Презентация на букву ч

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Буква Ч», 1 класс

Урок обучения грамоте по теме: «Звук . Буквы Ч, ч» (программа «Школа России»)

  • Митькова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ Проводниковской ООШ имени Героя РФ А.С. Маслова

Задачи урока:

• познакомить учащихся с буквой Ч,ч;

• развивать фонематический слух, логическое мышление;

• совершенствовать навыки правильного чтения;

• совершенствовать навыки письма

Формируемые УУД:

• умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы;

• составлять предложения о литературных героях;

• списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами;

• четко следовать правилам правописания (сочетания ши, ча, чу);

• добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.

Пропедевтика: ЧЬ в конце глаголов (беречь, стеречь)

Оборудование:

• учебник «Азбука» 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А. Кирюшкина, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2015 г.

• Пропись № 3. В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.- М.: Просвещение, 2015 г.

• Рисунок часов

• Кружки, по 10 штук на каждого ученика

• Карточка с правилом «ЧА- пиши с А, ЧУ – пиши с У»

• Карточки со словарными словами человек, топор, работа, ученик.

• Касса букв и слогов демонстрационная

• Лента букв

• Печатный алфавит на каждого ученика

Тип урока: изучение нового

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил всех на урок!

– А теперь настроимся на работу:

1.1. Артикуляционные упражнения.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Колесо спустило» — плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, при выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук .

Упражнение «Тишина» — сделать глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести ш-ш-ш.

Артикуляционная разминка.

Упражнения «Трубочка»- рот открыть и кончик языка упереть в небо, губы вытянуть трубочкой.

Упражнение «Лошадка» — цоканье языком (щелчок – пауза).

Упражнение «Моторчик» — губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр-р-р

    1. Чистоговорка

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  1. Актуализация опорных знаний

Игра «Четвёртый лишний»

Внимательно посмотри на данные буквы. Какая из букв не подходит к остальным и почему? (индивидуальная работа)

  1. А У П И 2) Ь К С Р

Игра «Узнай букву»

-У В Д

Игра «Рассели буквы в домики» Найди букве свой домик. Почему?

А, П, Я, З

Работа с лентой букв: гласные, обозначающие твёрдость согласного звука, гласные, обозначающие мягкость согласного звука.

– Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука?

– Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

– Какие согласные бывают только звонкими? Как их ещё называют? (Сонорные.)

– Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?

  1. Мобилизующий этап.

Загадывает загадки.

  1. Что за братцы?

Их пересчитал – год пропал.

Годы идут, а они не растут. (месяцы)

2. Прошло семь дней – конец и ей. (неделя)

Какая тема объединяет отгадки?

Как вы понимаете слово «время»?

Какой предмет помогает людям определять время?

Кто из вас уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и не приятно будет, если вы не сможете ответить на вопросы учителя.

4. Постановка темы и целей урока

На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик, летчик, зайчик, мальчик.

— Что объединяет все эти слова?

– Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах находится в середине слова.)

– Ребята, вы догадались о какой букве и о каком звуке мы будем говорить сегодня?

-Приложите ладошки к губам и произнесите звук (Губы не плотно сомкнуты, между зубами узенькая щелочка, при произношении во рту встречаются преграды)

-Сформулируйте тему урока. (звук , буква Ч.)

-Каковы задачи нашего урока?

(дети ставят задачи)

1) познакомиться с новым звуком и новой буквой;

2) научиться печатать новую букву;

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой

5. Работа над новым материалом.

1.Знакомство со звуком .

Давайте произнесём ещё раз звук и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесём звук в слиянии с гласными а, о, у.

– Что вы заметили?

– Как произносится новый звук? Сделайте вывод.

Вывод: (Звук обозначает мягкий звук.)

– А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)

Сегодня у нас в гостях черепаха Тортила. (На доске иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.) Из какой сказки она к нам пришла? Кто автор этой сказки?

– Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Черепаха подарила ключик.)

– Где в слове ключик находится звук ?

– От какого слова образовалось слово ключик? (От слова ключ.)

– Как называются эти слова? (Родственные.)

– А какой ключ вы представляете, когда произносите это слово? (Гаечный ключ, ключ от замка, скрипичный ключ и т.д.)

(Многозначность слова ключ.)

– Буратино ключиком открывал потайную дверцу в коморке папы Карло, а мы с вами ключиком откроем сундучок, в котором находятся задания для сегодняшнего урока. Итак…

1 задание.

Послушайте рассказ “На даче”. и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком .

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”.

– Где жили летом дети?

– Как их звали?

– Что они делали утром?

– Куда они бежали?

– Чем Вова ловил рыбу?

– Что делала Надя?

– Что читал Вова вечером сестре Наде?

Подбор антонимов и синонимов.

  • Будем называть слова, противоположные по смыслу, слова-наоборот. Все они начинаются со звука

  • В шахматах есть фигуры белые, а есть … (чёрные)

  • Помыли руки, и они из грязных стали … (чистыми)

  • Грустный человек смеется редко, а весёлый … (часто)

  • Есть вещи свои, их брать можно, а есть … (чужие), их брать нельзя

  • А теперь назовем слово с тем же смыслом. Как сказать по-другому?

  • Правдивый человек (честный)

  • Внимательный (чуткий)

На рисунке в «Азбуке» изображен мяч. Соответствует ли схема этому слову? Какой звук слышен на конце слова? Прочитайте слоги в красной рамке? Меняется ли звук в зависимости от гласной после него?

Что можно сказать об этом звуке?

Кто из вас любит играть в мяч? Какие игры с мячом вы знаете? А какие игры с мячом спортивные?

Знакомство с буквами Ч,ч.

На что похожа буква Ч? рассмотрите буквы в Азбуке на стр. 5 и сравните их с прописными буквами.

Напишите строчную букву ч в прописи (учитель показывает и проговаривает, как писать букву по элементам).

Хотя звук мягкий в слоге ЧА пишу букву А, а в слоге ЧУ пишу – У. прочитайте правило на с.5 учебника, его надо запомнить.

Рассмотрите иллюстрации на стр.4. можно ли их разделить на группы? Почему? Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? А теперь какие виды часов используют? Прочитайте загадку под рисунком. О чем в ней говориться?

Прочитайте и озаглавьте текст на с.5. Каково основное назначение часов? На какие группы по назначению делятся часы? Какие часы люди чаще носят с собой? Что общего должно быть у всех часов?

Поговорим о смысловом значении слова «часы»

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут, но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят.

6.Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.

7. Закрепление материала

– Вы, наверное, заметили, что в сочетаниях ча, чу, написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук всегда мягкий. В слогах ча, чу не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у.

Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

  • Звук и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми.

А еще звук и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие.

Работа по «Азбуке» с.6. Чтение текста. С 6. Ответы на вопросы.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

С какой буквой мы познакомились? Что мы можем сказать об этой букве?

Понравился ли вам урок? Почему?

Что было самым интересным?

Что вызвало затруднения?

А кому понравилось читать слова с новой буквой?

Урок русского языка в 1-м классе «Звук [ч’], буква Ч, ч»

Цели:

  • создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
  • познакомить с новым звуком и буквой;
  • развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

III. Изучение нового. (Слайд 3)

– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?

– Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 4)

– Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

– Рассмотрите картинки. (Слайд 5)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Какой первый звук в этих словах?
– Произнесем хором.
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)
– Как же оденем звуковичка? (Слайд 6) Куда его поселим? Есть ли у него пара?

Доскажите словечко:

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач). (Слайд 7)

– Выполните звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 8)

– Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.
– Давайте ее проверим. О чем забыл Чебурашка?

– Буква, которая обозначает звук , называется буква ЧЕ.
– Откройте буквари. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)

– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? (Слайды 11–15)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.

– Прочитаем слова в букваре цепочкой. Какие родственные слова встретили?

Работа в прописи:
– Напишите ч.

Зарядка:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать

– Прочитаем слоги.
– Какое соединение у всех слогов?
– На какие слоги надо обратить особое внимание? Напишите.
– Прочитаем обратные слоги. Какое соединение будет с ч? (Верхнее.)

IV. Физкультминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук , изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.

– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

V. Задание в парах.

– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 16)

VI. Работа над лексическим значением слова.

1) – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды 17–18)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
– Составим предложения с этим словом.
– Запись предложений с комментированием. (Слайд 19)

2) – Послушайте еще одну загадку:

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка там не для красы –
Время скажут вам… (Часы.) (Слайды 20–29)

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
М смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
(В.Орлов)

– О чем идет речь? (О времени.)
– Какая орфограмма спряталась в отгадке?
– Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные, корабельные. Есть часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже песочные часы. Но все они должны показывать точное время.

VII. Итог.

– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук : чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д. (Слайд 30)

– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.
– Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 31)

Урок обучения чтению по теме «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»

Цель: знакомство с согласным звуком , буквами Ч,ч.

Задачи:
– сформировать представление о звуке как о мягком согласном;
– развивать фонематический слух, мышление, память, внимание и речь.
– способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, слогового чтения;
– воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

Образовательные ресурсы: телевизор, компьютер, предметные картинки, сигналы, кассы, лента букв, учебник, тетрадь для печатания, сказочный герой Чебурашка, счётные палочки.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком , буквами Ч, ч, развитие речи, памяти, мышления.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные) устанавливают, что звук всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча- чу; раскрывают значение многозначных слов.

Личностные результаты: проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.

УУД (метапредметные): регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук .

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, удерживают логику повествования, работают в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины. Согласный звук , мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч; правописание ча- чу; многозначные слова.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

И книжки, и тетрадки, и мысли – всё в порядке.

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Азбуку мы открываем и порядок проверяем:

Ручка, карандаш, тетрадь, чтоб учиться нам на пять,

Сигналы, учебник и закладка, всё на месте, всё в порядке!

– Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

А) Работа с лентой букв:

– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

– Назовите буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука.

– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.

– Назовите буквы, которые обозначают два звука.

– Какие это буквы? Назовите их.

– Когда они обозначают два звука?

– Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки?

– Назовите буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки?

Б) Работа в парах.

Чтение слогов по слоговой таблице и оценивание работы сигналами.

В) Чтение слогов с доски хором и индивидуально.

3. Постановка темы и цели урока.

А) Сегодня к нам на урок пришёл Чебурашка.

Чебурашка приготовил для вас загадку.

За стеклянной дверцей бьётся чьё-то сердце
Тик– так, тик– так. Тихо так, тихо так. (Часы.)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

– Сформулируйте тему урока.

– Отталкиваясь от темы – сформулируйте цель и задачи урока.

4. Работа над новым материалом.

А) Развитие речевого аппарата.

– Дыхательная гимнастика, упражнения “Колесо спустило” (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук ; “Тишина” (сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: ш-ш-ш).

– Артикуляционная разминка , упражнения “Трубочка” (рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой), “Лошадка”, (цоканье языком: щелчок – пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза); “Моторчик” (губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя двигатель: бр-р-р.

Б) Характеристика звука после слого-звукового анализа слов мяч и ручка. (Используем звуковые модели.)

Артикуляция звука ч (губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы не смыкаются).

– Дайте характеристику этого звука. Вывод: (согласный, глухой, всегда мягкий).

В) Работа по электронному приложению, Слайд 1

– Найди шесть предметов, в которых встречается звук .

– Придумайте слова с новым звуком. Где слышим, какой он?

Г) Послушайте стихотворение и песню и назовите слова со звуком , (презентация, часть № 1).

Д) Физкультминутка с движениями под песню “Чунга-Чанга” (презентация, часть № 2).

– Кто услышал слова со звуком Ч*?

Е) Знакомство с буквой (найти букву в кассе, объяснить, почему их две, затем найти её на ленте букв).

– На что походит буква ч?
Первой букве в слове чтение – букве Ч моё почтение.
– Буква Ч сказала: “Есть!”
Отдала кому-то честь.
– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

– Выложите букву Ч счётными палочками.

Ё) Работа по электронному приложению. Слайд 2

– Напечатайте в тетрадях по три буквы строчной и прописной.

Ж) Чтение слогов и предложений (работа по электронному приложению, Слайд 3).

З) Работа по учебнику с. 4–5.

– Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено?

– Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы (работа в парах).

– Прочитайте и отгадайте загадку, составьте звуковую модель слова – отгадки.

– Проверьте друг у друга.

– Покажите сигналами, у кого правильно, у кого нет.

– Удалось ли тебе выполнить работу самостоятельно или работа была выполнена с помощью товарища? Были ли в твоей работе недочёты или всё выполнено правильно?

– Найдите в тексте загадки букву ч.

– А сейчас прочитаем текст и выясним, какие бывают часы.

– Какие бывают часы? Беседа о часах с показом (презентация, часть № 3).

Вывод: часы бывают разные, но все они должны показывать точное время, чтобы не опоздать детям на уроки, взрослым на работу. Время нужно беречь, тогда будем много успевать сделать полезного.

Задание для работы в группах.

Первая группа приготовит рассказ о солнечных часах.

Вторая группа приготовит рассказ о цветочных часах.

Третья группа приготовит рассказ о песочных часах.

– А сейчас прочитайте текст самостоятельно и озаглавьте его.

– А сейчас найдите и прочитайте слова, в которых встречается новая буква.

– С какой буквой читали текст?

– Что запомнили о ней?

– Послушайте сказку, которую для вас приготовила буква ч.

– Однажды буквы Я, Ю, А, и У позвали играть в прятки букву ч. Они посчитались и выпало искать букве ч. Остальные побежали прятаться. Вот буква ч уже всё обошла, нашла А и У, а Я и Ю всё никак не найдёт. Обиженная пошла она домой. Проходит буква ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я как ни в чём не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У буква Ч подружилась. С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и с У.

– Прочитаем правило в учебнике на с. 5 (хором).

Физкультминутка:

5. Закрепление знаний и способов действий.

А) – Прочитайте слова в столбиках.

– Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются?

– Как большой предмет превратить в маленький?

Б) Работа над многозначностью слова.

– Прочитайте стихотворение “Лисички”.

– О каких лисичках идёт речь?

– Какое ещё имеет значение слово “лисички”?

– Прочитайте текст “Ручки”.

– Перечислите значения слова “ручки”

– Чебурашка принёс нам иллюстрации, поможем ему соотнести их с нашим текстом в учебнике.

– Ребята, как вы думаете, почему к нам сегодня на урок приходил именно Чебурашка?

6. Рефлексивно-оценочный.

– По какой теме мы сегодня работали?

– Какие задачи мы сегодня поставили на уроке?

– Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы сегодня что– то исправить ? Что?

– Оцените свою работу.

Чебурашка отмечает учеников, которые аккуратно и красиво писали буквы, составляли модели; правильно читали слова и объясняли их лексическое значение, анализировали; дружно работали в паре, были активны на уроке.

7. Д/з читать с. 5–6, приготовить рассказ о часах по группам.

Согласные звуки и буквы

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Из шума и голоса состоят звуки: , , , , , , , , , , . Эти согласные звуки называют звонкими.

Только из шума состоят звуки: , , , , , , , , , . Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-глухости: —, —, —, —, —, —.

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Твёрдые
Мягкие

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые
Мягкие

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

СКАЧАТЬ таблицу «Согласные звуки» (файл PDF, формат А4)

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А, О, У, Ы, Э.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос — нёс , угол — уголь .

Непарные звонкие звуки , , , , , , называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки , , , называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки , — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки и — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки , , , , называются свистящими.

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с гласным звуком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *