Правила безопасности на технологии

Содержание

Техника безопасности на уроках технологии (мальчики)

Правила ТБ в мастерских

ПРАВИЛА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Рабочее место

— Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.

Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

— Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

— Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

— Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, — внутри ее.

— Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.

— Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.

— Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.). Применение ручек из мягких или крупнослойных пород дерева (ель, сосна) запрещается.

Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

— На хвостовики напильников, стамесок, долот, отверток, пил и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание.

Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента.

Размеры инструментов и их вес должны соответствовать возрастным особенностям учащихся Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.

— Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.

Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

— Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и т.п.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки.

Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Железки строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно и плотно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

— Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать ключи контрключами, трубами и т.д.

Разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных частях. Рабочие грани губок ключей должны быть параллельны между собой.

— Все приспособления (кондукторы, делительные головки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.

— Допуск учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

— Размер и модель спецодежды учащихся должны исключать возможность захватывания ее движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями. Не должно быть свисающих или развевающихся концов (полы, галстука, косынки, передника, тесемки). Одежда должна наглухо застегиваться, свисающие концы косынок, платков, тесемок должны быть подобраны, манжеты рукавов должны плотно охватывать руки около кистей.

Размеры спецодежды должны соответствовать росту учащихся.

— Волосы у работающих должны быть закрыты плотно облегающим головным убором и подобраны под него.

— Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др. должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.

— Учителя по технологии обязаны строго следить за выполнением учащимися как в учебных мастерских, так и на предприятиях указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

Пожарная безопасность

— Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

— Воспрещается загромождать доступ и проходы к противопожарному инвентарю и оборудованию, а также использовать этот инвентарь и оборудование не по назначению.

— Обтирочный материал, как использованный, так и не использованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

— Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

— В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В МАСТЕРСКИХ

1. Рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразно расположить недалеко от входа.

2. Классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.

3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) — не менее 100 см.

4. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

5. Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

6. Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами — не менее 70 см.

7. В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

8. Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 — 50 см от стены.

9. Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ

Опасности в работе

Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят вследствие:

1. Отсутствия или неисправности ограждения.

2. Непрочного крепления детали и инструмента.

3. Неисправности и притупления режущего инструмента.

4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.

5. Неисправности электрооборудования и, в частности, заземления.

6. Беспорядка на рабочем месте.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат):

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемкой;

б) спрятать волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную без свисающих концов.

2. Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

3. Расположить инструменты и заготовки в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении.

4. Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

Во время работы

1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.

2. Во избежание травм запрещается:

а) наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту;

б) передавать и принимать предметы через вращающиеся части станка;

в) облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки;

г) измерять обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку со станка до полной остановки;

д) охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

е) выход из-под резца длинной стружки;

ж) останавливать станок путем торможения рукой патрона;

з) отходить от станка, не выключив его;

и) поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь.

3. Зачистку деталей на станке производить напильником или шкуркой, прикрепленными к жесткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с предохранительным кольцом. При работе держать ее левой рукой.

4. Перед выключением станка необходимо отвести резец от обрабатываемой детали.

5. При работе на центрах проверить, надежно ли закреплена задняя бабка, и следить, чтобы засверловка была достаточна и угол ее соответствовал углу центров.

6. Пользоваться ключами, соответствующими гайкам и головкам болтов.

7. Обрабатываемый пруток не должен выступать за пределы станка.

8. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключить пусковую кнопку.

После окончания работы

1. Отвести суппорт, выключить мотор.

2. Удалить стружку со станка при помощи щетки, а из пазов станины — крючками. Сдувать стружку ртом и сметать рукой запрещается.

3. Протереть станок, смазать, привести в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты. Сдать станок учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук и пальцев.

2. Перелом локтевой кости.

3. Заматывание волос оправкой фрезы и скальпирование.

4. Поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов.

Но кроме указанных возможны и другие несчастные случаи, характерные для работы на металлорежущих станках.

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок свою спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы;

б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

в) надеть защитные очки.

2. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу; проверить, на месте ли все ограждения и исправны ли они.

3. Проверить исправность рабочего и вспомогательного инструмента.

4. Проверить исправность защитного заземления.

Во время работы

1. Установить и надежно укрепить фрезу и обрабатываемую деталь.

2. Не класть ничего на станок и не облокачиваться на него.

3. Не отвлекаться во время работы посторонними делами и разговорами.

4. Пользоваться только исправными инструментами.

5. Не хватать ремень, фрезу, работающие части станка.

6. Не убирать стружку руками, а пользоваться для этого щеткой и др. инвентарем.

7. Не тормозить станок руками нажимом на ремень или шкив.

8. Нельзя работать на станке со снятыми ограждениями.

9. Нельзя отлучаться от станка, не остановив его предварительно.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Удалить стружку со станка и вытереть тщательно его и инструмент.

3. Привести в порядок рабочее место. Смазать станок.

4. Сдать учителю станок и рабочее место.

5. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СТРОГАЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук движущимися частями и резцом.

2. Травмирование лица и глаз отлетающей стружкой.

3. Ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном.

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов;

б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

в) надеть защитные очки.

2. Убрать все лишнее со станка и ненужные при работе детали.

3. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу.

4. Проверить исправность защитного заземления (зануления).

Во время работы

1. Надежно крепить обрабатываемую деталь.

2. Не пользоваться для установки и крепления деталей неприспособленными подкладками, несоразмерными гаечными ключами.

3. Не производить на ходу станка измерение обрабатываемых деталей, съема их, дождаться полной остановки станка.

4. Накопившуюся стружку на станке не сметать рукой, а пользоваться специальной щеткой.

5. Затупление и выкрошивание резца определять по поверхности обрабатываемой детали.

6. Не отвлекаться посторонними разговорами.

7. Отлучаясь от станка, следует выключить его и дождаться полной остановки.

8. Не класть заготовки, инструменты и приспособления на станок.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Убрать рабочее место, инструмент и приспособления. Смазать станок.

3. Сдать учителю станок и рабочее место.

4. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

4. Надежно закрепить сверло в патроне.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

6. Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.

7. Надеть защитные очки.

Во время работы

1. Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываются шилом.

4. Проявлять особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке запрещается:

а) наклонять голову близко к сверлу;

б) производить работу в рукавицах;

в) класть посторонние предметы на станину станка;

г) смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) тормозить руками патрон или сверло;

е) отходить от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электротока немедленно выключить мотор.

8. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.

2. Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.

3. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: мальчики — берет, девочки — косынки).

2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.

5. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке.

6. Установить подручник с зазором 2 — 3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.

9. Перед началом работы надеть защитные очки.

Во время работы

1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов.

Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.

2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.

3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

а) близко наклонять голову к станку;

б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки ее вращения;

г) останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) отходить от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Уложить на свои места инструменты.

2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать ее рукой запрещается.

3. Сдать станок учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА АБРАЗИВНОМ СТАНКЕ (ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ)

Опасности в работе

Работа на заточных станках без индивидуальных средств защиты может привести к следующему:

а) травмирование глаз (ранение, ожоги, засорение);

б) движущими незакрытыми деталями станка захват одежды, волос;

в) ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора подручника.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду.

2. Проверить надежность крепления ограждений опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

3. Путем осмотра убедиться, нет ли трещин и отколов на абразивном круге.

4. Проверить исправность защитного заземления станка.

5. Установить подручник для точки инструментов на 2 — 3 мм от круга абразива и надежно закрепить его.

6. Надеть защитные очки или опустить предохранительный экран.

7. Проверить станок на холостом ходу, отступить несколько в сторону от опасной зоны против круга.

Во время работы

1. При заточке инструмента необходимо надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и усилий подводить к абразивному кругу несколько выше горизонтальной оси его.

2. Не наклоняться к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом заточки. Момент соприкосновения круга с инструментом определять по искре. Момент окончания заточки определять после того, как круг отведен от инструмента и инструмент выведен в безопасную зону.

3. Во избежание травм запрещается:

а) производить заточку на неисправном круге;

б) работать без защитного экрана или очков;

в) стоять в направлении плоскости вращения абразивного круга;

г) проводить заточку на боковой поверхности круга;

д) определять рукой на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов;

е) класть предметы на корпус станка;

ж) отходить от станка до полной остановки вала с абразивным кругом.

После окончания работы

1. Выключить станок. После окончания вращения круга убрать пыль со станка с помощью сметки.

2. Привести себя и индивидуальные средства в порядок.

3. Станок сдать учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор — берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. При рубке металла надеть очки.

3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).

4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.

5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.

2. Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.

3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели несбитую поверхность;

г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60 — 70 мм;

д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.

5. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

6. Слесарными инструментами пользоваться только по их прямому назначению.

7. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.

2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).

3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.

4. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.

5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1 — 2 мм.

6. Привести себя в порядок.

7. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор — берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. Проверить наличие инвентаря (сидение, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9. Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

10. Во избежание травмирования необходимо:

а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;

г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинтить до установленного зазора (не более 2 — 5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

Методика преподавания технологии в начальной школе. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей.

В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих уч деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д Задачи по ФГОС:Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении др уч предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельностиЗадачи курса: — формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; — формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; — формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); — Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; — формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических — текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Классификация методов обучения по источникам информа­ции, включают в себя три основных вида: словесные, демон­страционные и практические методы. Словесные методы: Объяснениехарактеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к работе учитель объясняет, как рационально орг рабочее место; при планировании — как составить чертеж и определить последовательность работы; в процессе объяснения учитель знакомит детей со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными трудовыми действиями, приемами и операциями, новыми техни­ческими терминами. Инструктаж понимается как объяснение способов трудовых действий, направленных на фор­мирование представлений о правильном и безопасном выпол­нении трудовых действий, на корректировку практической дея­тельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключи­тельный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя постановку конкретной трудовой задачи, характеристику опера­ций, объяснение правил выполнения трудовых приемов и про­ведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправиль­ной работы и объяснение правильных приемов. Заключитель­ный инструктаж включает в себя анализ хороших работ, харак­теристику допущенных в работе ошибок и оценку работы уча­щихся. Рассказприменяется учителем в основном для сообще­ния новых знаний. Он должен быть четким, лаконичным и со­четать в себе точные технические сведения с ярким живым по­вествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учи­тель знакомит детей с конкретными объектами техники и про­изводства и постепенно переходит к обобщениям; во втором — знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстри­рует их конкретными примерами; в третьем — подводит школь­ников к пониманию объектов, показывая историю их возникно­вения. Рассказ учителя в нач кл, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися знания, систе­матизирует представления и понятия детей об известных объек­тах, учит их применению знаний на практике. На рассказ учи­теля на уроке труда отводится очень мало времени; поэтому его содержание должно быть предельно кратким, строго соот­ветствовать цели урока и практической трудовой задаче. Обыч­но рассказ учителя сопровождается демонстрацией материалов, инструментов, оборудования, графических пособий. При упот­реблении новых терминов учитель должен четко произносить их и записывать на доске. Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закреп­ление их путем устного обмена мнениями учителя и учащихся. Она способствует активизации детского мышления: под руко­водством учителя дети осмысляют учебный материал, обсужда­ют его, устанавливают связи между теоретическим материа­лом и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах урока. Проводимая в начале урока беседа помогает детям устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты необходимые для рабо­ты, представлять последовательность трудового процесса. Осо­бенно ценной следует считать эвристическую беседу, которая позволяет максимально активизировать мыслительную деятель­ность учащихся, самостоятельно находить решение посильных учебных задач. В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы, в которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них учитель передает дополнительную инф о трудовом процессе. После окончания практической работы часто проводится итоговая беседа, основная цель которой — привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучение их критическому отношению к результатам своего труда. Наглядные методы:Демонстрационные методы реа­лизуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосред­ственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрацион­ные методы активизиру­ют сенсорные и мысли­тельные процессы ребен­ка, облегчая ему усвое­ние учебного материала. Демонстра­ционные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобрази­тельные. К натуральным пособиям относят мате­риалы, инструменты, об­разцы готовых изделий и т. п.; к изобразитель­ным — макеты, модели, таблицы, картины, фото­графии, чертежи, диа­граммы, тех­нологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбира­ет для урока наиболее оптимальные наглядные пособия. Каждое пособие — фабричное и самодель­ное — должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть научно до­стоверным, соответство­вать возрастным особен­ностям учащихся. Учитель обычно сочетает демонстрацию по­собия с объяснением. словиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др При знакомстве учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керами­ческой, строительной промышленности. При изучении материа­лов, инструментов, приемов работы, организации трудовой дея­тельности, изучении техники безопасности широко используют­ся таблицы. В одних случаях учитель использует таблицы как иллюстрации, в других — как инструкции. Например, таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении при­емов работы используют как иллюстрации, а во время прак­тической работы — как инструкцию.Натуральные средства– это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить: коллекции, гербарии, живые объекты природы–это комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете. Основные приемы работы с натуральными средствами – демонстрация объектов, практическая и исследовательская деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры и т.д. Практические методы: Этими методами формируют практические умения и навыки. К этой группе методов можно отнести все упражнения, опы­ты, эксперименты, а также работу с учебником и другими дидактиче­скими материалами. Отдельные, самостоятельные упражнения на уроках трудового обучения в начальных классах проводятся сравнительно редко, но в процессе выполнения практических работ младшие школьники все-таки «упражняются» много и постепенно осваивают приемы пользо­вания простейшими ручными инструментами, способы обработки различных материалов. Опыты и эксперименты. На прак­тике, непосредственно в процессе работы над изделиями, школьники знакомятся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, картона, ткани, древесины, пластических и других мате­риалов. Разумеется, учитель может орг и спец опыты и наблюдения, однако с учетом ограниченного времени на изучение предмета «технология» это становится практически нереальным. Что касается самостоятельной работы с учебником и другими дидактическими материалами, учитель должен уделять спец внимание тому, чтобы приучить школьников грамотно пользоваться ими в своей работе. Речь идет о внимательном анализе содержащей­ся в них информации, ее правильном отборе и практическом исполь­зовании. Зачастую младшие школьники совершенно не умеют вы­полнять подобную работу, поскольку привыкают на уроках технологии только следовать прямым инструкциям и указаниям. Репродуктивные методы способствуют формированию уме­ний запоминать инф и воспроизводить ее. Различают а) объяснительно-иллюстративный б) собственно репродуктивный. Объяснительно-иллюстративный метод предполагает предъявление учащимся знаний в готовом виде(в виде рассказа, объяснения, инструкции в учебнике и пр.). от учащихся при этом требуется запоминание или воспроизведение полученной информации. Основное отличие данных методов состоит в том, что учитель занимает активную позицию, показывает и объясняет, а дети воспроизводят. В начальной школе на уроках трудового обучения, особенно в первом-втором классах, без методов данной группы обойтись сложно, так как детей необходимо обучить базовым знаниям и операциям. Репродуктивные методы рекомендуется применять только при освоении учащимися нового технологического приема и для последующего его первичного закрепления (например, сгибание и складывание, разметка по шаблону, наклеивание деталей, приемы работы ножницами, разметка с помощью чертежных инструментов и др.). Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Окруж мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-ху идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов уч текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках. ИЗО – использование средств худ выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил Дпи и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объём, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства худ выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Структура уроков технологии в начальной школе: 1.Орг урока, установление порядка и дисциплины. 2. Подготовка учащихся к практической работе (вступительная беседа, рассказ учителя); 3.Практическая работа по изготовлению изделия; 4. Подведение итогов урока; оценка проделанной работы; 5. Уборка рабочего места. Орг урока. перед самым звонком учитель ещё за дверью предлагает им тихо войти в класс и занять свои места. Подготовка учащихся к предстоящей практической работе. Главное назначение этого этапа — актуализация тех знаний, умений и способностей учащихся: которые будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе; беседа, анализ образцов — аналогов, демонстрирующих возможные образные решения; способы конструирования тех или иных форм; показ отдельных технологических приёмов; музыкальных фрагментов, демонстрация слайдов, чтение стихотворений. Включение в урок элементов игры и занимательности. Не менее распространённым приёмом «подготовки учеников к работе» являются загадки. Практическая работа по изготовлению изделия школьников может быть реализована в различных орг формах: индивидуальной или коллективной. Этот этап занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями. Может подсказать какие-то идеи. Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят. Во-первых, это создаёт дополнительный стимул для творческих поисков; во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы. Подведение итогов урока оценка проделанной работы. Главный смысл этого этапа урока заключается не в выставлении отметок ученикам. А а) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений; б) повторение и обобщение пройденного на уроке; В) формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга; г) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; д) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Чаще других приёмов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. Уборка рабочих мест- каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы.

Техника безопасности в кабинете технологии

Техника безопасности в кабинете технологии в школе должна соблюдаться всеми учениками, которые приступают к практическим занятиям. Этот аспект обучения играет немаловажную роль. Без практического применения нельзя освоить теоретические знания, которые присутствуют в школьной программе.

Важно обеспечить для учеников комфортные условия и исключить образования опасных для здоровья ситуаций. При выполнении поставленных задач необходимо чётко следовать всем указаниям, которые определенны нормативными документами в данной области. Это поможет исключить травмирование горячими поверхностями, сложными механизмами, рабочими инструментами, оборудованием, которые используются для проведения занятий.

Техника безопасности в кабинете технологии для мальчиков

Необходимо тщательно следовать технике безопасности в кабинете технологии, который предназначен для обучения мальчиков. В этом случае необходимо разработать определённые правила для работы:

· в мастерских;

· в столярном цехе;

· в слесарной мастерской;

· в цехе, который оснащён оборудованием разнообразной специализации;

· на оборудовании для затачивания деталей;

· на фуговальном станке;

· с компьютером;

· на сверлильном оборудовании;

· на циркулярном станке.

Кроме этого, необходимо установить правила, которые определяют методику при оказании первой помощи. Важно научить учащихся не только избегать травмирования, а и правильно действовать при возникновении критичных ситуаций.

Техника безопасности в кабинете технологии для девочек

Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии, где занимаются исключительно девочки, является обязательным условием. Практические занятия, которые предусмотрены школьной программой, часто сопряжены с риском. Чтоб избежать травмирования, необходимо разработать чёткие правила, которые будут актуальными при работе:

· с разнообразными инструментами – ножницами, булавками, ножами, иголками;

· с компьютером;

· с утюгом;

· на швейной машинке – электрической и механической;

· в помещении для приготовления пищи;

· на варочной плите – газовой или электрической.

При этом нужно разработать правила не только безопасного обращения с разнообразными приборами и инструментами, а и методику действий при оказании помощи пострадавшим.

Журнал техники безопасности в кабинете технологии

В каждом учебном помещении должен находиться журнал техники безопасности. Особенно это касается кабинета технологии, где риск травмирования увеличен в несколько раз. В этом документе производится регистрация инструктажей, которые предусмотрены правилами охраны труда. Их нужно проводить в таких случаях:

· вводный – в начале учебного года;

· первичный –перед изучением новых тем;

· повторный – 1 раз в полгода;

· внеплановый – при необходимости, при возникновении травмоопасной ситуации;

· целевой – при изучении тем, которые предусматривают работу на специфическом оборудовании.

Заполнять такой журнал нужно своевременно. При этом необходимо указывать:

· фамилию и инициалы ученика;

· дату рождения ребенка;

· класс, в котором он учится;

· дату инструктажа;

· номер и название инструкции, которая применяется для инструктажа;

· подпись ученика;

· фамилия и инициалы учителя, который проводил инструктаж;

· подпись педагога.

При этом нужно учитывать, что до 14 лет подпись учеников не имеет юридической силы.

Инструкции по технике безопасности в кабинете технологии

В кабинете технологии техника безопасности должна соблюдаться на основании инструкций. Они включают перечень правил, которые помогают исключить травмирование учеников при работе с оборудованием. Также необходимо подробно изложить принципы работы в учебном помещении.

Данный документ должен содержать такие разделы:

· общие положения –включает информацию, которая указывает на назначение инструкции;

· перечень требований и правил перед началом, вовремя и после окончания работ;

· правила поведения при возникновении непредвиденных ситуаций.

Стенды по технике безопасности в кабинете технологии

Стенды – очень важный элемент оформления школьного помещения, который поможет донести до учащихся самый важный материал. В данном информационном комплексе размещаются данные, которые должны предостеречь и научить избегать травмоопасных ситуаций.

Стенды определённой тематики рекомендуется устанавливать в помещении, где они будут больше всего полезными. Например, в столярном цехе лучше всего поместить информацию о правилах работы за станками, а в помещении для приготовления пищи – технику безопасности при применении электроплиты.

Если в правильной форме донести весь материал к ученикам, можно избежать многих опасных ситуаций.

НА ГЛАВНУЮ Оснащение кабинета технологии для мальчиков

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе — это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

  1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструментов.
  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
  6. Следи за движением лезвий во время работы.
  7. Ножницы клади кольцами к себе.
  8. Подавай ножницы кольцами вперед.
  9. Не оставляй ножницы открытыми.
  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
  4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с пластилином

  1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.
  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы со швейной иглой

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.
  4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.
  5. Не втыкай иглу в одежду.
  6. До и после работы проверь количество игл.
  7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом

  1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
  2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
  3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
  4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с шилом

  1. Храни инструмент в безопасном месте.
  2. Работай шилом только на подкладной доске.
  3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
  4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой дру¬гой материал.
  5. После работы убери шило в коробку.

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

  1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
  2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
  3. Надень рабочую одежду.
  4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

  1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
  2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
  3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
  4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
  5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
  6. Сними рабочую одежду.
  7. Все принадлежности убери.

Также рекомендуем почитать:

Учителям → Диктанты с творческим заданием

Ученикам → Развивающая программа «Знайка»

Ученикам → Тренажёр «Отличник»

Учителям →

Ученикам → Тесты по математике

«Эффективные приемы обучения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Г. Мичуринска.

Мастер – класс

«Применение эффективных приемов обучения

в начальной школе».

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №19

Полянская Э.Н.

2018 г.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение…

И цель учителя состоит в том, чтобы научить его не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, и систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно…

СЛАЙД 2
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; И только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: Как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом?

Как вызвать активную познавательную деятельность?
Как вызвать положительное отношение к учебе?

Как формировать УУД?

Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

СЛАЙД 3 МЕТОД И ПРИЁМ

СВОЙ УРОК МЫ НАЧИНАЕМ С ПРИВЕТСТВИЯ, ДЕЛАЕМ ЭТО ПО-РАЗНОМУ: можно начать в стихотворной форме, можно придумать свой ритуал и тогда дети будут с нетерпением ждать вашего урока.

СЛАЙД 4 ПОЗДОРОВАТЬСЯ

СЛАЙД 5 КРОССВОРДЫ, РЕБУСЫ, В КОТОРЫХ ЗАШИФРОВАНЫ ЗАДАНИЯ

Название: Урок без темы

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Название: Удивляй!

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

  • умение анализировать;

  • умение выделять и формулировать противоречие.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример

Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

СЛАЙД 7 НАЙДИТЕ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ СЛОВО, РАСШИФРУЙТЕ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ.

Название: “Целое-часть. Часть- целое”.

Описание: Прием на развитие логического мышления.По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

1. Автомобиль — колесо;

ружье —

а) стрелять б) курок в) оружие

2. копейка — рубль;

рукав —

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

Название: Игровая цель

Описание: универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;

  • умение работать в команде;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Пример 1.

Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, — найдите и исправьте их.

Пример 2.

На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Название: Логические поисковые задания

Технология приема: Существует очень много видов этих заданий. Я перечислю основные.

1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

2. Группировка и систематизация ( обобщить несколько слов одним понятием или термином)

3. Анализ через синтез:

4. Нахождение закономерности:

5. Найди соответствие:

Название: Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? — нет;

  • Это планета – гигант? – да;

  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

СЛАЙД 9

Название: Ложная альтернатива (прием ТРИЗ)

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

СЛАЙД 10

Название: Лови ошибку

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.

Название: «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Название: Приём “Шаг за шагом”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор — Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Название: Приём «ФенОмен».

Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.

СЛАЙД 13, 14

Прием ассоциации использую при работе над словарным словом.

Например: мороз – холод, береза – белая, морковь – сочная, ребята- дети,

Приём мозаика: использую при работе с текстом.

Дети работают в группе, им достается текст в разрезанном варианте, им необходимо восстановить текст и презентовать его. Это может быть чтение цепочкой, хоровая декламация, чтение по ролям и т.д.

СЛАЙД 15

Приём «Лото». Дети разгадывают загадки, получают слово – отгадку, а затем учитель показывает буквы, они их хором называют и вычеркивают у себя на листочке. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно вычеркнет все буквы.

Название: Приём «» “Добавь следующее”»»

Описание: Хорошая игра КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Прием «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Например: метод, приём

СЛАЙД 16 , 17

— Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Эму», ответьте на мои вопросы.

— О чём мы сегодня говорили на мастер-классе?

— Как сделать урок ярким и запоминающимся?

— Какие приёмы вам больше всего понравились?

— Был ли полезным для вас сегодняшний мастер-класс?

Как и у каждой методики здесь есть свои плюсы и минусы.

+ помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, учат работать с книгой и текстом, развивают познавательную активность, формируют и развивают УУД учащихся, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

— Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;

Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке., чтобы работа велась в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *