Проблемный урок

Мастер — класс для учителей технологии

Мастер – класс

«Не традиционные материалы на уроках технологии»

учитель технологии

МОБУ «Кемлянской СОШ»

Храмушина Светлана Евгеньевна

Добрый день! Я приглашаю вас на мастер-класс «Нетрадиционные материалы на уроках технологии». Я вижу у вас хорошее настроение, пусть оно сохранится на протяжении всего занятия! А хорошее настроение у нас бывает от чего? Когда у нас все ладится, все получается, все здоровы и счастливы.

Существует притча о семейном счастье. В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы. Семейное счастье – хрупкое и зависит от всех членов семьи.

Для того чтобы уберечь свое счастье наши предки чтили силу оберега. С древних времён существует талисман (оберег), который приносит её владельцу счастье и защищал его от действия злых сил. Этот талисман-подкова. Насколько крепко люди верили в силу подковы, свидетельствует одно из добрых пожеланий, распространенных в начале прошлого века. «Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!» Сегодня мы с вами каждый создадим свой оберег — маленький кусочек своего счастья. Наши обереги станут отличным дополнением интерьера вашего жилья, и исправно будут выполнять свою работу по защите Вашего дома от несчастий и принесут Вам удачу, которой так часто не хватает в нашей жизни.

Что такое оберег, и какие существуют обереги? Оберег — это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

Известны обереги с самых древних времён. Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом, пытаясь «огородить» от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.

Много оберегов было у древних славян. Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёска (гребень), ключ и полотенце. Ложка символизировала сытость и довольство в доме, на гребне изначально в качестве ручки было изображение лошадки (оно постепенно сошло, но смысл остался). Конь считался символом добра и возил на себе солнце. Ключ символизировал богатство и сохранность имущества и опыта, а также чести. Вышитое полотенце (рушник) сопровождало наших предков от рождения до смерти.Различные медальоны, косы, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.

Ну и так как наша тема «Нетрадиционные материалы на уроках технологии», то наша задача сейчас вместе с Вами подобрать необходимые материалы для дальнейшей работы. Под термином «нетрадиционные» подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы.

Начнем с разработки идей. Первое это — основа: мы должны определиться с формой и материалом. Предлагайте идеи….

Теперь продумаем отделку изделия. Отделка – наделение нашего оберега символическими знаками. Оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами:

Метла — выметает из дома ссоры

Мак — символ исполнения желаний, долголетие

Чеснок — защищает от нечистой силы

Хлеб — да будет дом гостеприимным

Гречка, рис — достаток в доме

Семена подсолнуха — дети в доме

Кукуруза — взаимопонимание; символ здоровья детей

Горох, фасоль — мир и дружба

Мешок — богатство

Полотно — счастье в доме

Бобовые — символ достатка, сытности, физической силы

Жаворонки — символ плодородия и деторождения

Злаковые — символ материального достатка

Лыко — здоровье ног

Мешковина — достаток в доме

Монета — копейка рубль бережет

Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетия

Перец — от ссор в семье и символ женской красоты и молодости

Подкова — удача, счастье

Тыква — символ плодородия

Фрукты, ягоды — рог изобилия

Хлеб — духовное и материальное богатство

Цветы — комфорт, уют

Шишка — крепость семьи

Создавая обереги, необходимо соблюдать следующие правила.

  • Правило 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

  • Правило 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить

  • оберег для себя. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

  • Правило 3. Самые сильные обереги — те, которые сделаны для вас вашими близкими родственниками.

  • Правило 4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов.

  • Правило 5. Во время изготовления оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер.

  • При соблюдении этих правил, сделанный вами оберег

  • действительно защитит своего хозяина от множества бед

  • и напастей.

Наверное, уже всем не терпится поработать и все свои творческие задумки реализовать в конкретных работах. Чтобы сэкономить наше время, я подготовила для вас основы. Вам осталось только декорировать изделия.

Практическая часть.

Сувениры получились на славу! Сегодня у нас был праздник творчества и мастерства! Получились очень интересные работы, где мы с вами использовали нетрадиционные материалы. Они могут быть подарками для ваших близких и родных. Совершенно не важно, оставите вы ее себе или подарите её друзьям, родственникам, в качестве знака уважения и внимания. Это — прекрасный подарок любому человеку, потому что выражает пожелания счастья и благополучия. Чем больше вокруг нас будет счастливых людей, тем лучше, добрее и теплее станут наш мир и наша жизнь.

А завершить наше занятие мне бы хотела бы притчей о Счастье, попавшему в яму.

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:

— Тебе-то, Счастье, чего хочется?

— Выбраться отсюда, — ответило Счастье.

Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье… побежало за ним.

Раздаточный материал «Нетрадиционные материалы на уроках технологии»

Разработка идей

Оберег

Оберег несет в себе различные символы с определенными свойствами:

Метла — выметает из дома ссоры

Мак — символ исполнения желаний, долголетие

Чеснок — защищает от нечистой силы

Хлеб — да будет дом гостеприимным

Гречка, рис — достаток в доме

Семена подсолнуха — дети в доме

Кукуруза — взаимопонимание; символ здоровья детей

Горох, фасоль — мир и дружба

Мешок — богатство

Полотно — счастье в доме

Бобовые — символ достатка, сытности, физической силы

Жаворонки — символ плодородия и деторождения

Злаковые — символ материального достатка

Лыко — здоровье ног

Мешковина — достаток в доме

Монета — копейка рубль бережет

Орех — символ умственной силы, мудрости, долголетия

Перец — от ссор в семье и символ женской красоты и молодости

Подкова — удача, счастье

Тыква — символ плодородия

Фрукты, ягоды — рог изобилия

Хлеб — духовное и материальное богатство

Цветы — комфорт, уют

Шишка — крепость семьи

Создавая обереги, необходимо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

Правило 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить

оберег для себя. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

Правило 3. Самые сильные обереги — те, которые сделаны для вас вашими близкими родственниками.

Правило 4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов.

Правило 5. Во время изготовления оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер.

При соблюдении этих правил, сделанный вами оберег

действительно защитит своего хозяина от множества бед

и напастей.

Элементы технологии проблемного обучения

Проблемное обучения – создание особого пространства учебной деятельности, где ученик совершает субъектные открытия, приобретает новые знания, открытия.
Организация учебных занятий должна предполагать создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. В результате происходит творческое овладение ЗУНов и развитие мыслительных способностей, т.е. обучение через открытие.

Возможные методы:

  • проблемная ситуация;
  • создание противоречий.

Типы ситуаций:

  • неожиданность;
  • две точки зрения – конфликт;
  • опровержение;
  • несоответствие;

На уроках возникают следующие проблемные ситуации:

  • вызываемые и разрешаемые учителем;
  • вызываемые учителем и разрешаемые учениками;
  • самостоятельное формирование проблемы и решения.

Обязательное условие – проблема должна быть решена на уроке, дома можно только довершить.
Только через проблемное изложение происходит развитие у учащихся творческих способностей.

На примере моих уроков в 11-м классе (хорошего уровня математической подготовки) по учебнику Колмогорова и дополнительно Карп А.П. «Сборник задач по алгебре и началам анализа».

Примеры уроков

Презентация «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Технология проблемного обучения в начальной школе

«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует использование деятельностного подхода на уроке.
Хочется начать не с урока, а с человека вообще. Каким мы представляем человека, когда слышим характеристику о нем, как о деятельном человеке?
Я думаю, что многие согласятся, что это человек с активной жизненной позицией, которому многое интересно, он делает и действует целеустремлённо, настойчиво и энергично, тем самым улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.

«В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Лев Семенович Выготский

При использовании деятельностного подхода в обучении меняется не только роль ученика при этом, но и роль учителя: учитель становится организатором деятельности детей. Сделать это старыми способами невозможно, поэтому мне, как учителю, нужно было пересмотреть всю свою систему деятельности, учиться проектировать урок по-новому. Этому же должен способствовать и УМК. Но по какой бы программе не обучались дети, на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений в узкой предметной области, а становление развитие личности ребенка в процессе деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности, учебно-познавательной и социальной.
Эта модель — структура деятельности человека, желающего быть успешным. Думаю, что структуру деятельности ученика можно представить в виде модели.

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для ее достижения. Поэтому и мне как учителю необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.
Деятельностный подход на уроке реализую, используя технологию проблемного обучения.

Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.

Противоречие приводит к тому, что ученик переживает интеллектуальное затруднение и осознает недостаточность усвоенных знаний.

Приведу пример фрагмента урока русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». Этап усвоения новых знаний. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание:
Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

— Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы:

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Конечно, в 1 классе дети ставят цель и выдвигают гипотезы своим детским языком, но правильно, грамотно еще сформулировать не могут. Эти умения формируются в процессе приобретения опыта.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? — Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза бере-за

Бе-реза берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Подводящий к теме диалог

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример:

Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример:

Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Материал для выдвижения гипотез

Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?

Разбиваются по группам, начинают работу.

Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.

Подходит к каждой группе:

-Какие есть гипотезы?

-С чего надо начать?

-Воспользуйтесь распределительным свойством!

Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.

Представление гипотез группами.

Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.

Представляют две гипотезы:

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)

56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)

Побуждение к проверке.

-Как проверить, какой из двух способов верный?

Молчат.

Подсказка к плану.

-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?

Можно проверить на калькуляторе!

-Проверьте! Что получилось?

-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).

Вывод

-Значит, как надо умножать на двузначное число?

Формулируют правило (Открытие нового знания)

Учебник

-Сравните свой вывод с учебником.

-Все верно.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО.

В самом начале внедрения технологии проблемного обучения, мне было жаль времени, потраченного на исследование. Казалось, что за это время я бы уже давно объяснила материал и сколько бы еще выполнили практических заданий на его закрепление! Но с практикой все лучше понимаешь слова Жан Жака Руссо
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Именно с затруднениями, так как они мотивируют к познанию, заставляют ученика действовать на уроке, а взрослого человека — в решении жизненных проблем.
Использование деятельностного подхода, включение в учебную деятельность заданий высокого уровня – все это направлено на развитие ребенка. Реализация деятельностного подхода многое меняет в жизни ученика и учителя, но самое главное ребенок становится активным деятельным человеком.

Проблемные ситуации на уроках технологии.

Проблемные ситуации на уроках технологии.

УМК «Школа России»

Первая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретических объяснений.

Урок во 2 классе.

Тема: Народный костюм. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»

— Сегодня на уроке мы будем изготавливать костюмы для Ани и Вани. Скажите, какой материал вы выберите для изготовления одежды, бумагу или ткань? (ткань)

— А почему не бумагу? или Почему нельзя шить из бумаги? Какие свойства она имеет? (рвётся, мнётся, промокает и может раствориться)

— А какие свойства имеет ткань? (прочная; тянется; промокает, но не растворяется и т.д.)

Вторая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при организации практической работы учащихся.

Урок во 2 классе.

Тема: Работа с пластичными материалами (пластилин). Изделие: пейзаж «Деревня»

(Перед практической частью с детьми проведена беседа «Деревня», рассмотрены картины с изображением деревень, проведена словарная работа слова «пейзаж», а также дети вспомнили технику пластилиновая живопись)

— В первом классе вы делали пластилиновую картину «Ромашковая поляна». Посмотрите, какие работы были нами сделаны. Как называется техника, в которой мы работали? (пластилиновая живопись) Сегодня я предлагаю вам создать рельефную картину «Деревня» на основе изученной техники в 1 классе. Организуйте своё рабочее место и приступайте к выполнению задания по плану.

Проблема!

— Почему же вы не приступаете к выполнению работы? (Мы не знаем, что такое рельефная картина, что такое рельефные детали)

— А где, вы можете посмотреть или узнать, что такое «рельеф»? (В учебнике, словаре, интернете, спросить у родителей, у учителя)

— Какой способ выберете? (спросим у вас)

— Рельеф – это выпуклое изображение на плоскости. Посмотрите на рельефные картины и т.д.

Третья проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях.

Урок во 2 классе.

Тема: Посуда. Изделие: «Игрушка из теста»

1. (Перед проблемной ситуацией дети познакомились с профессиями пекаря и кондитера, с инструментами которые они используют в своей работе, с видами теста с которыми они работают, и какие хлебные изделия можно из них приготовить)

— А как вы думаете, что можно сделать из солёного теста? (Не знаем)

— Из солёного теста, ребята, можно изготавливать сувенирные изделия и даже игрушки. Существует такая техника изготовления изделий с использованием солёного теста под названием – тестопластика.

Или

2. — В каждой семье есть любимые блюда, приготовленные из теста. Какие блюда из теста готовят в вашей семье? Что ещё можно приготовить из теста?

— А я знаю, что из теста можно изготавливать сувенирные изделия. Для этого нужно специальное тесто – солёное.

Четвёртая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при формировании гипотез

Урок во 2 классе.

Тема: Работа с пластичными материалами (пластилин). Изделие: пейзаж «Деревня»

— Что такое рельеф?

— Посмотрите на две картинки и определите, на какой из них плоское изображение, а на какой рельефное?

— Чем рельефное изображение отличается от плоского изображения?

— Так что же такое рельеф?

— Где, мы можем проверить нашу гипотезу? (в учебнике, словаре, интернете, спросить у взрослого)

— Какой способ проверки нашей гипотезы вы выберете? (прочитаем в учебнике)

— Прочитайте значение этого слова.

— Подтвердилась ли наша гипотеза? (Да. Рельеф – это выпуклое изображение на плоскости.)

Пятая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению.

Урок в 1 классе.

Раздел: Человек и вода.

Тема: Питьевая вода. Изделие: «Колодец»

Или

Урок во 2 классе.

Раздел: Человек и вода.

Темы: Рыболовство. Путешествия по воде. Проект «Аквариум»

Самая полезная вода.

— Однажды Аня и Ваня пришли к профессору Самоварову и увидели на столе несколько стаканов с жидкостями: чистая питьевая вода, вода из под крана, «Фанта», тёплая кипячёная вода, талая вода, минеральная вода. Иван Иванович предложил ребятам расставить эти стаканы слева направо так, чтобы в первом была самая полезная вода, а в последнем — самая вредная для организма. Дети задумались, начали спорить, но к общему мнению так и не пришли.

— Кто из вас, ребята, сможет выполнить это задание? Какая вода самая полезная?

Поиск способов решения проблемы.

— Почему, вы не можете договориться и прийти к общему мнению? (Для точного выполнения задания нам не хватает определённых знаний)

— Сейчас я прочитаю вам три ситуации, которые помогут вам решить проблему «Какая вода самая полезная?»

Открытие учащимися нового знания.

Карточка 1

Задание: оцените умение мальчиков относиться к себе бережно.

Рома и Никита играли в футбол. После тренировки они захотели пить. Рома достал из сумки бутылочку с питьевой негазированной водой, а Никита — с кока-колой. Рома сделал несколько глотков и убрал бутылочку. Никита выпил всю жидкость, но ему по-прежнему хотелось пить. Когда мальчик переоделся, у него очень заболел живот. Школьный доктор сказал Никите: «Сладкая газированная вода ни минеральных веществ, ни витаминов, так нужных растущему организму, не содержит, но в ней много консервантов, ароматизаторов и красителей. Для детей такая вода очень вредна. Красители могут вызвать аллергическую реакцию, а углекислый газ отрыжку и вздутие кишечника. Я советую вам пить негазированную воду, желательно очищенную фильтром».

Карточка 2

Задание: определите причину улучшения самочувствия Олеси.

В понедельник Олеся с трудом проснулась, умылась и с неохотой стала собираться в школу. Мама, заметив состояние дочери, предложила ей стакан талой воды. Олеся выпила воду натощак и стала заправлять кровать. Когда девочка вышла к завтраку, сонливости уже не было, она чувствовала себя бодрой. Весь учебный день Олеся испытывала прилив сил, была активной и получила пятёрку по математике

Карточка 3

Задание: оцените умение Стёпы заботиться о своём здоровье.

Стёпа пришёл домой из школы и решил попить чаю. Он налил воду из-под крана в чайник, поставил его кипятить, а сам сел за компьютер. Мальчик так увлёкся, что забыл попить чаю, и вода в чайнике успела остыть. Стёпа снова поставил чайник кипятиться и стал делать уроки. А когда закончил выполнять упражнение по русскому языку, понял, что придётся кипятить чайник в третий раз.

В это время с работы вернулась мама, и сын рассказал ей, какой случай с ним произошёл. Мама покачала головой, вылила воду из чайника и набрала свежей, используя фильтр для очистки воды. Стёпа заинтересовался, почему мама так поступила, и спросил её об этом. Мама рассказала сыну о том, что воду из-под крана необходимо очищать. И кипятить её можно только один раз, ведь каждое последующее кипячение уничтожает в воде полезные вещества.

Первичное закрепление.

— Назовите роль воды в жизни человека.

— Какая вода является самой полезной для человека и почему?

— Какой должна быть питьевая вода?

— Назовите особенности минеральной воды.

— Воду, какой температуры полезнее пить — холодную, тёплую или горячую?

— Можно ли пить воду из-под крана? Обоснуйте свой ответ.

— Полезна ли для организма сладкая газированная вода?

— Какой совет вы могли бы дать тем, кто выбирает воду?

Включение нового материала в систему знаний.

Задание: вставьте в текст, пропущенные слова.

«Самая полезная вода».

1. Вода играет очень … (важную) роль в жизни человека.

2. Самой полезной для организма человека является … (талая) вода. Она придаёт … (бодрость) и борется с … (сонливостью).

3. На втором месте … (негазированная) питьевая вода, которую можно пить только … (очищенной).

4. На третьем месте … (минеральная) вода. Свои … (целительные) свойства она сохраняет в источнике, поэтому употреблять её лучше всего на курортах.

5. На четвёртом месте … (тёплая кипячёная) вода при условии, что её кипятили только … (один) раз. Для здоровья такая вода тоже … (полезна).

6. Не советуем пить воду … (из-под крана) без тщательной … (очистки). В ней содержится … (хлор) и другие вредные для организма вещества.

7. Сладкая … (газированная) вода содержит консерванты, ароматизаторы и красители. Такая вода … (вредна).

Шестая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов.

Урок во 2 классе.

Тема: Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар».

— Сегодня нам предстоит выполнить модель воздушного шара.

— Из каких деталей он состоит? (Шар, корзина, тросы)

— Какую форму имеет воздушный шар? (шарообразную форму)

— Какой материал использован для его изготовления? (салфетки)

— Как сделать такой шар? Обсудите в группах.

— Расскажите о технологии изготовления «Воздушного Шара»

(Дети знакомы с техникой папье-маше, если есть затруднения, задаются наводящие вопросы)

— Подумайте, с помощью чего мы можем получить шарообразную форму? Какие предметы имеют форму шара?

— Какую технологию мы будем использовать для изготовления изделия «Воздушный шар»? Вспомните, мы применяли эту технологию во 2 классе, когда изготавливали изделие «Золотая Хохлома».

Урок в 1 классе.

Тема: Новый год. Изделие: Украшение на окно».

Аня: Сегодня мы украсим наши окна ёлочками и снежинками. Я прочитала в одном детском журнале, что раскраивать бумагу можно интересным способом, без ножниц. Но забыла, как это делать. Помогите мне, пожалуйста!

Учитель: Ребята, давайте поможем Ане. Как можно раскроить бумагу без помощи ножниц? Каким свойством обладает бумага?

Дети: Тонкая бумага легко рвётся. Поэтому, раскроить бумагу можно способом обрыва по контору.

Учитель: Предположите, в какой технике мы будем работать при раскрое бумаги без ножниц?

Дети: В технике обрыва по контору.

Седьмая проблемная ситуация

Способ создания проблемной ситуации: при исследовательских заданиях.

Урок в 1 классе.

Тема: Передвижение по воде. Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот».

1. Исследование различных материалов на плавучесть.

— У вас на партах стоят баночки с водой и материалы. Проводя исследование, попробуйте ответить на вопросы.

— Какие материалы тонут?

— Какие плавают?

— Но вначале давайте сделаем предположение, а потом во время исследования проверим верно, оно или нет (каждая пара называет материалы и делает предположение)

2. Вывод.

— Какой вывод вы сделали? Что тонет? Что плавает?

ТОНЕТ ПЛАВАЕТ

гвоздь зубочистка карандаш камень бумага скорлупа пробка

— Кто догадался, из какого материала должен быть сделан предмет, на котором можно передвигаться по воде? (дерева, бумаги)

Структура урока проблемного обучения.

Проблемное обучение

Проблемное обучение

— это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний

(В. Оконь, 1975).

— это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

(Г. К. Селевко, 1998).

  • Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие.
  • Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.

Цель ПО

  • Приобретение знаний, развитие умений и навыков
  • Развитие компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности
  • Развитие творческих способностей

Девиз ПО

«Открывать знания

вместе с детьми»

Схема проблемного обучения

  • постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;
  • осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
  • применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Структура проблемного урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность

Выделение содержательной области

II. Актуализация знаний

1. Воспроизведение понятий, необходимых для «открытия» нового знания

2. Фиксирование затруднения в деятельности

Структура проблемного урока

III. Постановка учебной проблемы

1. Определение затруднения и его место

2. Определение необходимости нового знания

IV. «Открытие» учащимися нового знания

1. Выдвижение гипотезы

2. Проверка гипотезы

V. Первичное закрепление

Включение нового материала в систему знаний

Структура проблемного урока

VI. Самостоятельная работа

Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала

VII. Итог урока

1. Рефлексия деятельности на уроке

2. Самооценка учащимися собственной деятельности

В основе проблемных заданий содержатся противоречия:

  • между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя;
  • между двумя положениями;
  • между ошибочным представлением учащихся и научным фактом

  • Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
  • Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
  • Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения : при объяснении, закреплении, контроле.

Типы проблемной ситуации

1. » Затруднение»

2. » Удивление»

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Проблема

Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).

Алгоритм подготовки урока

1. Тема урока, новое знание.

2. Постановка проблемы.

3. Поиск решения.

4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Технология ПО:

  • Обеспечивает высокое качество усвоения знаний
  • Развивает интеллект
  • Способствует развитию творческих способностей
  • Воспитывает активную личность
  • Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса)

Методы ПО

  • монологический
  • рассуждающий
  • диалогический
  • эвристический
  • исследовательский
  • программированный

Монологический метод

Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Рассуждающий метод

Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Диалогический метод

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.

Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Эвристический метод

открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод

Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Программированный метод

Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  • Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  • Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
  • Достоинства :
  • 1. Высокая самостоятельность учащихся;
  • 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
  • 3. Развитие мыслительных способностей учащихся.
  • Недостатки:
  • 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;
  • 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

» Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»

Э.И. Александрова

Список литературы:

  • Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» (глава «Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»)
  • Дж.Дьюи, Н.С. Якиманская, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, Р. Курбатов

Рекомендуемая литература:

«Как различить добро от зла?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *