Профессионализм педагога

Критерии и уровни профессионализма педагога

  • •Научно-редакционный совет серии
  • •Выпускающий редактор
  • •Рецензенты:
  • •Авторский коллектив:
  • •Раздел первый
  • •Список литературы
  • •2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
  • •Социокультурный контекст акмеологического познания
  • •Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
  • •Связи акмеологии с обществознанием
  • •Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
  • •Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
  • •Список литературы
  • •3. Задачи акмеологии
  • •Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
  • •Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
  • •Изучение процесса овладения человеком профессией
  • •Список литературы
  • •Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
  • •Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
  • •Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
  • •Список литературы
  • •2. Принцип детерминизма развития
  • •Механистическая трактовка детерминизма
  • •Особенности акмеологического понимания детерминации
  • •Структурные типы детерминации развития
  • •Список литературы
  • •ГлаваIii Методы акмеологии
  • •1. Специфика и сущность акмеологической диагностики
  • •Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
  • •Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
  • •Специфика диагностического показателя
  • •Основные методологические принципы акмеологической диагностики
  • •Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
  • •Специфика построения выборки в диагностике
  • •Список литературы
  • •2. Методы акмеологических исследований
  • •3. Эксперимент в акмеологии
  • •Эксперимент как метод исследования
  • •Виды эксперимента
  • •Список литературы
  • •4. Диагностические методы
  • •Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
  • •Психобиографический метод
  • •Акмеологическая экспертиза
  • •Список литературы
  • •ГлаваIv Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности
  • •1. Акмеологическое понимание человека как индивида
  • •Индивид и индивидуальность
  • •Типология индивидуальностей
  • •Темперамент
  • •Распределение наследуемых признаков
  • •Список литературы
  • •2. Акмеологическое понимание личности
  • •Психологический подход к личности
  • •Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
  • •Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
  • •Соотношение идеала «вершины» развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
  • •Список литературы
  • •3. Акмеологическое понимание субъекта
  • •Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
  • •Дискуссии о значении понятия субъекта
  • •Основные направления изучения субъекта в акмеологии
  • •Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
  • •Список литературы
  • •ГлаваV Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека
  • •1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
  • •Список литературы
  • •2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
  • •Основные характеристики человека в период младенчества
  • •Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
  • •Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
  • •Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
  • •Основные характеристики человека в период ранней взрослости
  • •Основные характеристики человека в период средней взрослости
  • •Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
  • •Список литературы
  • •3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
  • •Список литературы
  • •ГлаваVi Вершины в развитии человека (или его «акме «) и их основные характеристики
  • •1. Феномен «акме» и его главные характеристики
  • •Список литературы
  • •2. «Акме» в профессиональном развитии человека
  • •Сущность феномена «акме» в профессиональном развитии
  • •Виды профессионального «акме»
  • •Критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
  • •Условия достижения профессионального «акме»
  • •Список литературы
  • •3. «Акме» в контексте жизненного пути человека
  • •Подходы к изучению жизненного пути человека
  • •Структура жизненного пути
  • •Личность как субъект жизненного пути
  • •Высшие достижения – «акме» в жизненном пути личности
  • •Список литературы
  • •4. «Акме» в личностном развитии человека
  • •Список литературы
  • •5. «Акме» в контексте индивидуального развития человека
  • •Индивидуальность в системе качеств человека и акме
  • •Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
  • •Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
  • •Типология стилей
  • •Список литературы
  • •6. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека
  • •Понятие индивидуальности
  • •Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития «акме» в контексте индивидуальности
  • •Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
  • •Типологии личности и характера
  • •Виды психологических защит
  • •Типология стилей мышления
  • •Список литературы
  • •7. «Акме» в групповой профессиональной деятельности
  • •Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного «акме»
  • •Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного «акме»
  • •Список литературы
  • •8. «Акме» гражданственности
  • •Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
  • •Историко-акмеологический анализ понятий «гражданин», «гражданственность»
  • •Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
  • •Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
  • •»Акме» гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
  • •Список литературы
  • •9. «Акме» как феномен развития группы, организации, общности
  • •Список литературы
  • •10. «Акме» в художественно-творческой деятельности
  • •Список литературы
  • •11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
  • •Список литературы
  • •1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
  • •Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
  • •Критерии выделения прикладных областей акмеологии
  • •Список литературы
  • •2. Педагогическая акмеология
  • •Сущность педагогической акмеологии
  • •Критерии и уровни профессионализма педагога
  • •Виды профессиональной компетентности педагога
  • •Акмеограмма педагога
  • •Акмеологические технологии в труде педагога
  • •Список литературы
  • •3. Управленческая акмеология
  • •Сущность управленческой деятельности
  • •Особенности управленческой деятельности
  • •Критерии и уровни управленческой деятельности
  • •Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
  • •Управленческое мастерство и творчество в управленческой деятельности. Личностные качества, характерные для управленца высокого и высшего уровня профессионализма
  • •Акмеограмма управленца
  • •Акмеологические технологии в деятельности управленца
  • •Список литературы
  • •4. Политическая акмеология
  • •Проблема профессионализма в политике
  • •Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
  • •Психологическая готовность к политической деятельности
  • •Список литературы
  • •5. Военная акмеология
  • •Список литературы
  • •6. Медицинская акмеология
  • •Медицина и акмеология
  • •Сущность медицинской акмеологии
  • •Основные категории, понятия медицинской акмеологии
  • •Медицинское обеспечение акмеологического процесса
  • •Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
  • •Список литературы
  • •7. Информационная акмеология
  • •Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
  • •Виды информационной деятельности
  • •Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
  • •Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
  • •Список литературы
  • •8. Этническая акмеология
  • •Сущность этнической акмеологии
  • •Этноэкологический аспект «акме»
  • •Этнопсихологический аспект «акме»
  • •Этнополитический аспект «акме»
  • •Список литературы
  • •ГлаваVlll Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
  • •1. Место технологии в системе науки и практики
  • •Феномен «технология»
  • •Феноменология «психотехнологии»
  • •Сущность акмеологических технологий
  • •Акметектоника
  • •Список литературы
  • •ГлаваIx Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития
  • •1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
  • •Количественные и качественные измерения
  • •Распределение судейских оценок для высказывания
  • •График кумулятивных процентов
  • •Основные направления измерения личного и профессионального развития
  • •Противоречия личностного и профессионального развития
  • •Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
  • •Список литературы
  • •ГлаваX Основные виды акмеологических технологий совершенствования личностного и профессионального развития человека
  • •Обучающие технологии
  • •Акмеологические технологии в процессе обучения
  • •Этапность и уровни обучения
  • •Информационные технологии в обучении
  • •Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
  • •Системы интенсивного автоматизированного обучения
  • •Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
  • •Список литературы
  • •2. Технологам игромоделирования
  • •Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
  • •Механизм игромоделирования
  • •Моделирование развития в играх
  • •Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
  • •Технологические формы управления игромоделированием
  • •Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
  • •Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
  • •Список литературы
  • •3. Технологии психоконсультирования
  • •Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
  • •Особенности запросов клиента
  • •Стратегия психолого-акмеологического консультирования
  • •Основные приемы консультативной работы
  • •Эмпатическое слушание клиента
  • •Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
  • •Список литературы
  • •4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
  • •Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионалыюго развития человека
  • •Структура целей и задач акмеологической службы
  • •Направления деятельности и функции акмеологической службы
  • •Технологическое оснащение акмеологической службы
  • •Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
  • •Список литературы
  • •5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
  • •Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
  • •Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
  • •Типовая структура развивающего модуля
  • •Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
  • •Основные этапы тренинга
  • •Предварительный этап – этап подготовки аутопсихологического тренинга
  • •Формирование тренинговой группы
  • •Организационные вопросы
  • •Основной этап проведения тренинга
  • •Список литературы
  • •ГлаваXl Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития
  • •Технологии ресурсосбережения
  • •Гомеостатическая модель
  • •Гетеростатическая модель
  • •Содержание типов психологических тренингов
  • •Список литературы
  • •2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
  • •Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
  • •Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
  • •Список литературы
  • •Глава VII 186

«Современные требования к профессионализму учителя» (теоретические материалы к проведению круглых столов)

«Современные требования к профессионализму учителя»

(теоретические материалы к проведению круглых столов)

Одна из важных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами, – оценка качества образования. Качество образования включает качество всех процессов и качество результатов в образовании. Одним из важных факторов, влияющих на качество образования, является профессионализм учителя, так как от профессионализма учителя зависит большинство показателей качества образования. На деятельности учителя в конечном итоге замыкаются все проходящие в образовании изменения и реформы.

1. Показатели профессионализма учителя.

Профессионализм учителя складывается на основе целого ряда профессиональных компетентностей. В педагогической науке существует несколько точек зрения на содержание педагогических компетенций.

в качестве основных элементов педагогической компетентности выделяет следующие:

— специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

— методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;

— психолого-педагогическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;

— рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

выделяет 4 вида профессиональной компетентности: функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать; интеллектуальная, которая выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей; ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией; социальная — предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.

различает следующие виды профессиональной компетентности:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

По мнению , педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность — три основные стороны труда учителя.

Личность учителя определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Педагогическая деятельность — это «технология» труда учителя, педагогическое общение — климат и атмосфера этого труда, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон. Каждая из сторон труда учителя включает следующие составляющие:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

Профессиональные знания учителя — это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. В профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.

Педагогические умения — это педагогические действия (воздействия) учителя. Как и всякие другие умения, педагогические умения — это действия, выполненные на достаточно высоком уровне. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.

Профессиональные психологические позиции — это устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к себе, к коллегам), определяющие его поведение. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень профессиональных притязаний учителя, его отношение к тому месту в системе общественных отношений в школе, которое он занимает, и то, на которое он претендует. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.

Профессионализм человека – это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но и наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств. Поэтому в профессионализме выделяют две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т. д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет).

Для оценки профессионализма необходимо использовать не один, а группы критериев (результативных и процессуальных, объективных и субъективных, качественных и количественных и др.).

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. В деятельности учителя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. В деятельности учителя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Учителя-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде. В понимании результатов труда учителя существует несколько точек зрения. Одни склонны считать результатом только знания учащихся, соответствие знаний стандартам образования, другие отмечают необходимость развития способностей учащихся, третьи считают результатом труда учителя адаптацию выпускника школы к последующей социальной жизни и др. Чаще всего главным результатом педагогической деятельности называют уровень образовательных достижений обучающихся. Однако возникает вопрос, насколько правомерно считать достижения обучающихся заслугой единственного субъекта — педагога? Как показывает опыт последних лет, школа – не единственное место, где учащиеся могут получить знания по предмету. Может ли учитель приписывать на свой счет «средний балл выше среднего» по результатам ЕГЭ или победы детей в олимпиадах и конкурсах, если учащиеся помимо уроков в школе занимаются еще с репетитором или в системе дополнительного образования по этому направлению? Этот же вопрос касается сферы воспитания: как определить при диагностике изменений уровня воспитанности ребенка, качеств личности и характера его личностных проявлений, что происходит благодаря умелому воздействию педагога, а в чем заслуга семьи, влияния социума, наконец, психофизиологических особенностей нервной системы ребенка? Особую проблему вызывает сложность выделения результатов именно педагогической деятельности, т. к. педагогическая деятельность тесно связана с процессами, протекающими независимо от педагога, во-первых, и, во-вторых, эти результаты не всегда заметны: часто они не проявлены, их нельзя «потрогать», потому что не все результаты выражаются в конкретном продукте. Поэтому к результатам деятельности учителя следует относить качество организации и управления деятельностью детей (обучающихся, воспитанников), уровень обеспечения (методического, информационного, технологического) педагогического процесса, профессиональные достижения педагога и динамику профессионального роста.

Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде учителя, имеющего дело с психикой другого, взрослеющего человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда – как работал учитель, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и до.), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени учащихся и учителя и т. д. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

3. Нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства. Для учителя важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно: разработанными в науке и апробированными в практике методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания. В труде учителя, как и в других профессиях, есть и определенные нормы общения (как принято общаться), нормы развития личности. Воспроизведение на хорошем уровне этих образцов труда составляет мастерство учителя.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в учителе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Сочетание в деятельности учителя умения овладеть нормами в педагогическом труде и в то же время внести в их выполнение свою индивидуальность – важная грань профессионализма.

4. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость. Учитель должен быть открыт для профессионального обучения, впитывать все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас не этому учили в педвузе») – признак низкого профессионализма.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для учителя важно иметь творческую направленность и предлагать свои находки, если только они способствуют психическому развитию учащихся и сохраняют благоприятный психологический климат в классе и в школе. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

5. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Учителю сегодня важно убедить общество в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

6. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и учителя, важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность учебной деятельности, мыслительных операций учащихся), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления (классов, школ), хотя их роль нельзя и преувеличивать. Учителю важно не бояться участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.

С учетом названных критериев профессионалом можно считать учителя, который:

– успешно решает задачи обучения и воспитания, достигает необходимого уровня профессиональных личностных качеств, знаний и умений;

– личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся;

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней и вместе с тем стремится индивидуализировать свой труд, осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии;

– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения, в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;

– социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику;

– готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях, спокойно относится к участию в профессиональных испытаниях, тестах.

Виды профессиональной компетентности

Показатели профессионализма

Специальная компетентность

– понимание предназначения, миссии данной профессии;

– избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;

– овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;

– достижение высоких результатов, стабильность результатов;

– профессиональное мастерство;

– владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;

– профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности – предмета, средств, результата труда);

– профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессиональных проблем;

– оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки.

Социальная, коммуникативная компетентность

– овладение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии;

– направленность профессиональных результатов на благо других людей, духовное обогащение других людей средствами своей профессии;

– социальная ответственность за последствия своих поступков;

– умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;

– гибкая смена социальных ролей в профессии;

– готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы изменения в межличностных отношениях;

– конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности;

– соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам.

Личностная компетентность

– устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохранение верности своей профессии;

– наличие позитивной Я-концепции, самоценность;

– творческая установка, сознательное профессиональное творчество;

– осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

– обогащение профессии средствами своего творчества;

– приспособление себя к профессии и профессии к себе;

– гибкое компенсаторное приспособление;

– преобладание положительного эмоционального настроя;

– индивидуальность в профессиональном труде;

– удовлетворенность профессиональным трудом.

Индивидуальная компетентность

– целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

– принятие себя как профессионала;

– постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения;

– саморазвитие профессиональных способностей;

– самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собственной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;

– согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;

– профессиональная обучаемость;

– опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность;

– возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;

– обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей.

2. Оценка профессионализма учителя.

Оценка профессионализма учителя производится многими субъектами: самими педагогами, руководителями образовательных учреждений, органами управления, родителями. Следует отметить, что критерии оценки зачастую относятся к тем результатам деятельности учителя, за которые педагог не может в полной мере нести профессиональную ответственность. Как отмечалось выше, точка зрения, при которой результатом педагогической деятельности считается уровень образовательных достижений обучающихся, представляется не вполне корректной по нескольким причинам:

— В процессе воспитания, развития, обучения ребенка принимают участие не только педагоги, но также родители, сам ребенок, оказывает воздействие окружающая среда и социум. Выделить степень влияния конкретного педагога очень сложно.

— Результаты деятельности учителя, понимаемые как достигаемые посредством воспитания изменения в личности ученика, отсрочены во времени, и, поэтому, непосредственно в ходе осуществления педагогической деятельности, не могут быть точно зафиксированы.

— Компетентный учитель, хорошо знающий свой предмет, не всегда способен передать свои знания обучающимся. В оценке профессиональной деятельности учителя необходимо выявить, насколько уровень компетентностей педагога предопределяет высокие достижения обучающихся.

Таким образом, для определения уровня профессионализма учителя целесообразно выявить оптимальность процесса подготовки, организации и осуществления педагогической деятельности и анализировать те результаты, за достижение которых педагог способен нести профессиональную ответственность. Такими результатами являются:

— качество организации деятельности обучающихся;

— обеспечение педагогического процесса (уровень методического, информационного, технологического оснащения педагогического процесса, создание комфортных психологических условий);

— профессиональные достижения учителя и динамика профессионального роста.

См. , Реан педагогической деятельности. – СПб, 1993.

Кричевский директора школы — Проблемы повышения квалификации руководителей школ. — М.: Педагогика, 1987. С.67

Маркова профессионализма. — М.: Знание, 2004.

См. Маркова труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

См. Маркова профессионализма. — М.: Знание, 2004.

«Профессионализм и педагогическое мастерство учителя»

«Профессионализм и педагогическое мастерство учителя»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия «педагогическое мастерство» возникает ряд проблемных вопросов:
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство — это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3.Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких «единицах» можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
Большинство исследователей считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Личность педагога в традиционной системе обучения:

При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью — изложить школьникам новую информацию. Опытный педагог знает, что ин­формация учителя — это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает, при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются за­труднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксиру­ется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста — труд­нейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется от­ставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыке

Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения:

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

Объяснительный способ обучения

Компоненты деятельности

Деятельностный способ обучения

Задается педагогом, может декларироваться лицом

1. Цель — модель же­лаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечи­вается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы деятельности

2. Мотивы — побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельно­сти

Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели

3. Средства — способы, с помощью которых осуществляется дея­тельность

Совместный с учащимися выбор разнооб­разных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвари­антные действия, пре­дусмотренные учите­лем

4. Действия — основной элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуа­ции выбора в соответствии с возможно­стями ученика

Отслеживается внеш­ний результат, главным образом уровень ус­воения

5. Результат — матери­альный или духовный продукт

Главное — внутренние позитивные лично­стные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

6. Оценка — критерий достижения цели

Самооценка на основе применения инди­видуальных эталонов

Таким образом, исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского (Суфий-мудрец, учитель)

учения в арабской традиции.

Обязанности учителя в суфийском учении:

1. «Первая обязанность учителя — симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми».

2.»Вторая обязанность учителя — следовать примеру Дающего за­кон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу… не должен принимать ни платы, ни благодарности».

3.»Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».

4.»Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен дейст­вовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попрека­ми…»

5.»Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебре­жительно отзываться о других науках перед учениками».

  1. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот спосо­бен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не спо­собен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».

  2. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудо­умные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».

8.»Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим де­лам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источ­ник информации, а живой пример эффективности учения.

А вот как могут звучать современные заповеди учителю.

Заповеди современного учителя :

  1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообраз­ное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

( Единственное исключение — неприятие в ребен­ке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)

  1. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отри­цательные.

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

  1. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку — сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.

  2. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты ду­маешь, что знаешь). (Иногда можно приме­нить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге все­гда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

  3. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Нахо­ди прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети бу­дут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:

  1. Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.

  2. Умение взаимодействовать с личностью: организаторские, коммуникативные и оценочные умения.

Несколько примеров развития педагогической техники учителя:

1.Элементы мастерства в деятельности педагога.

Учителя- профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Мастерство учите­ля проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.

Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения — наличие у педагога творческого замысла урока на основе:

а) осознания и анализа общих методологических и теоретических
позиций учителя (подходов, теорий, методологических принципов, тех­
нологий);

б) учета психологических особенностей учащихся и их особенно­
стей как субъектов обучения;

в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);

г) пространственного решения (компоновки учеников в зависимо­
сти от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере­
движения по классу);

д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.

Современные технологии преподавания основаны на том, что учи­тель не боится перемещать учеников в пространстве класса в соответст­вии с целями и формой урока. Помочь учителю могут несложные правила:

а) чем теснее круг детей, тем более неформально будет их общение друг с другом;

б) парты и любые другие преграды разъединяют людей, поэтому их использование приведет к большей формализации общения

Второе условие — продумывание це­лей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к то­му, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

Третье условие — ощущение целостности происходящего и обос­нование необходимости тех или иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться це­лостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:

  • «чего я хочу дос­тичь?»

  • «для чего я предпринимаю те или иные действия?»

  • Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?

Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»

2. Передача ответственности учащимся.

Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней — мечта, наверное, всех учителей.

Она состоит из нескольких этапов, следуя к учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возни него отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

  1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету, предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха. (использовать не личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости для того, чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы)

  2. Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводится с помощью специальных тестовых заданий.

  3. Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха

  4. Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.

  5. Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.

Передавать детям ответственность — работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании — тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за взросление детей, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться. Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.

При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.

Показатели эффективности учебной деятельности

  1. диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей,

  2. организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);

  3. выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);

  4. воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);

  5. создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся
    знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать,
    применять, использовать, по каким показателям;

  6. нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;

  7. активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);

  8. усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.

В процессе обучения ос­новным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.

Основными показателями эффек­тивности деятельности учителя принято считать:

  • совершенствование учебного процесса

  • уровень сформированности предметных компетенций учащихся

  • повышение уровня воспитанности детей

  • мастерство и педагогический профессионализм учителя

В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при

овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.

Фиксированное наблюдение за реакциями учащихся при изучении их отношений с учителями

Действия учителя

Реакция учащихся

если учитель пользуется ав­торитетом

при нейтральном отношении к учителю

при отрицательном от­ношении к учителю

Просьба

Проявление радости

Согласие выполнить без обязательности

Согласие без выполнения

Совет

Обязательность выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Игнорирование

Требование

Качественное, добросовестное выполнение

Формальное выполнение

Уход от выполнения тре­бования

Угроза

Чувство вины перед учителем

Самооправдание поведе­ния

Пренебрежение к угрозе

Наказание

Исправление

Приспособленчество

Озлобление

Поощрение

Повышение ответственности и требовательности к себе

Самодовольство

Презрение к учителю

Обещание

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения вы­полненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Ошибки

Помощь учителю в его работе

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

Пожелание учителям:

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

класс

показатель мастерства

Альтернативные описания

• большая группа людей с определенным положением в системе общественного производства

• в математике: множество

• категория, подразделение

• мера качества, степень, уровень

• одна из категорий в систематике животных и растений

• помещение в школе

• разряд в зоологии, биологии

• разряд профессионального водителя

• разряд, устанавливаемый жюри кровным собакам на выставках

• систематика, категория в биологии

• школьная комната для занятий

• школьное помещение

• группа учеников

• категория в биологической классификации

• в математике: то же, что множество

• коллектив, сидящий на уроке

• пьеса английского писателя Дэвида Стори «… живой натуры»

• что доказывает мастер каждой своей работой?

• градация кают на теплоходе

• уровень профессионализма

• комната в школе

• общественный слой

• рабочие, капиталисты

• школьная группа

• уроки мастер-…

• 1 «А» в школе

• коллектив за партами

• категория

• буржуазия

• в него идет учитель на урок

• в нем тишина на контрольной

• школьный коллектив

• группа школьников

• первый раз в первый …

• сословие

• школьное «подразделение»

• в него заходит опоздавший ученик

• подопечные учителя

• «боевой» плацдарм учителя

• место встречи учителя с учениками

• школьный ученический коллектив

• подопечная компания учителя

• туда учитель идет, как на войну

• школьная «группировка»

• 1-ый «А» в школе

• место испытания нервов учителя

• школьная «бригада»

• в нем отвечают у доски

• школьные соученики

• подразделение учеников

• разряд водителя

• группа первоклашек

• подразделение школьников

• заставлен партами

• Учебная комната

• Одна из категорий в систематике животных и растений

• В математике: совокупность цифр трех соседних разрядов числа

• Группа учащихся одного и того же года обучения

• Школьное помещение

• Множество каких-нибудь единиц

• «1а» в школе

• «Боевой» плацдарм учителя

• 1-ый «А» в школе

• или лучше клас м. отдел, раздел, отделенье, разряд, порядок, круг однородного; степень; сословие. Животное царство делится на классы, а классы на разряды, разряды же на роды, состоящие из видов. Чины в России распределены на классов. Ученики в заведеньях делятся на классы, для облегченья преподаванья; как время ученья, так и самые учебные комнаты называются классами. Классный, к классу в различных знач. относящ. Классное ученье, противополагается одиночному. Классное место, в гражданской службе; штатное, вошедшее в роспись и замещаемое чиновником, место офицерского чина. Классик м. каждый писатель или художник, признанный общим мненьем классическим, превосходным, примерным, образцовым; также следующий классицизму, школе, принятым строгим правилам творчества, противопол. романтик, романтизм. Классифировать что, размещать, распределять, разделять на разряды и порядки; -ся, быть распределяему. Классифированье ср. классификация ж. распределенье; размещенье на отделы

• множество в математике

• пьеса английского писателя Дэвида Стори «… живой натуры»

• что доказывает мастер каждой своей работой

• школьная «бригада»

• школьная «группировка»

• школьное «подразделение»

44. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Под педагогическим профессионализмом необходимо понимать совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями и навыками, которые должны сочетаться с хорошим знанием содержания предмета, знанием и умением применять педагогические технологии, с нравственно-эстетическим отношением педагога к жизни, его способностью понимать педагогические цели, осуществлять их практическое достижение. Совокупность всех этих компонентов обеспечивает высокую эффективность и качество образования и воспитания учащихся.

Педагог-профессионал в совершенстве владеет педагогической техникой, техническими приемами, которые применяются в процессе обучения целенаправленно, систематически и последовательно, что способствует приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков.

Без стремления преподавателя к педагогическому профессионализму его знания как в своей сфере, так и в области педагогической и психологической наук становятся невостребованными, теряют свою значимость, так как их невозможно применить в практической деятельности.

Одним из важных критериев педагогического профессионализма является способность преподавателя к целеполаганию и целеосуществлению. Цели необходимы для осуществления осмысленной педагогической деятельности, они связывают все ее компоненты, этапы в гармоническое единое целое. Преподавателю необходим постоянный целевой контроль за своей профессиональной деятельностью, это обеспечивает педагогическую эффективность образовательного процесса.

Педагогический профессионализм невозможен без психолого-педагогической компетентности преподавателя. Для этого ему необходимы знания о законах психологического развития человека; о критериях психологических нагрузок, закономерностях протекания и развития психических и физиологических процессов в различных ситуациях и условиях обучения. Педагогу необходимо также разбираться в правилах и способах повышения эффективности восприятия и деятельности учащихся, причем важно учитывать психологические условия эффективного воздействия на учащихся.

Еще одним показателем педагогического профессионализма является постоянный поиск новых, более эффективных и наиболее приемлемых форм и методов обучения. Процесс обучения, включающий в себя инновационную деятельность педагога, отличается максимальным использованием новейших технических средств обучения, что способствует всестороннему развитию учащихся.

Все перечисленные компоненты педагогического профессионализма должны сочетаться с высоким уровнем общей культуры преподавателя:

• нравственно-этическими качествами;

• культурой общения с окружающими;

• постоянным самосовершенствованием и самообразованием;

• ответственным отношением к своей профессиональной деятельности;

• компетентностью во многих областях знаний;

• тонким художественным вкусом;

• культурой внешнего вида,

• человеческой гуманностью и любовью, уважением к учащимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *