Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения обществознанию.

Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения обществознанию.

Познавательные психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды. К ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.

Ощущение, отображение психикой человека отдельных свойств предметов и явлений. Так психика человека реагирует на внешние раздражители, информация поступает через органы чувств, сигналы они передают в кору головного мозга. Есть пять основных типов ощущения, которые разделяются в зависимости от анализаторных систем. Это зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное.

При помощи органов чувств мы определяем цвет и форму, величину, звук и вкус, шум, боль поверхность предметов и т.д. Есть минимальный порог раздражителя, ощущается отдельным органом чувств. При максимальном пороге ощущений предел величины и силы раздражителя он перестает адекватно ощущаться. Например, высоту звука. Ощущения успешности, свободы выбора, самостоятельности являются основой мотивации учебной деятельности. Потребность ощущения причастия к школьной общности, развитие приемлемых отношений с учителем и одноклассниками, особый вклад в жизнь класса и школы формируют состоятельность интеллектуальную и коммуникативную, означает состоятельность деятельности.

Восприятие результат деятельности системы анализаторов. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных и других.

Закономерность объективного восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Восприятие обладает такими свойствами, как: целостность и константность, структурность, осмысленность, избирательность, адекватность и предметность.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности выделяют разные типы восприятия, такие как визуальное, аудиальное, пространства, времени, движения и т.д. Восприятие сложный и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций по различным основаниям. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели (что-то воспринять, заметить, обнаружить. Формируется такой вид восприятия в период младшего школьного возраста. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно, стихийно. Например, яркость и необычность предмета восприятия. Для того чтобы учебный материал хорошо воспринимался учащимися нужно обеспечить его наглядностью.

Произвольное внимание, требует сознательного самоконтроля и сопровождается усилием над собой. Поэтому ее развитие важно для успешного обучения.

Внимание, направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах. Он имеет избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объекта. И.М.Сеченов говорил о том, что внимание имеет рефлекторный характер. А.А.Ухтомский выделял доминанту физиологическую основой внимания. Качества внимания устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение.

Внимание бывает разным непроизвольное и произвольное, послепроизвольное и сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное, зрительное и слуховое.

Непроизвольное внимание стихийно возникает в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. Для достижение цели требуется проявление силы воли.

Организация внимания на уроках обществознания предполагает:

Определить объем и темп работы для учащихся и создать условия для активной позиции каждого ученика. Чаще практиковать продолжение чтения, ответа, повторение слов учителя или ученика. Эмоциональность и артистичность учителя. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Использовать различные приёмы на уроках обществознания, выполнять задания соревновательного характера.

Память, процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности. Благодаря памяти расширяются познавательные способности человека. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Различают четыре уровня памяти: непосредственная память, кратковременная, оперативная и долговременная память.

Успешность запоминания зависит от нескольких факторов, от объема и разнообразие форм материала, его осмысленности, времени, наличия мешающих факторов и мотивации.

Для развития памяти особо важно проговаривание вслух. При изучении материала необходимо задействовать все виды памяти (опираться на ведущую): слуховую, зрительную, моторную. Лучше запоминается информация в благоприятной обстановке. Для закрепления следов памяти необходимо повторение и лучше это делать перед сном.

Необходимо определенное время и для воспроизведения, вспоминания, поэтому, ранняя подсказка, прерывание нарушают процесс воспроизведения и разрушают механизмы памяти.

По «закону края» — лучше запоминается информация в начале или в конце предлагаемого ряда, потому установку на запоминание лучше давать в начале или в конце урока. Лучше всего запоминается то, что представлено через яркий образ. Необходимо обучать детей специальным приемам запоминания мнемические приемы: упрощение материала, структурирование его и поиск связей и т.д.

Воображение, психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Воображение играет большую роль в творческой деятельности учащихся, проведение нетрадиционных уроков с применением деловых игр, использование приемов «кластер», «корзина идей», «инсерт», составление синквейна.

Мышление, процесс познания окружающего мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. Включает в себя вывод новых суждений умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Мышле́ние познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея)

Процессы мышления, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это могут быть внутренние и внешние процессы.

Выделяют виды мышления:

теоретическое и практическое;

творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное);

интуитивное и логическое;

аутестическое и реалистическое;

наглядно-действенное и наглядно-образное и словесно-логическое.

Для развития мышления необходимо:

Задействовать все функции мышления через компоненты учебной деятельности. К функциям мышления относится понимание, решение проблем и задач, целеполагание, рефлексия.

Задействовать все операции мышления, это сравнение и абстрагирование, анализ и синтез, классификация и обобщение, комбинирование, планирование, рассуждение.

Учить детей строить умозаключения (индукция, дедукция, аналогии). Организовывать коллективные рассуждения по проблеме.

Проводить определенную, специальную работу по формированию понятий, понимания. Учить детей давать определения понятиям.

Активизация мыслительной деятельности может осуществляться методом «мозгового штурма».

Речь – инструмент мышления, средство общения, носитель сознания, памяти, средство управления действиями других людей, регуляция собственного поведения.

Развитие познавательных процессов является залогом успешности учебной и профессиональной деятельности человека. Психические процессы протекают, одновременно взаимодействуя друг с другом. В результате мы воспринимаем не отдельные цвета, звуки, ощущения, а комплексно воспринимаем мир, который нас окружает.

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Если познавательные процессы развиты у человека тем более способностями и возможностями обладает. От этого зависит легкость и эффективность его учения.

Уровень развития познавательных возможностей человека зависят не только от полученных при рождении задатков, но и от воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы это деятельность их развитие осуществляться через компоненты учебной деятельности. Есть мотивация, установка, собственно действие, самоконтроль, результат.

При наличии мотива ими затратами (ребенок не устает).

Установка помогает восприятию, запоминанию и мышлению. Установка дается через цель. Собственно действие это план. Она становится основой для развития мышления, внимания, памяти. Самоконтроль является основой для формирования внимания (рефлексия). Результат деятельности ответ на вопрос: «Достигнута ли цель?».

Общим для развития восприятия, памяти и тем более мышления является то, что все они зависят от речи. Поэтому, совершаемые действия должны сопровождаться громким проговариванием. Мы должны проговаривать порядок действий, сами действия, проговаривать то, что необходимо запомнить, проговаривать выводы, рассуждения должны вестись вслух и т.д.

1.1. Познавательные психические процессы

Важными факторами в восприятии, осмыслении и усво­ении учебной информации являются познавательные психи­ческие процессы.

Особое место среди познавательных процессов в обучении занимают внимание, память и мышление студента. Их место в общей структуре учебно-познавательной деятельности представлено на рис. 51.

Психологами установлено, что внимание представляет собой концентрацию или сосредоточение психической деятель­ности на определенном реальном или идеальном объекте и от­влечение в данный момент времени от всего постороннего. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры деятельности, определяющую возможность успешного его выполнения. Например, внимание определяет скорость и точность решения студентом некоторой задачи.

Рис. 51. Взаимосвязь познавательных психических
процессов и учебно-познавательной деятельности студента

Как же следует привлечь внимание студента к получаемой им информации? Известно, что существует три вида внимания –непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Оно требует высокого сознания, сознательности. Поскольку произвольное внимание связано с определенными усилиями человека, оно является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более 20 минут. Это важно знать преподавателю и не злоупотреблять произвольным вниманием студента, а стремиться использовать и непроизвольное. Оно будет более устойчивым, если вызвано всем тем, что находится в области интересов студентов или обещает принести им практическую пользу. Психологи указывают пути раскрытия внимания, которое является начальной ступенью понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и воображаемого, возникают предложения, догадки. Организация внимания и наблюдения является одним из главных условий успеха обучения. Если преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он добился половины успеха. Основные свойства внимания приведены на рис. 52.

Рис. 52. Основные свойства внимания

Психолого-педагогическая теория и практика выработали определенную совокупность приемов, вызывающих и удерживающих внимание. К ним относятся:

— усиление значимой информации, для чего ее можно несколько раз повторить или выделить каким-либо иным способом;

— в умеренных пределах разнообразить изложение материала. Использовать приемы поддержания и возвращения внимания;

— полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в отношении его внимания к содержательной стороне сообщения;

— учитывать эмоциональный фактор, за счет которого внимание студентов может значительно возрастать;

— практиковать неполное представление содержания информации, что привлекает внимание;

— систематизировать материал, периодически подводить итоги и структурировать информацию. Это также представляет собой эффективный способ организации внимания студентов;

— значительный эффект обеспечивают неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;

— опора на имеющийся опыт студента;

— удовлетворение выраженной познавательной потребности студента в определенных знаниях;

— эффект “яркого пятна”;

— создание ситуации ожидания;

— снятие напряжения, страха, неуверенности;

— уважение личности студента (внимательное отношение к его состоянию в данный момент времени).

Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология рассматривает память как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память считают также свойством умственной деятельности сохранять и воспроизводить то, что было в сознании. Память, включая процессы запоминания и забывания, находится в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом, впечатлениями и активной мыслительной деятельностью человека.

По сути, память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и поэтому является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе личностного развития, обучения и воспитания. основные виды и характеристики памяти представлены соответственно на рис. 53 и 54.

Рис. 53. Процессы памяти и ее виды

При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии с требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ничему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность его личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития. Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для учащегося запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при его запоминании, какое у него сложилось отношение к запоминаемому материалу, и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого студента. Основными характеристиками памяти являются ее емкость, скорость запоминания и прочность (длительность) удержания информации. Объем человеческой памяти огромен, но обычно активно используется не более 3-8 процентов этого объема.

Память, вопреки широко распространенному убеждению, не является функцией возраста. Она зависит от того, как поставлена цель, как выделена задача, какими способами владеют студенты, сформирована ли у них некоторая ориентировочная основа действий.

На прочность запоминания существенно влияет осмысливание материала. Причем, большую роль играет длительность времени его освоения. Знания, приобретенные в короткие отрезки времени, например, перед экзаменом, в качественном отношении всегда уступают тем, которые усвоены на протяжении большого отрезка времени. При подготовке к экзамену студента часто выручает память, а не организованное длительной и серьезной работой мышление.

Рис. 54. Характеристики памяти

Студентам, чтобы хорошо овладеть учебным материалом, необходимо выработать навыки правильной и планомерной работы. Следует помнить, что перед началом занятий надо просмотреть все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того, такой просмотр поможет лучше запомнить как старое, так и новое, то, что преподносится на очередном занятии, а также углубить понимание того и другого.

Организация процессов памяти подразумевает:

— выделение ключевых понятий, идей, их осмысление;

— установку на длительность запоминания;

— обеспечение активности учащегося при запоминании (введение логических заданий, подключение нескольких органов чувств и т.д.);

— повторение изученного материала и дальнейшая разработка уже известной информации.

Мышление. Обучение представляет собой, по сути, про­цесс мышления. Хотя процесс мышления подчиняется общим логическим законам, у разных людей мышление происходит неодинаково. Индивидуальные особенности мыслительной дея­тельности человека выступают, прежде всего, результатом развития его ума в процессе жизни, в процессе воспитания. Особенности человеческого ума зависят также и от типа нервной системы, от динамики основных нервных процессов возбуждения и торможения, а также от соотношения развития первой и второй сигнальных систем.

Различия в характере мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах процесса мышления, о которых должен знать преподаватель. Знания о мышлении учащегося позволят представить особенности его интеллекта, оценить способности, определив, где и в чем они лучше проявят себя: в процессе решения практических задач или при решении абстрактно-логичекских проблем.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности – образный или логический, с которым связаны характер и механизмы сохранения того или иного материала в памяти человека. Логически мыслящих людей условно можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, дру­гие – эмпирически (от гр. empiria – опыт, практика). Четче все­го характер мышления человека проявляется в том, как сохра­няет материал его логическая память, то есть не в простом пас­сивном запоминании, а освоении, отборе по степени важности и переработке материала.

Особенности мышления показаны на рис. 55.

Рис. 55. Характерные особенности мышления

“Теоретики” весь материал мысленно разделяют на существенное и несущественное, устанавливают содержательные связи между отдельными частями информации. “Практики”, как правило, лучше всего воспроизводят факты, не пытаясь выяснить причинно-следственную связь между ними, весь текст запоминают по частям. “Теоретики” лучше всего помнят абстрактный материал, а “практики” – только конкретные факты и их описание. Теоретическое мышление является преимущественным типом мышления. Психологи считают в связи с этим, что именно такое мышление и следует развивать у студентов в процессе их обучения. Иными словами, необходимо развивать их способности к анализу, критическому разбору и выработке собственных выводов, способности к активному и самостоятельному мышлению.

В содержательном аспекте мышление характеризуют мыслительные операции, формы, виды и способы мышления. Основными мыслительными операциями являются:

— анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта или процесса на составляющие его части;

— синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;

— сравнение – мыслительная операция, состоящая в сопо­ставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении иаким образом общности или различия ме­жду ними;

— абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явле­ний и выделении в них главного, основного;

— обобщение – мыслительная операция, состоящая в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему свойству или признаку;

— конкретизация – мыслительная операция, состоящая в движении мысли от общего к конкретному.

Формами мышления выступают понятие, суждение, умо­заключение и аналогия. Наряду с ними различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, образное и логическое (отвлеченное). По способам мышления различают индукцию и дедукцию.

Содержательный аспект мышления представлен на рис. 56.

Рис. 56. Содержание мышления

Для повышения эффективности обучения необходима соответствующая организация мыслительной деятельности сту­дентов в учебном процессе и управление этой деятельностью. Ее организация состоит в следующем:

— применение всего комплекса операций мышления (ана­лиз и синтез, сравнение и классификация, обобщение и бастра­гирование, выделение главного, типизация и конкретизация);

— сочетание предметно-действенного, образного и логического мышления;

— формирование и развитие у студентов конвергентного (необходимого для нахождения единственно точного решения задачи) и дивергентного (использование многих вариантов, различных подходов к решению задачи) мышления;

— зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного материала, в “координатную сетку” уже имеющихся знаний и представлений;

— способность к “свертыванию” мыслительных операций, длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией – только так можно угнаться за непрерывным накоплением научной информации;

— способность к переносу опыта, то есть способность применить навык, сформированный или приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий;

— широко распределенное внимание. “Чтобы творить – надо думать около”. Боковое мышление – это способность увидеть путь к решению, используя “постороннюю” информацию;

— способность к “сцеплению” и “антисцеплению” – способность объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже имеющиеся системы знаний, группировать данные тем или иным способом уже в процессе восприятия – условие и предпосылка способности к генерированию идей.

Характер и его влияние на восприятие учебной информации. В учебном процессе немаловажным является учет характера студента, так как именно он определяет непосредственное поведение человека. Известно, что под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей и черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и в общении. Именно характер обусловливает ти­пичные для каждой личности способы поведения. Особый интерес представляет выявление и учет акцентированных черт характера студента, развитости тех черт и качеств, которые определяют его отношение к себе и другим людям. Зная эти отношения, преподаватель может или подстраиваться под эти отношения, или заранее настраиваться на то, чтобы, в конечном счете, изменить их в нужном направлении.

Поскольку характер достаточно устойчив, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся личностных особенностей. Изучение индивидуальных черт характера и особенностей их проявления в учебной деятельности дает возможность определить индивидуальный подход к учащемуся и правильно строить индивидуальную работу с ним. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности студента и состоянию, в котором он в данное время находится. Ведь для достижения желаемого результата одного следует строго предупредить, другого – мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда.

Реализация индивидуального подхода обязательно требует опоры на все то положительное, что есть у каждого студента в области его интересов, жизненных ценностей и идеалов, в его отношении к отдельным видам деятельности, в первую очередь в отношении к учебе, к овладению знаниями.

Роль способностей в восприятии учебной информации. С характером неразрывно связаны способности человека, которые формируются и развиваются в деятельности, в процессе его обучения и воспитания. Для успешного их развития нужны три момента: наличие интереса, определенное поле деятельности, то есть совокупность условий, благоприятствующих развитию профессиональных и других способностей, и активность. В современной психологии способность понимается как сформированная познавательная деятельность. Действительно, способности могут обнаруживаться в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к тому или иному виду деятельности. Характерно, что в основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо конкретной деятельности могут лежать различные способности, и в то же время одна и та же способность может быть условием успешности человека в различных видах деятельности.

Способности студентов могут быть минимальные, средние и максимальные. Преподаватель должен быть знаком с уровнем способностей студентов к овладению учебным материалом своей дисциплины. Однако одних способностей для достижения положительного результата в обучении, как известно, мало. Поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы постоянно показывать студентам, что огромную роль в получении знаний, формировании умений играют не только способности, но и воля, и упорный труд.

Поскольку способности могут успешно развиваться лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к учению, преподаватель должен активно пробуждать и формировать интересы студентов, стремясь к тому, чтобы эти интересы были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными. Преподавателю следует помнить, что интерес представляет собой форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующей ориентированию в новых фактах и информации. Поэтому для осознания студентом потребности в изучении соответствующей дисциплины необходимо показать ее роль в обеспечении успешности будущей деятельности специалиста и место в общей системе его профессиональной подготовки.

Сигналом о том, насколько развиваются способности учащегося, насколько он продвигается вперед в приобретении знаний и формировании умений, являются его эмоции.Эмоциями принято называть психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. Не случайно психологи утверждают, что чувство эмоциональной неудовлетворенности человека собой часто представляют собой стимул к его совершенствованию.

Чувства нельзя тренировать, как память или волю. Их можно и нужно развивать. Развиваясь, они становятся мотивами поступков, побудителями действий. Надо заботиться о возникновении положительных эмоций у студентов, так как именно они способствуют успешному обучению их. Преподавателю необходимо использовать различные приемы формирования положительных эмоций в аудитории. Они нужны для придания образности сообщаемой информации и максимальной сосредоточенности внимания на основной идее. При недооценке эмоциональности в учебном процессе у студентов значительно затрудняется развитие воображения и фантазии, так необходимого в процессе формирования инновационной направленности их мышления.

Психологические знания о состояниях человека включают представления о положительном и отрицательном его эмоциональном состоянии, о внутренней напряженности, о характере эмоций (аффектов, чувств). Ведь эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием: эмоции выражают его оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют либо препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Это знание психического состояния обучаемого позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов.

Познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии.

Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии.

В научном познании жизни важное значение имеет-объективность, не исключая сферы человеческой субъективности, делающей жизнь, несмотря на успехи науки, поэтически привлекательной загадкой, которая будит в нас неудержимое желание познать ее …

Прекрасно сказал об этом Г. Аполлинер

«Мы хотим исследовать край необъятный и полный загадок…

И мираж ускользающий

Ждет, чтобы плоть ему дали и дали названье…

Снисхождение к нам! Мы ведем постоянно сраженье

На границах грядущего и беспредельного.»

Организация учебно воспитательного процесса — невозможна без учета психических познавательных процессов.Психика и подсознание представляют собой высшие способности человека, опирающиеся на внутреннюю мотивацию к познавательной (учебной) деятельности.

Познавательные психические процессы. Структура приема информации. Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений…

Важность исходных принципов, на которых строится всякое научное и биологическое познание если даже — не дает непосредственного эффекта, то по крайней мере не мешает идти вперед. А это означает, что дело не только в том, каковы исходные принципы, но и в том, как они применяются.Организация активной деятельности учащихся. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность обучающегося в обучении, способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучающихся.

Современная биология стремительно выходит на передовые рубежи научного познания.В первую очередь — стимулом к размышлению.

Возрастает также ее социальная значимость, усиливается связь с жизнью общества и отдельного человека, который становится не только субъектом, но и объектом биологического познания (генетика человека, генная инженерия и пр.).Познавательная задача в биологии охотнее принимается обучающимися к примеру на уроке -исследования с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные обучающимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса.Интерес, который помогает охватить различные явления, оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета-БИОЛОГИЯ, но и для развития мышления. При интересе к природе, животному миру, общественным явлениям школьник начинает усиленно наблюдать, подмечать явления, самостоятельно их обдумывать, делать выводы. В ходе такой познавательной деятельности интерес — развивается и содействует умственному развитию.

Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся,на уроках по биологии являются:

1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др.

2)возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия(семантизация).

3)практической значимостью для обучающихся(биологической, хозяйственной ценностью изучаемого материала,причастность к явлению).

Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала на уроках биологии:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации (итог удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом — состояний, свойственных познавательному интересу.)

2) Исследовательский прием(самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод)

3)Эвристический прием(помощью наводящих вопросов найти правильный ответ,к примеру-Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?)

4) Прием научного спора(активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.)

Таким образом,постановка на уроке перед обучающимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие -положительного познавательного интереса к биологии.Психические процессы, сопровождающие процесс обучения биологии,такие как-эмоциональная память является памятью на чувства. Сами по себе эмоции сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения, достигаются ли личностью цели, и насколько окружающая среда отвечает устремлениям личности, каковы ее отношения с окружающим миром. Пережитые чувства надолго сохраняются в памяти человека и всегда побуждают его к действиям либо удерживают от них!!!

В связи с этим учитель биологии , организуя учебный процесс, должен стремиться к тому, чтобы каждый обучающийся испытывал счастье от учения как свободного творческого труда. При этом несомненным должно быть то, что учение каждого ученика должно быть победным, но это должно достигаться не облегчением учения, не избеганием трудностей, а их преодолением,как в биологии,так в других науках.

Роль психических процессов в обучении и профессиональной деятельности

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

В психических процессах выделяют познавательные процессы.

Природа одарила каждого человека способностью к по­знанию того мира, в котором он родился:

— способностью ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

— способностью помнить, думать, соображать;

— способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;

— способностью быть внимательным.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельно­сти человека.

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называ­ются познавательными процессами. К таким процессам от­носятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мыш­ление и воображение.

Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения. Они сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают возможность ориентироваться нам в окружающих услови­ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов — восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.


Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение.

Чувствительность, т е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко­торые другие раздражители. Человеческий слух формиру­ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос­питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами — памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол­ной мере не реализуется.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще­ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия — звенья единого процесса чувственного познания. Они не­разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель­ные особенности. В результате ощущений человек получа­ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета — о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль­ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри­ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен­та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Восприятие — это отражение предметов и явлений, це­лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь­ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост­ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш­ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.

Физиологической осно­вой восприятия является комплексная деятельность систе­мы анализаторов.

Восприятие пространства является необходимым для ориентации человека. Сюда относится восприятие формы, величины, взаимного расположения предметов, рельефа, удаленности, направления. Восприятие времени — это оценка длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения, т.е. изменение положения предметов во времени.

Возможности к восприятию отражает такая характеристика человека, как наблюдательность. Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие окружающего мира. Эта способность тре­нируема и влияет на возможность обучения.

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо­янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что пред­ставляет для него интерес, соответствует его потребнос­тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы­зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи­ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно — предметы, явле­ния, отношения, свойства предметов, действия, мыс­ли, чувства других людей и свой собственный внутрен­ний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслу­шиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь раз­личить какой-либо зрительный или звуковой образ, за­пах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памя­ти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внима­ние — это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припо­минание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание ниг­де не выступает как самостоятельный процесс. И для са­мого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет­ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечи­вает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание — необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исче­зает бесследно, все запоминается в той или иной степе­ни. Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память — это отра­жение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения.

Память — это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли­ма вне других психических процессов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи­тельно важную роль играют смысловые связи: причина — следствие, целое — его часть, общее — частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше.

Основные процессы памяти — запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание — это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

Воспроизведение — существеннейший компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия).

Сохранение и забывание — это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.

Мышление является высшим познавательным процессом, представляющим собой обобщение и опосредованное отражение действительности. Одним из основных свойств мышления является систе­матизация информации, или эффект понятия — т.е. обобщенное отражение класса предметов, в их наиболее существенных особенностях. В общем виде мышление выступает как уникально усовершенствованная при­способительная реакция организма, в то же время в своем высшем проявлении «работающее» с абстракт­ными, не связанными напрямую с внешним миром и конкретной ситуацией, образами и понятиями.

Мышление дискретно и состоит из отдельных единиц — мыслей, связанных между собой с помощью мыслительного процесса. Мысль есть основная и неделимая единица мышления, в ее осно­ве находит выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во вре­мени и пространстве. Мысль заключает в себе соотнесение фактов по признакам «различие — сход­ство», «причина — следствие», «действительное — возможное».

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти все­гда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменени­ем условий, в которых эта задача задана. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.

Мышление совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно в структу­ре мышления выделяют следующие основные логические операции: сравнение, анализ, синтез, аб­стракция, обобщение, конкретизация. Сравнение позволяет вскрывать тождество разных вещей, классифицировать их. Синтез — это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ — это, наоборот, расчленение предмета, мысленное или практическое, на составные части с последую­щим их сравнением.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действи­тельности как самостоятельные не существуют. Обобщение соединяет существенное (абстрагирова­ние) и связывает его с классом предметов и явлений, т.е. определяет понятие. Конкретизация — это операция, обратная обобщению, позволяет делать вывод о принадлежности единичных вещей к опре­деленному классу.

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение — основная характеристика па­мяти, преобразование — основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти — сохранение опыта, то основная функция воображения — его преобразование.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Без достаточно развитого воображения не может успеш­но протекать учебная работа школьника. Читая произведе­ния художественной литературы, ребенок мысленно пред­ставляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Воображение способствует обучению, при котором становиться возможным воссоздание, моделирование действительности, например, в игре. Благодаря воображению создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Чем больше будет участвовать воображение во всех по­знавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Непроизвольная психика.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери­ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле­вых усилий. Непроизвольная память — неиссякаемый ис­точник познания. В развитии памяти непроизвольное за­поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно­стью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя­ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти — применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего же­лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо­дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внима­ние? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:

— яркие световые явления (молния, красочная рекла­ма, внезапно включенный или выключенный свет);

— неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

— что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

— предметы и явления, вызывающие у человека эмоци­ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху­дожников, музыка, различные проявления природы: за­кат или восход солнца, живописные берега реки, ласко­вый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Непроизвольное или пассивное воображение — новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от­крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд­ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред­намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен­но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го­ворил, что сновидения — это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна­ние как бы отступает на задний план, так как прекра­щают работать те участки головного мозга, которые ве­дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон — это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв­ляются:

— чувственная достоверность;

— невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

— явная связь с насущными потребностями человека.

Познавательные процессы – основа интеллектуального развития дошкольника

Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов

Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:

  • восприятие
  • воображение
  • память
  • мышление
  • внимание

Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.

Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.

Восприятие

Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.

Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:

  • выявлению важнейших признаков на основе обследования окружающих объектов;
  • формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
  • формированию пространственной ориентации, понятий глубины, высоты и пр;
  • восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
  • умению воспринимать художественные произведения.

К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.

Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.

В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.

Память

За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:

  • образная
  • двигательная
  • словесная

Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.

Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.

Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.

Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.

Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.

Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сбора конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.

Воображение

Психический процесс воображения начинает развиваться в то время, когда в памяти накапливается хотя бы минимальный запас понятий и образов. Простейшее использование небольшого обруча в качестве руля требует от малыша припоминания автомобиля и образного представления, как с этим «рулем» обращаться.

В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.

Детское воображение качественно меняется, если дошкольник научается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.

Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.

Мышление

Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:

  • наглядно действенное
  • наглядно образное
  • словесно логическое

На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.

Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали.

Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.

Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно-логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.

Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.

Внимание

Развитие внимания в дошкольном возрасте заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:

  • распределения
  • устойчивости
  • переключения

Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.

В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.

Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.

Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.

В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *