Презентация русские традиции

Обычаи, традиции русского народа презентация

Слайд 1

Обычаи, традиции русского народа «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Выступление на педагогическом совете в МБДОУ №70

Слайд 2

Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Слайд 3

Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки . Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. ( Например: русское гостеприимство)

Слайд 4

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Слайд 5

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие. Народные промыслы

Слайд 6

Посуда на Руси

Слайд 7

Ярмарка это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Обобщаются представления детей о народном искусстве России (роспись посуды и игрушек); умение ориентироваться в накопленной информации, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями; интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа. Со всей России мастера к нам приехали сюда. Чтоб себя показать и товары распродать! Как на ярмарку на нашу собирается народ! Собирается народ, пляшет, весело поёт!

Слайд 8

Дать возможность каждому ребенку, нарядившись в русский национальный костюм, водить русские народные хороводы, петь и плясать, подыграть песню на народных инструментах: деревянных ложках, бубнах, дудках, чтобы каждый ребенок постепенно осознал, что культурное наследие любого народа по своему красиво, самобытно и неповторимо. Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить с традициями русской ярмарки. Учить выражать своё отношение к традициям русского народа через исполнение народных песен, частушек, игр, рассказывания стихов.

Слайд 9

Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки, частушки и многое другое.

Слайд 11

Спасская Ярмарка

Слайд 12

Народные праздники Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю). В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой («чтобы был урожай»), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряженые.

Слайд 13

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка . Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

Слайд 14

Катание на русской тройке

Слайд 15

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Слайд 16

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга Русский национальный костюм

Слайд 17

Русская кухня

Слайд 18

Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Струнные инструменты — балалайка, гудок . Духовые инструменты – дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Слайд 19

Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) — церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день — посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Слайд 20

Писанка — оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни — от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны — каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое — земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.

Слайд 21

Именины березки (Семик и Троица). Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик — в четверг, а Троицу — в воскресенье). В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

Слайд 22

Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Слайд 23

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

Слайд 24

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у детей уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.

Культура России: ценности, традиции символы. — презентация

1 Культура России: ценности, традиции символы

2 Основные проблемные вопросы: Является ли Россия самобытным культурным типом? Можно ли считать Россию самостоятельной цивилизацией? Каков и как поддерживается оригинальный облик отечественной культуры в условиях многовекового развития?

3 1. Географическое положение граничит с большинством мировых регионов: Западной Европой, Ближним Востоком, Центральной Азией, Китаем и Японией, Северной Америкой. Отсюда — историческое взаимодействие культуры России с главными мировыми цивилизациями Россия – государство, общество и культура – развивается на огромной территории Восточной Европы и Северной Азии,

4 2. территория и ресурсы Россия – самая большая по территории страна мира; потенциал ее ресурсов пропорционален этому факту: Россия имеет практически все ресурсы для независимого цивилизационного развития

5 3. Климат Климат ряда регионов России благоприятен для жизни большого населения и его эффективной деятельности (Центр, Урал, Поволжье и Северный Кавказ). Но большая часть территории России – это одна из наиболее холодных частей земного шара, освоение которой связано с большими трудностями

6 4) население и характер его деятельности На протяжении веков народ России как полиэтническая культурно-историческая общность стал крупнейшей нацией Европы. Российская нация сформировалась на основе интеграции многих народов Евразии в единое целое при взаимодействии с рядом народов, сохраняющих свою культурную идентичность в пределах российского государства. Россия: Факторы самобытности:

7 5) национальный характер Суровые условия климата и опасности, связанные с охраной огромных границ сформировали стойкий, неприхотливый характер, способность к экстремальным усилиям, особое чувство социальной сплоченности и справделивости (общинность, соборность, «чувство локтя») Россия: Факторы самобытности

8 6) Своеобразие культуры В истории России сформировалось единство культуры – система смысла, значений, ценностей, норм, форм мышления и общения, определяющей сознательные целеполагающие мотивы исторической активности Культура выступает особым фактором самобытности, не сводимым к естественным условиям, поскольку выступает как осознанная программа деятельности – программа переосмысления натуральной реальности. Именно свойства такой осознанной программы позволяют говорить о России как об особом культурном типе Россия: Факторы самобытности

9 1. Славяне. Славянское язычество: основные сферы сохранения и переработки традиций: — народный быт вплоть до 20 в., — традиционный фольклор, народное творчество — стилизаторские мотивы профессионального искусства — некоторые черты национального характера, — феномен неоязычества Истоки культуры России

10 2) Влияние Византии: культурный прототип. Россия – духовная наследница Византии Сферы заимствования и влияния: — Православная христианская вера, — письменность и литература, — образование, — архитектура, церковное искусство и музыка, — политическая культура Истоки культуры России

11 3) Взаимодействие с культурами других стран и народов Сферы заимствований и влияния: — государственно-политический строй, — техника и технологии, наука, образование — Явления стиля жизни (начиная с 18 века) Для тысячелетней истории России характерна качественная переработка и переосмысление влияний в соответствии с традициями и со складывающимся культурным типом Истоки культуры России

12 Древняя Русь – современная Россия: Факторы единства 1) Язык и общая предыстория 2) Возникновение и развитие централизованного государства: Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. 3) Единая вера, система миропонимания и смыслообразования, принимаемая элитой и большинством населения страны. 4) Интеграция многих народов Европы и Азии в состав российской нации и формирование однородного культурно-исторического типа. 5) «Русская идея» — формулирование взгляда на цели и миссию культурного развития.

13 Смысловой космос культуры и своеобразие культурного типа России Типы культур как варианты осмысления – переосмысления мира: Варианты смыслообразования: Рациональный: «Я» как смыслообразущий центр, Мистический: «Другой» как источник и центр обретения смысла Эстетический: сопереживающее взаимопроникновение своего и другого – смысл как потенциал складывающегося события – потенциал чудесного совершенства Культурно-смысловой тип – конкретная организация данных способов обретения смысла в единую систему через подчинение одних другим

14 Западная цивилизация 1.Рациональность 2.Эстетика 3.Мистика Сферы главных целей и достижений: Техника, наука, право, политика, Экономика, искусство

15 Восточно–азиатская цивилизация (Китай, Япония, Корея) 1.Эстетика 2.Мистика 3.Рациональность Сферы целей и достижений: Искусство, медитативная практика, ритуализация жизни, этика подчинения, познание как созерцание

16 Древнегреческая цивилизация 1.Эстетика 2.Рациональность 3.Мистика Сферы Главных целей и достижений: искусство, философия, образование, этика, политика

17 Южная Азия: Индо-буддийский тип культуры 1.Рациональность 2.мистика 3 эстетика сферы целей и достижений: магия, техника владения собой (йога) тайное знание, медитация, народное творчество

18 Ближний Восток: Исламская цивилизация и иудаизм 1.Мистика 2.Рациональность 3.Эстетика Сферы целей и достижений: Религия – строгий монотеизм, нравственный закон, догматическое право, семья, воспитание

19 Православная цивилизация: Россия 1.Мистика 2.Эстетика 3.Рациональность Сферы целей и достижений: Религия, Этика совести и служения, Искусство

20 Латинская Америка 1.Эстетика 2.Рациональность 3.Мистика

21 1. Вера: — Вера Христова, Святая Русь ее символы: Храм как символ Неба на земле, Христианские ценности милости и любви и традиции благочестия, русские святые — Нравственные приоритеты сознания: понятия правды и совести -Вера в высший смысл и высшую справедливость

22 2. Искусство Обрядовые традиции, стихия народного праздника и народной эстетики Древнерусские школы зодчества, иконописи, хорового пения Достижения классического искусства вв. : Литература, музыка, живопись, балет, имеющие мировое признание и влияние

23 2. Искусство Сила и своеобразие русского искусства — в выходе к темам глубокого мировоззренческого и нравственного содержания, в обращении к «последним вопросам бытия», часто имеющим религиозно- мистический подтекст

24 3. Разум, рациональное начало культуры: Государство, политика: политическая культура, основанная на идеалах государственного служения. Незаурядные достижения в науке, технике. Формулирование оригинальных идей русской философии 19- начала 20 в.. Формирование национальных традиций образования – от Средневековья до 20 века.

25 3. Особенности рациональной сферы культуры: — Многие явления в философии, науке, технике, образовании сложились под влиянием культуры Запада. — «Недостаточность среднего уровня культуры» (Н.О. Лосский «Характер русского народа») — В традиционном народном сознании разум не считается высшим проявлением человеческого духа — (Образ Ивана-Дурака в русских сказках)

26 Россия как культурный тип и самобытная цивилизация В России сложилась и развилась оригинальная самостоятельная цивилизация – системно организованная совокупность всех сторон социальной и культурной жизни на огромном геополитическом и геоэкономическом пространстве.

27 Россия как культурный тип и самобытная цивилизация Россия представляет миру оригинальный культурно-смысловой тип, не сводимый к другим, ряд культурных достижений, имеющих уникальное значение и влияние в мире. Этот культурно-смысловой тип характеризуется многовековой устойчивостью: поддерживается как на основе культурной традиции, так и перидически воссоздается в качестве системы ценностных и деятельных приоритетов, способен к интенсивному развитию на собственной основе при интеграции передового мирового опыта.

Русский народ презентация к уроку по окружающему миру на тему

Слайд 1

Обычаи, обряды и традиции русского народа » Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Слайд 3

Русский народ Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов.

Слайд 4

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой.

Слайд 5

Русская печь в избе . Главным в доме была печь.

Слайд 6

Красный угол в русской избе – почетное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол.

Слайд 7

Посуда на Руси

Слайд 8

Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»

Слайд 9

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва. Русские люди были очень суеверными, поэтому каждый элемент орнамента что то обозначал. Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга Русский национальный костюм

Слайд 10

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, а также из конского волоса – грив и хвостов, и даже из соломы.

Слайд 11

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Слайд 12

А вечерами в русских деревнях устраивались посиделки молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу — пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили.

Слайд 13

Обряд Крещения Главным обрядом на Руси был обряд крещения, отмечавший начало жизни ребенка. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест

Слайд 14

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег. Обереги на Руси

Слайд 15

Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. Домовые живут в домах. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Слайд 16

И конечно славится русский народ своими промыслами. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, , павловские посадские платки и другие Народные промыслы

Слайд 17

Спасибо за внимание!

презентация «Славянские обрядовые традиции на Руси»

Слайд 1

Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2 ГУФСИН России по Свердловской области» г. Кировград «Славянские обрядовые традиции на Руси» Проект на тему: Подготовил: Омутов Владимир, учащийся 7 класса. Руководитель: Николаева Ю.А.

Слайд 2

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды — после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.

Слайд 3

На современном этапе очень остро встает проблема сохранности и передачи национальных традиций. Эту проблему можно решить, приобщаясь к русским национальным обрядам, к обрядам своего региона. Поэтому мною определена цель проекта: знакомство с обрядовыми традициями Древней Руси. В связи с этим выделил задачи: изучить описание обрядов и на его основе создать мультимедийную презентацию; выпустить буклет; представить некоторые обряды в виде театрализованных представлений.

Слайд 4

Обряды – это обязательные различные действия, установленные церковью, но не имеющие значения таинства, а также такие действия, совершаемые в различных случаях жизни, например на свадьбах, похоронах, которые освещены только обычаем. Иначе говоря, обряд – действие, церемония по случаю важнейшего события общественной, семейной и духовной жизни этноса. Обряды бывают календарные, семейные, проводы на военную службу, похоронно-поминальные. Понятие обряда

Слайд 5

Свадебные обряды в России сложилась примерно к XV веку. Основные составляющие свадебных обрядов следующие: Сватовство – свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие родственников невесты на свадьбу. Смотрины – свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем. Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) – часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы. Вытие – свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его – показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Старинные свадебные обряды

Слайд 6

Девичник – свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. Выкуп, бранье – свадебный обряд при котором жених забирал невесту из дома. Таинство венчания Церковное бракосочетание или венчание – христианское таинство благословения жениха и невесты, изьявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. Свадебный пир – свадебный обряд, при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба.

Слайд 7

Покров день (14 октября) девушки спозаранок бежали в церковь и ставили свечку празднику. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. Скоро, девушки, Покров, Скоро нам гуляночка, Скоро-скоро заиграет Милого тальяночка. Весело Покров проведешь – дружка найдешь. В некоторых местностях в рюмки к жениху и невесте принято класть монеты. Молодоженам следует эти монеты хранить у себя на столе под скатертью, что будет всегда обеспечивать достаток в доме. Если девушка за обедом прольет какой-нибудь напиток на скатерть – это предзнаменует мужа-пьяницу. В иных краях молодожены должны были спать на ржаных снопах. И снопов этих должно бытьнечетное число, скажем, 21. Если это условие выдерживалось, то это означало, что они ни в чем не будут исптывать нужды. На праздник девушки идут в церковь и ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и приговаривают: «Покров – Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником». И если в такой момент на растерявшийся парень накидывал понравившейся девушке на голову покрывало, то она беспрекословно делалась его женою – отмечал один арабский писатель, посетивший Русь в XII веке. Покров

Слайд 8

До Рождества шел 40-дневный Филиппов пост. Мясо не употребляли в пищу, обходились рыбой. Весь дом постничает, а старики сочельничают. Первый блин в сочельник – овцам (от мора) В Рождественный сочельник не едят до первой звезды. В первый день Рождества обязательно пекутся из пшеничного теста фигурки коров и овец. Они хранятся до Крещения, в Крещение же после водосвятия хозяйка эти фигурки размачивает в святой воде и дает скоту (для приплода, для удоев). На святках, во второй половине, когда начинались двухнедельные «страшные вечера» между Новым годом и Крещеньем – девушки гадали особенно много. Рождество

Слайд 9

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с «рождением» Солнца — зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами — это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю). Колядки

Слайд 10

На Сретенье зима с летом встретились. В северо-западной Руси, – пишет И.П. Калинский, – праздник этот известен под названием громниц, так как здесь существует обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Вводя в христианскую церковь освящение свечей вместо языческих факелов, римляне старались усвоить им особенное значение в глазах народа и назвали их громницами. Церковники утверждали что «эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми по допущению Божию, чародеями или волшебниками; и поэтому верные (верующие) во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы. Сретенье (15 февраля)

Слайд 11

Весну встречают окликанием: в Саратовской губернии дети, девицы и пожилые женщины влезали на крыши домов, скотных сараев или сходили на гору и кликали весну. Красная весна, Что нам несешь? Другие им отвечали: Красное лето, Теплое лето. Кличка весны изменяется по местностям. В XVI веке в Екатеринбургской губернии существовал обычай: поутру рано жгли солому и кликали мертвых. Во многих местах окликали весну рано поутру, в Великий Четверг, и в этот день купались в реке до солнечного восхода, пока ворон не обмакнул в нее крыла, и умывались этой водою, чтобы здоровым быть весь год. Существовал и такой обычай: поселяне погружались три раза в воду и, кувыркнувшись на земле столько же раз, влезали потом на угол избы и пели песни в честь весны или скакали через плетень огорода, лазали на деревья, вертелись около стогов сена, кувыркались, катались по зеленой траве и пели: Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший. Простонародные обряды

Слайд 12

Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название — календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель — обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности. Встреча весны

Слайд 13

— божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках. Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания «живого огня» начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы. Купала День Ивана Купалы

Слайд 14

А мы масленицу прокатили, А мы в глаза не видали, Мы думали: масленица семь недель, Ажно масленица семь денечков, Масленица сподманила, Великий пост посадила, И на хрен же, на редьку, На белую капусту. На масленицу каждый день имел в старину особенное значение, по которому обыкновенно определялся и самый характер народных забав и развлечений. Понедельник, например, называется встречею, потому что тогда праздновалось начало масленицы; вторник – заигрыши, так как с этого дня начинались разного рода развлечения, переряживанья, катанья; среда – лакомка, так как тогда открывались угощения у всех блинами и другими подобными яствами; четверг – широким, потому что с него начинался масленичный разгул; пятница – тещины вечеринки, когда зятья угощали своих тещ; суббота – золовкины посиделки, так как в этот день молодые невесты приглашали к себе на пир родных. Суббота являлась и днем проводов масленицы, поскольку на следующий день наступал прощеный день. Масленица

Слайд 15

Предки наши говорили, что Благовещение – самый большой у Бога праздник. В этот день, как и в Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на некоторое время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранятся нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов, как знак видимого благословения Божия, для хорошего роста и плодородия нив. 7 апреля – Благовещение Пресвятыя Богородицы

Слайд 16

«За Страстную по всей Руси готовились к встрече Пасхи. Всюду делали пасхи, пекли куличи, красили яйца, мыли, убирали, чистили. Молодежь и дети старались приготовить к Великому дню как можно лучше и красивее раскрашенные яйца. Крашеные яйца – неизбежная принадлежность пасхального разговения. О происхождении пасхальных яиц и, в частности, о происхождении писанок существует в народе много легенд. Согласно одной из них, капли крови Распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия Креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следв в виде прекрасных узоров и цветных крапинок. Пасха

Слайд 17

Из поминальных дней особенно замечательна Родительская суббота. Поминовение родителей так важно, что считают за грех заниматься работою во время поминок, и тогда не должно поминать их блинами. Поэтому приносят на могилы пироги, калачи, кашу, кутью, яйца и разные жареные и вареные кушанья. Суеверие заставляло часто священника снимать с себя ризы, или епитрахиль, и постилать на могиле при совершении литии; по совершении литии священник с причетом и поминавшие съедали все принесенное. В прежние времена народ поминал умершим с языческими обрядами: совершив над могилами усопших поминовение, оставлял сродников плакать и рыдать. Женщины и мужчины, вспоминая добрые качества покойника, наполняли воздух плачевным воем: потом садились на могилу, угощали друг друга пивом, вином, пирогами, блинами, яйцами и проч.; остатки бросали злым духам. При питии вина отливали часть на могилу, а последнее сами выпивали. Радуницкие поминки всегда сопровождались чрезмерным упоением, от того вошло в поговорку: «Выпили пиво об маслянице, а с похмелья ломало после радуницы». Радуница

Слайд 18

Когда волхвы (они же маги и звездочеты), жившие к востоку от Палестины, увидели явление чудесной звезды, они поняли, что родился мессия, «царь иудеев». Они направляются в Иерусалим, чтобы сообщить об этом иудейскому царю Ироду, а заодно и просят помочь им найти этого младенца. Ирод испугался и призвал своих мудрецов-книжников, которые доложили, что, по древним предсказаниям, такой мессия должен родиться в Вифлееме. Туда и отправляет Ирод пришельцев с тем, чтобы они вызнали имя своего будущего соперника, претендента на его трон. Звезда точно указывает волхвам место, где мог находится младенец-Христос. Волхвы преклоняются перед ним как перед будущим царем, подносят ему в дар золото, ладан и благовонную смолу – мирру. Троица Троица перстов крест кладет. Троица Троицей, а трех свечей на столе не ставят. Но Троицу дождь – много грибов.

Слайд 19

С древних времен «пятидесятницу» сопровождали многими обрядами, такими, как плетение венков, гадания, катания на качелях, на лодках, украшение дома цветами и березовыми ветками, вставляемыми за образа. Праздник был связан с древним славянским культом поминовения и почитания предков, а также прославления расцветающей природы. Символом ее и служила молодая березка. В Троицкую субботу семьями шли на кладбище. Заботливо украшали могилы венками и березовыми ветками. В ночь под Троицу принято было на Руси «опахивать деревню», чтобы скот не падал. Девушки во всем белом впрягаются в соху, а парня с кнутами сопровождают в полном молчании. Пропахивают плугом крест, кладут в середину ладан, хлеб, можжевельник или ветки березы. Процессия обходит всю деревню и возвращается к этому кресту. После этого девушки начинают гадать. – Кружатся, и кто в какую сторону упадет, оттуда и жениха ждать. – Разбрасывают обломки старого плуга: в какую сторону упал обломок – оттуда и придет суженый. – Сжигают старые мужские брюки – тогда невест бывает больше. День Святой Троицы отмечается на 50-ый день после Пасхи.

Слайд 20

Презентация на тему: «Малые народы Севера России»

Презентация на тему: «Малые народы Севера России»

Россия — многонациональная страна. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам. Поговорим, о его коренных, но малочисленных народах Севера.

Ханты

Старое название остяки Ханты – самая крупная царская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам, а также в Шурышкарском, Пуровском и Приуральском районах ЯНАО, Александровском, Каргасокском районах Томской области. Общая численность – 22,5 тыс. человек. Среди ханты выделяются три этнографические группы – северные, южные и восточные. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На Севере на ханты оказали сильное влияние ненцы, на востоке – селькупы, южные ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы – Васюганские, Салымские, Казымские ханты. Говорят на хантыйском языке.

Традиционные занятия ханты — речное рыболовство, таежная охота (в основном — пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы».) Традиционные средства передвижения – лыжи, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками – долбленками, большими лодками с каютами, крытыми берестой постройки .

Капитальные зимние постройки народа были каркасными, углубленными в землю, в виде пирамид. Оленеводы в тундре, кочуя со стадами оленей, жили в чумах: зимой — крытых оленьими шкурами, а летом — берестой. Национальная одежда: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица. Обувь меховая, замшевая или кожаная (сапоги с меховыми чулками). Женщины носят украшение из бисера, кольца, серьги. Мужчины также носили косы. Основные продукты питания — рыба, мясо оленя, лося, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, вареным. Пьют рыбий жир. Излюбленное блюдо рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ненцы

Коренное население Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого АО Тюменской области.

Численность – более 40 тыс. человек. Делятся на две группы – тундровые и лесные.

Тундровые расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова до правобережья низовья реки Енисей. Лесные – в таежной зоне междуречья р. Обь и Енисей, а также в бассейне р. Пур и в верховьях р. Надым. В ненцах сочетается как европеоидная, так и монголоидная раса. В религиозных верованиях господствовала вера в духов – хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев в середине 19 века распространилось православие.

Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичные подвижные стойбища, состоящее из нескольких чумов, а у лесных ненцев — стойбища сезонные. Универсальным типом жилища является чум, так называемого самодийского типа – два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса от 25 до 50.Зимний чум покрывали сшитыми оленьими шкурами. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

Верхней одеждой являлись малица (из оленьих шкур глухого покроя с капюшоном мехом внутрь). Обувь (пимы) шили из оленьих шкур. Передвигались на мелких деревянных нартах. Основная пища – оленье мясо и рыба.

Тундровые ненцы являются оленеводами. Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами. Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых, у лесных ненцев слабо развито оленеводство. Основным их занятием является охота и рыболовство.

Манси

МАНСИ – коренное население Ханты Мансийского округа.

Манси принадлежат к уральскому типу, являющемуся переходным между европеоидной и монголоидной расами. Как этническая общность манси сложились в 1-ом тыс. н.э. на базе аборигенных племен Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине 1-ого тыс. н.э. из степей северного Казахстана и Западной Сибири. Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству (16 век) манси жили родоплеменным строем, пережитки которого сохранялись вплоть до 1930 годов.

Этот народ известен русским с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»

Цикл в честь медведя у ханты и манси.

Часть культа медведя, проводится в честь медведя или после удачной охоты на него. Медведя на празднике представляла его шкура, которая обычно хранилась в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни и сказания о медведе, танцы предков. Исполнялись специальные «медвежьи песни». Затем следовали «призывные песни», «птичьи танцы» во время которых, вызывались божества, а также танцы с саблями или мечами.

Праздник проводили в доме охотника перед шкурой медведя с головой, уложенной в традиционной «жертвенной позе» (голова на вытянутых лапах). Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста. Важное место занимали обряды «отречения» охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мясо медведя ели в последнюю ночь руками или специальными палочками (металлические предметы использовать было нельзя), кости разделяли по суставам (рубить, резать их было нельзя). Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно. Кости медведя хоронили в лесу или озере, а череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завернутым в платок, шкуру также хранили в священном месте. Отводя от себя вину за поедания мяса, каркали по-вороньи, очищались водой и огнем.

Основные проблемы северных народов

1 .Малочисленность населения. Низкий уровень жизни, безработица, почти все жители селений родственники.

2 .Забываются традиционные виды деятельности, люди долгое время жившие в интернатах, не знают своей культуры, они не могут себя обеспечить.

3 .Алкоголизм, причиной ему является второй пункт , к тому же водка один из самых доступных продуктов.

4 . Низкая доступность медицинского обслуживания.

5 .Вытеснение с родных земель, в результате добычи полезных ископаемых. По этой же причине сокращаются охотничьи угодья.

6 .Низкий уровень образованности. Молодые люди, как правило не имеют даже среднего образования. Как следствие — деградация молодежи по сравнению со старшим поколением.

7 . Понижение количества людей, знающих родные языки.

8 . Плохая экологическая ситуация.

Пути решения проблемы:

Поскольку проблемы коренных народов Севера Сибири и Дальнего Востока многочисленны и сложны, то необходимо разработать и внедрить государственную политику по сохранению и развитию малых народов, включающую в себя следующие направления деятельности:

повышение уровня жизни (улучшение жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечение топливом и энергией), сохранение среды обитания, стимулирование демографического роста населения, обеспечения занятости, развитие традиционных отраслей, повышение культуры и образования.

Для сохранения этнических культур необходимо формировать ценностные приоритеты, представления о важности традиций, прежде всего у носителей этих культур.

Работу выполнила: ученица 9-А класса Опалиховской СОШ

Киселева Юлия

Учитель географии: Козлова Т.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *