Принцип доступности в обучении

Принцип доступности обучения

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.

Определение 1

Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.

Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт

Сущность принципа доступности обучения

Замечание 1

Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.

Факторы принципа доступности:

  • соблюдение принципов дидактики;
  • рациональный отбор содержание и цели процесса обучения;
  • использование в процессе обучения актуальных и современных систем;
  • применение рациональных методов обучения, исходя из целей обучения, а также возрастных и психологических особенностей детей;
  • профессионализм педагога.

Замечание 2

Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.

Реализация принципа доступности обучения

Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:

  1. Учебный материал преподается детям с учетом их возрастных и психических особенностей, а также с учетом пройденного ранее учебного материала (поэтапно).
  2. Изучение нового учебного материала преподносится детям в доступной форме, с учетом их жизненного опыта. Так же форма и методы представление материала опираются на интересы и особенности развития ребенка.
  3. Процесс обучения предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей развития.
  4. Учебный процесс организуют в оптимальном темпе, так чтобы при изучении учебного материала было интересно всем детям, и тем, кто быстро усваивает информацию, и тем, кто медленно. То есть он не должен быть слишком быстрым для «слабых» учеников и слишком медленным, вызывающим скуку для «сильных» и «средних» учеников.
  5. Обучение должно быть интересно на протяжении всего процесса. Необходимо создать определенный уровень напряженности, который бы вызывал у детей заинтересованность в работе, а также задал нужный темп урока.
  6. Принцип доступности обучения, основан на применение иных принципов обучения (наглядности, аналогии, сопоставления и т.д.), то есть необходимо комплексное использование всех принципов обучения и их дидактических возможностей.
  7. Каждый новый учебный материала должен логически выходить из ранее пройденного. То есть весь предыдущий материал является фундаментов для последующего. Для реализации данного правила от педагога требуется тщательная подготовка учебного материала, его планирование на текущий учебный год.
  8. Большое значение для доступности обучения является то, как педагог излагает учебный материал. Речь педагог должна быть хорошо поставлена, он должен уметь преподнести материал интересно, логично, последовательно, с привлечением практических примеров.
  9. Доступность обучения предусматривает постепенное предоставление учебного материала от «простого» к «сложному». Необходимо для качественного изучения материала, начинать процесс обучения с общих основ, постепенно переходя к главному и основному. При необходимости проведение, помимо основных занятий, дополнительные. То есть обучение происходит последовательно.
  10. Принцип доступности ориентирован на развитие у ребенка трудоспособности. Тренировка и развитие трудоспособности готовит ребенка в дальнейшей к мыслительной деятельности, которая ему будет необходима в обучении.

Замечание 3

Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.

Принцип доступности нарушается в случае, если:

  • Учебный материал недоступен для понятия детям (сложен для восприятия в силу возраста или психических особенностей ребенка, перегружен большим количеством не понятных формул и знаков и т.д.).
  • Учебный материал недоступен детям для понимания в связи с большим объемом предоставляемой информации за один урок. Дети не успевают ни понять, ни «переварить» полученную информацию.
  • Учебный материал недоступен детям в связи с физическим и умственным перенапряжением (в случае, когда достаточно большое количество уроков в один день, помимо уроков дополнительные занятия в виде кружков или факультативов, конец четверти и т.д.).

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Правила обучения

Принципы обучения конкретизируются в наборе правил, раскрывающих их аспекты. Если принцип имеет характер общей закономерности, то правила отражают действия, которые нужно реализовывать в определенной педагогической ситуации.

Правила обучения — положения, которыми должен руководствоваться учитель в преподавании

Дидактические правила формулируются в основном в категорической форме, потому что они требуют от учителя непосредственного действия («Учи активно!»). Таких правил очень много, поэтому К. Ушинский предостерегал: «виучування педагогических правил не дает никому никакой пользы … Все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Уже это одно свидетельствует, что главное вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают «.

Педагогическая теория и практика убедительно доказывают относительное, а не абсолютное значение усвоенных знаний в профессиональной деятельности. То, что в одной ситуации было основным, определяющим, в другой (часто уже на следующем этапе урока) становится второстепенным. В профессиональной деятельности придерживаться одного правила значит нарушать другое — выполнить их одновременно практически невозможно. Например, перед объяснением нового учебного материала в одной ситуации педагог должен обеспечить повторение ранее изученного материала с целью его закрепления, в другой — осуществить повторение, чтобы «подвести» учеников к сознательному пониманию содержания нового материала; в одном случае нужно ориентироваться на высший предел умственных возможностей учащихся («зону ближайшего развития» по Л. Выготским), в другом — упрощать учебный материал, постоянно повторять основные правила и понятия. Результаты эмпирического исследования показывают, что даже высокая теоретическая подготовленность учителя не позволяет ему достичь безошибочности действий. Правила обучения, как замечал немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистер вегетариан (1790-1866), нельзя толковать и выполнять формально, механически. В. Сухомлинский утверждал, что «нет ни одного педагогического закономерности, нет ни истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям».

Как показывают исследования, многие ложных и шаблонных решений (проверить домашнее задание с целью выставить баллы, предложить учащимся самостоятельно выполнить упражнения без надлежащего целеполагания и инструктажа, объяснить новый учебный материал без достаточной мотивации учения и т.д.) можно было бы избежать, если бы педагоги знали правила и схемы -варианты процесса обучения. Знание типовых ситуаций и методических приемов помогает правильно оценить конкретные условия обучения, выбрать адекватный ситуации план, принять оптимальное решение.

В процессе педагогической деятельности профессиональные действия учителя обусловлены прежде дидактической целью, логичностью учебного процесса, особенностями конкретной ситуации, соотношением основных его компонентов. Педагогу необходимо учитывать логико-психологическую сущность дидактических правил, не отрывать их друг от друга.

Каждое дидактическое правило вытекает из определенного принципа обучения:

— «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учеников» (принцип научности)

— «Переходите от легкого к трудному, от общего к частному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому» (принцип доступности)

— «Часто используйте вопрос» Почему? «, Чтобы научить учащихся понимать причинно-следственные связи» (принцип сознательности и активности)

— «Повторение и закрепление изученного осуществляйте так, чтобы активизировать не только память, но и мышления и чувства учеников» (принцип прочности)

— «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и соответствующие причине и следствии независимо от порядка, в котором они осуществлялись» (принцип наглядности).

Итак, закономерности являются основой принципов обучения, конкретизируются в правилах. Знание этих дидактических категорий позволяет учителю моделировать и организовывать дидактический процесс на научной основе. В то же время они являются не совокупностью статических положений, а руководством к действию. Учителю необходимо ориентироваться не на реализацию отдельных закономерностей и принципов обучения, а на их систему, что позволяет научно обосновывать цель, содержание, методы и средства обучения, создавать положительные условия для деятельности.

Цели, законы и принципы дидактики

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

ЛЕКЦИЯ 1 ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Цели, законы и принципы дидактики

На вопрос: «Для чего человеку учиться?» вариантов ответа мно-го: духовное развитие, самосовершенствование, возможность полу-чения специальных знаний для «удачного» трудоустройства и т. д. В теории познания, гносеологии, цель учения – получение достоверных знаний. Как же их получить? Чтобы ответить на данный вопрос, вспомним структуру познавательного процесса. Она состоит из эле-ментов чувственного и рационального познания.

Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.

Посредством чувственного познания создаются образы предме-тов и явлений.

Высшая степень познания – рациональное познание или абст-рактное мышление – существует в формах понятий, суждений, умо-заключений. Законы, принципы, теории есть результаты абстрактно-го мышления.

Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, которые выработало челове-чество, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С це-лью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем вводится в учебный процесс общая дидактика и частные дидактики, которые называются методиками обучения.

В дидактической науке объект исследования – образовательный процесс. Под последним понимают функционирование и развитие образовательной системы, достижение социально значимых целей и задач. Образовательная система содержит в себе социальные инсти-туты – устойчивые связи, правила, нормы, отношения и соответст-вующие им структуры, регулирующие образовательную деятельность людей. Отношения преподавания, учения, формы организации учебной деятельности, методы усвоения материала, средства обуче-ния, диагностика и оценка результатов, школы, колледжи, лицеи, университеты и т. п. – примеры образовательных институтов.

Предметом дидактики являются законы, принципы образователь-ного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидак-тика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. не-мецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаменталь-ной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г. Дидакти-ка решает следующие задачи:

1) исследует законы и принципы обучения;

2) разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образо-вательного процесса;

3) конструирует образовательные технологии;

4) создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов;

5) прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций.

Первые попытки формулировки законов образовательного про-цесса предложены Сократом: он утверждал, что рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога. И. Г. Песта-лоцци сформулировал закон обучения так: «От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям». Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона образовательного процесса:

1) развитие индивидуума определяется в преобладающей степени природными задатками;

2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые наибо-лее важны для жизни и удовлетворения элементарных потребно-стей ребенка;

3) душевное и физическое развитие ребенка происходит нерав-номерно .

Современные дидакты выделили следующие законы обучения:

1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и ме-тодов обучения;

2. Взаимосвязи творческой самореализации ученика и образова-тельной среды;

3. Обусловленности результатов обучения характером образова-тельной деятельности;

4. Взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

5. Целостности и единства образовательного процесса.

Ученые-дидакты наряду с выявлением существенных, устойчи-вых, необходимых, повторяющихся связей и отношений между раз-личными явлениями определяют основные, исходные положения ди-дактической теории – принципы обучения. Общепризнанны следую-щие принципы: научность, наглядность, доступность, сознательность и активность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории с практикой.

На практике принципы обучения могут модифицироваться, но содержательный компонент остается неизменным. Например, если в советской школе важнейшим наглядным пособием выступали плака-ты, таблицы, то на современном этапе все чаще используются графо-проекторы и дидактические возможности слайдов.

Знание дидактических законов и принципов необходимо, потому что они – интеллектуальный инструмент для организации образова-тельной деятельности учащегося. Те, кто владеют дидактикой, могут прогнозировать последствия тех или иных моделей обучения, пара-дигм и приходить к правильным заключениям и выводам.

Методическая разработка: Система принципов обучения

Система принципов обучения

Для формирования познавательного интереса к предмету, мотивации учиться, создания дидактических моделей и их реализации должна быть создана такая образовательная система определённой концепции, которая включает организационные формы, методы и средства обучения, отражающие гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитательные цели, регулирующие систему конструирования и осуществления педагогического процесса и способы учебного познания.

Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служит дидактическая система принципов обучения.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

Принцип фундаментальности и профессиональной направленности обучения;

Принцип социокультурного соответствия.

Принципы, раскрывающие цели, сущность и содержание обучения

— Принцип научности и связи теории с практикой

— Принцип систематичности и последовательности

— Принцип доступности

— Принцип рационального сочетания коллективной познавательной деятельности с индивидуальным подходом в обучении

— Принцип положительной мотивации

Принципы, присущие новым информационным технологиям обучения

— Принцип гуманистичности

— Принцип педагогической целесообразности применения НИТ

— Принцип выбора содержания образования

— Принцип обеспечения безопасности информации

— Принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям

— Принцип мобильности обучения

Система принципов обучения, обладающая такими интегративными чертами, которыми не обладают её элементы в отдельности. Такими чертами являются гармоничность, целесообразность и эффективность обучения, открытость для нового содержания и новых технологий.

Рассмотрим подробно принципы, присущие НИТ.1

Принцип гуманистичности обучения является определяющим в современной образовательной системе на основе НИТ. Его сущность заключается в обращённости образовательного процесса к личности и создании максимально благоприятных условий для овладения обучаемыми накопленным опытом, предоставлении им широких возможностей для всестороннего развития, проявления самостоятельности и творческой активности, индивидуальности, высоких нравственных, интеллектуальных качеств.

При использовании современных информационно – педагогических технологий обучения учитель и обучаемые становятся активными участниками совместной познавательной деятельности, учитель перестаёт выступать перед обучаемым в качестве источника первичной информации, а превращается в посредника, который помогает в получении необходимых знаний, умений, навыков, адекватных их возможностям.

Принцип педагогической целесообразности применения НИТ требует педагогической оценки эффективности каждого этапа проектирования и внедрения НИТ в образовательный процесс. Следовательно, на первый план необходимо ставить не внедрение компьютерных технологий и телекоммуникационных средств, а содержательное наполнение обучающих программ.

Принцип выбора содержания образования с активным использованием НИТ предполагает, что многообразие форм и содержания, возможностей и интересов обучаемого должны не только соответствовать нормативным требованиям государственных образовательных стандартов, но обеспечить единство образовательного пространства, непрерывность образования и реализации личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию личности.

Принцип обеспечения безопасности информации предусматривает организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и обработки информации с различным уровнем внедрения НИТ.

Принцип соответствия технологий обучения современным образовательным моделям предполагает, что НИТ должны быть адекватны современным образовательным моделям. Если увлечение компьютерными и телекоммукационными средствами превращается в самоцель и теряется чувство меры, то дидактическая эффективность НИТ идёт в ущерб восприятию и усвоению учебной информации, снижению качества усвоения ученого материала.

Принцип мобильности обучения заключается в создании информационных сетей, баз и банков данных, позволяющих обучаемым дополнять свою образовательную программу при отсутствии соответствующих услуг в учебном заведении.

..

1 А.Б.Трофимов. Информатика и образование. №9.2002

Методические разработки

Критерий доступности

Уровень доступности является одним из важнейших параметров качества услуги, требования к которому должны быть зафиксированы в SLA. За определение измеримых обязательств по предоставлению ИТ-услуг отвечает процесс управления уровнем услуг, однако решающее значение в том, насколько адекватно отчетность будет отражать реальную ситуацию, а, следовательно, и удовлетворенность заказчиков доступностью услуг, имеет то, насколько четко определены границы доступности и недоступности. Вне зависимости от услуги и способа измерения, расчет уровня доступности основан на учете периодов недоступности. Чтобы избежать споров как внутри ИТ-организации, так и с заказчиком, о том, считать тот или иной сбой инцидентом недоступности или нет, требуется документировать критерий доступности. Для этого, как правило, требуется определить:

  1. Критичность бизнес-функции. Например, невозможность отправки или получения сообщений, доступа к почтовому ящику означает, что услуга «электронная почта» недоступна; недоступность календарей, адресной книги и так далее недоступностью услуги не считается. Допустимый, но грубый подход, поэтому, как правило, говорят о полной или частичной недоступности услуги, и недоступность отдельных VBF включают именно в понятие частичной недоступности услуги.
  2. Пороги производительности. Например, задержки в отправке или получении писем свыше, чем определенный период времени.
  3. Количество затронутых пользователей или точек потребления услуги. Например, услуга считается недоступной только, если инцидент затронул свыше N пользователей (офисов, площадок) или более M процентов от общего числа пользователей услуги (офисов, площадок).
  4. Группа затронутых пользователей. Например, услуга не считается недоступной, если инцидент затронул только те группы пользователей, которые используют электронную почту для внутренних коммуникаций, и считается таковой, если инцидент затронул тех, кто взаимодействует посредством электронной почты с клиентами.
  5. Время предоставления услуги. Определяется графиком предоставления услуги: например, отказ ночью или в выходные/праздничные дни, согласованное время планового обслуживания не учитываются при расчете недоступности.

Нужно отметить, что показатели доступности, а соответственно и критерий доступности, для некоторых услуг могут быть не применимы.

Тип услуги

Пример

С точки зрения доступности необходимо обеспечить

ИТ-обеспечение бизнес-процесса

Выдача кредитов, ведение претензионной работы, обеспечение закрытия дня

Возможность проведения бизнес-операций в ИТ-системах

Предоставление ИТ-ресурса/доступа к ИТ-ресурсу

ИТ-системы, каналы связи, рабочая станция, виртуальные серверы

Готовность ресурсов

Деятельность сотрудников ИТ-подразделения

Сопровождение ПО, администрирование БД, доработка и конфигурирование

Наличие исполнителей и готовность инструментария, необходимого исполнителям для выполнения работ. Заказчику услуги напрямую это не интересно, заказчика интересует своевременность выполнения работ. Показатели доступности могут быть неприменимы.

На практике, определение критерия доступности позволяет объяснить заказчику цифры в отчетности и однозначно трактовать многие спорные ситуации, а при разработке мер по управлению доступностью понимать, какое влияние окажет та или иная мера на бизнес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *