Приспособленность организмов к среде

Содержание

Влияние внешних факторов на жизнедеятельность Алое древовидного

Любое живое существо на Земле характеризуется устойчивостью к неблагоприятным факторам среды. Рост и развитие растений напрямую связаны с условиями окружающей среды. Основными внешними факторами являются тепло, свет, влага, воздух и питательные вещества. Все они одинаково значимы и поэтому необходимо знать, роль каждого из них в жизни, чтобы иметь возможность управлять этими факторами. Все факторы воспринимаются разными видами организмов по-разному.

Изучая влияние факторов окружающей среды на рост и развитие растений, а также механизмы их адаптации к изменяющимся условиям среды произрастания, можно предсказывать, как изменится лицо нашей зелёной планеты при определённых климатических изменениях, какие виды растений погибнут, а какие, возможно, появятся. Действия факторов проходят через клетки и выражаются в определенных морфологических изменениях или нарушение структур клеток. Эти изменения определяются как силой и характером действия самого фактора, так и устойчивостью организма.

Алое — это растение, которое является неприхотливым к условиям существования. Еще в древности арабы считали алоэ символом терпения – за стойкость к засухе, за неприхотливость. Выпаренный сок так и называли – сабур (с арабского «терпение»). И. А. Гончаров видел на мысе Доброй Надежды цветок алоэ, который рос без всякого грунта. «Посади его в пустой стакан, в банку, поставь просто на окно или повесь на стену и забудь – он будет расти, не завянет, не засохнет.

Всем известно, что уникальность целебных свойств алоэ обусловлена полупрозрачным, густым желе, скрывающимся в листьях. В соке растений много ферментов и витаминов. Зная о неприхотливости растения человек, часто забывает полить, внести удобрение, не задумывается о температурных и световых условиях, благоприятных для более быстрого роста и размножения растения. Данное растение, как объект для исследования выбрали неслучайно. Алое — растение суккулент, обладающее способностью накапливать воду в мякоти листа, а значит противостоять не которым неблагоприятным факторам окружающей среды.

Алоэ древовидное – многолетнее травянистое растение, представитель семейства Лилейных.

Внешние признаки:

— Корневая система мочковатая, корни цилиндрические, сильно разветвлённые.

— Листья – сочные, мечевидной формы, длиной 15-45см. Ширина — у основания 2-5,5см, толщина – 0,7-1,5см. С верхней стороны — листовые пластинки вогнутые, с нижней — выпуклые. Листья — голые, толстые, мясистые, покрытые восковым налетом, с зубчатым краем. Воск предохраняет лист алоэ от смачивания. Если отрезать кусочек листа алоэ, то можно увидеть тонкую ярко зелёную полоску снаружи и блестящую похожую на желе водную ткань внутри. В листьях алоэ находится замечательное вещество алоин, которое обладает целебными свойствами. Листья имеют слабый своеобразный запах и очень горький вкус.

— Стебель растения тонкий, изогнутый, желтовато – коричневый, прямостоячий, ветвистый. От одного корня отходят несколько стеблей. На стебле заметны кольцевые углубления – следы от опавших листьев.

— Цветки беловато – зеленого цвета, с красным отгибом зубцов околоцветника. Околоцветник простой, состоящий из шести лепестков, сростнолистный. В культуре растение цветет зимой.

— Плод – коробочка с многочисленными семенами.

В диком виде растет в Южной Африке, преимущественно в саваннах. В России широко распространено в комнатной культуре, часто выращиваемое как декоративное растение, цветет очень редко или вообще не цветет.

Алоэ – исключительно неприхотливое растение, хорошо переносящее отсутствие влаги, солнечных лучей, жару и холод. Объясняется это наличием в его экстракте биогенных стимуляторов – веществ, образующихся в тканях алоэ при неблагоприятных условиях и противостоящих процессу гибели клеток самого растения.

Тем не менее, при уходе за растением необходимо соблюдать следующие требования:

Освещение: светлое, солнечное место.

Полив: умеренный, зимой полив редкий. Избегать застоя влаги. На розетки воду не лить. Удобрять летом раз в месяц в очень малой дозировке.

Влажность воздуха: опрыскивать листья не обязательно.

Температура: умеренная с весны до осени. Любят, чтобы дневная и ночная температура довольно сильно различались. Зимой в прохладном месте при 5-10°C, неплохо переносят температуру в 6°C.

Размножение: боковыми побегами, стеблевыми и листовыми черенками. Перед посадкой черенки подсушивают.

Вредители, болезни: Филлоксера и мучнистый червец, загнивание корней при застое воды.

1. 2. Физиологические основы устойчивости растений

В настоящее время особое внимание уделяется выведению комнатных растений, не только устойчивых к вирусным инфекциям, гербицидам, насекомым, но и устойчивых к абиотическим факторам. Живые организмы обладают удивительным свойством сочетать устойчивость, при изменяющихся условиях среды и приспособленность к этим условиям.

Под действием неблагоприятных факторов в растениях, развивается особое состояние, называемое стрессом. Теория стресса была сформулирована Гансом Селье, а термин «стресс» в физиологию растений был заимствован в медицинской науке. В настоящие время существуют различные стрессы: климатический, водный, осмотический, температурный и даже экологический.

Выделяют три фазы реакция растений на воздействие неблагоприятных факторов:

— первичная стрессовая реакция;

— адаптации;

— повреждения — истощение, гибель;

Первичная стрессовая реакция — наблюдаются значительные отклонения в физиолого-биохимических процессах, проявляются как симптомы повреждения, так и защитная реакция. Значение защитных реакций состоит в том, что они направлены на устранение возникающих повреждений. Если воздействие слишком велико, организм погибает ещё в стадии тревоги в течение первых часов.

Адаптация — организм либо приспосабливается к новым условиям существования, либо повреждения усиливаются. При медленном развитии неблагоприятных условий организм легче приспосабливается к ним. После окончания фазы адаптации растения нормально растет и развивается в неблагоприятных условиях уже в адаптированном состоянии при общем пониженном уровне процессов.

В фазу повреждения — нарушается обмен веществ. При сильной напряжённости стресса, превышающей пороговое для организма значение, растение гибнет.

Прекращение действия стресс-фактора и нормализации условий среды включается процессы репарации, т. е. восстановление или ликвидации повреждения.

Устойчивость растений к неблагоприятным условиям имеет разный характер. Она может быть основана на том, что организм тем или иным путём избегает их воздействия. Например, одни растения запасают воду (суккуленты) и тем самым избегают обезвоживания при засухе, другие растения, с очень коротким вегетационным периодом, приурочивают свою жизнедеятельность ко времени выпадения осадков.

Из неблагоприятных условий, которые вызывают стресс у растительных организмов, наиболее часто встречающимися стрессорами являются:

— недостаток воды

— излишки воды

— высокая температура

— низкая температура

— световой режим

— высокая концентрация солей.

1. 3. Влияние фактора света на рост растения

Практически единственным источником энергии для всех живых организмов является энергия солнца. Напрямую утилизировать солнечную энергию может только одна группа организмов — зеленые растения. Речь идет об уникальном природном явлении — фотосинтезе. Все остальные организмы, по сути, поглощают энергию солнца, преобразованную зелеными растениями в энергию химических связей.

Значение света для растительности очень велико — как для выработки жизненных форм и растительных сообществ, так и для местного распределения растений. Большое влияние на растения оказывают изменения напряженности света и продолжительность освещения. Свет оказывает влияние:

На питание: в отсутствии света нет усвоения вещества — угольной кислоты, нет жизни на земле. Слишком сильное освещение влияет вредно; т. к. увеличивается нагревание и испарение.

На испарение: часть световых лучей превращается в растении в теплоту, содействующую испарению. В этом отношении существует для каждого вида растений свой предел. От слишком сильного испарения растения защищают себя различным образом.

Свет, оказывает влияние на явления роста, движения и все жизненные процессы. В случае недостаточного освещения растения растут плохо, истощаются и гибнут.

По требовательности к освещённости, необходимой для оптимального фотосинтеза, различают:

Светолюбивые

Тенелюбивые теневыносливые.

Светолюбивые растения — требуют много света и способные переносить лишь незначительное затенение. К светолюбивым относятся почти все кактусы и другие суккуленты;

— Листья равносторонни, если они занимают вертикальное положение. Примеры — это растительность сухих и жарких стран. Только нижняя поверхность двусторонних листьев светолюбивых растений снабжена устьицами или, по крайней мере, они здесь более многочисленны, чем на верхней стороне (исключение представляют некоторые альпийские растения) и погружены в ткань листа.

Тенелюбивые растения — довольствуются незначительным освещением и могут существовать в тени. К тенелюбивым относятся различные хвойные растения, папоротники. Листья тенелюбивых растений всегда двусторонни. Имеют матовый цвет и увядают на сухом воздухе гораздо быстрее листья светолюбивых растений. У теневых растений устьица распределены равномерно на обеих сторонах листа, во всяком случае, однако более многочисленны на нижней стороне, и вместе с тем лежат в одной плоскости со всей поверхностью листа или даже приподняты над нею.

Теневыносливые растения — занимают промежуточное положение. Часто хорошо развиваются в условиях нормального освещения, но могут при этом переносить и затемнение.

Растения в темноте растут гораздо быстрее, чем на свету. Свет задерживает рост. Выросшие в темноте растения отличаются от нормальных растений не только скоростью роста, но и всем своим внешним видом, а также анатомическим строением, и называются этиолированными. Листья этиолированных растений желтого, редко почти белого, стебли же всегда белого цвета. Растения, не дающие в темноте стеблей, образуют в темноте листья значительно длиннее, чем на свету. Если растения в темноте образуют стебли, то в этом случае междоузлия их почти всегда значительно длиннее, чем на свету. Листья же таких растений в темноте не развиваются и остаются в зачаточном состоянии. При длительном отсутствии света в пластидах происходит разрушение хлорофилла.

1. 4. Влияние фактора температуры на рост растения

Тепло – один из важнейших факторов. Все растения для своего нормального роста и развития требуют определенный температурный режим. По своему отношению к теплу все они делятся:

▪ растения, отлично развивающиеся при любых положительных температурах, — фикус, драцена, корделина и. т. д. ;

▪ растения, которые могут расти и в холодных помещениях, — маслины, агава и т. д;

▪ теплолюбивые растения, нуждающиеся в температуре не ниже 250 С, — финиковые пальмы, орхидеи.

Высокая температура:

Растения различают по способности выносить повышенные температуры. Большинство растений начинают страдать при температуре 35-400С. Лучше переносят повышенную температуру обезвоженные органы: семена до 1200С, пыльца до700С. Однако есть высшие растения, главным образом растения пустынь — суккуленты, которые переносят повышение температуры до 600С.

Высокая температура оказывает губительное влияние на организмы, что вызывает повреждения мембран и белков. Высокая температура тормозит как фотосинтез, так и дыхание. Резко падает активность фитогормонов, что является одной из причин торможения ростовых процессов.

Для повышения устойчивости к высоким температурам используют различные методы закаливания. Так, чередование действия температур и нормального режима, позволяет получить более жаростойкие растения.

Низкая температура:

Растения устойчивые к низким температурам подразделяют на холодостойкость и морозоустойчивость. Под холодостойкостью понимают способность теплолюбивых растений переносить низкие положительные температуры, под морозоустойчивость — способность растений переносить отрицательные температуры. Теплолюбивые растения сильно страдают при положительных пониженных температурах. Внешними симптомами страдания растений являются увядание листьев, появление пятен.

1. 5. Влияние фактора воды на рост растения

Вода является важным фактором, определяющим благоприятное развитие растений. Она составляет от 70 до 95% сырой массы растений. На создание всех органов растений требуется огромное количество воды – до 300-800 кг воды на 1кг сухого вещества. Основной источник воды для растения – почвенная влага.

По отношению к воде все растения делятся на четыре экологические группы:

▪ гидрофиты – водные растения, которые погружены в воду целиком или частично;

▪ гигрофиты – растения увлажненных мест обитания;

▪ мезофиты – растения, обитающие в среде со средним уровнем обеспеченности водой, не имеющие выраженных приспособлений к избытку или недостатку воды;

▪ ксерофиты – растения, обитающие в среде, характеризующиеся резким недостатком воды.

Остановимся на физиологической характеристике ксерофитов, к которым относится наше исследуемое растение.

Ксерофиты — растения засушливых местообитаний, которые в высокой степени обладают способностями к приспособлению к перерывам в водоснабжении. Это растения, запасающие влагу. К этой группе относятся суккуленты, прежде все кактусы, а также растения, принадлежащие к семейству толстянковых. Эти растения накапливают влагу в толстых, мясистых стеблях или в утолщённых листьях. Листовыми суккулентами являются агавы, алоэ, очиток, молодило. К стеблевым суккулентам относятся кактусы, молочаи. Испаряющая поверхность сильно сокращена. Листья часто редуцированны, вся поверхность покрыта толстым слоем кутикулы. Суккуленты обладают широко распространяющиеся корневой системой. Клетки корня характеризуются сравнительно низкой концентрацией клеточного сока. Эта группа растений произрастает в районах, где резко засушливые периоды сменяются периодами дождей, их корневая система приспособлена к поглощению этой дождевой воды. В остальное время они живут за счёт воды, запасаемой в мясистых органах, причём эта вода тратится чрезвычайно медленно. По мере уменьшения содержания воды в клетках интенсивность транспирации падает.

Растения этой группы не являются устойчивыми к засухе, к водному стрессу. Так, кактусы обезвоживание переносят сравнительно плохо, начинают страдать и погибают. Вместе с тем они устойчивы к высоким температурам. Таким образом, это растения, запасающие воду и экономно её расходующие в процессе медленного роста.

Из всех физиологических процессов наиболее чувствительным к недостатку влаги является процесс роста. Наблюдения показывают, что в самый начальный период, когда растение испытывает недостаток влаги, фотосинтез ещё идёт, дыхание осуществляется нормальным путём, а рост уже приостанавливается.

Избыток влаги в почве также оказывает крайне неблагоприятное влияние на растение. Этот фактор действует при заболачивании почв, временном или постоянном переувлажнении.

Особенностью затопления, как стресс — фактора, является сочетание высокой оводненности и нарушение кислородного режима в корнеобитаемой зоне. Доступ кислорода к корням растений затрудняется или совсем прекращается. Известно, что обычно корни поглощает кислород, необходимый для дыхания, прямо из почвы. В результате в надземных органах обнаруживается недостаток питательных веществ. Наблюдается задержка роста растений. Однако показана различная реакция на затопление органов растений: рост побегов иногда ускоряется, а рост подземных органов всегда тормозится.

Методика исследований

2. 1. Описание объектов исследования

Для своего исследования я выбрала растение Алое древовидное. Четыре побега растения были взяты с материнского растения возрастом 5 лет, возраст исследуемых побегов в среднем 6-12 месяцев.

Опытные образцы посажены 2 октября 2009 г. Все объекты были использованы для изучения влияния внешних условий на жизнедеятельность растения .

Растение №1: контрольное;

L бол. = 163 мм

L мал. = 65 мм, где L бол. – длина большой листовой пластинки;

L мал – длина малой листовой пластинки.

Растение №2: экспериментальное;

L бол. = 165 мм

L мал. = 53 мм

Растение №3: экспериментальное;

L бол. = 130 мм

L мал. = 110 мм

Растение №4: экспериментальное;

L бол. = 130 мм

L мал. = 65 мм

Растения со слабо выраженной корневой системой, листья плотной консистенции, сочного зеленого цвета. При рассмотрении кожицы под микроскопом – хлоропласты крупные, заполненные темно-зеленым хлорофиллом.

2. 2 Методы исследования

В своем исследовании использовала методы:

▪ Измерения;

▪ Наблюдения;

▪ Анализ и обобщение результатов;

Использовала оборудования:

▪ Линейка;

▪ химический стакан;

▪ термометр.

1) Линейка – планка для вычерчивания прямых линей, для измерений.

2) Химический стакан – стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усеченному конусу, без ручки;

3) Термометр – это прибор для измерения температуры.

I. Измерение растений проводилось один раз в неделю, с 2. 10. 09 по 11. 12. 09 г. г. Замер производился при помощи линейки — у каждого растения двух листовых пластинок – большой и малой. Длину измеряли от почвы до вершины листовой пластинки .

Растение №1: контрольное

Алоэ находилось при всех благоприятных условий:

— полив 50 мл. — 1 раз в три недели;

— температура воздуха в помещении 18-200 С.

Растение №2: экспериментальное

Алое находилось при полном отсутствие естественного и искусственного освещения;

— полив 50 мл. — 1 раз в три недели;

— температура воздуха в помещении 180 С;

— отсутствие освещения.

Растение №3: экспериментальное

Алоэ находилось в условиях повышенной температуры;

— полив 50 мл. — 1 раз в три недели;

— температура воздуха в помещении 350С, (повышение температуры происходило за счет нагрева отопительных батарей);

— умеренное освещение.

Растение №4: экспериментальное

Алоэ испытывало избыток влаги в почве;

— полив 50 мл. — 1 раз в неделю;

— температура воздуха в помещении 18-200 С;

— умеренное освещение.

II. Все полученные измерения записывались в таблицу 1.

Таблица 1

№ дата / длина (мм)

растения

№1 №2 №3 №4

Контрольное растение. Экспериментальное Экспериментальное Экспериментальное растение растение растение

Результат исследования

1. В результате проведения эксперимента с 2. 10. 09 по 11. 12. 09г. г. , по влиянию внешних факторов окружающей среды — света, температуры и воды на рост Алое древовидное получили следующие результаты (таблицы 3-7, приложение 3):

Таблица 3

Алоэ №1: контрольное

Листовая пластинка Начало эксперимента Конец эксперимента

L бол 163 мм 178 мм

L мал. 65 мм 98 мм

Таблица 4

Алоэ №2: — отсутствие естественного и искусственного освещения;

Листовая пластинка Начало эксперимента Конец эксперимента

L бол 165 мм 185 мм

L мал. 53 мм 72 мм

Таблица 5

Алоэ №3: — температура воздуха 350 С

Листовая пластинка Начало эксперимента Конец эксперимента

L бол 130 мм 171 мм

L мал. 110 мм 133 мм

Таблица 6

Алоэ №4: — избыток влаги в почве;

Листовая пластинка Начало эксперимента Конец эксперимента

L бол 130 мм 155 мм

L мал. 65 мм 111 мм

Таблица 7

Сумма прироста листовых пластинок растения

№ растения Увеличение листовых пластинок (мм) Общая сумма прироста двух листовых пластинок

№ 1 контрольное 15 / 33 48

№ 2 отсутствие света 20 / 19 39

№ 3 t 350 С 41 / 23 64

№ 4 затопление 25 / 46 71

2. Влияние факторов отразилось на внешнем облике растений (таблица 8, приложение 4):

Таблица 8

№ 1 контрольное Внешние изменения проявились в увеличении размеров листовых пластинок. Листья плотной консистенции, насыщенного зеленого цвета.

№ 2 отсутствие света Резкое удлинение листовых пластинок, пожелтение верхушек, образование матовости у основания листовых пластинок. Гибель растения.

№ 3 t 350 С Пожелтение, засыхание, свертывание в трубочку листовых пластинок. Отпадывание листовых пластинок;

Стебель матово-белого цвета.

№ 4 затопление Нарушение плотности листовых пластинок.

1. Усиление воздействия внешних факторов вызывает стрессовое состояние, при котором у растений вырабатывается — приспособление или происходит гибель организма.

2. Алое древовидное, при повышении температуры и отсутствии частого полива привело к частичному нарушению целостности организма. Вероятно, в том случае если к фактору температуры усилить фактор воды растение будет благоприятно развиваться.

3. Фактор света наиболее важный для растения, при котором идет образование органических веществ. Увеличение темновой части дня благоприятно влияет на рост растения, но полное отсутствие света отрицательно повлияло на экспериментальное растение. Растение погибло.

4. Фактор воды — наименьше всех подверг растение стрессу. Внешние изменения проявились в нарушении плотности листовых пластинок.

5. Растение, находившееся при благоприятных факторах, получило небольшой прирост листовых пластинок, но не проявило ни каких внешних изменений в отрицательную сторону.

5. Любой фактор внешней среды при его усилении через определенное время — через неделю или три месяца, если растение не приспособилось к этому фактору, приведет растение к стрессу и его гибели.

Приспособленность организмов к среде обитания возникает в ходе эволюции для разрешения ими экологических проблем, имеющих место в определённой среде. Она изменяется, совершенствуется, порой исчезает. Вырабатывание адаптации позволяет достичь соответствия строения, поведения, физиологии существ условиям среды и образу их жизни. Приспособления служат основанием для исчезновения и появления органов, дивергенции и формирования новых биологических видов, усложнения конструкции.

Что такое приспособленность

В биологии под ней понимают спектр характерных черт приспособленности организмов к среде, позволяющих выживать в конкретных условиях и продолжать род.

На адаптированность к возникающим условиям оказывает воздействие эволюция. Но она изменяется, в связи с чем любые приспособительные черты относительны.

Виды приспособленности организмов

Морфологические адаптации

Они заключаются в особенностях строения. У Дарвина излюбленным примером адаптации был дятел, который способен лазать по стволам деревьев и вылавливать насекомых в трещинках.

Иные примеры:

  1. Разная форма клювов (влияет метод питания).

  2. Строение ног у различных видов крылатых (у водоплавающих они снабжены перепонками для плавания, бегающие виды птиц имеют очень сильные ноги).

  3. Тело акулы в виде торпеды обеспечивает ей высокие гидродинамические характеристики.

  4. Густота шерстяного покрова у животных севера, защищающая от сильного холода (як).

  5. Плоское тело придонных рыб, которое помогает им передвигаться по дну (морские коровки).

  6. Гибкость тела у норных, позволяющее добывать пищу в узких, малых полостях (хорёк).

  7. В тундре и горных регионах растения часто обладают стелющимися формами либо они напоминают подушки, что обеспечивает организмам устойчивость к резким ветряным порывам. В зимний период они с лёгкостью способны укрываться снежным покровом и им не страшен сильнейший мороз.

  8. Отдельным животным присущ яркий окрас (тигр). Подобная окраска похожа на чередование света и тени в окружающей среде и придаёт им малозаметность в зарослях. Покровительственной окраской обладает множество видов насекомых. Незаметны в снегу белые медведи, на фоне пустыни – ящерицы жёлтого окраса.

  9. Исходя из условий освещения могут изменять окрас хамелеоны.

  10. Предостерегающая окраска. Обычно подобный окрас свойственен жалящим насекомым.

  11. Предупреждающая окраска как подражание неродственным видам (многие неопасные змеи сильно схожи с ядовитыми).

  12. Маскировка – похожесть формы тела на объекты природы, дающая возможность спасаться от хищников. Например, почти нельзя различить в водорослях рыбу-иглу.

Физиологические адаптации

Они способствуют незамедлительной реакции живого организма на действие негативного фактора среды.

Возможность поддерживать относительно постоянную температуру тела позволила теплокровным организмам занять экологические ниши, которые недоступны для обитателей тропиков, Заполярья, пустыни. Такая способность – результат теплопродукции и теплоотдачи.

Особенная белково-липидная структура существ, обитающих при очень низких либо высоких температурах, позволяет им жить в условиях с подобными температурными режимами.

Многие организмы могут выделять разные вещества, служащие для нападения и защиты. Например, основной особенностью крапивы является её жгучесть. Это механизм защиты от травоядных. Сюда же относятся пахучие жидкости клопов, яды скорпионов, пауков, змей.

Излучение является основным методом тепловой отдачи у террариумных животных (змеи). Ультрафиолетовые лучи также являются мощным дезинфицирующим фактором.

Инфракрасное зрение необходимо совам и оленям для ночной охоты или поиска пищи.

Организмы, живущие в средах с крайне высоким уровнем ионизирующего излучения, приобрели радиорезистентность (экстремофилы).

В жару главным методом отведения излишней теплоэнергии служит испарение жидкости. У самцов некоторых видов добавочно предусмотрено её испарение со слизистой полового члена (верблюды, слоны, ослы). При некомфортном для организма повышении температуры окружающей среды, у животных наблюдается одышка.

При кратковременном влиянии пониженных температур на животных, для которых мороз – не типичная среда (песчанки), их дыхание учащается из-за усиленного обмена веществ и теплопродукции. Но при долгом нахождении в подобных условиях у них происходит постепенное замедление дыхания.

Относительный характер приспособленности

Признаки определяются конкретными условиями среды. Так, на суше рыба не способна к дыханию, так как не происходит поступление кислорода в жабры. Зелёный окрас насекомых служит спасением от птиц и животных лишь при их нахождении на зелёных частях растения.

Слаборазвитые ноги и удлинённые крылья ласточки хотя и очень помогают ей при полёте, но будут существенным недостатком при передвижении птицы по земле.

Адаптации, защищающие от одного вида, не смогут спасти от иного. К примеру, панцирь степной черепахи спасает от множества хищников, но не защитит её от некоторых хищных птиц, которые сбрасывают животное с какой-либо высоты. Колючки ежа не смогут спасти его от хищников, если те бросят его в воду. Ядовитые змеи беззащитны перед мангустами.

Белую куропатку, которую сложно заметить на белом снегу, поможет выявить тень. Организмы с новыми признаками, действующими в конкретном промежутке времени, могут легко погибнуть, выйдя за диапазон. Продолжают жить лишь особи, приспособившиеся к изменённой среде при естественном отборе.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Основные примеры показаны в таблице.

Приспособления к водной среде

Форма тела:

  • приплюснутая (пиявка);

  • схожая с каплей;

  • трубообразная;

  • напоминающая торпеду (кальмар).

Тело максимально снижает трение благодаря специфике покровов:

  • слизь;

  • мягкий верхний слой (кит);

  • гладкий твёрдый корпус (морская черепаха).

Конечности:

  • ласты (тюлень);

  • плавники (дельфин);

  • перепонка.

Адаптации, помогающие двигаться в воде:

  • окружающая тело перепонка, «зонт»;

  • «водоструйный мотор»;

  • хвост с плавником.

Дыхательные органы разнообразны:

  • жабры;

  • трубка для дыхания (ранатра);

  • заборники;

  • образование пузыря, служащего заменой лёгкому.

Главный принцип окраса выражается в степени световой яркости в воде. Донные рыбы часто имеют окрас, схожий с оттенком дна (камбала). Они также изменяет окрас исходя из оттенка фона.

Приспособления к воздушной среде

Специфика строения летающих видов:

  • обтекаемое тело;

  • облегчённая структура (полые кости);

  • опорные плоскости;

  • перепонки и крылья;

  • облегчённые конечности (меньший вес, более короткие мышцы).

Особенности бегающих видов:

  • сильные, но лёгкие конечности;

  • меньше пальцев (лошадь);

  • защищающие роговые копыта;

  • более короткие передние и мощнейшие задние конечности (кенгуру).

Лазающие существа обладают разными адаптациями:

Лазающие виды иногда обладают и признаками полёта (летучая мышь). Нередко у птиц есть способность к бегу и полёту.

Могут сочетаться адаптационные признаки к жизни в разных средах (земноводные). Способностями к полёту обладают иногда и водные существа (летучие рыбы).

Приспособления к почве

Покровы обитателя подземелья обеспечивают лёгкость продвижения:

  • слизь, обеспечивающая скольжение в земле;

  • шерсть, легко заглаживающаяся вперёд и назад (крот);

  • короткая шерсть;

  • шёрстяной покров устойчив к истиранию.

Специфичность конечностей и формы тела:

  • тело удлинённое и тонкое (геофил);

  • копательные зубы (слепушонка) и конечности;

  • обтекаемость тела без выступов (крот);

  • укороченные конечности.

Специфика органов чувств подземного жителя:

  • малые уши (либо их нет);

  • усиленное осязание;

  • отсутствие глаз либо их очень малый размер (крот).

Почва тяжёлая и имеет высокую плотность, а помимо этого в ней может содержаться мало влаги и воздуха. Данные особенности среды также вызывают приспособительные адаптации:

  • мощная костно-мышечная структура, защищающая от сдавливания (крот);

  • система лакун, накапливающая воздух;

  • мясистость стебля, толстый эпидермис для запаса влаги в засуху (кактусы);

  • колючки, ребристость стебля, восковой налёт на нём для задержки влаги (кактусы);

  • развитый корень.

Для существ, ведущих приспособленческий образ жизни (паразитов, например, малярийный плазмодий), организм, заселяемый ими, является особой средой. У хозяина происходит выработка разных реакций защиты.

Паразиты в ответ находят методы приспособления к подобным реакциям, и тем самым осуществляется постоянный процесс взаимной приспосабливаемости. Чем проще организация существ, тем больше среди них паразитов (простейшие, растения, грибы).

Биологические механизмы возникновения приспособительной окраски

Подобная окраска формируется благодаря случайным, полезным для определённых условий среды, мутациям в процессе существования популяции.

Возникновение бабочек с окрасом крыльев, сильно схожим с фоном её местообитания, даёт возможность оставаться незамеченными, размножаться и передавать роду данный признак.

Случайно возникающие мутационные процессы обеспечивают похожесть неспособных жалить существ на ядовитые виды.

Приспособленность растений к опылению насекомыми

С целью привлечения насекомых у растений формируются цветки. Они обычно открывают их, лишь когда пролетают конкретно те виды насекомых, с которыми растение «взаимодействует». В дневное время воздух заполняется запахами липы, клевера и прочих растений, опыляемых пчёлами.

Гвоздики и петунии опыляют ночные бабочки, в связи с чем интенсивное выделение пахучих веществ у них стартует с приходом сумерек. Адаптацией к опылению конкретным насекомым выступает и местонахождение частей околоцветника и их форма. Соцветие – приспособление цветковых, во много раз увеличивающее шансы опыления.

Выводы о приспособленности организмов к среде обитания

Основные приспособительные способности существ к условиям среды обеспечивают выживание при их изменении, размножение. Любой организм исполняет определённые функции, крайне нужные для сохранения жизни на Земле, в связи с чем можно определить спектр деятельности существа как его работу. А в природе необходимы все типы работ, так что ценен любой организм.

С помощью изучения приспособлений не только распознаётся принадлежность существа к определённой группе, но определяется его местообитание и рацион питания. Жизнь вокруг намного легче понимать. А помимо этого, практически все приспособительные принципы можно в конкретном случае применять и в собственной жизни.

«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе

Евгения Сафонова
«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе

Тема:

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Программное содержание:

Цель занятия:

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

Задачи:

— Образовательные –

— сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

— познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

— раскрыть относительный характер приспособлений;

— подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

— расширить кругозор детей.

Развивающие

— развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

— эмоциональную сферу: уверенность в себе;

— мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

— коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

Воспитательные

— воспитывать целостное восприятие мира;

— формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.

Словарная работа: среда обитание, приспособления, маскировка, эволюция.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания.

План.

1.Беседа: «Среда обитания животных и растениях».

2.Физ минутка: «Звееробика».

3. Игра «Определи все среды обитания животных и растениях».

4. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию».

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

6. Сюрпризный момент.

Введение

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

Воспитатель:

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания:

1) водную;

2) наземно – воздушная.

3) почвенную;

4) воздушную;

1. Водная среда жизни.

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Обитающих в воде, — рыбы, дельфины, моржи (млекопитающие: они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).

Например: Морж

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

Внешний вид

— Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

— Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

— очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

— Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

— Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

— Одна из сложностей жизни водных обитателей — ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).

Пример: Дельфины

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

РЫБЫ

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

— Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные — в морях из-за нарушения работы клеток.

2. Наземно-воздушная среда жизни.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

— у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

— а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

например:

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

3) Птицы пустынь и степей — обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Пример: Цапля

Цапля — это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни.

5) Птицы леса — самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

Пример: Дятел

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

— У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

— Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это:

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона)состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее);

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительнымвнешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Например: Верблюд

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

— Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

— Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

III.Игра: «Определи все среды обитания животных и растениях».

IV. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию».

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде).

8. Чем дышит рыба? (жабрами).

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

11. У растений — корни, у животных — ноги.

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз).

Среды обитания организмов. Знакомство с организмами различных сред обитания

Характеристика биосферы

Жизнь протекает на большом пространстве разнообразной поверхности земного шара.

Биосфера – это оболочка Земли, где существуют живые организмы.

Биосфера включает в себя:

— Нижняя часть атмосферы (воздушная оболочка Земли)

— Гидросфера (водная оболочка Земли)

— Верхняя часть литосферы (твердая оболочка Земли)

Каждая из этих оболочек Земли имеет особые условия, создающие разные среды жизни. Различными условиями сред жизни порождается многообразие форм живых организмов.

Среды жизни на Земле. Рис. 1.

Рис. 1. Среды жизни на Земле

Выделяют следующие среды обитания на нашей планете:

— Водную

— Наземно-воздушную (рис. 2)

— Почвенную

— Организменную.

Рис. 2. Наземно-воздушная среда обитания

Наземно-воздушная среда обитания

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение года заметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую — все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. (Рис. 3).

Рис. 3. Летучая мышь

Интересные факты об обитателях наземно-воздушной среды

Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров.

Приспособление птиц к полету

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. (Рис. 4). Передние конечности птиц превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Оперенное крыло намного более приспособлено к полету, чем летательная перепонка летучих мышей. Поврежденное оперение крыла быстро восстанавливается. Удлинение крыла достигается за счет удлинения перьев, а не костей. Длинные тонкие кости летающих позвоночных могут легко ломаться.

Рис. 4. Скелет голубя

Как приспособление для полета на грудине птиц развился костный киль. Это опора для костных летательных мышц. Некоторые современные птицы лишены киля, но одновременно они утратили способность летать. Все лишние тяжести в строении птиц, мешающие полету, природа постаралась устранить. Максимальный вес всех крупных летающих птиц достигает 15-16 кг. А у нелетающих, например страусов, он может превышать 150 кг. Кости птиц в процессе эволюции становились полыми и легкими. При этом они сохранили прочность.

Первые птицы имели зубы, но затем тяжелая зубная система полностью исчезла. У птиц появился роговой клюв. Вообще полет – несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

Полет, может быть:

— Машущий

— Парящий

Парящий полет в совершенстве освоили хищные птицы. (Рис. 5). Они используют теплые потоки воздуха, поднимающиеся от нагретой земли.

Рис. 5. Белоголовый сип

Как осуществляется дыхание животных в водной среде

Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

Рис. 6. Форель

Одни организмы (форель) могут жить только в богатой кислородом воде. (Рис. 6). Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованы льдом, может наступить замор рыб, т. е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки. В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров – царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно, водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются падающими из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. (Рис. 7), у тюленей и моржей – ласты. (Рис. 8). У бобров, выдр, водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

Рис. 7. Дельфин

Рис. 8. Морж

Рис. 9. Почва

Водная среда обитания

В водной среде воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха, а вот кислорода зачастую не хватает.

Почвенная среда обитания

Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. (Рис. 9). Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание.

Образование почвы

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс её образования. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Отмирая, они также дают перегной. Так постепенно почва превращается в среду для обитания. В почве селятся различные животные. Они повышают ее плодородие. Таким образом, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям и животным необходима почва. Поэтому в природе все взаимосвязано.

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот почему нельзя допускать разрушение и уничтожение почвы. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Почва многого боится, например, ядохимикатов. Если их вносить больше нормы, они накапливаются в ней, загрязняя её. В результате гибнут черви, микробы, бактерии, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносится слишком много удобрения или её слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого. Чтобы защитить почву, на полях необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.

Приспособление крота к жизни в почвенной среде

Рис. 10. Крот

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных. (Рис. 10). Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные, с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота – настоящие лопаты. Кости на них плоские, а кисть вывернута так, чтобы удобней было рыть землю перед собой и отгребать её назад. За день он прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния. Ходы у крота двух видов:

— Гнездовые, в которых он отдыхает.

— Кормовые, они располагаются недалеко от поверхности.

Чуткое обоняние подсказывает кроту, в каком направлении копать.

Приспособления животных к почвенной среде

Строение тела крота, цокора и слепыша говорит о том, что все они обитатели почвенной среды. Передние ноги у крота и цокора – главный инструмент для рытья. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. А у слепыша ноги обычные. Он вгрызается в почву мощными передними зубами. Тело у всех этих зверьков овальное, компактное, для более удобного перемещения по подземным ходам.

Организменная среда обитания

Эту среду обитания освоили в основном паразитические черви, такие как аскариды, паразитирующие в тонком кишечнике человека. (Рис. 11). У паразитов нет недостатка в пище. Правда, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина.

Рис. 11. Аскариды

Паразитические черви

Ленточные черви (ремнец, цепень) – высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике человека и животных. Тело свиного цепня в длину достигает 3 м. На головке у этого червя есть присоски и крючья для закрепления в организме хозяина. Среди круглых червей наиболее известными паразитами является человеческая аскарида и острицы. Длина самцов человеческой аскариды – 15–25 см, а самок – 20–40 см. Аскариды очень плодовиты: каждая самка откладывает до 200 тыс. яиц…

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).

Большой пёстрый дятел.

Класс:

Птицы

Отряд:

Дятлообразные

Семейство:

Дятловые

Род:

Пёстрые дятлы

Вид:

Большой пёстрый дятел

Ареал обитания.

Это очень распространенная птица, имеющая широкий ареал обитания — от Канарских островов до Камчатки и Японии. Чаще всего птицы ведут оседлый образ жизни, реже – кочующий. Последнее связано в основном с местами обитания, которые неблагоприятны с точки зрения кормовой базы, поэтому птицы вынуждены совершать кочевки (инвазии) в соседние регионы. Большой пестрый дятел (фото можно увидеть в статье) очень нетребователен к месту жительства и приживается практически везде, где растут деревья, — от таежных лесов до городских парков. Удивительно то, что выбор зависит не только от страны, в которой живут птицы, но даже от регионов. Так, в Сибири и на Урале дятел выбирает хвойные леса и смешанные, но с преобладанием сосен, а на северо-западе страны отдает предпочтение сосновым борам, ельнику.

Характерные особенности

Данную птицу сложно с кем-либо перепутать, обусловлено в первую очередь ее специфическим внешним видом и способом добычи пищи. Большого пестрого дятла по размерам часто сравнивают с дроздом, они примерно одинаковы.

Длина тела в среднем колеблется от 22 до 27 сантиметров, самки, как правило, меньше самцов.

Масса птицы небольшая – всего 60-100 грамм.

Большой пестрый дятел не зря получил такое название, так как имеет очень яркую, контрастную окраску оперения в черно-белых тонах и красное (а иногда розовое) подхвостье.

Самца от самки можно отличить по окрасу затылка.

У всех молодых особей есть красная шапочка на голове, с возрастом она исчезает. Красное пятно на затылке остается только у самцов. Верх головы становится черного цвета. Щеки птицы, лоб, брюхо — белые, в зависимости от места обитания может меняться их оттенок от яркого и чистого до бежевого или почти коричневого.

Большой пестрый дятел имеет весьма приличный размах крыльев, достигающий почти полуметра (42-47 сантиметров).

Стоит отметить также форму хвоста. Он заостренный (клиновидный), имеет среднюю длину; очень жесткий, так как играет роль опоры, когда птица передвигается по дереву. Строение лапы, типичное для дятлов, – зигодактильное, то есть два передних пальца противопоставлены двум задним.

Большой пестрый дятел, живущий в редколиственных лесах, предпочитает ежегодно делать новое дупло. Если же место его обитания — густые хвойники, то птица возвращается в старое. Дупло, как правило, располагается на высоте до восьми метров и имеет глубину около 25-35 см, а диаметр — примерно 10. Строительством в основном занимается самец, а самка лишь иногда его подменяет, по времени оно занимает до двух недель.

Звук, голос, пение.

Размножение.

Дятлы откладывают яйца в середине весны, приблизительно в конце апреля.

В кладке бывает от 5 до 7 небольших яиц белого цвета, глянцевых. В высиживании участие принимают оба родителя, но в ночное время — только самец. Птенцы вылупляются голые, беспомощные и слепые на 10-12 день.

Образ жизни

Есть ли у дятла враги? Казалось бы, у такой птицы принципиально не может быть врагов, ведь, обладая мощным клювом, он вполне может за себя постоять. Но на деле все несколько иначе. Данных о нападениях на дятлов хищных птиц хоть и мало, но все же они есть. В основном они подвергаются опасности со стороны перепелятников, тетеревятников, на равнинных местностях – сапсана. Из наземных хищников стоит отметить куницу и горностая. Даже гнезда дятлов, которые, казалось бы, скрыты и защищены, иногда подвергаются разорению со стороны белок, сони-полчка и рыжей вечерницы (разновидность летучих мышей). Бывает так, что дятлы вытесняются из старых дупел скворцами. Приспособленность дятла к условиям внешней среды. Практически все животные и птицы обладают определенным набором характеристик, которые возникли как результат приспособления к факторам внешнего мира. Не исключение и большой пестрый дятел. Черты приспособленности к среде обитания приведены ниже. Цепкие когти на лапах помогают легко держаться на стволе дерева или на тонких ветвях. Жесткий хвост клинообразной формы предотвращает скольжение по стволу вниз; он в большей степени приспособлен для лазания по деревьям, чем для полетов. Длинный крепкий клюв помогает пробивать кору деревьев и делать в них дупла для гнездования, а также добывать пищу. Длинный, тонкий и липкий язык помогает доставать насекомых из самых труднодоступных мест.

Питание

Дятлы имеют очень разнообразный рацион питания. Преобладание в нем растительной или животной пищи зависит от сезона. Примечательно, что самцы и самки добывают себе пропитание на различных территориях, а иногда даже в отдельных лесах. Весенне-летний рацион в основном состоит из насекомых и их личинок. В первую очередь это, конечно же, различные жуки, в том числе и те, что питаются древесиной, а также их личинки: усачи, короеды, рогачи, долгоносики, божьи коровки, златки.

Большой пестрый дятел делает 130 ударов в минуту своим клювом. Это достаточно мощная сила, ни один жучок или червячок не останется незамеченным. Также в рацион птицы входят бабочки, в том числе и мохнатые, их гусеницы, тля, муравьи. Большой пестрый дятел не брезгует и падалью, если выпадает такая возможность. Также было установлено, что иногда эти птицы разоряют гнезда мелких певчих пернатых.

В осенне-зимний период преобладает растительная, богатая белками пища. К ней относятся семена хвойных деревьев, желуди, орехи.

Интересные сведения.

Интерес представляет способ добывания семян из шишки. Он характерен для всех дятлов, но данный вид довел его до совершенства. Первоначально дятел срывает шишку, затем несет ее в клюве к заранее выбранному месту – наковальне, которая, по сути, представляет собой зажим или щель в верхней части ствола дерева. Птица со всей силой бьет клювом по шишке, а затем приступает к трапезе — отклевывая чешуйки, извлекает семена. Один большой пестрый дятел может завести для себя около 50 таких наковален, но использует, как правило, две или три. Поэтому в конце зимы под одним деревом может накопиться целая горка шишек и чешуек.

Продолжительность жизни птицы составляет около 9 лет.

Загадки про дятла

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка … (Дятел) Ж. Зудрагс

В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись …(Дятел)

Вкруг ствола большой сосны

Шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный … (Дятел) (П. Смолин)

Вот сосны огромной ствол

От коры очищен, гол.

Потрудилась здесь сполна

В красной шапочке … (Желна) (П. Смолин)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

В пёстрой одежонке,

В красненькой шапчонке

По лесу летает,

В барабан играет. (Дятел)

В полдень жаркий слышу вдруг:

«Тук-тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!»

Барабанщик на опушке

Отбивает в такт кукушке.

В шапке красной, в сюртучке,

Примостившись на сучке,

Белоснежный весь с бочков

Ищет он в коре жучков.

Бьёт он клювиком всё чаще

И разносится по чаще

Барабанной дроби звук:

» Тук-тук-тук! Тук-тук! Тук-тук! «

Лесоруб он и ваятель.

Кто же это, детки? … (Дятел) С. Цапаева

«Врач» для сосен и берёз,

Крепче стали острый нос,

Съест вредителей в коре

И в мороз, и при жаре! (Дятел) В. Кузьминов

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: «Тук-тук-тук!»

(Дятел)

Все деревья я лечу

По деревьям я стучу.

Их спасаю от врагов

Вредных, маленьких жуков.

(Дятел)

Л. Турьева

В чаще слышится тук-тук,

Значит с деревом недуг.

Ствол проверил, все уладил,

Помогает лесу …

(Дятел)

Сказки.

Даль Владимир Иванович «О дятле»

Каяться и зарекаться хорошо, если помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера, а с утра опять принимаешься за то же — так и в добром слове твоем добра мало.

Дятел красноголовый лазил день-деньской по пням и дуплам и все стучал роговым носом своим в дерево, все доспрашивался, где гниль, где червоточина, где подстой, где дрябло, где дупло, а где живое место? Стучал так, что только раздавалось во все четыре стороны по лесу. К вечеру, глядишь, голова у красноголового разболится, лоб словно обручем железным обложило, затылок ломит, не в силу терпеть.

— Ну, — говорит, — полно, не стану больше долбить по-пустому; завтра посижу себе смирно, отдохну, да и вперед не стану — что в том проку?

Закаялся и зарекся наш дятел, а наутро, ни свет ни заря, как только пташки в лесу проснулись да защебетали, дятел наш опять пошел долбить и барабанить по сухоподстойным пням.

День прошел, настал вечер — опять головушку разломило, и опять он закаялся — с вечера до утра, а потом опять принимается за то же…

Юрий Подкорытов. Ваняткины Сказки

Сказка про дятла.
Заболело дерево. Стало сохнуть, листья среди лета начали бледнеть
и в трубочку свёртываться. Беда пришла.
Позвали старого филина. Славился он своей мудростью
и учёностью. Осмотрел филин дерево, похлопал глазами и говорит:
«Жук-короед пробрался. Лечить надо дерево, иначе исчахнет совсем».
«Позовём дятла, – предложила синица, – ведь он в лесной академии учился.
Да и нос у него длинный».
Прилетел дятел – такой серьёзный, строгий. Очки нацепил.
Носом – тук-тук-тук, тук-тук-тук… Дерево простукал. Нахмурился, что-то пробормотал
на своём языке и сделал вывод:
«Необходима срочная операция. Посторонних прошу удалиться!»
И пошёл, и пошёл длинным носом всё простукивать: тук-тук-тук,
тук-тук-тук, тук-тук-тук! Хорошо стучал… По всей округе слышно было.
Вздохнуло с облегчением дерево, распрямилось и стало благодарить:
«Спасибо, доктор, за помощь! И меня вылечил, и себе пропитание добыл!»
Вот теперь только и слышно в лесу, особенно весной: тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Это дятел – лесной лекарь. Старается…

«Трудяга-дятел»
Автор сказки: Ирис Ревю

Трудягу-дятла в Изумрудном лесу знают все. На работу он всегда ходит (ой, простите, летает) как на праздник. В кумачовой шапочке на голове, в красном галстуке, в бело-чёрной рубашке.

Прилетит трудяга – и ну, давай деревья лечить. Долбит, стучит, а вредные насекомые так и выскакивают из всех щелей ствола дерева.

Однажды подлетел дятел к неприглядному дереву. Это была берёза. Трудяга-дятел решил её полечить. Застонала, заскрипела она, бедняжка. Совсем заели её вредители.

Полечил дятел дерево. Повеселела берёза и напоила дятла свежим берёзовым соком.

Стихотворения

Дятел, Дятел —
Наш приятель
Дуб долбит,
Как долотом.
Помоги нам,
Дядя дятел
Для скворцов
Построить дом.
Сапгир Г.

*****
Дятел подолгу стучит по сосне,
Ищет жучков и личинок в коре,
Ими питается, кормит птенцов,
За это зовут его – лекарь лесов.
Зимой в холода, снега и метели
Трудные настают времена,
И дятел шишки сосны или ели
Долбит и ест из них семена.
Метелёв М.
*****
Дятлу есть в лесу работа:
Заглушая птичий свист,
Он выстукивает что-то,
Как лихой телеграфист.
Ставит точки и тире
На березовой коре.
Комаров П.
*****
Продолбил себе дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин – дятел пестрый:
Клюв надежный, прочный, острый, –
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой.
*****
Дятел делает дупло,
Чтоб птенцам было тепло.
Если есть они попрося,
Он личинок им приносит.
Дятел, радуясь весне,
Барабанит по сосне.
И в лесу его не даром
Все считают санитаром.
Цветкова Н.
*****
В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель —
Непоседа дятел.
*****
Дятел строил новый дом
Своему сыночку.
Он трудился долгим днём,
Вечером и ночью.
Клювом дерево долбил,
Всех соседей разбудил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *