Проект про музыку

Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 7 лет

Подробное описание

Вы держите в руках необычную книгу. Это программа для родителей и педагогов, которая называется «Из детст­ва — в отрочество».

В название программы авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами.

Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здо­ровье и осуществляется развитие личности. Из детства ре­бенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Период отрочества закрепляет достижения детства и ис­пользует их. При этом педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых, воспитывающих ре­бенка и в детстве, и в отрочестве, в первую очередь зависит, как будет протекать его развитие в самом трудном, подрост­ковом возрасте. Правильно построить взаимоотношения с подростком трудно, а зачастую и невозможно, если они не сложились гораздо раньше — в детстве.

Путь из детства в отрочество ребенок проходит с родите­лями, воспитателями и учителями начальной школы.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым ма­лышом находятся самые главные люди в его жизни — ро­дители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной бли­зости ребенок растет и развивается, у него возникает чувст­во доверия к миру и окружающим его людям.

На определенном отрезке дороги раннего и дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни. Те­перь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним его родители. Крепко держа маму за руку, он довер­чиво протягивает свою маленькую, теплую ладошку воспи­тателю…

Введение (Т. Н.Доронова) 3

Здоровье 10

Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста (Л. Г. Голубева) 10

Критерии здоровья ребенка (Л. Г. Голубева) 14

Режим (Л. Г. Голубева) 33

Питание (Л. Г. Голубева) 39

Закаливание (Л. Г. Голубева) 45

Проблема адаптации к детскому саду (Л. Г. Голубева) 47

Здоровье и готовность ребенка к обучению в школе (Л. Г. Голубева) 54

Физическая культура (Н. В. Полтавцева, Т. Н. Доронова) 60

Развитие (Т. Н. Доронова) 82

Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада (Т. Н. Доронова) 92

Игра (Л. Н. Галигузова, В. А. Недоспасова) 97

Познавательное развитие (Т. И. Гризик) 110

Речевое развитие детей (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук) 132

Математическое образование и развитие детей (Т. И. Ерофеева) 154

Художественная литература (от 1 года до 4 лет) (Е. Г. Хайлова) 171

Художественная литература (от 4 до 7 лет) (З. А. Гриценко) 178

Развитие эстетического восприятия детей и продуктивные виды деятельности (Т. Н. Доронова). 187

Музыкальное развитие детей (Л. Н. Комиссарова, Е. А. Дубровская) 210

Развитие детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Доронова) 249

Элективные программы 256

Предисловие (Т. И. Ерофеева) 256

Знакомство с культурным наследием, историческим и природным богатством родного края 258

Элективная программа «Любите Россию» (Т. Н. Доронова) 258

Элективная программа «Взаимодействие старшего поколение семьи с детьми дошкольного возраста» (Т. И. Ерофеева) 261

Элективная программа «Маленькие путешествия по большим музеям» (Н. М. Шафран) 264

Элективная программа «Музыкальное воспитание в семье» (Л. Н. Комиссарова) 266

Элективная программа «Музыка — волшебное лекарство» (Л. Н. Комиссарова) 267

Элективная программа «В мире музыкальных инструментов» (Л. Н. Комиссарова) 269

Элективная программа «Волшебный мир театра» (Л. Н. Комиссарова) 270

Расширение образовательного пространства в работе с дошкольниками 271

Элективная программа «Основы чтения и подготовка к обучению письму» (Т. И. Гризик) 271

Элективная программа «Математика перед школой» (Т. И. Ерофеева) 274

История математических открытий (Т. И. Ерофеева) 279

Элективная программа «Клуб математических игр, турниров и забав» (Т. И. Ерофеева) 280

Элективная программа «Увлекательные встречи с английским языком» (Е. Р. Петрова, Е. А. Петрова, Н. М. Шафран) 281

Заключение 289

Основные достижения дошкольного детства (Т. И. Гризик, Т. И. Ерофеева) 289

Приложение 294

Примерное распределение занятий и мероприятий с детьми дошкольного возраста в течение недели 294

Методическое сопровождение программы 296

Педагогический проект «Мир музыкальных инструментов»

Творчески-игровой, познавательный, долгосрочный, внутри дошкольного учреждения, для детей группы предшкольной подготовки (6-7 лет)

Цель реализации проекта:

  • Формирование начал музыкальной культуры дошкольников, как неотъемлемой части их общей духовной культуры через сопричастность к шедеврам классической и народной музыки.
  • Развитие музыкально-творческих способностей детей.

Задачи проекта:

  • Расширение представления детей о музыкальных инструментах. Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике восприятия музыки.
  • Проявление музыкально-творческих способностей в исполнительской деятельности под музыку.
  • Проявление творческих способностей в продуктивной деятельности: иллюстрирование музыкальных инструментов, изготовление нетрадиционных инструментов из бросового материала.
  • Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».

Интеграция образовательных областей: «Творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социум».

Интеграция разделов программы: «Музыка», «Хореография», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим».

Актуальность проекта

Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания оркестра. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах и истории их создания, без знания об их устройстве, способах звукоизвлечения и особенностях тембровой окраски? Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию дошкольников, как одна из важных задач.

Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству, увы, угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными шлягерами. Именно поэтому я, как педагог-музыкант, обращаю особое внимание на экологию музыкальной культуры. Тема «Мир музыкальных инструментов» даёт детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.

Музыкальные инструменты, которые окружают дошкольников в повседневной жизни, чаще всего лежат в группе в музыкальных уголках или ненадолго оказываются в руках детей во время музыкальных занятий. Как сделать так, чтобы дети взглянули на эти инструменты по-новому? Ведь у каждого из них своя интересная история! Выбранная мной тема «Мир музыкальных инструментов» позволяет решить и эту проблему.
Изучение данной темы с детьми только в организованной музыкальной деятельности невозможно, так как требует системной и длительной работы. Именно поэтому для реализации замысла мной выбрана инновационная технология – педагогический проект, который позволяет решать проблему системно и поэтапно, использовать индивидуальные и групповые формы организации детей, работать с дошкольниками в свободное от занятий время и, таким образом, реализовать музыкально-творческие возможности каждого ребёнка, даже самого застенчивого и малоактивного.

Участие специалистов, родителей и детей в осуществлении проекта

Музыкальный руководитель:
— осуществляет подбор материала по реализации проекта;
— организует предметно-развивающую среду в музыкальном зале;
— осуществляет подбор и разучивание музыкального репертуара с детьми;
— знакомит детей с музыкальными инструментами и историей их создания в организованной музыкальной деятельности и вне её (легенды, притчи, рассказы, сказки);
— конструирует педагогический процесс;
— пишет разработку сценария досуга;
— проводит рекомендации для родителей «Оркестр своими руками» и «Нетрадиционные инструменты»;
— совместно с воспитателем и детьми готовит атрибуты, декорации;
— оформляет музыкальный зал в соответствии с сюжетом досуга.

Хореограф: осуществляет разучивание движений к песням, хореографических композиций и миниатюр к празднику.

Воспитатель:

  • организует музыкальную предметно-развивающую среду в группе;
  • закрепляет названия музыкальных инструментов;
  • закрепляет стихи и музыкальный репертуар по сценарию досуга;
  • организует художественно-изобразительную (разукрашивание иллюстраций музыкальных инструментов) и продуктивную деятельность детей (изготовление нетрадиционных инструментов);
  • готовит декорации и атрибуты в совместной с детьми деятельности;
  • участвует в качестве ведущей праздника.

Логопед: осуществляет коррекцию и постановку звуков при разучивании с детьми текста сценария.

Психолог: даёт рекомендации в подборе игр по теме «Язык эмоций».

Методист: оказывает методическую помощь в конструировании педагогического процесса.

Родители:

  • оказывают помощь в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов;
  • участвуют в презентации досуга в качестве зрителей.

Дети: участвуют в качестве зрителей и исполнителей.

Ожидаемый результат проекта:

Дети:

  • проявляют интерес к проблеме, включаются в процесс её решения;
  • в совместной деятельности с педагогом на основе партнерских отношений участвуют в досуге.

Знают:

  • названия музыкальных инструментов и узнают их на иллюстрациях, фотографиях, репродукциях картин;
  • знают песни о музыкальных инструментах.

Умеют:

  • классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров);
  • различать музыкальные инструменты на слух по тембровой окраске;
  • сравнивать инструменты по форме, по характеру звучания;
  • выражать свои впечатления от прослушивания произведений классической и народной музыки в творческой, исполнительской и речевой деятельности;
  • играть на детских музыкальных инструментах в оркестре (шумовом, смешанном и оркестре нетрадиционных инструментов);
  • творчески проявлять себя в музыкально-ритмических движениях с музыкальными инструментами (пляски, хореографические миниатюры, хороводы, игры);
  • проявлять к музыкальным инструментам бережное отношение;
  • проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы и подходы в решении возникающих проблем;
  • самостоятельно организовывать игровое пространство (атрибуты, декорации);
  • размещаться по ходу сценария досуга согласно схеме организации.

Имеют представление:

  • об особенностях устройства музыкальных инструментов и приёмах игры на них;
  • об истории их создания (легенды, притчи, рассказы, сказки).

Педагог:

  • создаёт эмоционально-комфортную, социально влияющую предметно-развивающую среду;
  • выстраивает типы взаимодействия в рамках «педагог-партнёр», «педагог-коммуникатор» в организованной учебной деятельности;
  • формирует у ребёнка познавательно-исследовательскую, коммуникативную и творческую активность;
  • формирует у ребёнка общечеловеческие и жизненные ценности (бережное отношение к музыкальным инструментам).

Владеет:

  • проектировочной компетентностью (определяет тему, цель, результат-продукт, конструирует педагогический процесс – системная паутинка работы над реализацией проекта);
  • типами взаимодействия в рамках «педагог-ребёнок» с позиции модели, партнёра.

Использует:

  • интегративный подход в приобщение дошкольников к миру музыки;
  • развивающую среду для полихудожественного воспитания ребёнка;
  • моделирование для активной речевой практики ребёнка;
  • кодирование и декодирование материала для зрительного восприятия образа, закрепления и обобщения пройденного материала.

Системная паутинка работы над реализацией проекта

1. Постановка проблемы: «Ребята, хотели бы вы узнать, как разнообразен мир музыкальных инструментов? Послушать, как они звучат? Научиться играть на детских музыкальных инструментах в оркестре?».

2. Поиск и подбор материала для организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале и в группе:
— папка «Всё про музыкальные инструменты» (иллюстрации музыкальных инструментов, репродукции картин, стихи, загадки, рассказы и сказки, притчи и легенды об истории создания музыкальных инструментов);
— детские музыкальные инструменты;
— диск или флешкарта с записью классической, казахской и русской народной музыки разных эпох (звучание музыкальных инструментов).

3. Знакомство детей с музыкальными инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров (клавишные, струнные, духовые, ударные):
— рассматривание иллюстраций, фотографий музыкальных инструментов, репродукций картин;
— чтение легенд и притч об истории создания музыкальных инструментов, об особенностях их устройства;
— восприятие звучания музыкальных инструментов на слух (фонограммы произведений классической и народной музыки);
— умение классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров).

4. Закрепление и обобщение сведений о музыкальных инструментах (стихи, загадки, ребусы).

5. Проведение:
— музыкально-дидактических игр на закрепление названий музыкальных инструментов и их тембрового звучания («Снежный ком», «Назови музыкальный инструмент», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальное лото», «Помоги Буратино найти и назвать музыкальные инструменты»);
— бесед с дошкольниками по решению проблемных ситуаций («Как появились музыкальные инструменты?», «Какой инструмент самый древний?», «Что делать, чтобы детские музыкальные инструменты прослужили долго?», «Какой музыкальный инструмент понравился и почему?»);
— рекомендаций для родителей («Оркестр своими руками», «Нетрадиционные инструменты»).

6. Чтение рассказов и сказок о музыкальных инструментах (сказка Т.Боровик «Для Всякого Случая», казахская сказка «Мастер Али», рассказ К.Паустовского «Старый повар»).

7. Разучивание:
— песен о музыкальных инструментах («Чудо-балалайка» З. Роот, «Қасиетті домбыра» Б. Бейсеновой, «Ложки деревенские»);
— хореографических композиций и миниатюр, хороводов;
— оркестров детских музыкальных инструментов («Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Праздник в колхозе» Е. Брусиловского, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия);
— оркестра нетрадиционных инструментов (попурри русских народных мелодий);
— музыкальных игр («Домбра», казахская народная мелодия, «Оркестр», украинская народная мелодия, «Найди свой инструмент», русская народная мелодия, «Весёлый бубен», русская народная мелодия).

8. Организация:
— художественно-изобразительной деятельности детей (разукрашивание иллюстраций музыкальных инструментов);
— совместной продуктивной деятельности детей и родителей по изготовлению нетрадиционных инструментов из бросового материала;
— выставки нетрадиционных инструментов для детей и родителей «Чудо-инструменты»;
— выставки «Чудо-инструменты» для детей дошкольного учреждения;
— концерта учащихся Школы искусств №1;
— проведения презентации досуга «Музыка – волшебная страна!»:
а) выстраивание игрового пространства (декорации и атрибуты);
б) размещение детей в пространстве зала согласно схеме организации;
в) обогащение ролевого поведения детей певческими, пантомимическими и эмоционально-выразительными средствами.

9. Знакомство с текстовым вариантом сценария досуга и разучивание репертуара.

10. Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».

Цель презентации: воспроизведение полученных знаний в музыкально-творческой, речевой деятельности дошкольников.

Список литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *