Повышение квалификации педагогов

Содержание

Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников

Повышение квалификации педагогов

Вопрос-ответ

Повышение профессионального уровня призвано помочь педагогам, воспитателям и другим педагогическим работникам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования. Оно реализуется через систему дополнительного профессионального образования: разнообразные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Однако необходимость систематически повышать квалификацию, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вызывает массу вопросов – для чего, как часто, а главное, где проходить курсы повышения квалификации и как много времени на это потребуется?

Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?

Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).

Зачем нужно повышать квалификацию?

Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный. Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.

Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Освоение программы курса завершается итоговой аттестацией, форма которой определяется организацией – это может быть тестирование, экзамен и т. п. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Образец бланка документа о квалификации устанавливается организацией самостоятельно.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации. Он дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 60 ФЗ «Об образовании»).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации (получившим неудовлетворительные результаты или освоившим лишь часть дополнительной профессиональной программы), выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Продолжительность курса зависит от количества часов, обеспечивающих достижение планируемых результатов образовательной программы и получение новой компетенции или квалификации. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов (согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Обратите внимание, что краткосрочные образовательные мероприятия, такие как лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т. п., не являются курсами повышения квалификации!

Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?

Обратите внимание на различия между данными двумя программами дополнительного профессионального образования:

  • Программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

  • Программа профессиональной переподготовкинаправлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

В случае, если педагогический работник получил диплом о профессиональной переподготовке, однако освоил не все компетенции, требуемые для профессиональной деятельности, ему необходимо пройти соответствующий курс повышения квалификации. Например, педагог освоил курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «учитель биологии», однако в программе данного курса не было предусмотрено получение компетенции по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В случае, если данная компетентность требуется педагогу для реализации профессиональной деятельности, ему следует дополнительно пройти курс повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ. Необходимость прохождения тех или иных программ дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?

Необходимость прохождения тех или иных курсов дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации. В наиболее общем виде предъявляемые требования к умениям и знаниям педагогического работника определены Профессиональным стандартом. Педагогу необходимо повышать квалификацию как в области преподаваемого предмета, так и по общепедагогическим компетенциям.

Наиболее актуальными направлениями повышения квалификации на данный момент являются:

  • формирование ИКТ-компетентности педагога;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  • организация инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;
  • особенности работы с одаренными детьми;
  • организация внеурочной деятельности;
  • внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс и др.

Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (один раз в пять лет) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (ст. 49 ФЗ «Об образовании»). Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» определяет в числе необходимых сведений о педагогическом работнике, предоставляемых аттестационной комиссии, информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Таким образом прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является обязательным условием аттестации педагога. Количество курсов или объем часов освоенных программ дополнительного профессионального образования, требуемых для успешного прохождения аттестации, законодательно не закреплены.

Где пройти курсы повышения квалификации?

К организациям дополнительного образования предъявляются следующие требования: организация должна иметь лицензию, подтверждающую право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования, и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. При этом проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку слушатель может вне зависимости от территориальной расположенности образовательной организации.

Обучение может проводиться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Дистанционная форма является наиболее гибкой, поскольку позволяет слушателю освоить материалы курса в определяемый им самим срок, в удобное время и в любом месте.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Расходы на курсы повышения квалификации педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.

Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование. Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности. В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.

Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – переобучение должно проходить за счет образовательной организации.

Поделиться с друзьями

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

Екатерина Фролова
Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

Е. А. Фролова

Г. Смоленск

УДК 37.018.48: 373.2.011.3-051

Повышение квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте требований ФГОС: проблемы и решения

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – определяет права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников . Важнейшая задача, стоящая перед обществом – привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие со стандартами качества дошкольного образования. Повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять в своей деятельности современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста рассматриваются как необходимые условия достижения этой цели.

Однако, во многом, решение этой проблемы затрудняется несогласованностью требований, предъявляемых стандартами Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» к подготовке воспитателей со стандартами дошкольного образования.

Цель статьи – в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования обозначить содержание и формы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Система образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Одной из главных задач системы образования считается повышение качества образования. Педагог как индивид образовательного процесса представляется основной действующей личностью разнообразных преобразований. В взаимосвязи с данным важным обстоятельством повышения качества образования преобразовывается в освоение педагогами новейших целевых ориентиров процесса образования, формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников .

Значимость выдвигаемой нами проблемы по повышению педагогической квалификации установлена преобразованиями в сущности образования, в задачах обучения и воспитания, в строении учебных предметов, в требованиях к работе, в методиках обучения, в технологиях процесса, в общих принципах обучения и воспитания и т. д. . Иными словами, современная деятельность педагога и повышение педагогической квалификации считаются взаимозависимыми, взаимовлияющими и взаимно проникающими процессами, предполагающими возможность с целью улучшения профессионально-педагогической деятельности .

В согласовании с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники должны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, использовать педагогически аргументированные и обеспечивающие значительное качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень» .

Таким образом, главные целеполагающие повышения квалификации педагогическихработников считаются:

– развитие их профессиональной компетентности;

– формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

– формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника .

Все цели без исключения обеспечивают реализацию требований по достижению современного качества образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155, в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» и в письме «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Минобрнауки России от 06.02.2014г. № 09- 148) .

В содержании этих документов указаны условия к уровню педагогической компетенции и профессионализму педагогов, которые оцениваются при прохождении аттестации педагогических работников .

Дает возможность сделать умозаключение, в котором будет говориться о том, что квалифицированный педагог должен не только лишь обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, однако и иметь обширным кругозор интересов, обладать активной жизненной позицией, необходимость в овладении самообразовании, эмоциональное стремление к принятию сложных заключений в непростых производственных моментах, а также являться коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют, как готовность к исполнению педагогической деятельности (знания, умения, опыт) .

Как известно, абсолютно во всех дошкольных образовательных организациях выполняется работа по образовательной программе дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования») . Этот документ регулирует организацию и помогает в реализации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Его содержание осуществляется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно выбирается и ратифицируется образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям осуществления и итогам изучения программы создаются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, в котором установлены требования к профессионализму педагогических работников, в частности готовность работать по современным общеобразовательным программам в рамках ФГОС .

Действительно, ФГОС ДО (впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан и введён в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) считается руководством к построению методической работы с кадрами т. к. в нем четко установлены требования к кадрам и условия, требуемые для успешной работы .

Таким образом, приступая к реализации Стандарта прежде всего необходимо создать условия для профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и межкурсового обучения по проблемам внедрения ФГОС ДО и привести квалификацию педагогов в соответствие с требованиями Единого квалификационного справочника, рассмотрим их подробнее .

На самом деле, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . Поэтому данный стандарт устанавливает требования к образованию .

Изучение нормативно-методического обеспечения образовательных организаций позволяет сделать вывод о том, что локальные акты весьма разнообразны. Они представляют собой документы, регламентирующие как традиционные формы организации методической работы, так и оригинальные, современные способы повышения квалификации педагогических работников.

Формы повышения квалификации педагогов имеют свои особенности. Рассмотрим по подробнее некоторые из них. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако при этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности .

С другой стороны, статья 197 ТК определяет право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации .

По мнению авторов, профессиональная переподготовка — это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Отмечается, что профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий .

Считают, что одной из эффективных форм повышения квалификации педагогов является курсы по повышению квалификации. Они проводятся в образовательных учреждениях (детских садах, колледжах, институтах и т. д.). После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы, одной из итоговой работы может быть подготовка и защита педагогом выпускной работы. К сожалению не маловажный минус этой формы повышения квалификации в том, что тут никак не устанавливаются проблемы согласно развитию единства цельной точки зрения педагога, главенствующим находят подход, при присутствии которого, в большинстве, знания носят более просветительный характер, что в собственную очередь, никак не значит их использования на практике. Поэтому необходимо глубокое изучение проблемы приспособления научно-теоретических знаний с целесообразностью формирования на основе дошкольного образовательного учреждения комплекса условий, способствующих перестройке педагогического сознания педагогов, то что приводит, в свою очередь, к изучению новейших личностно профессиональных позиций.

Однако педагогические советы предполагают коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в дошкольном учреждении. Их можно проводить на определенную тему или содержать в себе анализ различных проблем. Таким образом, в процессе педагогического совета возможно не только лишь выслушать вопрос и обговорить его, однако еще и осуществить тренинг, научиться и перенять позитивный педагогический опыт, совершенствовать навыки и умения анализировать деятельность других педагогов.

Таким образом, имеет и такая форма повышения квалификации, как педагогический тренинг. Он ориентирован не только на саморазвитие, но и на самоанализ. Привлекая к совместной работе опытного педагога или психолога, возможно совершенствовать разнообразные педагогические способности, осваивать навыки работы с детьми, учить новейшим педагогическим методикам.

Так как мы говорим о дошкольном воспитании, никак не можем не отметить о такой форме повышения квалификации, как открытые занятия. Они представляют не маловажную роль, так как, педагог, который осуществляет занятие, старается показать собственные наработки, а те педагоги, которые пришли для просмотра, забирают положительный педагогический опыт и обучаются анализу.

Однако не следует выпускать из вида такие традиционные формы повышения квалификации, как консультация и обучающий семинар. Организатором такой формы повышения квалификации, как консультация считается старший воспитатель детского сада или методист. Он заранее составляет план осуществление консультаций, на которых педагоги имеют все шансы выяснить о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию. К проведению консультаций могут привлекаться специалисты, такие как психологи, логопеды, музыкальные руководители и т. д. Обучающий семинар тоже ориентирован на повышение теоретического уровня подготовки педагогов. В процессе семинара необходимо взаимодействие с присутствующими педагогами, предлагая им различные задания, тренирующие педагогические способности .

Со временем появилась одна из новых и результативных форм по повышению квалификации педагогов – самообразование. Данный термин дает возможность предположить его значение, как самостоятельное систематическое обучение. Совершая умозаключение, возможно отметить, что педагог, который уважает себя, должен стремится быть компетентной, профессиональной личностью, интересной как детям, так и родителям. С целью того, чтобы быть подобным педагогом необходимо побеспокоиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей, другими словами заниматься самообразованием. Педагог должен стремиться к переменам и порождать их, осуществлять самостоятельные решения и нести ответственность, для того чтобы, повышая свой профессиональный уровень,иметь ввиду: обучение – это процесс, продолжающийся и развивающей личность всю его жизнь. Повышение квалификации педагогов сопряжено никак не только с формированием, расширением, углублением знаний и умений, приобретенных раннее, однако и с пересмотром прежде освоенных фактов, понятий, закономерностей, предопределенных развитием науки, возникновением новейших научных концепций. Во время повышения квалификации совершается осознание своего педагогического опыта и формирование своей педагогической концепции .

В соответствии с приказом Минобрнауки №276 от 07.04.2014. аттестацию рассматривать основой в управлении образованием, таким образом она считается процессом стимулирования педагогов к результативной профессиональной деятельности; управленческим инструментом оценивания; устройством внутреннего контроля за итогами профессиональной деятельности.

Аттестация – это совокупность мероприятий, нацеленных на установление соответствия работника заданным квалификационным требованиям или на соответствие занимаемой должности .

Целью выполнения аттестации считается: установление квалификационной категории педагогическому работнику или подтверждение соответствия занимаемой должности. На нынешней ступени развития образованиявоспитателю необходимо: понимать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования; обладать способностью создавать рабочую программу; понимать специфику работы по организации деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; реализовывать деятельность по организации инклюзивного образовательного процесса на основе созданных индивидуальных образовательных программ; обладать способностью к сотрудничеству с семьями воспитанников и привлекать родителей в педагогическую деятельность, оказывая помощь в позитивной социализации дошкольников и многое другое. Для того чтобы знания и умения педагогов отвечали новым требованиям необходимо повышать уровень профессиональной компетенции.

Практически каждый сотрудник сферы образования понимает, что ему положено один раз за пять лет проходить переаттестацию. Она нужна с целью того, чтобы воспитатель или педагог подтвердили свои профессиональные знания и навыки, а также соответствие занимаемой должности.

Так же возможна добровольная переаттестация для сотрудников образования, которые хотят повысить собственную квалификационную категорию .

Однако с наступлением 2017 года в силу вступили следующие изменения в аттестации воспитателей.Теперь проверка будет разделена на два этапа:

Получение категории, соответствующей профессии. Для сдачи аттестации на категорию, воспитатель уже должен иметь какую-то из них.

Подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе испытываются проверкой методики общения с детьми, а также проверяются профессиональные качества воспитателя .

Таким образом, аттестация побуждает воспитателей к поиску инновационных технологий, содействует повышению квалификации и мастерства. Следует на достаточном уровне обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к аттестации по средству формирование системы непрерывного профессионального образования. Педагогам не мало важно приходить на методические объединения, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, конференции, консультации, смотры-конкурсы, принимать участие в деловых играх, в семинарах, работать над своим самообразованием, так как все перечисленные мероприятия содействуют увеличению роста профессиональных компетенций педагогов .

Анализ перечисленных аспектов дает возможность установить профессиональную компетентность педагога как способность результативно осуществлять профессиональную деятельность благодаря его профессионально-содержательным, профессионально-деятельным и профессионально-личностным характеристикам. Диапазон и изменчивость этих характеристик изменяется с появлением новых документов, что устанавливает потребность в постоянном непрерывном повышении квалификации работника образования. В данной ситуации немаловажно установить трудности и противоречия, какие сопутствуют процессу повышения уровня профессиональной компетентности педагога .

Исходя из этого системность и комплексность повышения квалификации гарантируется структурой ее организации, что отображена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в нынешней системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в нахождении содержания и принципов развития профессиональной позиции воспитателя.

Данная вопрос в аспекте улучшения содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования соответствует осознанию того, что в систему дополнительного профессионального образования предположительно должны быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда ДОУ, как нельзя лучше, осуществляет переход приобретенных знаний в область практических действий, позволяет взаимодействовать личностному и профессиональному компоненту, то что содействует развитию целой профессиональной точки зрения как системообразующего фактора процесса повышения квалификации .

Подготовка педагогов в условиях ДОУ дает возможность результативно преобразовать педагогическую деятельность, с позиции выработанной специалистом. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, позволяющий решить задачи воспитания и развития личности в согласовании с современными требованиями в той или иной области.

Таким образом образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к выполнению новейших образовательных стандартов обязана являться ориентированной на развитие следующих педагогических умений,а именно:

Исследовательских: способность дать оценку мероприятия воспитательного характера с мировоззрения определенных условий новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); исследовать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; осуществлять исследование результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. согласно результатам всего года либо согласно единственному направлению; способность осуществить самостоятельный анализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;

Проектировочных: способность создать план выполнения воспитательного мероприятия и др. в согласовании с существующими трудностями, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и осуществления новых образовательных стандартов; создать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: способность использовать в педагогической практике современные образовательные технологии; инновационные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; способность ввести детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: способность создавать и регулировать коммуникативными взаимодействиями;

Конструктивных: способность выбирать подходящие формы, методы и приемы воспитательной работы; придерживаться принципам (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса .

Делая заключение из выше перечисленного следует выделить, что повышение квалификации — это процесс образования педагогов, который необходимо проводить систематически.

Таким образом, педагогу следует стремиться к переменам, формировать их, реализовывать независимые решения и быть ответственными за них. Повышение квалификации педагогов связано с пересмотром прежде исследованных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, возникновением новых научных концепций. Во время повышения квалификации совершается понимание своего педагогического опыта и формируется своя собственная педагогическая концепция .

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – определяет права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников.

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

3. Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25.11.2013. – № 6241 (265).

6. Асроров Р. Педагогическое самообразование в системе непрерывного повышения квалификации учителей: автореф. дис. канд. пед. наук. Душанбе, 2015. –23 с.

8. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития. — М.: Академия, 2009. — 240с.

9. Кисляков, А. В. Педагогическое проектирование курсов повышения квалификации, обеспечивающих достижение современного качества дополнительного образования на основе использование механизма государственно-общественного управления/ А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения кадров: научно-теоретический журнал. – 2014. — № 4 (21). – Челябинск. – С. 67-76

12. Овечкина Н. Р. Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. М., 2017.

14. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование – приоритетное направление науки // Сов. педагогика. 2014.– № 2. – С. 89-96.

15. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высш. шк., 2004. —512 с., 512 с.

18. Шушарина, Г. С. К проблеме совершенствования профессиональной компетенции педагогов в контексте концепции развития дополнительного образования / Г. С. Шушарина, А. А. Мельникова // Современные концепции научных исследований часть 10. – 2014. № 9. – М. — С. 76-79

Переподготовка на воспитателя ДОУ дистанционно

Институт Педобучение.рф предлагает пройти профессиональную переподготовку на воспитателя ДОУ. Вы получите исчерпывающую информацию, соответствующую требованиям ФГОС. Вы быстро изучите как: работать с детьми, концентрировать их внимание, следить за их безопасностью. Это и многое другое вы узнаете, изучая наши авторские конспекты и методические материалы. Занимаемся дистанционно и самостоятельно. Весь процесс автоматизирован, вы зависите исключительно от себя и сами выбираете время для занятий. После окончания отведенного времени вы переходите к онлайн-экзамену в виде тестов. Успешно справившись с ними, вы получаете электронную версию диплома, а оригинал мы печатаем и отправляем вам бесплатно. Мы выдаем не просто престижный диплом, но и реальные знания, показывающие свою эффективность на практике. Наш диплом о переподготовке на воспитателя дошкольного учреждения гарантировано признается во всех регионах России.

Как записаться на переподготовку на воспитателя ДОУ

Под текстом вы найдете учебные программы, которые вам подходят. Переходите в карточку курса и жмите «купить курс». Он автоматически перенесется в покупательскую корзину, где можно будет оформить заказ. Вам необходимо иметь диплом о высшем или среднем проф. образовании. Оставьте заявку уже сегодня.

КУРСЫ:

  • Образовательная лицензия №6370 от 14.06.2016
  • Платите всего 10% при зачислении
  • Отсутствуют письменные задания — только тесты
  • Тесты несложные, количество попыток неограничено
  • Лекции по 10-15 стр с «выжимкой» 100% полезного материала без воды
  • Можно вернуть 13% стоимости обучения
  • Регистрация и оформление заказа — 10 минут
  • Обучение и аттестация — дистанционно
  • Бесплатная доставка удостоверений/дипломов
  • Удостоверения/дипломы установленного образца

Сотировать по: Название Рейтинг Цена Вид: 50% 0 шифр: ПП-А3136 Профессиональная переподготовка Воспитатель288/600/1008 ч. от 36 днейот 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А3891 Профессиональная переподготовка Музыкальный руководитель

288/600/1008 ч. от 36 днейот 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А8440 Профессиональная переподготовка Старший воспитатель288/600/1008 ч. от 36 днейот 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А5069 Профессиональная переподготовка Инструктор по физической культуре288/600/1008 ч. от 36 днейот 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А15913 Профессиональная переподготовка Воспитатель логопедической группы 288/600/1008 ч. от 36 дней от 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А8436 Профессиональная переподготовка Младший воспитатель 288/600/1008 ч. от 36 дней от 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-В01 Профессиональная переподготовка Воспитатель 288/600/1008 ч. от 36 дней от 10 000 р. от 5 000 р. 50% 0 шифр: ПП-А30571 Профессиональная переподготовка Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) 288/600/1008 ч. от 36 дней от 10 000 р. от 5 000 р.

Формы повышения квалификации воспитателей детских садов

Формы повышения квалификации воспитателей детских садов

Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:

— стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

— повышение уровня активности и самостоятельности;

— развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

— развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОО» и т. д.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:

— этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);

— этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);

— этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);

— этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).

Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов.

“Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

— «Лучшая группа»

— «Огород на окне»

— «Родительский уголок, каким он должен быть?» и т. д.

«Школа молодого педагога», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Педагогический ринг — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

— общая эрудиция;

— профессиональные знания, умения, навыки;

— умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия — это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, — «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение — каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Симпозиум — обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты — обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт — метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

Банк идей — это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»

Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки — заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района и области.

Творческий час «Золотые россыпи» — работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план — схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод — «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.

Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Корпорация, объединяющая педагогов общностью интересов – «Союз единомышленников». Это корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер — девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год, выход в театр, кино, выезд на природу.

Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей — это настрой педагога на успешную работу — «Квик – настройка»:

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Специальное дошкольное образование

44.02.04 СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Реализуется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2014 г. № 1354 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование».

Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.

Образовательная

база приема

Наименование квалификации

Срок освоения ППССЗ базовой подготовки

ОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

на базе основного общего образования

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

3 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

2 года 10 месяцев

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

на базе среднего общего образования

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием

3 года 10 месяцев

Область профессиональной деятельности выпускников:

  • воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием в образовательных учреждениях разного вида и в домашних условиях.

Виды профессиональной деятельности:

  • организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развитие;

  • обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием;

  • обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, и сотрудниками образовательной организации;

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

  • задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

  • задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями) образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием;

Личные качества и способности необходимые в профессии:

  • способность сопереживать;

  • дружелюбие, общительность;

  • вежливость, обходительность;

  • любовь к детям;

  • позитивность;

  • большое чувство ответственности;

  • умение выполнять рутинную работу;

  • аккуратность и последовательность в работе;

  • хорошая память, способность обучать других;

  • грамотная речь;

  • умение заботится о других;

ЧТО ЭТО ЗА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?

Многие из нас помнят любимого воспитателя детского сада, который каждое утро в течение многих лет забирал нас из маминых рук в свои. Он учил нас самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, играл и веселил нас. А позже, когда мы стали старше, учил нас считать и писать. Это с его помощью, мы первый раз неумело написали слово «МАМА». Он всегда сопереживал нашим победам и неудачам.

Но ещё большая ответственность ложится на воспитателя, если он работает с «особыми» детьми, имеющими речевые, зрительные, двигательные или слуховые нарушения в развитии. Такие дети и их родители остро нуждаются в помощи специалиста высокой квалификации. Воспитатель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, умеет обучить таких детей обслуживать себя самостоятельно, передвигаться в окружающем пространстве, правильно говорить, общаться со сверстниками.

Благородных профессий много. Это и врачи, и спасатели, и военные, и милиционеры. Но есть среди них профессия, которая без микстур и уколов, лечит словом, советом, улыбкой, вниманием. Эта профессия для тех, кто любит детей. Дошкольное образование осуществляется, как правило, в детсадах, интернатах, поликлиниках, коррекционно-реабилитационных центрах и т.д., но может осуществляться и дома в семье. Изменение в демографической ситуации привело к потребности в большем количестве детских садов, а соответственно и в персонале. Каждый ребенок — личность со своими запросами, убеждениями, возможностями, способностями. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач.

Вырастить человека в полном смысле слова — это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми, ведь основы воспитания закладываются в первые годы жизни. Важно, чтобы на данном этапе с детьми находились квалифицированные воспитатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *