Презентация лермонтов парус

Кто такой художник В.А.Поляков к сожалению не смогли поведать ни одна из энциклопедий, ни такой все знающий в мире источник, как Интернет. Хотя конечно жаль, рисунки довольно интересные и очень красивые. Исполнены они для двухтомного полного собрания сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова 1900 года издания. В него вошли стихотворения поэта, поэмы и проза.
Возможно, речь идет о художнике Александре Васиьевиче Полякове, но утверждать точно не берусь. Александр Васильевич Поляков был крепостным, его талант был замечен и художник заслужил свободу, умер рано. К моменту смерти ему было всего 34 года. В его биографии упоминается Галерея портретов героев 1812 года.
Александр Васильевич Поляков (1801—1835) — русский художник. Был крепостным генерала А. Корнилова. Прослышав о его таланте, Д. Доу в 1822 году попросил определить Полякова к себе в помощники. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», — писал Комитет Общества поощрения художников. Помимо того, с Полякова, не отличавшегося крепким здоровьем, англичанин вычитал суммы за дни болезни, в результате художнику едва оставалось сто рублей в год на одежду и пропитание.
Но даже в этих кабальных условиях А. Поляков поражал всех талантом и трудолюбием. Однажды за шесть часов он изготовил столь искусную копию портрета Н. Мордвинова, что адмирал только ему доверил внести некоторые исправления на оригинальном портрете. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что именно Поляков реставрировал две сотни (!) почерневших портретов кисти Доу и заканчивал по памяти не один десяток его небрежных набросков.
Узнав о талантливом крепостном, российские художники решили ходатайствовать об освобождении его от крепостной зависимости. Однако «отпускная» крепостному художнику появилась только через несколько лет после завершения работы над картинной Галереей портретов героев 1812 года.
Зимой 1833 года по прошению комитета президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника.
Здоровье Александра Васильевича, несмотря на молодость, оказалось в крайне плачевном состоянии. От Общества поощрения художников он получал 30 рублей жалованья ежемесячно, но этой суммы едва хватало на то, чтобы купить холст, краски и скудную еду.
Замечательный живописец Александр Васильевич Поляков умер 7 января 1835 года, 34 лет от роду. Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.
В архиве Академии художеств сохранились два документа. Один из них — «Отчет о затратах на похороны Полякова — 160 р. 45 к., в том числе на поминовение по обычаю — 20 рублей».
Второй документ — опись незавершенных картин и вещей, оставшихся после смерти художника: «Стол простой, шкаф простой с деревянной кроватью, одеяло ветхое, халат на вате, шляпа пуховая старая, два мольберта, красок 12 пузырьков, три палитры:» И еще 340 портретов — Галерея героев Отечественной войны 1812 года, истинный шедевр мирового искусства, созданный кистью крепостного мастера Александра Васильевича Полякова.

Иллюстрация к роману «Герой нашего времени» — «Княжна Мери»
— Мне дурно, — проговорила она слабым голосом.
Я быстро наклонился к ней, обнял рукою ее гибкую талию…

Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова из Собрания сочинений 1900
Иллюстрации к стихотворениям

Ангел
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Иллюстрация к стихотворению «Бородино» — «Да, были люди в наше время…»

Узник
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Иллюстрация к стихотворению «Кинжал»
Кинжал
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, — то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Иллюстрация к стихотворению «Сон»
Сон
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье,
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Иллюстрация к стихотворению «Пророк»
Пророк
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Иллюстрация к стихотворению «Тростник»
Тростник
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И будто оживленный,
Тростник заговорил;
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально:
«Оставь, оставь меня;
Рыбак, рыбак прекрасный,
Терзаешь ты меня!
«И я была девицей,
Красавица была,
У мачехи в темнице
Я некогда цвела,
И много слез горючих
Невинно я лила;
И раннюю могилу
Безбожно я звала.
Иллюстрации к стихотворению «Три пальмы»
Три пальмы
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Иллюстрация к стихотворению «Грузинская песня»
Грузинская песня
Жила грузинка молодая,
В гареме душном увядая.
Случилось раз:
Из черных глаз
Алмаз любви, печали сын,
Скатился.
Ах, ею старый армянин
Гордился!..
Вокруг нее кристалл, рубины,
Но как не плакать от кручины
У старика?
Его рука
Ласкает деву всякий день,
И что же? —
Скрываются красы, как тень.
О боже!..
Он опасается измены.
Его высоки, крепки стены,
Но всё любовь
Презрела. Вновь
Румянец на щеках живой
Явился,
И перл между ресниц порой
Не бился…
Но армянин открыл коварность,
Измену и неблагодарность
Как перенесть!
Досада, месть,
Впервые вас он только сам
Изведал!
И труп преступницы волнам
Он предал.
Тамара
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.
И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух…
Иллюстрация к стихотворению «Незабудка»
Незабудка
(Сказка)
В старинны годы люди были
Совсем не то, что в наши дни;
(Коль в мире есть любовь) любили
Чистосердечнее они.
О древней верности, конечно,
Слыхали как-нибудь и вы,
Но как сказания молвы
Всё дело перепортят вечно,
То я вам точный образец
Хочу представить наконец.
У влаги ручейка холодной,
Под тенью липовых ветвей,
Не опасаясь злых очей,
Однажды рыцарь благородный
Сидел с любезною своей…
Тихонько ручкой молодою
Она красавца обняла.
Полна невинной простотою
Беседа мирная текла.
«Друг: не клянися мне напрасно,
Сказала дева: верю я,
Ясна, чиста любовь твоя,
Как эта звонкая струя,
Как этот свод над нами ясный;
Но как она в тебе сильна,
Еще не знаю. — Посмотри-ка,
Там рдеет пышная гвоздика,
Но нет: гвоздика не нужна;
Подалее, как ты унылый,
Чуть виден голубой цветок…
Сорви же мне его, мой милый:
Он для любви не так далек!»
Вскочил мой рыцарь, восхищенный
Ее душевной простотой;
Через ручей прыгнув, стрелой
Летит он цветик драгоценный
Сорвать поспешною рукой…
Уж близко цель его стремленья,
Как вдруг под ним (ужасный вид)
Земля неверная дрожит,
Он вязнет, нет ему спасенья!…
Взор кинув полный весь огня
Своей красавице безгласной,
«Прости, не позабудь меня!»
Воскликнул юноша несчастный;
И мигом пагубный цветок
Схватил рукою безнадежной;
И сердца пылкого в залог
Его он кинул деве нежной.
Цветок печальный с этих пор
Любови дорог; сердце бьется,
Когда его приметит взор.
Он незабудкою зовется;
В местах сырых, вблизи болот,
Как бы страшась прикосновенья,
Он ищет там уединенья;
И цветом неба он цветет,
Где смерти нет и нет забвенья…
Вот повести конец моей;
Судите: быль иль небылица.
А виновата ли девица —
Сказала, верно, совесть ей!
Иллюстрация к стихотворению «Сказка для детей»

Скака для детей
…»Когда ты спишь, о ангел мой земной,
И шибко бьется девственною кровью
Младая грудь под грезою ночной,
Знай, это я, склонившись к изголовью,
Любуюся — и говорю с тобой;
И в тишине, наставник твой случайный,
Чудесные рассказываю тайны…
А много было взору моему
Доступно и понятно, потому
Что узами земными я не связан,
И вечностью и знанием наказан…
Иллюстрации к поэмам
Поэма «Ангел смерти»
Три иллюстрации к поэме «Измаил Бей»
Поэма «Кавказский пленник»
Поэма «Боярин Орша»
Поэма «Казначейша»
Поэма «Мцыри»
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Иллюстрации к поэме «Демон»
Иллюстрация к драме «Маскарад»
Иллюстрации к роману «Герой нашего времени»
Бэла
Максим Максимович
Тамань
Княжна Мери
Фаталист
Иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова художника В.А.Полякова
Поляков Александр Васильевич (Википедия)
Биография художника на сайте «Русская живопись»
Художник В.А.Поляков (ВК)
Никольский сельский совет
Картины художника
Новицкий А. Поляков, Александр. Русский биографический словарь в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
История жизни костромского крепостного живописца i пол. ХIХ В. Александра Васильевича полякова (1801-1835 гг.). Автор Касторская Татьяна Михайловна

beauty_talking

И 10 фактов об этой грани таланта литературного классика
Михаил Лермонтов. Пятигорск. 1837–1838

1. Уже в детстве Лермонтов смотрел на мир глазами живописца. Вот что он сам вспоминал: «Я помню один сон; когда я был еще восьми лет, он сильно подействовал на мою душу. В те же лета я один раз ехал в грозу куда-то; и помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу; это так живо передо мною, как будто вижу. Когда я еще был мал, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства».
2. В семье говорили, что в детстве Миша сначала увлекся рисованием и только после – сочинительством. Повзрослев, Лермонтов брал уроки у профессиональных художников. И подражал Карлу Брюллову – самому модному тогда живописцу.
3. Еще одна семейная легенда сообщает, что Лермонтовы произошли от испанского герцога Лермы. Михаилу Юрьевичу герцог даже приснится – и он напишет по памяти его портрет. Герцог подозрительно похож на самого Михаила Юрьевича.
Михаил Лермонтов. Герцог Лерма. 1832-33

4. В 1832-м году впечатленный «Гамлетом» Лермонтов сделал карандашный портрет Шекспира, а в 1837 исполнил автопортрет, на котором он, если не принимать во внимание одежду, похож на Шекспира.
Михаил Лермонтов. Портрет Шекспира. 1832

Михаил Лермонтов. Автопортрет. 1837-38

5. Акварель «Парус» Лермонтов создал раньше одноименного стихотворения.
Михаил Лермонтов. Парус (Морской вид с парусной лодкой). 1828-31

ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?…
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1831
6. Лермонтову нравился Рафаэль, но в этом нет ничего особенного или удивительного: от Рафаэля в России тогда все были без ума, включая Пушкина. А вот любовь к Рембрандту еще не стала мейнстримом – Лермонтов же посвятил ему целое стихотворение «На картину Рембрандта» (оно могло быть откликом на картину голландца «Портрет молодого человека в одежде францисканца» из московской галереи Строгановых):
Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчетный сон,
Порыв страстей и вдохновений, –
Все то, чем удивил Байрон…
7. Когда Лермонтов описывал в своей прозе интерьеры, особое внимание он уделял картинам, украшавшим стены.
8. Самые интересные пейзажи Лермонтов написал во пребывания в ссылке на Кавказе.
Михаил Лермонтов. Кавказский вид с верблюдами. 1837–1838

9. Лермонтов-художник оставил около 250 произведений: это рисунки, зарисовки на полях рукописей, акварели и 13 картин маслом.
Михаил Лермонтов. Автограф стихотворения «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…») с портретом Екатерины Александровны Сушковой. 1830–1831

Михаил Лермонтов. Наброски скачущих лошадей, всадника, мужской головы. 1840

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 августа 1831 года. 1837-38
10. Первое исследование, посвященное живописи и рисункам Михаила Лермонтова, написал барон Николай Врангель – старший брат знаменитого белогвардейца Петра Врангеля. Николай Врангель был искусствоведом и, как сказали бы сегодня, арт-менеджером и куратором. К герою своего исследования Врангель был объективен, называл художества Лермонтова «культурным баловством», «дилетантскими попытками», пусть порой и «полными дарования и огня». «Лермонтов должен быть причислен к гениям слова, и в области изобразительных искусств он не оставил следа, — признавал Врангель. — Но как характеристика его мысли и ощущений, как пример разносторонних попыток его воплотить свою мечту, – все многочисленные рисунки и редкие картины Лермонтова должны быть рассматриваемы с величайшим вниманием и интересом».
Михаил Лермонтов. Нападение (Сцена из кавказской жизни). 1838
Tags: живопись

Лермонтов-художник

Все мы знаем, что «талантливый человек талантлив во всем». Вот и Михаил Юрьевич Лермонтов, который известен у нас, конечно же, прежде всего, как поэт, был также одаренным математиком, музыкантом и художником. И если до нас дошли лишь отдельные отзывы о его умении решать сложные математические задачи, есть воспоминания и о том, что Лермонтов исполнял на скрипке сложнейшие произведения и, вроде бы, даже сам сочинял музыку (к сожалению, ноты его произведений пока не найдены), то о Лермонтове-художнике мы знаем значительно больше. Этот гениальный человек оставил после себя не только великие литературные сочинения, но и богатое художественное наследие.

Автопортрет М. Ю. Лермонтова, 1837-1838, бумага, акварель

Живопись

Известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, на картоне и на дереве.

«Герцог Лерма», 1832—1833Картина написана для Алексея Александровича Лопухина. Здесь запечатлен образ человека, которого, по словам Лопухина, Лермонтов увидел во сне. Существовало семейное предание о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623), которое однако соответствало действительности.

«Портрет Андрея Николаевича Муравьёва», 1836 — нач. 1838Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софьей Сталь-Гольштейн.

«Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 авг. 1831», 1837Картина была обнаружена Н. П. Пахомовым в 1937 году в Военно-историческом музее артиллерии в Ленинграде и в 1951 передана в ИРЛИ.

«Вид Тифлиса», 1837Картина подарена Лермонтовым своему родственнику генералу П. И. Петрову в Ставрополе в 1837.

«Вид Пятигорска», 1837—1838Вид на город со стороны подъема к гроту.

«Кавказский вид с саклей», 1837—1838Военно-Груз. дорога близ Мцхеты.

«Кавказский вид возле селения Сиони», 1837—1838Военно-Груз. дорога, ущелье близ Коби.

«Вид горы Крестовой», 1837—1838Картина изображает панораму, которая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла»).

«Кавказский вид с верблюдами», 1837—1838Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач.

«Воспоминание о Кавказе», март — апрель 1838Авторство Л. засвидетельствовал А. И. Арнольди.

«Черкес», март — апрель 1838

Сохранилось свидетельство А. И. Арнольди, что картина сделана при нем «в час времени в Селищенских казармах…».

«Сцена из кавказской жизни», 1838

«Перестрелка в горах Дагестана», 1840—1841

Акварели

Сохранились более сорока акварелей Лермонтова, 13 из которых находится в альбоме, принадлежавшем М. А. Шан-Гирей, куда они вносились в течение 11 лет.

Пейзаж с озером, 1825Рисунок юного Лермонтова с натуры.

Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, 1828—1831В стихах после 1832 года Лермонтов часто пишет о море («Примите дивное посланье», «Для чего я не родился», «Белеет парус одинокий»). Однако по своей живописной манере акварель датируется более ранним временем и, по-видимому, иллюстрацией к этим стихам не является.

Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы», 1830—1831Предположительно Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. Акварель принадлежала Лопухиной, передана по её просьбе А. М. Верещагиной-Хюгель, в 1961 обнаружена в Западной Германии; в 1962 привезена в Россию И. Андрониковым.

«Пейзаж с двумя берёзами», 1829—1831

«Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой», 1835

Рисунки

Сохранилось более 300 рисунков и набросков Лермонтова.

«Осёдланная лошадь», 1830-е годы

«Скачущая неоседланная лошадь», 1833–1834

Также вы можете посмотреть картины Принца Чарльза.

Обновлено 20/08/19 19:44:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *