрыла ребят от грозы.

Что…? От чего…?

Когда гроза кончилась, Гриша и Галя пошли домой с полными корзинами грибов.

Кто…? С чем пошли…? Когда …?

2. Гене Голикову подарили губную гармошку.

Кому…? Что…?

Гена стал учиться играть на ней.

Что стал делать…?

Дует Гена изо всех сил, гармошка то пищит, то гудит, да так громко!

Кто…? Как играет…?

— Гена, прекрати, — говорит мама,— а то голова от твоей гармошки кругом идёт.

Что говорит…?

Гена положил гармошку и пошёл гулять.

Кто…? Что сделал…?

3. Инга с мамой гуляли на берегу реки.

Кто…? Что делала…? Где…?

Инга собирала круглые бело-голубые камешки.

Какие…?

Вдруг Инга подняла голову и увидела радугу.

Кто…? Что…?

— Радуга, радуга! — закричала Инга и побежала к горке, чтобы лучше рассмотреть ее.

Куда…? Зачем…?

По дороге она попала ногой в неглубокую ямку и рассыпала камушки.

Где…? Чем…? Куда…?

Когда собрала их, то увидела, что набежала тучка — и радуга исчезла.

Когда исчезла…? Что…?

  1. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а потом его пересказать.

Галка и голуби.

Галка увидала, что голубей хорошо кормят и о них заботятся. Вот выбелилась она и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по – галочьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались оттого, что она была белой и тоже прогнали.

Л. Н. Толстой

Гога и Гуси.

На лугу были гуси: гусь, гусыня и два гусёнка. А Гогу в это время мама отпустила погулять. Увидел Гога на лугу гусей и хотел погладить маленького гусёнка. Но гусыня загоготала: «Га-га-га, не ходи сюда!» А гусь нагнул шею и зашипел. Он больно ущипнул Гогу за ногу. Нога долго болела. Так Гога и погладил гусёнка.

Гуси.

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна.

  1. Письменная речь.

А) Прочитай слова, написанные наоборот, запиши правильные:

камаг – (гамак) тогог – акбуг –

нозаг – итсог – агьлоф –

аклаг – абуг – агуд –

монг – илсуг – агутоп –

Б) Переставь слоги, прочитай полученные слова:

бой-го – гай-пу-по – фе-ли-га –

док-гу – бе-у-гу – би-тель-гу –

сак-гу – ка-за-гад – сё-гу-нок –

кать-гав – ка-го-тов – е-га-ни-да –

В) Подбери слова, заканчивающиеся на слог «ГА» и начинающихся на этот слог; к данным табличкам:

Г) Преобразование слов путём перестановки букв:

мга – … (гам, маг)

гони – … (огни, ноги)

Д) Составь новые слова, используя буквы данных слов. Запиши полученные слова.

гомонить – гон, нить…

графиня – гриф, ар…

грузовик – воз, груз…

Далее прилагаются картинки для автоматизации звуков «Г», «ГЬ». Порядок используемых слов приводится ниже.

таблица №1: гнездо-газон, губка-голова, газета-гусь;

таблица №2: голубь-губы, гвоздики-гусли, гамак-гудок;

таблица №3: гном-гуава, гага-гвоздика, багаж-баба Яга;

таблица №4: ягода-юнга, бумага-жгут, телега-огонь;

таблица №5: фольга-попугай, фуга-книга, иголка-уголь;

таблица №6: ноги – бегемот, деньги – штангист, гиена – гель;

таблица №7: гид –гигант, осьминоги – сапоги, гиббон – багет.

Материал по автоматизации звука «ГЬ»

Артикуляция звука «ГЬ»:

— губы раскрыты, нейтральны,

— зубы разомкнуты,

— кончик языка прижат к нижним зубам,

— спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба,

— под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба,

— голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют, образуя голос.

Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Те же, что и для звука «Г».

Постановка звука:

а) по подражанию

б) с механической помощью («гя» от «дя»)

Основные направления автоматизации:

  1. Повтори слоги и слоговые ряды:

ГЯ, ГЁ, ГЮ, ГЕ, ГИ

гя-гя-гя гя-гё-гю-ги

гё-гё-гё гё-гю-ги-гя

ге-ге-ге гю-ги-гя-гё

ги-ги-ги ги-гя-гё-гю

  1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ГЬ».

О Ы А ГЬ А У ГЬ И О ГЬ Д Э ГЬ Ы И ГЬ А Л Э

М Н ГЬ Ш Б Р Д ГЬ С ГЬ Т Щ З ГЬ

СЫ ГЮ ГИ НЫ МУ ТО РО ГЁ ЛА ГЕ

ГИТАРА МОДА КУСОК РОТ ГИРЯ ГЕТРЫ

ГИМН ДРОВА СТОЛ ВИЛКА МОТОР НОГИ

  1. Повтори слова с прямыми слогами.

Звук находится в начале слова:

ген гейм гигиена гильза гибкий

гений гель гигант гимн гибнет

генетик генетика гибель гимнаст гикать

гелий Гена гиена гимназия гинея

Гёте геба гиббон гильдия Гюльчатай

гея геты гифа гипс Гюго

геном гегель гиль гид гянджа

Звук находится в середине слова:

боги утюги лиги магия многие

богиня маги беги бумаги сапоги ватаги итоги ноги выгибать книги погибать погибель бегемот фляги агент

  1. Повтори слоги со стечением согласных:

НГИ, НГЕ, НГЮ, НГЯ (дги, дге…; зги, зге…)

нге-нги-нгю-нгя нгю-нгя-нги-нге

нги-нгю-нгя-нге нгя-нги-нге-нгю

  1. Повтори слова со стечением согласных:

ангина изгиб зги сгиб мозги тайги надгибать

деньги подгибать лозунги мелюзги долги обожги изгибать

  1. Повтори словосочетания:

боги в книге беги на митинги!

деньги из бумаги гибель гиены

гиена запугивала беги от гильзы

Гена в агентстве гибкий агент

у гиганта долги гимн магии

ватаги мелюзги книги о генетике

гибкий гимнаст гиканье мелюзги

ангина у бегемота застегивать сапоги

гильдия геологов книги о генетике

погибает бегемот гипс на ноге

сапоги гиганта Гюльчатай подгибает сапоги

не обожги ноги! гипотеза генетиков

  1. Повтори предложения:

(*- придумано автором-составителем)

В нашей лиге гибкие гимнасты.

Гиббон погиб в тайге.*

Гена полил гибискус из фляги.

Гимнаст изгибается.

Осьминоги подгибают ноги.

Евгений застегивает сапоги на бегу.

Деньги в гимназии не у многих.*

Генетику нужны утюги.*

Нужны деньги на книги.

В лиге гимнастов подвели итоги.

Осьминоги, не обожгите ноги!

Налоги оставят тебя нагишом.

Осьминоги упали в сапоги.*

Гиббоны поймали гигантского гиппопотама.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Гипотезы по магии действуют гипнотически на гимназистов.

Штангист не смог поднять штанги.

Маги подняли флаги.

У агента новые сапоги.

В книге легенда о бульдоге.*

Тихие шаги у гиены на охоте.*

  1. Игра «Подскажи словечко».

Ребёнку предлагается послушать стихотворения и подсказать нужное словечко в самом конце.

Груши с длинными ногами

Поселились в океане.

Много рук и ноги!..

Кто же это? … (Осьминоги)

Не снимают на пороге

Вместе с сапогами… (ноги)

Сапожник! Сапожник!

Скорей помоги!

Совсем прохудились мои… (сапоги)

Потерялись в зоопарке осьминоги,

Побежали их искать по дороге.

Взяли след собаки-быстроноги

Зубастые… (бульдоги)*

На Старты Гена первый пришёл,

Кроссовки надел, шорты нашёл…

Ногам выиграть помоги,

До финиша скорей… (беги)*

  1. Лексико-грамматические упражнения

А) Образование именительного падежа множественного числа имен существительных:

Игра «Один –много».

Предлагается поиграть в мяч. Взрослый называет слово в единственном числе, а ребенок во множественном. Можно использовать слово-помощник «ОНИ».

Например: нога – (они)… ноги

осьминог — … бегемот — … утюг — …

книга — … гиена — … флаг — …

сапог — … телега- … ожог — …

маг — … бумага — … фляга — …

Б) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:

гид – гиды – много гидов

гильза – гильзы –много гильз

гиена – гиены – много гиен

гиббон – гиббоны – много гиббонов

гений –гении – много гениев

бегемот – бегемоты – много бегемотов

гимнаст – гимнасты – много гимнастов

гимназия – гимназии – много гимназий

В) Составление предложений из данных слов:

Купить, книги, в, Гена –

Ангина, Гоги, у –

Гиены, шаги, у, тихие –

Надеть, ноги, Гиля, на, сапоги –

  1. Перескажи рассказ/ответь на вопросы.

Взрослый предлагает послушать шуточный рассказ, а потом его пересказать. Если ребенку сложно, то можно задавать вопросы по содержанию.

Бегемот Гена заболел ангиной. Его лечили гиены и гиббоны листьями и вкусными плодами. Надоело бегемоту Гене болеть.

Увидел он в книге, что магия помогает.

Бульдоги нашли магический гель и налили во фляги. Дали Гене воды из тайги. Бегемот Гена загикал. Но ангина ушла!*

  1. Письменная речь.

А) Прочитай слова, написанные наоборот, запиши правильные:

игинк – книги игодьлуб –

анеиг – яидьлиг –

яигам – акитенег –

аднегел – игонимьсо –

Б) Переставь слоги местами, прочти полученные слова:

ний – ге до – буль – ги

гант – ги а – цинт – ги

ги – штан гим – я – на – зи

ги – са – по по – за – ги – те

мот – ге – бе ми – ги – ось – но

Дифференциация звуков Г – ГЬ

  1. Повтори слоги: (га –гя, го – гё, гу – гю, гэ – ге, гы –ги)

га – гя го – гё гу – гю гы – ги

гя – га гё – го гю – гу ги – гы

га –гя – га го – гё – го гу – гю – гу гы – ги –гы

га – га – гя го – гё – гё гу – гу – гю ги – гы – ги

гя – гя – га гё – гё – го гю – гу – гю гы – ги – ги

гя– га – гя гё – го – гё гю – гю – гу гы – гы – ги

гя – га – га го – го – гё гю – гу – гу ги – ги – гы

  1. Повтори слова:

гад – гид гонит – гибнет гай – гель

гага –геба гуава – гиена гнуть –гинуть

гам – гимн гомон – гедеон бегут – багет

гусь – гиль гонка – геном газета — богема

гон –гинь гопак – гибок гогот – бегемот

нога – магия лягу – фляга телега – гиена

  1. Повтори чистоговорки:

(*- придумано автором-составителем)

Га –гя – га – беги, Галя от огня!*

Ги – гы – ги – книги Гоге не нужны.*

Гэ – ге – гэ – бегут гуси к Гиле.*

Гу – гю – гу – к Гоге в гости побегу!*

Го –гё – го — по гальке гнать гусей легко.*

Ги – га – ги – в книги магов загляни.*

  1. Игра «Твёрдый – мягкий».

Перед ребёнком карточки синего и зеленого цвета. Взрослый произносит слова. Если в слове находится твёрдый звук «Г», то ребёнок поднимает синюю карточку, если мягкий «ГЬ», то зелёную:

  1. Лексико –грамматические упражнения.

А) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных. (Образование слов родительного падежа проводится, если ребенок правильно произносит звук «К»)

Измени слова по образцу: нога –ноги – (много) ног

летяга – летяги – (много) летяг

бумага – бумаги – (много) бумаг

штанга – штанги – (много) штанг

фляга – фляги – (много) фляг

дуга – дуги – (много) дуг

телега – телеги – (много) телег

книга – книги – (много) книг

юнга – юнги – (много) юнг

Б) Игра «Составь предложения».

Ребенку предлагается составить предложения с данными словами:

Попугай – книги Галя – ангина

Гога – бегемот гимназия – газета

багаж – Гена гиена – ягода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *