Прикладные виды творчества

виды техник

ВИДЫ ТЕХНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ИСКУССТВА).
Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» ( в основном).
* Техники, связанные с использованием бумаги:
1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776
2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия — оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре — либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: stranamasterov.ru/taxonomy/term/462
3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492
4. Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») — искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Виды:
— Киригами— вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру — резать, ками — бумага.
Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
— Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1723
— Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850
— Оригами из кругов — складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
— Оригами модульное — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15
5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561
6. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее.
Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов— в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы).
Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов.
Из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрапбук
Подробней о технике: http://www.scraboo.ru/

В скрапбукинге существует интересное направление «стимпанк» — викторианский стиль, слегка переработанный, в духе эпохи Шерлока Холмса. Особенностью этого стиля является несколько сумрачное настроение, темные тона, смешанные с блестящими деталями, много металлического и «техничного», «индустриального» на вид.
Подробней: http://rus-scrap.ru/notes/stil-stimpank.html
7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626
Виды:
— Пергамано — пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705
— Текстурирование — нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)
8. Торцевание — вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/521
Существует торцевание на пластилине. Подробней: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/666
Также есть торцевание на шишках: http://stranamasterov.ru/node/91429
* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет… Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)…
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302
ну вот)))))

Декоративно-прикладное творчество для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей детей 5-7 лет «Как провести время с пользой» Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
Описание материала: Материал предназначен для информирования родителей по теме: декоративно-прикладного искусство. Включает в себя советы по созданию необычных рисунков, индивидуальных занятий с ребенком в домашних условиях в свободное время. Данная разработка может использоваться в своей работе воспитателями, педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов и учителями по изобразительной деятельности, при ознакомлении детей с нетрадиционными техниками рисования.
Цель: ознакомление родителей с видами декоративно-прикладного творчества, доступными детям 5-7 лет.
Задачи:
1. Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;
2. Познакомить с видами декоративного творчества доступными их детям;
3. Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.
Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. Наверняка в каждой семье есть вещи, созданный человеком, народными мастерами — матрешки, посуда, расписанная гжелью или жостовской росписью, хохломские миски и ложки, платки, полотенца. И пусть они созданы не вручную, но до сих пор несут клад глубины русской души. Всегда при виде таких вещей возникает желание приобрести их, чтоб они радовали нас просто своим присутствием, без надлежащего использования.
Если посмотреть вглубь лексического значения «Декоративно-прикладное искусство», то можно увидеть, что с лат. decoro — украшаю, деятельность человека, направленная на создание нужного ему изделия. На наш взгляд, декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью — является неоценимым шансом формирования гармонично развитой личности. Для вашего ребенка занятия лепкой, рисованием, конструированием — это настоящий праздник, куча новых эмоций, которыми он обязательно поделиться с вами.
С какими же видами декоративно — творчества можно познакомиться ребенку в старшем дошкольном возрасте дома?
1. Батик — техника, основанная на применении резинового клея, парафина, лаков и смол, которые наносятся на различные виды тканей (синтетику, шерсть, хлопок и шелк). Ребенку данное творчество будет очень интересным. Наборы для этого творчества можно приобрести в магазине.
2. Нитяная графика — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

3. Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины). Мы предлагаем заменить глину на соленое тесто, как это делаем мы.

4. Бумагокручение (квиллинг)— искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

5. Оригами — очень популярное искусство. Развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.
6. Ниткография — Рисовать нитками так же, как и рисовать привычными нам карандашами, ручками, фломастерами, только линию нужно приклеивать к основе.
7. Бисероплетение — один из наиболее популярных и нами любимых видов творчества, которое придумали еще древние египтяне.
Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя увидеть способности ребенка, поддерживать в любом его начинании, а задача педагога — развить его способности, познакомить с новыми видами творчества. Программное содержания занятий с детьми старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть для ребенка: дымковскую игрушку, жостовскую, городецкую роспись, хохломскую. А также познакомить с традиционными техниками рисования и проявить творчество в нетрадиционных.
Дорогие родители! Хотим представить вашему вниманию несколько вариантов нетрадиционных техник рисования, легко доступных для вас в домашних условиях. Это для нас, взрослых, важен результат деятельности ребенка, а для ребенка важен сам процесс, а процесс совместно с мамой и папой вдвойне! В данном случае и процесс, и результат порадует и вас и ребенка.
Мраморная бумага
Оборудование: крем (пена) для бритья, краски, плоская тарелка, бумага, скребок.
Ход работы: на плоскую поверхность (тарелку, стол, поднос) нанесите крем толстым слоем, смешать воду с краской, чтоб получился насыщенный раствор, и накапайте на крем сверху (рисунок произвольный), кисточкой или тонкой палочкой размажьте краску по поверхности, возьмите лист бумаги и положите его сверху, затем положите лист на стол и соскребите остатки пены (листом картона, скребком) – под пеной у вас появятся причудливые узоры.

Граттаж – царапанье
Оборудование: бумага плотная или картон, свеча, гуашь черная, жидкое мыло.
Ход работы: натереть бумагу свечой, в черную краску добавить мыло, нанести и дать высохнуть, после этого можно выцарапывать любой узор.

Объемные узоры
Оборудование: мука блинная, вода, краски, микроволновая печь.
Ход работы: купить муку в магазине или сделать (на 0,5 кг муки положить чайную ложку с горкой соды и чайную ложку лимонной кислоты), смешать муку с водой, нарисовать картинку, положить в микроволновую печь на 10-30 секунд, после выпекания раскрасить.
Творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

История декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников 5-7 лет Декоративно-прикладное творчество в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Роль декоративно-прикладного творчества для детей Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей с ОНР

Бумага-доступный и легко обрабатываемый материал, используемый во всех сферах человеческой деятельности.С бумажным творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве. Аппликации, несложные оригами, простенькие вытынанки умеет делать, наверное, каждый ребенок.Но важно отметить , что поделки из бумаги интересны не только детям, но и взрослым.Бумага является неиссякаемым источником вдохновения. В зависимости от идеи и назначения изделия, используются разные виды бумаги, отличающиеся по своим свойствам: фактуре, текстуре, толщине и цвету; используются разные техники.

Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг, в переводе с английского — «радужное складывание» –– техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали.

Сердце.Техника «айрис фолдинг»

2. Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги, получаемые образы очень похожи на скульптуру.В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Это вид «бумажного» рукоделия, которое представляет собой нечто среднее между объемной аппликацией, квиллингом и оригами, а в некоторых случаях и скульптурой. Основные конструктивные приемы в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговка — линейное продавливание и фальцовка (складывание) — приемы трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент — ребро жесткости. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы. Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.

Тигр. Бумагопластика .

Статуэтка в технике бумагопластики

Маски и костюмы из цветного картона.Гонконгский художник Линус Хуи создаёт настоящие бумажные шедевры: маскарадные костюмы, фигурки животных, креативные шляпки и детали декора.

Papercraft (паперкрафт)— совсем молодое, но очень перспективное направление творчества.Сейчас паперкрафт можно встретить в интерьерах ресторанов, кафе и магазинов. Также готовые работы украсят интерьер любой комнаты в вашем доме, а особенно детскую комнату. Паперкрафт часто путают с оригами, хотя они кардинально отличаются. Для создания 3D фигурок в технике Papercraft используются расчерченные схемы из плотной бумаги с нанесенными на них обозначениями. Их части скрепляют с помощью клея ПВА или скотча, а для соединения частей из плотной бумаги иногда используется термоклей или клей «Момент». Очень популярны бумажные фигуры животных, особенно бюсты.

3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием.

Торт.Техника-гафротрубочки.

4.Квиллинг (от англ. quilling — отслова quil «птичье перо») — искусство бумагокручения.Из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью».

Цветы в технике»квилинг»

5.Оригами (с японского -«сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Существуют различные виды оригами, которые различаются по степени сложности и технике выполнения. Рассмотрим наиболее распространенные виды.
-Классическое (простое) оригами
Этот вид оригами является самым простым в исполнении, модель складывается из квадратного бумажного листа без использования клея и ножниц. Зная простые приемы , можно легко складывать красивых журавликов из бумаги, драконов и многие другие фигурки.

Классическое оригами

—Мокрое оригами — при сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста) при выполнении оригами. Данный метод складывания был придуман для того, чтобы придать плавность, убрать резкие линии и границы у фигурок животных, цветов и других.

Техника мокрое оригами

— Киригами— вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру — резать, ками — бумага.

Здание в технике»киригами»

Киригами кораблик

-Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы.

Шар.Техника «кусудама»

— Оригами модульное — создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами .Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

Модульное оригами

Паттерн (crease pattern, также CP, устаревший термин «развёртка») — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Обычно для складывания оригами применятся пошаговая запись , но в случаях когда фигурка оригами очень сложна и громоздка, используют технику «патерн». Оригами паттерн является одной из самых сложных техник складывания фигурок из бумаги.

Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, однако есть несколько наиболее популярных. Линии в развертках представляют выпуклые участки и вогнутые, соответственно их называют :горы и долины.Есть явный паттерн: линии гор и долин не различаются. И неявный, когда горы и долины отличаются тощиной, видом, цветом.

Паттерн елка

Родиной оригами считается Япония.Однако, независимые традиции складывания фигурок из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали в Китае, Корее, Германии и Испании. В Испании же появилась знаменитая «пахарита» или «паджарита», фигурка фантастической птички.

Птичка пахарита

6. Папье-маше (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Белый медведь из папье-маше

7. Скрапбукинг, скрэпбукинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Разновидность скрэпбукинга- «стимпанк», представляет викторианский стиль, слегка переработанный, в духе эпохи Шерлока Холмса. Особенностью этого стиля является несколько сумрачное настроение, темные тона, смешанные с блестящими деталями, много металлического и «техничного», «индустриального» на вид.

Блокнот.Скрапбукинг

Шкатулка.Техника «стимпанк»

8.Кардмейкинг – изготовление поздравительных открыток своими руками (в переводе с англ. card – открытка, make – делать).Считается , что это одно из направлений скрапбукинга, но есть мнение, что кардмейкинг- это самостоятельный вид творчества.

Открытка.Кардмейкинг

В кардмейкинге, также как и в скрапбукинге можно наблюдать оформление предметов с учетом разных стилевых особенностей.

  • Для винтажного стиля характерно активное использование в декоре всего старинного или состаренного искуственно:картинки, фрагменты печати, кусочки ткани, кружева,украшения.
  • Европейский стиль(Evropean)/предпологает сдержанный лаконичный классический декор.Главная особенность- фотографии,причем могут быть разные по форме: прямоугольные, квадратные, овальные.Их может быть несколько на одной странице.
  • Американский стиль-самый распостраненный.Яркую фотографию выделяет менее яркий декор.
  • Стиль шеби-шик(утеряный шик, насильно состареный). Отличает помятая бумага, много ленточек, фоны с обтертыми краями.Возникают ассоциации с дорогими дизайнерскими потертыми джинсами.
  • Стиль «чисто и просто».Много белого пустого пространства,минимум декора, четкие линии, простые формы- черты стиля. При этом акцент на фото. Предпочтение отдается черно-белым фотографиям с большой контрастностью.
  • «Свободный стиль»freestyle и похожий на него стиль Mixed Media.Максимум свободы и креативности.Поле возле фото может напоминать старую школьную тетрадь, обрисованную различными техниками декора.Оформляется всем что приходит в голову.Смешиваются все цвета и техники.Бумага цветная или окрашенная, нитки, шнуры, пуговки, бусины, фломастеры, карандаши, гелевые ручки, паетки.Главное, передать эмоции от события, которое иллюстрируем.
    Стиль «стимпанк» описан выше.

9.Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте , а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.

Картина в технике эмбосинг.Немецкий художник Симон Шуберт

Парчмент крафт (другое название — Пергамано — по имени крупнейшего производителя бумаги для данной техники) — техника создания рисунков на специальной пергаментной бумаге. Иногда данную технику называют Пергамано по названию крупнейшей фирмы-поставщика бумаги Pergamano. Техника основана на свойстве данной бумаги менять цвет в местах сгибов и при продавливании и тиснении. Похожих результатов можно достичь и при использовании вместо специальной бумаги плотной кальки или веллума (более 150 г/м2).Разновидность тиснения -«пергамано» — выполняется инструментом для тиснения на пергаментной бумаге (плотной вощёной кальке). В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.

Бабочка в технике пергамано

10. Торцевание — вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.На основу карандашом наносят любой рисунок или узор .Из гофрированной бумаги нарезают квадратики размером примерно 1 см.Каждый квадратик серединой прикладывают к тупому концу стержня , бумагу приминают и и обкручивают пальцами вокруг стержня. Должна получиться трубочка-торцовка. Таких трубочек нужно сделать много и, в зависимости от замысла, разных цветов.Затем наносят на часть контура узора немного клея. И на этот клей ставят эти заготовки, а стержень вытаскивают. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей как можно плотнее.В этом и состоит метод торцевания. Работу в этой технике можно делать сплошной или контурной.

Цветок в технике контурного торцевания

Цветы в технике сплошного торцевания

11.Вытынанка из бумаги. У украинцев- вытынанка, у белорусов- выцинанка, , у россиян- вырезка, но вырезание присуще не только славянской культуре. На родине бумаги в Китае -это искусство называется цзяньчжи, в Европе- силуэтное вырезание. Вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского»витинати» — вырезать. Исследователи и художники народного искусства все чаще говорят о том, что надо различать понятия «силуэт», «вытынанка» и»бумажная графика». Вытынанка — это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры…

Вытынанка

12.Бумажная графика — это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ — » расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов»

Бумажная графика.

13.Кири-ультратонкие кружевные бумажные вырезки. Японская версия искусства вырезания филигранных узоров из бумаги кири берёт истоки из религиозных церемоний и прослеживается до 700-х годов нашей эры.Все, что нужно мастерам чтобы сотворить хрупкий и невесомый шедевр- это лист белой бумаги и ножницы. Художница Масайо Фукуда практикует кири в течение 25 лет. Самое крупное ее произведение -филигранный осьминог(2018г.).

14.Вырезание силуэтное — это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую.

Силуэт — это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт -это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно.

Силуэтное вырезание

15. Аппликация (от лат. «прикладывание») — это способ работы с цветными кусочками различных материалов, в данном случае — бумаги. Здесь можно проявить творческую фантазию, воображение, владение разными техниками.Методом аппликации создаются открытки, картины, панно, аксессуары из совершенно разных по фактуре и формам материалов. Объединяющим фактором в создании работ является сходная техника выполнения. Во всех случаях материал приклеивается к основе или пришивается.Существуют различные виды аппликаций. Их можно разделить по тематике :

  • Предметная. Это могут быть изображения зверя, птицы, дома и т.д.
  • Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
  • Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.

Плоская предметная аппликация

Также аппликации подразделяются по виду: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная);

объему (плоская, выпуклая) и материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).

Объемная предметная аппликация.

16.Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении — смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Коллаж из бумаги

17.Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность (кожа,металл, керамика, дерево, картон, текстиль, гипс ) должна быть однотонной и светлой, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.Стили оформления могут быть разные:шеби-шик, винтажный, прованс, романтический и т.д.

Декупаж шкатулки

18.Бумажный тунель -от английского tunnel book, — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом. Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.

Бумажный тунель

19.Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник
— Киригами и Вырезания, и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.

Изображения в технике Pop-up

20.Техника прикинг (pricking) или пирсинг(piercing), еще ее называют Орнаро (Ornare), нанесение узора прокалыванием иглой. Очень хорошее выражение-«искусство прошивать бумагу». Обычно это делают толстой иглой, можно использовать шило.Узор выкалывают иголкой по шаблону на бумаге.

Салфетки в технике прикинг

21. Пейп-арт-филигранное плетение из цветных салфеточных жгутов и выкладывание с их помощью изображения. С помощью обычных бумажных салфеток можно декорировать разнообразные предметы . Получаемое изображение имитирует резьбу или чеканку. Это творчество еще называют «Салфетная пластика»

Техника пейп-арт

Заготовки для пейп-арта

Розы из закрученых полосок бумаги

Цветы из бумаги.

Практически все виды цветов можно сделать из бумаги: любимые всеми розы, разноцветные тюльпаны, возвышенные гвоздики, экзотичные орхидеи и многие другие. Из бумажных цветов создают красивые композиции, панно, ими можно украшать открытки, подарочные коробки, рамки для фотографий, используют для скрапбукинга, для украшения аксессуаров.Кроме того, цветы из бумаги широко используются в декорировании праздничных столов и банкетных залов.

Роза из бумаги – это отличный предмет декора, который можно сделать своими руками, используя простые техники.Для цветов можно выбрать разные виды бумаги и разные техники выполнения.

  • из обычной бумаги – самый простой и быстрый способ;
  • из гофрированной бумаги;

Роза из простой бумаги из отдельных лепестков

Роза из гофрированной бумаги из нарезанных полос

  • Роза из бумаги, созданная с помощью техники оригами.

оригами роза из модулей курлеров

модульное оригами

  • Цветы из бумаги тишью.Тишью-это очень тонкая (папиросная) бумага, которая чаще всего применяется для упаковки разнообразных товаров (кожгалантерея, обувь и т.д.).Обычно ею заполняют пустые пространства в подарочных пакетах, сумках и коробочках. Эта бумага отличается особой нежностью и богатой палитрой оттенков.

Цветы из бумаги тишью

Шары из бумаги тишью

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Профессиональное искусство

Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

  • русские народные промыслы (хохлома, городецкая, жостовская роспись);
  • декорирование деревянной домашней утвари (мезенская);
  • живопись по стеклу (витраж) и ткани (батик).

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

  • Радужное складывание — голландская техника создания декоративных элементов и открыток из бумаги. Заключается в нарезании и складывании под углом тонких полосок на заранее созданный шаблон. Одно из главных условий успешной работы — гармоничное сочетание оттенков.
  • Бумагопластика — формирование полых скульптур. Техника не имеет отношения к оригами, поэтому для работы понадобятся дополнительные приспособления (клей или двусторонний скотч, проволока, декоративные элементы и другое).
  • Декорирование и создание объёмных фигур с помощью гофротрубочек — полос гофрированной бумаги, накрученных на палочку или карандаш, а затем сжатых. Благодаря такой подготовке материал хорошо держит форму. Из него можно делать цветы и другие поделки.
  • Квиллинг — искусство бумагокручения, в результате которого можно получить как плоские, так и объёмные композиции. Готовая работа обычно состоит из нескольких скрученных в спирали длинных и узких полосок, каждая из которых называется модулем.
  • Папье-маше — изготовление изделий из бумажной массы с клеящим веществом. Это очень популярный способ получения игрушек и масок, характеризующихся хорошей прочностью.

Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.

По типам рукоделия

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

Что такое творчество

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество — это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:

Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.

Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

  1. номинальная
  2. количественная
  3. качественная

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.

Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:

Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. («Управление настроением», да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *