Проект по волонтерству

Волонтёрский проект «Мы за здоровый образ жизни»

6

Волонтёрский социальный проект

«Мы за здоровый образ жизни!»

(По профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни).

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2015 года.

Пояснительная записка.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с классным коллективом.

Говоря о формировании здорового образа жизни подрастающего поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности, нельзя оставить в стороне общеобразовательные учреждения. Ведь именно здесь, в течение многих лет, молодежь не только учится, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Можно сказать, что школа является важнейшим этапом, на котором можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Среди многочисленных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, одной из наиболее серьезных становится проблема наркомании, алкоголизма и курения. Масштабы и темпы распространения никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости среди детей и подростков в стране таковы, что ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части.

С сентября 2013 года в МБОУ СОШ №9 г. Новочеркасска работает волонтерский отряд «Держись крепче», состоящий из обучающихся 8-11 классов. Свою волонтерскую деятельность отряд направляет на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся МБОУ СОШ №9, их родителей.

Ребята волонтерского отряда «Держись крепче» показывают преимущества здорового образа жизни, на личном примере пропагандируя здоровый образ жизни при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов.

Члены отряда самостоятельно создают буклеты, презентации, социальные видеоролики по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни и предлагают свои работы обучающимся и их родителям.

Цель проекта: создание условий для осуществления гражданско – патриотического воспитания обучающихся через организацию волонтёрской деятельности.

Задачи:

1. Развитие волонтёрского движения.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Формирование навыков работы в команде, обогащение навыков общения, опыта публичных выступлений, социального взаимодействия.

4. Профилактика асоциального поведения.

5. Укрепление сотрудничества обучающихся и педагогов.

6. Пропаганда здорового образа жизни.

7. Организация полезного проведения свободного времени.

Этапы реализации проекта

Этапы

Примерные сроки реализации

Мотивационно – организационный этап:

— анализ проблем школьной жизни;

— формулирование проблемы;

— определение целей и задач.

10 сентября

Познавательно-моделирующий этап:

— создание волонтёрского отряда;

-изучение реальных возможностей группы;

— составление детального плана работы;

— составление графика и реализации всех пунктов плана;

— определение обязанностей и их распределение;

— определение необходимых ресурсов и источников финансирования;

— обучение членов группы необходимым навыкам и умениям.

11сентября – 20сентября

Проектно-технологический этап:

— проведение акций;

— мониторинг;

— оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах школьного сайта;

— подготовка и проведение акций;

20 сентября –

08 октября

Практический

— участие в волонтёрских акциях;

-выпуск буклетов, листовок, роликов

-организация и участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни.

Октябрь – май

Рефлексивный

(Подведение итогов проекта, создание презентации о деятельности отряда «Мы вместе»)

Май

Ожидаемые результаты:

1. Приобретение обучающимися опыта социально значимой волонтёрской деятельности.

2. Воспитание интереса и уважения к социально незащищенным людям и людям старшего поколения.

3. Осознание обучающимися необходимости развития своих способностей.

4. Укрепление партнерских взаимоотношений с родителями и учителями.

5. Уменьшение количества правонарушений и преступлений.

6. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование негативного отношения к никотину, наркотическим и токсическим веществам, алкоголю у обучающихся МБОУ СОШ №9 г. Новочеркасска и их родителей.

7. Повышение мотивации родителей обучающихся к ведению здорового образа жизни, к сохранению семейных ценностей и формированию здорового семейного климата через проведение воспитательно-профилактических мероприятий;

8. Повышение уровня информированности населения о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости среди детей и подростков посредством распространения буклетов, информационных листов, брошюр.

План мероприятий

Примерные сроки

Заседание совета старшеклассников «ОМ». Обсуждение содержания проекта.

Совет старшеклассников «ОМ», зам. директора по ВР, ПДО

Сентябрь

Моделирование проекта

«Мы за здоровый образ жизни!»

ОМ, зам. директора по ВР, ПДО

Сентябрь

День здоровья.

Флешмоб «Зарядка»

Волонтёры отряда

Сентябрь

Социологический опрос учащихся, учителей школы, родителей «Отношение к ЗОЖ»

Волонтёры отряда

Октябрь

Обработка результатов социологического опроса родителей, учителей, жителей микрорайона

Волонтёры отряда

Октябрь

Подготовка и проведение концерта «Быть здоровым – здорово!»

Волонтёры, учителя, обучающиеся

Ноябрь

Выпуск и распространение буклетов, листовок, роликов о здоровом образе жизни

Волонтёры, учителя, обучающиеся

В течение срока проекта

Акция «Кормушка -2013» (изготовление кормушек для птиц, уход за птицами)

Волонтёры, родители, обучающиеся

Декабрь- март

Помощь в проведении праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» (в начальной школе)

Волонтёры, учителя, обучающиеся

Январь

Помощь в проведении школьного смотра строя и песни, конкурса «А ну-ка, парни!»

Волонтёры, учителя, обучающиеся

Февраль

Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Пост №1»

Волонтёры отряда

Апрель-май

Участие в социальных городских акциях

Волонтёры отряда

В течение срока проекта

Защита проекта

Волонтёры отряда

Май

Социальный волонтерский проект » За здоровый образ жизни». проект (8 класс) на тему

Волонтёрский социальный проект

» За здоровый образ жизни!»

( по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни)

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2013 – май 2014года

Пояснительная записка.

Проект реализуется в рамках школьной программы по здоровьесбережению «За здоровый образ жизни!» (2009 -2014 г.),

Тема для проекта » За здоровый образ жизни!» выбрана не случайно.Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с классным коллективом.

Говоря о формировании здорового образа жизни подрастающего поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности, нельзя оставить в стороне общеобразовательные учреждения. Ведь именно здесь, в течение многих лет, молодежь не только учится, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Можно сказать, что школа является важнейшим этапом, на котором можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Среди многочисленных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, одной из наиболее серьезных становится проблема пагубных пристрастий (наркомании, алкоголизма и курения). Масштабы и темпы распространения никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости среди детей и подростков в стране таковы, что ставят под угрозу физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части.

1 октября 2009 года, в МБОУ СОШ №190 г. Нижнего Новгорода было создано волонтерское объединение «Длань» (Добровольцы ЛюбознательныеАгитирующие Население).

Наш девиз: «Знаешь и умеешь сам, расскажи и помоги другому !

Членами волонтерской организации стали участники кружка » За здоровый образ жизни», ученики 8 классов. Переходя в следующий класс, они остаются в рядах волонтеров и уже являются наставниками вновь приходящих учеников из кружка «За ЗОЖ».

В 2010 году Митрофанова Диана, Нуриев Эмиль, Померанцев Артем – стали участниками городского волонтерского объединения, получили личные идентификационные номера участника всероссийского волонтерского объединения. Сейчас ребята являются студентами разных вузов Нижнего Новгорода, где активно продолжают волонтерскую деятельность.

Свою волонтерскую деятельность отряд направляет на пропаганду здорового образа жизни, средиобучающихся МБОУ СОШ №190″ г. Нижнего Новгорода, родителей, населения Автозаводского района,СРЦН «Улыбка» и детского комбината №11.

Проявление активной гражданской позиции по отношению к социально незащищенным слоям населения – основной принцип добровольческого движения отряда «Длань».

Ребята волонтерского отряда «Длань» показывают преимущества здорового образа жизни, на личном примере пропагандируя здоровый образ жизни при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов, тренингов, семинаров.

Члены отряда самостоятельно создают буклеты, листовки, презентации, социальные видеоролики по профилактике пагубных пристрастий и пропаганде здорового образа жизни.

Цель проекта: консолидация усилий молодежи в позитивном влиянии на сверстников при выборе ими жизненных ценностей на основе здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • профилактическая работа;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • организация деятельности добровольческой команды;

Формы деятельности:

  • дискуссии;
  • КВН;
  • викторины;
  • презентации;
  • агитбригады;
  • занятия с элементами тренинга;
  • распространение листовок.

Основные направления деятельности волонтерского объединения

Просветительская деятельность:

  • повышение квалификации путем обучения и применения на практике новых форм работы;
  • поддержка реализации программ по содействию формированию здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде;
  • участие в общественно – полезной деятельности;
  • подведение итогов работы (анализ деятельности, мониторинг);
  • обеспечение участия добровольцев в мероприятиях проекта на районном уровне;
  • публикация в школьной газете «Собеседник» своей деятельности.
  • 1.2.Охранно – экологическая деятельность:
  • организация рейдов по уборке пришкольной территории, парковой территории, озеленение школы и пришкольного участка.
  • 1.3.Шефская деятельность:
  • кураторство младших классов образовательного учреждения с целью пропаганды здорового образа жизни.
  • 1.4.Информационно – рекламная деятельность:
  • создание и распространение обучающих, рекламных печатных материалов;
  • организация и проведение тематических бесед, лекториев и т.д.;
  • организация и проведение презентаций и других пропагандистских акций волонтерской деятельности.

Этапы реализации проекта

Этапы

Примерные сроки реализации

Мотивационно – организационный этап: — анализ проблем школьной жизни; — формулирование проблемы; — определение целей и задач.

сентябрь

Познавательно-моделирующий этап: — создание волонтёрского отряда; — изучение реальных возможностей группы; — составление детального плана работы; — составление графика и реализации всех пунктов плана; — определение обязанностей и их распределение; — определение необходимых ресурсов и источников финансирования; — обучение членов группы необходимым навыкам и умениям.

сентябрь

Проектно-технологический этап: — проведение акций; — мониторинг; — оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах школьной газеты — подготовка и проведение акций;

В течение года

Практический — участие в волонтёрских акциях; — выпуск буклетов, листовок, роликов, — организация и участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, направленных на здоровый образ жизни.

В течение года

Рефлексивный — подведение итогов проекта, создание презентации о деятельности отряда «Длань»

май

Ожидаемые результаты:

1. Приобретение обучающимисяопыта социально значимой, ободряемой волонтёрской деятельности.

2. Воспитание интереса и уважения к социально незащищенным людям и людям старшего поколения.

3. Осознание обучающимися необходимости развития своих способностей.

4. Укрепление партнерских взаимоотношений с родителями и учителями.

5. Уменьшение количества правонарушений и преступлений.

6. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование негативного отношения к никотину, наркотическим и токсическим веществам, алкоголю у обучающихся МБОУ СОШ №190 г. Нижнего Новгорода и их родителей.

7. Повышение мотивации родителей обучающихся к ведению здорового образа жизни, к сохранению семейных ценностей и формированию здорового семейного климата через проведение воспитательно-профилактических мероприятий;

8. Повышение уровня информированности населения о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости среди детей и подростков посредством распространения буклетов, информационных листов, брошюр.

Финансирование.

Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, педагогов)

Предполагаемый бюджет.

Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:

запрашиваемые средства, руб.

привлеченные средств, руб.

собственные средства, руб.

Всего (стоимость проекта, руб.

объем финансирования

2010руб.

2010руб.

2010руб.

Смета:

п/п

Наименование затрат

Затраты

Источник средств

Канцелярские принадлежности:

бумага А4 «Снегурочка» (2 пачки)

Цветная бумага А4 (2 пачки)

Набор файлов (1 пачка)

Ватман (2 листа)

Бланки благодарности для волонтеров (15 штук)

300 руб.

420 руб.

150 руб.

40 руб.

40 руб.

Собственные средства

Конфеты для проведения акций (2 кг.)

300 руб.

Краска для принтера

200 руб.

Шары для оформления праздников (200 штук)

150 руб.

Итого:

2010 руб.

План мероприятий

Мероприятия

срок

ответственный

Организационно — методические мероприятия

Разъяснительная работа среди учащихся школы по вовлечению участников в волонтерский отряд «ЗОЖ».

В течение срока

Руководитель Гусева В.Б.

Общее собрание участников волонтерского отряда «Длань»:

— распределение обязанностей;

— утверждение плана работы волонтерского отряда на 2013-14год.

сентябрь

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б.,

Старшая группа волонтеров

Собрания участников волонтерского отряда

ежемесячно

Руководитель Гусева В.Б,

волонтерского отряда

Участие в обновлении уголка правовых знаний

ежемесячно

Зам. Директора по ВР Панкратова Т.А., волонтеры.

Организационно – массовые мероприятия

Мониторинг » Состояние здоровья школьников»

сентябрь

Руководитель Гусева В.Б., волонтеры

Участие в областной школе лидеров и руководителей волонтерского объединения » Длань»

октябрь

Руководитель Гусева В.Б., волонтеры

Профилактика вредных привычек -выступления с презентациями на классных часах

— просмотр тематического блока телемарафона » Всем миром против наркоагрессии» (с последующим обсуждением)

октябрь

Зам. Директора по ВР Панкратова Т.А., волонтеры, Гусева В.Б.,.

Участие в областном форуме волонтерских объединений » Мы выбираем жизнь»

октябрь

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б, волонтеры

Экологические уроки: «Хартия Земли», Охрана водных объектов,

октябрь

Руководитель Гусева В.Б., Изутова А.А.(учитель биологии) волонтеры

Проведение интерактивных бесед по пропаганде здорового образа жизни.

В течение срока

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция «Единый день борьбы с курением».

ноябрь

Руководитель Гусева В.Б., волонтеры.

Акция «1- декабря – День борьбы со СПИДом»

декабрь

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция » Чистая книга»

декабрь

Зам. Директора по В.Б. Панкратова Т.А., волонтеры

Выпуск и распространение буклетов, листовок, стенгазет о здоровом образе жизни.

В течение срока

Руководитель волонтерского объединения Гусева ВБ, волонтеры

Мониторинг по профилактики вредных привычек.

В течение срока

Руководитель волонтерского объединения Гусева ВБ, волонтеры

» Урок мужества»

февраль

Руководитель музея «Боевой Славы» Малина Л.П., волонтеры.

Акция » Всемирный день борьбы с туберкулезом»

март

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Участие в школьном и районном НОУ ( темы исследовательских работ по ЗОЖ)

март

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция » Единый день профилактики вредных привычек»

апрель

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция » Единая неделя иммунизации»

апрель

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция «Георгиевская ленточка»,

«Подарок ветерану», «Пост №1»

апрель — май

Зам. Директора по ВР Панкратова Т.А., волонтеры

Акция » Марш парков»

апрель

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Акция » Внимание первоцвет!»

апрель

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Участие в социальных районных акциях.

В течение срока

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б., волонтеры

Проведения акций по «ЗОЖ» в приюте » Улыбка» и д/к № 11

В течение срока

Руководитель волонтерского объединения Гусева В.Б, волонтеры

Спортивно – организационные мероприятия

Акция «Безопасное колесо»

октябрь

Шалавин Н.А.(учитель ОБЖ), волонтеры

Спорт, как альтернатива вредным привычкам.

Организация спортивных соревнований в рамках спортивного календаря.

В течение срока

Учителя физкультуры Этинзон Л.Н., Гачихин А.В.. волонтеры

Акция «День молодого избирателя»

февраль

Учителя истории, волонтеры.

Акция » Папа, мама и я спортивная семья»

февраль

Учителя физкультуры Этинзон Л.Н., Гачихин А.В.. волонтеры

Защита проекта.

май

Волонтеры.

Принято

Утверждаю

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ №190 Директор

История волонтерства

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.

Однако только в ХХ веке, на пропахшем войной и индивидуализмом европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После Первой Мировой, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности (см. Словарик).

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих НКО (некоммерческих организаций) привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Оглавление:

1. СЕМЬ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ВОЛОНТЕРСТВА

2. ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ГРУПП

4. СОСТАВ ГРУППЫ

5. ОБЩЕЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

6. КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

7. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

8. ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

9. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

10. КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

11. ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

12.КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ

13. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

14. КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

15. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

16. КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

17. КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

18. ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

19. ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Семь базовых принципов волонтерства:

ü добровольность:
мы работаем в любое время суток, но никогда не берем денег;

ü независимость:
нами руководят нужды других людей, а не люди;

ü единство:
у нас много идей, но один идеал;

ü универсальность:
мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь;

ü гуманность:
мы служим людям, а не системам;

ü беспристрастность:
мы заботимся о жертвах- виновных и невиновных;

ü нейтральность:
мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.

Формы волонтерской деятельности:
-Дружеская поддержка и помощь
-Телефонное дежурство
-Постоянная телефонная связь
-Чтение вслух младшим школьникам, дошкольникам
-Общение в неформальной обстановке с младшими
-Организация дежурства при работе с преступной молодежью
-Групповая добровольческая помощь

Принципы создания волонтерских групп.

Волонтерские группы создаются преимущественно из старшеклассников общеобразовательных школ, студентов, других представителей взрослой молодежи. В порядке исключения могут быть приняты в волонтерскую группу подростки и дети, если они проявляют желание и социальную активность.

Волонтерские группы могут быть одновозрастные (ученики одного класса, студенты одного курса) и разновозрастные, собранные по интересам, но разные по возрасту.

Группы могут формироваться по общей цели. Например, студенты медицинского ВУЗа отделения педиатрии, заинтересованные в более глубоком изучении поведения детско-подростковой группы; студенты журналистского факультета, заинтересованные в отработке качеств, необходимых для сбора и обработки информации, а так же для непринужденного общения; старшеклассники, проявляющие ярко выраженные лидерские качества и.т.д

Молодые люди, входящие в волонтерские группы по профилактике наркотизма, должны быть не курящими, не пьющими. Особенно эффективно создавать группы из молодых людей решивших жить в полной свободе от табака, алкоголя и наркотиков по собственному убеждению.

Группы волонтеров для осуществления антинаркотической пропаганды и формирования трезвенного мировоззрения создаются под руководством опытного педагога-психолога, специалиста по антинаркотической профилактической работе.

Участие в благотворительной просветительской, воспитательной деятельности осуществляется на принципах добровольности и открытости.

На 1 этапе составляется список волонтерской группы. Перед тем, как выйти в детско- подростковую аудиторию, волонтеры должны пройти обучение правилам работы, установить между собою контакт, составить приблизительный план деятельности. На 2 этапе осуществлять акции профилактики, просвещения, общения, а на 3 этапе подвести итоги и обсудить выводы.

Состав группы.

Группа, в которую идет работать волонтер должна состоять из 8 — 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой. Но в зависимости от темы может состоять только из мальчиков или только из девочек.

Продолжительность общения не должна превышать 45 минут.

Встречи могут проводяться 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, но обязательно с определенной цикличностью, через равные и известные детям промежутки времени.

Общее в организации занятий

Каждая встреча, должна начинаться с короткого приветствия и объявления цели данной встречи.

Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и окружающим, затем можно ответить на вопросы или задать их группе.

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать свое отношение к тому, что они узнали, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения тех или иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия ведущий предлагает участникам задание на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

Требования к ведущему группы

Очень важно, чтобы подобные встречи проводились подготовленным волонтером, который сам прошёл специальную подготовку и сам был в роли рядового участника,

под руководством опытного педагога.

Прежде чем приступать к проведению встреч необходимо подготовить группу и настроить на успех (заинтересовать). Это выполняет опытный педагог. Он же дает краткую интригующую информацию о волонтере, который придет на встречу и буде курировать данную группу.

Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости оказания материальной помощи: выделение помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежностями и др.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами не-профессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Причины могут быть разными, и вот основные:

  • Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
  • Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
  • Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Автор обращает внимание, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
  • Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой — иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
  • Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
  • Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, слезшие с иглы, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
  • Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и… оригинальность.
  • Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ — поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.

ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы.

Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров — непрофессионалов.

Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:

  1. Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет.
Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы — 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп — по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем — 100 дней, 50 — если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней — 10 групп на каждого. Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей — вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? — Волонтеры!

  1. Идеологические

Если суть вашей работы — распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать — привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации — передача ее кому-либо.

  1. Коммуникативные

Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

  1. Оценочные

Мнения волонтеров — это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

  1. Количественные

За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение.
Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

  1. «Команда» — группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
  2. «Агентство» — независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
  3. «Система» — объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, но, учитывая тематику данного пособия, ниже мы перечислили только те виды деятельности, которые касаются профилактики:

  • Проведение профилактических занятий или тренингов.
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  • Первичное консультирование и сопровождение.
  • Подготовка других волонтерских команд и участников.
  • Работа с закрытыми группами (наркозависимые, проститутки, военнослужащие, дворовые тусовки).
  • Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  • Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо
себя зарекомендовали 4 группы:

  1. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);
  2. Студенты вузов;
  3. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;
  4. Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий,
волонтерами могут стать:

  1. Родственники, знакомые, друзья;
  2. Друзья родственников, друзей и знакомых;
  3. Участники проведенных тренингов;
  4. Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
  5. Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Именно такие люди писали эту книгу. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров — процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но по опыту РОО «Взгляд в будущее» ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ
В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов — все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное — ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

  • Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки). Пример объявления для набора волонтерских групп см. в Приложении к статье «Молодежное Движение «ЭХО».
  • Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
  • Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
  • Проведение всевозможных акций.
  • Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

  • Значимость предлагаемого.
  • Общение и времяпрепровождение.
  • Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).
  • Слава и известность.
  • Юмор.
  • Дух свободы: приходи, не понравится — уйдешь!
  • Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.
  • Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.
  • Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер — с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
  • Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
  • Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
  • Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
  • Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
  • Поощрения (см. ниже).

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Похвала. Но помните, что главное в похвале — своевременность и объективность, иначе она становится лестью.
  • Доска почета на видном месте.
  • Вручение грамоты.
  • Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
  • Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).
  • Присвоение очередного звания, должности.
  • Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
  • Представительство на конференции, выставке.
  • Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).
  • Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
  • Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).
  • Поручение ответственных работ.
  • Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
  • Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».
  • Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», — останутся без ответа.
  • Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

К сожалению, в большинстве случаев, девушки. Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то пропорция может уже быть 1 к 1.

Чтобы не показаться голословными и пояснить, на основе чего мы сделали все эти обобщения, предлагаем вашему вниманию достоверный рассказ об инициированном нами волонтерском движении, которое действует до сих пор, и надеемся, проживет еще несколько лет, а может, и увеличится. Кстати, до сих пор движение пополняется новыми командами, так что, если хотите присоединиться, добро пожаловать!

Проект волонтерского движения «Шаги добра»

Целевая группа: несовершеннолетние 12-17 лет, посещающие отделение дневного пребывания несовершеннолетних и проживающих в стационарном отделении учреждения.

Сегодня в мире волонтерская деятельность переживает бурный рост и активно развивается. Развитие волонтерского движения является одной из основ формирования в нашей стране гражданского общества.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого.

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре активно внедряется и реализуется работа геронт волонтерского движения «Волонтеры серебряного возраста». На наш взгляд, необходимо, чтобы молодежь в лице волонтеров, тоже принимала активное участие и проявляла не меньшую инициативу, потому как основным источником негативной информации для подростков являются сверстники, формирующие стиль жизни подростков вне семьи. В связи с этим сегодня актуальным становится привлечение подрастающего поколения к волонтерской деятельности.

В наше трудное время особенно нуждаются во внимании пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети — сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию. Несовершеннолетние волонтерского движения «Шаги Добра», реализуемого с 2016 года в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» знают, где больше всего ждут их помощи, где час их пребывания действует лучше самого сильного лекарства.

В БУ «Сургутский центр социальной помощи семье и детям» основными задачами по развитию волонтерской деятельности являются: вовлечение молодежи в социальную практику, предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание со стороны взрослых, интеграция несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общество.

Участие несовершеннолетних в волонтерской деятельности способно вызвать позитивные изменения в их собственной жизни.

Молодые люди, включенные в такого рода деятельность, автоматически оказываются внутри пространства, создающего условия для личностного самосовершенствования, способствующего социализации. Внутриличностные проблемы взаимоотношений, внутрисемейные конфликты уходят на второй план, когда несовершеннолетние погружаются в мир детей, лишенных возможности полноценно двигаться, учиться в обычной школе, играть в спортивные игры и делать многое другое. Эти дети иные, они живут рядом, но борются, не опускают руки, они нуждаются в поддержке, и любой может ее оказать, надо только захотеть и научиться это делать.

Реализация проекта поможет привлечь молодежь к решению социально значимых проблем, развить чувство ответственности, причастности, сострадания.

В ходе реализации программы применяются разнообразные формы организации мероприятий с учетом индивидуальных, возрастных психофизиологических особенностей несовершеннолетних:

— агитация к участию в волонтерском движении;

— пропаганда здорового образа жизни;

— организация и проведение мероприятий (массовые акции, концерты, конкурсные программы, познавательные мероприятия, выставки, соревнования, игры);

— осуществление информационной деятельности (выпуск газет, фото, буклеты и памятки);

— взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности, направленной на привлечение молодежи к волонтерству.

Процесс подготовки волонтерской группы – это процесс сотрудничества взрослых и молодежи, в котором важно все: мысли, чувства, поведение участников, умение взаимодействовать и работать командой, не теряя своей индивидуальности.

Посредством волонтерской деятельности подростки развивают умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам.

Юные волонтеры ответственно подходят к подготовке и участию в мероприятиях, учат стихи, выпускают стенгазеты, готовят памятные подарки ветеранам. Все это формирует у ребят уважение к старшему поколению.

Особо ценно то, что ребята осознанно готовы делиться своим уже приобретенным опытом волонтерской деятельности с теми, кто еще только готовится вступить в ряды юных волонтеров — «шаговцев».

Взаимоотношения между взрослыми и детьми «взрослый-ребенок» способствуют развитию новой формы взаимодействия — «дети учат детей». Развиваясь, юные волонтеры готовы делиться опытом с другими несовершеннолетними, привлекая их к взаимополезной деятельности, что способствует развитию активного сотрудничества в достижении общей цели.

Волонтерское движение несовершеннолетних «Шаги добра» осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: общественно-полезное, социальная поддержка, культурно-массовое, физкультурно-оздоровительное, информационно-просветительское.

Проект волонтерского движения «Шаги добра» включает два блока:

1 блок — Милосердие, возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Мероприятия:

— «Всесоюзный День Добра», акции: «Подарок другу»,»Мы разные, но мы — вместе», «Дом без одиночества»;

— Волонтерство Победы: Всероссийские акции: «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Дерево Победы»; участие в общегородском памятно-мемориальном мероприятии «День памяти и скорби»; познавательные беседы с использованием документальных и художественных фильмов; праздники и вечера с использованием фонограмм и видеороликов; участие в военно-спортивной игре «Зарница»; часы общения «Но разве о войне мечтают дети?», «Победа далекая и близкая», «По страницам военной истории»; уроки Мужества «Победный май», «Юные герои Великой Отечественной войны»; праздничное мероприятие «Памяти павших будем достойны!»; тематические вечера «Жизнь прожить – не поле перейти», «Это было незабываемо» с ветеранами Великой Отечественной войны; изготовление поделок и открыток «Подарок Ветерану»

2 блок — Наглядная агитация, привлечение внимания общественности к нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи:

— выпуск стенгазеты;

— распространение брошюр, агитационных листовок;

— организации конкурсов рисунков, плакатов; — создание информационного стенда: «Как помочь другу».

В реализации проекта задействованы кадровые, материально-технические, информационные и методические ресурсы.

Социальный проект волонтерского движения «Твори добро»

Проект волонтерского движения «Твори добро»

Актуальность проекта

«Великие дела делаются малыми усилиями многих»

(автор неизвестен)

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью , обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию.

Одно из актуальных воспитательных средств — это волонтерское движение, которое способствует формированию личности гражданина своей страны.

Социальная значимость проекта

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Именно реализация проекта волонтерского движения «Твори добро» способствует воспитанию социальной активности, формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Цель проекта:

Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.

Задачи проекта:

— Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;

— Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

— Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

— Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

— Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

— Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

— Пропаганда здорового образа жизни.

Проект бессрочный.

Концептуальные основы проекта

Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность).

Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Этапы реализации проекта

Сроки

Мотивационно – организационный этап:

— анализ проблем жизни школы, социума;

— определение целей и задач.

Сентябрь 2014

Познавательно-моделирующий этап:

-изучение реальных возможностей группы;

— составление детального плана работы;

— определение обязанностей и их распределение.

Сентябрь 2014

Практический этап:

Организация деятельности по блокам проекта:

— проведение акций;

— мониторинг;

— оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы;

— подготовка и проведение акций;

С октября 2014 по настоящее время

Практический

— участие в волонтёрских акциях;

-выпуск буклетов, листовок, роликов;

— помощь в организации и участие в мероприятиях школы.

Ежемесячно

Рефлексивный

Подведение итогов деятельности

Ежегодно

Проект включает в себя 4 блока

1 блок «Милосердие»

Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»

Цель:

1.Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.

3 блок «Творческий блок»

Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

4 блок «Экология»

Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Основные мероприятия волонтерского движения

Направление

Мероприятия

«Милосердие»

— помощь пожилым одиноким людям;

-помощь неуспевающим сверстникам;

— участие в акции «Подарок другу»;

-участие в акции «Белый цветок»

— шефство над памятником погибшим в годы ВОВ: уборка, посадка цветов;

— проведение акции «Бессмертный полк»

«Спорт и здоровый образ жизни»

— организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях;

— организация выставок рисунков и листовок о здоровье,

— беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

— участие на классных часах, посвященных ЗОЖ.

-участие во всех соревнованиях;

-организация походов, экскурсий

-вовлечение учащихся в спортивные секции;

«Творчество»

— участие в художественной самодеятельности;

— участие в общешкольных месячниках, акциях;

— проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Здоровья, 9 мая, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер (для 9, 11 классов)

«Экология»

— Помощь в благоустройстве школьной территории;

— охрана и уход за цветами в школе;

— акция выпускников «Посади дерево и сохрани его».

— работа по благоустройству села, школы: посадка деревьев и цветов, уборка территории.

Механизм реализации проекта:

Руководит работой волонтеров – учитель Рябова Е.Н..

Основой волонтерского движения является группы учащихся.

Распространение информации о работе волонтеров.

1. Оформление страницы на школьном сайте

2. Составление годовых отчетов о проделанной работе

3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.

В рамках проекта в нашей школе разработана система поощрения, которая представлена:

​ Вручение грамот по результатам успешной работы.

​ Благодарственное письмо родителям.

​ Выполнение наиболее ответственных поручений.

Кадровое обеспечение проекта

1.Администрация образовательного учреждения.

2.Педагог.

3.Классные руководители.

4.Волонтерские группы.

Ожидаемый результат

-создание постоянно действующей волонтерской группы, приобретение учащимися опыта волонтерской деятельности;

-повышение уровня духовности, милосердия школьников;

— повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости;

-увлеченность обучающихся идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

Финансирование

Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, преподавателей, мастеров)

Предполагаемый бюджет

Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:

п/п

Наименование затрат

Затраты

Источник средств

Канцелярские принадлежности:

Собственные средства

бумага А4 «Снегурочка» (2 пачки)

380 руб.

Родительские средства

Набор файлов (1 пачка)

100 руб.

Собственные деньги

Ватманы (6 листов)

120 руб.

Собственные деньги

Бланки благодарности для волонтеров (35 штук)

150 руб.

Собственные деньги

Краска для принтера

450 руб.

Родительские средства

Шары для оформления праздников (200 штук)

300 руб.

Родительские средства

Итого:

1550 руб.

Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и области. Давайте поможем друг другу!

Список литературы

Приложение
Заповеди волонтеров

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

  2. Будь генератором идей!

  3. Уважай мнение других!

  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!

  5. Обещаешь – сделай!

  6. Не умеешь – научись!

  7. Будь настойчив в достижении целей!

  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

  2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)

  3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо — самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

  4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги «Я — лидер”, «Уверенность в себе”, «Успешное общение”, «Твоя цель – твой успех”, «Ты и команда”, «Я – творческая личность”)

  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

  6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)

  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект «Будущее — это мы! ”)

  8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)

  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет” и «да” И помни, что выбор есть всегда.

МКОУ Криушанская СОШ

Социальный проект волонтерского движения «Твори добро»

учитель: Рябова

Евгения Николаевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *