Проектная деятельность по литературе

Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Введение.

По определению, «проект» — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии — это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века. Килпатрик был приверженцем философских концепций Джона Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.

Проект — это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

1.1. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

Этапы работы Деятельность обучающихся Деятельность учителя
1. Подготовительный Определение темы и целей проекта Обсуждение и выбор темы Предлагает темы проектов
Выделение подтем в теме проекта Выбор подтемы или предложение новой подтемы Совместное обсуждение подтем проекта
Формирование творческих групп Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды Организационная работа по объединению школьников в группы
Подготовка материалов к исследовательской работе Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы
Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания
2. Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации Корректировка и дополнение предложений учителя Предлагает основную литературу, способы сбора информации
3.Разработка проекта Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации Консультации, координирование работы обучающихся
4.Оформление результатов Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Оформление результатов согласно выбранной форме отчета Консультации, координирование работы обучающихся
5. Презентация Предоставление выполненной работы Доклад о результатах работы Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников
6. Оценивание Оценка работ согласно разработанным критериям Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель — повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет — плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решать вышеперечисленные проблемы.

1.2. Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

1.4. План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось — это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели — созданию проекта.

1.5. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

— по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

— по предметно — содержательной деятельности;

— по характеру координации проекта;

— по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта,
  • предмет информационного поиска,
  • источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),
  • способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
  • результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),
  • презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки «ученик — ученик», «ученик — учитель», «учитель — ученик», «ученик — класс», при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю — решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре — дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы — мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать) Выбор способ и методов, планирование
Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, — сборник работ, объединенный названием «История моей семьи в истории Родины», можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «История моей семьи в истории моей Родины», 8 класс

Тип проекта: творческий

Проблема Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков
Почему? Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать? Изучить историю семьи
Как? Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат) Сочинение «История моей семьи в истории моей Родины»

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы «отцов» и «детей».

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

В 9 классе самая значимая и объемная тема — «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта «Памятник А.С.Пушкину». Работа над этим проектом подробно описана в журнале «Литература в школе» №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер «Как мы создавали памятник Пушкину»). Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже «родным».

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе — погружении в проект — учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:

Представить краткий биографический очерк;

Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:

  • Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;
  • Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;
  • Особенности композиции стихотворений;
  • Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап — презентация проекта — как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «Поэзия Ф.И.Тютчева», 10 класс

Тип проекта: исследовательский, творческий

Проблема Поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается учащимися, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах
Почему? Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах

Что делать? Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме
Как? С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)

Что получить? (результат) Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Заключение.

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

  • зачем?
  • для чего (кого)?
  • как?

Первое требование — это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы — это и есть ответ на вопрос «зачем?».

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов — его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта — это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка — мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

Список использованной литературы.

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектной деятельностью на уроках русского языка и литературы занимаюсь второй год.

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект» — (от лат. projectus — брошенный ), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

В школе реализуются учебные проекты.

Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные для достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта. .

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Задачи проектной деятельности:

— формирование компетентности учащихся в организации проектной деятельности;

— умение планировать проект в соответствие с поставленными целями;

— развитие умений работать в команде;

— формирование навыков публичного выступления.

Проектную деятельность организую на 3-х уровнях:

— объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

— выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);

— самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Обучающиеся выделяют несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:

— информационный

— ролевой

— практико-ориентированный

— творческий

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.

Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализованные представления произведений.

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. В рамках программы по проектной деятельности организовываю на уроках русского языка и литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Организуя проектную деятельность, можно предложить учащимся следующий алгоритм действий:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение — гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось — это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Многообразие типов проектов дает возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме. Это позволяет им активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. .

Учебный проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно — учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности. .

Таким образом, проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Приложение:

Проект: «Сказка об имени прилагательном»

Тип проекта: информационный, исследовательский

Предмет: русский язык

Основополагающий вопрос:

— Что такое имя прилагательное?

Проблемный вопрос:

— Что дает для жизни знание части речи «Имя прилагательное»?

Аннотация проекта:

— Знание части речи «Имя прилагательное» дает возможность более красочно выразить свои мысли, показать красоту природы, речи, окружающего мира, для того чтобы убедиться в этом, необходимо исследовать и изучить часть речи.

Цель проекта:

— изучение всех особенностей части речи «Имя прилагательное».

Задачи проекта:

— совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

— формировать навыки работы в группах;

— разработать правила работы в группах;

— приобретать навыки работы с информационными текстами;

— закрепить и усовершенствовать навыки изучения части речи.

Результаты исследования:

— презентация.

Этапы работы:

— формирование тем исследования;

— формирование группы для проведения исследования;

— работа в группах;

— подготовка презентации;

— защита проекта;

— коллективное обсуждение, результаты оценки.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь.

2. Полякова Т. Н. Метод проектов в школе. — М.,2011. С.4–77

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.,2011.

Целевой анализ урока-проекта

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.
Оценка профессионального мастерства учителя — один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
Перед анализирующим урок, будь то завуч, директор школы, коллега или сам учитель, встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, такой, например, как урок – проект, как лучше анализировать его эффективность и качество?
Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Главной задачей для педагога, выбравшего такую форму урока, как урок – проект, становится, на наш взгляд, создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, опираясь на приобретенный опыт;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
  • развивают умения презентации и самопрезентации.

Исходя из этого, цель анализа урока – проекта заключается в выявлении методов и приемов, применяемых учителем для организации деятельности учащихся на каждом этапе урока, которые приводят или не приводят к вышеперечисленным результатам.
Представляем вопросы для анализа урока – проекта.

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Каково место данного урока в системе уроков – проектов (первый, последующий, форма урока применяется в системе)?
  2. Как соотносятся дидактические цели урока и уровень ЗУН учащихся? Какова взаимосвязь поставленных целей?
  3. Чем обусловлен выбор формы урока как урока – проекта?
  4. Как представлена тема учебного проекта, его цели; какие приемы, средства, методы использовались (словесные, наглядные, практические, проблемная ситуация и др.) для пробуждения интереса к теме?
  5. Насколько удалось учителю мобилизовать учащихся, какие методы и приемы мотивации использовались (ситуация новизны, эмоционально — нравственного переживания, самовыражения, ситуация успеха и др.)?
  6. Как организовано деление класса на группы (по интересам, прием игры, учет межличностных отношений, дифференцированный подход и т.п)?
  7. Какие приемы использует учитель для формирования умений и навыков проектирования (умение видеть проблему и ставить цель, планировать этапы, определять ресурсы, формы представления результатов, распределения ролей)?
  8. Насколько эффективно организован доступ к информации? Какие информационные ресурсы были представлены?
  9. Какие методы, приемы использовались педагогом для развития исследовательских умений у обучающихся?
  10. Организует ли педагог обсуждение способов преодоления возникающих трудностей (косвенные, наводящие вопросы, дифференцированная помощь и др.)?
  11. Проверялась ли степень понимания учениками нового материала, выявлялись ли типичные ошибки и затруднения? Каковы способы их устранения?
  12. Каков стиль общения учителя с учениками на уроке?
  13. Насколько умело педагог помогает выстраивать отношения внутри группы учащихся, между группами?
  14. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
  15. Проведен ли анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов? Даны ли критерии оценки результатов проекта (декларирование, обсуждение с учащимися, др.)?
  16. Насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки? Комментирует ли педагог оценку деятельности учащихся?
  17. Рационально ли распределено время на отдельные этапы урока?
  18. Какова степень самостоятельности, активности учащихся на разных этапах урока?
  19. Какова степень сформированности общеучебных и специальных умений учащихся по результатам урока (в стадии формирования, сформированы отдельные умения, сформирован весь комплекс, наблюдается прогресс, прогресса не видно)?
  20. Насколько успешно решены на уроке задачи обучения, воспитания и развития школьников?

Проведение урока в форме урока – проекта требует от учителя большой подготовки, концентрации внимания на всех этапах урока, умения разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в ученической группе во время выполнения проекта, предвидеть трудности осуществления проекта и многое другое. Надеемся, что данные вопросы помогут учителю – руководителю проекта работать осмысленно, реализовывать свои замыслы, успешно овладеть педагогическим мастерством. Мохова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 150 г. Екатеринбурга

Проектная деятельность учащихся

В Концепции модернизации общего образования написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования»

Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность. Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но

только как способов достижения результата проекта.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность учащихся. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, при том, что эти знания и умения ему негде

найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. И, конечно, не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.

Есть и другая особенность. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение ее личностным смыслом.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий, второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда

реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате

которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. В этот период энтузиазм и ощущение новизны и значимости предстоящей работы притупляется, что может несколько снизить мотив к деятельности.

Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.

Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. А иногда автор проекта мысленно уже достиг

результата работы, эмоционально пережил это достижение; или, наоборот, объем предстоящей работы приводит к тому, что у автора опускаются руки, пропадает уверенность в успешном завершении проекта (все это в значительной степени касается подростков). Очевидно, что на этапе реализации учителю предстоит найти способ поддержания мотива к работе, учитывая

личностные особенности своих учеников. По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап

осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Кроме того, автору необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая,

таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его

точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Здесь было бы уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Иными словами:

• А1–А2 – если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

• В1–В2 – если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

• С1–С2 – если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Методическими рекомендациями Департамента образования г. Москвы проектную деятельность рекомендовано с определенными ограничениями начинать со 2-го класса начальной школы. Таким образом, предполагается, что к 5-му классу учащиеся владеют определенными приемами проектирования.

Тем не менее пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы. Младшие подростки часто не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие пяти- и шестиклассники медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Все это следствие недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя. При этом не следует, однако, забывать, что проект – это прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадет с позицией его учителя.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Академического опыта у учащихся 7–8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта. Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности – это их слабое место. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Незначительные трудности вызывает анализ и самооценка, так как рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. В целом при дозированной помощи, ненавязчивом контроле и вдохновляющем при-

мере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.

Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, учителю необходимо не только учесть возрастные и индивидуальные особенности учащегося, его интересы и особенности мотивационной сферы, но и выстроить с ним оптимальные личные взаимоотношения в ходе работы над проектом. Учитель может быть:

– руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. В такой ситуации учащийся может быть не слишком инициативным, так как это привычные для него отношения учитель–ученик. Как правило, эту позицию занимают учителя, работающие с 5–6-классниками – это дает детям возможность приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях;

– коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы и разделит с автором проекта будущий триумф или поражение. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга. Такое взаимодействие обычно

складывается у учителей, работающих с 7–8-классниками, которые тянутся к тем, кто разделяет их интересы, увлечен общей идеей;

– экспертом–знатоком, который является источником информации по проблеме проекта, предоставляет необходимые сведения и дает советы, когда автор проекта обращается за ними. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, побуждая учащегося проявлять максимум активности, быть не только инициатором работы, но и организатором взаимодействия с учителем. Так могут работать учителя с 9–10-классниками, которые умеют ценить профессионализм и компетентность, стремятся расширить круг общения в интересующей их области.

– супервизором, который лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для ее успешного осуществления. В этом случае учащийся является полноправным автором проекта и в полной мере несет ответственность как за успех, так и за провал своей работы. Так можно работать с инициативными, ответственными, хорошо успевающими учащимися независимо от их возраста.

Так постепенно, приобретая опыт, ребенок получает все большую ответственность за свою работу и все большую свободу в ее осуществлении. При этом грамотно выбранная позиция учителя – тонкий инструмент развития подростка, возможность оказывать на него воспитательное воздействие в

ненавязчивой форме.

Теперь несколько слов о письменной части проекта, отчете о работе. Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы. Независимо от того что представляет собой проектный продукт (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном

виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы.

Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованны изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Чтобы научить детей уже в 5-м классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Введение

Тема моего проекта ……………………………………………………

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………….

Цель моей работы – …………………………………………..………..

Проектным продуктом будет – .………………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все про-

межуточные этапы):

• Выбор темы и уточнение названия ………………………………………

• Сбор информации (где и как искал информацию)………………………

• Изготовление продукта (что и как делал)……………………………….

• Написание письменной части проекта (как это делал)……………….

Основная часть

Я начал свою работу с того, что ………………………………………..

Потом я приступил к …………………………………………………….

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………………

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………….

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

………..

План моей работы был нарушен, потому что……………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

………

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что……………….

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было заду-

мано, получилось, например …………………………………………………..

Это произошло, потому что ……………………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

………..

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………..

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над

которой работал) ……………………………………………………………

Конечно, не обязательно пользоваться этим шаблоном в полном объеме. Однако необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими, поэтому старшеклассники должны писать их полностью самостоятельно.

Несколько слов о защите проектов. Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (ученик не укладывается в отведенное время). Чтобы ученик смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта. Для этого ему также потребуется обратная связь от учителя или членов творческой проектной мастерской.

Использование средств наглядности

Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

• привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес;

• усилить смысл и значение твоих слов;

• проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например:

цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, гра-

фики, диаграммы и т.п.).

Не следует использовать средства наглядности только для того, чтобы:

• произвести впечатление;

• заменить средствами наглядности живое общение с аудиторией;

• перегрузить выступление большим объемом информации;

• проиллюстрировать простые идеи, которые легко можно изложить

словами.

Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.

Е.С. Полат предлагает следующую классификацию.

Классификация проектов по предметно-содержательной области:

• Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

• Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого

достоинства в российском обществе XIX–XX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подхода.

Классификация проектов по характеру контактов

• Внутриклассные.

• Внутришкольные.

• Региональные.

• Международные.

Классификация проектов по характеру координации

• С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).

• Со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в деятельности участников в своей реальной функции. Он выступает как полноправный участник проекта.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

• Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней

оценки проекта.

• Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное

выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов. Такие проекты требуют четкой структуры, продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализи обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: определение предмета информационного поиска – этапы поиска с обозначением промежуточных результатов – анализ собранных фактов и предварительные выводы – корректировка первоначального направления (если требуется) – дальнейший поиск информации по уточненным направлениям – анализ новых фактов и их обобщение – выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, – заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых

результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).

Приключенческие, игровые, ролевые. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие

социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Классификация проектов по продолжительности

• Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты).

• Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах, продолжительность – 4 урока.

1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).

2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.

3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

• Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это благодаря глубокому «погружению» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

• Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта – от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во

внеурочное время.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Доклад «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы»
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, — эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности» (И.И. Лернер).
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования. Школа знаний – школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения, причём не за счёт отрицания предшествующего этапа, а путём его поглощения, освоения и движения вперёд.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если говорить об этимологии слова «исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.
Опыт, полученный в ходе работы над предыдущей темой самообразования «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы», позволил мне усовершенствовать свою деятельность на уроке. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.
В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.
Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов
1 уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.
1. Урок словесности «Ребусы».
Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.
2. Урок литературы «Сочинение сказки».
Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она «складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость » Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.
2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

  1. Урок русского языка в 6 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных. Работа в парах»
  2. Составление устного лингвистического журнала «В мире имён» 6 кл.
  3. Урок развития речи «Русская умная игрушка» 6 кл.
  4. Применение проблемно-поискового метода на уроках русского языка в 6 кл. –»Употребление наклонений в речи”

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения.
Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.
1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков литературы в 10-11 классах.
При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к «Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.
Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.
Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.
Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.
Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.
2. Урок — групповое исследование на тему «Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Учебное исследование способно «осветлить” атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводить как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
3. Урок-исследование, тема которого «Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.
4. Урок-исследование «Язык рекламы»
Провести такой урок меня натолкнуло задание олимпиады по русскому языку, которая проводилась в этом учебном году. Большая часть 10-классников с ним не справилась.
5. Урок-мультимедиа «Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков.
Результатом коллективной работы 8-классников стало оформление паспорта на Козьму Пруткова.
С введением в школе предпрофильного и профильного обучения появилась дополнительная возможность для исследовательской деятельности.
1. Занятие курса в 9 классе «Школа русской словесности». Примером применения исследовательского метода является урок на тему «Звукозапись».

Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова.
Опыт убеждает, что именно на ступени ознакомления с начальными понятиями важно вести детей от обобщения, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий.
Однако я предлагаю доказать практически значимость звукозаписи, основанной на фонетике. Учащимся предлагаю вариативные задания.

1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи.

1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…”)

2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе. Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения.

2. Занятия курса в 10 классе «Основы информационной культуры», один из разделов направлен на освоение школьниками основ исследовательской работы.

От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами:

  • анализ литературы,
  • поиск информации,
  • сбор и обработка данных,
  • научное объяснение полученных результатов,
  • видение и выдвижение новых проблем,
  • выдвижение гипотез,
  • способов их решения.

На занятиях актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать.

Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.
Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.
Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

3. Примером применения исследовательского метода является урок по курсу в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров» «Души своей открою тайники…” (О дневниковой прозе)
Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

Метод проектов

В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

1. Опыт деятельности предпрофильного курса в 9 классе, разработанного совместно с учителем информатики Романенковой Л. П. показал, что проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов может стать той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.

Результаты работы вошли в портфолио курса. Ряд творческих работ был представлен на районные и областные конкурсы:

  • Мультимедиапрезентация «Хутор Загорье – поэтическая колыбель А. Т. Твардовского» — диплом I степени на районной и областной краеведческой конференции, диплом II степени на первом районном конкурсе по Web – дизайну, диплом на X Межрегиональной специализированной выставке-семинаре по компьютерным и телекоммуникационным технологиям.
  • Мультимедиапрезентация «Овеянные славою флаг наш и герб. Герб Смоленска» — диплом II степени в районном Дне науки по информационным технологиям, диплом I степени на областном творческом конкурсе, номинация «Региональная символика. Методические разработки»

2. Предпрофильный курс в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров»

  • Для создания фоторепортажа группа учащихся работала в библиотеке, собирала материал по теме, ездила в Смоленск на экскурсию, делала фотографии. Фоторепортаж «История достопримечательностей Смоленска».
  • Урок-практикум: обучение сочинению-рассуждению (с элементами описания) о героическом прошлом родного края.

Сочинение Ю. Баскаковой «Ожившая история встаёт», I место в районном конкурсе сочинений.
3. Предпрофильный курс в 9 кл. «Школа русской словесности». Обучение сочинениям малой формы.
4. Калейдоскоп курса «Учимся писать сочинения разных жанров». Литературная газета.
5. Элективный курс «Основы журналистики». Идёт работа над проектом «Школьная литературная газета», все желающие могут напечатать свои стихи, статьи и другие творческие работы.

6. Привлечение учащихся к созданию презентаций для уроков.

  • Для классного часа в 5 классе, посвящённого гербу Смоленска, учащимся 9 класса была подготовлена презентация. Для её создания учащийся ознакомился со многими источниками и воссоздал историю происхождения и развития герба Смоленска.
  • Для урока в 11 классе «Поэзия периода Великой Отечественной войны» старшеклассники провели огромную подготовительную работу: подбирали фотографии, делали сопоставительный анализ стихотворений, отбирали исторический материал, записывали песни войны и т. д. В результате была создана мультимедиапрезентация в качестве наглядного пособия.

7. Исследование фразеологического запаса школьников. Исследование проводили учащиеся 10 Б класса среди шестиклассников.
Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т. д. Наши совместные проекты по краеведению (Пржевальский, Загорье, герб Смоленска) стали наглядным пособием во внеклассной работе, при проведении уроков.

Таким образом, современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *