Проблемы в тундре

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Охрана природы», в соответствии с ФГОС ООО.

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Охрана природы», в соответствии с ФГОС ООО.

Урок №19

Класс: 7

Дата проведения урока: .

Название и автор учебника: Е. М. Домогацких «Материки и океаны», 7 класс, 2017г., часть 1

Тема урока: Охрана природы.

Тип урока: урок «освоения» новых знаний

Методы обучения: частично- поисковый, метод проблемного обучения, метод дифференцированного подхода в обучении, словесный метод, диалогический, формирование ИКТ компетенции учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке: акватория, заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, объект Всемирного наследия, Красная книга фактов.

Оборудование на уроке: раздаточный материал, физическая карта мира, контурные карты

Цель урока: Сформулировать понятие ООПТ, выявить их различие, определить местоположение объектов Всемирного наследия

Задачи урока:

Образовательные: Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы

Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Познавательные УУД — освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации

Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе

Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации о суше и её составных частях, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Выявляет отсутствующих

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2.Проверка домашнего задания

1)Устный опрос

Какой материк является родиной человека?

В какое время появился на Земле человек современного типа?

Назовите 2 вида хозяйства в истории человека.

Когда человек перешёл от присваивающего хозяйства, к производящему?

В чём разница между двумя видами хозяйства?

Когда были заселены все пригодные для жизни материки?

В каких направлениях шло расселение человека по планете?

Что послужило причиной расселения человека по планете?

Какой из материков был заселён позже других? Почему?

2)Индивидуальная работа

-Тесты.

Ученики отвечают на вопросы.

Африка

40 тыс. лет назад

Присваивающее и производящее

10 тыс. лет назад

30 тыс. лет назад

Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк

Австралия

Выполняют работу в

тетради письмен

но.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: — определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

— умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу

Коммуникативные УУД

: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции; — публично защищать свою позицию

Личностные УУД

— осознание ценности географических знаний , как важнейшего компонента научной картины мира

Предметные результаты: — актуализация и систематизация знаний о суши в океан

3.1.Актулизация знаний.

3.2. Мотивация и

целеполагание

-Сегодняшний урок я начну с высказывания русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

-Как вы понимаете эти слова?

-Вы видите, какая тесная взаимосвязь между понятиями природа и Родина.

-Тема урока «Охрана природы «.Определите цель урока Теперь выделим основные принципы охраны природы:
1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.
3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

Не случайно 22 апреля объявлен Днем охраны природы. Приоритетное место в системе мер по охране природы отводится охраняемым природным территориям.
Что значит особо охраняемая территории? Какие вы уже знаете охраняемые территории?

.

-Выдвигают гипотезы, обосновывают их, определят тему урока, записывают в тетради.

Определяют цели и задачи урока

-Особо охраняемые природные территории – это участки земли, где расположены природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, эстетическое значение, они изъяты из хозяйственной деятельности, установлен режим особой охраны.

— Заповедники, заказники, национальные парки.

Ботанические сады, памятники природы, парки, санаторно-курортные зоны.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: — определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

— умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу

Коммуникативные УУД

: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции; — публично защищать свою позицию

Личностные УУД

— осознание ценности географических знаний , как важнейшего компонента научной картины мира

Предметные результаты: — актуализация и систематизация знаний о суши в океане

4. Изучение нового

материала.

-Почему про зоопарки говорят, что для многих видов животных они являются последним шансом на выживание?

— Какая территория, на ваш взгляд, наиболее изменена человеком?

Почему?

Что такое Красная книга фактов?

— Рассмотрим боле подробно типы особо охраняемых территорий и составим схему в тетради.

-С 1972 г.начала действовать международная программа Всемирного наследия.В список Всемирного наследия включено более 1000 природных объектов и исторических памятников расположенных во многих странах.

Слушают учителя, отвечают на

вопросы.

— Чтение п.1 стр. 126, обсуждают и делают выводы.

-Слушают .составляют схему «Особо охраняемые природные территории»в тетради.

-Находят объекты Всемирного: природного наследия на физической карте, культурного- на политической карте

Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД:

— учет разных мнений, — планирование работы учебного сотрудничества, — управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД: — учебно- познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты:

— знание состава суши:

особенностей расположения

материков, островов, способы

их образования.. -умение

работать с картами атласа,

анализировать, делать

выводы; — развивать речевую

культуру,

формировать экологическое

сознание.

5.Первичная проверка и закрепление новых знаний

Нанести на к/к мира объекты Всемирного наследия.

Тест
1. Захочешь развести в лесу костер, найди старое кострище. (ДА)
2. Для костра наломай веток с ближайших деревьев. (НЕТ)
3. Гулять в лесу лучше по тропинкам. (ДА)
4. Если хочешь сделать девушке приятное, собери букет из лесных цветов. (НЕТ)
5. Шум – враг лесным жителям. (ДА)
6. Редкие растения и животных охранять нет смысла, ведь они все равно вымрут. (НЕТ)
7. В местах, где живут редкие растения и животные, можно создать заповедник. (ДА)

Работают с физической картой и к/к.)

Познавательные УУД:

— нахождение причинно- следственных связей.

Коммуникативные:

— согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

  1. Контроль и коррекция знаний.

  2. Саморегуляция.

6. Рефлексия и оценка деятельности на уроке

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом

Итог урока.

Вопросы для рефлексии:

— Чему научились на уроке?

-Что вам помогло справиться с трудностями на уроке?

— Достигли ли вы цели урока?

Оцените свою работу .

Предлагает оценить свою работу, прикрепив значки:

«желтый- справился успешно, материал понятен;

«зеленый»- непонятны некоторые вопросы;

«синий» — нужна помощь

Заполняют листы самооценки.

Ученики оценивают свою деятельность и степень понимания изученного материала

Личностные результаты: самооценка результатов деятельности. Коррекция знаний

7.Домашнее задание

Домашнее задание разноуровневое.

  1. Параграф 17,вопросы стр.132.

  2. Проект «Заповедники России”.

Проект «Национальные парки России”.

Проект «Особо охраняемые территории Оренбургской области».

Записывают домашнее задание

Охрана природы

Влияние человеческой деятельности на окружающую среду настолько велико и губительно, что может привести к серьезной экологической катастрофе. Спасти ситуацию могут радикальные меры по охране природы, которые должны предприниматься во всем мире, а их выполнение должно контролироваться на государственном уровне.

Главные проблемы окружающей среды

Научно-технический прогресс, увеличение численности населения планеты, активное развитие производственной сферы привело к тому, что за последнее столетие наша планета испытала на себе колоссальное давление.

К наиболее важным экологическим проблемам современности относят:

  • Загрязнение почвы, гидросферы и атмосферы. Нитраты, тяжелые металлы, пластиковые токсины, выхлопные газы, нефтепродукты приводят к сильнейшему загрязнению окружающей среды.

Рис. 1. Загрязнение природы.

  • Глобальное потепление. Результатом человеческой деятельности является изменение климата, в частности, повышение температуры воды и поверхности земли. Таяние полярных льдов, повышение уровня Мирового океана, наводнения, снегопады – лишь немногие последствия глобального потепления.
  • Истощение природных ресурсов. Залежи природных ископаемых не подлежат восстановлению. При самых оптимистических подсчетах во всем мире природных богатств осталось всего лишь на несколько десятков лет.

В настоящее время ученые активно работают над созданием и использованием альтернативных источников энергии: воздуха, солнца, биогаза. В отличие от природных ископаемых, они возобновляемы, то есть способны самостоятельно восстанавливать свои ресурсы.

Рис. 2. Альтернативные источники энергии.

  • Вырубка лесов и распахивание земель. Главная причина вымирания многих видов животных растений – уничтожение их естественной природы обитания.

Природоохранные территории

Для решения одной из важнейших задач – сохранения природы в ее первозданном виде – создаются специальные природоохранные комплексы.

  • Национальные парки. Огромные охраняемые территории, которые создаются для защиты редких объектов природы, имеющих культурную, историческую, научную или эстетическую ценность. Охрана подобных территорий находится под контролем государства.
  • Заповедники – участки природной территории, в пределах которых запрещен любой вид хозяйственной деятельности, будь то рыболовство, охота, заготовка сена, разжигание костров, сбор грибов. Главная задача каждого заповедника – сохранность участка дикой природы в ее первоначальном виде.

Самым старым заповедником в России является Баргузинский заповедник, расположенный в Бурятии. Он был основан в 1916 году с целью охраны популяции соболя, которого нещадно истребляли ради ценного меха.

  • Заказники. Это участок суши или акватория, специально отведенная для охраны и воспроизводства отдельных представителей дикой флоры или фауны. На территории заказников допускается ограниченное использование природных ресурсов.
  • Памятники природного наследия человечества. К ним относятся уникальные объекты неживой и живой природы: родники, гейзеры, причудливые пещеры, водопады, многовековые деревья. Как правило, они занимают относительно небольшую площадь.

Рис. 3. Памятник природы.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Сохранение особо охраняемых природных территорий

Что мы узнали?

При изучении темы «Охрана природы» по программе 7 класса географии мы узнали, какие основные проблемы окружающей среды стоят перед человечеством. Мы выяснили, насколько важно заботиться о природе и обеспечивать ей надежную охрану.

Тест по теме

Оценка доклада

Частные и государственные природоохранные корпорации обеспокоены состоянием тундры. Снижение биологического разнообразия, суровый климат, бедная почва, антропогенное загрязнение — эти экологические проблемы зоны требуют экстренного решения.

Природные особенности

Тундра — особая природная зона, пролегающая за северной границей лесной растительности. Это территория с вечномерзлой землей, которая не заливается водами рек, морей. Особенности местности:

  • суровые климатические условия, низкие среднегодовые температуры;
  • рельеф: возвышенности перемежаются с широкими низинами;
  • 90% растений имеют мелкую корневую систему, прижимаются к земле;
  • глубже бедного поверхностного почвенного слоя лежит мерзлота;
  • северная область ограничена прилегающими арктическими пустынями;
  • в зоне тундры отсутствуют деревья, леса;
  • поверхность земли покрыта болотами, камнями, торфом.

Суровый температурный режим и избыток увлажнения увеличивают экологические проблемы тундры.

Флора и фауна

Растительный ассортимент: мох, лишайники, миниатюрные покрытосеменные травы, кустарники. Реже можно встретить иву, ягоды: голубику, морошку или клюкву. В зоне обитают северные олени, белоснежные бараны, зайцы, а также хищники: волки, лисы, песцы. Птицы малочисленны: зуёк, пуночка, куропатки, совы.

Озера, пруды и речушки местности пригодны для рыбного промысла, в них водятся ряпушка, омуль, чир, нельма. Заболоченность края способствует обилию кровососущей живности, чья активность резко увеличивается в теплые месяцы. Холодное время года ограничивает размножение змей, ящериц.

Значительная область тундры пролегает вдоль морских берегов, но растительность постоянно испытывает нехватку влаги. 210 мл — средний уровень осадков, выпадающих в летние месяцы. Корневая система не получает достаточного питания из-за вечной мерзлоты, вода при низкой температуре хуже усваивается. Однолетние растения не успевают размножаться за короткое холодное лето.

Формируется тундровая глеевая почва — особый вид субстрата, содержащий незначительную часть гумуса и много влаги. Разрушение растительного покрова приводит к постоянной миграции животных. В условиях недостатка растительной пищи они погибают от голода.

Нарушение экосистемы

В тундре около 9-ти холодных месяцев в году. Зимой наступает полярная ночь, солнечные лучи не выходят за горизонт. Средние температурные показатели зимой от 10 до 30 градусов ниже ноля. Снежный покров имеет толщину от 0 до 50 см. Теплый сезон длится 2,5 летних месяца. Температура в это время не превышает +10 градусов. Летом наступает полярный день.

В тундре существует проблема осадков: их уровень превышает испаряемость. Избыток влаги порождает заболоченность. Кроме климатических, природнообусловленных факторов, на экосистему тундры оказывается отрицательное техногенное воздействие.

Человек влияет на природу следующим образом:

  1. Техника на гусеницах и современные автопоезда разрушают почву, восстановление занимает десятки лет. Истощение грунтовых пород исключает возможность ведения сельскохозяйственных работ.
  2. Преступный промысел браконьеров пагубно влияет на биоразнообразие.
  3. Добывание ряда полезных ископаемых и сырья загрязняет воздух, водоемы. Нередко можно встретить горящие нефтяные озера, выгоревшие земли, ранее усыпанные растительностью.
  4. Плохая транспортная доступность приводит к скоплению промышленных и отходов быта.
  5. Длительный выпас животных на пастбищах оленей.

Для решения проблем, для изучения природной зоны и ее охраны создаются национальные парки и заповедники.

К факторам загрязнения природы относят:

  1. Транспорт. Автомобили и поезда выделяют в воздух: альдегиды, бензапирен, углеводород, углекислый газ.
  2. Тундра — нефтегазовая область, здесь организована добыча ископаемых. Утечки нефтепродуктов опасны для биологической сферы.
  3. В прибрежную область происходит сброс сточных отходов, бытовых вод, загрязняются водоемы.

Почва зоны малоустойчива, ранима. Антропогенное воздействие разрушает ее, ведет к серьезной деградации ландшафта, к снижению количества и качества пастбищ.

Решение проблем

Экологами разработаны и введены официальные ограничения по выпасу оленьих стад. Служба охраны природы тундры наблюдает за своевременным перегоном на свежие поля. Владельцы строящихся газо- и нефтепроводов принимают меры для поддержания местных животных и растений: краснозобую казарку, розовых чаек, песца, желтозобиков, северных оленей. Восстанавливаются оленьи пастбища и лесопосадки в местах, где они разрушены добычей полезных ископаемых. К мерам сохранения первозданного вида территорий относят:

  1. Отказ от использования гусеничного транспорта в пользу техники с шинами низкого давления.
  2. Создание заповедных зон, где проводится работа по разведению редких представителей флоры и фауны. Они охраняются законом, нанесение вреда природе карается уголовной и административной ответственностью. К крупным заповедникам относят: Кандалакшский на Кольском полуострове, Ненецкий на берегу реки Печора, Таймырский неподалеку от Норильска.

В противодействие браконьерам включается правительство, служащие заповедников. Исчезающие животные и редкие растения в России берутся под защиту. Разрабатывается современное экологическое оборудование для защиты биосферы.

Краткие выводы:

  • тундра — зона с тяжелым субарктическим климатом;
  • фауна и флора страдают от заболоченности местности, браконьеров;
  • добыча ископаемых загрязняет окружающую среду;
  • устранить экологический кризис помогают специалисты охраны природы;
  • вводятся новые законопроекты по защите природы.

Тундра — место обитания организмов, приспособленных к суровым условиям. Но климатические условия и вмешательство человека обостряют экологические проблемы, меняют облик территории до неузнаваемости.

Способы решения экологических проблем тундры

Тундра является природной зоной с суровым климатом. На этой территории слабо развиты флора и фауна. В последнее время особое внимание организаций по охране природы привлекают экологические проблемы тундры. Они возникают в связи с различными факторами, с каждым годом ситуация усугубляется.

Особенности зоны и этимология ее названия

Зона тундры на карте России

Территория тундры находится на севере. Она охватывает острова и берега морей Северного Ледовитого океана. Одной из главных особенностей зоны являются плохие климатические условия и отсутствие полноценного лесного массива. Основная масса поверхности в тундре и лесотундре является болотистой, торфянистой или каменистой.

Существует несколько вариантов происхождения названия этой природной зоны. Все они имеют связь с выражением «гора без леса». Такое название связано с тем, что растительность в тундре очень слабо развита, а поверхность имеет схожесть с горной местностью.

Климатические условия и флора зоны

Климатические условия на территории тундры достаточно суровы. Промежуток времени, в который сохраняется минусовая температура окружающей среды, составляет от полгода до 8 месяцев. В весеннее время года температура воздуха не достигает высоких отметок. Летний период короткий. В августе месяце начинается выпадение осадков в виде дождя и снега. В зимнее время года солнце не всходит.

Климатические условия тундры

С плохим климатом прямо связаны экологические угрозы. Он не дает возможности выполнять свои функции плодородному слою почвы. Это влияет на жизнь растений и животных. Из-за плохой испаряемости поверхность становится болотистой. Летом оттаивает только верхний плодородный слой.

Почва имеет низкое содержание гумуса, поэтому основную массу флоры зоны составляют низкорослые растения, имеющие подушечную или стелющуюся форму. В местах более сильного оттаивания почвы произрастают карликовые деревья. В основном такие места находятся на берегах рек и озер. Многие растения размножаются вегетативным способом.

Экологические проблемы связаны с тем, что летнего периода недостаточно для нормального развития флоры. Не все растения успевают размножаться за короткое лето.

Почва тундры

Экологические проблемы в зоне тундр

Проблемы в зоне тундр связаны с несколькими факторами. К ним относятся:

Экологические проблемы тундры

  • Плохие климатические условия. Растительный мир на этой территории гибнет из-за сложных погодных условий с преобладанием низкой температуры окружающей среды.
  • Тонкий слой плодородной почвы. Из-за заболачивания поверхности корни растительного мира не получают кислорода в достаточном количестве для выживания.
  • Повреждения поверхности. Растительный мир уничтожают массовый выпас оленей, строительство дорог, колесные и гусеничные механизмы тяжелой техники.
  • Браконьерская охота. Нелегальные охотники уничтожают, и без того слаборазвитый, животный мир тундры.
  • Загрязнение воздуха. Вредные вещества попадают в атмосферу в результате развития промышленности и увеличения количества автотранспорта.

Причины загрязнения

Проблемы в зоне тундры связаны не только с плохими погодными условиями. Большой вред экологии наносит деятельность человека. Загрязнение территории человеком происходит по нескольким причинам, таким как:

Одна из причин загрязнения тундры — добыча нефти

  • Развитие промышленности. Выбросы от построенных заводов загрязняют атмосферу и пагубно влияют на жизнь растений и животных.
  • Скопление отходов. Большие объемы производственных и бытовых отходов также оказывают негативное воздействие.
  • Строительство трубопроводов. Большое количество верхнего плодородного слоя портится тяжелыми машинами при процессе строительства трубопроводов.
  • Добыча руды и других полезных ископаемых. Скопления отходов, возникающих при добыче полезных ископаемых, занимают огромные площади.

Устранение проблем в зоне тундр

На сегодняшний день экологи и различные природоохранные организации принимают все возможные меры для улучшения ситуации. Ведется постоянный контроль над массовым выпасом оленей. Для сохранения флоры стада необходимо постоянно перегонять с места на место.

Решение экологических проблем в зоне тундры

Организации выполняют различные действия, способствующие развитию растительности и животного мира. Ведется постоянная борьба с нелегальными охотниками и лицами, сознательно осуществляющими загрязнение территории.

При разведке и добыче полезных ископаемых принимаются меры для минимизации вредного воздействия на поверхность и биосферу. В частности, это достигается за счет использования более современного и экологичного оборудования.

Из вышеперечисленного следует, что на сегодняшний день существует множество факторов, влияющих на экологические проблемы тундры. Угрозы возникают не только из-за неблагоприятных погодных условий, но и в связи с развитием деятельности человека.

Охрана тундры

Из-за деятельности человека (и, прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.

Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут их найти и воспользоваться ими.

По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.

Всё это приводит к возрастанию загрязненности почвы, воды и растительности, сокращению числа оленей и других обитателей тундры.

Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тундры в Северной Америке и Евразии создан ряд заповедников и национальных парков: Лапландский заповедник, Остров Врангеля, Таймырский заповедник (в России) и Риситунтури (в Финляндии) и др. Название «тундра» сохраняется в некоторых географических названиях: Большеземельская тундра, Малоземельская тундра, Мончетундра и другие. Экосистемы тундры малоустойчивы и легкоранимы, они нарушаются главным образом в результате антропогенных воздействий (например, от движения гусеничного транспорта, который повреждает дернину), что приводит к деградации ландшафтов, к образованию просадок и оврагов, к снижению качества оленьих пастбищ.

Еще в конце 1950-х годов под давлением научной общественности правительством СССР была выделена полоса притундровых лесов защитного назначения. В Европейской части страны такие полосы шириной 30-150 км были образованы в Мурманской, Архангельской областях и в республике Коми. По главным показателям режима хозяйства леса этих территорий были приравнены к лесам 1 группы. Целью выделения такой полосы было упорядочение использования лесных ресурсов крайне северных лесных территорий, сохранение кормовой базы оленеводства, сохранение охотничьих угодий.

В настоящее время к широтам тундровой зоны, в недрах которых несметное количество полезных ископаемых и, прежде всего, так необходимого топлива: нефти и газа, с каждым годом возрастает интерес. И нынче современный хозяйственник взялся за освоение тундры. Тяжелая техника, безусловно, продавливает тридцати сантиметровый слой мягкой почвы до мерзлоты. Происходит нарушение теплоизоляции, в летние месяцы теплый воздух свободно пробирается к мерзлоте и та начинает таять. В результате происходит нарушение растительного покрова почвы. Тракторные следы как безобразные швы уродуют тундру, не зарастают десятилетиями. Такая «хозяйственная» деятельность ставит перед Россией угрозу лишения экологически чистых, пока не измененных человеком, мест в лесотундре и тундре. географический тундра климатический мерзлота

Научное сообщество бьет тревогу. Экологические проблемы в зоне тундры и лесотундры изучаются. Студенты и аспиранты пишут рефераты, научные работы по теме сохранения экосистем, в том числе тундры и лесотундры. Для решения экологических проблем ключевым принципом общественного развития должен стать приоритет экологического просвещения и образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *