Пришла неопределенная форма глагола

Часто люди, говоря о формах глаголов, начинают перечислять характеристике данной части речи, такие как вид, спряжение и переходность, что в корне является неверным. Не стоит путать описание и само изменение слова. Дальше будет подробно рассказано, какие формы глаголов бывают в русском языке, и по каким параметрам стоит их различать.

Классификация глаголов:

  1. Самой первой и основной является начальная или неопределенная форма глагола, то есть инфинитив. Данный тип не указывает на какой-либо временной промежуток или отношение к субъекту, отвечая на вопросы: Что делать? Что сделать? К примеру: Любить, ходить, жить, слушать. Часто бывает, что в предложениях его связывают с обычным сказуемым настоящего времени. К примеру: Я люблю читать. Он идет бегать. Я ложусь спать.
  2. Вторая группа определяется по числам: единственное или множественное. Они могут идти во всех остальных случаях, кроме инфинитива. Вопросы зависят от других характеристик слова, но в любом случае либо «они», либо «он», «она», «оно»: Что делают? — Они; Что сделал? — Он. К примеру: Они любили дворового щенка (мн. ч.) Я всегда хожу в школу один (ед. ч.)
  3. Дальше идут наклонения: условное, повелительное, изъявительное. Условное или по-другому сослагательное наклонение значит действие, что могло бы произойти, если бы учитывалось какое-то условие. Образуется эта форма с помощью частицы «бы», прибавляющейся перед или после глагола только в прошедшем времени. К примеру: Я пошла бы, будь у меня время. Они бы дочитали эту книгу, если бы у них было желание.
    Повелительное наклонение описывает приказ, совет или просьбу на совершение чего-то. Все будет зависеть от ситуации, но, в основном, к глаголу прибавляется окончание «и», либо он ставится в начальную форму. К примеру: Свяжи его! Пощадите меня. Ответь ей. Пойдем со мной.
    Сказуемое в изъявительном наклонении — это глагол, который показывает то, что происходит в определенный промежуток времени. Слова только в этом из всех остальных склонений имеют время: будущее, настоящее и прошедшее. К примеру: Я напишу контрольную работу на 5. Он нарисовал картину. На уроках мы узнаем много нового.
  4. Четвертый тип непосредственно связан с предыдущим, так как он использует времена. Одна из форм глаголов — это просто постановка его в какое-либо время. Вопросы будут зависеть от этого: Что делал? (прошедшее) Что делает? (настоящее) Что будет делать? (будущее). Показательные примеры были приведены выше.
  5. Форма также отделяется на отдельный тип — лица, но только в настоящем или будущем. Существует первое, второе и третье лица, которые разделяются еще на две микронаправления: числа.
    Единственное число: Я (1-е лицо); Ты (2-е лицо); Он, она, оно (3-е лицо). К примеру: Я хорошо говорю по-английски. Ты знаешь это слово? Она не понимает тебя.
    Множественное число: Мы (1-е л лицо); Вы (2-е лицо); Они (3-е лицо) К примеру: Мы попросим их рассказать. Вы не узнаете. Они заберут тебя.
  6. И предпоследняя форма глагола — род. Родов, как и лиц, три: женский, мужской и средний, однако как отдельная форма глагола они ставятся только в прошедшем времени единственного числа согласовательного или изъявительного наклонения. К примеру: Что делала? (ж.р.) — Играла. Что делал? (м.р.) — Любил. Что делало? (ср.р.) — Светило.
  7. Причастие и деепричастие — это особые формы глагола в русском языке.
    Деепричастие означает второстепенное или побочное действие, происходящее параллельно с основным. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? К примеру: Он пошел погулять, прихватив с собой мячик. Он пошел гулять, что сделав? — прихватив с собой мячик. Она решала задачу, слушая музыку. Она решала задачу, что делая? — слушая музыку.
    Причастием обозначают признак предмета, который объединяет в себе и глагол, и прилагательное. Отвечает на вопросы: Что сделавший? Что делающий? К примеру: Симба, взошедший на престол, стал королем. Симба, что сделавший или какой? — взошедший на престол.

Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

​Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам (настоящее время — бежит, прошедшее — бежал, будущее — побежит), лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

От глаголов образуются отглагольные части речи — причастие и деепричастие.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет. Переходные глаголы могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже: поздравил нас, купил книгу, сфотографировал собаку. В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: купил молока, выпил водки, нарвал цветов.

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние. Например, глаголы «прыгать» или «сидеть».

Совершенные и несовершенные глаголы

По виду глаголы делятся на совершенные и несовершенные.

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы (или глаголы в возвратной форме) — это глаголы с суффиксом -ся или -сь. Например, «молиться», «задуматься», «проснуться». Некоторые из них никогда не употребляются без данного суффикса (бояться, надеяться, гордиться), а другие могут употребляться и без него (плакать — плакаться, умывать — умываться).

Соответственно, невозвратные глаголы — это глаголы без суффикса -ся.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Читайте подробнее: Наклонение глаголов в русском языке — изъявительное, повелительное и условное

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

Лицо

Единственное число

Множественное число

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

1 лицо

Я читаю

Я помню

Мы читаем

Мы помним

2 лицо

Ты читаешь

Ты помнишь

Вы читаете

Вы помните

3 лицо

Он читает

Он помнит

Они читают

Они помнят

Спряжение глагола определяется по:

Разноспрягаемые глаголы — это небольшая группа глаголов, которые частично спрягаются по первому, а частично — по второму спряжению: хотеть, бежать, брезжить, а также производные от них (захотеть, забрезжить и т.д.).

Лицо

Единственное число

Множественное число

Хотеть

Бежать

Хотеть

Бежать

1 лицо

Хочу

Бегу

Хотим

Бежим

2 лицо

Хочешь

Бежишь

Хотите

Бежите

3 лицо

Хочет

Бежит

Хотят

Бегут

Кроме того, особые личные формы имеют глаголы «есть», «дать» и производные от них («я поем», «я подам» и т.п.).

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

У каждого глагола есть инфинитив. Неопределённая форма глагола или инфинитив — это начальная форма глагола. Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Например:

целовать — целоваться

нести — нестись

беречь — беречься

! Обрати внимание, что суффиксы неопределённой формы в основу слова не входят: решать.

Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.

Например:

поставит (что сделает?) — н.ф. поставить (что сделать?). Сравни: ставит — ставить

убережет (что сделает?) — н.ф. уберечь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь

Запомни, что неопределённая форма глагола — это неизменяемая форма, т.е. она не имеет категорий времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие (страдать — это н.ф. мы понимаем, что действие — это страдание, но кто и когда страдал по инфинитиву мы понять не можем).

Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.

► Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.

1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача.

2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.

3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.

4. Второстепенным членом предложения:

4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.

4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.

4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 182, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 183, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 134, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 140, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 368, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 370, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 8, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 149, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 153, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 156, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 129, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 145, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 91, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 92, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 108, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 107, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 144, Полякова, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 466, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 554, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 84, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 306, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 423, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Урок «Неопределенная форма глагола» 4класс план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Класс:4

Провела: Зуйкова Е.П.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель: знакомство детей с особенностями глаголов неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

  • содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в определение глаголов неопределенной формы;
  • упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
  • содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
  • продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

  • регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства, схемы;
  • коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ход урока:

I.Организационный момент

ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.

Слайд 2

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.

– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.

II.Мотивационный этап.

( Часть словесного метода: беседа.)

Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.

— Чему вы хотели научиться на уроке?

( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)

— Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.

Чистописание.

— Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь

— Почему их написали? Где они нам могут встретиться? (предположения детей)

III. Повторение изученного материала

Слайд 3

1.Словарно-орфографическая работа.

(Коллективная и индивидуальная формы работы.

Исследовательский метод.)

ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)

На доске предложение:

Молодые листочки березы трепещут и переливаются на весеннем солнце.

ЗАДАНИЯ:

— Прочитайте запись. Что это?

(Предложение.)

-Докажите.

(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)

— Дайте характеристику этому предложению.

(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)

-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.

(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)

-Какие орфограммы не встретились?

-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.

САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.

-Проверьте записанное предложение, оцените работу.

(Учащиеся выставляют на полях значок)

-Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Проверяем с объяснением.

-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?

IV. Сообщение темы урока.

Слайд 4

-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.

Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.

V. Актуализация знаний. Теоретический материал.

( Игровой прием)

«Что мы знаем о глаголе»

Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)

Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.

На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)

Примерные вопросы:

— Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется глагол?

— Какие времена имеет глагол?

-Как определить время глагола?

— Что знаем о глаголе прошедшего времени?

-Каким членом в предложении является глагол?

-С какими частями речи связан глагол? И т. д.

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.

Слайд 5

Дети: Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Какие три времени имеет глагол?

(Дети отвечают, учитель на доске крепит таблички).

н.в.

п.в.

б.п.

что делает?

что делал?

что будет делать?

что сделал?

что сделает?

VI. Работа над новым материалом.

На доске: Слайд 6

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

(К первой группе можно отнести слова подъехал, съехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)

(Во второй группе – слова повредит, омолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)

(В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)

– Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – «лишнее» слово? Или четвертая группа?)

-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)

– А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)

– Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)

– Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)

– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, выделите орфограммы.

В тетрадях:

(Что делать?) салютовать.

– Почему глагол салютовать оказался «лишним», не попал ни в одну из трех групп? (Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)

VII. Целеполагание.

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

– Посмотрите на столбики слов

Слайд 7

-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

-Возьмите синие карточки . На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

Слайд 8

НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

Слайд 9

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

Играть

Петь

Жить

Решать

Любть

– Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.

Слайд 10

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие считать». Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

Слайд 11

VIII. Первичное закрепление.

– Сейчас поиграем в игру «Найди, четвертый лишний». Определи лишний глагол в каждой группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее

– Запишите это слово.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

IX. Физкультминутка. Слайд 12

X.Самостоятельная работа

– Теперь я определю, кто из вас внимательный.

– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.

Ученики работают у доске.

На доске:

ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь

XI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Слайд 13

– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.

– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)

– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)

– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)

– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?

Слайд 14

– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.

Слайд 15

На доске:

любовь, жизнь, ход, сбор, чистота, приезд, дружба, радость, удивление

– Что у вас получилось?

Слайд 16

(Любить, жить, ходить, собирать, чистить, приезжать, дружить, радовать, удивлять.)

– Выделите суффиксы -ть, -ти, -чь в глаголах.

Дети выполняют задание.

– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.

Один ученик выполняет задание у доски.

– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)

– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)

– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)

– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)

– Проверим, что у вас получилось.

– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)

– Какие орфограммы встретили?

XII. Итог урока

– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?

— Запишите ещё два глагола неопределённой формы.

X III. Рефлексия.

Слайд 17

XIV. Домашнее задание:

Слайд 18

МОУ «Иогачская СОШ»

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Неопределенная форма глагола

В какой форме представлены глаголы в словарях? Конечно же, в начальной или неопределенной форме, которая иначе называется инфинитив. В этой статье можно ознакомиться с морфологическими признаками инфинитива, способами его образования. Каждое правило проиллюстрировано примерами.

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться).

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут выступать частью составного сказуемого, сказуемым и подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Морфологические признаки глагола
  • 2. Постоянные признаки глагола
  • 3. Возвратность глагола

Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога:

  • действительный залог (Мама решила приготовить лазанью);
  • страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Как образуется форма инфинитива

Неопределенная форма глагола образуется от основы инфинитива (основы глагола, от которой также образуются личные формы) при помощи словоизменительных суффиксов:

Тест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *