Проблемные технологии обучения

Содержание

Уважаемые коллеги, в связи с модернизацией сайта работы временно не принимаются!

Сетевое издание «Современные педагогические (образовательные) технологии». Информационная продукция предназначена для лиц старше шести лет (6+). Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-60813 от 11.02.2015 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Адрес редакции: 143441, МО г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. Сходненская, д.35, кв.49. Учредитель Кириленко Николай Александрович (143441, МО г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. Сходненская, д.35, кв.49). Доменное имя сайта pedtehno.ru. Территория распространения – Российская Федерация и зарубежные страны. Язык: русский. Главный редактор Кириленко Елена Александровна. E-mail редакции admin@pedtehno.ru. Телефон редакции: 8-(985)-926-04-58. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Современные педагогические (образовательные) технологии» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Современные педагогические (образовательные) технологии» — https://pedtehno.ru. Отправить запрос на удаление контента, в котором незаконно используются ваши материалы, можно на E-mail редакции: admin@pedtehno.ru 2020 © «Современные педагогические (образовательные) технологии»

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача нового образовательного стандарта, который призван реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Методическим основанием реализации ФГОС выступает грамотное сочетание и использование образовательных технологий, позволяющих удовлетворять все образовательные потребности обучающихся. Среди всего многообразия реализуемых технологий до сегодняшнего дня не существует какой-либо одной универсальной, поэтому необходим их отбор согласовывать с методологическими основаниями той образовательной системы, которая выбрана в рамках конкретного подхода реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.

В МАОУ НГО «СОШ № 4» в основе основной образовательной программы лежит образовательная система «Школа 2100», в которой основные акценты расставлены в отношении следующих образовательных технологий:

− технология проблемного обучения;

− технология продуктивного чтения;

− технология оценивания учебных результатов;

− технология проектной деятельности;

− технология преемственности.

Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) приоритетной нами видится технология проблемного обучения.

Идея проблемного обучения широко разрабатывается с 60-х гг. ХХ века. Большое значение по теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий.

Различные направления исследований в области проблемного обучения способствовали тому, что авторы по-разному определяют сущность проблемного обучения. Так, проблемное обучение понимается как совокупность определенных действий (В. Оконь), участие обучающихся в решении учебных проблем (И. Лернер), решение проблемных задач (Т. В. Кудрявцева), тип развивающего обучения (М. И. Махмутов) и др.

Мы принимаем позицию Е. Л. Мельниковой в том, что технология проблемного обучения — это технология открытия знаний. Суть проблемного обучения — «творческое усвоение знаний». Содержательным аспектом проблемного обучения выступает диалог — побуждающий диалог, подводящий диалог.

Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что:

− во-первых, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;

− во-вторых, цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;

− в-третьих, мне кажется, что учащиеся способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и проверять полученные результаты на практике;

− в-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся.

− в-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

− личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

− регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

− познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

− коммуникативные: действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

При реализации технологии проблемного обучения необходимо учитывать методический компонент организации образовательного процесса в условиях начального общего образования. Проблемное обучение позволяет реализовывать разнообразные типы уроков. Типология уроков представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Типология уроков с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока

Цель урока

Применяемые методические приемы

Урок введения нового знания

Формирование новых понятий.

Проблемно-диалогическое введения нового знания через противоречия.

Урок применения знаний

Выработать умения применять полученные знания в приобретении опыта творческой деятельности.

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Организовать обобщение базового содержания темы на уровне применения знаний, оперативных действий.

Составление таблиц и схем, сопоставление явлений.

Урок проверки знаний и умений

Осуществить контроль умения применять знания к решению практических образовательных задач.

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

В качестве конструкта урока нами используется общая схема организации урока введения нового знания, состоящая из 9 этапов: организационный момент, актуализация знаний, возникновение проблемной ситуации, постановка проблемы (целеполагание), поиск решения, выражение решения, применение знаний на практике, самостоятельная работа итог урока. Общая схема конструкта урока представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Общая схема урока

№ этапа

Название этапа

Цель

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение обучающихся в деятельность на лично-значимом уровне

Личностные: самоопределение

На каждом этапе урока формируются коммуникативные действия: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Познавательные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение

Возникновение проблемной ситуации

Создать проблемную ситуацию на основе противоречий

Познавательные (общеучебные): умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации

Постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса на который предстоит ответить

Регулятивные: целеполагание, планирование

Поиск решения

Выдвинуть гипотезы. Построить выход из затруднения. Проверить гипотезу

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные (логические)

Выражение решения

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Общеучебные: моделирование

Применение знаний на практике

Закрепить полученные знания в упражнениях, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

Самостоятельная работа

Каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценка

Итог урока

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Общеучебные: рефлексия.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Методическое обоснование и систематическое использование основных идей проблемного обучения позволяют сформировать познавательные УУД и достичь значительных позитивных сдвигов.

Для оценки результативности технологии проблемного обучения нами были определены УУД, которые в полной мере отражают целесообразность в условиях НОО. Среди обозначенного перечня нами были взяты для анализа познавательные УУД.

Основными индикаторами познавательных УУД выступают:

1. Осознание возможности извлекать информацию из дополнительных источников (понимать, что дополнительная информация нужна, предполагать, какая именно).

2. Отбирать источники информации для решения учебных задач (из предложенных учителем, самостоятельно).

3. Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных словарях, энциклопедиях.

4. Наблюдать, обобщать, делать выводы.

5. Группировать предметы по нескольким основаниям.

6. Сравнивать предметы по нескольким основаниям

7. Находить закономерность по двум и более признакам.

8. Определять истинные и ложные выказывания с помощью учителя или самостоятельно.

9. Составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы.

Каждый индикатор нами оценивался по трем уровням проявления:

− повышенный (в заданиях повышенного (программного) уровня успешно выполнено 61–100 % действий, или решена новая, совершенно незнакомая задача

− необходимый (в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 61–100 % действий или известная задача решена полностью самостоятельно;

− не достиг необходимый уровень (в заданиях необходимого (базового) уровня успешно выполнено 50–60 % действий или известная задача решена с ошибками или с чьей — то помощью, или не решена вообще.)

Сводные результаты оценки сформированности познавательных УУД представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности познавательных УУД младших школьников

Индикаторы

Уровень

Период

1 класс

2 класс

Осознание возможности извлекать информацию из дополнительных источников (понимать, что дополнительная информация нужна, предполагать, какая именно)

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Отбирать источники информации для решения учебных задач (из предложенных учителем, самостоятельно)

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных словарях, энциклопедиях

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Наблюдать, обобщать, делать выводы

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Группировать предметы по нескольким основаниям

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Сравнивать предметы по нескольким основаниям

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Находить закономерность по двум и более признакам

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Определять истинные и ложные выказывания с помощью учителя или самостоятельно

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Среднее (М)

повышенный

необходимый

не достиг необходимый уровень

Анализируя полученные результаты можно свидетельствовать, что:

− осознание — имеет положительную динамику;

− умение работать с источниками информации — доля обучающихся увеличивается на каждом уровне;

− умение находить необходимую информацию — процент обучающихся, не достигших необходимого уровня сокращается до 4 %, за счет повышения необходимого уровня, показательно и то, что повышенный уровень не изменился, значит, работа над формированием познавательных УУД ведется правильно;

− наблюдать, обобщать и делать выводы — увеличиваются все три уровня у обучающихся;

− группировать предметы по нескольким основаниям — тоже в каждом уровне происходит рост;

− сравнивать предметы по нескольким основаниям — все ученики достигли необходимого уровня уже во 2 классе 1 полугодия, а некоторые ученики перешли на повышенный уровень;

− умение находить закономерность — результат также положительный, несколько учеников перешли на повышенный уровень;

− определять истинные и ложные высказывания умеют 100 % обучающихся, 32 % достигли повышенного уровня;

− составлять выступление в форме небольшого текста, ответов на вопросы, таблицы, схемы могут не все, мы видим, что еще небольшой % обучающихся не достигли необходимого уровня, но в целом тенденция положительная.

Теперь посмотрим на средний % результатов формирования познавательных УУД, видим, что доля обучающихся на необходимом уровне увеличилась за счет уменьшения обучающихся не достигших необходимого уровня, на повышенном осталась прежней.

Согласно полученным результатам и их анализу возможна дальнейшая коррекция, которая может быть реализована в двух ракурсах:

− в совместной деятельности учителя и обучающихся (на основе сформированного уровня реализуется совместное целеполагание по развитию познавательных УУД при помощи школьного дневника «Школы 2100»);

− коррекция методического компонента при подготовке к уроку учителем (в отборе содержательного компонента конкретного урока в зависимости от сформированного уровня познавательных УУД обучающихся).

Анализируя совокупные результаты проделанной работы становится возможным свидетельствовать, что проблемное обучение — такой процесс обучения, при котором каждый ученик не просто усвоит поток информации, полученный от учителя, а научится самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, ученик должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать для этого все условия.

Технология проблемного обучения широко используется на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. С помощью ФГОС в ДОУ стало популярно всестороннее развитие ребенка и обучение методом вопросов. Педагоги, прошедшие аттестацию и подтвердившие свою квалификацию, наполняют жизнь малыша задачами для достижения качественного результата и опыта, разрешения проблем начального образования.

Технология проблемного обучения в ДОУ

Проблемный метод обучения это организованная последовательность взаимодействия с дошкольниками, которая предполагает наличие проблемных ситуаций и умение самостоятельно их разрешить в любом возрасте. На итоговом этапе можно включать анализ пройденной методики. Уроки в старших группах развивают критичность мышления детей.

Активный поиск решения проблемы

Важно! В педагогике преподавание образовательного процесса строится на технологиях ИКТ, игровых, реализации метода проектов и приеме интеграций. Они помогают обучать дошкольников на примерах трудных ситуаций, внедрять и эффективно использовать новые знания.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов технология способствует развитию творческих способностей.

История

История проекта по данному виду обучения начинается в 20-х годах прошлого столетия. Определение дал Джон Дьюи. Автор считал, что ожидать усвоение материала ребенком стоит не только с помощью речи и органов чувств, но и дать ему возможность самому удовлетворить потребность в знаниях с помощью различных источников, дискуссий, необходимой литературы и кратких технологических карт.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Обучающийся обретает высокую самостоятельность,
  • Формируются мотивация и познавательный интерес,
  • Развиваются мыслительные способности.

Минус:

  • Чтобы усвоить некоторый объем знаний, нужно затратить большое количество времени.

Классификация методов проблемного обучения

Методами проблемного обучения являются:

  • Эвристический. Формулировка проблемы осуществляется учителем, а после ученики вовлекаются в обсуждение решения.
  • Репродуктивный – построение занятий по образцу. Приводится пример трудной ситуации с указанием, как найти противоречия.
  • Проблемное изложение. Пассивный метод, где ученики наблюдают за всем процессом, который формулирует педагог.
  • Исследовательский. Самый сложный: учитель формулирует проблему, а остальной работой заняты ученики.

Классификация методов по Махмутову М.И.

Классификации проблемных ситуаций, способы их создания

Педагогический опыт представляет 20 квалификаций затрудненных ситуаций. Три их общих класса:

  • Первый. Неизвестное – цель, которую необходимо усвоить,
  • Второй. Неизвестное – способ действия.
  • Третий. Неизвестным считаются новые условия действия.

Обратите внимание! Одна из педагогических технологий проблемного обучения – кейс-метод. Он универсален. С его помощью описывается конкретная ситуация, в ходе которой разбирается суть проблемы, возможные решения и выбор наилучшего из них. Материал максимально приближен к реальному, взаимодействуют все учащиеся, в том числе, педагог.

Способами создания таких ситуаций служит побуждение учащихся к сравнению. Ученик должен сопоставить факты, явления, данные, противоречащие заданной цели. Например, на занятиях по биологии с помощью презентации дошкольник должен найти ошибку или противоречивые данные.

Когда использовать метод

Сложностью считается правильно созданная проблемная ситуация. Поэтому этот метод требует навыков и умений.

Решение сложных ситуаций в подготовительной группе ДОУ

Правила:

  • Обрисованная проблема соответствует возрасту,
  • Ее не решают прежними знаниями, а учатся находить новые,
  • Ситуация содержит в себе противоречия,
  • Ситуация вызывает интерес и мотивацию.

Этапы технологии проблемного обучения

  • Постановка проблемы, в процессе которой появляется затруднение у ученика.
  • Начинается поиск решения с помощью диалогов или гипотез.
  • Гипотезы проходят этап проверки. Начинать стоит с ложной.
  • Формулируются правил и способы разрешения поставленных задач. Сравнение с образцом.
  • Обучение постановке проблемных вопросов.
  • Проводятся контрольные и проверочные работы.

Типовая структура занятия

Структура проблемного занятия включает:

  • Повторение прежних знаний,
  • Изучение новых способов действия,
  • Формирование навыков и способностей

Развитие познавательного процесса в ДОУ в момент решения ситуации затруднения

Дополнительная информация. При разработке нового правила применяется «ага-реакция». В данном случае все учащиеся сообща выбирают наиболее правильный вариант.

Основные психологические условия для применения проблемного обучения

Важными условиями являются:

  • Доступность и понимание правил всеми учащимися,
  • Процесс должен вызывать заинтересованность, познавательную активность,
  • Задания должны подбираться так, чтобы ученик не мог использовать при их решении прежние знания.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций

8 методических приемов:

  • «Подвести» ученика в противоречию,
  • Столкнуть противоречие с практикой,
  • Высказать различные точки зрения на один вопрос,
  • Рассмотрение проблемы с разных углов,
  • Побуждение ученика делать выводы и сопоставления,
  • Ставить конкретные вопросы,
  • Предложить задания для практики,
  • Демонстрировать факты, неизвестные ученику.

Мастерство учителя

Самым главным умением любого хорошего педагога является способность вызвать интерес. Именно интерес способен стимулировать восприятие, воображение, активность.

Дополнительная информация. Чтобы интерес возник, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую ученика.

Насыщение эмоциями вызывают яркие элементы:

  • Развития,
  • Активности,
  • Деятельности.

Также важным элементом успеха считается создание оптимальных условий для развития, логических и практических решений.

Ожидаемый результат

Итоговый результат:

  • Ученик способен грамотно сформулировать вопрос и участвовать в дискуссии,
  • Развито логическое мышление,
  • Развиты новые умения и навыки, в том числе умение организовать познавательную деятельность самостоятельно,
  • Ученик способен к самоконтролю.
  • Ярко выраженный интерес к предмету.

В настоящее время проблемное обучение необходимо человечеству, поскольку с ним рождается творчески разносторонняя личность. Ребенок не сдается перед проблемами, а стремится их разрешить. Он всегда заинтересован в поиске новых знаний и умений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Образовательные технологии. Проблемное обучение.

Проблемное обучение

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь, 1975).

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

История возникновения

Мышление необходимо человеку прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе поисков и открытия существенно нового человек имеет дело с неизвестным. Тем самым определяется основная задача и одновременно и самая главная трудность любого мышления. Как вообще можно познавать неизвестное, если мы о нем еще ничего не знаем? Уже философы Древней Греции всерьез осознавали эту исходную и всеобщую трудность мыслительной деятельности. Они выразили ее в форме следующего парадокса мышления: если я (уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу, то как я могу искать? Такой парадокс отчасти правильно выражает важнейшее противоречие всякого мышления — противоречие между начальными и конечными стадиями мыслительного процесса. В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления, источником творческого мышления]. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью]. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями — инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).

Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учетом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, экспериментально доказал преимущество новой схемы учебного процесса над традиционной. Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочетания современной формальной логики с логикой диалектической . Экспериментально доказав возможность формирования теоретического мышления у младших школьников, В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения.

Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Оно возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся. Само название связано не столько с этимологией слова, сколько с сущностью понятия. Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»: Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация прежде всего характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знании о предмете, способах или условиях выполнения задания. Главный элемент проблемной ситуации — неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия.

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно, методов построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности. «Проблемная ситуация» и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельностей преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру . Существенным недостатком в современной практике и теории проблемного обучения считается ограниченное понимание постановки проблем.

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В традиционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуждения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необходимо подчеркнуть, что именно проблема — первопричина активного мышления, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равнозначным его эквивалентом.

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.

Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Задания должны быть таковыми, что бы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Метод — средство реализации теории обучения в повседневной практике, основной инструмент в технологии процесса обучения. В истории философии «метод» — это средство научного исследования (Ф. Энгельс), способ деятельности (Дж. Милль), правила, как действовать (И. Кант) и форма движения содержания (Г.-В. Ф. Гегель).

Дидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:

1) организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа — к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки;

2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации;

3) новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности;

4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов;

5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных тиров проблемных ситуаций;

6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки;

7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности). Характер изложения учебного материала учителем зависит от внутренних условий, которыми являются уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения.

Проблемная ситуация — основное звено проблемного обучения

Проблемная ситуация — центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей.

«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, — отмечает А.М. Матюшкин, — нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного». Приведем простейший пример (из экспериментов А.М.Матюшкина). Младшие школьники, еще не знающие, что сумма внутренних углов треугольника равна 180?, но уже умеющие строить на чертеже углы заданной величины, получают задания построить треугольники с углами строго определенных размеров. Сначала преподаватель подбирает такие величины, чтобы в сумме они составляли 180?, и в этом случае учащиеся успешно выполняют задания. Однако затем учитель специально предлагает такие углы, сумма которых больше или меньше 180?. Теперь — неожиданно для школьников — все их попытки построить заданные треугольники оканчиваются неудачей. Так по ходу их деятельности закономерно возникает проблемная ситуация, означающая, что они натолкнулись на явное, но пока непонятное препятствие, затрудняющее их дальнейшее действия. Эта явная для учащихся проблемная ситуация содержит в себе ярко выраженное противоречие между желанием и невозможностью продолжать прежние действия. Тем самым она составляет необходимые начальные условия для мышления: она закономерно побуждает к тому, чтобы разрешить возникшее противоречие, т.е. прежде всего осмыслить причины начавшихся неудач в осуществлении определенной деятельности. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним из главных ее компонентов. Однако при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня знаний). Поэтому в качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяются возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует созданию проблемной ситуации.

Именно проблемные ситуации дают возможность создать такую логику объяснения нового материала, которая отражает логику соответствующей науки, дидактически преломленную применительно к уровню мышления учащихся определенного возраста. Правильная логика объяснения нового материала, отражающая логику науки, способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путем, на основе взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации. «В результате ее анализа возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова. Возникновение задачи — в отличии от проблемной ситуации — означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить данное (известное) и искомое (неизвестное). Это расчленение выступает в словесной формулировке задачи». Эти положения помогают определить пути организации проблемного обучения в школе. Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных, значимых для учащихся противоречий. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного. Это положение, имеет принципиальное значение для практики проблемного обучения .

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания

Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций.

  • К первому классу относятся такие, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). В соответствии с этим А. М. Матюшкин характеризует данный класс проблемных ситуаций как теоретический.

  • Ко второму классу относятся такие ситуации, в которых усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Проблемные ситуации этого рода широко представлены при усвоении многих предметов, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий (языковых, математических операций, многих практических умений и двигательных навыков). Сюда также относятся ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах.

Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

  • В третий класс входят такие проблемные ситуации, в которых неизвестным являются новые условия действия. Ситуации этого рода чаще всего рассматривались при изучении формирования навыков, то есть на различных этапах тренировки усвоенного действия. Особенно часто ситуации этого рода встречаются при обучении профессиональным навыкам, когда необходимо предусматривать не только основные способы выполнения профессиональных действий, но и все те условия, в которых придётся их выполнять.

Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает:

  1. между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач.

Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21

Найди ошибку в записях.

2) между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня.

Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об интересном факте, опыте. Как правило, это связано с экскурсом в историю науки.

— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

— предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

— определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

— построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.

Природоведение 4 класс (проблемное обучение)

Тема: Кожа

Цель:

  1. знакомство со значением кожи и ее строением;

  2. вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;

  3. активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Оборудование: карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой.

(Учащиеся разделены на группы)

Возьмитесь за руки. Не забывайте: вы единое целое. Уважайте мнение своих товарищей, умейте слушать и не перебивать друг друга. Помните о правиле “свободного микрофона”.

2. Вызов знаний.

А) Что это? (Работа в группах). Детям раздаются карточки с заданиями.

1 группа – Она не промокает под сильным дождем, не впитывает влагу, но свободно пропускает воду.

2 группа – Она постоянно отмирает и постоянно вновь рождается. Всегда нам впору.

3 группа- Это наша единственная, данная природой одежда. Она не мнется, не выцветает. Носить ее можно хоть 100 лет.

4 группа – Составить закономерность: позвоночник, ребра, кожа, череп.

Б) Что вы представляете, когда слышите слово “кожа”? Ваши ассоциации? (Ответы детей учитель записывает на доске)

3. Наблюдение и осмысление.

А) Рассмотрите кожу на своей руке, на кончиках пальцев, на ладони. Расскажите о своих наблюдениях (учащиеся называют, а учитель делает схему-рисунок на доске).

Б) Работа по учебнику.

Рассмотрите рисунок и прочитайте текст.

Что еще узнали о коже? Что мы не сказали о коже?

Вывод: кожа защищает нас от ударов, царапин, толчков.

В) Составление таблицы “Специальности кожи” (работа в тетради).

Значение

Как действует?

Защищает

От ударов, царапин, толчков

(Чтение в командах текста “Что еще умеет кожа” с остановками для обсуждения и заполнения таблицы)

1 карточка – 1 остановка. Как работают потовые железы?

Значение

Как действует?

Охлаждает

Спасает от внутреннего перегрева

2 карточка – 2 остановка. Если всю воду за сутки собрать – можно 3 раза чай попить?

Значение

Как действует?

Удаляет с потом горько-соленые вещества. Выводит ненужные организму вещества: соли, молочную кислоту, соединения азота

3 карточка – 3 остановка. Зачем в коже хранится 1 литр крови?

Значение

Как действует?

Хранитель запасов крови

  1. Во время длительной работы

  2. Рана на теле – потеря большого количества крови

4 карточка – 4 остановка. Почему без нормальной работы кожи наши кости были бы непрочными, мягкими?

Значение

Как действует?

Производит витамин D. На солнце вырабатывается витамин D, который помогает усвоить кальций. Отсюда – прочные кости.

5 карточка. Что теперь можете сказать о значении кожи?

4. Рефлексия.

Соотнесите “новую” информацию со “старой”. Посмотрите на наше “солнышко”. Может быть что-то добавите новое, измените?

5. Игра “Детективы”.

С 1905 года при расследовании преступлений используют отпечатки пальцев. Найдите отпечатки своего друга (учащиеся получают листочки и краски).

6. Домашнее задание.

Учебник. Найти дополнительный материал о коже. Записать новые слова в словарик.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 карточка

Кожа – удивительное изобретение природы. У нее несколько специальностей. Об одной из них ты уже знаешь: это защищать от механических, химических и других воздействий. Хочешь узнать об остальных?

В результате работы наших внутренних органов выделяется большое количество теплоты. Этой теплотой можно было бы вскипятить около 7 ведер воды! Но нам ведь закипать совсем небезопасно! Значит нужно охлаждаться. Над этим и работают потовые железы, которые прячутся в глубоком слое кожи.

Вопрос: Как работают потовые железы?

2 карточка

Они все время смачивают поверхность кожи потом. Пот постоянно испаряется и при этом уносит теплоту. Если ты здоров, то даже не замечаешь этого. Но вспомни, что было при простуде. У тебя жар, т.е высокая температура. Через какое-то время кожа стала влажной, в некоторых местах (на лбу, на верхней губе) появились вполне заметные капельки воды. Вслед за этим температура быстро снизилась. Бабушки и мамы радуются в таких случаях: “Вспотел, значит на поправку пошел!”. Представляешь, даже когда температура нормальная 36,6 кожа в течение суток выделяет почти пол-литра воды.

Вот и со второй специальностью разобрались: кожа спасает от перегрева.

Вопрос: Если всю воду за сутки собрать – можно 3 раза чай попить?

3 карточка

Нет, нельзя. В воде этой растворены разные ненужные нашему организму вещества: всевозможные соли, молочная кислота, различные соединения азота. Вот почему пот на вкус горько-соленый. Кожа помогает организму избавиться от этих горько-соленых веществ. Вот и третья специальность кожи.

Есть еще и четвертая специальность. Ты знаешь, что в глубоком слое кожи много кровеносных сосудов. Они очень тоненькие, иногда тоньше волоса. Но их много. Так много, что в них может храниться целый литр крови.

Вопрос: Зачем в коже хранится 1 литр крови?

4 карточка

Про запас. Когда ты сидишь у телевизора или читаешь, этот литр крови тебе, конечно, не нужен. Но если ты пойдешь в длительный поход или занимаешься вскапыванием огорода – этой крови придется поработать. И уже совсем она бывает необходима, когда у человека на теле рана, и большое количество крови потеряно. Итак, четвертая специальность – хранение крови. А ты знаешь, что без нормальной работы кожи наши кости были бы непрочными.

Вопрос: Почему без нормальной работы кожи наши кости были бы непрочными, мягкими?

5 карточка

Для прочности костей нужен кальций, а для того, чтобы костная ткань могла усвоить, нужен витамин D. Так вот, витамин D производит кожа. Причем, только в том случае, если побываешь на солнышке. Особенно много витамина образуется от утренних лучей солнца. Вот такая пятая специальность кожи.

Методическая разработка, тема: Технологии проблемного обучения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ

ГОРОДА НОРИЛЬСКА»

Красноярский край, 4А,

телефон (приемная): (39

Методическая разработка

тема: ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

(для педагогов)

Разработала: методист

«Станции юных техников»

г. Норильск

2008 год

1.История развития теории проблемного обучения.

3. Классификация методов проблемного обучения

6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.

1. История развития теории проблемного обучения.

Идея активизации обучения имеет древнюю и богатую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона.

Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.

В нашей стране исследования в области проблемного обучения начались 60-х годах 20 века. Часть из них пришла из западной системы обучения, часть соответствует старым, разработанным или доработанным идеям ученых. На сегодняшний день разработкой аспектов проблемного обучения занимаются многие ученые и практики: , , и многие другие. В данной работе рассматриваются особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, методика организации проблемно обучения, чтобы определить, какую роль могут и должны играть проблемные методы обучения в современной системе образования.

Таким образом, проблемное обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

2. Цели и задачи проблемного обучения.

Цель проблемного обучения:

Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).

Основные задачи проблемного обучения:

усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем);

Существуют различные классификации методов обучения. Рассмотрим классический вариант классификации по характеру познавательной деятельности (, ).

Методы обучения:

1. Частично – поисковый (эвристический) метод позволяет учащимся начать овладение элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.

К нему относятся:

Эвристическая беседа позволяет педагогу создавать большие возможности для управления поиском, для постепенного подведения учащихся к истинному решению. В этом педагогу могут помочь такие вопросы, как:1.Как бы вы поступили, если бы…?; 2. Как быть?; 3.Что можно сделать в этой ситуации?;

Диспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции возрастает.

Лабораторная работа – метод, который требует специального оборудования (микроскопов, измерительных инструментов и др.). Эвристическим методом лабораторная работа становится тогда, когда она строится как решение познавательной задачи.

2. Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных задачах новые (для них) способы решения.

К нему относятся:

Наблюдение – метод, требующий сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания.

4.. Формы организации проблемного обучения.

При организации проблемного обучения на занятиях можно применять разнообразные формы. К основным формам организации проблемного обучения относят:

Проблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, которое побуждает учащегося к познавательному действию.

Проблемная задача _ это такая форма учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения, времени, дополнительной информации, умений. Задача – это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ.

Проблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сказать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности.

Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).

Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях

Типология проблемных ситуаций

1. Первый тип – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос.

2.Второй тип – учащиеся поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями.

3. Третий тип – у учащихся возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

4. Четвертый тип – применим тогда, когда у учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся знаний его теоретического обоснования.

5. Технологическая схема проблемного обучения.

Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и учащегося направленные на общий результат. Структурными элементами поисковой деятельности педагога и учащегося являются:
Создание проблемной ситуации;

Формулировка задачи;

Выдвижение предположений;

Обоснование гипотезы;

Систематизация и обобщение полученных знаний;

Логическая последовательность элементов поисковой деятельности педагога и учащегося может быть представлена в виде следующей схемы.

Этапы проблемного обучения

Действия педагога

Действия учащегося

Создает проблемную ситуацию.

Осознает противоречие в изучаемом явлении

Организует размышление над проблемой и ее формулировкой

Формулирует проблему.

Организует поиск гипотезы –

предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

Организует обобщение

результатов и применение вывода

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

1. Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Педагог сталкивает противоречие практической деятельности. Предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций. Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты. Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение). Определяет проблемные, теоретические и практические задания (например, исследовательские). Ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными; с неопределенностью в постановке вопроса; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем для решения и т. д.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

Отбор самых актуальных, сущностных задач;

Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

Личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;

Технология проблемного обучения предусматривает следующие этапы работы:

Поиск или постановка проблемы.

Ее принятие учащимися.

Анализ для выявления противоречия.

Выдвижение гипотезы, как предположительного решения.

Решение как проверка гипотезы.

Перепроверка правильности полученного результата.

7. Актуальность тематики.

Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы);работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне);дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практике, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т. д.

Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.

Как отмечают специалисты, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают,

20% того, что слышат,

30% того, что видят,

50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами,

90% того, что делали сами.

Через 72 часа (трое суток) после получения информации в памяти слушателя остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) –50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%; при аудио-визуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения –90%;

Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.

Организация проблемного обучения

на занятиях педагогов дополнительного образования

1. Занятие по флористике

Проблемная ситуация:

Подобрать эффективный способ тонировки основы коллажа.

Проблемное задание:

Как затонировать основу (фон) коллажа?

Гипотеза:

1.Использовать акварельную краску или гуашью

2.Использовать цветную бумагу или цветную ткань.

Проверка гипотез:

Использование акварельной краски или гуаши

· Большая экономия времени (плюс)

· Плотная основа под воздействием влаги, содержащейся в акварели, начинает коробиться, теряет свою форму (минус).

Использование цветной бумаги или цветной ткани.

· Удается избежать деформации основы коллажа (плюс)

· Требуется больше времени.

Вывод:

Для тонирования основы коллажа лучше использовать цветную бумагу или цветной ткань. Для наклеивания фона следует применять универсальный полимерный водо — и морозостойкий клей.

2. Занятие по бумагопластике

Проблемная ситуация:

Подобрать основу для работы в технике крекле.

Проблемное задание:

На какую основу лучше клеить яичную скорлупу в работе с техникой крекле?

Гипотезы:

1.Использовать в качестве основы картон.

2.Использовать в качестве основу ДВП.

· При наклеивании скорлупу на картон клеем ПВА, картон деформируется, и работа выглядит не эстетичной.

· При наклеивании скорлупы на ДВП получается нужный эффект

Вывод:

В технике крекле, при наклеивании скорлупы необходимо использовать ДВП, так как получается нужный эффект.

3. Занятие по шитью

Проблемная ситуация:

расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе

Проблемное задание:

Как расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе, чтобы детали были выкроены правильно?

Гипотезы:

1.При раскрое парные детали располагать зеркально.

2.При раскрое парные детали располагать симметрично.

Проверка гипотез:

При раскрое парных деталей расположенных симметрично.

· Получаются две правые или левые детали.

При раскрое парных деталей расположенных зеркально.

· Получаются готовые детали для шитья игрушки

Вывод:

Если детали парные, то они переводятся на ткань зеркально, сначала обводим выкройку с одной стороны, затем переворачиваем ее на другую сторону и обводим повторно.

4. Занятие по скульптуре

Проблемная ситуация: Крепление рогов на голове оленя при изготовлении скульптуры «Олень»

(При изготовлении скульптуры «Олень» рога у животного ломались, так как глина материал довольно хрупкий).

Проблемное задание:

Найти способ крепления рогов таким образом, чтобы исключить ломку рогов и растрескивание глины при высыхании.

Гипотезы:

1.Закрепить рога, применяя за основу дерево.

2. Применить для крепления прочную проволоку.

Проверка гипотез:

.Использование дерева.

Положительные моменты:

-Рога держатся прочно

-Глина не растрескивается

Отрицательные моменты:

Проблематично закрепить дерево на глине, т. к. нет прочного сцепления материалов, при этом способе необходимо было применить клей.

-Дерево не пластичный материал и не дает возможности при необходимости изменить форму рогов.

-Форма рогов должна быть продумана и вырезана из дерева до момента крепления, при тонкой деревянной заготовке (например, при изготовлении скульптуры небольшого размера рога будут небольшие), оно трескается и ломается.

2.Использование проволоки.

Положительные моменты:

-Проволока хорошо взаимодействует с глиной

-Так как проволока достаточно тонкий материал, есть возможность более глубокого крепления ее в глине, что дает дополнительную возможность прочного крепления.

-Дает возможность придать более изогнутую форму рогам до нанесения глины на поверхность проволоки.

Отрицательные моменты:

-При покрытии проволоки глиной и после просушки при изгибе рога глина растрескивается

Вывод:

Так как отрицательных моментов при применении 2 способа меньше, а положительных больше, чем при применении 1 способа, воспитанники решили применять для изготовления рогов проволоку.

5. Занятие по экологии

Тема занятия: «Потребность растений в питательных веществах»

Тема исследования: Потребность комнатных растений в питательных веществах

Актуальность: Учащиеся должны знать, что почва является источником питательных веществ (для растений).

Организация исследования:

Учащимся предлагается рассмотреть почву. Для этого столовую ложку почвы, взятой из цветочного горшка (при детях) помещаем на лист белой бумаги. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Составляющиеся части почвы, которые обнаружили учащимся, предлагается записать в рабочую тетрадь (песок, палочки, корешки и т. д.). После детям предлагается разделить получившийся список на два: что может на их взгляд участвовать в процессе питания растений, а что нет, и почему. Выслушиваются все суждения и выводы, педагог проводит коррекцию по необходимости. Вывод: В результате проделанной исследовательской работы, учащиеся делают выводы о том, что растению нужны питательные вещества и откуда они берутся в почве.

Тема исследования: Определение наличия крахмала в картофеле

Актуальность: Кто из вас любит блюда из картофеля? Пили ли вы когда — нибудь кисель? Оказывается, чтобы кисель стал густым, в кипящий ягодный морс добавляют разведенный в воде крахмал, а вот крахмал делают из картофеля.

Организация исследования:

Педагог:

— Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины, попадая на крахмал становится… А вот сейчас вы мне сами это скажите. Какого цвета йод? (коричневого). Сейчас мы капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? (йод стал синим).

Значит, в картофеле есть крахмал. Крахмал выглядит так (показать порошок крахмала), он похож на что? (муку), но от муки его можно отличить. Если потрогать крахмал, то он хрустит, как первый снежок. А еще вы сами можете получить крахмал. Для этого нужно высушить сок картофеля.

Совместная деятельность педагога и учащихся:

-Мы сейчас капнем немного сока на стекло. А позже проверим, что из этого получилось.

Через некоторое время, когда картофельный сок на стеклышке высыхает, можно увидеть настоящий крахмал

6. Занятие по информатике

Проблемная ситуация:

Нарисовать предложенную картинку

Проблемное задание:

Выберите инструменты для рисования предложенной картинки

Гипотеза:

1.Способ: геометрические фигуры + ластик

2.Способ: кисть + карандаш

3.Способ: линии

Проверка гипотез и вывод:

Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все три способа (способ: геометрические фигуры + ластик; способ: кисть + карандаш; способ: линии)

Проблемное задание:

Какими способами можно раскрасить человечков

Гипотезы:

1.Заливкой.

2.Распылителем.

3.Кистью.

4. Карандашом.

Проверка гипотез и вывод:

Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все предложенные способы (заливка, распылитель, кисть, карандаш).

8. Литература

А Исследовательские методы обучения. Москва 1985г.

Я Дидактические основы методического обучения. Москва 1981г.

Махмутов проблемного обучения в школе. Москва 1971г.

Н Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань 1979г.

Камышникова исследовательского подхода в обучении / Советская педагогика 1987г. №12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *